Введение 3
Глава 1. Синтез жанров в современной молодежной литературе ...5
§1. Разграничение жанров 5
§2. Феномен молодежной антиутопии 15
Глава 2. Трилогия «Голодные игры» и ее экранизации 32
§1. Теоретические аспекты экранизации литературного произведения 32
§2. Образы героев и отображение действительности в романах и их экранизациях 40
Глава 3. Романы Сьюзен Коллинз,их экранизации и их применение в школе 57
Заключение 76
Список использованной литературы
Проблема жанрового синтеза стала одной из востребованных проблем в современном литературоведении. До настоящего времени не совсем понятно, что такое синтез жанров и какой у него эстетический эффект, а также какую природу имеют синтетические жанровые формы, когда те проявляются в литературе. Так многими исследователями были отмечены тенденции, которые с одной стороны касаются числа жанровых модификаций, а с другой стороны они обращаются к разработке трудных синтетических жанровых форм, которые выявляют законы действительности и основные, а также раскрывают связь разных аспектов и явлений. Научный интерес для нас представляет нашумевший роман Сьюзен Коллинз «Голодные игры». Опубликованный в 2008 году, роман быстро набрал популярность и стал бестселлером. Также мы рассматриваем одноименную экранизацию романа, снятую Гэри Росом в 2012 году.
«Жанровый синтез - особенность литературы «нового времени», когда происходит решительная перестройка всей прежней жанровой системы, сопровождающаяся отказом от жанровых канонов. Нарушение канонизированной эстетики приводит к возникновению новых типов художественной структуры» [15, 50].
С приходом XX века кино уверенно завоевывает позиции в сердцах публики, будто отодвигая другие виды искусства на задний план. Зачастую, кинофильмы снимались по мотивам тех или иных литературных произведений, или же, становились экранизациями этих книг. Как и любой род творчества, экранизация литературы - неустанный поиск, в котором, в конечном счете, многое зависит от творческой индивидуальности экранизатора, его таланта, эстетических симпатий и привязанностей, от характера экранизируемых произведений, их образной структуры.
Данное научное исследование является актуальным, потому как исследования, касающиеся специфики жанровых форм, трансформации
жанра в процессе развития литературы исследуются на разных уровнях и
материалах отечественными и зарубежными литературоведами и искусствоведами продолжительное время с разных сторон. Мы рассматриваем синтез жанров в массовой культуре на примере произведений, популярных во всем мире.
Новизна данной работы заключается в том, что мы впервые рассматриваем взаимодействие жанровых форм внутри трилогии Сьюзен Коллинз «Голодные игры», а также их воплощение в одноименных экранизациях. При этом и романы и экранизации рассматриваются в контексте массовой культуры и такого ее сегмента, как youngadultliterature.
Проблемой исследования следует считать специфику воплощения разных жанровых форм в едином произведении, а именно романах трилогии «Голодные игры».
Так, объектом исследования становится трилогия «Голодные игры», а также ее одноименные экранизации.
Предметом же нашего исследования являются особенности воплощения взаимодействия жанровых форм в произведении.
Целью нашего научного исследования является выявление особенностей жанровых форм на материале трилогии, а также выяснение способности экранизации литературного произведения раскрыть идейнохудожественную составляющую книги.
Структура работы состоит из введения, из трех глав, заключения и списка литературы. В работе имеется также методическая часть - планы- конспекты уроков по литературе и английскому языку на основе трилогии «Голодные игры» и ее экранизаций.
Таким образом, в ходе нашего исследования в романах Сьюзен Коллинз мы обнаружили синтез таких жанров, как научная фантастика и такой ее подвид, как постапокалипсис ( действие происходит в будущем, на территории Серверной Америки, где после катастрофа образовывается всемогущее государство Панем с очень развитой инфраструктурой , медициной и техникой), антиутопия ( государство Панем состоит из богатой столицы и бедных дистриктов, чья жизнь в полной мере зависит от диктаторской власти президента, который контролирует все сферы общественной жизни, пресекает любое проявление индивидуальности , и подчиняет всех жителей своей системе) разграничили их понятия и выделили такой феномен, как молодежная антиутопия со следующими признаками:
- главный герой является подростком, процесс взросления которого сопряжен с событиями, часто трагическими, описываемыми в произведении;
- взаимоотношения с семьей и другими взрослыми строятся на основе противопоставления себя миру взрослых с постепенным отказом от некоторых детских или юношеских установок;
- важность любви как способа противостоять несправедливому миру
- значимость красивой внешности персонажа;
- способность главного героя к самопожертвованию в настоящем и надежда на благоприятное будущее;
- пространство произведения является местом проведения какого-либо эксперимента (социального, медицинского, политического и
др);
- обязательное присутствие в вымышленном мире произведения технических средств, отражающих высокую степень развития науки и производства, часто имеющих отношение к медицине, генной инженерии, средствам наблюдения, коммуникации, перемещения и оружию.
Ряд признаков типичен для всех произведений жанра антиутопии, но есть и некоторые специфичные, связанные, в первую очередь, с самоопределением личности главного героя по мере взросления, а также с интересом молодежной аудитории к новшествам в сфере научно - технического прогресса.
Кроме того, мы обратились к теоретическим аспектам экранизации художественного произведения и проанализировали экранизации по романам Сьюзен Коллинз по следующим литературоведческим критериям:
- сюжет и сюжетный параллелизм ( в экранизациях четко сохраняется сюжетная линия романов, она претерпевает лишь такие необходимые изменения, благодаря которым создатели смогли уложиться в экранное время
) ;
- время и место действия ( пространство романа, а именно государство Панем, которое расположено на территории Северной Америки, окруженное скалистыми горами сохранено и достоверно изображено, точно также как и время действия, а именно постапокалиптический мир будущего) ;
- образы героев ( одна из сильных сторон экранизации, хоть в них и отсутствуют некоторые эпизодические герои, главные герои подобраны под образы идеально);
- атмосфера ( чтобы передать атмосферу, режиссеры воздействуют на те органы чувств, которые недоступны при чтении романов, так например, музыка играет очень большую роль в создании нужной атмосферы);
- речь героев на экране ( диалоги героев на экране во многом совпадают с книжными, что очень понравится фанатам романов);
- тема и идея ( тематика и идейная составляющая романов в экранизациях не изменяется, так характерными темами остаются распад общечеловеческих ценностей, несправедливая социальная иерархия, угнетение и террор, проблемы самоопределения личности, проблема власти, мужества, выживания и любви. ).
И пришли к выводу, что хоть и взаимодействие таких жанров, как литература и кино - это не всегда удачно и просто, в случае с трилогией «Голодные игры» экранизации являются очень успешными, они не только
смогли достоверно передать замысел писательницы , но и пробудить у зрителей интерес к литературе.
Также одним из аспектов исследования стала методическая часть, с помощью которой, мы смогли убедиться, что молодежная антиутопия «Голодные игры» - это хороший материал для привлечения внимания школьников к такому жанру, как антиутопия и его дальнейшему изучению. Кроме того, произведения на языке оригинала можно с большим успехом использовать на уроках английского языка, так как популярность экранизаций и книг поможет поднять мотивацию школьников к работе на уроках.
1) Коллинз С. Голодные игры. И вспыхнет пламя/ С. Коллинз; пер. с англ. А. Шипулина, Ю. Моисеенко. - М.: АСТ: Астрель: Полиграфиздат, 2011. - 636 с.
2) Коллинз С. Сойка-пересмешница/ С. Коллинз; пер. с англ. А. Шипулина, М. Головкина. - М.: Астрель, 2012. - 415 с.
3) Collins S. The Hunger Games/ S. Collins. - New York: Scholastic Press,
2008. - 418 p.
4) Collins S. Catching Fire/ S. Collins. - New York: Scholastic Press, 2009. - 391 p.
5) Collins S. The Mockingjay/ S. Collins. - New York: Scholastic Press, 2010. - 390 p.
Научно-теоретическая и научно-критическая литература:
6) Балаш Б. Кино. Становление и сущность нового искусства/ Б. Балаш. - М.: Прогресс, 1968. - 328 с.
7) Баталов Э.Я. Социальная утопия и утопическое сознание в США / Э.Я. Баталов. - М.: Наука, 1982. - 336 с.
8) Березовская Л.С. Демченков С.А. Постапокалиптика как жанр научной/паранаучной фантастики / Л.С. Березовская, С.А. Демченков // Вестник ОГПУ. - Омск: Изд-во Омского гос-го пед -го ун -та, №4 (13), - 2016. - С. 64 - 67.
9) Бобок О. А. Черты антиутопии в повести Марка Твена «Таинственный незнакомец» / О.А. Бобок // Университет ХХ1века: исслед. в рамках научн. школ. - Тула: Изд-во ТГПУ им. Л. Н. Толстого, № 2, 2013. - С. 16-22.
10) Гуральник У.А. Русская литература и советское кино / У.А. Гуральник. - М.: Наука, 1968. - 289 с.
11) Гуральник У.А. Фильмы, рожденные книгой / У.А. Гуральник. - М.: Знание, 1973. - 355 с.
12) Долгина Е.С. Проблема дефиниций «утопия» и «научная фантастика» в историческом дискурсе / Е.С. Долгина // Мир науки, культуры, образования, №6, 2012. - С. 32 - 33.
13) Дыров А.А. Утопия и антиутопия как специфические формы отношения к модусу будущего / А.А. Дыров // Вестник Челябинского государственного университета. - Челябинск: Изд - во ЧГУ, №20,
2010. - С. 11 - 14.
14) Дыров А.А. Идентичные признаки обществ утопии и антиутопии на материале утопических и антиутопических литературных произведений / А.А. Дыров// Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. - Челябинск: Изд - во ЧГУ, №3, 2010. - С.69 - 72.
15) Ермоленко С.И. Граница жанра и жанровый синтез в лирике / С.И. Ермоленко// Вестник Нижегородского ун-та им. Лобачевского. - Нижний Новгород: Изд - во НГУ им. Лобачевского, №4(2), 2013. - С. 49 - 53.
16) Зырянов О.В. Эволюция жанрового сознания русской лирики: Феноменологический аспект/ О.В. Зырянов - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2003. - 548 с.
17) Игнатова И. В. Отличительные черты молодежной антиутопии как жанра художественной литературы / И. В. Игнатова // Российский гуманитарный журнал, № 6, 2015. - С. 440 - 450.
18) Кожинов В. В. Классика в жизни народа и на экране / В.В. Кожинов // Книга спорит с фильмом. - М.: Искусство, 1973. - С. 11 - 49.
19) Лотман Ю.М. Семиотика кино и проблемы киноэстетики/ Ю.М. Лотман. - Таллин. - 1973. - 206 с.
20) Лукашенок И.Д. Антиутопия как социокультурный феномен начала ХХ1века / И. Д. Лукашенок// Ярославский педагогический вестник. - Ярославль: Издательство ЯПГУ, №4, 2010. - С. 286 - 288.
21) Михалков-Кончаловский А. Подступы к классике / А. Михалков
- Кончаловский // Книга спорит с фильмом. - М.: Искусство, 1973. С 50-66.
22) Морсон Г. Границы жанра. Утопия и утопическое мышление. Антология зарубежной литературы/ Г. Морсон. - М.: Прогресс, - 1991.
- С. 233 - 251.
23) Несмачнова Е.В. Литературный текст и кинотекст: логика трансформации /Е.В. Несмачнова//Вестник Волгоградского государственного университета. - Волгоград: Изд-во Волгоградского университета, №13, - 2015. - С. 156 -160.
24) Петрихин А. В. Антиутопия как способ сознания единства цели и различия путей ее достижения гуманизмом и утопией / А. В. Петрихин // Вестник ВГТУ. - Воронеж: Изд-во ВГТУ, № 6, - 2009. - С. 138 - 141.
25) Погожева Л. П. Из книги в фильм ( Творческие принципы экранизации) / Л.П. Погожева - М.: Искусство, 1961. - 285 с.
26) Рыльщикова Л.М. К определению статуса научно
фантастического дискурса / Л.М. Рыльщикова// Вестник Московского государственного областного университета. - М.: Издательство МГОУ, № 2, - 2008. - С. 44 - 50.
27) Рыльщикова Л.М. Типология жанров современного научнофантастического дискурса / Л.М. Рыльщикова // Известия Самарского научного центра РАН, № 3, - 2011. - С. 193 - 197.
28) Рыльщикова Л.М. «Мифы» и «ожидания» как концепты научнофантастического дискурса / Л.М. Рыльщикова // Вестник МГОУ «Лингвистика». - М.: Издательство МГОУ, № 2, - 2007. - С. 75 - 80.
29) Слышкин Г.Г. Кинотекст: опыт лингвокультурологического анализа/ Г.Г. Слышкин, М. А. Ефремова. - М.: Водолей Publishers,
2004. - С. 12-37.
30) Слямгазыева А.Ж. Отличие посткатастрофического романа от близких жанров / А.Ж. Слямгазыева // Новая наука: теоретический и практический взгляд. - Уфа: Агенство меж-х исследований, № 4, -
2016. - С. 137 - 139.
31) Степанов С.А. Sciencefiction и научная фантастика: сходство и различие / С.А. Степанов // Язык и текст: структура, дискурс, перевод,
2015. - С. 158-165.
32) Тимофеева О.В. Жанровые характеристики научной фантастики и фэнтези / О.В. Тимофеева // Язык и текст: струкура, дискурс, перевод. - М.: Градиент, 2015. - С. 178 - 183.
33) Туровская М. Т. И мое мнение об экранизации / М.Т. Туровская// Книга спорит с фильмом. - М.: Искусство, 1973. - С. 222-234.
34) Фокеев А.Л. Кинематографичность классики (к проблеме
экранизации литературных произведений) / А.Л. Фокеев // Вестник Самарского государственного университета. - Самара: Изд-во
Самарского университета, №4 (10), - 2014. - С. 104 - 109.
35) Фридлендер Г.М. Поэтика русского реализма / Г.М. Фридлендер
- Л.: Наука, 1971. - 291 с.
36) Черткова Е.Л. Метаморфозы утопического сознания ( от утопии к утопизму) / Е.Л. Черткова // Вопросы философии. - 2001. - № 7. - С. 47
- 58.
37) Шалимов А. И. Научная фантастика как зеркало научнотехнической революции / А. И. Шалимов // Звезда, № 8, - 1981. - С. 201 - 208.
38) Шестаков В.П. Эволюция русской литературной утопии / В.П. Шестаков - М.: А/О «Издат. группа «Прогресс», 1990. - С. 5 - 32.
39) Шестаков В. П. Понятие утопии и современные концепции утопического / В. П. Шестаков // Вопросы философии. - 2001. - № 8. - С. 151 - 158.
40) Шишкина С. Г. Литературная антиутопия: к вопросу о границах жанра / С. Г. Шишкина // Вестник ИГХТУ - Иваново: Издательство ИГХТУ, №5, 2007. - С. 199 - 208.
41) Юрьева Л.М. Русская антиутопия в контексте мировой литературы / Л.М. Юрьева - М.: ИМЛИ им. А.М. Горького РАН, 2005.
- 320 с.
Справочная литература:
42) Богданова О.Ю. Теория и методика обучения литературе: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / О. Ю. Богданова, С. А. Леонов, В. Ф. Чертов; под ред. О. Ю. Богдановой. - 5-е изд., стер. - М.: Издателский центр «Академия», 2008. - 400с.
43) Манжелеева С. И. Методика преподавания литературы. Конспект лекций/ С. И. Манжелеева - М.: Приори - издат, 2005. - 80с.
44) Николаев А.И. Основы литературоведения / А. И. Николаев - Иваново: Листос, 2011. - 256 с.
45) Теория литературных жанров: учеб. пособие для студ.
учреждений высш. проф. образования / [М. Н. Дарвин, Д. М. Магомедова, Н. Д. Тамарченко, В. И. Тюпа]; под ред. Н. Д. Тамарченко. - 2-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 256 с. - (Сер. Бакалавриат)
46) Томашевский Б.В. Теория литературы./ Б. В. Томашевский - М.: Аспект - Пресс. - 2002. - 334 с.
47) Чернец Л.В. Введение в литературоведение / Л.В. Чернец - М.: Высш. шк.; Издательский центр «Академия», 2000. - 556 с.
Интернет - ресурсы:
48) http://www.goodreads.com/genres/young-adult (датаобращения: 10. 05. 2017)