Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОИМВОЛИКА ЦВЕТА В КОНТЕКСТЕ ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ (НА ПРИМЕРЕ РОМАНА Ф.С.ФИТЦДЖЕРАЛЬДА «ВЕЛИКИЙ ГЭТСБИ»)

Работа №60957

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы67
Год сдачи2018
Стоимость4270 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
59
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. ЦВЕТ КАК СИМВОЛ В КОНТЕКСТЕ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ И ЛИТЕРАТУРЫ 6
1.1. Понятие символа в философии 6
1.2. Понятие символа в литературе 10
1.3. Символическое значение различных цветов в контексте мировой культуры и литературы 16
Выводы по Главе 1 27
Глава 2. СИМВОЛИКА ЦВЕТА В РОМАНЕ Ф. С. ФИЦДЖЕРАЛЬДА «ВЕЛИКИЙ ГЭТСБИ» 29
2.1. Роль цвета в романе 29
2.2. Цветовая гамма мира Джея Гэтсби 38
2.3. Цветовая гамма мира Дейзи Бьюкенен
2.4. Цветовая гамма Долины Шлака 56
Выводы по Главе 2 65
Заключение 67
Список литературы

Процесс глобализации, ведущий к непрерывному диалогу культур и обмену опытом людей по всему миру, способствует утверждению тенденции изучения иностранного языка путем перенимания культурного опыта носителя. Цвет и его гармония с окружающим миром играет важную роль в культуре всех народов, чем обусловлено наличие множества идиоматических выражений, закрепившихся в народном сознании и языке традиционных символических значений цветов. Таким образом, изучение символики цвета является неотъемлемой частью формирования социокультурной компетенции. Литература начала ХХ века отличалась особым вниманием к цвету и тенденцией к синтезу искусств, что привело к усилению роли цвета в художественном произведении. Художественное произведение становится одним из ведущих источников информации о цвете как носителе культурного опыта нации, индивидуального жизненного опыта писателя и эмоциональном прототипе.
Фрэнсис Скотт Кей Фицджеральд - талантливый писатель ХХ века, произведения которого наполнены множеством мастерски подобранных цветовых символов, что определяет особенность его творческого метода. Произведения Ф.С. Фицджеральда красочны, интересны, читатель вовлечен в происходящее, находится в постоянном напряжении, сопереживая героям и представляя себя на их месте, чем обусловлена популярность автора. Его известность способствует повышенному интересу литературоведов, что приводит к различным исследованиям трудов писателя, однако явление цветописи редко подлежит специальному анализу.
В связи с этим представляется, что анализ цветовых наименований в романе Фицджеральда позволит прояснить творческую концепцию писателя, улучшить владение изучаемым языком путем приобретения знаний о культурных особенностях страны. Это определяет актуальность темы, обосновывая ее перспективность.
Предметом исследования в данной работе является символика цвета в контексте литературного произведения. Объектом исследования выступает текст романа Ф.С.Фицджеральда «Великий Гэтсби».
Цель исследования заключается в изучении символики цвета в контексте литературного произведения на примере романа Ф.С.Фицджеральда «Великий Гэтсби». Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. раскрыть понятие символа в философии и литературе, выявить его основные свойства и функции;
2. проанализировать символическое значение цветовых образов в мировой культуре и литературе на разных этапах общественного развития;
3. изучив биографию писателя, сопоставить полученные выводы с индивидуально-авторскими образами Ф.С. Фитцджеральда;
4. путем анализа текста романа установить роль цвета в произведении “Великий Гэтсби” в качестве символического отражения культурного и индивидуального опыта писателя, одного из основных средств раскрытия авторского замысла.
Выбор методов исследования был предопределен характером изучаемого явления. В качестве основных методов исследования применялись: сравнение, описание, наблюдение, анализ литературы по теме, лингвистический анализ текста, сопоставление цветовых ассоциаций.
Работа основывается на теоретической базе, сформированной по результатам систематизации концепций и положений, разрабатываемых в трудах С.С. Аверинцева, Е.Н. Алымовой, В.А. Базыма, В.В. Бычкова, Е.В. Мишенькиной, Ю.И. Пилюгайцевой и других ученых.
Практическая значимость работы состоит в допустимости использования итогов исследования при обучении иностранному языку, а также на занятиях по литературоведению, художественной культуре, психологии, стилистике, межкультурной коммуникации, аналитическому чтению. Выводы по данному исследованию могут быть полезны при дальнейшей разработке актуальных проблем изучения символов в литературе, могут послужить теоретической базой исследования цветописи в других произведениях.
Структура работы формируется исходя из поставленных целей и задач исследования. Работа состоит из Введения, двух глав (теоретической и практической, каждая из которых разделена на три части в соответствии с рассматриваемыми в них явлениями), выводов по главам, Заключения и Списка литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Обобщение основных положений научных трудов по теме позволяет раскрыть понятие символа как выражение идеального содержания, не совпадающего в сущностью определенных явлений в реальности и придающее им дополнительное образное значение. Символьная природа цвета объясняется его ассоциативным восприятием. Наличие множества вариаций значений цветов в разных культурах на разных этапах развития цивилизации обусловлено такими свойствами символа, как открытость, многозначность, эмоциональная насыщенность и динамизм. С преобразованиями в обществе менялась и роль цвета, однако он всегда имел большое значение в жизни людей: религиозный, магический символ перешел в искусство, бытовую сферу и стал неотъемлемой частью повседневной жизни и украшением художественных произведений.
Помимо придания тексту эстетизма, цветовые символы в литературе помогают раскрыть образ персонажа, показать его психологическое состояние, создать особую атмосферу произведения. Например, проанализировав особенности выбранной для описания Гэтсби цветовой гаммы, можно выделить его стремление, надежду, душевную молодость и веру в мечту. Ф.С. Фитцджеральд намеренно подбирает основные цвета для характеристики героев, так как это упрощает понимание читателем основной идеи произведения и позволяет формировать контрастные сочетания. Контраст пронизывает произведение, показывая двойственность и противоборство жизненных процессов, поднимая вечные темы. Через цветовые символы и ассоциативные ряды автор показывает лицемерие светского общества, пагубность инфантильности и максимализма, предостерегает от безразличия и духовной смерти, призывает действовать и верить в мечту. Таким образом Ф.С. Фицджеральд реализует основную выразительно-смысловую задачу произведения.
Рассмотрев биографию Ф.С. Фицджеральда можно отметить, что роман «Великий Гэтсби» во многом автобиографичен, то есть вбирает в себя элементы индивидуального опыта писателя, отражает его личные качества и показывает его отношение к жизненным процессам, что позволяет расширить мировоззрение читателя, приобрести новые знания о людях. Для глубокого понимания идейного смысла произведения, правильной трактовки символов в романе необходимо изучить биографию писателя. Однако помимо специфичных взглядов в произведении автора как носителя американской культуры раскрывается опыт нации, приводятся примеры закрепившихся в сознании народа значений цвета. Определенное восприятие цвета настолько закрепилось в культуре и языке, что символические значения различных цветов не только показаны в идиоматических выражениях, но даже указаны как дополнительные значения в словарях. Особенности дешифровки символа отдельной личностью определяются ее окружением, воспитанием, образованностью, связью с представителями других культур, сферой деятельности, поэтому цвет символически отражает как индивидуальный, так и культурный опыт писателя. Постижение второго помогает формированию социокультурной компетенции, снимает барьеры межкультурной коммуникации и позволяет улучшить владение иностранным языком.
Полученные результаты исследования могут способствовать совершенствованию языковых умений и навыков анализа художественного текста, углублению знаний о культуре страны изучаемого языка.



1. Аверинцев С.С. София-Логос: словарь/ С.С. Аверинцев. - 2-е изд., испр. - К.: Дух i Лггера, 2001. - 167с.
2. Айтмагамбетова М. Б. Культурно-национальные особенности концептуализации цвет/ М.Б. Айтмагамбетова// Вестник КемГУ. -
2015. - №4-4 (64). - С. 64-68.
3. Базыма Б. А. Психология цвета/ Б.А. Базыма. - М: Речь, 2005. - 208 с.
4. Безрукова А. В. Литературный словарь/ А.В.Безрукова. - М.: ЛУч, 2007. - 320с.
5. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов/ С.П.Белокурова. - СПб: Паритет, 2006. - 320 с.
6. Бычков В.В. Символизация в искусстве как эстетический принцип/ В.В. Бычков// Вопросы философии.— 2017. - С. 288-296.
7. Вологин E.A. Методические указания к семинарским занятиям для дневного отделения/ Е.А. Вологин. - Ухта, УГТУ, 2001. - 28с.
8. Грицанов А.А. Новейший философский словарь/ А.А.Грицанов. - 3-е изд., испр. - М.: Книжный дом, 2003. - 1280с.
9. Данте А. Божественная Комедия/ А. Данте. - М.: Эксмо, 2013. - 760с.
10. Драч Г.В. История мировой культуры/ Г.В. Драч. - М: Феникс, 2008. - 535 с.
11. Карпова Ю.В. Концепция философской веры как основания личностной целостности/ Ю.В. Карпова// Известия ИГЭА. - 2006. - № 5(50).- С. 96-107.
12. Клюкина Л.А. Концепция символа А.Ф. Лосева как альтернатива классической рациональности/ Л.А. Клюкина// Вестник СПб университета. - 2009. - № 2(6). - С. 38-42.
13. Копачева Е.Н. Цвет как лингвокогнитивная категория в русской языковой картине мира: дис. ...канд. фил. наук: 10.02.17/ Е.Н. Копачева. - СПб, 2007. - 268 с.
14. Кошеренкова О.В. Символика цвета в культуре [Электронный ресурс] / О.В. Кошеренкова// Аналитика культурологии: научн. журн. - 2015. -
№2(32). - Режим доступа: https:ZZcyberleninka.ru/articleZn/simvolika-
tsveta-v-kulture.- (Дата обращения: 20.05.2018).
15. Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия/ под ред. проф. А.П. Горкина. — М.: Росмэн, 2006. - 583с.
16. Лосев А.Ф. Философия имени/ А.Ф.Лосев. - М.: Академический Проект, 2009. - 300с.
17. Мамардашвили М.К. Символ и сознание: метафизические
рассуждения о сознании, символике и языке/ М.К. Мамардашвили, А.М. Пятигорский. — М.: Прогресс-Традиция, Фонд Мераба
Мамардашвили, 2009. - 288с.
18. Мишенькина Е.В. Цветовосприятие и цветопредпочтение как гендерная характеристика/ Е.В. Мишенькина// Ярославский педагогический вестник. - 2004. - №1-2. - С. 134-138.
19. Митчелл С.Словно распустившийся цветок/ С. Митчелл. - М.: АСТ,
2016. - 352с.
20. Никонов С.С. Символика цвета в романе Ф.С. Фицджеральда «Великий Гэтсби»/ С.С. Никонов// Научные исследования и разработки студентов : материалы V Междунар. студенч. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 30 окт. 2017 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - С. 150-153.
21. Ожегов С.И., Толковый словарь русского языка/ С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М.: Оникс, 2010. - 736 с.
22. Пилюгайцева Ю.И. Теория цвета Василия Кандинского/ Ю.И. Пилюгайцева// Ученые записки ОГУ: гуманитарные и социальные науки. - 2015. - №2. - С. 24-30.
23. Радионова С.А. Символ// Всемирная энциклопедия: философия ХХ века/ под ред. А.А. Грицанова. - Мн.: Книжный Дом, 2002. - 674с.
24. Сафарли Э. Я вернусь.../ Э.Сафарли. - М.: АСТ, 2014. - 279с.
25. Толстой Л.Н. Война и мир:Роман в четырех томах.Т.1-11/ Л.Н. Толстой. — М.: Эксмо, 2008. —. 736c.
26. Фицджеральд Ф. С. Великий Гэтсби: роман [Электронный ресурс]/
Ф.С. Фицджеральд . - .: АСТ, 2013. - Режим доступа:
https://www.litmir.me/br/?b=8743&p=1.-(Дата обращения: 30.04.2018).
27. Шмитт Э.-Э. Попугаи с площади Ареццо/ Э.-Э.Шмитт. — М.: Азбука, 2014. —576с.
28. Fitzgerald F.S. The Great Gatsby [Электронный ресурс]/ F.S.
Fitzgerald//The University of Adelaide. - 2014. - Режим доступа:
https: //ebooks .adelaide.edu.au/f/fitzgerald/f_scott/gatsby/contents .html2014- (Дата обращения: 30.05.2018).
29. Oxford American Dictionary [Электронный ресурс].- Режим доступа:
http://www.oxfordamericandictionary.com.- (Дата обращения:
26.05.2018).
30. The F. S. Fitzgerald Society [Электронный ресурс].- Режим доступа: http: //www.fscottfitzgeraldsociety.org/biography/biography_p 1 .html. -(Дата обращения: 23.04.2018).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ