Введение 3
Глава 1. Участки недр федерального значения континентального шельфа
Российской Федерации как правовой институт 8
§1.1. Соотношение юридического и естественно-научного определения понятия «континентальный шельф» 9
§1.2. Правовая природа прав Российской Федерации и других прибрежных государств в отношении районов континентального шельфа 12
Глава 2. Ограничения прав недропользователей в районах континентального шельфа Российской Федерации 20
§2.1. Ограничения, связанные с правовым статусом пользователя участка
недр континентального шельфа Российской Федерации 24
§2.2. Ограничения, связанные с правовым режимом участков недр континентального шельфа как участков недр федерального значения 34
Заключение 57
Список принятых терминов 60
Список использованной литературы 61
Право граждан свободно определять сферу своей экономической деятельности, выбирать экономическую стратегию развития бизнеса, используя свое имущество с учетом конституционных гарантий права собственности и поддержки государством добросовестной конкуренции, может и должно осуществляться на основе необходимого баланса частных и публичных интересов, в том числе, касающихся сферы разработки и использования российской минерально-сырьевой базы, то есть сферы, в которой федеральный законодатель имеет суверенное право регулировать вопросы природопользования в целях защиты природных ресурсов . Ввиду этого, интересны вопросы правового режима участков недр континентального шельфа Российской Федерации в аспекте налагаемых публичным субъектом ограничений в их использовании, а также вопросы соотношения таких ограничений с балансом конституционных ценностей: свободы экономической деятельности с одной стороны, и стратегическим назначением природных ресурсов - с другой стороны.
Актуальность темы исследования.
В развитии российского и мирового минерально-сырьевого комплекса отмечается тенденция повышения роли новых территорий, акваторий внутренних морей и континентального шельфа в связи с истощением ресурсной базы в традиционных районах добычи полезных ископаемых и исчерпанием фонда легкооткрываемых месторождений . Анализ правовой ситуации в области исследования на базе литературных источников и научно- исследовательских работ позволяет сделать вывод о том, что развитие минерально-сырьевой базы России находится под влиянием ряда сдерживающих факторов в виде различных правоограничений, правовая природа и необходимость которых в настоящее время недостаточно изучена. Изложенное в рамках данной работы научное исследование позволит решить востребованную практическую задачу реформирования ряда ограничений прав недропользователей на континентальном шельфе Российской Федерации, что позволит создать достаточные условия для привлечения инвестиций в развитие недропользования на российском шельфе как одного из приоритетных в настоящее время направлений государственной политики.
Степень научной разработанности проблемы.
Число публикаций российских авторов по данной теме невелико. В основном они посвящены практическим проблемам освоения шельфовых природных ресурсов России. Существенный вклад в изучение проблемы внесли Щелкалин С.Ю., Иванова Е.А., Волков А.М., Шамордин Р.О., Манин Я.В., Рапопорт М.В., Мазков Е.Ю. Их работы в значительной мере способствовали изучению проблем развития отечественного законодательства о недропользовании на шельфе РФ, однако, в трудах этих ученых не рассматриваются вопросы правовой природы прав на континентальный шельф Российской Федерации как одного из прибрежных государств. В значительной части эти исследования не учитывают влияние правовой природы суверенных прав на правовые ограничения, устанавливаемые для недропользователей публичным субъектом. Вместе с тем, данный институт можно считать развивающимся. Для данной темы также представляет интерес общая проблема ограничений конституционных прав в её теоретико-правовом аспекте, которой посвящены работы Ягофаровой И.Д., Гриценко Е.В., Елисеевой С.В. и др.
Целью исследования является выявление правовой природы прав Российской Федерации на континентальный шельф и, как следствие, правовой природы ограничений права доступа к участкам недр континентального шельфа РФ, установленных федеральным законом и международно-правовыми актами; выявление соответствующих ограничений в действующем законодательстве; обоснование допустимости, либо недопустимости установления указанных ограничений с конституционно-правовых позиций; предложение возможных направлений реформирования законодательства в обозначенной сфере, путем развития законодательного регулирования, либо изменения толкования, придаваемого норме правоприменительной практикой.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих основных задач, определяющих структуру исследования:
- Проанализировать юридическое и естественнонаучное определение понятия «континентальный шельф», а также выявить их соотношение в рамках действующего регулирования.
- Проанализировать соответствующую практику Международного Суда ООН для изучения эволюции взглядов на правовую природу прав прибрежных государств в отношении континентального шельфа, а также для определения современных взглядов на правовую природу таких прав.
- Проанализировать общеправовые конституционные пределы ограничения прав, в том числе, в области недропользования.
- Выявить и проанализировать законодательные ограничения, связанные с правовым статусом пользователя участка недр континентального шельфа Российской Федерации, посредством анализа законодательства, научной литературы и судебной практики в данной сфере.
- Выявить и проанализировать законодательные ограничения, связанные с правовым режимом участков недр континентального шельфа как участков недр федерального значения.
- Исследовать сущность выявленных ограничений, а также определить их обоснованность, соразмерность и необходимость с конституционно-правовых позиций.
- Предложить возможные пути решения выявленных проблем законодательного регулирования.
Объектом исследования являются: практика Международного Суда ООН в сфере делимитации границ континентального шельфа между прибрежными государствами; международно-правовые акты, регулирующие вопросы распределения ресурсов континентального шельфа; законодательство Российской Федерации, определяющее правовой статус континентального шельфа Российской Федерации и недропользователей на соответствующих участках недр; научные труды исследователей в области недропользования на континентальном шельфе; практика Конституционного Суда Российской Федерации; судебно-арбитражная практика по спорам в рамках настоящей темы.
Предметом исследования являются: правовая природа ограничений прав недропользователей в районах континентального шельфа; обоснованность, необходимость и соразмерность законодательных ограничений прав недропользователей на доступ к участкам недр континентального шельфа Российской Федерации; толкование понятий, принципов, подходов законодателя к установлению таких ограничений; правовые позиции Конституционного Суда РФ, определяющие допустимые пределы ограничений прав доступа.
Методологическую основу исследования составляют такие общенаучные методы исследования как анализ, индукция, сравнение, и такие специальные методы исследования как формально-юридический, сравнительно-правовой, метод толкования правовых норм. Выбранные в рамках данного исследования методы связаны со спецификой объекта изучения. Так, изучение решений судов различного уровня, которые сами по себе являются исследованиями, как фактических обстоятельств дела, так и нормативных положений по данному вопросу, предопределяет необходимость применения таких методов как анализ и индукция.
Толкование положений нормативно-правовых актов предполагает обязательное применение сравнительно-правового метода и метода толкования правовых норм.
В результате анализа и сопоставления законодательства, научной литературы и судебной практики в данной сфере, можно сделать следующие выводы, касающиеся предмета исследования.
Из положений Женевской конвенции о континентальном шельфе 1958 года, Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, решений Международного Суда ООН нельзя сделать однозначный вывод о правовой природе прав прибрежных государств в отношении районов континентального шельфа. С одной стороны, правовая природа суверенных прав на континентальный шельф обнаруживается в естественной общности сухопутной территории прибрежного государства и прилегающих подводных районов материка и производна от суверенитета прибрежного государства (концепция естественного продолжения). С другой стороны, суверенные права государств на участки недр континентального шельфа имеют договорную природу, так как наличие шельфовой зоны на расстоянии 200 миль от берега приобретает характер юридической фикции. Необходимо признать, что, в конечном счете, суверенные права государств в отношении континентального шельфа тяготеют к производности от суверенитета государства, так как доктринально основаны на концепции естественного продолжения.
Из производности прав на шельф от суверенитета государства, с необходимостью следует вывод о том, что, осуществляя функциональную юрисдикцию на данной территории, законодатель обязан руководствоваться требованиями к установлению ограничений прав человека на доступ к шельфовым природным ресурсам и, в частности, требованиями части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации.
Анализ ограничений, устанавливаемых публичным субъектом в сфере недропользования на континентальном шельфе РФ, показал, что таковые могут быть подразделены на прямые и косвенные. Так, прямые ограничения права недропользования препятствуют получению участка недр континентального шельфа недропользователем в безусловном порядке. К таким ограничениям может быть отнесено требование о наличии в недропользователе доли (вклада) Российской Федерации в уставных капиталах более пятидесяти процентов. В свою очередь, косвенные ограничения права доступа к участкам недр континентального шельфа представляют собой количественное и (или) качественное умаление права доступа к участку недр, ввиду возможности альтернативного толкования отдельных положений закона. К таким ограничениям могут быть отнесены ограничения, связанные со степенью иностранного участия в недропользователе, с отсутствием порядка предоставления геологической информации о недрах, с реализацией приоритетного права на предоставление участка недр федерального значения и другие.
Результаты анализа выявленных в процессе исследования ограничений на предмет соответствия конституционным требованиям позволяют сделать вывод о том, что в ряде случаев при определении средств и способов защиты государственных интересов законодатель данных требований не соблюдает. Так, наиболее частым нарушением является закрепление ограничения права недропользователя нормой федерального закона, которая не является формально определенной, точной, четкой и ясной, что допускает расширительное толкование установленных ограничений и, следовательно, произвольное их применение. Установление конкретных критериев и закрепление легальных определений используемых в законе понятий, например, понятий «квалифицированные специалисты», «финансовые и технические средства эффективного и безопасного проведения работ», позволит избежать необоснованного ограничения права доступа недропользователей к участкам недр континентального шельфа Российской Федерации.
Кроме того, зачастую не столь очевидна соразмерность, в узком смысле - пропорциональность, установленных ограничений. Так обеспечение баланса таких конституционных ценностей как национальная безопасность и охрана окружающей среды (статья 8 Закона РФ «О недрах») с одной стороны, и право граждан на доступ к природным ресурсам - с другой, обеспечиваются публичным субъектом с использованием чрезмерных и не обусловленных целями соблюдения баланса мер.
Обозначенные проблемы - лишь часть юридических вопросов, которые возникают в связи с применением на практике законодательства о континентальном шельфе. Приоритет решения данных проблем с учетом вопросов, уже обнаруженных практикой, безусловно, остается за законодателем. Однако, представляется, что проблеме ограничения права доступа к участкам недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации необходимо уделить особое внимание, ввиду её непосредственного влияния на инвестиционную привлекательность данной сферы, развитие которой, как неоднократно было отмечено в рамках настоящего исследования, является приоритетным направлением государственной политики.
1. Законы и иные нормативно-правовые акты.
1.1. Законы и иные нормативно-правовые акты Российской Федерации.
1.1.1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: от 12.12.1993//Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014, № 31, ст. 4398. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
1.1.2. О недрах [Электронный ресурс]: федер. закон от 21 фев. 1992 г. № 2395-1//Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. № 10. Ст. 823. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
1.1.3. О континентальном шельфе Российской Федерации: федер. закон от 30 ноября 1995 № 187-ФЗ//СЗ РФ. 1995. № 49. Ст. 4694.
1.1.4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: федер. закон от 30.12.2001 № 195-ФЗ//СЗ РФ.
2002. № 1. Ст. 1.
1.1.5. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства» [Электронный ресурс]: федер. закон от 29 апр. 2008 г. № 58-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 18. Ст. 1941. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
1.1.6. О концессионных соглашениях: федер. закон от 21.07.2005 № 115- ФЗ//СЗ РФ. 2005. № 30. Ст. 3126.
1.1.7. О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность [Электронный ресурс]: постан. ВС РФ от 27.12.1991 № 3020-1 // Российская газета. 1992. № 8. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
1.1.8. О федеральной государственной информационной системе "Единый фонд геологической информации о недрах": постан. правит. от 30.01.2016 № 48//СЗ РФ. 2016. № 6. Ст. 844.
1.1.9. Об утверждении Порядка представления государственной отчетности предприятиями, осуществляющими разведку месторождений полезных ископаемых и их добычу, в федеральный и территориальные фонды геологической информации: пост. правит. от 28 февраля 1996 № 215//СЗ РФ. 1996. № 12. Ст. 1110.
1.1.10. Об утверждении Положения о принятии решения о прекращении права пользования участком недр федерального значения для разведки и добычи полезных ископаемых в случае осуществления геологического изучения недр по совмещенной лицензии: пост. правит. от 16.09.2008 № 697// Собр. законодательства Рос. Федерации. 2008. № 39. Ст. 4437. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
1.1.11. О государственной экспертизе запасов полезных ископаемых, геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в пользование участках недр, размере и порядке взимания платы за ее проведение: постан. правит. от 11.02.2005 № 69//Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. № 8. Ст. 651. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
1.1.12. Об утверждении Положения о возмещении расходов на поиск и оценку открытого месторождения полезных ископаемых и суммы уплаченного в соответствии с условиями совмещенной лицензии разового платежа за пользование участком недр лицам, которым в соответствии с частью пятой статьи 2.1 Закона Российской Федерации "О недрах" отказано в предоставлении права пользования участком недр для разведки и добычи полезных ископаемых на участке недр федерального значения, и о выплате им вознаграждения: постан. правит. от 10.03.2009 № 206//Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 11. Ст. 1306. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
1.1.13. Об утверждении Положения о рассмотрении заявок на получение права пользования недрами при установлении факта открытия месторождения полезных ископаемых на участке недр федерального значения или на участке недр, который отнесен к участкам недр федерального значения в результате открытия месторождения полезных ископаемых пользователем недр, проводившим работы по геологическому изучению недр такого участка за счет собственных средств для разведки и добычи полезных ископаемых открытого месторождения: постан. правит. от 27 ноября 2008 № 897//СЗ РФ. 2008. № 49. Ст. 5839.
1.1.14. О порядке утверждения перечней географических координат точек, определяющих линии внешних границ континентального шельфа Российской Федерации: постан. правит. от 16.06.1997 № 717//СЗ РФ. 1997. № 25. Ст. 2939.
1.1.15. Об утверждении Стратегии развития геологической отрасли Российской Федерации до 2030 года: распор. правит. от 21.06.2010 № 1039-р//Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. № 26. Ст. 3399. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
1.1.16. Перечень участков недр федерального значения (ред. от 29.12.2015, с изм. от 11.02.2016) //Российская газета. 2009. № 37.
1.1.17. Проект концепции развития системы стандартизации в нефтегазовом комплексе на период до 2020 года: [Электронный ресурс] - URL:http://docs.cntd.ru/document/499076844(06.04.2016).
1.2. Международные нормативно-правовые акты и договоры. Нормативно-правовые акты и договоры зарубежных государств.
1.2.1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948)//Российская газета.1995. №67. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
1.2.2. Конвенция о континентальном шельфе [Электронный ресурс] : заключена в г. Женеве 29.04.1958//Ведомости ВС СССР. 8 июля 1964 г. № 28. Ст. 329. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
1.2.3. Международный пакт от 16.12.1966 "Об экономических, социальных и культурных правах"// "Бюллетень Верховного Суда РФ", 1994, № 12. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
1.2.4. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву [Электронный ресурс]: заключена в г. Монтего-Бее 10.12.1982// Собр. законодательства Рос. Федерации, 01.12.1997, № 48, ст. 5493. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
1.2.5. Краткое изложение решений, консультативных заключений и постановлений Международного Суда 1948-1991. - Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 1993. С.90.
1.2.6. Краткое изложение решений, консультативных заключений и постановлений Международного Суда 1997-2002. - Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 2006. С.180.
1.2.7. Foreign Direct Investment and International Financial Data Improvements Act of 1990 (P.L. 101 - 533).
1.2.8. Foreign Investment and National Security Act of 2007 (P.L. 110 - 149).
1.2.9. Omnibus Trade and Competitiveness Act of 1988. A bill to enhance the competitiveness of American industry, and for other purposes. (P.L. 100 - 418).
1.2.10. The Defense Production Act of 1950 (P.L. 81 - 774).
2. Специальная литература.
2.1. Книги.
2.1.1. Баймуратов М.А., Досковский В.Г. Международно-правовой режим континентального шельфа. - Одесса: Юридическая литература, 2001. - 72 с.
2.1.2. Вылегжанин А.Н. Международно-правовые основы недропользования: учебное пособие [авт. предисл. А. В. Торкунов] - М: Норма, 2007.
2.1.3. Гриценко Е.В., Елисеева С.В., Иванов А.О., Кудряшова О.А. Новеллы законодательства о свободе публичных мероприятий: режим конституционной свободы // Конституционное и муниципальное право. - М.: Юрист, 2014, № 1. - С. 22-31.
2.1.4. Леонтьев О.К. Морская геология. - М.: Высшая школа, 1982. С.157
2.1.5. Ромашев Ю.С., Фетищев Д.В. Юрисдикция государств в правоохранительной сфере: монография / М.: Научная книга, 2009. - 48 с.
2.1.6. Трубецкой Е.Н. Труды по философии права. СПб., 2001. С. 291.
2.2. Статьи.
2.2.1. Агафонов В.Б. Актуальные проблемы применения законодательства о геологической информации о недрах// Нефть, Газ и Право. 2012. № 2.
2.2.2. Василевская Д.В. О развитии российского законодательства о недрах//Московский журнал международного права. 2005. Специальный выпуск, декабрь.
2.2.3. Волков А.М. Публичное администрирование недропользования по законодательству зарубежных стран//Правовая инициатива. 2013. № 11.
2.2.4. Данильцев М.А. Международно-правовой и национально-правовой статус объектов, расположенных на континентальном шельфе// Правоведение. 2008. № 6.
2.2.5. Иванова Е.А. Инвестиции в участки недр федерального значения: некоторые практические аспекты//Нефть, Газ и Право. 2009. № 2.
2.2.6. Мазков Е.Ю. Актуальные проблемы развития отечественного законодательства о недропользовании на континентальном шельфе Российской Федерации// Актуальные проблемы российского права. 2008. №1(6).
2.2.7. Манин Я.В. Особенности правового режима участков недр федерального значения//Нефть, Газ и Право. 2013. № 3.
2.2.8. Мочалов Р.А. Ключевые проблемы и особенности освоения месторождений углеводородов на шельфе арктических и дальневосточных морей//Интерэкспо ГЕО-Сибирь. 2013. №1.
2.2.9. Пиванова А.В. Концессионные модели предоставления прав недропользования в целях разведки и добычи нефти и газа на континентальном шельфе: отечественный и зарубежный опыт// Нефть, Газ и Право. 2012. №3.
2.2.10. Пиванова А.В. Сравнительная характеристика правового регулирования добычи нефти и газа на континентальном шельфе в Федеративной Республике Бразилии и в Российской Федерации// Тренды и управление. 2013. №3.
2.2.11. Рапопорт М.В. «Правовые рифы» шельфовых проектов арктических морей// Нефть, Газ и Право. 2010. №5.
2.2.12. Шамордин Р.О. Проблемы правового регулирования предоставления в пользование участков недр континентального шельфа Российской Федерации// Нефть, Газ и Право. 2014. № 3.
2.2.13. Щелкалин С.Ю. Законодательное стимулирование реализации проектов на континентальном шельфе Российской
Федерации//Нефть, Газ и Право. 2014. № 5.
2.2.14. Ягофарова И.Д. Основные характеристики ограничения прав и свобод человека: теоретико-правовой аспект//Академический юридический журнал. 2002. № 4 (10).
2.2.15. Эксперт Online: электронный журнал [Электронный ресурс] - URL:http://expert.ru/2012/01/27/brazilskaya-sistema/(07.04.2016).
2.3. Диссертации и авторефераты диссертаций.
2.3.1. Вэй Бинь. Совершенствование экономического механизма управления энергетическими ресурсами Китая: Дис. ... канд. экон. наук. 08.00.05. СПб., 2006.
2.4. Материалы конференций.
2.4.1. Бакаев В.В., Зуев А.Г., Киржиманов М.Г. Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации. Аналитический доклад 2012. М.: МАКС Пресс.2013. С.130.
2.4.2. Ушмаев О., Бочков А., Варавва А., Самоловов Д., Газпромнефть
НТЦ; Нагайцев Е., Макаренко А., Газпромнефть - Сахалин. Оценка минимальных рентабельных запасов месторождений арктического шельфа [Электронный ресурс] /О. Ушмаев// www.spe.org- М., 26.10.2015. - URL :
http://www.spe.org/events/rpc/2015/ru/tech program(21.03.2016).
3. Материалы практики.
3.1. Опубликованная судебная практика.
3.1.1. Постановления Конституционного Суда РФ от 09 января 1998 № 1- П//СЗ РФ. 1998. № 3. Ст.429.
3.1.2. Постановление Конституционного Суда РФ от 18 февраля 2000 г. № 3-П //СЗ РФ. 2000. № 9. Ст.1066.
3.1.3. Постановления Конституционного Суда РФ от 07 июня 2000 № 10- П// СЗ РФ. 2000. №25. Ст.2728.
3.1.4. Постановление Конституционного Суда РФ от 30.10.2003 № 15- П//СЗ РФ. 2003. № 44. Ст.4358.
3.1.5. Постановление Конституционного Суда РФ от 20 декабря 2010 № 22-П//СЗ РФ. 2010. № 1. Ст.264.
3.2. Неопубликованная судебная практика.
3.2.1. Решение Арбитражного суда Камчатского края от 31 декабря 2009 по делу № А24-4944/2009: [Электронный ресурс] - URL: http://sudact.ru/arbitral/doc/XxZeC4fWaj6w/(24.03.2016).
3.2.2. Определение Конституционного Суда РФ от 15 июля 2010 № 1096- О-О//СПС «Консультант Плюс».
3.2.3. Определение Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2010 № 1620-О-О//СПС «Консультант Плюс».
3.2.4. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 04 сентября 2013 г. по делу № А21-1730/2013: [Электронный ресурс] - URL:http: / / sudact.ru/arbitral/doc/9YoX2ZqRm6HY/(28.03.2016).
3.2.5. Решение Арбитражного суда города Москвы от 18 ноября 2013 г. по делу № А40-76705/2013: [Электронный ресурс] - URL: http://sudact.ru/arbitral/doc/b64044RMeKJJ/(24.03.2016).
3.2.6. Решение Арбитражного суда Мурманской области от 30 октября 2015 г. по делу № А42-3363/2015: [Электронный ресурс] - URL: http://murmansk.arbitr.ru/(24.03.2016).
3.2.7. Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16 марта 2016 г. по делу № А75-447/2016: [Электронный ресурс] - URL: http://sudact.ru/arbitral/doc/i0g49f3thwUr/(28.03.2016).
3.2.8. Трудовой Кодекс Бразилии, утвержден Законом Федеративной
Республики Бразилии от 01.05.1943 г. № 5452: [Электронный ресурс] -
URL:https://legislacao.planalto.gov.br/legisla/legislacao.nsf/fraWeb?OpenFrameSet&Frame=frmWeb2&Src=/legisla/legislacao.nsf%2FFrmConsultaWeb1%3FOpenForm%26AutoFramed(06.04.2016).
3.2.9. Закон Федеративной Республики Бразилии от 06 августа 1997 г. №
9.478: [Электронный ресурс] -
URL:https://legislacao.planalto.gov.br/legisla/legislacao.nsf/fraWeb?OpenFrameSet&Frame=frmWeb2&Src=/legisla/legislacao.nsf%2FFrmConsultaWeb1%3FOpenForm%26AutoFramed(06.04.2016).
3.2.10. Закон Федеративной Республики Бразилии от 30 июня 2010 г. № 12276: [Электронный ресурс] - URL: https://legislacao.planalto.gov.br/legisla/legislacao.nsf/fraWeb?OpenFrameSet&Frame=frmWeb2&Src=/legisla/legislacao.nsf%2FFrmConsultaWeb1%3FOpenForm%26AutoFramed(06.04.2016).
3.2.11. Закон Федеративной Республики Бразилии от 02 августа 2010
года № 1 2 3 0 4:[Электронный ресурс] -
URL:https://legislacao.planalto.gov.br/legisla/legislacao.nsf7fraWeb?OpenFrameSet&Frame=frmWeb2&Src=/legisla/legislacao.nsf%2FFrmConsultaWeb1%3FOpenForm%26AutoFramed(06.04.2016).
3.2.12. Закон Федеративной Республики Бразилии от 22 декабря 2010 г. № 12351: [Электронный ресурс] -
URL:https://legislacao.planalto.gov.br/legisla/legislacao.nsf/fraWeb?OpenFrameSet&Frame=frmWeb2&Src=/legisla/legislacao.nsf%2FFrmConsultaWeb1%3FOpenForm%26AutoFramed(06.04.2016).