Факторы и условия развития местного самоуправления на основе организации работы с населением (на примере Сокольского сельского поселения Мамадышского муниципального района)
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С НАСЕЛЕНИЕМ
В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ 6
1.1Сущность, функции и задачи работы с населением на муниципальном уровне 6
1.2 Нормативно- правовое регулирование работы с населением в органах
местного самоуправления 17
1.3 Приемы, методы работы с населением на муниципальном уровне и их
эффективность 22
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С НАСЕЛЕНИЕМ НА ПРИМЕРЕ
СОКОЛЬСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ МАМАДЫШСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РТ 25
2.1 Социально-экономическое состояние Сокольского сельского поселения...25
2.2 Характеристика приемов и методов работы с населением в исполкоме
Сокольского сельского поселения 31
2.3 Оценка деятельности органов местного самоуправления в эффективности
работы с населением 40
3. РАЗРАБОТКА ПАКЕТА ПРОЕКТОВ ДОКУМЕНТОВ ПО
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ РАБОТЫ С НАСЕЛЕНИЕМ В ИСПОЛКОМЕ СОКОЛЬСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ 46
3.1 Пакет проектов документов по совершенствованию работы с населением в
исполкоме Сокольского сельского населения 46
3.2 Оценка эффективности реализации предложенных мероприятий 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 66
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 71
ПРИЛОЖЕНИЯ 74
Актуальность темы в том, что в настоящее время главной целью реформирования развития местного самоуправления является повышение хозяйственной и трудовой активности населения в решении собственных проблем, в создании условий, позволяющих каждому человеку реализовать свой потенциал, свои способности, обеспечить благосостояние семьи. Так как Согласно ч. 2 ст. 3 Конституции Российской Федерации: «Местное
самоуправление заключается в том, что население, проживающее на определенной территории, самостоятельно и под свою ответственность решает вопросы местного значения, а также владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Население также самостоятельно определяет структуру органов местного самоуправления, которая, закрепляется в Уставе муниципального образования депутатами представительного органа».
Работа в органах местного самоуправления в сельской местности имеет свою специфику. Постоянный контакт граждан поселения с представителями муниципальной власти позволяет эффективно и своевременно решать социальные, общественные проблемы, что также подчеркивает актуальность выбранной темы выпускной квалификационной работы. Совершенствование работы с населением позволит решить проблемы взаимного сотрудничества с населением и сориентировать деятельность исполкома не только на заявительный характер (ответ на заявление), но и на предъявительный (консультации).
Население осуществляет местное самоуправление посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах, посредством иных форм прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления. Среди всех форм гражданского участия в местном самоуправлении, организация работы с обращениями граждан на высоком уровне будет залогом успешной реализации остальных форм участия населения в осуществлении местного самоуправления, другими словами, обеспечит
хорошую явку на муниципальные выборы, активное участие на публичных слушаниях и повысит общую гражданскую активность населения
Объектом исследования данной работы выступает исполком Сокольского сельского поселения Мамадышского муниципального района Республики Татарстан.
Предмет исследования - факторы и условия развития местного самоуправления на основе организации работы с населением в исполкоме Сокольского сельского поселения Мамадышского муниципального района Республики Татарстан.
Целью данной работы является изучение особенностей работы исполкома Сокольского сельского поселения Мамадышского муниципального района РТ с населением и разработка пакета проектов документов по ее
совершенствованию.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить общую характеристику организации работы с населением в органах местного самоуправления.
2. Провести анализ организации работы с населением на примере исполкома Сокольского сельского поселения Мамадышского муниципального района РТ.
3. Разработать пакет проектов документов по повышению эффективности организации работы с населением в исполкоме Сокольского сельского поселения.
В работе использованы следующие методы исследования: сравнение, анализ документов, анкетирование, интервьюирование, наблюдение, беседа.
Формы участия граждан в местном самоуправлении регулируются Федеральным законом от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Законом Республики Татарстан от 28 июля 2004 г. N 45-ЗРТ.
В работе использованы исследования Зотова В.Б., Грицюка Т.В.,
Пикулькина А.В., Роя О.М., А. Широкова и С. Юрковой. В работе В.Б. Зотова «Система муниципального управления в схемах» представлены наиболее важные аспекты муниципального управления в муниципальных образованиях. А. Широков и С. Юркова в статье «Гражданское участие в местном самоуправлении», опубликованной в журнале «Муниципальная власть» за 2013 год, подчеркивают, что «на уровне местного самоуправления гражданское участие может и должно быть более широким, так как именно там решается большинство вопросов жизнедеятельности граждан, эти вопросы для населения абсолютно понятны, и существуют все необходимые для этого организационные возможности». Также ими представлено детальное регулирование порядка проведения местного референдума, муниципальных выборов, схода граждан, определены инициаторы их назначения. Подробно оговорены общие принципы, порядок и процедура подготовки, проведения вышеназванных форм прямого волеизъявления граждан, условия их назначения, установление результатов местного референдума и обозначены ответственные за обеспечение исполнения принятого решения.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, трех разделов, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе работы раскрыты задачи, функции и сущность работы с населением на муниципальном уровне, нормативно-правовое регулирование данной деятельности. Определена эффективность методов и приемов работы с населением на муниципальном уровне.
Во второй главе дана характеристика социально-экономического состояния Сокольского сельского поселения. Произведен анализ деятельности органов местного самоуправления в организации работы с населением на территории сельского поселения.
Третья глава имеет практический характер и включает разработку пакета проектов документов по совершенствованию работы с населением в исполкоме Сокольского сельского поселения.
Совершенствование работы с населением обеспечит реальное, а не формальное становление самоуправления, которое невозможно без сознательного участия граждан в реформаторских процессах. Это предполагает необходимость изменения общественного сознания и поведения людей, отказ от старых норм мышления и деятельности, развитие личности как ценности и ее гражданское становление. Большое значение преобладает в получении знаний о новой реальности, связанной с демократическими преобразованиями в стране. Вместе с тем, низкий уровень политической культуры и социальная пассивность значительной части населения тормозят развитие этих процессов. В этой связи особое значение приобретает необходимость преодоления социальной незаинтересованности населения путем осознания им основных ценностей демократии, конституционных основ местного самоуправления, а также путем создания условий для проявления социальной инициативы и создания условий реального участия граждан в принятии решений, в первую очередь, на местном уровне.
Органы и должностные лица местного самоуправления являются основным звеном в системе местного самоуправления. Развитие институтов муниципальной демократии обеспечивает тесную связь выборных органов и должностных лиц местного самоуправления с населением, их подконтрольность населению.
Устав муниципального образования определяет нормы и регулирует порядок гражданского участия населения в местном самоуправлении, также отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления. Для осуществления в управлении местных дел существенное значение имеет информированность граждан о работе органов местного самоуправления и о состоянии муниципального
хозяйства. Поэтому последовательная реализация принципа гласности в
68
муниципальной деятельности служит важным условием обеспечения активного участия населения в решении вопросов местного значения, контроля над работой органов местного самоуправления. Местное самоуправление является хорошей школой для политического воспитания, подготовки граждан к участию в управлении государственными делами.
Систематическое использование новых подходов в работе с обращениями граждан, своевременное информирование их о происходящем, поможет показать населению всю ту огромную работу, чем приходится заниматься исполкому поселения. Применение максимально большого количества критериев, обеспечивающих высокую степень организации работы с населением, качества исполнения обращений будет способствовать созданию в органах местного самоуправления хорошей материально - технической базы, грамотной, профессиональной команды персонала и комфортных условий для осуществления социальных и политических прав граждан.
Умение должностных лиц и специалистов местной власти работать с обращениями граждан, своевременно и компетентно реагировать на них является одним из важных критериев ее дееспособности, залогом успеха в привлечении населения к участию в местном самоуправлении. Доверие людей к власти напрямую зависит от того, насколько эффективно и быстро решаются как общие проблемы жителей села, так и проблемы отдельного человека.
Уровень организации работы с обращениями граждан в органах местного самоуправления в немалой степени зависит от личного участия руководителей в рассмотрении злободневных и проблемных вопросов, поднимаемых гражданами. Увеличение контактов, постоянная связь с руководством организаций, расположенных на территории, приведет к установлению доверительных отношений между руководителями и Главой поселения. А доверие гарантирует успех и бесконфликтное совместное решение появившихся проблем. На одной территории необходимо жить в тесном контакте друг с другом, стремиться к одной цели единой командой.
Инновационность программы автор видит в том, что при успешном внедрении проектов в жизнь будет освоен новый подход к работе с населением - предъявительный характер общения, будут охвачены современные позиции совместного решения возникших проблем: оказание помощи
(информационной, моральной, материальной) ни когда попросят, а предложение ее заранее.
«Регламент рассмотрения обращений граждан в исполкоме Сокольского сельского поселения» - это совокупность постоянных правил, регулирующих внутреннюю организацию работы исполкома с обращениями граждан. Он определяет сроки и последовательность действий при осуществлении работы по рассмотрению обращений граждан, уточняет правила ведения делопроизводства по обращениям граждан. Регламент также устанавливает порядок информирования граждан об исполнении работы по рассмотрению обращений граждан; конкретизируются график приема руководителя, специалистов исполкома, уточняются места расположения стендов в каждом населенном пункте.
Наличие такого документа в исполкоме Сокольского сельского поселения» позволит:
- соблюдать сроки исполнения обращений;
- повысить качество исполнения обращений;
- обеспечит законность действий исполнителей;
- обеспечит открытость и доступность деятельности исполкома.
Установленные требования к помещениям и местам приема обращений
граждан способствуют повышению условий приема. Приведенный перечень оснований для отказа в исполнении работы по рассмотрению обращений граждан, описание последовательности административных действий при рассмотрении письменного обращения поможет организовывать качественное исполнение своих обязанностей даже малоопытному специалисту.
Знания специалистами порядка приема и первичной обработки
письменных обращений граждан, а также их своевременной регистрации и
70
передачи непосредственному исполнителю (компетентному лицу) является залогом своевременного и успешного исполнения просьбы, содержащейся в обращении. В исключительных случаях, при необходимости длительных сроков исполнения, неизбежна постановка обращений граждан на контроль, предоставление справочной информации о ходе рассмотрения обращения. Наличие порядка, формы контроля над исполнением работы по рассмотрению обращений граждан, порядка обжалования действий по рассмотрению обращений граждан и решений, принятых по обращениям повышают ответственность должностных лиц и специалистов при исполнении своих обязанностей.
Информационные стенды, установленные, в малых населенных пунктах по освещению вопросов, связанных с обращениями граждан обеспечат упорядочение всего процесса работы приема граждан, исключая обращения населения вне графика работы. Со значительным уменьшением количества обращений, телефонных звонков у должностных лиц и специалистов появится дополнительное время, которое требуется для изучения изменений в законодательстве, на что раньше использовалось личное время сотрудников исполкома.
План по совершенствованию работы с населением в исполкоме предполагает организацию конкретных мероприятий, направленных на формирование «единой команды управления», состоящей из руководителей учреждений, расположенных на территории поселения. Единство в планах приведет к единству в делах по повышению уровня качества жизни населения.
Реализация данного плана позволит населению быть в курсе всех событий, которые планируются и происходят на территории, принимать активное участие в общественной жизни села. Это - спортивные, культурные мероприятия, праздники, массовые гуляния и т.д.
Дополнительной целью разработки плана мероприятий является ознакомление жителей с многогранной работой Совета и исполкома.
Реализация плана мероприятий по улучшению и совершенствованию работы с
обращениями граждан на территории Сокольского сельского поселения позволит повысить ответственность муниципальных служащих перед населением.
Реализация разработанных проектов документов в исполкоме Сокольского сельского поселения позволит:
- соответствовать Федеральному закону от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и Закона РТ от 12 мая 2003 г. № 16-ЗРТ «Об обращениях граждан в Республике Татарстан» при исполнении должностных обязанностей и упорядочению работы с обращениями граждан;
- уменьшить загруженность специалистов;
- создать условия для повышения самообразования специалистов.
Из предложенных выше мер вытекает экономическая выгода для исполкома Сокольского сельского поселения. Потому что, с реализацией данных мероприятий у специалистов и руководства местного самоуправления освобождается рабочее время для повышения квалификации, изучения новых норм законодательства - дистанционно, на что раньше тратились денежные средства бюджета исполкома, так как данные услуги являются платными. Из расчетов видно, что выгода не большая, но очень значительная для социально-бытовых нужд жителей села.
Таким образом, имея большой опыт в работе с обращениями граждан и совершенствуя его, исполком сельского поселения обязательно добьется желаемых результатов и в работе с обращениями граждан, и в привлечении населения на гражданское участие в местном самоуправлении.
I. Нормативно - правовые материалы:
1. Конституция Российской Федерации / Федеральный конституционный закон РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета.-1993.- 25 декабря.
2. О референдуме Российской Федерации / Федеральный конституционный закон // от 28 июня 2004 г. № 5-ФКЗ.
3. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации/Федеральный закон РФ//от 06 октября 2003 г. № 131 - ФЗ
4. О муниципальной службе в Российской Федерации /Федеральный закон// от 2 марта 2012г. № 25 - ФЗ
5. О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации /Федеральный закон// от 26 апреля 2006г. № 59 - ФЗ
6. Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации/Федеральный закон//от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ.
7. О личном подсобном хозяйстве /Федеральный закон// от 07 июля 2003 года № 112-ФЗ.
8. О местном самоуправлении в Республике Татарстан/Закон Республики Татарстан// от 1 июля 2004 г. № 45 ЗРТ.
9. О муниципальной службе в Республике Татарстан/Закон Республики Татарстан//от 17 января 2013 г. № 5-ЗРТ.
10. О порядке рассмотрения обращений граждан в Республике Татарстан /Закон Республики Татарстан//от 12 мая 2003 года № 16 ЗРТ.
11. Специальная литература
11. Антонов, В.А. Система государственного управления: Учебное пособие / В.А.Антонов // - М.: ГУУ.М, 2010.- С. 246.
12. Бабун, Р.В. Организация местного самоуправления/Р.В.Бабун // -СПб.:
13. Василенко, И.А. Государственное и муниципальное управление: учебник/ И.А.Василенко. //- 2-е изд. испр. и доп.-М.:Гардарики, 2012.- С. 317. (в пер.)
14. Виханский, О.С., Наумов А.И. Человек, стратегия, организация, процесс. / О.С.Виханский // Менеджмент.-М.: МГУ, 1995
15. Глазунова Н.И. Система государственного и муниципального управления / Н.И.Глазунова // - М.2013
16. Грицюк, Т.В. Система государственного и муниципального
управления Учебник / Т.В.Грицюк // - М.: Издательство РДЛ, 2014.- С. 592.
17. Зотов, В.Б. Система муниципального управления / В.Б.Зотов // Учебник для вузов. 4-е изд. / под ред. В.Б. Зотова.- СПб.: Питер, 2013. - С. 512.: ил. - (Серия «Учебник для вузов Местное самоуправление в государственном устройстве »).
18. Зотов, В.Б. Система муниципального управления в схемах / В.Б.Зотов // Учебное пособие. - М.: «Ось-89», 2013.-С.192.
19. Замотаев, А.А. России Практика муниципального правления /
А.А.Замотаев // -2006.-№10 октябрь С. 3-13.
20. Кобилев, А.Г. Муниципальное управление и социальное
планирование в муниципальном хозяйстве Учебное пособие / А.Г.Кобилев А.Г. // РнД 2012
21. Пикулькин, А.В. Система государственного управления: Учебник / А.В.Пикулькин // -4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2013.- С.639.
22. Социальный менеджмент / Под ред. Д.В. Валового - М.: Бизнесшкола, 2010
23. Широков А., Юркова С. Гражданское участие в местном
самоуправлении / А. Широков, С. Юркова // Муниципальная власть- 2013.- № 2
С.14-23.
III. Текущий архив организации
24. Устав муниципального образования «Мамадышский муниципальный район».
25. Устав муниципального образования «Сокольское сельское поселение Мамадышского муниципального района РТ».
26. Положение об исполнительном комитете Сокольского сельского поселения Мамадышского муниципального района Республики Татарстан.
27. Регламент Совета Сокольского сельского поселения Мамадышского муниципального района Республики Татарстан.
28. Положение о публичных слушаниях в муниципальном образовании «Сокольское сельское поселение»
29. Дела «Выборы» за 2013-2015гг.
30. Отчеты о работе с обращениями граждан за 2009 - 2014 гг.
31. Отчеты по ЗАГСу за 2013-2015гг.
32. Похозяйственные книги за 2013-2015 годы.
33. Протоколы собраний Сокольского сельского поселения за 20132015гг.
34. Протоколы выборов - 2013-2015 годы.
35. Протоколы публичных слушаний.
36. Сведения за 2013-2015гг.
37. Статистические отчеты за 2013-2015 гг.
Источники удаленного доступа
3 8. http: //www.lib. ua-ru.net/diss/cont/274616. html 3 9. http: //catalog. studentochka.ru/06580. html