Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«Детские годы Багрова-внука» и «Воспоминания» С. Т. Аксакова (сопоставительный анализ)

Работа №61010

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы62
Год сдачи2017
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
274
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Мемуарно-автобиографическая проза Аксакова.
1. Жанровое своеобразие прозы Аксакова.
2. Проблема воспоминания в мемуарно-автобиографической прозе
Аксакова.
3. Проблема письма в мемуарно-автобиографической прозе Аксакова.
Глава 2. «Детские годы Багрова-внука» и «Воспоминания»
С. Т. Аксакова: особенности поэтики.
1. Сопоставительный анализ «Детских годов Багрова-внука» и
«Воспоминаний».
2. «Воспоминания».
3. «Детские годы Багрова-внука».
Заключение
Библиография

С. Т. Аксаков - один из писателей-классиков, творчество которого долгое время оставалось наименее изученным. В дореволюционное время оно привлекало внимание Н. Г. Чернышевского, Н. А. Добролюбова, П. В. Анненкова, С. С. Дудышкина, Н. П. Гилярова-Платонова и Л. Н. Толстого. Собственно литературоведческому изучению Аксакова положил начало С. И. Машинский. Он проводит своеобразную реабилитацию писателя, освобождая его от образа крепостника, не заботящегося о судьбе народа. Машинский включает Аксакова в круг чтения советского человека, подготавливает два издания собраний сочинений писателя.
В работах 80-х годов в большей степени рассматривается личность Аксакова, его окружение и отношение к славянофильству. К ним можно отнести следующие исследования: Кулешов В. И. «Славянофилы и русская литература», Э. Л. Войтоловская «С. Т. Аксаков в кругу писателей-классиков». В 80-90-е преобладает биографический аспект изучения Аксакова, предполагающий рассмотрение документальных материалов, как то: письма, дневники. В это же время выходит книга из серии «ЖЗЛ», написанная М. П. Лобановым и посвященная исследованию биографии Аксакова. Ю. В. Манн также рассматривает биографии членов семьи Аксаковых, с этой целью он использует материалы автобиографических произведений С. Т. Аксакова. Манн с опорой на трилогию изучает время, в которое происходило становление будущего писателя. В 1998 г. публикуется монография Е. И. Анненковой , в которой рассматривается все семейство Аксаковых, представляющее собой особый феномен в русской культуре. М. А. Чванов исследует творчество Аксакова в связи с проблемами семьи, темой детства. В его монографии аксаковская проза рассматривается на фоне проблем современного общества - семьи, культуры, экологии, решение которых Чванов ищет у Аксакова.
В год двухсотлетия Аксакова (1991 г.) выходит ряд статей М. П. Лобанова, В. А. Кошелева, В. И. Пыркова.
Сейчас Аксаков изучается довольно активно. Так, ежегодно в Уфе совместными усилиями БГПУ им. М. Акмуллы и мемориального музея С. Т. Аксакова проводятся Международные Аксаковские чтения. Также музеем издаются Аксаковские сборники, на данный момент вышло пять. Основные направления современного аксаковедения: родословная Аксаковых, их идейное наследие, отношение к славянофильству, аксаковское краеведение, изучение Аксакова в школе и вузе, и, наконец, собственно изучение творчества С. Т. Аксакова, притом не только с точки зрения литературоведения. Так, часть статей о С. Т. Аксакове написаны в аспекте педагогики, православия или же психологии.
Моя работа посвящена сопоставительному анализу двух произведений С. Т. Аксакова - «Воспоминаний» и «Детских годов Багрова-внука». «Воспоминания» традиционно относятся к литературе мемуарной, «Детские годы...» - к художественной. Я в какой-то мере объединяю эти два текста под одним понятием - мемуарно-автобиографической прозы. Такой подход объясняется их близостью, сходством содержания и композиции.
В своем исследовании я ориентировалась на работы А. Г. Тартаковского - «Мемуаристика как феномен культуры» и «Русская мемуаристика и историческое сознание XIX века», в которых рассматривается история становления и развития мемуаров на русской почве, обращается внимание и на саму характеристику жанра. Также важной при анализе текстов для меня стала книга Л. Я. Гинзбург «О психологической прозе», в которой, помимо заявленной в заглавии темы, рассматривается различие между мемуарной и художественной прозой. Отдельно хочется отметить диссертацию Л. А. Симоновой «Французская проза первой половины XIX века и проблема личного письма», в которой автор вводит в российский контекст изучения личного письма таких значительных теоретиков автобиографии, как Филипп Лежен, Жорж Гюсдорф и др. Добавим также, что для описания нарративной структуры текстов использовалась «Нарратология» В. Шмида.
В качестве объекта исследования в моей работе выступает мемуарно-автобиографическая проза С. Т. Аксакова, при этом меня интересует, как мемуарная часть данного понятия, так и автобиографическая. В первой главе проза Аксакова рассматривается в контексте существующей мемуарной традиции. Также в моей работе уделяется внимание автобиографической составляющей текста: я применяю к тексту Аксакова теоретические положения Гюсдорфа о разделении в автобиографической прозе единого авторского начала на Я-субъект и Я-объект, изложенные в диссертации Л. А. Симоновой.
Предметом моего исследования являются сами произведения С. Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука» и «Воспоминания», в некотором смысле дилогия о детстве и юношестве автора.
Цель работы - выделить и проанализировать наиболее существенные особенности поэтики произведений Аксакова.
В соответствии с целью исследования мною определены следующие задачи:
1. Рассмотреть проблему жанра произведений Аксакова.
2. Проследить, как реализуется в текстах мотив «воспоминания» и как во время письма совершается отбор воспоминаний.
3. Проанализировать, как в мемуарно-автобиографической прозе Аксакова происходит разделение авторского «я» на субъект и объект письма одновременно.
4. Рассмотреть отдельные особенности поэтики «Детских годов...» и «Воспоминаний».
Актуальность моего исследования обусловлена малым количеством работ на выше заявленные темы. Научная новизна моей работы заключается в рассмотрении проблемы письма в прозе Аксакова и применении к ней теоретических положений французских исследователей автобиографии.
В первой главе моей работы я занимаюсь рассмотрением вопроса о жанре произведений Аксакова и прихожу к выводу, что однозначно определить его невозможно, в прозе Аксакова есть как мемуарная, так и художественная составляющая. Также я рассматриваю мотив «воспоминания» в «Детских годах-Багрова внука» и «Воспоминаниях», образ главного героя, который формируется в результате взаимодействия Я-субъекта и Я-объекта, так или иначе представляющий видение себя автором в детстве. Во второй главе я
выделяю отдельные особенности поэтики произведений, которые, на мой взгляд, являются наиболее существенными.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, моя работа была посвящена мемуарно-автобиографической прозе Аксакова, а именно двум его произведениям - «Детские годы Багрова-внука» и «Воспоминания», которые по своему сюжету и особенностям поэтики, составляют дилогию. «Воспоминания», хотя и были написаны раньше «Детских годов...» явно прочитываются как их продолжение. Определение жанра произведений Аксакова - сегодня один из наиболее насущных вопросов аксаковедения. Думается, что окончательно решить этот вопрос не представляется возможным, поэтому мы используем в качестве основного понятия - понятие мемуарно-автобиографической прозы.
Важным также представляется рассмотрение вопроса о построении текста «Воспоминаний» и «Детских годов.», а именно - как автором совершается отбор собственных воспоминаний, что включается в конечное произведение, что нет. Писатель как бессознательно, так и вполне осознанно из всей совокупности событий собственной жизни формирует определенное, конечное «поле» своей биографии, из которого затем вырастает автобиографическое сочинение.
Часть моей работы посвящена рассмотрению проблемы письма в мемуарно-автобиографической прозе Аксакова. В основном я ориентируюсь на теоретические положения Жоржа Гюсдорфа, который пишет о разделении единого авторского начала на Я-субъект и Я-объект. Я-субъект, мыслящий и анализирующий, - это авторская инстанция, которая организует текст, создает сюжет, выстраивает образы персонажей, в том числе образ себя в качестве персонажа, в котором находит свое отражение Я-объект, подвергшийся мыслительной операции.
Во второй главе я выделяю отдельные особенности поэтики этих двух произведений Аксакова, например, пишу о хронотопе готического романа, который возникает в «Воспоминаниях» и идиллическом хронотопе, присутствующем в «Детских годах...» и почти отсутствующим в «Воспоминаниях».
Таким образом, моя работа состоит как из теоретической части (труды Ж. Гюсдорфа, Ф. Лежена, Л. Я. Гинзбург, М. М. Бахтина), которая представляется необходимой для рассмотрения выше перечисленных вопросов, так и из практической части, то есть, собственно, из исследования поэтики «Детских годов.» и «Воспоминаний».



1. Тексты С. Т. Аксакова.
1. Аксаков С. Т. Собр. соч.: В 5 т. / Под общ. ред., и примеч. С. И. Машинского. М.: Правда, 1966.
2. Аксаков С. Т. Собр. соч.: В 3 т. / Вст. статья Е.А. Анненковой; Коммент. Л. Н. Сухановской и В. А. Фатеева. М.: Худож. лит., 1986.
3. Аксаков С. Т. Собр. соч.: В 4 т. / Вст. статья, подготовка текста и примеч. С. И. Машинского. М.: Гослитиздат, 1955.
4. Аксаков С. Т. Воспоминания // Аксаков С. Т. Собр. соч.: В 5 т. Т 2. М.:
Правда, 1966 (библиотека «Огонек»). C. 5 - 157.
5. Аксаков С. Т. Детские годы Багрова-внука// Аксаков С. Т. Собр. соч.: В 5 т. Т. 1. М.: Правда, 1966 (библиотека «Огонек»). C. 263 - 255.
2. Критика и письма.
6. Белинский В. Г. Руководство к всеобщей истории // Белинский В. Г. Полное собрание сочинений.: В 13 т. Т. 6. Статьи и рецензии (1842-1843). М., 1955. С. 90-92.
7. Гиляров-Платонов Н. П. Семейная хроника и Воспоминания. С. Аксакова. Москва. 1856 // Русская Беседа. 1856. Кн. 1. Отд. III: Критика. С. 1-45. Подпись: Н. Г-в.
8. Гиляров-Платонов Н.П. Лица и жизнь с художественным тактом воспроизведенные в «Детских годах Багрова-внука» // C. Т. Аксаков. Его жизнь и сочинения. Сб. ист.-лит. ст. / Сост. В. И. Покровский. изд. 2-е, доп. М., 1912. С. 207-210.
9. Добролюбов И. А. Деревенская жизнь помещика в старые годы // Добролюбов Н.А. Собр. соч.: В 9 т. Т.2. М., Л., 1962. С. 290-326.
10. Дудышкин С. С. «Семейная хроника» и «Воспоминания» С.Т. Аксакова // Отечественные записки. 1856. Т. 35. № 4. Отд. 3. С. 69-90.
11. Тургенев И. С. Полное собрание сочинений и писем: в 30 т. Т.3. Письма (1855-1858). М., 1987. 704 с.
12. Хомяков А.С. С.Т. Аксаков. Русская беседа. 1859. № 3. С. 1-8.
Шевырев С. П. «Детские годы Багрова-внука, служащие продолжением «Семейной хроники» С. Т. Аксакова // Русская беседа. 1858. № 10. Отд. 3. С. 63-92.
13. Шевырев С. П. «Детские годы Багрова-внука, служащие продолжением «Семейной хроники» С.Т. Аксакова // Русская беседа. 1858. № 10. Отд. 3. С. 63-92.
3. Исследования.
14. Аверин Б. В. Дар Мнемозины: Романы Набокова в контексте русской автобиографической традиции. СПб., 2003. 399 с.
15. Аксаковские чтения (1996—1997 гг.) / Ред. Г. О. Иванова. Уфа: Мемориальный Дом-музей С. Т. Аксакова, 1997. 162 с.
16. Аксаковские чтения: (материалы Х1 Всерос. науч. конф. Уфа, 2 окт. 2009 г.) / редкол.: В. В. Борисова (отв. ред.), С. А. Салова, Г. Н. Кузина, О. С.
Тарасенко, П. И. Федоров; Башк. гос. пед. ун-т им. М. Акмуллы,
17. Аксаковские чтения: духовное и литературное наследие семьи Аксаковых. Материалы Международной научно-практической конференции (28—29 сентября 2001 г.). Часть I / Отв. ред. Т. Н. Дорожкина; Ред. коллегия: В. В. Борисова, Ю. И. Закиева, Т. О. Иванова, И. П. Малютин, И. А. Никитина. Уфа, БИРО, 2001. 134 с.
18. Аксаковские чтения: духовное и литературное наследие семьи Аксаковых: Материалы международной научно-практической конференции (28—29 сентября 2001 года). Часть II / Ответственный редактор Т. Н. Дорожкина; Ред. коллегия: В. В. Борисова, Ю. И. Закиева, Т. О. Иванова, И. П. Малютин, И. А. Никитина. Уфа: БИРО, 2003. 105 с.
19. Аксаковский сборник. Выпуск 3 / Ред.-Сост. Г. О. Иванова. Уфа: Мемориальный дом-музей С. Т. Аксакова, 2001. 248 с.
20. Аксаковский сборник. Выпуск 4 / Ред.-Сост. Г. О. Иванова. Уфа: Мемориальный дом-музей С. Т. Аксакова, 2005. 234 с.
21. Аксаковский сборник. Выпуск 5 / Ред.-Сост. Г. О. Иванова. Уфа: Мемориальный дом-музей С. Т. Аксакова, 2008. 288 с.
22. Аксаковский фонд, Мемориальный дом-музей С. Т. Аксакова. Уфа: Вагант, 2009. 264 с.
23. Анненкова Е. И. Аксаковы. СПб.: Наука, 1998. 366 с.
24. Бахтин М. М. 1961 г. Заметки // Бахтин М. М. Собр. соч.: В 7 т. Т. 5. М., 1997. С. 366.
25. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. М. Собрание сочинений: в 7 т. М., 2012. Т. 3. С. 340-513.;
26. Белокопытова О. Н. «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука» С. Т. Аксакова и проблема мемуарно-биографического жанра в русской литературе 40-50-х годов XIX века: автореф. дис. ... канд. филол. наук.- Воронеж, 1966. 23 с.
27. Бялый Г. А. С. Т. Аксаков // История русской литературы: В 10 т. Т. 7 / гл. ред. М.П. Алексеев, Н.Ф. Бельчиков. М. - Л.: Изд-во АН СССР, 1941—1956. М.; Л., 1955. С. 571—595.
28. Вацуро В. Э. Русская идиллия в эпоху романтизма // Русский романтизм. Л., 1978. С. 118-138.;
29. Войтоловская Э. Л. С. Т. Аксаков в кругу писателей-классиков. Л.: Дет. лит., 1982. 220 с..
30. Гинзбург Л.Я. О психологической прозе. М., 1999. 415 с.
31. Гудков, Г. Ф.; Гудкова, З. И. С. Т. Аксаков. Семья и окружение: Краеведческие очерки. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1991. 384 с.
32. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. М., 1984. С. 97-98.
33. Евдокимова О. В. Мнемонические элементы поэтики Н. С. Лескова. СПб.,
2001. 317 с.
34. Зорин А.Л. Появление героя: Из истории русской эмоциональной культуры конца XVIII - начала XIX века. М.: Новое литературное обозрение,
2016. 568 с.
35. Ишкиняева Л. К. Творчество С Т Аксакова и литературная традиция XVIII столетия: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Ульяновск, 2011. 22 с.
36. Кочеткова Н. Д. Литература русского сентиментализма (Эстетические и художественные искания). СПб.: Наука, 1994. 281 с.
37. Кошелев В. А. С. Т. Аксаков // Русские писатели (1800-1917): биографический словарь. Т. 1. С. 35-39.
38. Летопись жизни и творчества С. Т. Аксакова / Сост. В.В. Борисова, Е.П. Никитина. Уфа: Изд-во БГПУ, 2010. С. 14.
39. Ляпушкина Е. И. Русская идиллия XIX века и роман И. А. Гончарова «Обломов». СПб., 1996. 148 с.
40. Макарова А. А. Нарративная организация повести С. Т. Аксакова «Детские годы Багрова-внука» // Литература Урала: история и современность. Екатеринбург, 2006. Вып.2. С. 243-253.
41. Мальцев Ю. В. Бунин. 1870—1953. Франкфурт на Майне - М.: Посев, 1994г. 432 с.
42. Манн Ю. В. Семья Аксаковых. Историко-литературный очерк. М.: Дет. лит., 1992. 384 с.
43. Машинский С. И. С. Т. Аксаков. Жизнь и творчество. 2-е изд. М.: Худож. лит., 1973. 575 с.
44. Никитина Е. П. Творческая индивидуальность С. Т. Аксакова в историкофункциональном и сравнительно-типологическом освещении: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Магнитогорск, 2007. 25 с.
45. Николаева Н. Г. «Семейная хроника» и «Детские годы Багрова-внука» С. Т. Аксакова: формы письма и традиции жанра: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Новосибирск, 2004. 17 с.
46. Николаева Н. Г. К вопросу об изучении творчества С. Т. Аксакова // Материалы к словарю сюжетов и мотивов русской литературы. Новосибирск,
2002. Вып.5. С. 106-116.
47. Рымарь Н.Т. Воспоминание и повествование. К проблеме аутентичности художественного высказывания // Поэтика русской литературы: Сб. статей. М., 2009. С. 15 - 26.
48. Симонова Л. А. Французская проза первой половины XIX века и проблема личного письма: Дис. ... доктора филол. наук. М., 2015. 506 с.
49. Созина Е. К. Сознание и письмо в русской литературе. Екатеринбург: Изд- во Уральского ун-та, 2001. 552 с.
50. Сурков Е. А. Русская повесть в историко-литературном контексте XVIII - первой трети XIX века. Кемерово, 2007. 276 с.
51. Тартаковский А.Г. Русская мемуаристика и историческое сознание XIX века. М., 1997. 356 с.
52. Тартаковский А.Г. Мемуаристика как феномен культуры // Вопросы литературы. 1999. № 1. С. 35 - 55.
53. Угрюмов В. Е. Стиль прозы С. Т. Аксакова: автореф. дис.... канд. Наук. М., 2010. 22 с.
54. Хализев В.Е. Теория литературы / В.Е.Хализев. М.: Высш. шк., 2002. 438 с.
55. Хейден У. Метаистория: Историческое воображение в Европе XIX века. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002. 528 с.
56. Чуркин А. А. Мемуарно-автобиографическая проза С. Т. Аксакова: проблемы поэтики: диссертация ... кандидата филолог, наук. СПб., 2013. 273 с.
57. Чуркин А. А. Сюжет и герой в мемуарной прозе С. Т. Аксакова // Рус. лит. СПб., 2009. №3. С. 109-115.
58. Шмид В. Нарратология. М., 2003. 312 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ