Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗРАБОТКА РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА» ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Работа №60730

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2017
Стоимость4345 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
199
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗРАБОТКИ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА» ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 11
1.1 Назначение и методические особенности использования рабочей
тетради в общеобразовательной школе 11
1.2 Предпосылки и исторические особенности внедрения дисциплины
«Мировая художественная культура» систему образования 17
1.3 Особенности содержания рабочей тетради для дисциплины «Мировая
художественная культура» в общеобразовательной школе 26
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 35
2.1 Подготовка теоретической базы 35
2.2 Проведение эксперимента 37
2.3 Анализ 43
ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО СОЗДАНИЮ РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ ДЛЯ ДИСЦИПЛИНЫ «МИРОВАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА» В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ 50
3.1 Структура и наполнение рабочей тетради по дисциплине «Мировая художественная культура» 50
3.2 Процесс работы над созданием рабочей тетради по дисциплине «Мировая художественная культура» для общеобразовательной школы 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62

Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют


В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Только любовь к России, к её истории, культуре, народу может возродить великую страну[6,с 35]. Воспитание подрастающего поколения - это вклад в будущее нашей страны. В основе патриотического и духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения лежит не только любовь к своей стране, своей малой Родине, но и способность анализировать события, происходящие и происходившие в истории человечества, народа, страны и на основе полученных результатов строить будущее как страны и общества в целом, так и свое будущее в частности. Необходимо показать значимость каждого человека в истории целого народа, возможность построить будущее целой страны совместными усилиями. В ходе реализации мероприятий по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию школьников развивается гражданственность каждого индивида, уважение к истории и культуре, как человечества, так и своего народа, необходимость личного вклада в общее будущее [45, c 56]. Подрастающему поколению необходимо осознание личной причастности к общей истории, необходимости участия в жизни страны и общества. Фундаментом духовно-нравственного и патриотического воспитания является знание и уважение культуры и истории своей малой Родины. Уже в школьном возрасте дети должны обязательно знать и ценить свою малую родину - место, где они родились и живут [5, c 17].
В содержании ФГОС отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма, толерантности, уважения школьника к истории всего человечества, истории своего народа, истории малой Родины. Дети очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы, легко откликаются на инициативу, умеют искренне сочувствовать и сопереживать. В этом возрасте происходит формирование духовной основы ребёнка, эмоций, чувств, мышления, процессов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире. Только научившись любить свою малую Родину, можно говорить о любви к Родине, своему народу [15, c 48].
В последнее время воспитание, социализация, самоидентификация через личностную и общественно значимую деятельность, социальное и гражданское становление подрастающего поколения приобретает всё большее общественное значение и становится задачей государственной важности. Именно акцент на знании истории искусства, культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям не только своего народа, но и всего человечества. В этом и будет заключаться актуальность темы дипломного исследования.
ФГОС среднего (полного) общего образования выделяет следующие личностные результаты освоения основной образовательной программы, связанные непосредственно с изучением истории и культуры своей малой Родины:
«...Личностные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);...»[1, c 13].
Также ФГОС среднего (полного) общего образования предъявляет следующие требования к личным характеристикам школьника:
«.Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»):
любящий свой край и свою Родину, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
осознающий и принимающий традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающий свою сопричастность судьбе Отечества;...»[9, c 21]
Но при анализе структуры основной образовательной программы в общеобразовательных учреждениях Белгородской области было выявлено, что истории и культуре малой Родины отводится в основном внеурочная деятельность, а в рамках основных дисциплин эта тема если и рассматривается, то крайне поверхностно. Исходя их проведенного анализа, можно выделить противоречие между теоретическими положениями по данной теме и практической реализацией этих положений. После проведения более глубокого анализа программного материала основной общеобразовательной программы, а так же соотношение частей основной образовательной программы к их объему, можно заключить, что недостаточно времени на освоение данного материала более подробно. В связи с этим, необходимо найти более эффективный способ передачи знаний. Наиболее близкой дисциплиной в курсе дисциплин общеобразовательных учреждений Белгородской области является «Мировая художественная культура» в 10-11 классах, т.к. это углубленный курс, охватывающий историю развития особенностей культуры и искусства от Древнего Мира до наших дней. Поэтому, дальнейшее включение истории малой Родины в курс образовательной программы общеобразовательных учреждений будет рассмотрен в рамках этой дисциплины.
На основе выявленных противоречий была сформирована проблема исследования, которая заключается в поиске эффективных альтернативных способов передачи знаний по истории формирования, развития культуры и искусства, как всего человечества, так и отдельного региона (малой Родины).
Цель исследования - разработка рабочей тетради по дисциплине «Мировая художественная культура» для общеобразовательных учреждений с включением раздела об истории формирования и развития культуры и искусства Белгородской области.
Объектом исследования является процесс освоения знаний об истории формирования, развития культуры и искусства школьниками в рамках дисциплины «Мировая художественная культура» в общеобразовательной школе.
Предмет исследования - рабочая тетрадь как эффективное средство передачи знаний по дисциплине «Мировая художественная культура» в общеобразовательном учреждении.
Гипотеза исследования: освоение и передача знаний об истории формирования, развития и роли искусства и культуры народов на уроках по дисциплине «Мировая художественная культура» в общеобразовательной школе будет эффективной, если:
1. Школьниками будет осознаваться роль изучения и освоения истории и культуры человечества в личностном развитии и развитии общества;
2. Будет разработана рабочая тетрадь по дисциплине с введением блока об истории малой Родины;
3. В основе структуры рабочей тетради будет лежать методическая модель, содержащая систему заданий, направленных не только на освоение знаний непосредственно на уроке по дисциплине, но и предполагающая самостоятельное получение знаний.
Задачи:
1. Выяснить назначение и выявить общую структуру рабочей тетради по дисциплине в общеобразовательной школе;
2. Выяснить особенности содержания и наполнения рабочей тетради по дисциплине «Мировая художественная культура» для общеобразовательной школы;
3. Разработать методическую модель обучения истории формирования и развития мировой художественной культуры с введением блока об истории малой Родины для рабочей тетради;
4. Составить последовательную систему заданий, направленных на закрепление знаний и самостоятельное изучение истории и культуры Белгородской области в рамках дисциплины «Мировая художественная культура» в общеобразовательной школе;
5. Разработать систему оформления и организации рабочей тетради по дисциплине «Мировая художественная культура» с учетом особенностей возрастной группы, на которую она ориентирована;
6. Описать методические особенности освоения истории формирования и развития искусства и культуры малой Родины в процессе выполнения разработанной системы заданий.
Методология исследования:
Разработкой программ и учебно-методических комплектов по дисциплине «Мировая художественная культура» активно занимаются Данилова Г.И., Кабкова Е.П., Олесина Е.П., Фомина Н.Н., Стукалова О.В., Олесина Е.П..
При разработке методической модели мы опирались на исследования следующих ученых и научных деятелей: Г.И. Годера, И.Я. Лернера, П.С. Лейбенгруба, П.В. Гора, О.М. Бахтина, Г.М. Донской, Л.М. Предтеченской, Д.Б.Кабалевского, Г.И. Даниловой, Л.Г. Емохоновой, Е.А. Дмитриевой.
Методы исследования:
1. Анализ исторической, педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования;
2. Педагогическое наблюдение;
3. Тестирование и беседы с учащимися (опрос, анкетирование);
4. Экспериментальный метод: констатирующий, поисковый,
формирующий эксперимент.
Научная новизна исследования:
Систематизирована, обобщена и дополнена система эффективной передачи знаний по дисциплине «Мировая художественная культура» в общеобразовательной школе. Впервые в рамки общеобразовательной дисциплины «Мировая художественная культура» в общеобразовательной школе введен блок об истории и культуре малой Родины.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что описана необходимость введения в структуру общеобразовательных дисциплин блока об истории формирования и развития культуры малой Родины в Белгородской области. В данном исследовании нами была предпринята попытка систематизировать, дополнить и обобщить все знания и особенности формирования рабочей тетради по дисциплине «Мировая художественная культура», направленной не только на закрепление знаний, полученных на уроке, но и организации самостоятельной работы школьников.
Практическая значимость исследования: разработана методическая система, позволяющая организовать процесс освоения учащимися общеобразовательной школы материала по дисциплине «Мировая художественная культура». Разработан методический комплекс упражнений и заданий о формировании и развитии искусства и культуры Белгородской области. Методический комплекс позволит организовать процесс усвоения знаний по дисциплине, как на уроках, так и в самостоятельной работе школьников. Данная методическая система будет способствовать патриотическому, духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения. Разработанный методический комплекс может быть использован в общеобразовательных школах и гимназиях для исследования формирования духовно-нравственных, патриотических, личностных качеств обучающихся через историю малой Родины; в общеобразовательных учебных заведениях для подготовки школьников.
Экспериментальная работа по проблеме исследования проводилась на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Песчанская средняя общеобразовательная школа» в 5,6,7,10,11 классах.
Этапы исследования:
Этапы исследования:
Первый этап (2016 - 2017 гг.) - определено направление исследования, сформулированы проблема, объект, предмет исследования, его цели и задачи. Изучалась психолого-педагогическая и учебная литература, осуществлялся анализ учебных программ с целью выявления состояния развития исследуемой проблемы в МБОУ СОШ. Проведение констатирующего эксперимента с целью выявления уровня методического обеспечения школ, уровня знаний школьников истории и культуры своей малой Родины. Проведение поискового эксперимента. Составление плана формирующего эксперимента. Были сформированы первые идеи замысла дипломной работы.
Второй этап (2016 - 2017 гг.) - выявлен и систематизирован материал, необходимый для формирования рабочей тетради по дисциплине. Проведено исследование, в ходе которого выявлены методические особенности использования рабочей тетради на уроках по дисциплине «Мировая художественная культура». Выявлены особенности организации самостоятельной работы школьников по дисциплине. Систематизирован материал об истории Белгородской области, необходимый для размещения в рабочей тетради. На базе МБОУ «Песчанская СОШ» проведен формирующий эксперимент. Одновременно выполнялись эскизы и зарисовки творческой части дипломной работы.
Третий этап (2017 г.) - выполнялись обработка и анализ результатов исследования, подводились и уточнялись выводы. Обобщались, систематизировались и оформлялись результаты исследования. Были описаны экспериментальная и творческая части дипломной работы. В то же время проводилась работа над завершением творческой части дипломной работы.
Дипломная работа состоит из:
1. Теоретической части:
1) введение;
2) две главы, которые содержат анализ разработки и применения рабочей тетради по дисциплине «Мировая художественная культура» с введением блока об истории малой Родины в общеобразовательной школе, описание хода работы над практической частью исследования;
2. Творческой части:
1) Рабочей тетради по дисциплине «Мировая художественная культура» для общеобразовательной школы;
2) эскизы, варианты оформления итоговой работы;
3. Методической части, состоящей из третьей главы и приложений к теоретической части работы:
1) планы - конспекты и к занятиям;
3) библиографический список литературы;
4) заключение.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе работы над выпускной квалификационной работой мы проанализировали процесс введения в систему образования дисциплины «Мировая художественная культура», выяснили особенности содержания и направленности данного предмета. Так же в процессе исследования были проанализированы методические, структурные особенности такого методического комплекса как рабочая тетрадь к дисциплине. Мы выявили особенности построения и содержания рабочей тетради для дисциплины «Мировая художественная культура» и теперь обладаем достаточным количеством информации, чтобы начать разработку собственного методического пособия.
В ходе экспериментальной работы мы провели констатирующий и формирующий эксперимент на базе МБОУ «Песчанская СОШ» и выяснили, что в процесс обучения учащихся средней школы следует ввести комплекс мероприятий, направленный на формирование и развитие знаний об истории и культуре нашей малой Родины.
Также в ходе эксперимента мы выявили. Что существует необходимость внедрения дополнительного методического пособия у старших школьников (10-11 класс) по дисциплине «Мировая художественная культура» с введением блока об истории и культуре Белгородской области для более систематизированной подачи знаний школьникам об истории их малой Родины. В качестве методического пособия мы разработаем рабочую тетрадь по дисциплине «Мировая художественная культура», которая будет содержать как задания по пройденным темам на уроках, так и задания для самостоятельного выполнения.
В ходе работы над структурой и наполнением рабочей тетради по дисциплине, мы сделали вывод, что рабочая тетрадь - это методическое пособие, ориентированное на систематизированное, поэтапное формирование мыслительной деятельности школьников и предназначенный для работы на уроках по дисциплине «Мировая художественная культура» и самостоятельной работы школьников.
Итогом выпускной квалификационной работы является разработанное методическое пособие рабочая тетрадь по дисциплине «Мировая художественная культура» для учащихся 10-11 классов. При проектировании мы учитывали возраст школьников, для которых предназначено это методическое пособие. При составлении заданий по темам мы учитывали необходимость включения заданий различного типа и содержания. Нами разработана общая концепция и дизайн рабочей тетради. В наполнении рабочей тетради были использованы материалы архивов города Белгорода, научные статьи и исследования историков и краеведов Белгородской области.
Основной целью внедрения рабочей тетради по дисциплине является организация систематизированного, непрерывного процесса подачи знаний в рамках учебного процесса и самостоятельной деятельности обучающихся. Рабочая тетрадь, по своей сути, направлена на диалог с учащимся, поэтому она должна не столько сообщать информацию, сколько формировать и развивать умение получать информацию, учиться, развивать личностный и творческий потенциал школьника.
Немаловажное значение рабочей тетради заключается в том, что она предполагает организацию самостоятельной работы школьников. Информация для самостоятельного изучения или задания, предполагающие самостоятельную работу обучающегося формируют у школьников способность к анализу изученной информации, тренируют память, способность формулировать и выражать свои мысли.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи реализованы, гипотезы подтверждены.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ