Работа сделана на примере отдела по опеке и попечительству Министерства образования и науки Хабаровского края по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в городе Хабаровске .
Проведен анализ деятельности за 2017-2019 годы.
Есть презентация.
Введение 3
Глава 1. Общие положения об организации опеки и попечительства 7
1.1 Понятие и правовые основы деятельности органов опеки и попечительства 7
1.2 Организация деятельности органов опеки на региональном уровне 12
Глава 2. Деятельность Отдела по опеке и попечительству Министерства образования и науки Хабаровского края по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в г. Хабаровске 17
2.1 Структура и функции Отдела по опеке и попечительству Министерства образования и науки Хабаровского края по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в г. Хабаровске 17
2.2 Анализ деятельности Отдела по опеке и попечительству Министерства образования и науки Хабаровского края по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в г. Хабаровске 21
Глава 3. Повышение эффективности деятельности Отдела по опеке и попечительству Министерства образования и науки Хабаровского края по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в г. Хабаровске 27
3.1 Актуальность мероприятий по совершенствованию деятельности Отдела по опеке и попечительству Министерства образования и науки Хабаровского края по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в г. Хабаровске 27
3.2 Мероприятия по совершенствованию деятельности Отдела по опеке и попечительству Министерства образования и науки Хабаровского края по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в г. Хабаровске 30
3.3 Эффект от мероприятий 35
Заключение 36
Список используемых источников и литературы 39
Цель исследования. При написании настоящей работы была поставлена цель проведения исследования деятельности отдела по опеке и попечительству Министерства образования и науки Хабаровского края по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в городе Хабаровске для определения наиболее проблемных аспектов и выработке предложений о совершенствовании деятельности данного государственного органа.
Задачи исследования. Для достижения данной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:
раскрыть понятие и охарактеризовать правовые основы деятельности органов опеки и попечительства;
дать общую характеристику организации деятельности органов опеки на региональном уровне;
охарактеризовать структуру и функции Отдела по опеке и попечительству Министерства образования и науки Хабаровского края по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в г. Хабаровске;
провести анализ деятельности Отдела по опеке и попечительству Министерства образования и науки Хабаровского края по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в г. Хабаровске;
обосновать актуальность мероприятий по совершенствованию деятельности Отдела по опеке и попечительству Министерства образования и науки Хабаровского края по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в г. Хабаровске;
предложить мероприятия по совершенствованию деятельности Отдела по опеке и попечительству Министерства образования и науки Хабаровского края по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в г. Хабаровске;
просчитать эффект от вышеуказанных предложений.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования выступают правоотношения, возникающие в связи с установлением опеки и попечительства и организацией деятельности органов опеки и попечительства.
Предметом исследования является законодательство России, статистические данные, мнения теоретиков права и исследователей относительно организации деятельности органов опеки и попечительства на региональном уровне.
Теоретическая основа исследования – это работы, посвященные организации деятельности органов опеки и попечительства и правовому регулированию в данной сфере.
Методологическая основа. В процессе написания настоящей работы были использованы такие общенаучные методы познания, как формально-юридический, метод анализа, синтеза, формально-логический, различные способы толкования права, а также иные.
Эмпирическая база исследования включает в себя законодательство России, в том числе принимаемое на федеральном уровне, где приоритетным является федеральный закон от 24 апреля 2008 года № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве», а также региональное законодательство Хабаровского края, регулирующее вопросы опеки и попечительства. Для проведения анализа были также использованы статистические данные Министерства образования и науки Хабаровского края в отношении деятельности отдела обеспечения деятельности по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, в замещающие семьи и ведения регионального банка данных за период 2017-2019 годов.
Хронологические рамки исследования – 2017, 2018 и 2019 годы.
Практическая значимость курсовой работы. Полученные результаты исследования могут быть использованы как основа для разработки рекомендаций по совершенствованию деятельности органов опеки и попечительства.
Настоящая работа состоит из введения, основной части, разделенной на три главы, заключения и списка используемых источников и литературы.
Завершая изложение исследования, которое были проведено в связи с написанием настоящей работы, можно сделать следующие итоговые выводы.
Органы опеки и попечительства являются государственными органами исполнительной ветви власти, создаваемыми и осуществляющими деятельность в субъектах Российской Федерации.
Правовая регламентация сферы опеки и попечительства осуществляется на нескольких уровнях. Для регулирования правоотношений применяются нормы международного права, в частности международные договоры Российской Федерации, положения национального права, принимаемые на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации. Вопросы организации деятельности органов опеки и попечительстве регламентируются преимущественно на уровне субъектов Российской Федерации, но с соблюдением положений федерального закона «Об опеке и попечительстве».
Со стороны федерального законодателя организация деятельности органов опеки и попечительства в регионах жестко не регламентируется, что оставляет определенную свободу усмотрения. Вместе с тем определенные рекомендации в отношении организации деятельности органов опеки были даны. При наличии рекомендаций относительно организации, каждый субъект Российской Федерации вправе самостоятельно определить, есть ли необходимость в передаче государственных полномочий в области опеки и попечительства органам местного самоуправления или нет. Кроме того, в целом структура и система органов опеки и попечительства каждым регионом также определяется самостоятельно с учетом потребностей населения и региональной специфики.
Отдел по опеке и попечительству Министерства образования и науки Хабаровского края по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в г. Хабаровске является структурным подразделением Управления опеки и попечительства, защиты прав и интересов детей, входящего в состав Министерства образования и науки Хабаровского края. Особенностью формирования органов опеки и попечительства Хабаровского края является разделение вопросов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних и совершеннолетних граждан и создание разных государственных органов, ведающих указанными вопросами.
Деятельность Отдела по опеке и попечительству Министерства образования и науки Хабаровского края по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в г. Хабаровске ориентирована на разрешение вопросов об устройстве несовершеннолетних, то есть детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей либо в приемные семьи, либо на воспитание родственникам, либо в специализированные организации. Количество детей, нуждающихся в помощи органов опеки и попечительства в Хабаровске крае достаточно велико, соответственно органы опеки и попечительства необходимы, а их роль в решении устройства детей должна быть активной.
В числе основных проблем деятельности Отдела по опеке и попечительству Министерства образования и науки Хабаровского края по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в г. Хабаровске можно выделить недостаточность усилий по организации приема детей на воспитание в семьи. Еще одна проблема – это излишнее сокращение количества данных о детях в региональном банке. Эта проблема становится причиной малого количества усыновлений детей. Третья проблема – недостаточность работы с потенциальными кандидатами на усыновление либо создание приемной или патронатной семьи. Решение перечисленных проблем может осуществлено за счет активизации деятельности органов опеки и попечительства, в том числе в аспекте работы непосредственно с самими несовершеннолетними.
В настоящее время Отделу по опеке и попечительству Министерства образования и науки Хабаровского края по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в г. Хабаровске необходимо повысить эффективность мероприятий по привлечению семейных пар к участию в проекте «гостевая семья», а также, посредством консультативных и организационных мероприятий повысить удельный вес «гостевых семей», в результате принявших решение об усыновлении или о заключении договора о приемной семье. Также необходимо закрепить за конкретными сотрудниками Отдела задачи по публикации в СМИ Хабаровска материалов, направленных на пропаганду усыновления и приемной семьи, а также по проведению «круглых столов» и семинаров по данной тематике, отдавая предпочтение формату «он-лайн».
Это позволит получить важный и значимый социальный эффект в виде увеличения удельного веса детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в семьях, по отношению к детям, воспитывающимся в специализированных организациях, можно ожидать, что удельный вес семейных пар, участвующих в проектах гостевой семьи, и принявших в результате решение об усыновлении ребенка или заключении договора о приемной семье, вырастет до среднероссийского показателя (с 1, 43 % до 5-6 %), при этом общее увеличение числа семей, охваченных проектом, увеличит количество детей-сирот, принятых на воспитание в семьи, и в абсолютных показателях, иначе говоря, при 70 семьях можно ожидать, что на усыновление или в приемную семью будут приняты 4 ребенка, при 140 семьях – 8 детей.
1. Конституция Российской Федерации: принята 12.12.1993 (с изм. от 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации. – Электрон. текст. дан. – [Москва], 2005-2020. – URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 05.10.2020).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) : федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1994. – № 32. – Ст. 3301 ; Официальный интернет-портал правовой информации. – Электрон. текст. дан. – [Москва], 2005-2020. – URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 05.10.2020).
3. Семейный кодекс Российской Федерации : федеральный закон от 29.12.1995 № 223-ФЗ (ред. от 06.02.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 1. – Ст. 16 ; Официальный интернет-портал правовой информации. – Электрон. текст. дан. – [Москва], 2005-2020. – URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 05.10.2020).
4. О международных договорах : федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ (ред. от 12.03.2014) // Собрание законодательства РФ. – 1995. – № 29. – Ст. 2757 ; Официальный интернет-портал правовой информации. – Электрон. текст. дан. – [Москва], 2005-2020. – URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 05.10.2020).
5. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей : федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ (ред. от 25.12.2018) // Собрание законодательства РФ. – 1996. – № 52. – Ст. 5880 ; Официальный интернет-портал правовой информации. – Электрон. текст. дан. – [Москва], 2005-2020. – URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 05.10.2020).
6. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации : федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 31.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1998. – № 31. – Ст. 3802 ; Официальный интернет-портал правовой информации. – Электрон. текст. дан. – [Москва], 2005-2020. – URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 05.10.2020).
7. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних : федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 24.04.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 26. – Ст. 3177 ; Официальный интернет-портал правовой информации. – Электрон. текст. дан. – [Москва], 2005-2020. – URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 05.10.2020).
8. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации : федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 13.07.2020) // Собрание законодательства РФ. – 1999. – № 42. – Ст. 5005 ; Официальный интернет-портал правовой информации. – Электрон. текст. дан. – [Москва], 2005-2020. – URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 05.10.2020).
9. О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей : федеральный закон от 16.04.2001 № 44-ФЗ (ред. от 02.08.2019) // Собрание законодательства РФ. – 2001. – № 17. – Ст. 1643 ; Официальный интернет-портал правовой информации. – Электрон. текст. дан. – [Москва], 2005-2020. – URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 05.10.2020).
10. Об опеке и попечительстве : федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ (ред. от 01.03.2020) // Собрание законодательства РФ. – 2008. – № 17. – Ст. 1755 ; Официальный интернет-портал правовой информации. – Электрон. текст. дан. – [Москва], 2005-2020. – URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 05.10.2020).
11. Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних (вместе с «Рекомендациями по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в субъекте Российской Федерации») : письмо Минобрнауки РФ от 25.06.2007 № АФ-226/06 // Вестник образования. – 2007. – № 16.
12. Об организации и осуществлении деятельности по опеке и попечительству в Хабаровском крае : закон Хабаровского края от 27.05.2009 № 243 (ред. от 09.12.2015) // Собрание законодательства Хабаровского края. – 2009. – № 6 (83) ; Официальный интернет-портал правовой информации. – Электрон. текст. дан. – [Москва], 2005-2020. – URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 05.10.2020).
13. Об утверждении Положения о министерстве образования и науки Хабаровского края : постановление Правительства Хабаровского края от 22.01.2011 № 21-пр (ред. от 25.07.2020) // Собрание законодательства Хабаровского края. – 2011. – № 1 (102) ; Официальный интернет-портал правовой информации. – Электрон. текст. дан. – [Москва], 2005-2020. – URL: http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 05.10.2020).
14. Об уполномоченном органе в сфере опеки и попечительства : постановление Правительства Хабаровского края от 19.04.2011 № 116-пр // Собрание законодательства Хабаровского края. – 2011. – № 4 (105). – Ч. 2.
Научная и учебная литература
15. Арасланов, Л.В. Гостевой режим (гостевая семья) / Л.В. Арасланов // Педагогика. – 2019. - № 2. – С. 102-106.
16. Громоздина, М. В. Участие органов опеки и попечительства в конвенционных делах о похищении детей / М. В. Громоздина // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. – 2019. – № 3. – С. 18-26.
17. Денисова, О. Становление и развитие института опеки и попечительства в России / О. Денисова // Вопросы российского и международного права. – 2019. – Т. 9. – № 12-1. – С. 22-34.
18. Кадыров, Я. С. Актуальные вопросы правового регулирования опеки и попечительства / Я. С. Кадыров, С. В. Горбатых // Современная наука: ключевые проблемы и инновационные разработки. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – 2019. – С. 47-49.
19. Петурова, Н. Н. Особенности правового регулирования опеки и попечительства в отношении совершеннолетних лиц в России, Франции и Швейцарии / Н. Н. Петурова // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. – 2020. – № 2. – С. 138-153.
20. Ретенко, К. С. Орган опеки и попечительства как участники института опеки и попечительства / К. С. Ретенко // Молодой ученый. – 2019. – № 52 (290). – С. 171-174.
21. Сапожникова, Т. Н. Актуальные вопросы повышения эффективности правового регулирования опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних / Т. Н. Сапожникова, Е. И. Цымбал // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Юриспруденция. – 2020. – № 1. – С. 41-56.
22. Юдина, Ю. В. Понятие и социальное значение опеки и попечительства: история вопроса / Ю. В. Юдина // Теория государства и права. – 2019. – № 4 (16). – С. 184-193.
Электронные ресурсы
23. Итоги работы по защите прав и законных интересов детей-сирот, оставшихся без попечения родителей за 2017 год / Министерство образования и науки Хабаровского края. Официальный сайт. – Электрон. текст. дан. – [Хабаровск], 2014-2020. – URL: https://opeka.khabkrai.ru/contents/pages/120/ (дата обращения: 05.10.2020).
24. Итоги работы по защите прав и законных интересов детей-сирот, оставшихся без попечения родителей за 2018 год / Министерство образования и науки Хабаровского края. Официальный сайт. – Электрон. текст. дан. – [Хабаровск], 2014-2020. – URL: https://opeka.khabkrai.ru/contents/pages/121/ (дата обращения: 05.10.2020).
25. Итоги работы по защите прав и законных интересов детей-сирот, оставшихся без попечения родителей за 2019 год / Министерство образования и науки Хабаровского края. Официальный сайт. – Электрон. текст. дан. – [Хабаровск], 2014-2020. – URL: https://opeka.khabkrai.ru/contents/pages/123/ (дата обращения: 05.10.2020).
26. Структура / Министерство образования и науки Хабаровского края. Официальный сайт. – Электрон. текст. дан. – [Хабаровск], 2014-2020. – URL: https://minobr.khabkrai.ru/O-Ministerstve/Struktura (дата обращения: 05.10.2020).
27. Структура / Министерство социальной защиты населения Хабаровского края. Официальный сайт. – Электрон. текст. дан. – [Хабаровск], 2014-2020. – URL: https://mszn.khabkrai.ru/O-Ministerstve/Upravlenie-opeki-i-popechitelstva/Struktura1599705328 (дата обращения: 05.10.2020).