Введение
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 7
1.1 Сущность и особенности формирования нравственных представлений
детей старшего дошкольного возраста 7
1.2 Сказка как средство формирования нравственных представлений детей
старшего дошкольного возраста 15
1.3 Создание условий по формированию нравственных представлений старших дошкольников в педагогическом процессе детского
образовательного учреждения 23
Выводы по первой главе 33
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ НАПРАВЛЕННОЙ НА ФОРМИРОВАНИЕ НРАВСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОК 34
2.1 Выявление уровня сформированности нравственных представлений
детей старшего дошкольного возраста 34
2.2 Использование сказки в процессе формирования нравственных
представлений детей старшего дошкольного возраста 41
2.3 Сравнительный анализ результатов педагогического эксперимента в формировании нравственных представлений у детей старшего
дошкольного возраста посредством сказок 46
Выводы по второй главе 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность исследования состоит в том, что в настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов. Педагогическое сообщество заново пытается понять, каким образом привить современным детям нравственно - духовные ценности.
Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность ребенка к уважению и пониманию других людей.
Нравственное воспитание - важнейшая сторона воспитания ребёнка, оно способствует обогащению духовного опыта ребенка, эмоциональной сферы личности, влияет на познание социальной действительности, повышает познавательную активность.
Поэтому, начиная с дошкольного возраста, необходимо формировать у подрастающего поколения духовность и культуру взаимоотношений, в основе которых заложены общечеловеческие нравственные принципы.
Значимость духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения особо подчеркивается в психолого-педагогических исследованиях Коваль H.A., Маллаева Д. М., Пономаренко В. А., Черняева В.В. и др.Подверженность духовно-нравственной сферы человека социальным воздействиям сделала актуальным изучение подходов к его духовно-нравственному воспитанию. Однако такое воспитание на сегодняшний день увязывается, по преимуществу, с деятельностью образовательных учреждений (Амонашвили Ш. А., Бондаревская Е. В., Лихачев Б. Т., Дармодехин C.JL, Пядушкина H.H., Шилова М. и др.).[2]
Ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России.
Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения рассматривается на основе «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Концепция разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом РФ «Об образовании», на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ.
В России 27 августа 2013 года Советом Министерства образования и науки РФ по государственным образовательным стандартам утвержден новый государственный стандарт дошкольного образования.
Одной из задач стандарта является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно- нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества.
Духовно-нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности, но не уменьшает значимости нашей работы.
Одним из важнейших средств нравственного воспитания старших дошкольников, по мнению, М.М.Кониной, О.И. Соловьёвой, Е.Ф.Луниной, Л.Б.Фесюковой и др., является ознакомление детей с художественной литературой.
На наш взгляд, одним из средств создания положительных нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является сказка. Понятие о нравственности, нормы и правила поведения, заложенные в ярких образах сказки, способствуют становлению нравственных представлений. В процессе работы со сказкой дети постигают азы духовной культуры своего народа.
На каждом возрастном этапе усваиваются более сложные нравственные понятия. Обогащение содержания речи, правильный выбор речевых средств определяют эффективность воспитательного процесса.
На формирование нравственных представлений в дошкольном возрасте направлены воспитательные возможности сказки.
Именно, поэтому, нас заинтересовала проблема поиска эффективных педагогических условий, методов и приемов организации работы со сказкой, содействующих формированию нравственных представлений старших дошкольников.
Методологической основой нашего исследования являются методики и разработки Виноградовой А. М., Пеньковской Л. А., Водовозовой Е. Н. Буре Р. С., Ушаковой О. С., Гурович Л. М., программа "Воспитание сказкой" Л. Фесюковой; Л.С. Выготский "Психология искусства",
Эльконин Б.Д. "Волшебная сказка", а также труды о результатах исследования множества волшебных сказок, Д. Родари - "Волшебные сказки или Д. Родари учиться сочинять сказки", а также собственный опыт.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании и экспериментальном апробировании эффективных педагогических условий, при которых сказка является средством формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста.
Объектом исследования является процесс формирования
нравственных представлений детей дошкольного возраста.
Предметом - сказка, как средство формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза выпускной квалификационной работы: процесс
формирования нравственных представлений у дошкольников будет протекать успешно при соблюдении следующих педагогических условий:
- если репертуар сказок будет подобран с учётом ярко выраженных нравственных понятий;
- при условии, если педагог будет активно использовать сказки;
- если будет взаимодействие с родителями;
Исходя из поставленной цели и выдвинутой гипотезе необходимо рассмотреть ряд задач исследования:
- проанализировать психолого-педагогическую литературу по изучению проблемы нравственного воспитания;
- обосновать педагогические условия формирования нравственных представлений посредством сказки у дошкольников;
- разработать план опытно-экспериментальной работы по формированию нравственных представлений;
- подвести итоги опытно-экспериментальной работы и сформулировать выводы.
Методы исследования:
- изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы по проблеме исследования;
- изучение и обобщение педагогического опыта;
- анкетирование родителей по теме «Сказка и дети»;
- беседы с детьми по сказкам;
- изучение продуктов деятельности детей;
- педагогический эксперимент.
Базой опытно-экспериментальной работы является МБДОО "детский сад № 24 "Росинка" комбинированного вида Елабужского
Муниципального района. В исследовании приняли участие 24ребенка. Возраст детей 5-6 лет.
Проблема влияния сказки на процесс нравственного воспитания детей довольно полно разработана в отечественной и зарубежной литературе. Это позволило нам провести тщательный анализ литературы по данной проблеме и сделать следующие выводы:
С древних времён сказка являлась самым доступным и эмоциональным способом передачи знаний, опыта в человеческом обществе. Позднее сказка стала не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, сказка до сих пор обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребёнка.
Работа, проводимая с детьми по сказкам, включающая различные приемы при её организации развивают сферу чувств, будит соучастие, сострадание, формирует нравственные представления, развивает различные способности детей.
Воспитательное значение сказки огромно, и поэтому особенно в дошкольном, сензитивном для формирования различных свойств и качеств в человеческой личности возрасте, важно использовать её как сильное, и в тоже время не навязчивое педагогическое средство.
В тоже время формирование нравственных представлений старших дошкольников через сказку - результат длительной и глубокой творческой работы. В системе воспитательно-образовательного процесса в ДОО нравственное воспитание занимает важное место, поскольку за ним стоит не только формирование нравственных представлений человека, но всей гармонично развитой личности в целом: её духовных потребностей, нравственных идеалов, умственных способностей.
Анализ проблемы в психолого-педагогического литературе показал, что в последнее время произошло осознание и актуализация осуществления нравственного воспитания в ДОУ и в тоже время понимание воспитательных возможностей сказки позволяет педагогам практикам все чаще обращаться к поиску наиболее эффективных приёмов работы со сказкой, чтобы она являлась средством формирования нравственных представлений .
Данные факты свидетельствуют об актуальности изучения данного вопроса. Изучая, проблему в литературе, мы сделали вывод, что сказка , при её правильном использовании в педагогическом процессе ДОО может являться эффективным средством формирования нравственных представлений старших дошкольников.
Исследование, проведённое нами на практике, в детском саду, показало, что при использовании в работе с детьми сказок, с ярко выраженными нравственными понятиями, и различных приёмов работы со сказкой у детей легко формируются нравственные представления, являющиеся основой нравственного воспитания.
Это свидетельствует о том, что гипотеза, заявленная нами в начале работы, подтвердилась. Действительно, сказка является эффективным средством формирования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста при её правильном и систематическом использовании, то есть если в процессе работы со сказкой воспитатель способствует переводу наглядных образов в обобщённые нравственные представления у детей.
Формируя нравственные представления у ребёнка в старшем дошкольном возрасте, мы обеспечиваем становление в будущем такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные нравственные качества и нравственную чистоту. Основной целью воспитания, основанной на выбранном нами приоритете общечеловеческих ценностей, является формирование чувствующего, думающего и любящего и активного человека, готового к творческой деятельности в любой области.
1. Абдулова Т.П. Нравственное становление личности дошкольника: Разбираем ФГОС ДО вместе/Абдулова Т.П. // Воспитатель. - 2015. - № 2. - 12 с.
2. Азбука нравственного воспитания / под ред. И. А. Каирова. - Омск : Русь, 2009. - 48 с.
3. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников.- М. 1997.- 84 с.
4. Бабанский Ю.К. Педагогика.- М. 1988.- 68 с.
5. Божович Л.И. О нравственном развитии и воспитании детей.- С. 3.
М -2001. 67 с.
6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И.Божович. - М. : Питер, 2008. - 750 с.
7. Буре Р.С. Социально-нравственное воспитание дошкольников. Для занятий с детьми 3-7 лет.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.-80 с.
8. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. М.1991.- 132 с.
9. Виноградова А.М. Воспитание нравственных чувств у дошкольников М.
1999. - 45 с.
10. Гаврилов, В. А. Проблемы нравственного воспитания в педагогической науке - Кишинев: Тимпул, 2007. - 169 с.
11. Гурова Р. Г. Нравственные проблемы воспитания - М.: Педагогика,
2011. - 247 с.
12. Даль В.И. Толковый словарь.- М. 2004. - с.558.
13. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности.- М.1997.- 67 с.
14. Духовно - нравственное воспитание в системе муниципального образования [Текст]: программа / А. А. Смирнов, В. А. Судницына, М. А. Белашова [и др.] // Методист. - 2011. - № 8. - С. 21 - 27.
15. Жоль. К.К. Мысль. Слово. Метафора.- Киев.- 1997.- 216 с.
16. Запорожец Л.В. Психология восприятия ребенком - дошкольником литературного произведения.- М.1994.- с. 11.
17. Запорожец Л.В. Воспитание эмоций и чувств у дошкольника.- М.1996.- 354с.
18. Козлова С.А. Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М. 2000.- с.103.с.106. с.112.
19. Кокоткина Т.В. Обогащение нравственно-ценного словаря дошкольников / Кокоткина Т.В.// Воспитатель.- 2014.- № 10.- 63 с.
20. Кошелева А.Д. Эмоциональное развитие дошкольника.- М.1985.- с.189.
21. Краткий словарь по философии -.М.1992.- с 191-192.
22. Макаренко А.С. Сочинение.т.5.- М.1998.- с.89.
23. Маршак С.Я. Воспитание словом.- М.1997.- с. 123.
24. Матвеева Л.И. Развитие нравственного поведения детей.- М.2011.- с.67.
25. Мелик-Пашаев А.А. Об источнике способности человека к художественному творчеству.- М.2003.- с.98.
26. Морозова Т.В. Нравственность и человек.- М. 2000.-с. 75.
27. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание дошкольников 5-7 лет - М.: Изд-во Москва - 2004.- 248 с.
28. Никаноров, Н. Д. Ценности как основа нравственного воспитания / Н.Д.Никаноров // Педагогика. - 2008. - № 3 - С. 3-10.
29. Немов Р.С. Психология.- М.2001.- с. 362.
30. Нечаева В.Г. Нравственное воспитание в детском саду.- М.2004.-85 с.
31. Новиков Л.А. Искусство слова.- М.1991.- с.227.
32. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников. /Под ред. С.А. Козловой - М., 2002
33. Нравственное воспитание в детском саду / под ред. В.Г. Нечаевой. - М.: Сфера, 2002. - с. 185
34. Островская А.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольников. М.2003. - 164с.
35. Ожегов С.И. Словарь. / под общей редакцией профессора Л.И.Скворцова 24-е издание, исправленное Москва: ОНИКС Мир и Образование 2005.- 1200 с.
36. Подкасистый П.И. Педагогика.- М. 2000. - 415с.
37. Петерина С.В. Воспитание Культуры поведения у детей дошкольного возраста.- М. 2006.- 192 с.
38. Петрова В.И. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. - М.: Изд-во Мозаика-Синтез, 2007.-174с.
39. Петрова В.И. Нравственное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации - М.: Изд-во Мозаика-Синтез, 2005. - 78 с.
40. Пискунова Л.К. Сказка о сказке.- М. 1997.- 70 с.
41. Пропп. В.Я. Морфология сказки. - М. 2009.- с.24 - 56.
42. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. - М. 1996. - с 236.
43. Соловейчик, С.Л. Нравственное воспитание дошкольников/С.Л. Соловейчик // Дошкольное воспитание. - 2005. - № 4. - С.14-16.
44. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. - М.1998. - с 176-178.
45. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения. - Т.2. 1989.- с.176.
46. Урунтаева Б.А. Диагностическое обследование детей. - М.1999.- с.85.
47. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. Т. 2. - М. 1985. с.431.
48. Усова А.П. Русское народное творчество в детском саду. - М.2003. - 127 с.
49. Фесюкова Л.В. Воспитание сказкой. - М 2004. - 72 с.
50. Фурмина Л.С. Возможности творческих проявлений старших дошкольников в театрализованных играх. - М. 1992. - 98 с.