ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы воспитания культуры общения у детей
старшего дошкольного возраста в совместной музыкальной деятельности 7
1.1. Особенности воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Влияние музыкальной деятельности на воспитание культуры общения у старших дошкольников 16
1.3. Педагогические условия воспитания культуры общения у детей
старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности 22
Глава 2. Экспериментальная работа по воспитанию культуры общения
у детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности... 31
2.1. Диагностика уровня культуры общения у детей старшего дошкольного возраста 31
2.2. Содержание работы по воспитанию культуры общения у детей
старшего дошкольного возраста в совместной музыкальной деятельности 38
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 50
2.4. Методические рекомендации для педагогов дошкольной образовательной организации по воспитанию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в совместной музыкальной деятельности... 53
Заключение 56
Список использованной литературы 58
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
Глава 1. Теоретические основы воспитания культуры общения у детей
старшего дошкольного возраста в совместной музыкальной деятельности 7
1.1. Особенности воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Влияние музыкальной деятельности на воспитание культуры общения у старших дошкольников 16
1.3. Педагогические условия воспитания культуры общения у детей
старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности 22
Глава 2. Экспериментальная работа по воспитанию культуры общения
у детей старшего дошкольного возраста в музыкальной деятельности... 31
2.1. Диагностика уровня культуры общения у детей старшего дошкольного возраста 31
2.2. Содержание работы по воспитанию культуры общения у детей
старшего дошкольного возраста в совместной музыкальной деятельности 38
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы 50
2.4. Методические рекомендации для педагогов дошкольной образовательной организации по воспитанию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в совместной музыкальной деятельности... 53
Заключение 56
Список использованной литературы 58
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
Современный этап развития общества выдвигает новые задачи воспитания детей дошкольного возраста. Большое значение придается проблеме воспитания культуры общения детей, поскольку прослеживается утрата лучших речевых традиций, что влечет за собой и упадок общей культуры.
Культура общения предполагает не только умение правильно, выразительно и точно говорить, но и умение слушать и извлекать ту информацию, которую вложил в свою речь говорящий. Высокий уровень культуры общения является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде. В этой связи в современной системе образования особую актуальность вновь приобретает проблема развития культуры общения у детей дошкольного возраста.
Проблеме общения уделяется внимание исследователей различных специальностей философов (А.С. Арсентьев, В.С. Библер, Ф.Т. Михайлов и др.), языковедов-лингвистов (К. Гаузенблас, Л.С. Скворцов и др.), психологов (Л.С. Выготский, А.А Бодалев, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Т.А. Репина, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.), педагогов (Т.И. Бабаева, Р.С. Буре, Р.И. Жуковская, О.М. Казарцева, С.А. Козлова, С.Е. Кулачковская, К.М. Левитан, В.Г. Нечаева, Л.Ф. Островская, Л.А. Пеньковская, Т.А. Маркова, В.Н. Мясищева, и др.).
Общение дошкольников исследовалось в работах Е.А. Аркина, А.Г. Арушановой, В.В. Виноградова, В.В. Гербовой, Д.Б. Годовиковоой, А.Б. Добровича, М.И. Лисиной, С.И. Львовой, А.Г Рузской и др.
На современном этапе сложилась неблагоприятная тенденция к обеднению и ограничению общения детей со сверстниками, что приводит к росту явлений социальной изоляции (детского одиночества), отвержения, к низкому уровню коммуникативной компетентности детей, в том числе культуры общения, низкой мотивации общения и сотрудничества, недостаточному развитию жизненных навыков взаимодействия и сотрудничества с другими детьми, усилению проявлений тревожности и детской агрессивности. В этой связи организация совместной деятельности дошкольников будет способствовать развитию общения между детьми, в том числе воспитанию культуры общения.
В современной психолого-педагогической науке отмечается возрастание интереса к исследованию воспитательных возможностей музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста, в том числе ее потенциалов для развития культуры общения (А.И. Буренина, А.Г. Гогоберидзе, А.Н. Зимина, Н.Г. Куприна О.П. Радынова, Г.П. Стулова, Т.Э. Тютюнникова) В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) ставится задача овладения речью как средством общения и культуры (образовательная область «Речевое развитие»).
В проанализированных нами примерных образовательных программах дошкольного образования, представленных на сайте Федерального института развития образования, задача воспитания культуры общения ставится в большинстве программ (например, программы «От рождения до школы», «Детство», «На крыльях детства», «Тропинки»). В отдельных программах понятие «культура общения» обозначается «культура речевого общения» (программы «Мир открытий», «Образование для процветания», «Разноцветная планета», «Вдохновение»), «коммуникативная культура» (программа «Детский сад 2100»), «речевой этикет» (программа «Успех»), в других программах задачи воспитания культуры общения включаются в задачи воспитания культуры поведения (программы «Детский сад - Дом радости», «Мозаика», «Радуга»).
Сложилось определенное противоречие: несмотря на то, что культуре общения детей всегда уделялось большое внимание в психолого-педагогической литературе, проблема воспитания культуры общения детей старшего дошкольного возраста остается по-прежнему актуальной.
Стремление найти пути разрешения указанного противоречия определило проблему исследования - выявление педагогических условий воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в совместной музыкальной деятельности. Цель исследования - решение данной проблемы.
Объект исследования: процесс воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в совместной музыкальной деятельности.
Гипотеза исследования: процесс воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в совместной музыкальной деятельности будет эффективным, если:
— обогащать опыт сотрудничества дошкольников в процессе пения;
— использовать музыкально-игровые ситуации;
— развивать умение взаимодействовать в процессе музицирования.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.
2. Раскрыть влияние музыкальной деятельности на воспитание культуры общения у старших дошкольников.
3. Выявить, обосновать и апробировать педагогические условия воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в совместной музыкальной деятельности.
4. Разработать методические рекомендации для педагогов дошкольной образовательной организации по воспитанию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в совместной музыкальной деятельности.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования - муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложение.
Культура общения предполагает не только умение правильно, выразительно и точно говорить, но и умение слушать и извлекать ту информацию, которую вложил в свою речь говорящий. Высокий уровень культуры общения является основным условием успешной адаптации человека в любой социальной среде. В этой связи в современной системе образования особую актуальность вновь приобретает проблема развития культуры общения у детей дошкольного возраста.
Проблеме общения уделяется внимание исследователей различных специальностей философов (А.С. Арсентьев, В.С. Библер, Ф.Т. Михайлов и др.), языковедов-лингвистов (К. Гаузенблас, Л.С. Скворцов и др.), психологов (Л.С. Выготский, А.А Бодалев, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Т.А. Репина, А.Р. Лурия, Д.Б. Эльконин и др.), педагогов (Т.И. Бабаева, Р.С. Буре, Р.И. Жуковская, О.М. Казарцева, С.А. Козлова, С.Е. Кулачковская, К.М. Левитан, В.Г. Нечаева, Л.Ф. Островская, Л.А. Пеньковская, Т.А. Маркова, В.Н. Мясищева, и др.).
Общение дошкольников исследовалось в работах Е.А. Аркина, А.Г. Арушановой, В.В. Виноградова, В.В. Гербовой, Д.Б. Годовиковоой, А.Б. Добровича, М.И. Лисиной, С.И. Львовой, А.Г Рузской и др.
На современном этапе сложилась неблагоприятная тенденция к обеднению и ограничению общения детей со сверстниками, что приводит к росту явлений социальной изоляции (детского одиночества), отвержения, к низкому уровню коммуникативной компетентности детей, в том числе культуры общения, низкой мотивации общения и сотрудничества, недостаточному развитию жизненных навыков взаимодействия и сотрудничества с другими детьми, усилению проявлений тревожности и детской агрессивности. В этой связи организация совместной деятельности дошкольников будет способствовать развитию общения между детьми, в том числе воспитанию культуры общения.
В современной психолого-педагогической науке отмечается возрастание интереса к исследованию воспитательных возможностей музыкальной деятельности детей старшего дошкольного возраста, в том числе ее потенциалов для развития культуры общения (А.И. Буренина, А.Г. Гогоберидзе, А.Н. Зимина, Н.Г. Куприна О.П. Радынова, Г.П. Стулова, Т.Э. Тютюнникова) В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (далее ФГОС ДО) ставится задача овладения речью как средством общения и культуры (образовательная область «Речевое развитие»).
В проанализированных нами примерных образовательных программах дошкольного образования, представленных на сайте Федерального института развития образования, задача воспитания культуры общения ставится в большинстве программ (например, программы «От рождения до школы», «Детство», «На крыльях детства», «Тропинки»). В отдельных программах понятие «культура общения» обозначается «культура речевого общения» (программы «Мир открытий», «Образование для процветания», «Разноцветная планета», «Вдохновение»), «коммуникативная культура» (программа «Детский сад 2100»), «речевой этикет» (программа «Успех»), в других программах задачи воспитания культуры общения включаются в задачи воспитания культуры поведения (программы «Детский сад - Дом радости», «Мозаика», «Радуга»).
Сложилось определенное противоречие: несмотря на то, что культуре общения детей всегда уделялось большое внимание в психолого-педагогической литературе, проблема воспитания культуры общения детей старшего дошкольного возраста остается по-прежнему актуальной.
Стремление найти пути разрешения указанного противоречия определило проблему исследования - выявление педагогических условий воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в совместной музыкальной деятельности. Цель исследования - решение данной проблемы.
Объект исследования: процесс воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в совместной музыкальной деятельности.
Гипотеза исследования: процесс воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в совместной музыкальной деятельности будет эффективным, если:
— обогащать опыт сотрудничества дошкольников в процессе пения;
— использовать музыкально-игровые ситуации;
— развивать умение взаимодействовать в процессе музицирования.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть особенности воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.
2. Раскрыть влияние музыкальной деятельности на воспитание культуры общения у старших дошкольников.
3. Выявить, обосновать и апробировать педагогические условия воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в совместной музыкальной деятельности.
4. Разработать методические рекомендации для педагогов дошкольной образовательной организации по воспитанию культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в совместной музыкальной деятельности.
Методы исследования: теоретический анализ научной литературы, наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ результатов исследования.
База исследования - муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Структура дипломной работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы и приложение.
Вопросы воспитания культуры общения рассматриваются в работах З.С. Смелковой, Н.Е. Богуславской, Е.О. Смирновой, О.М. Казарцевой и других авторов. Культура общения - это такой выбор, такая организация языковых средств, которые в определённой ситуации общения при соблюдении современных языковых норм этики позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных задач.
Культура общения обязательно предполагает культуру речи, которая в свою очередь также предполагает наличие у детей старшего дошкольного возраста достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.
На основе анализа психолого-педагогической литературы, в структуре культуры общения мы выделили следующие компоненты: когнитивный, мотивационный, поведенческий.
Воспитание культуры общения имеет закономерности, связанные с возрастными особенностями. Ведущие педагоги выделяют основные способы педагогического воздействия: приучение, упражнение, проблемные ситуации, пример для подражания, словесные методы (беседа, разъяснение).
Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста осуществляется в тесной связи с формированием у детей навыков коллективизма.
В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие (слушание) музыки, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность, которые в ДОО реализуется в организационных формах: музыкальная непосредственная образовательная деятельность, праздники и развлечения, музыка в повседневной жизни, самостоятельная музыкальная деятельность детей.
Теоретический анализ литературы позволил нам предположить, что наиболее эффективному процессу воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в совместной музыкальной деятельности будут способствовать следующие педагогические условия:
— обогащение опыта сотрудничества дошкольников в процессе пения;
— использование музыкально-игровых ситуаций;
— развитие умения взаимодействовать в процессе музицирования. Экспериментальная работа проводилась в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад района Белгородской области и включала 3 этапа.
Целью констатирующего этапа эксперимента было выявление уровня культуры общения у старших дошкольников. Нами был выявлен исходный уровень культуры общения.
Количественный и качественный анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, показал, что высокий уровень культуры общения у старших дошкольников выявлен у 8,3% детей, средний уровень у (50%) детей, низкий уровень у 41,7% детей старшего дошкольного возраста На формирующем этапе мы разработали и реализовали содержание работы, способствующее, на наш взгляд, воспитанию культуры общения у старших дошкольников, апробировав заявленные условия гипотезы.
На контрольном этапе проводилась повторная диагностика культуры общения у старших дошкольников. Анализ результатов выявил положительную динамику этого процесса. Количество детей с высоким уровнем увеличилось на 33,3%, а с низким - уменьшилось на 24,9%.
Таким образом, поставленные в исследовании задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение.
Культура общения обязательно предполагает культуру речи, которая в свою очередь также предполагает наличие у детей старшего дошкольного возраста достаточного запаса слов, умение говорить тактично, сохраняя спокойный тон. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх, в значительной мере предотвращает между ними конфликты.
На основе анализа психолого-педагогической литературы, в структуре культуры общения мы выделили следующие компоненты: когнитивный, мотивационный, поведенческий.
Воспитание культуры общения имеет закономерности, связанные с возрастными особенностями. Ведущие педагоги выделяют основные способы педагогического воздействия: приучение, упражнение, проблемные ситуации, пример для подражания, словесные методы (беседа, разъяснение).
Воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста осуществляется в тесной связи с формированием у детей навыков коллективизма.
В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности: восприятие (слушание) музыки, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность, которые в ДОО реализуется в организационных формах: музыкальная непосредственная образовательная деятельность, праздники и развлечения, музыка в повседневной жизни, самостоятельная музыкальная деятельность детей.
Теоретический анализ литературы позволил нам предположить, что наиболее эффективному процессу воспитания культуры общения у детей старшего дошкольного возраста в совместной музыкальной деятельности будут способствовать следующие педагогические условия:
— обогащение опыта сотрудничества дошкольников в процессе пения;
— использование музыкально-игровых ситуаций;
— развитие умения взаимодействовать в процессе музицирования. Экспериментальная работа проводилась в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад района Белгородской области и включала 3 этапа.
Целью констатирующего этапа эксперимента было выявление уровня культуры общения у старших дошкольников. Нами был выявлен исходный уровень культуры общения.
Количественный и качественный анализ результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, показал, что высокий уровень культуры общения у старших дошкольников выявлен у 8,3% детей, средний уровень у (50%) детей, низкий уровень у 41,7% детей старшего дошкольного возраста На формирующем этапе мы разработали и реализовали содержание работы, способствующее, на наш взгляд, воспитанию культуры общения у старших дошкольников, апробировав заявленные условия гипотезы.
На контрольном этапе проводилась повторная диагностика культуры общения у старших дошкольников. Анализ результатов выявил положительную динамику этого процесса. Количество детей с высоким уровнем увеличилось на 33,3%, а с низким - уменьшилось на 24,9%.
Таким образом, поставленные в исследовании задачи решены, гипотеза нашла свое подтверждение.



