Психомоторное развитие дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) (Омский Государственный Педагогический Университет)
|
База исследования: МБДОУ «Детский сад №6 комбинированного вида» (г. Омск).
Выборка: в экспериментальном исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития: 10 старших дошкольников (5 мальчиков и 5 девочек) составили экспериментальную группу, 10 детей (5 мальчиков и 5 девочек) составили контрольную группу. Возраст детей – 5-6 лет. У всех детей задержка психического развития.
Есть приложения (методидика исследования и результаты экспериментов в табличном виде).
Если поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты развития у детей психомоторики 9
1.1. Современные подходы к проблеме психомоторного развития детей 9
1.2. Особенности психомоторного развития детей 15
1.3. Особенности развития психомоторики детей с задержкой психического развития 22
1.4. Методические аспекты развития психомоторики у дошкольников с задержкой психического развития 26
Выводы по Главе 1 37
Глава 2. Организация экспериментального исследования по изучению особенностей развития психомоторики у старших дошкольников с задержкой психического развития на констатирующем этапе эксперимента 39
2.1. Общая организация экспериментального исследования 39
2.2. Выявление особенностей и уровня развития психомоторики у старших дошкольников с задержкой психического развития на констатирующем этапе эксперимента 46
Выводы по Главе 2 53
Глава 3. Содержание и результаты экспериментального исследования по психомоторному развитию детей ставшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 54
3.1. Система психомоторного развития старших дошкольников с задержкой психического развития 54
3.2. Анализ результатов экспериментального исследования 60
Выводы по Главе 3 67
Заключение 68
Список использованных источников и литературы 71
Приложения 78
Выборка: в экспериментальном исследовании приняли участие 20 детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития: 10 старших дошкольников (5 мальчиков и 5 девочек) составили экспериментальную группу, 10 детей (5 мальчиков и 5 девочек) составили контрольную группу. Возраст детей – 5-6 лет. У всех детей задержка психического развития.
Есть приложения (методидика исследования и результаты экспериментов в табличном виде).
Если поменять название базы исследования на нужное, то работа подойдет для любого вуза.
Введение 4
Глава 1. Теоретические аспекты развития у детей психомоторики 9
1.1. Современные подходы к проблеме психомоторного развития детей 9
1.2. Особенности психомоторного развития детей 15
1.3. Особенности развития психомоторики детей с задержкой психического развития 22
1.4. Методические аспекты развития психомоторики у дошкольников с задержкой психического развития 26
Выводы по Главе 1 37
Глава 2. Организация экспериментального исследования по изучению особенностей развития психомоторики у старших дошкольников с задержкой психического развития на констатирующем этапе эксперимента 39
2.1. Общая организация экспериментального исследования 39
2.2. Выявление особенностей и уровня развития психомоторики у старших дошкольников с задержкой психического развития на констатирующем этапе эксперимента 46
Выводы по Главе 2 53
Глава 3. Содержание и результаты экспериментального исследования по психомоторному развитию детей ставшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 54
3.1. Система психомоторного развития старших дошкольников с задержкой психического развития 54
3.2. Анализ результатов экспериментального исследования 60
Выводы по Главе 3 67
Заключение 68
Список использованных источников и литературы 71
Приложения 78
Несмотря на большой интерес к вопросам развития психомоторики у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития, данная проблема требует более расширенного и углубленного изучения технологий развития психомоторики детей данной категории
Объект исследования: процесс развития у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития психомоторики.
Предмет исследования: особенности развития у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития психомоторики.
Цель исследования: на основе изучения научной литературы описать особенности развития у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития психомоторики.
При проведении исследования, в ходе изучения литературных источников по проблеме исследования, решались задачи:
– определение сущности психомоторики как механизма развития психики ребенка;
– изучение закономерностей психомоторного развития в онтогенезе;
– характеристика особенностей психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;
– определение возможности использования технологии ритмической импровизации для развития психомоторики у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Методы исследования:
- изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
- эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы);
- наблюдение за детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе их свободной деятельности и на занятиях;
- качественный и количественный анализ экспериментальных данных с использованием метода математической статистики.
Научная новизна исследования заключается в апробации приёмов коррекционной работы (методики ритмической импровизации по развитию у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития психомоторики. Выявлено влияние коррекционной работы с использованием методики ритмической импровизации на успешность развития психомоторики у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования. Результаты анализа научных источников позволили систематизировать подходы к понятиям «психомоторика», «регуляция психомоторики» и т.д. Обобщены подходы к закономерностям развития психомоторики у детей дошкольного возраста, в том числе и у старших дошкольников с задержкой психического развития. Описана технология коррекционной работы по развитию психомоторики у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с использованием методики ритмической импровизации.
Практическая значимость исследования заключается в совершенствовании коррекционно-педагогических подходов, направленных на развитие у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития психомоторики с использованием методики ритмической импровизации. Установлены условия развития психомоторики детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в ходе апробации разработанной коррекционной технологии с использованием методики ритмической импровизации.
Разработанные методические рекомендации обогащают действующую систему коррекционной работы по развитию психомоторики у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Предлагаемый подход к развитию у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития психомоторики с использованием методики ритмической импровизации может быть использован в современных детских садах и группах для детей с задержкой психического развития. Методические рекомендации могут применяться при проведении курсов повышения квалификации для учителей-дефектологов, а также для оказания консультативной помощи родителям, воспитывающим детей с задержкой психического развития.
Объект исследования: процесс развития у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития психомоторики.
Предмет исследования: особенности развития у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития психомоторики.
Цель исследования: на основе изучения научной литературы описать особенности развития у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития психомоторики.
При проведении исследования, в ходе изучения литературных источников по проблеме исследования, решались задачи:
– определение сущности психомоторики как механизма развития психики ребенка;
– изучение закономерностей психомоторного развития в онтогенезе;
– характеристика особенностей психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития;
– определение возможности использования технологии ритмической импровизации для развития психомоторики у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Методы исследования:
- изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
- эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный этапы);
- наблюдение за детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в процессе их свободной деятельности и на занятиях;
- качественный и количественный анализ экспериментальных данных с использованием метода математической статистики.
Научная новизна исследования заключается в апробации приёмов коррекционной работы (методики ритмической импровизации по развитию у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития психомоторики. Выявлено влияние коррекционной работы с использованием методики ритмической импровизации на успешность развития психомоторики у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость исследования. Результаты анализа научных источников позволили систематизировать подходы к понятиям «психомоторика», «регуляция психомоторики» и т.д. Обобщены подходы к закономерностям развития психомоторики у детей дошкольного возраста, в том числе и у старших дошкольников с задержкой психического развития. Описана технология коррекционной работы по развитию психомоторики у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития с использованием методики ритмической импровизации.
Практическая значимость исследования заключается в совершенствовании коррекционно-педагогических подходов, направленных на развитие у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития психомоторики с использованием методики ритмической импровизации. Установлены условия развития психомоторики детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в ходе апробации разработанной коррекционной технологии с использованием методики ритмической импровизации.
Разработанные методические рекомендации обогащают действующую систему коррекционной работы по развитию психомоторики у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Предлагаемый подход к развитию у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития психомоторики с использованием методики ритмической импровизации может быть использован в современных детских садах и группах для детей с задержкой психического развития. Методические рекомендации могут применяться при проведении курсов повышения квалификации для учителей-дефектологов, а также для оказания консультативной помощи родителям, воспитывающим детей с задержкой психического развития.
Понятие психомоторное развитие включает в себя большой комплекс самых разных показателей. Это совершенствование рефлексов, зрения, слуха, двигательных навыков, мелкой моторики, активной и пассивной речи, эмоций, сенсорного восприятия, навыков общения и социализации – в каждом возрасте ведущие линии развития ребенка меняются. Другими словами, психомоторное развитие иллюстрирует степень зрелости разных мозговых центров на разных этапах жизни ребенка.
Основными факторами, влияющими на психомоторное развитие дошкольников с задержкой психического развития являются общение ребенка со взрослыми, а затем и со сверстниками, включенное в контекст разных видов совместной деятельности, а также специально организованное коррекционное обучение, которое обеспечивая усвоение все более сложного содержания общественного опыта, ускоряет процесс индивидуального психомоторного развития.
Причиной нарушения психомоторной сферы детей с задержкой психического развития является отставание созревания корковых отделов, которые организуют и регулируют двигательную активность детей. У дошкольников с задержкой психического развития наблюдаются нарушения в развитии психомоторной сферы, которые проявляются в нарушении регуляции, целенаправленности, произвольности действий, ограниченности двигательных навыков и несформированности техники выполнения движений.
В научных источников представлены разные методы психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития – это и комплекс игровых заданий с учетом зоны ближайшего развития детей, и методы нейропсихологического воздействия и т.д. В практической части исследования будет использована технология ритмической импровизации в развитии психомоторики детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Данная технология была предложена В. Шерборн.
С целью выявления особенностей психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития было организовано и проведено экспериментальное исследование.
В экспериментальном исследвоании было использовано нейропсихологическое обследование дошкольников, составленное на основе методики «Нейропсихологическая диагностика дошкольников» Т.Г. Визель.
На констатирующем этапе было определено, что специфические симптомы органического поражения центральной нервной системы у всех исследуемых старших дошкольников (100% детей экспериментальной группы и 100% детей контрольной группы) проявляются в виде серьезного расстройства двигательной сферы общей и мелкой моторики. В исследовании было установлено, что у 60% детей экспериментальной группы и 50% детей контрольной группы психомоторное развитие имеет средний уровень, у 40% детей экспериментальной группы и 50% детей контрольной группы психомоторное развитие имеет низки уровень.
Содержание формирующего этапа было выстроено в соответствии с основными направлениями коррекционной технологии, предложенной В. Шерборн. Коррекция психомоторного развития старших дошкольников с задержкой психического развития осуществлялось посредством использования импровизационной ритмики. С этой целью для формирующего этапа исследования была разработана программа кружка «Движение – это интересно», которая структурно представлена 32 занятиями по 25 минут. Занятия проводились два раза в неделю.
Анализ результатов контрольного этапа позволил заключить, что в экспериментальной группе детей прослеживается положительная динамика в психомоторном развитии детей – 40 детей (4 дошкольника) показали высокий уровень (на констатирующем этапе детей с высоким уровнем психомоторного развития выявлено не было). В контрольной группе также есть незначительная положительная динамика в среднем уровне психомоторного развития детей – +10% (1 ребенок). Детей с высоким уровнем психомоторного развития на контрольном этапе в контрольной группе не выявлено. У 60% испытуемых дошкольников экспериментальной группы не выявлены трудности в самостоятельной деятельности, дети с легкостью привлекают в процессе выполнения субтеста внешние опоры (зрительные), контроль со стороны экспериментатора, копирование образца действия в совместной деятельности, что характеризует данный вид деятельности как продуктивную. Нейродинамические параметры активности у 40% детей экспериментальной группы в пределах нормы, прослеживается устойчивость заучиваемых стереотипов.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Основными факторами, влияющими на психомоторное развитие дошкольников с задержкой психического развития являются общение ребенка со взрослыми, а затем и со сверстниками, включенное в контекст разных видов совместной деятельности, а также специально организованное коррекционное обучение, которое обеспечивая усвоение все более сложного содержания общественного опыта, ускоряет процесс индивидуального психомоторного развития.
Причиной нарушения психомоторной сферы детей с задержкой психического развития является отставание созревания корковых отделов, которые организуют и регулируют двигательную активность детей. У дошкольников с задержкой психического развития наблюдаются нарушения в развитии психомоторной сферы, которые проявляются в нарушении регуляции, целенаправленности, произвольности действий, ограниченности двигательных навыков и несформированности техники выполнения движений.
В научных источников представлены разные методы психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития – это и комплекс игровых заданий с учетом зоны ближайшего развития детей, и методы нейропсихологического воздействия и т.д. В практической части исследования будет использована технология ритмической импровизации в развитии психомоторики детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Данная технология была предложена В. Шерборн.
С целью выявления особенностей психомоторного развития детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития было организовано и проведено экспериментальное исследование.
В экспериментальном исследвоании было использовано нейропсихологическое обследование дошкольников, составленное на основе методики «Нейропсихологическая диагностика дошкольников» Т.Г. Визель.
На констатирующем этапе было определено, что специфические симптомы органического поражения центральной нервной системы у всех исследуемых старших дошкольников (100% детей экспериментальной группы и 100% детей контрольной группы) проявляются в виде серьезного расстройства двигательной сферы общей и мелкой моторики. В исследовании было установлено, что у 60% детей экспериментальной группы и 50% детей контрольной группы психомоторное развитие имеет средний уровень, у 40% детей экспериментальной группы и 50% детей контрольной группы психомоторное развитие имеет низки уровень.
Содержание формирующего этапа было выстроено в соответствии с основными направлениями коррекционной технологии, предложенной В. Шерборн. Коррекция психомоторного развития старших дошкольников с задержкой психического развития осуществлялось посредством использования импровизационной ритмики. С этой целью для формирующего этапа исследования была разработана программа кружка «Движение – это интересно», которая структурно представлена 32 занятиями по 25 минут. Занятия проводились два раза в неделю.
Анализ результатов контрольного этапа позволил заключить, что в экспериментальной группе детей прослеживается положительная динамика в психомоторном развитии детей – 40 детей (4 дошкольника) показали высокий уровень (на констатирующем этапе детей с высоким уровнем психомоторного развития выявлено не было). В контрольной группе также есть незначительная положительная динамика в среднем уровне психомоторного развития детей – +10% (1 ребенок). Детей с высоким уровнем психомоторного развития на контрольном этапе в контрольной группе не выявлено. У 60% испытуемых дошкольников экспериментальной группы не выявлены трудности в самостоятельной деятельности, дети с легкостью привлекают в процессе выполнения субтеста внешние опоры (зрительные), контроль со стороны экспериментатора, копирование образца действия в совместной деятельности, что характеризует данный вид деятельности как продуктивную. Нейродинамические параметры активности у 40% детей экспериментальной группы в пределах нормы, прослеживается устойчивость заучиваемых стереотипов.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.
Подобные работы
- Особенности психомоторного развития дошкольников с задержкой психического развития (ЗПР) (Омский Государственный Педагогический Университет)
Курсовые работы, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2021 - Развитие у старших дошкольников с задержкой психического развития мелкой моторики посредством конструирования (Дошкольная дефектология, Омский государственный педагогический университет)
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024



