Введение 3
1. Ключевые показатели эффективности (KPI)
1.1. Эволюция теории KPI 6
1.2. Содержание KPI в производстве 12
1.3. Разработка ключевых показателей эффективности на предприятии.. .21
2. Анализ системы ключевых показателей эффективности в МУП «Департамент продовольствия и социального питания г.Казани»
2.1. Анализ производственно - экономической деятельности МУП
«Департамент продовольствия и социального питания г.Казани» 29
2.2. Анализ эффективности системы производства на предприятии 37
2.3. Оценка бизнес-процессов МУП «Департамент продовольствия и
социального питания г.Казани» 46
3. Разработка и внедрение системы KPI в производстве МУП «Департамент продовольствия и социального питания г.Казани»
3.1. Разработка системы KPI для производственного процесса МУП
«Департамент продовольствия и социального питания г.Казани» 55
3.2. Экономическая эффективность внедрения системы KPI в МУП
«Департамент продовольствия и социального питания г.Казани» 63
Заключение 68
Список использованных источников 70
Приложения 72
Для успешной деятельности любого предприятия, чтобы оставаться на плаву, ему необходимо работать с максимальной эффективностью. Еще недавно главным условием функционирования бизнеса было именно получение прибыли. Многие и не задумывались об эффективной работе конкретного предприятия, руководителя, менеджера или же обычного рабочего.
В настоящее время данный подход изменился. За последние годы многие российские коммерческие компании осознали необходимость оценки деятельности сотрудников, так как это способствует повышению их мотивации к выполнению работы с наилучшими результатами. Система оценки эффективности в России появилась сравнительно недавно и в последнее время набирает обороты в самых передовых компаниях. Можно сказать, что важным аспектом в деятельности любой организации является наличие ключевых показателей эффективности (KPI - Key Performance Indicators), оценка их успешности и результативности. Анализ данных ключевых факторов дает возможность проведения всестороннего исследования, а также достижения определенного уровня стратегической миссии организации. Кроме того, с их помощью можно определить степень эффективности трудовых усилий персонала компании в общем и уровень деловой активности каждого работника в отдельности. Целью данной системы можно обозначить оптимальную организацию действий сотрудников разных служб, которая исключает противоречия и замедления работ других подразделений.
Внедрение системы ключевых показателей эффективности (KPI) в компании послужит поддержкой в совершенствовании бизнес-процессов, достижении стратегических целей, а также будет способствовать увеличению портфеля заказов при условии повышения скорости их выполнения и улучшения качества, значительно поднимет уровень мотивации, ответственности и эффективности сотрудников компании.
Изучив труд сотрудников по данной системе показателей, руководитель может сразу сделать выводы о достижении результатов своих сотрудников, по которым можно принимать решения о необходимости выплаты премии или же, возможно, продвижения по карьерной лестнице. Грамотно выстроенное управление по KPI как инструмент управления бизнесом, а также повышения эффективности работы персонала является лишь один из преимуществ. При помощи него можно объективно оценить результаты работы и оперативно принять необходимые меры.
С помощью системы KPI можно не только контролировать и оценивать результативность выполняемых действий, но и построить эффективную систему оплаты труда.
Положительный результат от внедрения KPI основан на увеличении общей эффективности организации, так как любой работник понимает свою роль в единой структуре по достижению главных целей предприятия. Административный департамент может повлиять на достижение главной цели компании посредством измерения эффективности функционирования подразделений.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что изучение вопроса ключевых показателей эффективности (KPI) является актуальным.
Целью данной работы является изучение ключевых показателей эффективности (KPI) в системе производственного процесса, их анализ, а также внедрение системы KPI в производство предприятия.
В связи с данной целью был обозначен ряд задач:
1) изучить эволюцию теории KPI;
2) рассмотреть содержание ключевых показателей эффективности в
производстве;
3) исследовать существующие системы KPI в производстве;
4) определить этапы формирования и внедрения KPI на предприятии;
5) проанализировать показатели эффективности в системе производственного процесса на МУП «Департамент продовольствия и социального питания г. Казани»;
6) разработать и внедрить систему KPI в производство предприятия.
Для обеспечения комплексного подхода к изучению вопроса ключевых показателей эффективности (KPI) в системе производственного процесса в работе будут проведены исследования на отечественном предприятии МУП «Департамент продовольствия и социального питания».
Объектом исследования являются ключевые показатели эффективности в производственном процессе МУП «Департамент продовольствия и социального питания» г. Казань.
Предметом исследования будет являться процедура внедрения системы KPI в процесс производства.
Методы исследования, применяемые в процессе написания: сбор, обобщение, систематизация и анализ информации по вопросам системы ключевых показателей эффективности.
Структура работы состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, приложений.
Использование системы KPI является в отечественной практике прикладным инструментом системы мотивации, позволяющим направить деятельность предприятия на достижение поставленных стратегических целей, повысить производительность процессов и оценить труд работников по достигнутым результатам.
На производственных предприятиях внедрение данной системы приводит к выравниванию производственного цикла, снижению затрат на единицу производимой продукции, разграничению ответственности между ключевыми подразделениями, создает возможность внедрить эффективную систему управления качеством выпускаемой продукции на базе разработанных показателей. Руководство предприятия имеет полную картину состояния деятельности в режиме реального времени, своевременная информация позволяет оперативно реагировать на кризисные ситуации или упреждать возможные риски, большой объем данных структурируется и отражается в ключевых показателях эффективности. Сотрудники могут влиять на свои производственные результаты, повышая производительность и эффективность собственной работы, а также могут оценить свой личный вклад в общее дело.
Объектом исследования данной работы было МУП «Департамент продовольствия и социального питания г. Казани». Основной объем выручки предприятие получает от обеспечения продуктами и организации питания общеобразовательных, дошкольных и социальных учреждений республики Татарстан. За последние 3 года выручка значительно возросла (на 63%) и в 2016 году составила 2,416 млрд рублей. При этом у департамента с каждым годом на треть увеличиваются и коммерческие расходы (в 2015 году: с 355 до 493 млн рублей, а в 2016: до 624 млн рублей), что привело к тому, что прибыль от продаж в 2015 году оказалась отрицательной. Однако за счет увеличения валовой прибыли в 2016 году на 40%, прибыль от продаж вновь стала положительной и составила 30 млн рублей. Также за счет превышения прочих расходов над доходами в 2015 году был зафиксирован и чистый убыток в размере 37 млн рублей. А в 2016 году департамент снова получил чистую прибыль, которая составила 11 млн рублей, что в двое больше по сравнению с 2014 годом (5,8 млн рублей).
Анализ производственного процесса ДПиСП выявил отсутствие определенной структуры показателей эффективности, а также несогласованной работы между подразделениями, низкой мотивации сотрудников производства в достижении общих целей предприятия, что оказывает влияние на производительность и качество производимой продукции, значительной доли неквалифицированных рабочих. В связи с этим для повышения эффективности производственного процесса и деятельности в целом на предприятии рекомендуется внедрение системы KPI.
Результат внедрения данной системы в МУП «Департамент продовольствия и социального питания г. Казани» показал увеличение выработки на 17,29% и производительности на 19,2%, за счет снижения трудоемкости на 17,93%, уменьшения потери рабочего времени на 23,75% и затрат на 1 рубль продукции на 10,28%. Это повлияло на увеличение объемов производства на 16,82% и выручки на 16,97%.
Таким образом, цель и задачи исследования получили свое логическое завершение в разработанной системе ключевых показателей эффективности, способствующей повышению эффективности деятельности предприятия.
1. Алексеева М.А. Планирование деятельности фирмы. М., Финансы и статистика, 1997.
2. Ветлужских Е. Стратегическая карта, системный подход и KPI: Инструменты для руководителей. М., 2011
3. Ветлужских Е. Разработка KPI в компании. М, 2012
4. Вишнякова, М. KPI для финансистов [Текст] / М. Вишнякова // Справочник по управлению персоналом. - 2012. - № 8. - С. 98-99.
5. Грищенко, О. В. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия / О. В. Грищенко. - Таганрог : Изд-во ТРТУ, 2014. - 112 с.
6. Друкер П., Практика менеджмента (The Practice of Management) / Пер. с англ. - М.: 2014. - 400 с.
7. Дуракова, И. Б. Управление персоналом: эффективная система оплаты труда : исследование зарубежного опыта / И. Б. Дуракова. - Воронеж : Изд-во Воронежского гос. ун-та, 2013. - 245 с.
8. Зоткина, Н.С. Стимулирующее значение оплаты труда и ее мотивирующая функция [Текст]:// Финансы и кредит. - 2011. - №48. - С. 21-28.
9. Каплан Р.С. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию: пер. с англ. / Роберт С. Каплан, Дейвид П. Нортон. - М.: Олимп-Бизнес, 2011. - 304 с.
10. Кибанов, А. Я. Организация управления персоналом на предприятии / А. Я. Кибанов, Д. К. Захаров. - Москва : ГАУ, 2013. - 548 с.
11. Клейникова, В. Г. Рассчитываем премию / В. Г. Клейникова // Консультант бухгалтера. - 2013. - № 24. - С. 11-16.
12. Клочков А. К. KPI и мотивация персонала: полный сборник практических инструментов. - М.: Эксмо, 2012. - 160 с.
13. Маслова В.М. Управление персоналом предприятия - М.:
Издательство Юнти- Дана», 2011
14. Мошкин, П. Р. Производительность и заработная плата - составляющие управленяи персоналом / П. Р. Мошкин // Кадровый менеджмент. - 2014. - № 8. - С. 11-19.
15. Нивен Пол Р. Сбалансированная система показателей - шаг за шагом. Максимальное повышение эффективности и закрепление полученных результатов. М.: изд-во «Баланс-Клуб», 2011
16. Парментер Д. Ключевые показатели эффективности. Разработка, внедрение и применение решающих показателей. - М.: ЗАО «Олимп- Бизнес», 2008. - 288 с.
17. Пястолов, С. М. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия / С. М. Пястолов. - Москва : Издательский центр «Академия», 2013. - 399 с.
18. Рамперсад Хьюберт К. Универсальная система показателей деятельности. Как достигать результатов, сохраняя целостность» М.: Альпина Бизнес Букс, 2014 - 352 с.
19. Савицкая, Г. В. Экономический анализ: учебник / Г. В. Савицкая. - 11-е изд., испр. и доп. - Москва : Новое знание, 2013. - 651 с.
20. Филимогова А.В., Лекомцев П.А. Управление по KPI в многоуровневых компаниях // Журнал «Менеджемент сегодня», № 2, 2015
21. Фридаг Хервиг Р. Шмидт Вальтер «Сбалансированная система показателей. Руководство по внедрению». Омега-Л, 2012 г. - 272 с.
22. Эккерсон У.У. Панели индикаторов как инструмент управления. Ключевые показатели эффективности, мониторинг деятельности, оценка результатов. - М.: Альпина Паблишер, 2009. - 400 с.
23. Ярцева, С. Т. Мотивация как способ повышения эффективности