Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА, КАК СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ВОЛЕВОЙ АКТИВНОСТИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ

Работа №60972

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы56
Год сдачи2018
Стоимость4300 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
119
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ 6
1.1 Воля и волевая подготовка в спорте 6
1.2 Волевые усилия и готовность спортсменов к их проявлению 11
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ 19
2.1 Методы исследования 19
2.2 Организация исследования 19
ГЛАВА 3. МАТЕРИАЛЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБОБЩЕНИЕ 29
3.1. Объективные и субъективные трудности в волейболе 29
3.2. Психическая напряженность игровой деятельности в волейболе 31
3.3. Волевая активность волейболистов в процессе игровой деятельности 32
ВЫВОДЫ 44
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 48
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность. В настоящее время волейбол достиг такой высокой степени развития, что физическая, техническая и тактическая подготовленность сильнейших команд находится примерно на одном уровне. Поэтому исход соревнований определяется в значительной степени психологическими факторами. Чем ответственнее соревнование, тем напряженее спортивная борьба и тем большее значение приобретает психическое состояние спортсменов (Ю.Н. Клещёв, 1983).
В процессе соревновательной деятельности спортсмен преодолевает препятствия различной степени трудности. Это всегда связано с проявлением специфических усилий, получивших название волевых. Проблема воли занимает одно из важных мест в психологии личности человека, а волевая подготовка - одно из существенных и обязательных сторон обучения и воспитания волейболистов.
Современный волейбол характеризуется также тем, что тренировки и соревнования проходят на фоне значительных эмоциональных и психических нагрузок, на фоне напряженной умственной деятельности, вызываемых стремительным темпом повседневной жизни, многообразием внешних раздражителей (Б.А. Вяткин, 1985).
Для того чтобы управлять формированием волевой готовности спортсменов, тренеры должны хорошо знать психологию личности, разбираться в вопросах самосознания, внимания, волевых усилий. Они должны не только сами хорошо знать эти вопросы и уметь формировать волевую готовность волейболистов, но и обучить их самостоятельно готовиться к ответственным стартам.
Проблема воли как фактора психологической надежности спортсменов многоаспектна, современна и вместе с тем малоизучена. Последнее объясняется, главным образом, несовершенством методов диагностики волевой активности, которые позволили бы оценить уровень волевых качеств спортсменов. Для этой цели чаще всего применяются методы анкетного опроса, где испытуемые оценивают себя и друг друга по определенному набору волевых качеств. Принимая во внимание положительные стороны данных методик, необходимо отметить тот недостаток, что получаемая информация чаще всего субъективно искажена процедурой использования прямых вопросов. В настоящей работе предпринята попытка исследования волевых качеств в условиях соревновательной деятельности.
Объект исследования: волевая подготовка квалифицированных волейболистов.
Предмет исследования: средства повышения волевой активности квалифицированных волейболистов с применением аутогенной тренировки.
Цель работы состояла в разработке методики совершенствования процесса волевой подготовки волейболистов.
Задачи: 1) Изучить особенности волевой подготовки волейболистов.
2) Разработать методику волевой подготовки волейболистов.
3) Изучить влияние разработанной методики в процессе педагогического эксперимента.
4) Разработать практические рекомендации по улучшению волевой подготовки волейболистов.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы:
• метод анализа литературных источников;
• метод педагогического наблюдения;
• метод анкетирования;
• метод педагогического эксперимента.
Гипотеза: предполагалось, что использование аутогенной тренировки как средство повышения волевой активности у квалифицированных волейболистов позволит повысить результаты их соревновательной деятельности.
Новизна исследования состоит в том, что в процессе саморегуляции волевая подготовка квалифицированных волейболистов оказала положительное воздействие на их подготовку к предстоящим соревнованиям.
Практическая значимость работы состоит в том, что полученная информация позволяет определить уровень волевых качеств, характер и содержание их проявлений. Внедрение разработанной методики в тренировочный процесс квалифицированных волейболистов позволило повысить степень их волевой подготовки. Предложенная методика может быть использована тренерами в СДЮШОР и волейболистами высших разрядов.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


1. Изучив литературные источники по вопросам волевой подготовки, определены объективные и субъективные трудности в игровой деятельности волейболистов, преодоление которых способствует эффективности соревновательной деятельности.
2. Для улучшения волевой подготовки волейболистов нами была разработана методика аутогенной тренировки, как показали результаты эксперимента - эффективная.
3. По команде «Белогорье-2» 22% игроков имеют высокие показатели по устойчивости к стресс - факторам, 23% волейболистов имеют средние показатели и 55% игроков низкие показатели, что дает тренеру ценную информацию по психическому состоянию игроков, и появляется возможность целенаправленного воздействия на управление процессом психологической подготовки.
Определены уровни показателей самоконтроля и волевой активности для каждого игрока. Высокий уровень составляет 11% и 44% соответственно, средний 77% и 23%, низкий 12% и 33%.
По факторам волевых проявлений (устойчивость к стресс - факторам, самоконтроль, волевая активность) определены доминирующие уровни психологической готовности игроков:
а) низкий - низкий - низкий,
б) низкий - средний - средний,
в) средний - средний - высокий,
г) высокий - средний - высокий.
4. Выявлено, что волейболисты, имеющие высокий рейтинг психологической готовности (в, г) наиболее активны и результативны в концовках партий, а игроки со средним и низким уровнем психологической готовности наиболее активны в играх в середине партий, но не активны в концовках партий.
5. Организация и проведение педагогического эксперимента позволило установить, что в экспериментальной группе были выявлены значительные улучшения волевой подготовленности (устойчивость к стресс - факторам, самоконтроль и волевая активность) волейболистов.
6. Проанализировав результативность игр команды “Белогорье-2” до и после применения нашей методики, мы убедились, что она дала положительную динамику. По статистике игр волейболистов после применения аутогенной тренировки мы наблюдали большее количество выигранных партий, чем до ее применения: 56% до применения методики, 78- после.
7. Следует отметить, что разработанная методика аутогенной тренировки была опробована нами в ходе педагогического эксперимента. Она показала достаточно высокую эффективность, тем самым позволяя тренерам использовать ее для повышения качества тренировочного процесса и результативности игр.
Выявленные психологические особенности игроков в соревновательной деятельности позволят тренерам команды целенаправленно воспитывать волевые качества волейболистов.



1. Агишева Н. К. Эмоционально-волевая подготовка спортсменов [Текст] / Н. К. Агишева, А. В. Алексеев. Под ред. А. Т Филатова. - 1982. - 295 с.
2. Алексеев А. В. Себя преодолеть [Текст] / А. В. Алексеев. - М.: 1985. - 165
с.
3. Бикмухамедов Р. К. Содержание процесса физического воспитания в системе педагогического образования [Текст] / Р. К. Бикмухамедов. - М.: 2003.
4. Бирюкова З. И. Высшая нервная деятельность спортсменов [Текст] / З.И. Бирюкова. - М.: б.и. 1985.
5. Власов Ю. Себя преодолеть [Текст] / Ю. Власов. - М.: «Молодая гвардия», 1965.
6. Волейбол - Учебник для институтов физической культуры. Под редакцией А.Г. Айриянца [Текст]. - М.: Фис, 1976.
7. Войцеховский С.М. Книга тренера [Текст] / С.М. Войцеховский - М.: ФиС, 1971.
8. Вяткин Б. А. Диагностика и регулирование психического состояния спортсмена в соревнованиях [Текст] / Б. А. Вяткин. - М.: Пермь, б.и. 1974.
9. Вяткин Б. А. - Умей побеждать, спортсмен. Советы психолога [Текст] / Б. А. Вяткин. - М.: Пермь, 1985.
10. Гордон С. М. Оценка психологической подготовленности спортсмена. Методическая разработка для слушателя [Текст] / С. М. Гордон, Л. Т. Ямпольский. - М.: 1981.
11. Данилина Л. Н. Проблема психологической надежности в спорте: Учебное пособие для институтов физической культуры [Текст] / Л. Н. Данилина, В. А. Плахтиенко. - М.: ГЦОЛИФК, 1980.
12. Джамгаров Т. Т. Лидерство в спорте [Текст] / Т. Т. Джамгаров, В. И. Румянцева. - М.: ФиС, 1983.
13. Жаров К. П. Волевая подготовка спортсменов [Текст] / К. П. Жаров. - М.: ФиС, 1 976.
14. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции [Текст] / В. А. Иванников. - Изд-во: Питер, 2006. - 208 с.
15. Ильин Е. П. Психология воли [Текст] / Е. П. Ильин. - Изд-во: Питер, 2009. - 368 с.
16. Клевцов В. А. Технико-тактическая и психологическая подготовка волейболистов [Текст] / В. А. Клевцов, Г. Я. Шипулин, Е. В. Воронин. - Изд-во: Белгород, 2016. - 328 с.
17. Клещев Ю. Н. Волейбол (сборник статей) [Текст] / Ю. Н. Клещев. - М.: ФиС, 1983.
18. Киселев Ю. Я. Использование результатов психологического контроля для индивидуализации подготовки спортсменов. В сб. «Средства и методы педагогического контроля и индивидуализации тренировочного процесса» [Текст] / Ю. А. Киселев. - М.: 1983.
19. Ковалев А. Г. Психология личности [Текст] / А. Г. Ковалев. - М.: Просвещение, 1989.
20. Костюк Г. С. Психология [Текст] / Г. С. Костюк - М.: Киев; Радянская школа, 1990. - 395 с.
21. Макаренко А.С. Педагогические сочинения [Текст] / А. С. Макаренко. - Изд- во: АПН РСФСР, 1948.
22. Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки [Текст] / Л. П. Матвеев. - М.: ФиС, 1977.
23. Медведев В. В. Волевая подготовка как составная часть психологической подготовки спортсмена (Методические разработки для слушателей ВШТ) [Текст] / В. В. Медведев. - М.: 1988.
24. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. Общие основы психологии [Текст] / Р. С. Немов. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС - 2004.
25. Озеров В. П. Психомоторные способности человека [Текст] / В. П. Озеров. - М.: Дубна - 2002.
26. Пилоян Р. А. Мотивация в спортивной деятельности [Текст] / Р. А. Пилоян. - М.: ФиС, 1984.
27. Плахтиенко В. А.. Надежность в спорте [Текст] / В. А. Плахтиенко, Ю. М. Блудов. - М.: 1984.
28. Плахтиенко В. А. Психодиагностические методы [Текст] / В. А. Плахтиенко, Ю. М. Блудов. - М.: 1979.
29. Плахтиенко В. А. Психология спорта высших достижений [Текст] / В. А. Плахтиенко, Ю. М. Блудов. - М.: ФиС, 1979.
30. Попов А. Л. Спортивная психология: учеб. пособие для физкультурных ВУЗов [Текст] / А. Л. Попов - 3-е изд. - М.: 2000.
31. Пуни А. Ц. Волевая подготовка в спорте [Текст] / А. Ц. Пуни. - М.: ФиС, 1969.
32. Пуни А. Ц. Очерки психологии спорта [Текст] / А. Ц. Пуни. - М.: ФиС, 1969.
33. Пуни А. Ц. Психологическая подготовка к соревнованию в спорте [Текст] / А. Ц. Пуни. - М.: ФиС, 1985.
34. Родионов А. В. Влияние психологических факторов на спортивный результат [Текст] / А. В. Родионов. - М.: 1983.
35. Рудик П. А. Актуальные проблемы психологической подготовки спортсменов «Теория и практика физической культуры» [Текст] / П. А. Рудик. - М.: 1970 № 10.
36. Столяренко Л. Д. Психология: Учебник для ВУЗов [Текст] / Л. Д. Столяренко. - М.: Питер - 2004.
37. Селиванов В. И. Воля и ее воспитание. Автореферат дисс., докт. пед. наук. Институт философии, 1975.
38. Уэйнберг Р. Основы психологии спорта и физической культуры [Текст] / Р. Уэйнберг, Д. Гоулд. - М.: Москва, 2001. - 287 с.
39. Филатов А. Т. Аутогенная тренировка в спорте [Текст] / А. Т. Филатов. - М.: 1986.
40. Черникова О.А. Психологическая подготовка [Текст] / О.А. Черникова. - М.: ФиС, 1965.
41. Черникова О. А. Соперничество, риск, самообладание в спорте [Текст] / О. А. Черникова. - М.: ФиС, 1980.
42. Шайхтдинов Р. З. Личность и волевая готовность в спорте [Текст] / Р. З. Шайхтдинов. - М.: ФиС, 1987.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ