СИНТЕЗ ЖАНРОВ В ТРИЛОГИИ СЬЮЗЕН КОЛЛИНЗ «ГОЛОДНЫЕ ИГРЫ» И ИХ ЭКРАНИЗАЦИИ
|
Введение 3
Глава 1. Синтез жанров в современной молодежной литературе ...5
§1. Разграничение жанров 5
§2. Феномен молодежной антиутопии 15
Глава 2. Трилогия «Голодные игры» и ее экранизации 32
§1. Теоретические аспекты экранизации литературного произведения 32
§2. Образы героев и отображение действительности в романах и их экранизациях 40
Глава 3. Романы Сьюзен Коллинз,их экранизации и их применение в школе 57
Заключение 76
Список использованной литературы
Глава 1. Синтез жанров в современной молодежной литературе ...5
§1. Разграничение жанров 5
§2. Феномен молодежной антиутопии 15
Глава 2. Трилогия «Голодные игры» и ее экранизации 32
§1. Теоретические аспекты экранизации литературного произведения 32
§2. Образы героев и отображение действительности в романах и их экранизациях 40
Глава 3. Романы Сьюзен Коллинз,их экранизации и их применение в школе 57
Заключение 76
Список использованной литературы
Проблема жанрового синтеза стала одной из востребованных проблем в современном литературоведении. До настоящего времени не совсем понятно, что такое синтез жанров и какой у него эстетический эффект, а также какую природу имеют синтетические жанровые формы, когда те проявляются в литературе. Так многими исследователями были отмечены тенденции, которые с одной стороны касаются числа жанровых модификаций, а с другой стороны они обращаются к разработке трудных синтетических жанровых форм, которые выявляют законы действительности и основные, а также раскрывают связь разных аспектов и явлений. Научный интерес для нас представляет нашумевший роман Сьюзен Коллинз «Голодные игры». Опубликованный в 2008 году, роман быстро набрал популярность и стал бестселлером. Также мы рассматриваем одноименную экранизацию романа, снятую Гэри Росом в 2012 году.
«Жанровый синтез - особенность литературы «нового времени», когда происходит решительная перестройка всей прежней жанровой системы, сопровождающаяся отказом от жанровых канонов. Нарушение канонизированной эстетики приводит к возникновению новых типов художественной структуры» [15, 50].
С приходом XX века кино уверенно завоевывает позиции в сердцах публики, будто отодвигая другие виды искусства на задний план. Зачастую, кинофильмы снимались по мотивам тех или иных литературных произведений, или же, становились экранизациями этих книг. Как и любой род творчества, экранизация литературы - неустанный поиск, в котором, в конечном счете, многое зависит от творческой индивидуальности экранизатора, его таланта, эстетических симпатий и привязанностей, от характера экранизируемых произведений, их образной структуры.
Данное научное исследование является актуальным, потому как исследования, касающиеся специфики жанровых форм, трансформации
жанра в процессе развития литературы исследуются на разных уровнях и
материалах отечественными и зарубежными литературоведами и искусствоведами продолжительное время с разных сторон. Мы рассматриваем синтез жанров в массовой культуре на примере произведений, популярных во всем мире.
Новизна данной работы заключается в том, что мы впервые рассматриваем взаимодействие жанровых форм внутри трилогии Сьюзен Коллинз «Голодные игры», а также их воплощение в одноименных экранизациях. При этом и романы и экранизации рассматриваются в контексте массовой культуры и такого ее сегмента, как youngadultliterature.
Проблемой исследования следует считать специфику воплощения разных жанровых форм в едином произведении, а именно романах трилогии «Голодные игры».
Так, объектом исследования становится трилогия «Голодные игры», а также ее одноименные экранизации.
Предметом же нашего исследования являются особенности воплощения взаимодействия жанровых форм в произведении.
Целью нашего научного исследования является выявление особенностей жанровых форм на материале трилогии, а также выяснение способности экранизации литературного произведения раскрыть идейнохудожественную составляющую книги.
Структура работы состоит из введения, из трех глав, заключения и списка литературы. В работе имеется также методическая часть - планы- конспекты уроков по литературе и английскому языку на основе трилогии «Голодные игры» и ее экранизаций.
«Жанровый синтез - особенность литературы «нового времени», когда происходит решительная перестройка всей прежней жанровой системы, сопровождающаяся отказом от жанровых канонов. Нарушение канонизированной эстетики приводит к возникновению новых типов художественной структуры» [15, 50].
С приходом XX века кино уверенно завоевывает позиции в сердцах публики, будто отодвигая другие виды искусства на задний план. Зачастую, кинофильмы снимались по мотивам тех или иных литературных произведений, или же, становились экранизациями этих книг. Как и любой род творчества, экранизация литературы - неустанный поиск, в котором, в конечном счете, многое зависит от творческой индивидуальности экранизатора, его таланта, эстетических симпатий и привязанностей, от характера экранизируемых произведений, их образной структуры.
Данное научное исследование является актуальным, потому как исследования, касающиеся специфики жанровых форм, трансформации
жанра в процессе развития литературы исследуются на разных уровнях и
материалах отечественными и зарубежными литературоведами и искусствоведами продолжительное время с разных сторон. Мы рассматриваем синтез жанров в массовой культуре на примере произведений, популярных во всем мире.
Новизна данной работы заключается в том, что мы впервые рассматриваем взаимодействие жанровых форм внутри трилогии Сьюзен Коллинз «Голодные игры», а также их воплощение в одноименных экранизациях. При этом и романы и экранизации рассматриваются в контексте массовой культуры и такого ее сегмента, как youngadultliterature.
Проблемой исследования следует считать специфику воплощения разных жанровых форм в едином произведении, а именно романах трилогии «Голодные игры».
Так, объектом исследования становится трилогия «Голодные игры», а также ее одноименные экранизации.
Предметом же нашего исследования являются особенности воплощения взаимодействия жанровых форм в произведении.
Целью нашего научного исследования является выявление особенностей жанровых форм на материале трилогии, а также выяснение способности экранизации литературного произведения раскрыть идейнохудожественную составляющую книги.
Структура работы состоит из введения, из трех глав, заключения и списка литературы. В работе имеется также методическая часть - планы- конспекты уроков по литературе и английскому языку на основе трилогии «Голодные игры» и ее экранизаций.
Таким образом, в ходе нашего исследования в романах Сьюзен Коллинз мы обнаружили синтез таких жанров, как научная фантастика и такой ее подвид, как постапокалипсис ( действие происходит в будущем, на территории Серверной Америки, где после катастрофа образовывается всемогущее государство Панем с очень развитой инфраструктурой , медициной и техникой), антиутопия ( государство Панем состоит из богатой столицы и бедных дистриктов, чья жизнь в полной мере зависит от диктаторской власти президента, который контролирует все сферы общественной жизни, пресекает любое проявление индивидуальности , и подчиняет всех жителей своей системе) разграничили их понятия и выделили такой феномен, как молодежная антиутопия со следующими признаками:
- главный герой является подростком, процесс взросления которого сопряжен с событиями, часто трагическими, описываемыми в произведении;
- взаимоотношения с семьей и другими взрослыми строятся на основе противопоставления себя миру взрослых с постепенным отказом от некоторых детских или юношеских установок;
- важность любви как способа противостоять несправедливому миру
- значимость красивой внешности персонажа;
- способность главного героя к самопожертвованию в настоящем и надежда на благоприятное будущее;
- пространство произведения является местом проведения какого-либо эксперимента (социального, медицинского, политического и
др);
- обязательное присутствие в вымышленном мире произведения технических средств, отражающих высокую степень развития науки и производства, часто имеющих отношение к медицине, генной инженерии, средствам наблюдения, коммуникации, перемещения и оружию.
Ряд признаков типичен для всех произведений жанра антиутопии, но есть и некоторые специфичные, связанные, в первую очередь, с самоопределением личности главного героя по мере взросления, а также с интересом молодежной аудитории к новшествам в сфере научно - технического прогресса.
Кроме того, мы обратились к теоретическим аспектам экранизации художественного произведения и проанализировали экранизации по романам Сьюзен Коллинз по следующим литературоведческим критериям:
- сюжет и сюжетный параллелизм ( в экранизациях четко сохраняется сюжетная линия романов, она претерпевает лишь такие необходимые изменения, благодаря которым создатели смогли уложиться в экранное время
) ;
- время и место действия ( пространство романа, а именно государство Панем, которое расположено на территории Северной Америки, окруженное скалистыми горами сохранено и достоверно изображено, точно также как и время действия, а именно постапокалиптический мир будущего) ;
- образы героев ( одна из сильных сторон экранизации, хоть в них и отсутствуют некоторые эпизодические герои, главные герои подобраны под образы идеально);
- атмосфера ( чтобы передать атмосферу, режиссеры воздействуют на те органы чувств, которые недоступны при чтении романов, так например, музыка играет очень большую роль в создании нужной атмосферы);
- речь героев на экране ( диалоги героев на экране во многом совпадают с книжными, что очень понравится фанатам романов);
- тема и идея ( тематика и идейная составляющая романов в экранизациях не изменяется, так характерными темами остаются распад общечеловеческих ценностей, несправедливая социальная иерархия, угнетение и террор, проблемы самоопределения личности, проблема власти, мужества, выживания и любви. ).
И пришли к выводу, что хоть и взаимодействие таких жанров, как литература и кино - это не всегда удачно и просто, в случае с трилогией «Голодные игры» экранизации являются очень успешными, они не только
смогли достоверно передать замысел писательницы , но и пробудить у зрителей интерес к литературе.
Также одним из аспектов исследования стала методическая часть, с помощью которой, мы смогли убедиться, что молодежная антиутопия «Голодные игры» - это хороший материал для привлечения внимания школьников к такому жанру, как антиутопия и его дальнейшему изучению. Кроме того, произведения на языке оригинала можно с большим успехом использовать на уроках английского языка, так как популярность экранизаций и книг поможет поднять мотивацию школьников к работе на уроках.
- главный герой является подростком, процесс взросления которого сопряжен с событиями, часто трагическими, описываемыми в произведении;
- взаимоотношения с семьей и другими взрослыми строятся на основе противопоставления себя миру взрослых с постепенным отказом от некоторых детских или юношеских установок;
- важность любви как способа противостоять несправедливому миру
- значимость красивой внешности персонажа;
- способность главного героя к самопожертвованию в настоящем и надежда на благоприятное будущее;
- пространство произведения является местом проведения какого-либо эксперимента (социального, медицинского, политического и
др);
- обязательное присутствие в вымышленном мире произведения технических средств, отражающих высокую степень развития науки и производства, часто имеющих отношение к медицине, генной инженерии, средствам наблюдения, коммуникации, перемещения и оружию.
Ряд признаков типичен для всех произведений жанра антиутопии, но есть и некоторые специфичные, связанные, в первую очередь, с самоопределением личности главного героя по мере взросления, а также с интересом молодежной аудитории к новшествам в сфере научно - технического прогресса.
Кроме того, мы обратились к теоретическим аспектам экранизации художественного произведения и проанализировали экранизации по романам Сьюзен Коллинз по следующим литературоведческим критериям:
- сюжет и сюжетный параллелизм ( в экранизациях четко сохраняется сюжетная линия романов, она претерпевает лишь такие необходимые изменения, благодаря которым создатели смогли уложиться в экранное время
) ;
- время и место действия ( пространство романа, а именно государство Панем, которое расположено на территории Северной Америки, окруженное скалистыми горами сохранено и достоверно изображено, точно также как и время действия, а именно постапокалиптический мир будущего) ;
- образы героев ( одна из сильных сторон экранизации, хоть в них и отсутствуют некоторые эпизодические герои, главные герои подобраны под образы идеально);
- атмосфера ( чтобы передать атмосферу, режиссеры воздействуют на те органы чувств, которые недоступны при чтении романов, так например, музыка играет очень большую роль в создании нужной атмосферы);
- речь героев на экране ( диалоги героев на экране во многом совпадают с книжными, что очень понравится фанатам романов);
- тема и идея ( тематика и идейная составляющая романов в экранизациях не изменяется, так характерными темами остаются распад общечеловеческих ценностей, несправедливая социальная иерархия, угнетение и террор, проблемы самоопределения личности, проблема власти, мужества, выживания и любви. ).
И пришли к выводу, что хоть и взаимодействие таких жанров, как литература и кино - это не всегда удачно и просто, в случае с трилогией «Голодные игры» экранизации являются очень успешными, они не только
смогли достоверно передать замысел писательницы , но и пробудить у зрителей интерес к литературе.
Также одним из аспектов исследования стала методическая часть, с помощью которой, мы смогли убедиться, что молодежная антиутопия «Голодные игры» - это хороший материал для привлечения внимания школьников к такому жанру, как антиутопия и его дальнейшему изучению. Кроме того, произведения на языке оригинала можно с большим успехом использовать на уроках английского языка, так как популярность экранизаций и книг поможет поднять мотивацию школьников к работе на уроках.



