Введение 4
Глава I. Теоретические аспекты медиапроектирования в структуре
современных медиасистем 9
1.1. Медиапроекты как тренд современной журналистики 9
1.2. Формы и типы медиапроектов в современной медиасистеме, особенности
музыкальных проектов 18
1.3. Мультимедийность как фактор развития современных медиасистем 28
Глава II. Типологические особенности современных медиапроектов в сфере
арт-журналистики 39
2.1. Специфика музыкальных мультимедийных проектов 39
2.2. Формы мультимедийных музыкальных проектов и принципы
организации информации 49
2.3. Социальные медиа как феномен современного информационного
пространства 57
Глава III. Создание, продвижение и информационная поддержка
мультимедийных музыкальных проектов в социальных медиа 70
3.1. Создание проекта 70
3.2. Продвижение проекта 77
3.3. Информационная поддержка проекта 78
Заключение
Список использованной литературы и источников
Актуальность исследования. Исторически сложившиеся формы коммуникационного взаимодействия между людьми достаточно разнообразны: если на первых этапах существования цивилизации, в первобытном обществе, преобладали невербальные (жесты, мимика, пластика, наскальные изображения) и паравербальные (звукоподражание) формы общения, то с течением времени к ним добавились вербальные способы (связная речь), музыка (которая изначально была тоже носителем информации), письменность (от пиктографии до алфавитного письма) и т.д.
С самого начала осмысления специфики журналистики в мультимедийной среде ее исследователи обращали внимание на то, что она - нечто большее, нежели просто механическое перенесение журналистского труда в цифровую среду, простое сопряжение традиционных функций с новыми технологиями. Своим возникновением и бурным развитием мультимедийная журналистика обязана двум основным факторам. С одной стороны, это появление новых технологий и платформ, которые позволили журналистам сочетать сразу несколько форматов подачи в «теле» одной новости, а с другой - изменение пользовательского поведения, рождение нового типа потребителя информации, который, в условиях постоянных информационных перегрузок, делает выбор в пользу интерактивных СМИ, позволяющих не только сэкономить время, но и обеспечить индивидуальный подбор повестки дня.
Сегодня наиболее востребованные СМИ перестали быть просто газетами, телеканалами, радиостанциями, интернет-порталами, а являются интегрированными редакциями, производственный процесс которых реализуется сразу на нескольких платформах и включает работу с видео, аудио, фото, текстом. Медиапотребление сегодня это все, что окружает человека в его нематериальных отношениях с жизнью. Городская среда, музыка, арт-объекты и, конечно, медиа, но в самой широкой их трактовке: от традиционных газет, радио и телевидения до всего того, что существует в цифровой среде (мобильные приложения, компьютерные игры, электронные книги, виртуальные музеи и проч.). Все эти тенденции в изменении образа жизни и моделей медиапотребления пользователей, в конечном счете, оказались драйверами (движущими силами) цифровой революции в медиасфере.
Степень изученности темы. Арт-журналистика в современном понимании - явление достаточно сложное. Как предмет журналистики, изучающий и освещающий особенную область жизнедеятельности, арт- журналистика имеет свои нюансы. Еще недавно идеальной площадкой для журналистов, посвятивших свое перо служению этому виду деятельности, были места и регионы, где искусство как событие всегда актуально и интересно. Но с внедрением в нашу жизнь новых технологий, в том числе и интернета, мир словно стал сливаться в одно целое. Благодаря широким возможностям всемирной сети, информационное поле каждого человека расширилось до неограниченных размеров. Так что понятие «культурная периферия» стало неактуальным и морально устаревшим. Несомненно, эффектней представить событие культурной жизни с помощью электронных видов СМИ, будь то прямой телерепортаж или онлайн-трансляция в интернете. Качественное изображение — главное оружие ТВ и всемирной глобальной сети. Однако в печатных СМИ России традиции, которые пришли из времен русской журналистики XVIII-XIX веков, остались неизменными.
Современное искусство - в глобальном его понимании под влиянием времени, интересов массового общества постоянно трансформируется, изменяется. Это не может не отразиться на арт-журналистике как главном источнике информации из области культуры (Б. Латура, П. Бурдье и др). Литература по журналистике и музыкальной журналистике (Т.А. Курышева, Н.Б. Кириллова, Т. Магера и др.).
Объект исследования - специализированные мультимедийные медиапроекты в сфере арт-журналистики.
Предмет исследования - особенности и жанровое своеобразие специализированных музыкальных медиапроектов в социальных медиа как нового журналистского формата.
Цель работы - выявить специфику мультимедийных музыкальных медиапроектов в социальных медиа как нового формата журналистской деятельности.
Задачи исследования:
- рассмотреть теоретические аспекты медиапроектирования в структуре современных медиасистем;
- изучить мультимедийность как фактор развития современных медиасистем;
- выделить типологические особенности современных медиапроектов в сфере арт-журналистики;
- определить формы мультимедийных проектов и принципы организации информации;
- проанализировать социальные медиа как феномен современного информационного пространства;
- охарактеризовать процесс создания, продвижения и информационной поддержки мультимедийных музыкальных проектов в социальных медиа на примере социальной сети Facebook.
Теоретическая база исследования. Теоретическую базу исследования составили труды российских и зарубежных ученых по проблемам развития мультимедийных музыкальных проектов под влиянием новых технологий распространения информации, в частности, социальных сетей (Е.А. Баранова, Е.С. Дорощук, А.Г. Качкаева, Л.М. Землянова, В. Ингенблек, М. Лукина, М. Кастель, Н.Б. Кириллова, Г.М. Маклюэн и др.).
Эмпирическая база исследования. Эмпирическую базу исследования
составили публикации, содержащие мультимедийные (инфографику, видео, слайд-шоу, тайм-линии, анимацию, интерактивную графику, карты и т. д.), в частности, всероссийский музыкальный проект «Взгляд в настоящее», 2017 год.
Гипотеза исследования. Мы выдвинули предположение о том, как мультимедийные музыкальные проекты прогрессируют под влиянием новых технологий распространения информации, в частности, социальных сетей.
Методология и методы исследования. Разнообразие современных средств массовой информации и пропаганды существенно затрудняет их исследование; некоторые выработанные методы в диссертационных работах по данной проблеме систематизированы и одновременно разветвлены, что создает благоприятные условия для их применения на практике. В работе использовались методы системного подхода, сравнительно¬
сопоставительные методы.
Положения, выносимые на защиту:
1. Современные особенности и подходы к созданию медиапроектов в области музыкальной журналистики находятся под влиянием сетевых технологий распространения информационного продукта и связаны с мультимедиатизацией информационного пространства.
2. С развитием компьютерных технологий изменилась и роль информации для потребителей. При помощи новых медиа люди стали получать сотни различных рода информации, СМИ теперь предлагают новый продукт потребителю - контент который сочетает в себе все виды коммуникации, а именно гипертекстуальность, интерактивность и мультимедийность.
3. Появление новых мультимедийных продуктов, привлекающих потребителя, так как в современном мире оперативность информаций уже не является важным фактором, поэтому мультимедизация современных СМИ это новая эпоха журналистики в целом.
4. Термин «медиапроект» сейчас широко используется в СМИ, в рекламе и связях с общественностью, в педагогике. Естественно, разные сферы функционирования подразумевают различия в содержании, вкладываемом в это понятие, поэтому в современных условиях изменяется формат журналистской деятельности в условиях медиапроекта.
Теоретическая значимость исследования. Теоретическая значимость работы заключается в том, что она расширяет представление о возможных аспектах изучения журналистского творчества и намечает направление дальнейших научных исследований, ориентированных на оптимизацию процесса его освоения в системе вузовской подготовки. В диссертации формируются подходы к рассмотрению актуальных понятий «мультимедийная журналистика» и «музыкальный проект» с точки зрения последних представлений, представлено четкое разграничение этих понятий.
Практическая новизна и значимость исследования. Практическая значимость исследования заключается в том, что материалы данного исследования могут быть успешно использованы в журналистской практике, что способствует активизации применения данного опыта.
Научная новизна исследования состоит в том, что в работе сделана попытка комплексного анализа процесса создания и продвижения современного мультимедийного проекта в сфере музыкальной журналистики. Это позволяет внести определенный вклад в развитие научной концепции медиапродуктов в условиях широкого внедрения мультимедийных технологий в деятельность современного арт-журналиста.
Апробация результатов. Результаты исследования обсуждались на кафедре теории и практики электронных средств массовой информации КФУ, докладывались на учебных семинарах и были использованы при работе в команде медиаобразовательного проекта «Газета XIII Международного театрального фестиваля тюркских народов «Науруз»« в мае-июне 2017 года.
В результате исследования нам удалось достичь цели и поставленных задач.
Аудиторию медиапроектирования составляют по большей части молодые люди, которые постоянно используют социальные сети и предпочитают получать информацию из них. Мы же обнаруживаем ошибку в том, что не у всех профили обновляются регулярно. Между тем, это представляется недопустимым, ведь страница в социальных сетях должна служить своего рода изданием организации, где можно получить самую точную и новую информацию. У подписчиков должна возникнуть привычка следить за новостями, не говоря уже о том, что о себе необходимо постоянно напоминать.
Наиболее важным является создание увлекательного контента. При ведении профиля в социальной сети необходимо регулярно сообщать о своей деятельности и новостях, касающихся медиапроектирования: о будущих выставках, мероприятиях, изменениях. При этом страница не должна выглядеть слишком официальной, здесь требуется находить баланс между аккуратным сообщением о своих событиях и генерированием интересных записей, которыми пользователю захочется поделиться.
Нужно помнить о том, что для России наиболее привычными являются такие социальные сети, как сайт «ВКонтакте», «Facebook», «Twitter» и «Instagram». Именно поэтому присутствие на данных площадках является обязательным. «ВКонтакте» наиболее популярен у людей всех возрастов России, и с помощью данной сети можно охватить довольно весомую часть желаемой аудитории. Кроме того, здесь возможно создание самого разнообразного контента, так как сайт позволяет размещать фотографии, аудиозаписи, видеозаписи и многое другое. Тем не менее, сайт «Facebook» - далеко не второстепенная площадка со множеством своих преимуществ. Данным сайтом с большой охотой пользуются зрелые и деловые люди, а для российской организации это также возможность наладить диалог с иностранной аудиторией. Присутствие на «Facebook» людей из разных стран подразумевает то, что новости в профиле следует переводить как минимум на английский язык.
Менеджерам медиапроектирования не следует недооценивать роль профилей в «Twitter», «Instagram» и т. п. Как мы видим из анализа, в некоторых случаях профили в социальных сетях существуют совершенно формально. Более того, далеко не все менеджеры относятся к ведению страниц с щепетильностью. Самая распространенная ошибка - игнорирование необходимости адаптировать информацию в соответствии со спецификой каждой социальной сети. Нет совершенно никакого смысла в том, чтобы в «Twitter» отправлялась та же новость, что опубликована «ВКонтакте».
Во-первых, подписчики ее могли видеть однажды, и немногие готовы мириться с тем, чтобы получать одну и ту же информацию. Скорее всего, они просто отпишутся со временем.
Во-вторых, это выглядит неопрятно. Новость с сайта «ВКонтакте» чрезмерно велика, чтобы умещаться в 140 символах, поэтому она обрезается и заканчивается ссылкой. Даже если пользователь не следит за профилем страницы на сайте «ВКонтакте», мы можем предположить, что у него не возникнет потребности переходить по ссылке, так как люди склонны экономить время и лениться. Как мы говорили, исправное ведение страницы на «Facebook» может поспособствовать тому, что пространство станет интересно аудитории старшего возраста (23-35 лет) и для иностранцев. По этой причине совершенно противопоказано дублировать новости с сайта «ВКонтакте». Новость следует размещать как самостоятельную запись, но учитывать особенность сайта, где она появится.
Помимо всего выше названного, нам кажется также целесообразным наличие организованного отдела. Данной инстанции необязательно включать большое количество сотрудников. Достаточно распределить обязанности между специалистами по связям с общественностью, что может повысить эффективность продвижения. Заниматься ведением социальных сетей мог бы заниматься один специальный человек или двое (в зависимости от объемов работы, которые обусловлены популярностью пространства). Например, в комментариях или в обсуждениях часто встречаются негативные комментарии. Часто ввиду невнимательности или отсутствия времени менеджеры либо не обнаруживают данные сообщения, либо не заостряют на этом внимание, предпочитая промолчать. Это еще одна распространенная ошибка, так как на негатив необходимо отвечать с целью нивелировать его. Растущее недовольство может привести к тому, что нынешние подписчики уйдут, а потенциальные не задержатся на странице.
Исходя из всего, что было сказано выше, мы можем составить представление о том, как должна выглядеть стратегия продвижения мультимедийного музыкального проекта «Взгляд в настоящее».
Необходимо начать с создания профилей в социальных сетях. Для этого нужно четко представлять, кем является тот, кому будут адресованы сообщения. Мы уже выявили, что мультимедийные музыкальные проекты интересны, в основном, людям от 18 до 28 лет, которые активно используют социальные сети и часто зарегистрированы не только на сайте «ВКонтакте», но и на «Facebook», «Twitter» и «Instagram».
Следовательно, необходимо завести профиль в каждой из этих сетей. Конечно, в настоящее время наблюдается спад интереса к сети «Twitter», тем не менее, многие пользователи до сих пор остаются ей верны.
Сайт «Facebook» - это хорошая возможность донести информацию до аудитории, которая не является ни школьниками, ни студентами, то есть, представляет собой тех людей, которые строят карьеру и могут иметь желание стать предпринимателями. Поэтому записи могут чаще напоминать о резидентах пространства, а также о том, что здесь есть возможность работать в офисе. Также записи следует переводить на английский язык, чтобы они стали доступны потенциальным иностранным посетителям.
«Twitter» будет полезен для работы с аудиторией, которая предпочитает короткие новости. Небольшие твиты не требуют того, чтобы долго останавливать на них свое внимание. Если подойти к созданию новостей в этой сети обдуманно и адаптировать свои новости так, чтобы они поместились в 140 символах, получится оригинальный профиль от лица организации. Короткие информативные сообщения могут вызвать желание ими поделиться. Кроме того, иногда следует делать развлекательные записи - например, разместить интересный факт.
«Instagram» становится все более популярен в России не только среди лиц в возрасте от 13 до 18, но и используется людьми постарше. Это хороший инструмент для того, чтобы показать свою организацию в самом выгодном свете - людям зачастую удобнее увидеть что-то, чем читать описание этого же явления. Так, например, можно разместить фотографию текущей выставки или афиши, что привлечет внимание и даст наглядное представление о происходящем. Если вести профиль в «Instagram» со вкусом, то можно обрести довольно впечатляющее число подписчиков.
Не стоит забывать, что, несмотря на различия данных социальных сетей, каждая из них должна быть оформлена в едином фирменном стиле. Нужно выбрать основные цвета, которые будут связываться в сознании подписчиков с Проектом, и использовать их в каждом профиле.
Единство должно соблюдаться и в тематиках публикаций. Лучше всего, если у каждого профиля будет своя рубрикация - определенные темы и формы сообщений. Во-первых, это удобно самим менеджерам, так как у них есть готовое направление для части контента, во-вторых, это удобно пользователям.
Когда профили созданы и продумано их содержание, во время ведения аккаунтов следует помнить об обратной связи. Пользователи будут одобрять те или иные записи, а также комментировать их. Некоторые комментарии могут касаться как содержимого записей, так и медиапроектирования в целом. Например, появляется новость о том, что на площадке сейчас проходит определенная выставка. Пользователь может оставить комментарий с намерением прийти, либо пожаловаться, что выставка была организована плохо. На выявленный негатив необходимо ответить: приносить извинения или сообщать о том, что все будет исправлено. Часто подписчики задают в комментариях вопросы, поэтому нужно следить за появлением новых сообщений и стараться отвечать на них, чтобы посетители чувствовали, что они важны для организации.
Для всех профилей также является важным использование геолокации и хэштегов. Хэштеги помогают пользователям найти новости пространства намеренно или случайно. Посетители площадки могут взять пример с официальной страницы организации и добавить хэштег к своим записям или фотографиям, что может привлечь новых подписчиков - потенциальных посетителей. Примерно так же действует размещение геотега - отметки о том, где была размещена запись или сделана фотография. Это особенно популярно в сети «Instagram». Получается, что снимок практически озаглавлен названием медиапроектирования, а другие пользователи могут перейти по нему и найти множество остальных кадров или узнать, где находится здание.
Главное, не упускать из виду свою потенциальную аудиторию и существующих подписчиков. Необходимо тонко чувствовать смены интересов, периодически проводить анализ своей деятельности, чтобы своевременно менять курс и отвечать новым предпочтениям.
1. Баранова Е.А. Конвергентная журналистика. Теория и практика. М.: ЮРАЙТ, 2014. С. 62.
2. Дорощук Е.С. Медиаграмотность будущего журналиста в системе профессиональной компетентности работника медиасферы // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2017. - № 4 (26). - С. 83-87.
3. Дорощук Е.С. Педагогические условия разработки
мультимедийных медиапроектов как способа формирования
профессиональных компетенций будущих журналистов / Е.С. Дорощук // Актуальные вопросы теории и практики медиаобразования в педагогической сфере: Сб. трудов международного форума «Медиаобразование в
педагогической сфере: опыт и новые подходы к управлению». Москва, 16-17 марта 2017 г. / Под ред. И. В. Жилавской, И. А. Фатеевой. - М.: МП!'У, 2017.
- С. 343-355.
4. Дорощук Е. С. Социальные медиа как инструмент диалога культур // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2017. - № 2 (24). - С. 52-59.
5. Дорощук Е.С. Принцип кроссплатформенности в процессе реализации коммуникативных целей республиканских журналов // Мультимедийная журналистика Евразии-2016: национальные медиасистемы в условиях новой медиареальности Востока и Запада: материалы X Международной научно-практической конференции (Казань, 8-9 декабря 2016 г.) / науч. ред. проф. Е.С. Дорощук. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2017.
- С. 336-347.
6. Дорощук Е. С. Социально-общественные проекты как средство самореализации будущих журналистов [Текст] / Е. С. Дорощук // Инновационные тенденции развития системы образования : материалы VII Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 11 июня 2017 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017. - С. 53-57. - ISBN 978-5-9500416-0-0.
7. Журналистика и конвергенция. Почему и как традиционные СМИ превращаются в мультимедийные / под ред. А.Г. Качкаевой. М., 2010. С. 42.
8. Землянова Л.М. Коммуникативистика и средства информации: Англо-русский толковый словарь концепций и терминов. М.: Изд-во Московского ун-та, 2004. С. 200.
9. Ингенблек В. Все о мультимедиа. Киев: BHV, 1996. С. 7.
10. Интернет-СМИ: Теория и практика / под ред. М.М. Лукиной. М.: Аспект Пресс, 2011. С. 6.
11. Кастельс М. Власть коммуникации. М.: Изд. дом ВШЭ, 2016. С. 84, 151, 158-159.
12. Кириллова Н.Б. Медиакультура: теория, история, практика. М.: Академический проект, 2008. С. 459.
13. Магера Т. О «бардах XXI века», евангелистах и НеФоруме блогеров // Какие медиа - такое и общество / под ред. В. Юкечева. Новосибирск: ИРП-Сибирь, 2013. С. 63.
14. Маклюэн Г.М. Понимание медиа: Внешние расширения
человека. М.; Жуковский: КАНОН-пресс-Ц; Кучково поле, 2003.
15. Медиа / под ред. А. Бриггза, А. Кобли. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. С. 1-12.
16. Медиа, журналистика и технологии в 2015 году.
http://media.digitalnewsreport. org/wp-content/uploads/2015/01/Journalism-media- and-technology-predictions-2015-FINALo. pdf (дата обращения 10.01. 2016).
17. Мирошниченко А. Форматы подачи и упаковки контента в
условиях медиаконвергенции // Медиаконвергенция, которая изменила мир? / под ред. М.С. Корнева. М.: РГГУ, 2014. С. 66.
https://vk.com/doc13713309_327255206?hash=a05b0cd83e93b5d6cd&dl=72500e d3 f7065c1280 (дата обращения 30.08.2015).
18. Мультимедийная журналистика - это больше, чем «работать на сайте». http://sila. media/muItimedia/whatismultimedia/ (дата обращения 01.10.2015).
19. Официальный сайт Всероссийского музыкального проекта «Взгляд в настоящее» http://stamfest.ru
20. Степанов М.А. Machina ludens: размерность новых медиа // Международный журнал исследований культуры. 2011. № 3 (4). С. 40. http://www.culturalresearch.ru/files/open_issues/03_2011/IJCR_03(4)_2011_Stepa nov_Mashma.pdf (дата обращения 01.10.2014).
21. American Society of Newspaper Editors. (2011). Newsroom
employment up slightly, minority numbers plunge for third year. Retrieved from http://asne.org/article_view/artideid/r788/ newsroom-employment-up-slightly-
minority-numbers-plunge-for-third-year.aspx.
22. Beckett, C., & Mansell, R. (2008). Crossing boundaries: New media and networked journalism. ICA Communication, Culture & Critique 2008. Retrieved from http://eprints.lse.ac.uk/4221.
23. Bozokswy, P. (2008). Digitizing the news. Cambridge, MA: MIT Press.
24. Castells, M. (2009). Communication power. New York: Oxford University Press.
25. Costeltoe, S. (2011, November 26). Q&A: BBC’s UGC Hub Part 1. Retrieved from http://startcrowdsourcing.com/tag/ crowdsourcing.
26. Dahlgren P Media logic in cyberspace: Repositioning journalism and its publics // Javnost - The Public. Journal of the European Institute for Communication and Culture. 1996. No. 3 (3). P. 64.
27. Deuze M. What is Multimedia Journalism? // Journalism Studies. 2004. Vol. 5. No. 2. P. 140.
28. De la Pena, Weil, P., Llobera, J., Giannopoulos, E., Pomes, A.,
Spanlang, B. et al. (2010). Immersive journalism: Immersive virtual reality for the first-person experience of news. Retrieved from
http: //s3. amazonaws.com/publicationslist.org/data/melslater/ ref-
204/ImmersiveJournalism_PresenceFINALforPublication. pdf.
29. Gluck, M., & Roca, M. (2008). The future of television: Advertising, technology and the pursuit of audiences. Los Angeles: University of Southern California.
30. Grueskin, B., Seave, A., & Graves, L. (2011). The story so far: What we know about the business of digital journalism. New York: Columbia Journalism Review Books.
31. Henneke Hagen, H., & de Putter, J. (Eds.). (2011). Money and speed: Inside the black box. [Documentary film].
32. Jarvis, J. (2006, July 6). Networked journalism. Retrieved from http://www.buzzmachine.com/2006/07/05/networked- j ournalism.
33. McChesney, R., & Nichols, J. (2010). The death and life of American journalism: The media revolution that will begin the world again. Philadelphia: Nation Books.
34. Mersey, R. D. (2010). Can journalism be saved? Rediscovering America’s appetite for news. New York: Praeger.
35. Netherlands Media Art Institute. (2009, February 3 - April 30). NomadicMILK exhibition by Esther Polak. Retrieved from http://www.artslant.com/ams/events/show/40822-nomadic-milk.
36. Qiu, J. (2010). Deconstructing Foxconn. [Short film]. Retrieved from http://vimeo.com/17558439
37. Rogers, S. (2011). Facts are sacred: The power of data (Guardian shorts). Cambridge, UK: Guardian.
38. Rosling, H. (2011). Blogs about stats. Retrieved from http:// blogstats.wordpress.com/tag/hans-rosling.
39. Vaughan T. Multimedia: Making It Work. 8th ed. McGrawHill, 2010.
P. 1.
40. Zuckerman, E. (2011). What if Tunisia had a revolution but nobody watched? Retrieved from http://www.ethanzuckerman. com/blog/2011/01/12/what- if-tunisia-had-a-revolution-but- nobody-watched.