ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД В КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ 6
1.1. Закономерности становления фонетико-фонематического
строя речи у детей 6
1.2. Характеристика навыков звукового анализа и синтеза у
детей с общим недоразвитием речи 15
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 22
2.1. Организация исследования навыков звукового анализа и
синтеза у детей с общим недоразвитием речи 22
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования
навыков звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи 24
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 32
3.1. Организация и содержание работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи 32
3.2. Анализ результатов контрольного эксперимента навыков звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 51
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ОПЕРАЦИЙ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ 6
1.1. Закономерности становления фонетико-фонематического
строя речи у детей 6
1.2. Характеристика навыков звукового анализа и синтеза у
детей с общим недоразвитием речи 15
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 22
2.1. Организация исследования навыков звукового анализа и
синтеза у детей с общим недоразвитием речи 22
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования
навыков звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи 24
ГЛАВА 3. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 32
3.1. Организация и содержание работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи 32
3.2. Анализ результатов контрольного эксперимента навыков звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 47
ПРИЛОЖЕНИЯ 51
Актуальность проблемы формирования операций звукового анализа и синтеза у дошкольников обусловлена тем, что данный навык является основным при обучении грамоте детей в начальных классах и в будущем служит залогом успешного становления учебной деятельности.
Исследования Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Т.В. Волосовец показали, что несформированность навыков фонематического анализа и синтеза у детей с нарушениями речи приводит к затруднениям в чтении и к грубым нарушениям письма (пропуски, перестановки, замены букв), а также является причиной школьной неуспеваемости [2]. Работа по развитию фонематических процессов имеет большое значение для усвоения правильного звукопроизношения и для дальнейшего обучения ребёнка в школе, поскольку способствует становлению навыков звукового анализа состава слова, необходимых при освоении грамоты.
Операции звукового анализа и синтеза являются важной составляющей логопедической работы по развитию фонематического восприятия, которая формирует у детей умение четко выделять звук на фоне слова, устанавливать последовательность звуков в слове, определять их место и количество. Такая работа вызывает немало трудностей в процессе обучения детей с речевыми нарушениями, в частности, с общим недоразвитием речи, что связано с недостатками их фонематического восприятия.
Проблемами фонематического восприятия у детей занимались многие ученые, такие как В.И. Бельтюков, Л.Е. Журова, Р.Е. Левина, Н.Х. Швачкин, Д.Б. Эльконин и др., но исследований, посвященных формированию операций звукового анализа и синтеза применительно к дошкольникам с общим недоразвитием речи, недостаточно, что и составило основную проблему нашей выпускной квалификационной работы.
Объект исследования - сформированность навыков звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - процесс коррекции нарушений навыков звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи.
Цель исследования - показать эффективность коррекционной работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1) изучить специальную научно-теоретическую и методическую литературу, посвященную проблеме формирования навыков звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи;
2) разработать методику для изучения навыков звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи;
3) проанализировать аспекты формирования готовности к усвоению навыков фонематического анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи;
4) выявить специфические особенности сформированности навыков анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи;
5) разработать систему коррекционно-логопедической работы по формированию навыков фонематического анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи и выявить ее эффективность.
Гипотеза исследования: формирование навыков звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи будет успешно реализовываться через индивидуальный подход в системе логопедической работы.
Поставленные задачи обусловили выделение четырёх этапов экспериментального исследования:
I этап (сентябрь - октябрь 2018 года) - поиск и изучение психолого-педагогической и логопедической литературы по проблеме исследования;
II этап (ноябрь 2018 года) - организация констатирующего этапа исследования;
III этап (декабрь 2018 года) - анализ и обобщение полученных данных;
IV этап (январь - май 2019 года) - проведение и описание формирующего этапа.
Для решения поставленных задач в процессе проверки гипотезы применялись следующие методы:
- теоретические: анализ теоретической литературы по теме исследования;
- эмпирические: беседа, наблюдение, эксперимент;
- экспериментальные: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.
Экспериментальная база исследования: МАДОУ д/с № 66 г. Таганрога.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекс заданий по изучению фонематических процессов у старших дошкольников могут использоваться логопедами-практиками. Полученные нами данные будут полезны специалистам в планировании коррекционной работы по формированию фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Исследования Р.Е. Левиной, Р.И. Лалаевой, Т.В. Волосовец показали, что несформированность навыков фонематического анализа и синтеза у детей с нарушениями речи приводит к затруднениям в чтении и к грубым нарушениям письма (пропуски, перестановки, замены букв), а также является причиной школьной неуспеваемости [2]. Работа по развитию фонематических процессов имеет большое значение для усвоения правильного звукопроизношения и для дальнейшего обучения ребёнка в школе, поскольку способствует становлению навыков звукового анализа состава слова, необходимых при освоении грамоты.
Операции звукового анализа и синтеза являются важной составляющей логопедической работы по развитию фонематического восприятия, которая формирует у детей умение четко выделять звук на фоне слова, устанавливать последовательность звуков в слове, определять их место и количество. Такая работа вызывает немало трудностей в процессе обучения детей с речевыми нарушениями, в частности, с общим недоразвитием речи, что связано с недостатками их фонематического восприятия.
Проблемами фонематического восприятия у детей занимались многие ученые, такие как В.И. Бельтюков, Л.Е. Журова, Р.Е. Левина, Н.Х. Швачкин, Д.Б. Эльконин и др., но исследований, посвященных формированию операций звукового анализа и синтеза применительно к дошкольникам с общим недоразвитием речи, недостаточно, что и составило основную проблему нашей выпускной квалификационной работы.
Объект исследования - сформированность навыков звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - процесс коррекции нарушений навыков звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи.
Цель исследования - показать эффективность коррекционной работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи.
Задачи исследования:
1) изучить специальную научно-теоретическую и методическую литературу, посвященную проблеме формирования навыков звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи;
2) разработать методику для изучения навыков звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи;
3) проанализировать аспекты формирования готовности к усвоению навыков фонематического анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи;
4) выявить специфические особенности сформированности навыков анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи;
5) разработать систему коррекционно-логопедической работы по формированию навыков фонематического анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи и выявить ее эффективность.
Гипотеза исследования: формирование навыков звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи будет успешно реализовываться через индивидуальный подход в системе логопедической работы.
Поставленные задачи обусловили выделение четырёх этапов экспериментального исследования:
I этап (сентябрь - октябрь 2018 года) - поиск и изучение психолого-педагогической и логопедической литературы по проблеме исследования;
II этап (ноябрь 2018 года) - организация констатирующего этапа исследования;
III этап (декабрь 2018 года) - анализ и обобщение полученных данных;
IV этап (январь - май 2019 года) - проведение и описание формирующего этапа.
Для решения поставленных задач в процессе проверки гипотезы применялись следующие методы:
- теоретические: анализ теоретической литературы по теме исследования;
- эмпирические: беседа, наблюдение, эксперимент;
- экспериментальные: констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент.
Экспериментальная база исследования: МАДОУ д/с № 66 г. Таганрога.
Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный комплекс заданий по изучению фонематических процессов у старших дошкольников могут использоваться логопедами-практиками. Полученные нами данные будут полезны специалистам в планировании коррекционной работы по формированию фонематических процессов у детей с общим недоразвитием речи.
Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Выпускная квалификационная работа была посвящена исследованию проблемы коррекции нарушений навыков звукового анализа и синтеза у дошкольников с общим недоразвитием речи.
В ходе работы были рассмотрены следующие понятия: «фонематическое восприятие», «звуковой анализ», «звуковой синтез», исследована их взаимосвязь в процессе становления звуковой стороны языка у детей в онтогенезе.
На основании изученной литературы были выявлены особенности овладения детьми дошкольного возраста операциями звукового анализа и синтеза в онтогенезе и при нарушениях речи.
Экспериментальное исследование, проведенное с детьми дошкольного возраста, выявило, что у испытуемых отмечается несформированность фонематических представлений, они испытывают трудности при выполнении операций выделения звука на фоне слова; определения «соседей» звука в слове, количества и последовательности звуков в слове; составлении слова из последовательно названных звуков.
Анализ материалов исследования показал, что нарушения навыков звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи проявляются в следующих недостатках: замены, перестановки, пропуски звуков/слогов, искаженное произношение звуков.
В результате подсчета и обработки материалов логопедического обследования нами было выделено пять уровней сформированности навыков звукового анализа и синтеза: очень низкий, низкий, средний, высокий, очень высокий. На констатирующем исследовании было выявлено, что 39% детей имеют низкий уровень владения навыками звукового анализа и синтеза, 53% обучающихся - средний уровень, и лишь у 8% отмечается очень высокий уровень.
Полученные результаты логопедического исследования выявили необходимость использования специальных методов и приёмов коррекционной работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи.
Опираясь на выявленные в ходе эксперимента данные, мы составили систему коррекционно-логопедической работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи, которая включала в себя ряд игр и упражнений, адаптированных для детей экспериментальной группы. Индивидуальный подход заключался в учете индивидуальных речевых особенностей каждого дошкольника в процессе коррекционного обучения.
Результаты экспериментальной работы показали, что организация индивидуального подхода в процессе логопедических занятий помогает в развитии способностей детей, в качественном формировании навыков звукового анализа и синтеза, а также в решении межличностных проблем, возникающих у таких детей в процессе обучения. По нашему мнению, данный подход является наиболее эффективным в пути коррекции речевых нарушений.
Повторное исследование навыков звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи, проведенное на контрольном этапе эксперимента, выявило положительную динамику в речевых навыках детей: у всех отмечается средний и высокий уровень владения операциями звукового анализа и синтеза.
Поставленная нами цель достигнута и все задачи решены. Представленные результаты исследования подтвердили нашу гипотезу о том, что формирование навыков звукового анализа и синтеза успешно реализуется через индивидуальный подход в системе логопедической работы.
В ходе работы были рассмотрены следующие понятия: «фонематическое восприятие», «звуковой анализ», «звуковой синтез», исследована их взаимосвязь в процессе становления звуковой стороны языка у детей в онтогенезе.
На основании изученной литературы были выявлены особенности овладения детьми дошкольного возраста операциями звукового анализа и синтеза в онтогенезе и при нарушениях речи.
Экспериментальное исследование, проведенное с детьми дошкольного возраста, выявило, что у испытуемых отмечается несформированность фонематических представлений, они испытывают трудности при выполнении операций выделения звука на фоне слова; определения «соседей» звука в слове, количества и последовательности звуков в слове; составлении слова из последовательно названных звуков.
Анализ материалов исследования показал, что нарушения навыков звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи проявляются в следующих недостатках: замены, перестановки, пропуски звуков/слогов, искаженное произношение звуков.
В результате подсчета и обработки материалов логопедического обследования нами было выделено пять уровней сформированности навыков звукового анализа и синтеза: очень низкий, низкий, средний, высокий, очень высокий. На констатирующем исследовании было выявлено, что 39% детей имеют низкий уровень владения навыками звукового анализа и синтеза, 53% обучающихся - средний уровень, и лишь у 8% отмечается очень высокий уровень.
Полученные результаты логопедического исследования выявили необходимость использования специальных методов и приёмов коррекционной работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи.
Опираясь на выявленные в ходе эксперимента данные, мы составили систему коррекционно-логопедической работы по формированию навыков звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи, которая включала в себя ряд игр и упражнений, адаптированных для детей экспериментальной группы. Индивидуальный подход заключался в учете индивидуальных речевых особенностей каждого дошкольника в процессе коррекционного обучения.
Результаты экспериментальной работы показали, что организация индивидуального подхода в процессе логопедических занятий помогает в развитии способностей детей, в качественном формировании навыков звукового анализа и синтеза, а также в решении межличностных проблем, возникающих у таких детей в процессе обучения. По нашему мнению, данный подход является наиболее эффективным в пути коррекции речевых нарушений.
Повторное исследование навыков звукового анализа и синтеза у детей с общим недоразвитием речи, проведенное на контрольном этапе эксперимента, выявило положительную динамику в речевых навыках детей: у всех отмечается средний и высокий уровень владения операциями звукового анализа и синтеза.
Поставленная нами цель достигнута и все задачи решены. Представленные результаты исследования подтвердили нашу гипотезу о том, что формирование навыков звукового анализа и синтеза успешно реализуется через индивидуальный подход в системе логопедической работы.
Подобные работы
- Особенности сформированное нарушений звукового анализа и синтеза у младших школьников с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2023 - ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017 - Логопедическая работа по формированию навыков звукового анализа у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2021 - Особенности навыков звукового анализа у детей 6-7 лет с общим недоразвитием речи
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2021 - КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА СЛОВООБРАЗОВАНИЯ ИМЕН
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Бакалаврская работа, специальное дефектологическое образование . Язык работы: Русский. Цена: 3800 р. Год сдачи: 2016 - Формирование навыков словообразования глаголов движения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ
РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ
ПО РАЗВИТИЮ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4850 р. Год сдачи: 2016 - Логопедическая работа
по формированию навыков звукового анализа
у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021 - Логопедическая работа по формированию фонематического слуха и фонематического восприятия у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2021



