ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ 6
1.1. Закономерности становления фонетико-фонематического
строя речи у детей 6
1.2. Характеристика навыков звукового анализа и синтеза у
детей с общим недоразвитием речи 15
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 22
2.1. Организация исследования навыков звукового анализа и
синтеза у детей с общим недоразвитием речи 22
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования
навыков звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи 24
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 32
3.1. Организация и содержание работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи 32
3.2. Анализ результатов контрольного эксперимента навыков звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 51
Актуальность проблемы формирования операций звукового анализа и синтеза у дошкольников обусловлена тем, что данный навык является основным при обучении грамоте детей в начальных классах и в будущем служит залогом успешного становления учебной деятельности.
Исследования Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Т.В. Волосовец показали, что несформированность навыков фонематического анализа и синтеза у детей с нарушениями речи приводит к затруднениям в чтении и к грубым нарушениям письма (пропуски, перестановки, замены букв), а также является причиной школьной неуспеваемости [2]. Работа по развитию фонематических процессов имеет большое значение для усвоения правильного звукопроизношения и для дальнейшего обучения ребёнка в школе, поскольку способствует становлению навыков звукового анализа состава слова, необходимых при освоении грамоты.
Операции звукового анализа и синтеза являются важной составляющей логопедической работы по развитию фонематического восприятия, которая формирует у детей умение четко выделять звук на фоне слова, устанавливать последовательность звуков в слове, определять их место и количество. Такая работа вызывает немало трудностей в процессе обучения детей с речевыми нарушениями, в частности, с общим недоразвитием речи, что связано с недостатками их фонематического восприятия.
Проблемами фонематического восприятия у детей занимались многие ученые, такие как В.И. Бельтюков, Л.Е. Журова, Р.Е. Левина, Н.Х. Швачкин, Д.Б. Эльконин и др., но исследований, посвященных формированию операций звукового анализа и синтеза применительно к дошкольникам с общим недоразвитием речи, недостаточно, что и составило основную проблему нашей выпускной квалификационной работы.
Объект исследования - сформированность навыков звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - процесс коррекции нарушений навыков звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи.
Цель исследования - показать эффективность коррекционной работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1) изучить специальную научно-теоретическую и методическую литературу, посвященную проблеме формирования навыков звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи;
2) разработать методику для изучения навыков звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи;
3) проанализировать аспекты формирования готовности к усвоению навыков фонематического анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи;
4) выявить специфические особенности сформированности навыков анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи;
5) разработать систему коррекционно-логопедической работы по формированию навыков фонематического анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи и выявить ее эффективность.
Гипотеза исследования: формирование навыков звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи будет успешно реализовываться через индивидуальный подход в системе логопедической работы.
Поставленные задачи обусловили выделение четырёх этапов экспериментального исследования:
I этап (сентябрь - октябрь 2018 года) - поиск и изучение психолого-педагогической и логопедической литературы по проблеме исследования;
II этап (ноябрь 2018 года) - организация констатирующего этапа исследования;
III этап (декабрь 2018 года) - анализ и обобщение полученных данных;
IV этап (январь - май 2019 года) - проведение и описание формирующего этапа.
Для решения поставленных задач в процессе проверки гипотезы применялись следующие методы:
- теоретические: анализ теоретической литературы по теме исследования;
- эмпирические: беседа, наблюдение, эксперимент;
- экспериментальные: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.
Экспериментальная база исследования: МАДОУ д/с № 66 г. Таганрога.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекс заданий по изучению фонематических процессов у старших дошкольников могут использоваться логопедами-практиками. Полученные нами данные будут полезны специалистам в планировании коррекционной работы по формированию фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Выпускная квалификационная работа была посвящена исследованию проблемы коррекции нарушений навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи.
В ходе работы были рассмотрены следующие понятия: «фонематическое восприятие», «звуковой анализ», «звуковой синтез», исследована их взаимосвязь в процессе становления звуковой стороны языка у детей в онтогенезе.
На основании изученной литературы были выявлены особенности овладения детьми дошкольного возраста операциями звукового анализа и синтеза в онтогенезе и при нарушениях речи.
Экспериментальное исследование, проведенное с детьми дошкольного возраста, выявило, что у испытуемых отмечается несформированность фонематических представлений, они испытывают трудности при выполнении операций выделения звука на фоне слова; определения «соседей» звука в слове, количества и последовательности звуков в слове; составлении слова из последовательно названных звуков.
Анализ материалов исследования показал, что нарушения навыков звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи проявляются в следующих недостатках: замены, перестановки, пропуски звуков/слогов, искаженное произношение звуков.
В результате подсчета и обработки материалов логопедического обследования нами было выделено пять уровней сформированности навыков звукового анализа и синтеза: очень низкий, низкий, средний, высокий, очень высокий. На констатирующем исследовании было выявлено, что 39% детей имеют низкий уровень владения навыками звукового анализа и синтеза, 53% обучающихся - средний уровень, и лишь у 8% отмечается очень высокий уровень.
Полученные результаты логопедического исследования выявили необходимость использования специальных методов и приёмов коррекционной работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи.
Опираясь на выявленные в ходе эксперимента данные, мы составили систему коррекционно-логопедической работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи, которая включала в себя ряд игр и упражнений, адаптированных для детей экспериментальной группы. Индивидуальный подход заключался в учете индивидуальных речевых особенностей каждого дошкольника в процессе коррекционного обучения.
Результаты экспериментальной работы показали, что организация индивидуального подхода в процессе логопедических занятий помогает в развитии способностей детей, в качественном формировании навыков звукового анализа и синтеза, а также в решении межличностных проблем, возникающих у таких детей в процессе обучения. По нашему мнению, данный подход является наиболее эффективным в пути коррекции речевых нарушений.
Повторное исследование навыков звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи, проведенное на контрольном этапе эксперимента, выявило положительную динамику в речевых навыках детей: у всех отмечается средний и высокий уровень владения операциями звукового анализа и синтеза.
Поставленная нами цель достигнута и все задачи решены. Представленные результаты исследования подтвердили нашу гипотезу о том, что формирование навыков звукового анализа и синтеза успешно реализуется через индивидуальный подход в системе логопедической работы.
1. Волкова, Л.С. Логопедия [Текст]: учебник для студ.дефектол.фак.пед.высш.учеб.заведений / ред. Л.С. Волкова. - 5-е изд., перераб. и доп. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2006. - 680 с.
2. Волосовец, Т.В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников [Текст]: учебно-методическое пособие / ред. Т.В. Волосовец. - М: Институт общегуманитарных исследований, В. Секачев, 2002. - 256 с.
3. Гальперин, П.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий [Текст]: учебник /П.Я. Гальперин. - М: Просвещение, 2009. - 277 с.
4. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи [Текст]: учебник / А.Н. Гвоздев. - М: Детство-пресс, 2007. - 472 с.
5. Гвоздев, А.Н. Основы русской орфографии // Избранные работы по орфографии и фонетике [Текст]: учебник / А.Н. Гвоздев. - М: Учпедгиз: 2007. - 27 с.
6. Дурова, Н.В. Обучение дошкольников грамоте. Дидактические материалы в четырех книгах [Текст]: учебник / Н.В. Дурова. - М: Школьная пресса, 2016. - 112 с.
7. Елисеева, М.Б. Становление индивидуальной языковой системы ребенка: ранние этапы: монография [Текст]: учебник / М.Б. Елисеева. - М: Языки славянских культур, 2014. - 342 с.
8. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст]: учебник / Л.Н. Ефименкова. - М: Просвещение, 2005. - 112 с.
9. Жукова, Н.С. Преодоление задержки речевого развития [Текст]: учебник / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - М: Просвещение, 2003. - 222 с.
10. Журова, Л.Е. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста [Текст]: учебник / Л.Е. Журова, Д.Б. Эльконин. - М: Просвещение, 2006. - 520 с.
11. Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст]: учебник / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: Литур, 2000. - 520 с.
12. Каше, Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников [Текст]: учебник / Г.А. Каше. - М: Просвещение, 2004. - 367 с.
13. Каше, Г.А. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи [Текст]: учебник / Г.А. Каше, Т.Б. Филичева. - М: Просвещение, 2004. - 58 с.
14. Колесникова, Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников [Текст]: учебник / Е.В. Колесникова. - М: Гном- Пресс, 2002. - 96 с.
15. Катаева, А.А. Дидактические игры и упражнения [Текст]: учебник / А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. - М: Просвещение, 2005. - 191 с.
16. Лалаева, Р.И. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) [Текст]: учебник / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. - Спб: Союз, 1999. - 160 с.
17. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии [Текст]: учебник / ред. Р.Е. Левина. - М: Просвещение, 2008. - 368 с.
18. Лопатина, Л.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие [Текст]: учебник / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. - Спб: СОЮЗ, 2000. - 192 с.
19. Мастюкова, Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии [Текст]: учебник / Е.М. Мастюкова, А.Г. Московкина; ред. В.И. Селеверстов. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 408 с.
20. Миронова, С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях [Текст]: учебник / С.А. Миронова. - М: Сфера, 2007. - 182 с.
21. Максакова, А.И. Учите, играя [Текст]: учебник / А.И. Максакова, Г.А. Туманова. - М: Просвещение, 2005. - 144 с.
22. Мелехова, Л.В. Речь дошкольников и ее исправление [Текст]: учебник / Л.В. Мелехова, М.Ф. Фомичева. - М: Просвещение, 2007. - 96 с.
23. Миронова, С.А. Логопедическая работа в дошкольных учреждениях и группах для детей с нарушением речи [Текст]: учебник / С.А. Миронова. - М: Просвещение, 2005. - 232 с.
24. Нищева, Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи [Текст]: учебник / Н.В. Нищева. - Спб: Детство-пресс, 2009. - 560 с.
25. Правдина, О.В. Логопедия [Текст]: учебник / О.В. Правдина. - М: Просвещение, 2005. - 272 с.
26. Пожиленко, Е.А. Волшебный мир звуков и слов [Текст]: учебник / Е.А. Пожиленко. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008. - 216 с.
27. Селиверстов, В.И. Речевые игры с детьми [Текст]: учебник / В.И. Селиверстов. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 334 с.
28. Селиверстов, В.И. Практикум по дошкольной логопедии [Текст]: учебник / ред. В.И. Селиверстов. - М: Просвещение, 2005. - 222 с.
29. Тумакова, Г.А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом [Текст]: учебник /Г.А. Тумакова. - М: Мозаика-Синтез, 2005. - 158 с.
30. Филичева, Т.Б. Логопедическая работа в специальном детском саду [Текст]: учебник / Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева. - М: Аркти, 2006. - 118 с.
31. Филичева, Т.Б. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение [Текст]: учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей / Т.Б. Филичёва, Т.В. Туманова. - М: ГНОМ и Д, 2005. - 80 с.
32. Филичева, Т.Б. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада [Текст]: учебник / Т.Б. Филичёва, Г.В. Чиркина. - М: Альфа, 2008. - 103 с.
33. Филичёва, Т.Б. Развитие речи дошкольника[Текст]: методическое пособие с иллюстрациями / Т.Б. Филичёва, А.В. Соболева. - Екатеринбург: АРГО, 1996. - 80 с.
34. Хватцев, М.Е. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста [Текст]: учебник / М.Е. Хватцев. - М: Учпедгиз, 2007. - 317 с.
35. Хватцев, М.Е. Логопедия [Текст]: учебник /
М.Е. Хватцев. - М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. - 272 с.
36. Швецова, И. Формирование фонематического
восприятия и звукового анализа у дошкольников с общим недоразвитием речи [Электронный ресурс] / И. Швецова // Электрон. журн. - М: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом "Воспитание
дошкольника" (Москва)», 2007. - Режим доступа:
https://elibrary.ru/item.asp?id=9491233
37. Эльконин, Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся [Текст]: учебник / Д.Б. Эльконин; ред. В.В. Давыдов, Т.А. Нежнова. - М: ИНТОР, 1998. - 112 с.