Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АЛГОРИТМОВ ПИСЬМЕННОГО УМНОЖЕНИЯ

Работа №61006

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы96
Год сдачи2016
Стоимость4930 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
418
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава I. Теоретические основы формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников 8
1.1 Сущность и специфика универсальных учебных действий. Виды
универсальных учебных действий 8
1.2 Особенности формирования регулятивных универсальных учебных
действий у младших школьников 28
1.3 Уровни развития регулятивных универсальных учебных действий у детей
младшего школьного возраста 35
Выводы по 1 главе 51
Глава II. Педагогический эксперимент по формированию регулятивных универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики 52
2.1 Констатирующий этап эксперимента. Выявление уровня развития регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников.... 52
2.2 Формирующий этап эксперимента. Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе изучения
алгоритмов письменного умножения 61
2.3 Контрольный этап эксперимента. Повторная диагностика 78
Выводы по 2 главе 80
Заключение 82
Список использованных источников 85
Приложения 92


Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Актуальность проблемы обусловлена тем, что социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».
Универсализация содержания общего образования позволяет реализовать основные требования общества к образовательной системе через: формирование культурной идентичности учащихся как граждан России, сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы, обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях, достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования культурной идентичности и общности всех граждан и народов России, формирование универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира.
Теоретико-методологической основой стандартов нового поколения служит:- системно-деятельностный, культурно-исторический подход, базирующийся на положениях научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и др.
Базовым положением служит тезис:- развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знания определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
Психолого-педагогическими исследованиями отечественных и зарубежных ученых (М.Н. Шардакова, Л.С. Выготского, Л.С. Занкова, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина, С.Л. Рубинштейн, В.В. Давыдова, И. Ломпшер, Ж. Пиаже, Л.А. Венгер, и др.) доказано, что основные логические действия на элементарном уровне можно сформировать у детей, начиная с 5-6-летнего возраста.
Методические исследования по развитию регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе направлены преимущественно на решение частных задач, не учитывая тех изменений в иерархии целей обучения, которые произошли в последние годы, а именно того, что интеллектуальное развитие учащихся стало приоритетной целью среднего образования.
Актуальность и целесообразность предпринятого нами исследования определяется целесообразностью развития регулятивных универсальных учебных действий в процессе изучения алгоритмов письменного умножения и недостаточной разработанностью соответствующей методики для начальной школы. Отсюда вытекает проблема исследования: разработать методику развития у учащихся первоначальных познавательных логических универсальных учебных действий на основе содержания современного начального курса математики.
Цель исследования заключается в разработке комплекса специальных упражнений, направленных на формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе изучения алгоритмов письменного умножения.
Объект исследования: процесс формирования регулятивных
универсальных учебных действий у младших школьников.
Предмет исследования: специальные упражнения, направленные на формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что внедрение в процесс обучения математике специально разработанного комплекса упражнений, способствует продуктивному развитию регулятивных УУД младших школьников.
В соответствии с целью и гипотезой в исследовании решались следующие задачи:
1) Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме;
2) Выявить психолого-педагогические, методические и практические предпосылки для развития регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения математике;
3) Разработать и экспериментально проверить комплекс упражнений для младших школьников, способствующих продуктивному развитию регулятивных УУД.
Для решения поставленных задач использовались теоретические и экспериментальные методы исследования. Теоретическое исследование проблемы включало:
- изучение и анализ специальной литературы по логике, методике преподавания математике в начальной школе, психологии, педагогике, в свете сформулированной проблемы исследования;
- анализ школьных программ и учебных пособий по математике для начальной школы.
Экспериментальная часть исследования состояла из констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.
Методологической основой исследования явилось положение о диалектическом единстве теории и практики в процессе познания, основные положения теории деятельности.
Научная новизна исследования состоит в том, что предложен новый эффективный подход по развитию регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения математике.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
- обоснованы целесообразность и возможность организации систематической работы по развитию регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения математике;
- разработан комплекс упражнений по развитию регулятивных универсальных учебных действий у учащихся начальной школы в процессе изучения алгоритмов письменного умножения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы для усовершенствования методики преподавания математики в начальной школе, при подготовке студентов педагогических факультетов, слушателей курсов повышения квалификации.
Базой исследования явилась МБОУ «Ципьинская средняя
общеобразовательная школа» Балтасинского муниципального района Республики Татарстан.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изменения, происходящие в настоящее время в социальной, экономической, культурной жизни России оказывают влияние на становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, важнейшим принципом построения которого становится ориентация на личность обучающегося, на взаимодействие учителя и ученика. Это нашло отражение в федеральных государственных стандартов начального образования второго поколения. Главной целью становится воспитание личности, способной к самоопределению, к самообразованию и самовоспитанию. Приоритетные направления развития современной школы получили теоретическое обоснование в трудах В.В. Давыдова, А.Г.Асмолова, А.В.Запорожца, , В.А.Ильенкова, В.Л Матросова, В.А.Трайнева, В.Д. Шадрикова и др. ученых.
Обучение математике обладает уникальными возможностями в плане интеллектуального развития учащихся, в формировании компонентов и качеств мышления, необходимых для продолжения образования и освоения новых областей знаний.
Младший школьный возраст является периодом активного развития всех психических процессов у школьников: памяти, восприятия, мышления, воображения, речи. Переход к школьному обучению означает для детей, прежде всего переход к систематическому накоплению знаний. Усвоение основ наук расширяет их кругозор, развивает мышление, изменяет характер всех психических процессов, формирует у ребенка основы мировоззрения. Мышление является высшим познавательным процессом. Поэтому в процессе обучения оно играет важнейшую роль в развитии всех психических процессов ребенка. Из рассмотрения результатов психолого-педагогических исследований, посвященных становлению и развитию регулятивных универсальных учебных действий у детей, вытекают следующие выводы:
- развитие регулятивных универсальных учебных действий непосредственно связана с процессом обучения;
- формирование первоначальных регулятивных универсальных учебных действий при определенных условиях может успешно осуществляться у детей дошкольного и младшего школьного возраста;
- процесс развития регулятивных универсальных учебных действий, как компонента общеучебных умений, должен быть целенаправленным, непрерывным, концентрическим и связанным с процессом обучения школьным дисциплинам на всех его ступенях.
Регулятивные универсальные учебные действия, как инструмент мышления, естественно формировать в процессе обучения математики.
Анализ и обобщение существующего педагогического опыта дает основание считать, что развитие регулятивных универсальных учебных действий зависит:
- от возраста учащихся;
- от уже имеющегося уровня их сформированности регулятивных учебных действий.
Для реализации цели нашего исследования был проведен педагогический эксперимент. В ходе эксперимента мы разработали и экспериментально проверили комплекс специальных упражнений, направленных на формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе изучения алгоритмов письменного умножения.
На основании полученных результатов в ходе эксперимента можно сделать вывод, что различия в уровнях сформированности регулятивных УУД у учащихся экспериментального и контрольного классов являются существенными.
Таким образом, реализация предложенного нами комплекса специальных упражнений, направленных на формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе изучения алгоритмов письменного умножения способствовало повышению уровня сформированности регулятивных УУД.
Гипотеза нашего исследования, которая заключалась в предположении о том, что внедрение в процесс обучения математике специально разработанного комплекса упражнений, способствует продуктивному развитию регулятивных УУД младших школьников, полностью подтвердилась.



1. Аргунова, Е. Р. Активные методы обучения Текст.: учеб.-метод.
пособие / Е. Р. Аргунова, Р. Ф. Жуков, И. Г. Маричев. — М.:
Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 104 с.
2. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г. Молчанов С.В. Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли. - М., 2008.
3. Бархаев, Б. П. Педагогическая психология: учеб. пособие для вузов / Б. П. Бархаев. - Гриф УМО. - СПб.: Питер, 2009. - 444 с.
4. Беркалиев, Т. Н. Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы Текст. / Т. Н. Беркалиев, Е. С. Заир-Бек, А. П. Тряпицына. - СПб.: КАРО, 2007. -144 с.
5. Бордовская, Н. В. Педагогика: учеб. для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - СПб.: Питер, 2000.
6. Бордовская, Н. В. Педагогика: учеб. пособие для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. - Гриф МО. - СПб.: Питер, 2008. - 299 с.
7. Виды универсальных учебных действий: Как проектировать учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Академия, 2010. - 338 с.
8. Волков, А. Е. Модель "Российское образование - 2020" //
Вопросы образования. - 2008. № 1. - С. 32-64.
9. Гутник, И. Ю. Гуманитарные технологии педагогической диагностики в междисциплинарном контексте Текст. / И. Ю. Гутник. СПб. : Книжный Дом, 2008. - 248 с.
10. Ефремов, О. Ю. Педагогика: / О. Ю. Ефремов. - СПб.: Питер,
2010. - 351 с.
11. Загвязинский В.И., Закирова А.Ф., Строкова Т.А. Педагогический словарь. М.: Академия, 2008.
12. Загвязинский, В. И. Педагогика: учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования / В. И. Загвязинский, И. Н. Емельянова; под ред. В. И. Загвязинского. - М.: Академия, 2011.
13. Зайцева И. И. Технологическая карта урока. Методические рекомендации / И Зайцева // Педагогическая мастерская. Всё для учителя!
2011. Пилотный выпуск. - С. 4-6
14. Истратова О. Н. Большая книга детского психолога / О. Н. Истратова, Г. А. Широкова, Т. В. Эксакусто. - 3-е изд. - Ростов н/Д: Феникс, 2010. - 569 с.
15. Каменская Е. Н. Психология развития и возрастная психология: конспект лекций / Е. Н. Каменская. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 251 с.
16. Климанова, Л. Ф. Инновационные технологии в обучении грамоте / Л. Ф. Климанова // Начальная школа. - 2010. - № 9. - С. 10.
17. Климов, Е. А. Педагогический труд: психологические
составляющие: учеб. пособие / Е. А. Климов. - Гриф УМО. - М.: Изд-во МГУ: Академия, 2004. - 240 с.
18. Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Краснянская К.А., Логинова О.Б., Татур О.А. Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ. /www. standart. edu. ru/.
19. Ковалева, Г. С/ Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ / Г. С. Ковалева [и др.]. - /www. standart. edu. ru/.
20. Коджаспирова Г. М. Педагогика: учеб. для студ., обуч. по пед. спец. (ОПД. Ф.02 - Педагогика) / Г. М. Коджаспирова. - Гриф УМО. - М.: КноРус, 2010. - 740 с.
21. Коротаева Е.В. Психологические основы педагогического взаимодействия. - М.: Профит Стайл, 2007. - 362 с.
22. Кузнецов, А. А. О школьных стандартах второго поколения / А. А. Кузнецов. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2008. - № 2. - С. 3-6.
23. Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательная системе «Школа 2000» / под. ред. Л. Г. Петерсон. - М., 2010.
24. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Российская академия образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2008. - 180 с.
25. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования / А. Г. Асмолов, И. А. Володарская, Н. Г. Салмина // Вопросы психологии. - 2007. - № 4. -С. 16-24.
26. Лежнева, Н. В. Урок в личностно-ориентированном обучении: из опыта работы начальной школы Текст. / Н.В. Лежнева // Завуч нач. школы. 2002. — № 1. — С.14.
27. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.: Директ-Медиа, 2008. - 321 с.
28. Медведева, Н. В. Формирование и развитие универсальных учебных действий в начальном общем образовании / Н. В. Медведева // Начальная школа плюс до и после. - 2011. - № 11. - С. 59.
29. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. - М., 2006.
30. Михеева Ю.В. Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий. Статья. Учительская газета, 2012.
31. Михеева Ю.В. Урок. В чём суть изменений с введением ФГОС
начального общего образования: (Статья) // Науч. - практ.
жур.«Академический вестник». - 2011. - Вып. 1(3). - С.46-54.
32. Осмоловская, И. М. Формирвание универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И. М. Осмоловская, Л. Н. Петрова // Начальная школа. - 2012. - № 10. - С. 6.
33. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий: В 2 ч. Ч. 1 / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М., 2009. - 194 с.
34. Пахнова, Т. М. Развивающая речевая среда как средство приобщения к культуре / Т. М. Пахнова // РЯШ. - 2004. - № 4. - С. 8-16.
35. Педагогика: электронный учебник / под ред. Л. П. Крившенко. - Гриф МО. - М.: Проспект: Кнорус, 2010.
36. Педагогика: теории, системы, технологии: учеб. для студ. высш. и сред. учеб. заведений / И. Б. Котова; под ред. С. А. Смирнова. - 8-е изд., стер. - М.: Академия, 2008. - 510 с.
37. Примерные программы начального общего образования: В 2 ч. Ч. 1 (Стандарты второго поколения). М., 2009.
38. Примерная основная образовательная программа
образовательного учреждения. Начальная школа / [Сост. Е.С. Савинов]. - М., 2010. - (Стандарты второго поколения.)
39. Педагогика: учеб. пособие / Б. З. Вульфов [и др.]; под ред. П. И. Пидкасистого. - Гриф УМО. - М.: Юрайт, 2009. - 430 с.
40. Педагогика: учебник для вузов / Л. П. Крившенко [и др.]; под ред. Л. П. Крившенко. - Гриф МО. - М.: Проспект, 2010. - 428 с.
41. Педагогические технологии: учеб. пособие / авт.-сост. Т. П. Сальникова. М.: ТЦ Сфера, 2007. - 128 с.
42. Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000.» / Построение непрерывной сферы образования. - М., 2002.
43. Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В. Формирование и диагностика организационно-рефлексивных общеучебных умений. - М., 2008.
44. Пилипко П.Н., Громова М.Ю., Чибисова М.Ю. Здравствуй,
школа! Адаптационные занятия с первоклассниками: Практическая
психология учителю. - М.: УЦ «Перспектива», 2002.
45. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М., 2009. - 194 с
46. Подласый И. П. Педагогика: учеб. по дисциплине "Педагогика и психология" (ч. 1 "Педагогика") для студ. вузов, обуч. по непед. спец. / И. П. Подласый. - 2-е изд., доп.; Гриф УМО. - М.: Юрайт: Высш. образование, 2010. - 574 с.
47. Примерная программа проектирования универсальных учебных действий в начальной школе: пос. для учителя «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе : От действия к мысли» [Электронный ресурс]: http://standart.edu.ru/
48. Программа «Математика» Т.Е. Демидовой, С.А. Козловой, А.Г. Рубина, А.П. Тонких [Электронный ресурс] // Образовательная система «Школа 2100»: http://www.school2100.ru/uroki/elementary/mat.php
49. Программа личностного развития и формирования УУД у обучающихся на ступени начального образования (Образовательная система «Школа 2100»): Нормативно-правовое сопровождение введения ФГОС НОО
[Электронный ресурс] // Образовательная система «Школа 2100»: http: //www.school2100.ru /
50. Программа развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального образования [Электронный ресурс] : http: //standart. edu.ru/
51. Программа формирования универсальных учебных действий: Планируемые результаты начального общего образования / под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. - М.: Линка-Пресс, 2009. - 284 с.
52. Проектирование основной образовательной программы образова¬тельного учреждения. - М.: Академкнига, 2010.
53. Проектные задачи в начальной школе. Под редакцией А.Б.Воронцова. - М.: Просвещение, 2011. — 176 с.
54. Психологическая теория деятельности: вчера, сегодня, завтра. / Под ред.А.А.Леонтьева.- М.: Смысл, 2006. - 328 с.
55. Развитие общеучебных умений - путь к функционально грамотной личности / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, А.А.Вахрушев и др. // Начальная школа плюс до и после. - 2006. - № 6. - С. 25.
56. Словарь-справочник по педагогике. Автор-составитель В.А. Мижериков, под ред. П.И. Пидкасистого, М. 2004, с.197.
57. Сафонова Т.В., Чумакова И.А. Проектная задача как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников // Интеграция образования. — 2012. — № 2. — С. 21—26.
58. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. для вузов / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина. - 8-е изд., стер.; Гриф МО. - М.: Академия, 2008. - 567 с.
59. Строганова, Л. В. Уроки практической психологии в начальной школе: учеб.-метод. пособие. Вып. 2 / Л. В. Строганова. - М.: Центр пед. образования, 2007. - 72 с.
60. Текнеджян Т.В., Л.А. Аверкиева. Система методической работы школы на этапе перехода к реализации деятельностного метода обучения. - М., 2008.
61. Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования второго поколения. М., 2009.
62. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010.- 251 с.
63. Цукерман Г.А. Введение в школьную жизнь: Программа адаптации детей к школьной жизни - М.: Московский центр качества образования, 2010.
64. Цукерман, Г.А. Как младшие школьники учатся учиться / Г.А. Цукерман. - М. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2000. Что значит «уметь учиться». М., 2006.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ