Введение 3
1. Теоретические аспекты управления конкурентоспособностью продукции
предприятия 6
1.1 Социально-экономическая сущность конкурентоспособности продукции
предприятия 6
1.2 Методы оценки конкурентоспособности предприятия 15
1.3 Способы повышения конкурентоспособности предприятия 22
2. Анализ управления конкурентоспособностью продукции ООО «Бахетле» 26
2.1 Анализ отраслевых тенденций 26
2.2 Общая характеристика финансово-хозяйственной деятельности 30
2.3 Исследование системы управления 43
2.4 Оценка эффективности управления конкурентоспособностью продукции 49
3. Мероприятия по повышению конкурентоспособности ООО «Бахетле» 62
3.1 Повышение эффективности обслуживания клиентов магазина 62
3.2 Совершенствование маркетинговой деятельности магазина 68
3.3 Разработка проекта открытия мини-пекарни в магазине 71
Заключение 75
Список использованных источников 78
Приложения
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
В течение многих десятков лет в нашей стране, в условиях высокой монополизации производителей, регулятором производства продукции являлся не реальный спрос, а производство и административно-командный механизм распределения, которые регулировали потребление, формировали потребности и выпуск показателей.
Актуальность данной темы обусловлена тем, что заинтересованность предприятий в результатах своей деятельности усиливает необходимость повышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, что требует совершенствования работы всех служб и подразделений хозяйствующего субъекта. Конкурентоспособность выступает важнейшим фактором обеспечения безопасности объекта, т.е. его выживания в «суровых условиях действительности» и его последующего эффективного развития.
Особое значение приобретает управление конкурентоспособностью предприятия. Проблема конкурентоспособности носит универсальный, всемирный характер. Ныне она затрагивает практически все страны мира, всех товаропроизводителей. В настоящее время не существует единого определения понятия «конкурентоспособности». Основными факторами, которые обуславливают возможность множественности трактовок этого понятия, являются различные исходные позиции экономистов, а также и то, что в качестве производителя рассматривается лишь отдельное предприятие, отрасль или вся экономика в целом. Конкурентоспособность - понятие относительное, поскольку успешно конкурирующий на одних рынках товар будет совершенно неконкурентоспособным на других. Это порождает необходимость разграничения конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках. Таким образом, при формировании общей концепции в области конкурентоспособности необходимо учитывать все стороны этого явления.
Конечная цель предприятия - победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий деятельности предприятия. Достигается она или нет - зависит от конкурентоспособности товаров и услуг предприятия, т.е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами - продукцией и услугами других фирм.
Цель дипломной работы - разработать рекомендации по повышению конкурентоспособности ООО «Бахетле».
Исходя из целей дипломной работы требуется решить следующие задачи:
- определить понятие конкурентоспособности и факторы, влияющие на её состояние;
- изучить методы оценки конкурентоспособности предприятия;
- провести анализ факторов, влияющих на повышение конкурентоспособности;
- провести анализ экономических показателей ООО «Бахетле»;
- проанализировать результаты деятельности, в частности прибыль и рентабельность;
- разработать и экономически обосновать рекомендации по повышению конкурентоспособности магазина «Бахетле».
Предметом исследования является конкурентоспособность
предприятия и выпускаемая продукция.
Объектом исследования является ООО «Бахетле».
При выполнении работы будут использоваться следующие методы: анализ литературы; анализ интернет - источников; горизонтальный анализ;
вертикальный анализ; детерминированный факторный анализ; сопоставление коэффициентов; прогнозирование; сравнение.
Теоретической и методологической основой работы являются фундаментальные труды отечественных и зарубежных ученых в области маркетинга и стратегического планирования и менеджмента, а также в управлении конкурентоспособности.
Методологической основой работы являются методологические и методические положения, изложенные научных публикациях, законодательных и нормативных документах о конкуренции и регулирующих коммерческую деятельность. При исследовании отдельных аспектов работы использованы методы системного, ситуационного и экономического анализа.
Информационной основой послужили законодательные и нормативные акты Российской Федерации по хозяйственной и коммерческой деятельности предприятия, научно - методическая литература, периодические издания, статистические материалы.
Практическая значимость работы состоит в том, что предложенные методические и практические рекомендации могут быть использованы в практической деятельности ООО «Бахетле» с целью повышения конкурентоспособности и рационализации деятельности предприятия.
В соответствии с поставленной целью работы в заключении подведем следующие итоги:
Проведенный анализ маркетинговой деятельности ООО «Бахетле» позволил выделить многочисленные факторы внешнего окружения, которые влияют на деятельность торгового предприятия с разной степенью интенсивности.
К внешнему окружению розничного торгового предприятия относятся факторы макро- и микросреды. Факторы макросреды едины для всех субъектов маркетинга данной страны, региона, для конкретных товаров и услуг. Не имея возможности влиять на эти факторы, розничное торговое предприятие должно адаптироваться к их изменению. Взаимодействуя с факторами микросреды, розничное торговое предприятие способно регулировать отношения с ними.
К факторам макросреды розничного торгового предприятия относятся: законодательные, технологические, экономические, климатические, социально-демографические, международного окружения, культурные.
Главной экономической целью коммерческой деятельности является обеспечение конкурентоспособности своего предприятия.
Это в свою очередь требует разработки грамотной товарной политики, поиска эффективных рынков сбыта, обеспечения максимальной прибыли как в производстве, так и в реализации продукции.
Важнейшими показателями, характеризующими экономический потенциал являются:
- активы предприятия, характеризующие состав и размещение имеющихся в распоряжении фирмы и контролируемых средств;
- основной капитал, характеризующий мощность фирмы (предприятия), речь идет о зданиях, сооружениях, оборудовании и т.д.;
- объем валовой и товарной продукции в натуральном и стоимостном выражении;
- размер прибыли, капиталовложений.
Проведенный анализ конкурентоспособности показал, что главным конкурентов предприятия ООО «Бахетле» является магазин «Эдельвейс», т.к. данный конкурент реализует самый большой ассортимент по низким ценам.
ООО «Бахетле» необходимо стремиться к постоянному снижению затрат благодаря эффективному сотрудничеству с поставщиками в рамках цепочки поставок.
Также ООО «Бахетле» должен обратиться к поставщику, с просьбой составить «идеальную схему поставок», т.е. такую, при которой закупочная цена будет наименьшей. В процессе взаимодействия поставщик и покупатель будут стремиться к достижению этих «идеальных условий поставки», что позволит обеим сторонам на порядок снизить свои затраты. Речь идет об улучшении производительности, повышении качества товара, увеличении скорости поставок.
В целях повышения эффективности управления ассортиментом в магазине ООО «Бахетле», предлагается не осуществлять закупку товаров категории «Z», а увеличить объем закупок по товару категории «Х» на 40%.
В целом объем закупки по колбасе «Докторская» в натуральной оболочке предлагается увеличить на 40%, в результате чего должно произойти увеличение объем продаж на данный процент, так сумма товарооборота составила до внедрения мероприятия 466 тыс.руб., после внедрения мероприятия 652 тыс.руб. (466 тыс.руб. * 1,4). Так аналогично по всем товарам группы «Х».
На основе проведенного анализа финансово-хозяйственного состояния организации и в целях обеспечения стабильного развития организации, сохранения занятой ниши на рынке необходимо в качестве главной меры предусмотреть создание отдела маркетинга.
В целях увеличения ассортимента реализуемых товаров в магазине ООО «Бахетле»предлагается приобрести хлебопекарное оборудование «Dosiplus» ротационного типа. После реализации предлагаемого мероприятия объем дополнительной прибыли составит 157 тыс.руб.
1. Г ражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный ресурс]: [Федеральный закон РФ от 26.01.1996 № 14-ФЗ] // Российская газета. - 1996. - 6 февраля. - Режим доступа [Консультант Плюс]. - Загл. c экрана.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный ресурс]: [Федеральный закон РФ от 05.08.2000 № 117-ФЗ] // Парламентская газета. - 2000 г. - 10 августа - Режим доступа [Консультант Плюс]. - Загл. c экрана.
3. О несостоятельности (банкротстве) [Электронный ресурс]: [Федер. закон РФ от 26.10.02 № 127 - ФЗ] // Российская газета 2002. - 02 ноября Режим доступа [Консультант Плюс]. - Загл. c экрана.
4. Об утверждении методики проведения анализа финансового состояния заинтересованного лица в целях установления угрозы возникновения признаков его несостоятельности (банкротства) в случае единовременной уплаты этим лицом налога [Электронный ресурс]: [Приказ Минэкономразвития РФ от 18.04.2011 № 175] - Режим доступа [Консультант Плюс] // Российская газета. - 2011. - 29 июня - Загл. c экрана.
5. Абрютина М.С. Экономический анализ хозяйственной деятельности учебное пособие / М.С. Абрютина. Москва: Дело и сервис,
2015. 512 с.
6. Баканов М.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: учебное пособие / М.И. Баканов. Москва: Экономика, 2014. 352 с.
7. Бердникова Т. Б. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / Т.Б. Бердникова. М: НФРА-М, 2015.215.
8. Бородина Е. Анализ финансовой отчетности Учебное пособие. - Е. Бородина, О. Ефимова, М. Мельник. М: Омега-Л, 2014.408с.
9. Бороненкова С.А. Управленческий анализ / С.А. Бороненкова. М: Финансы и статистика, 2014. - 123 с.
10. Вакуленко Т.Г. Анализ бухгалтерской отчетности для принятия решений // Финансы и кредит. - 2014. - №12.
11. Ван Хорн Дж. К. Основы управления финансами / Ван Хорн Дж. К. Москва: Финансы и статистика, 2014. 799 с.
12. Васильева. Л.С. Финансовый анализ: учебник / Л.С Васильева,. А.Я.Петровская. Москва: КНОРУС, 2015. 554 с.
13. Версан В.Г. Сильные и слабые стороны стандартов ИСО серии 9000 новой версии: стратегия введения в действие: стандарты и качество./ Версан В.Г. 2015. № 12. с. 98-115
14. Горелик О.М. Финансовый анализ с использованием ЭВМ: учебное пособие / О.М. Горелик, О.А. Филиппова. Москва: КНОРУС, 2015. 272 с.
15. Григорьева Е.М. Финансы корпораций: учебное пособие / Е.М. Григорьева, Г.А. Токарева. Москва: Финансы и статистика, 2015. - 288с.
16. Донцова JI.B. Анализ финансовой отчетности / ЛН. Донцова. Москва: Дело и сервис, 2014. - 157 с.
17. Ефимова О.В. Финансовый анализ / О.В. Ефимова. Москва: Бухгалтерский учет, 2014. - 528с.
18. Жестков С.В. Проблемы налогового планирования в Российской Феде-рации. // Налоговый вестник, 2009. №6. с.74-75
19. Зимин Н.Е. Анализ и диагностика финансового состояния предприятий: учебное пособие / Н.Е. Зимин. Москва: ИКФ ЭКМОС, 2015. 240 с.
20. Канке А.А. Анализ финансово-хозяйственной деятельности пред-приятия: учебное пособие / А. А. Канке. Москва. ФОРУМ ИНФРА- М, 2014. 288 с.
21. Керимов В.Э. Управленческий учет и проблемы классификации затрат / В.Э. Керимов, С.И. Адумукас. Москва, 2014. № 1. С. 125-134.
22. Киселев М.В. Анализ и прогнозирование финансово - хозяйственной деятельности предприятия / М.В. Киселев. Москва: АиН, 2015. 88 с.
23. Ковалев В. В. Введение в финансовый менеджмент / В. В. Ковалев Москва: Финансы и статистика, 2014. 768 с.
24. Ковалев В.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / В.В. Ковалев. Москва: Проспект, 2015. 480 с.
25. Ковалева. В.В. Финансовый анализ: управление капиталом. Выбор инвестиций / Финансовый менеджмент - 2015 - №11. - с. 24
26. Кравченко Л. И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле.
5- е издание, перераб. и доп. / Л.И. Кравченко. Минск: Высшая школа, 2014.430 с.
27. Лаврентьев Г.В. Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов: учебное пособие / Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева. Барнаул: АГУ, 2014. 190 с.
28. Лазарев А.В. Бизнес-планирование как форма экономического управления / А.В. Лазарев. Москва: Санто, 2014. 350 с.
29. Лобов Ф.М. Оперативное управление производством / Ф.М.Лобов. М: Феникс, 2014. 265 с.
30. Любушин Н.П. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия / Н.П. Любушин, В.Б. Лещева, В.Г. Дьякова. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. 366 с.
31. Макарьева В.И. Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации // Налоговый вестник. - 2014. - №9 - с.57-60.
32. Мирошниченко Н.П. Преподавание по системе В. Ф. Шаталова / Н.П. Мирошниченко. Москва: Югра, 2014. 125 с.
33. Муравьев В.В. Организация налогового планирования на предприятии /В.В. Муравьев. Москва: ФБК-ПРЕСС. 2014.40 с.
34. Негашев Е.В. Анализ предприятия в условиях рынка: учебное пособие / Е.В. Негашев. Москва: Высшая школа, 2009. 192 с.
35. Орлова Т.С. Анализ финансовой деятельности предприятия / Т.С. Орлова. Екатеринбург: УрИБ 2009,47 с.
36. Савицкая. Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 5—е изд. /Г.В. Савицкая. Минск: Новое знание, 2015. 688 с.
37. Савчук В.П. Управление издержками предприятия и анализ безубыточности. / В.П. Савчук. Москва: ИНФРА-М, 2015. 230 с.
38. Чернов В.А. Анализ коммерческого риска / В.А. Чернов. Москва: Фи-нансы и статистика, 2015. 128 с.
39. Официальный сайт Федерального научно-образовательного портала EUP.RU [Электронный ресурс] // http://eup.m/(дата обращения 15.10.2015)