Введение 4
Глава 1. Теоретическое обоснование изучения социальной перцепции и эмоционального интеллекта 8
1.1. Общее понимание социальной перцепции в психологии 8
1.2 Развитие представлений об эмоциональном интеллекте в психологической науке 13
1.3. Подходы к изучению эмоционального интеллекта 19
1.4. Социальная перцепция и эмоциональный интеллект:
соотношение категорий 24
1.5. Современные эмпирические исследования
эмоционального интеллекта и социальной перцепции 27
1.6. Постановка проблемы, цель и гипотезы исследования
Глава 2. Организация и методы эмпирического исследования 44
2.1 Характеристика выборки, организация исследования..44
2.2 Методы исследования и обоснование их выбора 44
2.3 Математико-статистический аппарат исследования 48
Глава 3. Результаты исследования и их анализ 49
3.1 Характеристика выраженности показателей социальной
перцепции и эмоционального интеллекта у студентов 49
3.2 Выявление различий в степени выраженности
эмоционального интеллекта и социальной перцепции у студентов разных педагогических специальностей 51
3.3. Сравнение особенностей связей социальной перцепции и эмоционального интеллекта у студентов разных педагогических специальностей 57
Выводы 66
Заключение 69
Библиографический список 72
Приложения
С точки зрения эволюционной психологии колоссальным толчком в онтогенезе человека послужило появление сознания. Исходя из гипотезы о происхождении сознания А.Н. Леонтьева, основными образующими сознания являются труд и возникновение речи и, как следствие, общения (Леонтьев, 2005). И то и другое предполагает какую-либо совместную деятельность, успешная реализация которой предполагает не только вклад собственных ресурсов, а понимание другого человека и взаимодействие с ним. В данном случае понимание заключается в адекватном накоплении, интерпретации, обобщении и отражении информации о субъекте. Все эти операции являются частью таких понятий как социальная перцепция и эмоциональный интеллект. Но процессы общения и трудовой деятельности являются сложным переплетением отношений людей к самим себе, к другому человеку, в совместной деятельности, к ее результату и т.д. К тому же все это происходит через призму индивидуального опыта каждого субъекта, социальных ролей и требований общества, возрастных, профессиональных, гендерных особенностей и т.д. Все это затрудняет процесс понимания другого человека, что препятствует достижению положительного результата во взаимодействии между людьми. Данная проблема существовала все время, пока существует человек. Можно сказать, что она до сих пор является значимой и актуальной, поэтому многие ученые (А.А. Бодалев, Г.М. Андреева, В.В. Знаков,Дж. Мейер, П. Сэловей, Д. Карузо, Д.В. Люсин; Э.Л. Носенко, Э. Блейер, У. Джемс, Г. Келли, Ч. Кули и многие другие) занимались изучением данного вопроса.
Исследования феноменов социальной перцепции и эмоционального интеллекта очень обширны, так как применимы абсолютно для всех категорий социума. В данной же работе эти понятия рассматриваются в такой социальной общности, как студенчество в педагогическом университете с точки зрения различий в зависимости от направления деятельности. Вне зависимости от того, техническая, гуманитарная, творческая или любая другая это специальность, учащиеся данного образовательного учреждения являются будущими педагогами, т.е. работниками образовательной сферы. Она в свою очередь предполагает тесный контакт с людьми, поэтому для успешной профессиональной самореализации студентам чрезвычайно важно знать, насколько у них развито социальное восприятие и эмоциональный интеллект.
Новизна данного исследования заключается в уточнении и расширении представлений об уровне развития социальной перцепции и эмоциональной сферы у студентов педагогического университета разных специальностей.
Методологические основания исследования: Одной из предпосылок к развитию понятия «эмоциональный интеллект» послужила гуманистическая психология, после того, как А. Маслоу ввел понятие «самоактуализация». Идея эмоционального интеллекта выросла из концепции «социального интеллекта» авторами-разработчиками которой являются Э. Торндайк, Дж. Хилфорд, Г. Айзенк. Теория о
множественных интеллектах Х. Гарднера также легла в основу развития данного направления. Одной из отправных точек развития понятия «социальная перцепция» послужила "Зеркальная я-концепцию 11 Ч. Кули (Кули, 2007,с.16), а Дж. Мид, развивая эту концепцию, говорил о влиянии ситуации взаимодействия на личность человека. А Л. Росс и Р. Нисберт делали акцент на «власти ситуации» в определенных условиях (Росс, 2000). Большое влияние на развитие идеи социальной перцепции послужила теория социального сравнения Л. Фестингера (Гаранян, 2015).
Эмпирические основания исследования: Проблема эмоционального интеллекта активно исследовалась зарубежными учёными, такими как: Д. Гоулман; Г. Орме; Дж. Мейер; П. Сэловей; Д. Карузо; Р. Бар-Он, Дж. Сайаррочи; Д. Слайтер; P. Poбертс ; Дж. Мэттьюс; М. Зайднер; П. Лопес; Р. Стернберг; Дж. Блок, М. Кетс де Врис. В отечественной психологии изучением эмоционального интеллекта занимались: Д.В. Люсин; Э.Л. Носенко; Н.В. Коврига; О.И. Власова; С.П. Деревянко; М.А. Манойлова; Г.В. Юсупова; А.С. Петровская и другие. Существенное влияние на изучение социальной перцепции оказали исследования Дж. Брунера, Э. Блейера, У. Джемса, Г. Келли, Ч. Кули, Дж. Мида, Р. Нисберта, Л. Росса, А.А. Бодалева, В.В. Знакова и др.Также понятие эмоционального интеллекта изучалось и в городе Пермь ученым ПГНИУ С. Ждановой. (Жданова С.Ю., 2012)
Объект исследования: социальная перцепция и эмоциональный интеллект.
Цель исследования: изучение уровня развития социальной перцепции и эмоционального интеллекта студентов ПГГПУ, обучающихся на факультетах разной направленности.
Проблема: отличается ли уровень развития социальной перцепции и эмоционального интеллекта у студентов- педагогов, обучающихся на факультетах разной направленности?
Задачи исследования:
- Изучить общие представления о понятиях «социальной перцепции» и эмоционального интеллекта» в отечественной и зарубежной психологии;
- Установить соотношение категорий «социальная перцепция» и «эмоциональный интеллект»;
- Познакомиться с современными эмпирическими исследованиями социальной перцепции и эмоционального интеллекта;
- Выявить уровень развития социальной перцепции и эмоционального интеллекта у студентов ПГГПУ, обучающихся на факультетах: физики, психологии и физической культуры;
- Выявить сходства и (или) различия между представителями разных направлений;
Гипотезы исследования:
1. У студентов-психологов социальная перцепция и эмоциональный интеллект имеют более высокий уровень выраженности, чем у студентов -физиков и студентов, будущих учителей физкультуры.
2. Социальная перцепция и эмоциональный интеллект студентов-психологов более тесно связаны (количество корреляционных связей и их выраженность), чем у студентов-физиков и студентов-учителей физической культуры.
Методы исследования и анализа данных:
-Тестирование;
-Описательная статистика;
-Т-критерий Стьюдента;
-Корреляционный анализ по Ч. Пирсону;
Исходя из анализа литературы, можно сделать вывод, что многие зарубежные и отечественные ученые занимались изучением социальной перцепции и эмоционального интеллекта, а также проведением исследований по данной теме. Некоторые аспекты социальной перцепции и эмоционального интеллекта были рассмотрены и у студентов.
Процесс социальной перцепции довольно сложен и состоит из различных механизмов, предполагает огромную обобщающую работу, основанную не на анализе своего внутреннего мира и опыта другой личности. Но данный процесс осложняется влиянием различных индивидуальных особенностей: социального и эмоционального интеллекта, асимметрией восприятия, субъективной картиной мира, гендерными и профессиональными стереотипами и др.
Эмоциональный интеллект представляет собой совокупность ментальных способностей к идентификации, пониманию и управлению эмоциями. В основе функционирования эмоционального интеллекта лежат следующие механизмы: эмоциональность, управление эмоциями, центральные механизмы. Существует множество точек зрения о месте и эмоционального интеллекта в классификации видов интеллекта и его структуре. Также различные ученые выделяют огромное множество моделей эмоционального интеллекта. Процессы, на которых основано функционирование эмоционального интеллекта, требуют дальнейшего изучения. Главная проблема в изучении эмоционального интеллекта заключается в выделении объективных критериев измерения.
Социальная перцепция и эмоциональный интеллект неразрывно связаны, и не могут существовать отдельно друг от друга. Более того, способность к эмоциональному интеллекту является частью процесса социальной перцепции, а значит оказывает влияние на последнее.
Несмотря на то, что работ, посвященных теме социальная перцепция и эмоциональный интеллект большое множество, совместное изучение данных категорий у студентов осуществляется не так подробно. На основании этого было построено исследование и выдвинуты гипотезы:
1) У студентов-психологов социальная перцепция и эмоциональный интеллект имеют более высокий уровень выраженности, чем у студентов-физиков и студентов, будущих учителей физкультуры.
2) Социальная перцепция и эмоциональный интеллект студентов-психологов более тесно связаны (количество корреляционных связей и их выраженность), чем у студентов-физиков и студентов-учителей физической культуры.
Для подтверждения данного предположения было организовано исследование, в котором приняли участие 60 студентов педагогического вуза различных факультетов, из них 20 студентов факультета психологии, 20-факультета физики, 20 - факультета физической культуры.
Для изучения социальной перцепции использовались методики: Психодиагностическая методика оценки социально-перцептивной установки личности. Авторы: Т.Д. Дубовицкая, Г.Ф. Тулитбаева, А.В. Шашков, Диагностика принятия других (по шкале Фейя). Эмоциональный интеллект исследовался с помощью опросника эмоционального интеллекта «ЭмИн». Д.В. Люсина и диагностики эмоциональных барьеров в межличностном общении В.В. Бойко.
Для обработки результатов использовались статистические методы анализа данных: описательная
статистика, Т-критерий Стьюдента, корреляционный анализ по Ч. Пирсону.
При завершении исследования первая гипотеза исследования, о том, что у студентов-психологов социальная перцепция и эмоциональный интеллект имеют более высокий уровень выраженности, чем у студентов-физиков и студентов, будущих учителей физкультуры, подтвердилась частично. У студентов психологического факультета выше уровень принятия других людей и способность контролировать свое внешнее проявление эмоций и меньше подвержены установлению эмоциональных барьеров в межличностном общении. Но студенты отделения физической культуры способны лучше управлять своими и чужими эмоциями, чем студенты факультета психологии.
Вторая гипотеза исследования, которая гласит, что социальная перцепция и эмоциональный интеллект студентов-психологов более тесно связаны (количество корреляционных связей и их выраженность), чем у студентов-физиков и студентов-учителей физической культуры, была полностью подтверждена. В группе студентов-психологов между показателями социальной перцепции и эмоционального интеллекта была выявлена одна средняя прямая взаимосвязь (между показателями принятия других и уровнем внутриличностного управления эмоциями) и две средние обратные взаимосвязи (между показателями социально-перцептивных установок и межличностного эмоционального интеллекта, а также между уровнем принятия других людей и эмоциональным барьером: заключающегося в доминирование негативных эмоций). Тогда как в группе студентов факультета физики была обнаружена лишь одна средняя обратная взаимосвязь между показателями социально-перцептивных установок и эмоциональным барьером: доминирование отрицательных
эмоций. У студентов факультета физической культуры также была выявлена лишь одна прямая взаимосвязь между показателями социально-перцептивных установок и межличностным эмоциональным интеллектом.
1) Алферова Э. Н. Об измерении порогов зрительного узнавания у школьников.—Вопросы психологии, 1962, № 6.
2) Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды. Т. 2 - М., 2007
3) Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: АспектПресс, 2008
4) Андреева, И.Н. Эмоциональный интеллект: исследования феномена / И.Н. Андреева // Вопросы психологии. - 2006. - № 3. - С. 78 - 86
5) Бергфельд А.Ю. О восприятии субъектом эмоций других людей / А.Ю. Бергфельд // Психология XXI века: тез. междунар. науч.-практ. конф. студ. и аспирантов, Санкт- Петербург, 18 - 20 апр. 2002 г.; под ред. Б.В. Чеснокова. - СПб.: Изд-во Санкт-Петерб. ун-та, 2002. - С. 7 - 10.
6) Бреслав, Г.М. Психология эмоций / Г.М. Бреслав. - М.: Смысл; Издат. центр «Академия», 2004. - 544 с
7) Брушлинский А.В. Психология субъекта в изменяющемся обществе / А.В. Брушлинский // Психол. журнал. - 1997. - Т. 18, № 2. - С. 18 - 32
8) Бурова Е.В. К вопросу о механизмах межличностного восприятия //Наука и современность. - 2010. -№1. - С. 29 - 33
9) Былкина Н.Д. Развитие представлений детей об эмоциях в онтогенезе / Н.Д. Былкина, Д.В. Люсин // Вопросы психологии. - 2000. - № 1. - С. 38 - 48
10) Веккер Л.М. Мир психической реальности: структура, процессы и механизмы. М., 2000
11) Власова O.I. Пшхолопя сощальшх здiбностей: структура, дшам^а, чинники розвитку: моногр. / O.I. Власова. - Кив: Видавничо-пол^раф. центр «Кпвський ушверситет», 2005. - 308 с
12) Выготский Л.С.Учения об эмоциях / Л.С. Выготский - М.: Книга по Требованию, 2012 - 160 с.
13) Гаранян Н.Г. Теория социального сравнения в клинической психологии // Психологический журнал. — 2015. — Т. 36, № 4. — С. 36-49.
14) Головина С.Ю. Словарь практического психолога / Сост.ГоловинаС.Ю.- Минск: Харвест, 1998. - 800 с
15) Гоулмен, Д. Эмоциональное лидерство: искусство
управления людьми на основе ЭИ / Д. Гоулмен, Р. Бояцис,
Э. Макки; пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 301 с.
16) Деревянко С.П. Роль эмоционального интеллекта в процессе социально-психологической адаптации студентов /
С.П. Деревянко // Инновационные образовательные технологии. - 2007. - № 1(9). - С. 92 - 95.
17) ДубовицкаяТ.Д., Тулитбаева Г.Ф., Шашков А.В.
Психодиагностическая методика оценки социально-перцептивной установки личности: психометрические
характеристики и особенности использования // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. - 2017. - №2. - с. 213-225.
18) Жданова С.Ю., Е.Ю. Власова Метод фотографии в познании индивидуальности человека/ Вектор науки Тольяттинского государственного университета, Серия: Педагогика, психология. №2(9). 2012. С. 76-79.
19) Журавлев А.Л., Соснин В.А., Красников М.А. Социальная психология. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006
20) Зейгарник Б.В. Саморегуляция в норме и патологии / Б.В. Зейгарник, А.Б. Холмогорова, Е.С. Мазур // Психологический журнал. - 1989. - № 2. - С. 12 - 24
21) Изард К. Психология эмоций / К. Изард; пер. с англ. - СПб.: Питер, 2008. - 464 с. - (Серия «Мастера психологии»)
22) Ильин Е.П. Эмоции и чувства / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2011
23) Карпов А.В. Проблема эмоционального интеллекта в парадигме современного метаконитивизма / А.В. Карпов,
А.С. Петровская // Вестн. интегративной психологии. - 2006. - Вып. 4. - С. 42 - 47
24) Келли, Г. Процесс каузальной атрибуции / Г. Келли // Современная зарубежная социальная психология: тексты; под общ. ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской. - М.: Изд. Московского университета, 1984. - С. 127-137.
25) Кисельова О.А. Особливост психолопчно! проникливост у ошб з рiзною емоцшною диспозищею: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01 / О.А. Кисельова // Кшвський нащональний ун-т. - Кшв, 1999. - 20 с.
26) Кули, Ч. Социальная самость / Ч. Кули. - Москва: Директ-Медиа, 2007. - 16 с.
27) Леонтьев А.А., Леонтьев Д.А., СоколоваЕ.Е. Деятельность, сознание, личность. -М.: Смысл, 2005.
28) Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2005
29) Лобанов А.П., Подунова О.Н., Кунгурцева О.Н.;
Социальный интеллект: проблемы исследований и
диагностики: учеб.метод. пособие; состпод ред. А.П.
Лобанова. - Минск: БГПУ, 2003. - 46 с
30) Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / под ред. Д. В. Люсина, Д. В. Ушакова. - М.: Институт психологии РАН, 2004. - С. 29 - 36
31) Люсин Д. В. Новая методика для измерения
эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн // Психологическая диагностика. 2006 № 4 С. 3-22.
32) Майерс Д. Социальная психология. - СПб.: Питер, 1999.
33) Назаров В.И. Социальная перцепция в управлении: теория и практика. Иваново, 2006.
34) Носуленко В. Н., Самойленко Е. С. «Познание и общение»: системная исследовательская парадигма // Психологический журнал, 2012, Т. 33, № 4. С. 5-16
35) Носуленко В.Н., Барабанщикова В.А., Познание в деятельности и общении. От теории и практики к эксперименту / Под ред. Е.С. Самойленко, М.: Изд-во «ИП РАН», 2011
36) Панферов В.Н., Микляева А.В., Румянцева П.В. Основы психологии человека. СПб., 2009.
37) Панферов В.Н. Общая психология. Теоретические основы. Учебник и практикум / В.Н. Панферов, М.С. Волохонская, А.В. Микляева. - М.: Юрайт, 2016. - 298 с.
38) Панфёров В.Н. Человек, индивид, личность, индивидуальность // Психологическая служба. № 3, Минск, 2003
39) Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций [Текст] / Пер. с пол. и вступ. статья В.К. Вилюнаса ; Общ. ред. О.В. Овчинниковой. - Москва : Прогресс, 1979.
40) Репина Т. А. Восприятие дошкольниками выразительной стороны рисунка и ее влияние на отношение детей к герою книги.— Вопросы психологии, 1990, № 5
41) Робертс Р.Д Эмоциональный интеллект: проблемы
теории, измерения и применения на практике // Психология. Журнал Высшей школы экономики. - 2004. - Т. 1, № 4. - С. 3 - 26
42) Росс, Л. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии / Л. Росс, Р. Нисберт. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 429 с.
43) Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2008. - 713
44) Русалинова А. А. Социальное самочувствие человека как
социально-психологический феномен / Санкт-
Петербургский гос. ун-т, Фак. социологии, Научно-исслед. ин-т комплексных социальных исслед. - Санкт-Петербург : Астерион, 2013
45) Санникова, О.П. Эмоциональность в структуре
профессиональных свойств личности (на примере
представителей социономических профессий): дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.01 / О.П. Санникова; АПН Украины. - Киев: Ин-т психологии им. Г.С. Костюка, 2001. - 407 с.
46) Тихомиров О. К. Психология мышления. — Москва: ИЦ «Академия», 2002.
47) Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М.Социально- психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М. Изд-во Института Психотерапии. 2002
48) Хомская, Е.Д. Лурия Александр Романович / Е.Д. Хомская // Большой психологический словарь; сост. и общ.
ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко. - СПб.: Прайм-Еврознак,
2004. - (Проект «Психологическая энциклопедия»)
49) Чеснокова, А.Г. Психология эмоций в концепции Л.С.
Выготского / А.Г. Чеснокова // Ломоносов-2006
[Электронный ресурс]. - 2006. - Режим доступа: http://www.psychology.ru/lomonosov/tesises/hw.htm
50) Mayer, J.D. A further consideration of issues of emotional intelligence / J.D. Mayer, P. Salovey, D. Caruso // Psychological Inquiry. - 2004. - Vol. 15, № 3. - P. 249 - 255
51) Mayer, J.D.The intelligence of emotional intelligence / J.D. Mayer, P. Salovey // Intelligence. N.Y. - 1993. - P. 433 - 442
52) Current directions in emotional Intelligence research / P. Salovey [et al.]. In M.Lewis& J.M. Haviland (Eds.). Handbook of emotions (2nd ed.). - N.Y.: Guilford, 2000. - P. 504 - 520
53) Mayer, J.D. Emotional intelligence: Theory, Findings, and Implications / J.D. Mayer, P. Salovey, D. Caruso // Psychological Inquiry. - 2004. - Vol. 15, № 3. - P. 197 - 215
54) Gohm, C.L. Emotional intelligence under stress: Useful, unnecessary, or irrelevant? / C.L. Gohm, G.C. Corser, D.J. Dalsky // Personality and Individual Differences. - 2005. - 39. - P. 1017 - 1028.