Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Социальные аспекты вампиризма в литературе XIX века и их отражение в медиа

Работа №60806

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы59
Год сдачи2018
Стоимость4260 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
58
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Социальные группы и слои 6
1.1. Старая аристократия 6
1.2. Новые денди 10
1.3. Урбанизация, миграция и ксенофобия 14
Глава 2. Наука и религия 22
2.1. Религия: Христианство и язычество 22
2.2. Биология: Животное, человеческое и сверхчеловеческое 27
2.3. Медицина. Эпидемии и диагностика 31
2.4. Психология: Помешательство, гипноз и психоанализ 34
Глава 3. Гендер и сексуальность 40
3.1. Инверсия гендерных ролей 40
3.2. Нетрадиционная сексуальность 42
3.3. Брак, семья и деторождение 45
Заключение 50
Список литературы 53

В готической прозе XIX века образ вампира занимает исключительное место: это без преувеличения любимый злодей романтизма и неоромантизма. Окружающий его мистический ореол подчас заставляет нас забывать о том, что, как всякий архетипический образ, он имеет отчетливые исторические корни, прежде всего - социальные.
Актуальность работе придает востребованность вампирической тематики и в масс-культуре, и в гуманитарных исследованиях (в области филологии, культурологии, психологии). Вместе с тем, основное внимание ученых традиционно привлекает мифологическая, архетипическая компонента образа вампира, в то время как его связь с социально-экономическими процессами и научно-технологическими преобразованиями Новейшего времени остается малоисследованной. В отечественном литературоведении работы такой тематики практически отсутствуют.
Новизна работы определяется не только обращением к относительно малоизученным аспектам архетипической фигуры, актуальной и популярной в современном искусстве, но и привлечением более широкого, чем практикуется обычно, корпуса художественных текстов. Наряду с каноническими повестями и романами о вампирах, такими как «Дракула» Брэма Стокера, «Кармилла» Ле Фаню, «Вампир» Полидори, «Упырь»
А.К.Толстого, в работе анализируются готические повести XIX века, которые редко рассматривают в связи с вампиризмом. Между тем, типологически они близки, если не сказать, тождественны классическим историям о вампирах постольку, поскольку их темой является подчинение обыкновенного человека - монструозному «сверхчеловеку», имеющему черты ожившего мертвеца, который вытягивает из своей жертвы жизненную силу и в конечном итоге доводит своего донора до смерти или безумия. Речь идет о таких готических новеллах и повестях, как «Магнетизер» и «Зловещий гость» Гофмана, «Портрет» и «Вий» Гоголя, «Венера Илльская» Мериме, «Дочь Раппачини» Готорна. Несмотря на то, что злодей в этих произведениях прямо не именуется вампиром, между этими образами все равно присутствует типологическое родство. Также объектом исследования стали редко упоминаемые литературоведами, но весьма информативные повести о вампирах, такие как «Паола» Буше де Перта, «Убийство мадам Кабанель» Э. Линтона, «Тайна Кена» Д.Готорна, «Правдивая история вампира» Э.Стенбока, «Могила Сары» Ф. Дж. Лоринга.
Целью настоящей работы было выявить взаимосвязь социальной трансформации в Европе XIX века и вампирической тематики в готических повестях и романах этого периода. В рамках названной темы ставилась задача выделить несколько крупных тематических блоков - трансформация социальных структур, научно-технический прогресс и религиозное сознание, гендер и сексуальная мораль - и проследить, как изменения в этих сферах отображаются в вампирическом сюжете.
Научные источники представлены статьями и монографиями современных российских и зарубежных культурологов, в частности, К. Асмолова, А. Секацкого, Д. Хапаевой, М. Ямпольского, Ю. Кристевой, Д. Голынко-Вольфсона, Н. Ауэрбах, С. Клементс, В. Холингер, К. Джедлера, В. Караминас и др.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении я хотела бы суммировать наиболее общие выводы своей работы, чтобы выделить их среди примеров и детальных пояснений в основной части.
1. Ключевым из социальных прототипов романтического вампира является аристократ, который, слабея и утрачивая свои общественные функции, сохраняет еще в XIX веке некоторые рычаги влияния. К этой основе добавляются черты нового социального типажа - денди (например, представителя богемы). С аристократом его роднит мотив иллюзорности (в обоих случаях блестящая поверхность обманывает), а также демонстративная антибуржуазность поведения. Наконец, важные смысловые оттенки в образ вампира вносит мигрант из отсталых стран или регионов, в мифологическом смысле - варвар, дикарь. В теории подобный конгломерат кажется невозможным, но в художественной практике XIX века эти слагаемые бесконфликтно соединяются в едином образе, хрестоматийным примером может послужить граф Дракула Брэма Стокера - аристократ из древнего рода, эксцентрик и щеголь (с точки зрения лондонцев) и варвар, принадлежащий к воинственному племени секлеров. Отношение публики к этим социальным типажам характеризует амбивалентность. Аристократ привлекает своим величием и размахом, денди - раскованностью, свободой от предрассудков, варвар - своей витальностью и силой. Вместе с тем обывателя пугает призрак насилия и эксплуатации, ассоциируемый с аристократией, эгоцентризм денди и его оторванность от социума, а также деструктивный потенциал дикаря, чья энергия обращается против основ цивилизованного общества.
2. Дискредитация и институциональное ослабление церкви, начавшиеся в XVIII веке, активизируют в XIX столетии интерес к языческим (с христианской точки зрения) религиям. Вампир, в отличие от своих литературных предшественников - либертинов эпохи Просвещения, удовлетворяет запрос не на критику христианских «суеверий», но на поиск альтернативной религии. Его мораль и ритуалы представляют собой инверсию (иногда - буквальную) христианских норм и ритуалов: он, можно сказать, переводит символы и процедуры христианства в языческое русло, возвращаясь к культу агрессивной физической силы. Подобные поиски также вызывали у широкой публики амбивалентный отклик: тягу к живой, действенной религии омрачал страх перед регрессом.
3. Открытия в области естественных и гуманитарных наук (прежде всего - в химии, биологии и психологии) переместили в центр внимания неантропоморфную, животную ипостась человека. Теории животного магнетизма, дарвинизм, психоанализ и открытия в области медицины реабилитировали физиологию в человеке и повысили ее статус, подчеркнули аналогию между человеком и иными живыми существами, включили его в природные цепочки (например, как один из эволюционирующих видов, или как проводник энергии, или как носитель вируса). В этом смысле образ вампира позволял показать взаимопроникновение человеческого и животного начала, и более того - торжество (животной) физиологии над (человеческим) сознанием.
4. Не менее отчетливо в образе вампира отразились обусловленные экономическими причинами эрозия традиционных гендерных ролей и ослабление патриархата. Вампир подрывает патриархальные поло-ролевые модели, смешивая и меняя местами «мужское» и «женское» и в самой своей физиологии (андрогинность), и в поведении (инверсия ролей, нетрадиционная ориентация). С одной стороны он раскрепощает чувственность и способствует эмансипации полов, что соответствовало общему вектору XIX века - курсу на либерализацию отношений между полами, с другой стороны - он рушит институт брака и семьи, разрывает всяческие социальные связи, в конечном итоге - превращает свои жертвы в изгоев. Его эротизм служит лишь приманкой: радикальная либерализация половой сферы, как показывают авторы «вампирических» повестей, подрывает инстинкт продолжения рода, а вслед за ним и чувственное влечение.
Вышеперечисленные выводы демонстрируют актуальность выбранной тематики в современной повестке дня: почти все социальные тренды актуальны и сегодня, пусть и в несколько адаптированном под реалии XXI века виде. Информацию, полученную из данной работы, можно использовать в дальнейших исследованиях в сфере социологии и филологии.



1. Антонов С. А. Тонкая красная линия. Заметки о вампирической парадигме в западной литературе и культуре // Гость Дракулы и другие истории о вампирах. Антология. СПб, 2009. С. 121-129.
2. Байрон Д.Г. Огаст Дарвелл // Английская повесть о вампирах. М.,
2010. 540 с.
3. Блэквуд Э. Тайное поклонение // Вендиго. СПб, 2006. 656 с.
4. Бодлер Ш. Поэт современной жизни. М., 1986. 222 с.
5. Гоголь Н.В. Вий. СПб, 2011. 288 с.
6. Гоголь Н.В. Портрет. СПб, 2012. 136 с.
7. Готорн Д. Тайна Кена // Вампирские архивы. М., 2011. 1568 с.
8. Готорн Н. Дочь Рапачини // Алая буква. М, 2006. 544 с.
9. Готорн Н. Мантилья леди Элинор // Алая буква. М, 2006. 544 с.
10. Готье Т. Любовь мертвой красавицы. М., 2017. 448 с.
11. Гофман Э. Т. А. Вампиризм // Гость Дракулы и другие истории о вампирах, СПб. 2010. 387 с.
12. Гофман Э.Т.А. Зловещий гость // Вампирские архивы. М., 2011. 1568 с.
13. Гофман Э.Т.А. Магнетизёр. Семейная хроника. М., 1991.
14. Гофман Э. Т. А. Пустой дом // Гость Дракулы и другие истории о вампирах, СПб. 2010. 387 с.
15. Джелдер К. Прочтение вампира. Routledge, 1994. 161 с.
16. Караминас В. Денди-вампир // Новое литературное обозрение. №23. 2012.
17. Кристева Ю. Силы ужаса: эссе об отвращении. СПб. 2003, с. 36¬67
18. Ле Фаню Д. Ш. Кармилла. СПб, 2017. 208 с.
19. Ливен Д. Аристократия в Европе, 1815-1914. М., 2000. 368 с.
20. Линтон Э. Убийство мадам Кабанель // Вампирские архивы. М.,
2011. 1568 с.
21. Лоринг Ф. Дж. Могила Сары // Вампирские архивы. М., 2011. 1568 с.
22. Маркс К. Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта. СПб, 1905. 128 с.
23. Маркс К. Капитал. СПб., 2018. 512 с.
24. Мериме П. Венера Илльская. М., 1986. 672 с.
25. Мериме П. О вампиризме // Гость Дракулы и другие истории о вампирах. СПб. 2009. 368 с.
26. Мопассан Г. де. Орля. // Новеллы. М., 1982. 286 с.
27. де Перт Ж. Б. де. Паола // Infernaliana. Французская готическая проза XVIII-XIX веков. М., 1999. С. 317-362.
28. По Э. Лигейя // Лучшие стихи и рассказы. СПб.,2016. 208 с.
29. По Э. Падение дома Ашеров. СПб. 2012. 640 с.
30. По Э. Повесть крутых Гор // Лучшие стихи и рассказы. СПб.,2016. 208 с.
31. По Э. Правда о том, что случилось с мистером Вальдемаром // Страшные рассказы. СПб, 2013. 224 с.
32. Полидори Д. У. Вампир. // Гость Дракулы и другие истории о вампирах, СПб. 2010. 387 с.
33. Радищев А.Н. Путешествие из Петербурга в Москву. М., 1981. 200 с.
34. Секацкий А. Выбор вампира // Прикладная метафизика. СПб.,
2005. 104 с.
35. Стенбок Э. Правдивая история вампира // Вампирские архивы. М., 2011. 1568 с.
36. Стокер. Б. Гость Дракулы // Гость Дракулы и другие истории о вампирах, СПб. 2010. 387 с.
37. Стокер. Б. Дракула. М., 2016. 448 с.
38. Тимофеева О. Зверинец духа. НЛО. 2011. №107.
39. Толстой. А.К. Семья вурдалака. М., 2013. 640 с.
40. Толстой. А.К. Упырь. М., 2013. 640 с.
41. Фрейд З. Тотем и табу. СПб, 2005. 640 с.
42. Фрэзер Д. Д. Золотая ветвь Исследование магии и религии. М. 1986. 289 с.
43. Хапаева Д. Вампир — герой нашего времени. - URL: http://www.nlobooks.ru/node/1895
44. Энгельс Ф. Положение рабочего класса в Англии Спб., 1905.
45. Ямпольский Я. Демон и лабиринт. М., 1996. 318 с.
46. Иностранные источники:
47. Auerbach N. Our Vampires, Ourselves. 1998.
48. Blood Is the Life: Vampires in Literature // Bowling Green, OH: Bowling Green State University Popular Press, 1999.
49. Blood Read: The Vampire as Metaphor in Contemporary Culture // Philadelphia, Pa: University of Pennsylvania Press, 1997.
50. Coleridge S. T. Kubla Khan: A Vision in a Dream & Christabel // Musaicum Books 2017
51. Carol A. Senf. The Vampire in Nineteenth Century English Literature,
1998.
52. De Fritas M. F. “Poe’s Vampire-Like Women” // Proc. of Congresso Internacional Para Sempre Poe, Universidade Federal de Minas Gerais, 2009.
53. de Sant'anna A. B. The vampire in nineteenth-century english fiction: the various faces of the other // Dissertagao (Mestrado em Letras) Universidade do Estado do Rio de Janeiro. Rio de Janeiro, 2000.
54. Dundes A. The Vampire: a casebook. // Madison: University of Wisconsin Press, 1998.
55. Johnson S. The Ghost Map: The Story of London's Most Terrifying Epidemic - and How It Changed Science, Cities, and the Modern World. Penguin Publishing Group, 2006
56. Hollinger V. Blood Read: The Vampire as Metaphor in Contemporary Culture. HPB-Dallas, 1997.
57. McCutcheon M. Everyday Life in the 1800s: A Guide for Writers, Students & Historians (Writer's Guides to Everyday Life). Writer's Digest Books, 2001
58. Warwick, A.Vampries and the Empire: the Fears and Fictions of the 1890's Cambridge University Press, 1995


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ