Введение 4
Глава I. Образование и технологии 8
1.1 Эра компьютера 9
1.2 Всемирная паутина и электронное обучение 11
1.3 Методы обучения 15
Глава II. Анализ образовательных ресурсов: LMS, MOOC, мультимедийные ресурсы по изучению иностранных языков 22
2.1 LMS как способ организации образовательного процесса 22
2.2 Массовые открытые онлайн-курсы 29
2.3 Разнообразие методов образовательных ресурсов на примере
ресурсов по изучению иностранных языков 47
Глава III. Информационное общество и дальнейшие тенденции развития образовательных ресурсов. Рекомендации по использовании ресурсов в традиционном обучении 66
Заключение 73
Библиографический список 76
Современные технологии на сегодняшний день, когда мы определяем наше общество как информационное, меняют наши представления о привычных вещах. Изменяются многие сферы человеческой деятельности. Значимые изменения происходят в современном потреблении медиа, которое отличается от того, что было раньше. Это влечёт закономерные изменения и в такой информационной области, как образование. Развитие технологий влияет на саму организацию образовательного процесса. С развитием коммуникаций меняется способ потребления информации, взаимодействие с преподавателем, сам учебный процесс. Изменяется и образовательная парадигма, которая переосмысливает взаимоотношения учителя и ученика, ставя в центр образовательного процесса второго. Это ведет к тому, что образование становится необходимым не только в период взросления человека, но на протяжении всей жизни.
Развитие образовательных ресурсов в сети Интернет стало явлением как социальным, так и экономическим. Процесс глобализации, вбирающий в себя экономические, культурные и политические составляющие, все шире распространяется и на образование. Развитие образовательных ресурсов в Интернете становится причиной появления новых подходов к обучению.
Повсеместное распространение персональных и мобильных компьютеров и Интернета влияет на то, что образовательные ресурсы становятся важным фактором повышения культурного и образовательного уровня общества.
Подобные процессы требуют пристального внимания и изучения со стороны научного сообщества, так как технологические изменения, становящиеся безусловной частью человеческой жизни, выдвигают новые требования к образовательным практикам и основополагающим принципам образования. Изменения в обществе происходят с совершенно иной скоростью, чем это было раньше. Отсюда возникает потребность в более быстрой реакции образовательных институтов на происходящие изменения.
Рост образовательных ресурсов в Интернете становится все более заметным. Изучение эффективности подобных ресурсов — важная задача исследователей. Поэтому гипотезой данной работы выступает предположение, что образовательные ресурсы в Интернете могут быть эффективным инструментом в обучении, и, следовательно, в образовательном процессе разного уровня. Объектом исследования выступают образовательные Интернет-ресурсы, предметом — специфика образовательных Интернет-ресурсов, их методика и эффективность.
Актуальность работы обусловлена развитием образовательных Интернет-ресурсов, а также высокой скоростью развития информационного общества, что приводит к необходимости находить новые решение во многих областях человеческой деятельности, в том числе и в образовании.
Новизна исследования состоит в оценке эффективности образовательных Интернет-ресурсов, выявлении методов, применяемых ресурсами, и в выработке рекомендаций по применению образовательных ресурсов.
Целью нашей работы служит описание разнообразия образовательных Интернет-ресурсов, определение методов и оценки их эффективности. Мы выделим в качестве цели исследования также формулирование рекомендаций по использованию образовательных Интернет-ресурсов в традиционном обучении.
Из цели следуют следующие положения, выдвигаемые на защиту:
1. Образовательные ресурсы обладают широкими возможностями для организации учебного процесса.
2. Образовательные ресурсы могут быть эффективным инструментом в образовании.
3. Применение образовательных ресурсов в традиционном образовании способно оказать положительное воздействие на эффективность учебного процесса.
Для достижения поставленной цели был сформулирован ряд задач:
1. Рассмотреть историю развития технологий в образовании.
2. Выявить основные методические принципы, используемые в образовательных Интернет-ресурсах.
3. Рассмотреть специфику ресурсов, используемых для организации образовательного процесса.
4. Рассмотреть специфику массовых открытых онлайн-курсов.
5. Изучить вариативность способов организации образовательных ресурсов на примере ресурсов по изучению иностранного языка.
6. Выявить общие тенденции развития образовательных Интернет-ресурсов.
7. Сформулировать рекомендации по использованию образовательных Интернет-ресурсов в традиционном учебном процессе.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения рекомендаций по использованию образовательных Интернет- ресурсов в традиционном образовании.
Основу теоретической базы составили научные статьи отечественных и зарубежных авторов.
Эмпирической базой исследования являются мультимедийные материалы образовательных Интернет-ресурсов.
Результаты работы могут быть положены в основу дальнейшего изучения образовательных Интернет-ресурсов, а также возможно применение сформулированных рекомендаций.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка. В первой главе описывается история применений технологии в образовании, а также раскрываются основные методы, которые используются в цифровом обучении. Во второй главе представляется разнообразие образовательных ресурсов, перечислены их характеристики, выявлены наиболее значимые из ресурсов, определена их эффективность. В третьей главе рассматриваются тенденции развития образовательных Интернет-ресурсов и даны рекомендации по использованию образовательных ресурсов в традиционном учебном процессе. Выводы по работе содержатся в заключении.
С изменением характера медиапотребления возникает потребность в новых образовательных практиках, что приводит к изменению форм и сущности образования. Если мы взглянем на вопрос образования с точки зрения информационного общества, то перед нами открываются многие важные вопросы и проблемы, на которые необходимо давать ответы. Сегодня современный человек нуждается не просто в глубоком и полном теоретическом образовании или в возможности овладеть навыками, но стоит перед необходимостью развивать свои навыки и знания на протяжении всей жизни. Цель образования меняется: растет понимание образования как обеспечения условий для самоопределения и реализации личности.
Развитие образовательных ресурсов в Интернете — это закономерная реакция на растущий в геометрической прогрессии спрос на получение новых знаний. Если раньше профессиональное обучение человека заканчивалось с окончанием вуза, то сегодня процесс обучения не ограничен ни возрастными рамками, ни пространственными и временными преградами.
Наступление информационной эры влечет за собой изменения самой концепции образования. Цель образования смещается с овладения информацией на реализацию умения ученика самостоятельно приобретать новые знания и компетенции, а также организовывать свой учебный процесс. Это также влечет необходимость формирования критичного мышления взамен репродуктивного. Растущая потребность в овладении новыми компетенциями также служит приметой новой образовательной концепции.
В нашем исследовании мы показали, что современное разнообразие образовательных ресурсов охватывает широкий круг задач, имеющих отношение как к управлению образовательным процессом, так и непосредственно к самим учебным материалам.
Наша гипотеза о эффективности образовательных ресурсов в Интернете на разных уровнях образовательного процесса нашла подтверждение в исследовании.
Предполагаем, что влияние образовательных Интернет-ресурсов на учебную и профессиональную жизнь человека будет всё более заметным. Уже сейчас заметно влияние образовательных ресурсов на трудоустройство, карьеру, учебу (тест Doulingo, сертификаты МООС). К тому же онлайн- формат предлагает высокий уровень оперативности по предоставлению доступа к актуальным знаниям. Если раньше от времени написания книги до момента её публикации проходили недели и месяцы, то сегодня возможность предоставить доступ к материалам зависит только от подключения к Интернету.
Общая для всех образовательных ресурсов специфика сводится к следующему:
1. Доступность. Связь с Интернетом — достаточное условие для использования ресурсов.
2. Свободное распространение. Подавляющее число образовательных ресурсов — бесплатные.
3. Использование мобильных платформ. Большинство образовательных Интернет-ресурсов имеют мобильные версии, что обусловлено повсеместным распространением мобильных устройств.
Говоря о специфике образовательных Интернет-ресурсов, заметим, что речь идёт о разных типах ресурсов.
Так ведя речь о LMS (learning management system), мы отметим следующие особенности:
• Использование на разных уровнях образования. Младшая, средняя школа, вузы.
• Унификация образовательных материалов. В качестве примера — разработанная спецификация SCORM
• Двустороннее взаимодействие ученика и преподавателя. Как следствие
— повышение уровня образовательных материалов.
• Тенденция к персонализации. Адаптивность учебных материалов, выстраивание персональной учебной картины ученика.
Если мы говорим о MOOC-платформах, то мы отметим следующие особенности:
• Фрагментация. Стремление к дискретности объясняется особенностями восприятия информации.
• Временной фактор. Возможность заниматься в любое время.
• Социальный фактор. Возможность общения с другими пользователями-учениками.
• Игрофикация. Превращение обучения в игру.
Широкое разнообразие ресурсов по изучению иностранных языков является примером того, как могут быть устроены образовательные ресурсы. Общая специфика для ресурсов будет связана со следующим:
• Интерактивность, как способ отслеживания усвоения материала.
• Игрофикация, как способ организации учебного процесса и мотивации.
• Интегрирование социальных элементов, как дополнительный стимул к обучению.
Говоря о специфике электронных образовательных ресурсов, можно прийти к выводу о неуниверсальности подобного формата для передачи всех областей человеческого знания. Этот вывод отсылает нас к концепции явного и неявного знания, предложенной Майклом Полани. Концепция предполагает, что человеческие знания можно разделить на явные, то есть те, которые можно выразить с помощью слов, рисунков, “знаю что” (know what), и знания неявные, то есть те, которые нельзя формализовать: человеческий опыт, идеи, навыки, “знаю как” (know how). Отталкиваясь от этой концепции, можно предположить развитие электронных образовательных ресурсов по пути эффективности передачи явных знаний. Высокий уровень разработанности обучающих систем может обеспечить большую вовлеченность учащихся в образовательный процесс, так как пассивная роль транслятора знаний будет переложена с преподавателя на обучающие системы. Это позволит освободить время преподавателя на реализацию активной деятельности учащихся, реализовывая возможности для практической деятельности учеников, что видится более важной задачей.
Исходя из положения, что максимально эффективным может быть обучение максимально персонализированное, мы можем утверждать, что уровень образовательных ресурсов будет продолжать расти и стремиться к тому, чтобы сделать обучение максимально адаптированным под конкретного пользователя. Этот пути может быть решением ключевой задачи онлайн- обучения — обеспечить высокую мотивацию ученика при обучении.
Особенности современного медиапотребления и широкое развитие открытых образовательных ресурсов, а также их доступность позволяют говорить о необходимости использования образовательных платформ в традиционном образовании любого уровня. Учитывая скорость изменений в современном мире, пренебрежение веб-ресурсами может стать причиной несоответствия тому, с какими вызовами приходится сталкиваться человеку, живущему в информационном обществе. Поэтому путь гармоничного развития образовательных институтов лежит через понимание важной роль информационных ресурсов и постепенному переходу к смешанному обучению.
1. Засурский И.И., Трищенко Н.Д. Прозрачная система образования //Москва: Ассоциация интернет-издателей, 2017
2. Гутман С. Образование в информационном обществе //СПб.: Российская национальная библиотека. - 2004. - Т. 94.
3. Коменский Я. А. и др. Педагогическое наследие: ЯА Коменский, Л. Локк, ЖЖ Руссо, ИГ Песталоцци; Сост. ВМ Кларин. - Педагогика, 1989.
Статьи
1. Арапова С. А. Мультимедийные средства обучения на уроке иностранного языка //Пермский педагогический журнал. - 2012. - №. 3.
2. Игна О. Н. «Слагаемые» лингвистической одаренности и способностей к иностранным языкам //Вестник Томского государственного педагогического университета. - 2012. - №. 10 (125).
3. Кузнецова Е. Н. Электронный сайт lingualeo как источник
дополнительных средств, способствующих эффективности процесса обучения иностранному языку в начальной школе //Актуальные проблемы современной науки. - 2016. - Т. 1. - №. 5.
4. Сатунина А. Е. Электронное обучение: плюсы и минусы //Современные проблемы науки и образования. - 2006. - №. 1.
5. Сергеев С. Ф. Еще раз про E-Learning дидактику: острые углы методологического круга //Образовательные технологии и общество. - 2015. - Т. 18. - №. 1.
6. Хусяинов Т. М. Основные характеристики массовых открытых онлайн- курсов (MOOC) как образовательной технологии //Наука. Мысль: электронный периодический журнал. - 2015. - №. 2.
Статистические данные
1. Исследование GfK: Тенденции развития Интернет-аудитории в России URL:http://www.gfk.com/ru/insaity/press-release/issledovanie-gfk-tendencii-razvitija-internet-auditorii-v-rossii/
2. Количество пользователей интернета в России URL: http://www.bizhit.ru/index/users count/0-151
3. Медиапотребление в России - 2017
URL:https://www2.deloitte.com/ru/ru/pages/technology-media-and-telecommunications/articles/2017/media-consumption-in-russia-2017.html#
4. Пользователи интернета в мире URL:http://www.bizhit.ru/index/polzovateli_interneta_v_mire/0-404
II. На английском языке
Книги
1. Robinson R., Molenda M., Rezabek L. Facilitating learning //Educational technology: A definition with commentary. - 2008. - С. 15-48.
2. Taggart R. J. The promise and failure of educational television in a statewide system //American Educational History Journal. - 2007. - С. 111.
3. Paivio A. Imagery and verbal processes. - Psychology Press, 2013.
Статьи
1. Ahmed H. B. E. et al. Duolingo as a Bilingual Learning App: a Case Study //Arab World English Journal. - 2016. - Т. 7. - №. 2. - С. 255-267.
2. Cho Y. S. Exploration of a social networking site from L2 learners’ perspectives: The case of Lang-8 //Multimedia-Assisted Language Learning.
- 2015. - Т. 18. - №. 3. - С. 11-40.
3. Colvin K. F. et al. Learning in an introductory physics MOOC: All cohorts learn equally, including an on-campus class //The International Review of Research in Open and Distributed Learning. - 2014. - Т. 15. - №. 4.
4. Finkle T. A., Masters E. Do MOOCs pose a threat to higher education? //Research in Higher Education Journal. - 2014. - Т. 11.
5. Enriquez M. A. S. Students’ Perceptions on the Effectiveness of the Use of Edmodo as a Supplementary Tool for Learning //DLSU Research Congress, De La Salle University, Manila, Philippines. - 2014.
6. Garcia E., Hoang D. Positive Behavior Supports: Using Class Dojo as a Token Economy Point System to Encourage and Maintain Good Behaviors //Online Submission. - 2015.
7. Gokgearslan §. et al. Modelling smartphone addiction: The role of smartphone usage, self-regulation, general self-efficacy and cyberloafing in university students //Computers in Human Behavior. - 2016. - Т. 63. - С. 639-649.
8. Haddad W. D., Draxler A. The dynamics of technologies for education //Technologies for Education Potentials, Parameters, and Prospects, ed. by Wadi D. Haddad and Alexandra Draxler. - 2002. - С. 2-17.
9. Liu G. Z., Liu Z. H., Hwang G. J. Developing multi-dimensional evaluation criteria for English learning websites with university students and professors //Computers & Education. - 2011. - Т. 56. - №. 1. - С. 65-79.
10. Huynh D., Zuo L., lida H. Analyzing Gamification of “Duolingo” with Focus on Its Course Structure //Games and Learning Alliance. - Springer International Publishing, 2016. - С. 268-277.
11. Lin S. C., Persada S. F., Nadlifatin R. A study of student behavior in accepting the Blackboard Learning System: A Technology Acceptance Model (TAM) approach //Computer Supported Cooperative Work in Design
(CSCWD), Proceedings of the 2014 IEEE 18th International Conference on.
- IEEE, 2014. - С. 457-462.
12. Kay J. et al. MOOCs: So Many Learners, So Much Potential.. //IEEE Intelligent Systems. - 2013. - Т. 28. - №. 3. - С. 70-77.
13. MacLean-Blevins A. O. Class dojo: supporting the art of student self-regulation //Rising Tide. - 2013. - Т. 6. - С. 1-20.
14. Mondria J. A., Mondria-De Vries S. Efficiently memorizing words with the help of word cards and “hand computer”: Theory and applications //System.
- 1994. - Т. 22. - №. 1. - С. 47-57.
15. Moreno R., Mayer R. E. Cognitive principles of multimedia learning: The role of modality and contiguity //Journal of educational psychology. - 1999.
- Т. 91. - №. 2. - С. 358.
16. Muntean C. I. Raising engagement in e-learning through gamification //Proc. 6th International Conference on Virtual Learning ICVL. - 2011. - С. 323¬329.
17. Murphy R. et al. Research on the use of Khan Academy in schools: Research brief. - 2014.
18. Ngiam L. C. W., See S. L. Language e-Learning and Music Appreciation //Advances in Human Factors, Business Management, Training and Education. - Springer International Publishing, 2017. - С. 865-877.
19. Tanyeli N. The efficiency of online English language instruction on students’ reading skills //Procedia-Social and Behavioral Sciences. - 2009. - Т. 1. - №. 1. - С. 564-567.
20.System: Delaware, 1964-1971 // American Educational History Journal — 2007. C. 111-122
21. Vesselinov R., Grego J. Duolingo effectiveness study //City University of New York, USA. - 2012.
22. Wagner E., Kunnan A. J. The Duolingo English test //Language Assessment Quarterly. - 2015. - Т. 12. - №. 3. - С. 320-331.
23. Walker L. The impact of using Memrise on student perceptions of learning Latin vocabulary and on long-term memory of words //Journal of Classics Teaching. - 2016. - Т. 16. - №. 32. - С. 14-20.
Интернет-ресурсы
1. An Early Report Card on Massive Open Online Courses // The Wall Street
Journal https://www.wsj.com/articles/an-early-report-card-on-massive-open-online-courses-1381266504
2. Benefits of Membership //
OEC URL :http://www.oeconsortium.org/members/
3. MIT’s OpenCourseWare, Viewed by Millions Worldwide, Wins Science
SPORE Prize // AAAS URL: https://www.aaas.org/news/mit-s-
opencourseware-viewed-millions-worldwide-wins-science-spore-prize
4. Coursera Takes a Nuanced View of MOOC Dropout Rates // The Chronicle of Higher Education
URL:http://www.chronicle.com/blogs/wiredcampus/coursera-takes-a-nuanced-view-of-mooc-dropout-rates/43341
5. Emerging Student Patterns in MOOCs: A Graphical View
URL:http://mfeldstein.com/emerging_student_patterns_in_moocs_graphical _view/
6. From busuu to Babbel, language-learning startups adapt to thrive // The
Guardian URL :https://www.theguardian.com/small-business-
network/2017/mar/07/busuu-babble-language-learning-startups-adapt-thrive
7. How edX Plans to Earn, and Share, Revenue From Its Free Online
Courses // The Chronicle Of Higher Education URL:
http://www.chronicle.com/article/how-edx-plans-to-earn-and/137433?
cid=at&%3Butm_source=at&
%3Butm_medium=en3/52/9/2016How
8. How Khan Academy Is Changing the Rules of Education // WIRED
URL:https://www.wired.com/2011/07/ff_khan/
9. Luis von Ahn: Massive-scale online collaboration
URL:https://www.ted.com/talks/luis_von_ahn_massive_scale_online_collab oration
10. Nanodegree Plus // Coursera URL:https://www.udacity.com/nanodegree/plus
11. Our History // MIT Open Course Ware URL: https://ocw.mit.edu/about/our-history/
12. Students rate university courses // BBC News
URL:http://news.bbc.co.uk/2/hi/uk_news/education/4265802.stm
13. Support services to foster Web Talent in Europe by encouraging the use of MOOCs focused on web talent URL:// http://bookshop.europa.eu/en/support-services-to-foster-web-talent-in- europe-by-encouraging-the-use-of-massive-open-online-courses-focused-on- web-skills-pbKK0215019/
14. The Year of the MOOC // The New York Times
URL:http://www.nytimes.com/2012/11/04/education/edlife/massive-open-
online-courses-are-multiplying-at-a-rapid-pace.html?pagewanted=all&_r=0
15. What’s right and what’s wrong about Coursera-style MOOCs // online learning and distance education resources URL:https://www.tonybates.ca/2012/08/05/whats-right-and-whats-wrong-about-coursera-style-moocs/
16.7 Key features of web 2.0 // WebAppRater
URL:http://www.webapprater.com/general/7-key-features-of-web-2-0.html
Статистические данные
1. MOOC Completion Rates: The Data URL:
http://www.katyjordan.com/MOOCproject.html
2. Usage of content languages for website // W3Tech URL:
https://w3techs.com/technologies/overview/content_language/all