ФОРМИРОВАНИЕ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АЛГОРИТМОВ ПИСЬМЕННОГО УМНОЖЕНИЯ
|
Введение 2
Глава I. Теоретические основы формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников 8
1.1 Сущность и специфика универсальных учебных действий. Виды
универсальных учебных действий 8
1.2 Особенности формирования регулятивных универсальных учебных
действий у младших школьников 28
1.3 Уровни развития регулятивных универсальных учебных действий у детей
младшего школьного возраста 35
Выводы по 1 главе 51
Глава II. Педагогический эксперимент по формированию регулятивных универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики 52
2.1 Констатирующий этап эксперимента. Выявление уровня развития регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников.... 52
2.2 Формирующий этап эксперимента. Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе изучения
алгоритмов письменного умножения 61
2.3 Контрольный этап эксперимента. Повторная диагностика 78
Выводы по 2 главе 80
Заключение 82
Список использованных источников 85
Приложения 92
Глава I. Теоретические основы формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников 8
1.1 Сущность и специфика универсальных учебных действий. Виды
универсальных учебных действий 8
1.2 Особенности формирования регулятивных универсальных учебных
действий у младших школьников 28
1.3 Уровни развития регулятивных универсальных учебных действий у детей
младшего школьного возраста 35
Выводы по 1 главе 51
Глава II. Педагогический эксперимент по формированию регулятивных универсальных учебных действий младших школьников на уроках математики 52
2.1 Констатирующий этап эксперимента. Выявление уровня развития регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников.... 52
2.2 Формирующий этап эксперимента. Формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе изучения
алгоритмов письменного умножения 61
2.3 Контрольный этап эксперимента. Повторная диагностика 78
Выводы по 2 главе 80
Заключение 82
Список использованных источников 85
Приложения 92
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
Актуальность проблемы обусловлена тем, что социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».
Универсализация содержания общего образования позволяет реализовать основные требования общества к образовательной системе через: формирование культурной идентичности учащихся как граждан России, сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы, обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях, достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования культурной идентичности и общности всех граждан и народов России, формирование универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира.
Теоретико-методологической основой стандартов нового поколения служит:- системно-деятельностный, культурно-исторический подход, базирующийся на положениях научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и др.
Базовым положением служит тезис:- развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знания определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
Психолого-педагогическими исследованиями отечественных и зарубежных ученых (М.Н. Шардакова, Л.С. Выготского, Л.С. Занкова, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина, С.Л. Рубинштейн, В.В. Давыдова, И. Ломпшер, Ж. Пиаже, Л.А. Венгер, и др.) доказано, что основные логические действия на элементарном уровне можно сформировать у детей, начиная с 5-6-летнего возраста.
Методические исследования по развитию регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе направлены преимущественно на решение частных задач, не учитывая тех изменений в иерархии целей обучения, которые произошли в последние годы, а именно того, что интеллектуальное развитие учащихся стало приоритетной целью среднего образования.
Актуальность и целесообразность предпринятого нами исследования определяется целесообразностью развития регулятивных универсальных учебных действий в процессе изучения алгоритмов письменного умножения и недостаточной разработанностью соответствующей методики для начальной школы. Отсюда вытекает проблема исследования: разработать методику развития у учащихся первоначальных познавательных логических универсальных учебных действий на основе содержания современного начального курса математики.
Цель исследования заключается в разработке комплекса специальных упражнений, направленных на формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе изучения алгоритмов письменного умножения.
Объект исследования: процесс формирования регулятивных
универсальных учебных действий у младших школьников.
Предмет исследования: специальные упражнения, направленные на формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что внедрение в процесс обучения математике специально разработанного комплекса упражнений, способствует продуктивному развитию регулятивных УУД младших школьников.
В соответствии с целью и гипотезой в исследовании решались следующие задачи:
1) Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме;
2) Выявить психолого-педагогические, методические и практические предпосылки для развития регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения математике;
3) Разработать и экспериментально проверить комплекс упражнений для младших школьников, способствующих продуктивному развитию регулятивных УУД.
Для решения поставленных задач использовались теоретические и экспериментальные методы исследования. Теоретическое исследование проблемы включало:
- изучение и анализ специальной литературы по логике, методике преподавания математике в начальной школе, психологии, педагогике, в свете сформулированной проблемы исследования;
- анализ школьных программ и учебных пособий по математике для начальной школы.
Экспериментальная часть исследования состояла из констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.
Методологической основой исследования явилось положение о диалектическом единстве теории и практики в процессе познания, основные положения теории деятельности.
Научная новизна исследования состоит в том, что предложен новый эффективный подход по развитию регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения математике.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
- обоснованы целесообразность и возможность организации систематической работы по развитию регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения математике;
- разработан комплекс упражнений по развитию регулятивных универсальных учебных действий у учащихся начальной школы в процессе изучения алгоритмов письменного умножения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы для усовершенствования методики преподавания математики в начальной школе, при подготовке студентов педагогических факультетов, слушателей курсов повышения квалификации.
Базой исследования явилась МБОУ «Ципьинская средняя
общеобразовательная школа» Балтасинского муниципального района Республики Татарстан.
Актуальность проблемы обусловлена тем, что социальные запросы определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться».
Универсализация содержания общего образования позволяет реализовать основные требования общества к образовательной системе через: формирование культурной идентичности учащихся как граждан России, сохранение единства образовательного пространства, преемственности ступеней образовательной системы, обеспечение равенства и доступности образования при различных стартовых возможностях, достижение социальной консолидации и согласия в условиях роста социального, этнического, религиозного и культурного разнообразия нашего общества на основе формирования культурной идентичности и общности всех граждан и народов России, формирование универсальных учебных действий, порождающих образ мира и определяющих способность личности к обучению, познанию, сотрудничеству, освоению и преобразованию окружающего мира.
Теоретико-методологической основой стандартов нового поколения служит:- системно-деятельностный, культурно-исторический подход, базирующийся на положениях научной школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и др.
Базовым положением служит тезис:- развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т. е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся. Качество усвоения знания определяется многообразием и характером видов универсальных действий.
Психолого-педагогическими исследованиями отечественных и зарубежных ученых (М.Н. Шардакова, Л.С. Выготского, Л.С. Занкова, П.Я. Гальперина, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина, С.Л. Рубинштейн, В.В. Давыдова, И. Ломпшер, Ж. Пиаже, Л.А. Венгер, и др.) доказано, что основные логические действия на элементарном уровне можно сформировать у детей, начиная с 5-6-летнего возраста.
Методические исследования по развитию регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе направлены преимущественно на решение частных задач, не учитывая тех изменений в иерархии целей обучения, которые произошли в последние годы, а именно того, что интеллектуальное развитие учащихся стало приоритетной целью среднего образования.
Актуальность и целесообразность предпринятого нами исследования определяется целесообразностью развития регулятивных универсальных учебных действий в процессе изучения алгоритмов письменного умножения и недостаточной разработанностью соответствующей методики для начальной школы. Отсюда вытекает проблема исследования: разработать методику развития у учащихся первоначальных познавательных логических универсальных учебных действий на основе содержания современного начального курса математики.
Цель исследования заключается в разработке комплекса специальных упражнений, направленных на формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе изучения алгоритмов письменного умножения.
Объект исследования: процесс формирования регулятивных
универсальных учебных действий у младших школьников.
Предмет исследования: специальные упражнения, направленные на формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что внедрение в процесс обучения математике специально разработанного комплекса упражнений, способствует продуктивному развитию регулятивных УУД младших школьников.
В соответствии с целью и гипотезой в исследовании решались следующие задачи:
1) Изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по данной теме;
2) Выявить психолого-педагогические, методические и практические предпосылки для развития регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения математике;
3) Разработать и экспериментально проверить комплекс упражнений для младших школьников, способствующих продуктивному развитию регулятивных УУД.
Для решения поставленных задач использовались теоретические и экспериментальные методы исследования. Теоретическое исследование проблемы включало:
- изучение и анализ специальной литературы по логике, методике преподавания математике в начальной школе, психологии, педагогике, в свете сформулированной проблемы исследования;
- анализ школьных программ и учебных пособий по математике для начальной школы.
Экспериментальная часть исследования состояла из констатирующего, формирующего и контрольного экспериментов.
Методологической основой исследования явилось положение о диалектическом единстве теории и практики в процессе познания, основные положения теории деятельности.
Научная новизна исследования состоит в том, что предложен новый эффективный подход по развитию регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения математике.
Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:
- обоснованы целесообразность и возможность организации систематической работы по развитию регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе обучения математике;
- разработан комплекс упражнений по развитию регулятивных универсальных учебных действий у учащихся начальной школы в процессе изучения алгоритмов письменного умножения.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты могут быть использованы для усовершенствования методики преподавания математики в начальной школе, при подготовке студентов педагогических факультетов, слушателей курсов повышения квалификации.
Базой исследования явилась МБОУ «Ципьинская средняя
общеобразовательная школа» Балтасинского муниципального района Республики Татарстан.
Изменения, происходящие в настоящее время в социальной, экономической, культурной жизни России оказывают влияние на становление новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса, важнейшим принципом построения которого становится ориентация на личность обучающегося, на взаимодействие учителя и ученика. Это нашло отражение в федеральных государственных стандартов начального образования второго поколения. Главной целью становится воспитание личности, способной к самоопределению, к самообразованию и самовоспитанию. Приоритетные направления развития современной школы получили теоретическое обоснование в трудах В.В. Давыдова, А.Г.Асмолова, А.В.Запорожца, , В.А.Ильенкова, В.Л Матросова, В.А.Трайнева, В.Д. Шадрикова и др. ученых.
Обучение математике обладает уникальными возможностями в плане интеллектуального развития учащихся, в формировании компонентов и качеств мышления, необходимых для продолжения образования и освоения новых областей знаний.
Младший школьный возраст является периодом активного развития всех психических процессов у школьников: памяти, восприятия, мышления, воображения, речи. Переход к школьному обучению означает для детей, прежде всего переход к систематическому накоплению знаний. Усвоение основ наук расширяет их кругозор, развивает мышление, изменяет характер всех психических процессов, формирует у ребенка основы мировоззрения. Мышление является высшим познавательным процессом. Поэтому в процессе обучения оно играет важнейшую роль в развитии всех психических процессов ребенка. Из рассмотрения результатов психолого-педагогических исследований, посвященных становлению и развитию регулятивных универсальных учебных действий у детей, вытекают следующие выводы:
- развитие регулятивных универсальных учебных действий непосредственно связана с процессом обучения;
- формирование первоначальных регулятивных универсальных учебных действий при определенных условиях может успешно осуществляться у детей дошкольного и младшего школьного возраста;
- процесс развития регулятивных универсальных учебных действий, как компонента общеучебных умений, должен быть целенаправленным, непрерывным, концентрическим и связанным с процессом обучения школьным дисциплинам на всех его ступенях.
Регулятивные универсальные учебные действия, как инструмент мышления, естественно формировать в процессе обучения математики.
Анализ и обобщение существующего педагогического опыта дает основание считать, что развитие регулятивных универсальных учебных действий зависит:
- от возраста учащихся;
- от уже имеющегося уровня их сформированности регулятивных учебных действий.
Для реализации цели нашего исследования был проведен педагогический эксперимент. В ходе эксперимента мы разработали и экспериментально проверили комплекс специальных упражнений, направленных на формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе изучения алгоритмов письменного умножения.
На основании полученных результатов в ходе эксперимента можно сделать вывод, что различия в уровнях сформированности регулятивных УУД у учащихся экспериментального и контрольного классов являются существенными.
Таким образом, реализация предложенного нами комплекса специальных упражнений, направленных на формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе изучения алгоритмов письменного умножения способствовало повышению уровня сформированности регулятивных УУД.
Гипотеза нашего исследования, которая заключалась в предположении о том, что внедрение в процесс обучения математике специально разработанного комплекса упражнений, способствует продуктивному развитию регулятивных УУД младших школьников, полностью подтвердилась.
Обучение математике обладает уникальными возможностями в плане интеллектуального развития учащихся, в формировании компонентов и качеств мышления, необходимых для продолжения образования и освоения новых областей знаний.
Младший школьный возраст является периодом активного развития всех психических процессов у школьников: памяти, восприятия, мышления, воображения, речи. Переход к школьному обучению означает для детей, прежде всего переход к систематическому накоплению знаний. Усвоение основ наук расширяет их кругозор, развивает мышление, изменяет характер всех психических процессов, формирует у ребенка основы мировоззрения. Мышление является высшим познавательным процессом. Поэтому в процессе обучения оно играет важнейшую роль в развитии всех психических процессов ребенка. Из рассмотрения результатов психолого-педагогических исследований, посвященных становлению и развитию регулятивных универсальных учебных действий у детей, вытекают следующие выводы:
- развитие регулятивных универсальных учебных действий непосредственно связана с процессом обучения;
- формирование первоначальных регулятивных универсальных учебных действий при определенных условиях может успешно осуществляться у детей дошкольного и младшего школьного возраста;
- процесс развития регулятивных универсальных учебных действий, как компонента общеучебных умений, должен быть целенаправленным, непрерывным, концентрическим и связанным с процессом обучения школьным дисциплинам на всех его ступенях.
Регулятивные универсальные учебные действия, как инструмент мышления, естественно формировать в процессе обучения математики.
Анализ и обобщение существующего педагогического опыта дает основание считать, что развитие регулятивных универсальных учебных действий зависит:
- от возраста учащихся;
- от уже имеющегося уровня их сформированности регулятивных учебных действий.
Для реализации цели нашего исследования был проведен педагогический эксперимент. В ходе эксперимента мы разработали и экспериментально проверили комплекс специальных упражнений, направленных на формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе изучения алгоритмов письменного умножения.
На основании полученных результатов в ходе эксперимента можно сделать вывод, что различия в уровнях сформированности регулятивных УУД у учащихся экспериментального и контрольного классов являются существенными.
Таким образом, реализация предложенного нами комплекса специальных упражнений, направленных на формирование регулятивных универсальных учебных действий младших школьников в процессе изучения алгоритмов письменного умножения способствовало повышению уровня сформированности регулятивных УУД.
Гипотеза нашего исследования, которая заключалась в предположении о том, что внедрение в процесс обучения математике специально разработанного комплекса упражнений, способствует продуктивному развитию регулятивных УУД младших школьников, полностью подтвердилась.
Подобные работы
- Педагогические условия формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников при изучении письменных приёмов умножения и деления
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018



