Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АЛГОРИТМОВ ПИСЬМЕННОГО УМНОЖЕНИЯ

Работа №61006

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы96
Год сдачи2016
Стоимость4930 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
401
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава I. Теоретические основы формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников 8
1.1 Сущность и специфика универсальных учебных действий. Виды
универсальных учебных действий 8
1.2 Особенности формирования регулятивных универсальных учебных
действий у младших школьников 28
1.3 Уровни развития регулятивных универсальных учебных действий у детей
младшего школьного возраста 35
Выводы по 1 главе 51
Глава II. Педагогический эксперимент по формированию регулятивных универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики 52
2.1 Констатирующий этап эксперимента. Выявление уровня развития регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников.... 52
2.2 Формирующий этап эксперимента. Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе изучения
алгоритмов письменного умножения 61
2.3 Контрольный этап эксперимента. Повторная диагностика 78
Выводы по 2 главе 80
Заключение 82
Список использованных источников 85
Приложения 92


Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Актуальность проблемы обусловлена тем, что социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».
Универсализация содержания общего образования позволяет реализовать основные требования общества к образовательной системе через: формирование культурной идентичности учащихся как граждан России, сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы, обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях, достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования культурной идентичности и общности всех граждан и народов России, формирование универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира.
Теоретико-методологической основой стандартов нового поколения служит:- системно-деятельностный, культурно-исторический подход, базирующийся на положениях научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и др.
Базовым положением служит тезис:- развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знания определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
Психолого-педагогическими исследованиями отечественных и зарубежных ученых (М.Н. Шардакова, Л.С. Выготского, Л.С. Занкова, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина, С.Л. Рубинштейн, В.В. Давыдова, И. Ломпшер, Ж. Пиаже, Л.А. Венгер, и др.) доказано, что основные логические действия на элементарном уровне можно сформировать у детей, начиная с 5-6-летнего возраста.
Методические исследования по развитию регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе направлены преимущественно на решение частных задач, не учитывая тех изменений в иерархии целей обучения, которые произошли в последние годы, а именно того, что интеллектуальное развитие учащихся стало приоритетной целью среднего образования.
Актуальность и целесообразность предпринятого нами исследования определяется целесообразностью развития регулятивных универсальных учебных действий в процессе изучения алгоритмов письменного умножения и недостаточной разработанностью соответствующей методики для начальной школы. Отсюда вытекает проблема исследования: разработать методику развития у учащихся первоначальных познавательных логических универсальных учебных действий на основе содержания современного начального курса математики.
Цель исследования заключается в разработке комплекса специальных упражнений, направленных на формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе изучения алгоритмов письменного умножения.
Объект исследования: процесс формирования регулятивных
универсальных учебных действий у младших школьников.
Предмет исследования: специальные упражнения, направленные на формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что внедрение в процесс обучения математике специально разработанного комплекса упражнений, способствует продуктивному развитию регулятивных УУД младших школьников.
В соответствии с целью и гипотезой в исследовании решались следующие задачи:
1) Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме;
2) Выявить психолого-педагогические, методические и практические предпосылки для развития регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения математике;
3) Разработать и экспериментально проверить комплекс упражнений для младших школьников, способствующих продуктивному развитию регулятивных УУД.
Для решения поставленных задач использовались теоретические и экспериментальные методы исследования. Теоретическое исследование проблемы включало:
- изучение и анализ специальной литературы по логике, методике преподавания математике в начальной школе, психологии, педагогике, в свете сформулированной проблемы исследования;
- анализ школьных программ и учебных пособий по математике для начальной школы.
Экспериментальная часть исследования состояла из констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.
Методологической основой исследования явилось положение о диалектическом единстве теории и практики в процессе познания, основные положения теории деятельности.
Научная новизна исследования состоит в том, что предложен новый эффективный подход по развитию регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения математике.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
- обоснованы целесообразность и возможность организации систематической работы по развитию регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения математике;
- разработан комплекс упражнений по развитию регулятивных универсальных учебных действий у учащихся начальной школы в процессе изучения алгоритмов письменного умножения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы для усовершенствования методики преподавания математики в начальной школе, при подготовке студентов педагогических факультетов, слушателей курсов повышения квалификации.
Базой исследования явилась МБОУ «Ципьинская средняя
общеобразовательная школа» Балтасинского муниципального района Республики Татарстан.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Изменения, происходящие в настоящее время в социальной, экономической, культурной жизни России оказывают влияние на становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, важнейшим принципом построения которого становится ориентация на личность обучающегося, на взаимодействие учителя и ученика. Это нашло отражение в федеральных государственных стандартов начального образования второго поколения. Главной целью становится воспитание личности, способной к самоопределению, к самообразованию и самовоспитанию. Приоритетные направления развития современной школы получили теоретическое обоснование в трудах В.В. Давыдова, А.Г.Асмолова, А.В.Запорожца, , В.А.Ильенкова, В.Л Матросова, В.А.Трайнева, В.Д. Шадрикова и др. ученых.
Обучение математике обладает уникальными возможностями в плане интеллектуального развития учащихся, в формировании компонентов и качеств мышления, необходимых для продолжения образования и освоения новых областей знаний.
Младший школьный возраст является периодом активного развития всех психических процессов у школьников: памяти, восприятия, мышления, воображения, речи. Переход к школьному обучению означает для детей, прежде всего переход к систематическому накоплению знаний. Усвоение основ наук расширяет их кругозор, развивает мышление, изменяет характер всех психических процессов, формирует у ребенка основы мировоззрения. Мышление является высшим познавательным процессом. Поэтому в процессе обучения оно играет важнейшую роль в развитии всех психических процессов ребенка. Из рассмотрения результатов психолого-педагогических исследований, посвященных становлению и развитию регулятивных универсальных учебных действий у детей, вытекают следующие выводы:
- развитие регулятивных универсальных учебных действий непосредственно связана с процессом обучения;
- формирование первоначальных регулятивных универсальных учебных действий при определенных условиях может успешно осуществляться у детей дошкольного и младшего школьного возраста;
- процесс развития регулятивных универсальных учебных действий, как компонента общеучебных умений, должен быть целенаправленным, непрерывным, концентрическим и связанным с процессом обучения школьным дисциплинам на всех его ступенях.
Регулятивные универсальные учебные действия, как инструмент мышления, естественно формировать в процессе обучения математики.
Анализ и обобщение существующего педагогического опыта дает основание считать, что развитие регулятивных универсальных учебных действий зависит:
- от возраста учащихся;
- от уже имеющегося уровня их сформированности регулятивных учебных действий.
Для реализации цели нашего исследования был проведен педагогический эксперимент. В ходе эксперимента мы разработали и экспериментально проверили комплекс специальных упражнений, направленных на формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе изучения алгоритмов письменного умножения.
На основании полученных результатов в ходе эксперимента можно сделать вывод, что различия в уровнях сформированности регулятивных УУД у учащихся экспериментального и контрольного классов являются существенными.
Таким образом, реализация предложенного нами комплекса специальных упражнений, направленных на формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе изучения алгоритмов письменного умножения способствовало повышению уровня сформированности регулятивных УУД.
Гипотеза нашего исследования, которая заключалась в предположении о том, что внедрение в процесс обучения математике специально разработанного комплекса упражнений, способствует продуктивному развитию регулятивных УУД младших школьников, полностью подтвердилась.



1. Аргунова, Е. Р. Активные методы обучения Текст.: учеб.-метод.
пособие / Е. Р. Аргунова, Р. Ф. Жуков, И. Г. Маричев. — М.:
Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 104 с.
2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли. - М., 2008.
3. Бархаев, Б. П. Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов / Б. П. Бархаев. - Гриф УМО. - СПб.: Питер, 2009. - 444 с.
4. Беркалиев, Т. Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы Текст. / Т. Н. Беркалиев, Е. С. Заир-Бек, А. П. Тряпицына. - СПб.: КАРО, 2007. -144 с.
5. Бордовская, Н. В. Педагогика: учеб. для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб.: Питер, 2000.
6. Бордовская, Н. В. Педагогика: учеб. пособие для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - Гриф МО. - СПб.: Питер, 2008. - 299 с.
7. Виды универсальных учебных действий: Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Академия, 2010. - 338 с.
8. Волков, А. Е. Модель "Российское образование - 2020" //
Вопросы образования. - 2008. № 1. - С. 32-64.
9. Гутник, И. Ю. Гуманитарные технологии педагогической диагностики в междисциплинарном контексте Текст. / И. Ю. Гутник. СПб. : Книжный Дом, 2008. - 248 с.
10. Ефремов, О. Ю. Педагогика: / О. Ю. Ефремов. - СПб.: Питер,
2010. - 351 с.
11. Загвязинский В.И., Закирова А.Ф., Строкова Т.А. Педагогический словарь. М.: Академия, 2008.
12. Загвязинский, В. И. Педагогика: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова; под ред. В. И. Загвязинского. - М.: Академия, 2011.
13. Зайцева И. И. Технологическая карта урока. Методические рекомендации / И Зайцева // Педагогическая мастерская. Всё для учителя!
2011. Пилотный выпуск. - С. 4-6
14. Истратова О. Н. Большая книга детского психолога / О. Н. Истратова, Г. А. Широкова, Т. В. Эксакусто. - 3-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 569 с.
15. Каменская Е. Н. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций / Е. Н. Каменская. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 251 с.
16. Климанова, Л. Ф. Инновационные технологии в обучении грамоте / Л. Ф. Климанова // Начальная школа. - 2010. - № 9. - С. 10.
17. Климов, Е. А. Педагогический труд: психологические
составляющие: учеб. пособие / Е. А. Климов. - Гриф УМО. - М.: Изд-во МГУ: Академия, 2004. - 240 с.
18. Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Краснянская К.А., Логинова О.Б., Татур О.А. Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ. /www. standart. edu. ru/.
19. Ковалева, Г. С/ Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ / Г. С. Ковалева [и др.]. - /www. standart. edu. ru/.
20. Коджаспирова Г. М. Педагогика: учеб. для студ., обуч. по пед. спец. (ОПД. Ф.02 - Педагогика) / Г. М. Коджаспирова. - Гриф УМО. - М.: КноРус, 2010. - 740 с.
21. Коротаева Е.В. Психологические основы педагогического взаимодействия. - М.: Профит Стайл, 2007. - 362 с.
22. Кузнецов, А. А. О школьных стандартах второго поколения / А. А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2. - С. 3-6.
23. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательная системе «Школа 2000» / под. ред. Л. Г. Петерсон. - М., 2010.
24. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Российская академия образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. - 180 с.
25. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования / А. Г. Асмолов, И. А. Володарская, Н. Г. Салмина // Вопросы психологии. - 2007. - № 4. -С. 16-24.
26. Лежнева, Н. В. Урок в личностно-ориентированном обучении: из опыта работы начальной школы Текст. / Н.В. Лежнева // Завуч нач. школы. 2002. — № 1. — С.14.
27. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 321 с.
28. Медведева, Н. В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании / Н. В. Медведева // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 11. - С. 59.
29. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. - М., 2006.
30. Михеева Ю.В. Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий. Статья. Учительская газета, 2012.
31. Михеева Ю.В. Урок. В чём суть изменений с введением ФГОС
начального общего образования: (Статья) // Науч. - практ.
жур.«Академический вестник». - 2011. - Вып. 1(3). - С.46-54.
32. Осмоловская, И. М. Формирвание универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова // Начальная школа. - 2012. - № 10. - С. 6.
33. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М., 2009. - 194 с.
34. Пахнова, Т. М. Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре / Т. М. Пахнова // РЯШ. - 2004. - № 4. - С. 8-16.
35. Педагогика: электронный учебник / под ред. Л. П. Крившенко. - Гриф МО. - М.: Проспект: Кнорус, 2010.
36. Педагогика: теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. учеб. заведений / И. Б. Котова; под ред. С. А. Смирнова. - 8-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 510 с.
37. Примерные программы начального общего образования: В 2 ч. Ч. 1 (Стандарты второго поколения). М., 2009.
38. Примерная основная образовательная программа
образовательного учреждения. Начальная школа / [Сост. Е.С. Савинов]. - М., 2010. - (Стандарты второго поколения.)
39. Педагогика: учеб. пособие / Б. З. Вульфов [и др.]; под ред. П. И. Пидкасистого. - Гриф УМО. - М.: Юрайт, 2009. - 430 с.
40. Педагогика: учебник для вузов / Л. П. Крившенко [и др.]; под ред. Л. П. Крившенко. - Гриф МО. - М.: Проспект, 2010. - 428 с.
41. Педагогические технологии: учеб. пособие / авт.-сост. Т. П. Сальникова. М.: ТЦ Сфера, 2007. - 128 с.
42. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000.» / Построение непрерывной сферы образования. - М., 2002.
43. Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В. Формирование и диагностика организационно-рефлексивных общеучебных умений. - М., 2008.
44. Пилипко П.Н., Громова М.Ю., Чибисова М.Ю. Здравствуй,
школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: Практическая
психология учителю. - М.: УЦ «Перспектива», 2002.
45. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М., 2009. - 194 с
46. Подласый И. П. Педагогика: учеб. по дисциплине "Педагогика и психология" (ч. 1 "Педагогика") для студ. вузов, обуч. по непед. спец. / И. П. Подласый. - 2-е изд., доп.; Гриф УМО. - М.: Юрайт: Высш. образование, 2010. - 574 с.
47. Примерная программа проектирования универсальных учебных действий в начальной школе: пос. для учителя «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : От действия к мысли» [Электронный ресурс]: http://standart.edu.ru/
48. Программа «Математика» Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.Г. Рубина, А.П. Тонких [Электронный ресурс] // Образовательная система «Школа 2100»: http://www.school2100.ru/uroki/elementary/mat.php
49. Программа личностного развития и формирования УУД у обучающихся на ступени начального образования (Образовательная система «Школа 2100»): Нормативно-правовое сопровождение введения ФГОС НОО
[Электронный ресурс] // Образовательная система «Школа 2100»: http: //www.school2100.ru /
50. Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования [Электронный ресурс] : http: //standart. edu.ru/
51. Программа формирования универсальных учебных действий: Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М.: Линка-Пресс, 2009. - 284 с.
52. Проектирование основной образовательной программы образова¬тельного учреждения. - М.: Академкнига, 2010.
53. Проектные задачи в начальной школе. Под редакцией А.Б.Воронцова. - М.: Просвещение, 2011. — 176 с.
54. Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра. / Под ред.А.А.Леонтьева.- М.: Смысл, 2006. - 328 с.
55. Развитие общеучебных умений - путь к функционально грамотной личности / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, А.А.Вахрушев и др. // Начальная школа плюс до и после. - 2006. - № 6. - С. 25.
56. Словарь-справочник по педагогике. Автор-составитель В.А. Мижериков, под ред. П.И. Пидкасистого, М. 2004, с.197.
57. Сафонова Т.В., Чумакова И.А. Проектная задача как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников // Интеграция образования. — 2012. — № 2. — С. 21—26.
58. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. для вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. - 8-е изд., стер.; Гриф МО. - М.: Академия, 2008. - 567 с.
59. Строганова, Л. В. Уроки практической психологии в начальной школе: учеб.-метод. пособие. Вып. 2 / Л. В. Строганова. - М.: Центр пед. образования, 2007. - 72 с.
60. Текнеджян Т.В., Л.А. Аверкиева. Система методической работы школы на этапе перехода к реализации деятельностного метода обучения. - М., 2008.
61. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования второго поколения. М., 2009.
62. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010.- 251 с.
63. Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни - М.: Московский центр качества образования, 2010.
64. Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться / Г.А. Цукерман. - М. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2000. Что значит «уметь учиться». М., 2006.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ