РЕАЛИЗАЦИЯ КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (2 КЛАСС)
|
Введение 3
Глава 1 Организация процесса обучения иностранному языку в начальной школе 6
1.1 Цели и содержание обучения иностранным
языкам 6
1.2 Процесс обучения английскому языку в начальной школе и его
особенности 17
1.3 Учет психологических особенностей детей младшего школьного
возраста при обучении иностранному языку 23
Выводы к главе 1 30
Глава 2 Особенности реализации коммуникативно-деятельностного подхода в процессе обучения английскому языку у учащихся 2 класса 32
2.1 Коммуникативно-деятельностный подход в процессе обучения
иностранному языку 32
2.2 Принцип коммуникативной направленности обучения
английскому языку 56
2.3 Развитие коммуникативной компетенции у учащихся начальной
школы при обучении английскому языку 60
2.4 Описание опыта работы с применением коммуникативно -
деятельностного подхода при обучении английского языка в школе 63
Выводы к главе 2 70
Заключение 72
Список использованных источников 75
Приложение
Глава 1 Организация процесса обучения иностранному языку в начальной школе 6
1.1 Цели и содержание обучения иностранным
языкам 6
1.2 Процесс обучения английскому языку в начальной школе и его
особенности 17
1.3 Учет психологических особенностей детей младшего школьного
возраста при обучении иностранному языку 23
Выводы к главе 1 30
Глава 2 Особенности реализации коммуникативно-деятельностного подхода в процессе обучения английскому языку у учащихся 2 класса 32
2.1 Коммуникативно-деятельностный подход в процессе обучения
иностранному языку 32
2.2 Принцип коммуникативной направленности обучения
английскому языку 56
2.3 Развитие коммуникативной компетенции у учащихся начальной
школы при обучении английскому языку 60
2.4 Описание опыта работы с применением коммуникативно -
деятельностного подхода при обучении английского языка в школе 63
Выводы к главе 2 70
Заключение 72
Список использованных источников 75
Приложение
В современном мире наиболее часто употребляемый и востребованный язык - английский. Английский язык является международным средством общения, а также государственным языком многих стран. Таким образом, английский язык прочно вошел в нашу жизнь, и изучение английского языка стало необходимостью.
В наше время использование традиционных методов обучения постепенно вытесняется новыми методами. Раньше традиционные уроки предполагали односторонний процесс передачи информации (учитель ^ ученик), и результатом была «перезагруженность» учеников. На сегодняшний день необходим переходот информационной ориентации к личностной. Тем самым, выстроить сотрудничество учителя с учеником на уроке, иными словами относиться к ученику не как к объекту, а как к субъекту учебной деятельности. Это и есть основа коммуникативно-деятельностного подхода, где в центре обучения находится ученик как субъект учебного процесса, а обучение ведется с учетом психологических и возрастных особенностей личности и интересов учащегося, тем самым развивая его творческие способности.
Коммуникативно-деятельностный подход успешно решает задачу усвоения иностранного языка. Следует отметить, что коммуникативно - деятельностный подход играет важную роль в обучении младших школьников. Результатом данного подхода является формирование умений и навыков пользования языком как средством общения и поиска информации в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Нужно уметь организовывать речевую деятельность учащихся в процессе обучения иностранному языку, именно деятельность - чтобы каждый ученик являлся активным «деятелем».
Актуальность: изучение иностранного языка в раннем школьном возрасте благотворно влияет на общее психологическое развитие ребенка, его речевые способности, на расширение общего кругозора. Основной целью обучения английскому языку в начальной школе является развитие у школьников способности к общению на изучаемом языке, что предполагает формирование у учащихся коммуникативной компетенции.
Целью нашей работы является выявление особенностей коммуникативно-деятельностного подхода в обучении английскому языку в начальной школе.
Для достижения поставленной цели в качестве главных были выдвинуты следующие задачи:
1) изучить методическую литературу по теме исследования;
2) рассмотреть особенности процесса обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте;
3) рассмотреть и изучить возрастные и психологические особенности и индивидуальные способности учащихся;
4) проанализировать реализацию коммуникативно-деятельностного подхода в процессе обучения английскому языку;
5) разработать и предложить упражнения, направленные на коммуникативно-деятельностный подход в обучении.
Объектом исследования является процесс обучения иностранным языкам младших школьников.
Предметом является процесс реализации коммуникативно- деятельностного подхода на начальном этапе обучения (на примере английского языка).
Теоретической значимостью работы является изучение трудов таких исследователей как Е.И. Пассов, И.А. Зимняя, Н.Д. Гальскова.
Практическая значимость: данная работа может быть использована в работе учителей английского языка начальной школы, а так же студентами старших курсов при прохождении педагогической практики в школьных учреждениях.
Структура данной работы традиционна: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованной литературы и приложение.
База исследования: МАОУ «Лицей №121 имени Героя Советского Союза С. А. Ахтямова» Советского района г. Казани (Центр образования №178)
В наше время использование традиционных методов обучения постепенно вытесняется новыми методами. Раньше традиционные уроки предполагали односторонний процесс передачи информации (учитель ^ ученик), и результатом была «перезагруженность» учеников. На сегодняшний день необходим переходот информационной ориентации к личностной. Тем самым, выстроить сотрудничество учителя с учеником на уроке, иными словами относиться к ученику не как к объекту, а как к субъекту учебной деятельности. Это и есть основа коммуникативно-деятельностного подхода, где в центре обучения находится ученик как субъект учебного процесса, а обучение ведется с учетом психологических и возрастных особенностей личности и интересов учащегося, тем самым развивая его творческие способности.
Коммуникативно-деятельностный подход успешно решает задачу усвоения иностранного языка. Следует отметить, что коммуникативно - деятельностный подход играет важную роль в обучении младших школьников. Результатом данного подхода является формирование умений и навыков пользования языком как средством общения и поиска информации в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Нужно уметь организовывать речевую деятельность учащихся в процессе обучения иностранному языку, именно деятельность - чтобы каждый ученик являлся активным «деятелем».
Актуальность: изучение иностранного языка в раннем школьном возрасте благотворно влияет на общее психологическое развитие ребенка, его речевые способности, на расширение общего кругозора. Основной целью обучения английскому языку в начальной школе является развитие у школьников способности к общению на изучаемом языке, что предполагает формирование у учащихся коммуникативной компетенции.
Целью нашей работы является выявление особенностей коммуникативно-деятельностного подхода в обучении английскому языку в начальной школе.
Для достижения поставленной цели в качестве главных были выдвинуты следующие задачи:
1) изучить методическую литературу по теме исследования;
2) рассмотреть особенности процесса обучения иностранному языку в младшем школьном возрасте;
3) рассмотреть и изучить возрастные и психологические особенности и индивидуальные способности учащихся;
4) проанализировать реализацию коммуникативно-деятельностного подхода в процессе обучения английскому языку;
5) разработать и предложить упражнения, направленные на коммуникативно-деятельностный подход в обучении.
Объектом исследования является процесс обучения иностранным языкам младших школьников.
Предметом является процесс реализации коммуникативно- деятельностного подхода на начальном этапе обучения (на примере английского языка).
Теоретической значимостью работы является изучение трудов таких исследователей как Е.И. Пассов, И.А. Зимняя, Н.Д. Гальскова.
Практическая значимость: данная работа может быть использована в работе учителей английского языка начальной школы, а так же студентами старших курсов при прохождении педагогической практики в школьных учреждениях.
Структура данной работы традиционна: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список использованной литературы и приложение.
База исследования: МАОУ «Лицей №121 имени Героя Советского Союза С. А. Ахтямова» Советского района г. Казани (Центр образования №178)
В ходе анализа теоретической литературы, была проанализирована сущность понятия «коммуникативно-деятельностный подход»,
проанализированы психологические особенности детей младшего школьного возраста, выступающие предпосылками формирования универсальных учебный действий.
В результате мы убедились в актуальности проблемы и необходимости применения данного подхода в процессе обучения младших школьников иностранному языку.
Изучив методическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме реализации коммуникативно-деяельностного подхода в процессе обучения английскому языку учащихся начальной школы, мы выявили, что обучение иностранномуязыку должно иметь общую коммуникативную ориентацию, направленность на конечный результат. А именно на формирование всесторонне развитой, образованной личности, способной и готовой использовать иностранный язык как средство общения, средство установления взаимопонимания между народами. Проанализировав методическую литературу, мы выявили особенности урока иностранного языка в начальной школе. К ним относятся пять основных этапов урока иностранного языка:
1. организационный момент;
2. фонетическая зарядка;
3. речевая зарядка;
4. динамическая пауза;
5. хоровое пение.
Рассмотрев психологические особенности детей младшего школьного возраста при обучении английскому языку, мы установили, что развитие памяти, внимания, мышления у младших школьников тесно связано с развитием их иноязычных способностей.
Проанализировав принцип коммуникативно-деятельностной
направленности в процессе обучения иностранному языку, мы пришли к выводу, что данный принцип на начальном этапе обученияявляется ведущим, потому что результатомобучения учащихся является формирование у них умений и навыков пользования языком как средством общения.
В реализации коммуникативно-деятельностного подхода в центре обучения иностранному языку стоит субъектно-субъектная схема общения, т.е. обучающийся выступает как активный, творческий субъект учебной деятельности, управляемой педагогом; способствует развитию инициативности учащихся, их способности к творческому поиску. Ученик должен ощущать, что вся система работы ориентирована на его непосредственную деятельность, опыт, мировоззрение, интересы, чувства, которые учитываются при организации общения на уроке.
Таким образом, содержание занятий строится на обсуждении актуальных жизненных проблем, а не готовых тем или текстов. Кроме того, данный подход позволяет реализовать принцип индивидуализации, так как овладение коммуникативной функцией иностранного языка предполагает учет индивидуальных особенностей, интересов учащихся, их способностей, наклонностей и пожеланий.
При коммуникативно-деятельностном подходе особое значение придается содержательной стороне речи, ее воздействию на партнера по общению, реализация всех основных функций общения: познавательной, ценностно-ориентационной, регулятивной и конвенциональной. При овладении иностранным языком в соответствующей языковой среде коммуникативная направленность реализуется как бы сама собой, ибо в практическом использовании изучаемого языка существует реальная жизненно важная потребность. При обучении иностранному языку вне языковой среды коммуникативная направленность должна создаваться специально.
Приемы работы могут быть разнообразны: игровые формы
деятельности при введении и закреплении новой лексики, использование игрушек, активизация речевой деятельности с помощью разнообразного дидактического и раздаточного материала, создание компьютерной анимации и слайдов, озвученных на иностранном языке.
Роль учителя на таких уроках иностранного языка огромна: учитель должен построить урок так, чтобы передать часть своих функций учащимся, найти причины неудач, использовать проблемные формы обучения, показать ученикам критерии оценки и самооценки, отслеживать реальный рост знаний каждого ученика, принимать мнение ученика, обучая правильным формам выражения мнения, создавать атмосферу сотрудничества и хорошего психологического климата.
Следовательно, коммуникативно-деятельностный подход требует не только методической грамотности, но и высокого мастерства и вдохновения от учителя. Надо создавать ситуации общения, стимулирующие мысль, побуждающие детей к высказыванию, к чтению с увлечением для того, чтобы затем обменяться мнениями.
проанализированы психологические особенности детей младшего школьного возраста, выступающие предпосылками формирования универсальных учебный действий.
В результате мы убедились в актуальности проблемы и необходимости применения данного подхода в процессе обучения младших школьников иностранному языку.
Изучив методическую и психолого-педагогическую литературу по проблеме реализации коммуникативно-деяельностного подхода в процессе обучения английскому языку учащихся начальной школы, мы выявили, что обучение иностранномуязыку должно иметь общую коммуникативную ориентацию, направленность на конечный результат. А именно на формирование всесторонне развитой, образованной личности, способной и готовой использовать иностранный язык как средство общения, средство установления взаимопонимания между народами. Проанализировав методическую литературу, мы выявили особенности урока иностранного языка в начальной школе. К ним относятся пять основных этапов урока иностранного языка:
1. организационный момент;
2. фонетическая зарядка;
3. речевая зарядка;
4. динамическая пауза;
5. хоровое пение.
Рассмотрев психологические особенности детей младшего школьного возраста при обучении английскому языку, мы установили, что развитие памяти, внимания, мышления у младших школьников тесно связано с развитием их иноязычных способностей.
Проанализировав принцип коммуникативно-деятельностной
направленности в процессе обучения иностранному языку, мы пришли к выводу, что данный принцип на начальном этапе обученияявляется ведущим, потому что результатомобучения учащихся является формирование у них умений и навыков пользования языком как средством общения.
В реализации коммуникативно-деятельностного подхода в центре обучения иностранному языку стоит субъектно-субъектная схема общения, т.е. обучающийся выступает как активный, творческий субъект учебной деятельности, управляемой педагогом; способствует развитию инициативности учащихся, их способности к творческому поиску. Ученик должен ощущать, что вся система работы ориентирована на его непосредственную деятельность, опыт, мировоззрение, интересы, чувства, которые учитываются при организации общения на уроке.
Таким образом, содержание занятий строится на обсуждении актуальных жизненных проблем, а не готовых тем или текстов. Кроме того, данный подход позволяет реализовать принцип индивидуализации, так как овладение коммуникативной функцией иностранного языка предполагает учет индивидуальных особенностей, интересов учащихся, их способностей, наклонностей и пожеланий.
При коммуникативно-деятельностном подходе особое значение придается содержательной стороне речи, ее воздействию на партнера по общению, реализация всех основных функций общения: познавательной, ценностно-ориентационной, регулятивной и конвенциональной. При овладении иностранным языком в соответствующей языковой среде коммуникативная направленность реализуется как бы сама собой, ибо в практическом использовании изучаемого языка существует реальная жизненно важная потребность. При обучении иностранному языку вне языковой среды коммуникативная направленность должна создаваться специально.
Приемы работы могут быть разнообразны: игровые формы
деятельности при введении и закреплении новой лексики, использование игрушек, активизация речевой деятельности с помощью разнообразного дидактического и раздаточного материала, создание компьютерной анимации и слайдов, озвученных на иностранном языке.
Роль учителя на таких уроках иностранного языка огромна: учитель должен построить урок так, чтобы передать часть своих функций учащимся, найти причины неудач, использовать проблемные формы обучения, показать ученикам критерии оценки и самооценки, отслеживать реальный рост знаний каждого ученика, принимать мнение ученика, обучая правильным формам выражения мнения, создавать атмосферу сотрудничества и хорошего психологического климата.
Следовательно, коммуникативно-деятельностный подход требует не только методической грамотности, но и высокого мастерства и вдохновения от учителя. Надо создавать ситуации общения, стимулирующие мысль, побуждающие детей к высказыванию, к чтению с увлечением для того, чтобы затем обменяться мнениями.
Подобные работы
- Проектная деятельность как способ реализации личностно-ориентированного подхода на младшем этапе обучения иностранному языку
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2024 - ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ ЛЕКСИКЕ НЕМЕЦКОГО ЯЗЫКА
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2013 - РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА ПРИ ОБУЧЕНИИ МОНОЛОГИЧЕСКОМУ ВЫСКАЗЫВАНИЮ НА ФРАНЦУЗСКОМ ЯЗЫКЕ В СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - РЕАЛИЗАЦИЯ КОММУНИКАТИВНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
В ИЗУЧЕНИИ СОЮЗОВ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Использование принципов коммуникативного подхода при обучении говорению младших школьников
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ (НЕМЕЦКОЙ) ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ МЕТОДИКИ ПРИ
ОБУЧЕНИИ ИНОЯЗЫЧНОЙ (НЕМЕЦКОЙ) ПИСЬМЕННОЙ
РЕЧИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2019 - СПЕЦИФИКА ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДА «РОЛЕВАЯ ИГРА ПРИ ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ УЧАЩИХСЯ
МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Дипломные работы, ВКР, английский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Формирование диалогических умений младших школьников
на основе личностно-деятельностного подхода
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4940 р. Год сдачи: 2017



