Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«ТЕМНЫЕ АЛЛЕИ» И. БУНИНА: СИСТЕМАТИКА ЛЮБОВНЫХ ИСТОРИЙ

Работа №60723

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы71
Год сдачи2017
Стоимость4265 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
463
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Рассказы о любви, которая внезапно обрывается из-за внешних обстоятельств 13
§ 1. Сюжетная схема, в которой любовь разрушается злой волей
родителей или родственников 13
§ 2. Сюжетная схема, в которой любовь разрушается сословным и
материальным неравенством 26
Глава II. Рассказы о любви, закончившейся трагической смертью героя или
героини 37
§ 1. Сюжетная схема, в которой измена приводит к убийству или
самоубийству одного из героев 37
§ 2. Сюжетная схема, в которой влюбленных разлучает внезапная смерть
одного из героев 48
Заключение 57
Список использованной и цитируемой литературы

Не будет преувеличением сказать, что тема любви — одна из центральных тем в мировой литературе. Классический шедевр «Сон в красном тереме» Цао Сюэциня является самым популярным среди четырех наиболее знаменитых романов в китайской традиционной литературе: любовная история главных героев Цзя Баою и Линь Дайю известна всем. Английские писатели (Джеффри Чосер, Уильям Шекспир, Эмили и Шарлотта Бронте, и Джейн Остин) поведали нам много прекрасных любовных историй. Известные французские авторы (Оноре де Бальзак, Виктор Гюго и Альберт Камю) тоже немало написали о любви. И в России писатели (И. С. Тургенев, Ф. М. Достоевский, Л. Н. Толстой, И. А. Бунин) посвятили немалую часть своего творчества теме любви. Более того, в последние столетия авторы из Латинской Америки, такие как Габриэль Гарсиа Маркес и Кортасар, и из Северной Америки, такие как Ф. Скотт Фицджеральд, Эрнест Хемингуэй и Тони Моррисон, все чаще пишут о чудесной любви между мужчинами и женщинами. Таким образом, тема любви занимает значительное место в литературе разных стран.
Одно из самых больших преимуществ художественной литературы заключается в том, что в ней можно показать любовь во всех ее проявлениях. В этом смысле книга Бунина «Темные аллеи» — настоящая «энциклопедия любви» , поскольку в ней представлено множество различных проявлений любовного чувства: любовь-жалость, любовь-дружба, любовь-игра, любовь-ненависть и т. д. Порой бунинский герой способен буквально разрываться на части, испытывая совершенно непохожие друг на друга виды любовного влечения к двум разным женщинам одновременно — так происходит, например, со студентом Мещерским (рассказ «Натали»): жажду телесного обладания Соней он совмещает с возвышенно-платоническими чувствами по отношению к Натали.
Бунин работал над рассказами, входящими в сборник «Темные аллеи», с 1937 по 1944 годы, спустя несколько лет после того, как он получил Нобелевскую премию по литературе. В то время Бунин жил с женой (В. Н. Буниной) в Грассе, во Франции, периодически принимая у себя друзей семьи. Жизнь писателя складывалась непросто, причем не только из-за войны, но также из-за испорченных после 1933 года отношений с его подругой — Г. Н. Кузнецовой. Из известных нам материалов очевидно, что писатель долгое время страдал от этого разрыва. В дневниковых записях с 1935 по 1944 годы Бунин писал о Галине Кузнецовой с сильной горечью. За 1935 год нам известны только три записи Бунина — и все они о ней. В записи от 8 марта: «Разговор с Г. Я ей: “Наша душевная близость кончена”. И ухом не повела» . Через три месяца (в записи от 6 июля) он снова пишет слова, полные боли: «Без конца длится страшно тяжелое для меня время». Далее, в записи от 15 августа: «Ужасные мысли о ней. Если буду жив, вдруг могу остаться совсем один в мире» . Год спустя, 9 мая 1936 года, Бунин написал: «Она в Берлине. Чудовищно провел 2 года! И разорился от этой страшной и гадкой жизни» . На самом деле дневник писателя за 1936 год, по замечанию Е. Р. Пономарева, «полон тоской и болью по Гале, воспоминаниями счастливых дней, острым чувством собственного унижения и горечи» . Как Бунин написал 7 июня, «главное — тяжкое чувство обиды, подлого оскорбления — и собственного постыдного поведения. Собственно, уже два года болен душевно, — душевно больной». В записи от 18 декабря 1941 года он снова рассуждает об отношениях Г. Н. Кузнецовой: «На душе осталась грусть — не о чем было говорить, совсем, совсем чужие». Эта же тема возникает и в записи от 18 апреля 1942 года: «...и все тоска, боль воспоминаний о несчастных веснах 24, 35 годов, как отравила она (Г.) мне жизнь — и до сих пор еще отправляет! 15 лет! Все еще ничего не делаю — слабость, безволие — очень подорвалось здоровье!» Как отмечает Е. Р. Пономарев, в дневнике Бунина за 1942 год «...как и при первом ее уходе, чередуются мучительные воспоминания, злость и жалость к ней».
Таким образом, сборник «Темные аллеи» Бунин написал в чрезвычайно тяжелое для него время, о чем свидетельствует и его жена. По ее словам, рассказы «Темных аллей» появились отчасти потому, что «хотелось уйти во время войны в другой мир, где не льется кровь, где не сжигают живьем и так далее»; «...мы все были заняты писанием, и это помогало переносить непереносимое...». Вполне вероятно, что трагический разрыв Бунина с Галей Кузнецовой тоже стал для него тем «непереносимым», от чего хотелось сбежать в творчество.
В «Темных аллеях» Бунин пишет о любви, о «трагичном и о многом нежном и прекрасном». В рассказах мы встречаем разные виды любви, которые можно классифицировать, опираясь на теорию известного социолога и психолога Джона Алана Ли (1973, 1988). Его типология любовных стилей является наиболее убедительной и авторитетной на сегодняшний день. Так как он предпринял одну из первых попыток систематизации различных видов любви, его исследования основаны на обширном анализе данных. Более того, Ли внимательно и глубоко изучил существующую романтическую литературу. Объектом его исследования выступили стихи, философские труды и, разумеется, результаты научных общественных исследований. Опираясь на наблюдение, Ли в рамках своей теории разработал метод под названием «Карта-сортировка любовных историй». Проанализировав большой объем данных, Ли предположил, что существует три базовых типа «первичной» любви, которые он сопоставил с тремя основными цветами, символизирующими «чистые» любовные стили. Помимо этого, он выделил три вторичных типа любви, которые представляют собой смешение трех основных стилей. Ли дал этим стилям греческие и латинские названия, чтобы они соответствовали терминам, используемым в классической литературе. Согласно его теории, каждый отдает предпочтение определенному стилю любви, при этом выбор зависит от обоих возлюбленных. Более того, с возрастом стиль любви изменяется.
Ли выделил три основных типа любовного влечения: эрос, сторге и людус. Эрос — вид страстной любви, которая характеризуется бурными эмоциями и сильной физической тоской по любимому человеку. Этот тип можно сопоставить с общепризнанным пониманием романтической любви. Сторге — любовь на основе дружбы. На первом месте для влюбленных стоит верность. Людус — любовь-игра. Такое влечение обычно возникает между людьми, которые рассматривают любовь как игру в завоевание. Они могут страстно влюбляться в своих избранников и избранниц, однако быстро забывают их, когда «игра» заканчивается.
Как было отмечено выше, вторичные стили любви (мания, прагма и агапэ) представляют собой комбинации трех основных стилей. Путем сложения эроса и людуса получается любовь-мания: влюбленные, которые то впадают в экстаз, то испытывают мучительные страдания, страстно любят своих партнеров, при этом часто идеализируя или даже боготворя их. Такая любовь навязчива и нестабильна. Людус и сторге преобразуются в любовь-прагму. Она рациональна и реалистична, уходит корнями в логику и прагматическое мышление. Сочетание эроса и сторге дает любовь-агапе. Она бескорыстна и самозабвенна. Благосостояние любимого человека ставится выше своего собственного .
Думается, что в «Темных аллеях» можно отыскать яркие иллюстрации едва ли не ко всем «love-styles», выделенным Ли, и в этом плане книга Бунина является уникальным феноменом мировой литературы.
В Советском Союзе под влиянием политических факторов произведения Бунина были оставлены без особого внимания. Лишь после того, как писатель умер, исследование его творчества возобновилось, причем пик исследовательского интереса пришелся на 1960-е и 1970-е годы, когда было написано множество монографий. В это время не только изучались художественные тексты автора, но и были собраны дополнительные биографические материалы о нем: записи, дневники и письма самого писателя, а также близких ему людей, благодаря чему удалось зафиксировать его мысли в разные периоды творчества. Все это позволило расширить сферу исследований. Например, в Москве было издано собрание сочинений Бунина в 9 томах (1965-1967) и 84-й том «Литературного наследства», посвященный творчеству писателя (1973).
Последние полвека в литературоведении в рамках исследования творчества Бунина активно изучалась проблема художественного единства «Темных аллей». Например, в своей книге В. Н. Афанасьев комплексно рассмотрел «большой и сложный творческий путь выдающегося русского писателя», естественно, в том числе и «последнее значительное слово Бунина-прозаика» — сборник любовных рассказов «Темные аллеи». Исследователь разделил все рассказы на две группы: в первой описывается «всепоглощающая» и «одухотворенная» любовь, а во второй - «чувственная» и «плотская». С точки зрения В. Н. Афанасьева, рассказы, в которых Бунин описывает чувственное влечение, «нельзя отнести к лучшим достижениям Бунина как художника». Н. П. Смирнов в своей статье назвал Бунина «писателем редчайшего таланта, исключительной искренности». По замечанию исследователя, «рассказы о любви из сборника “Темные аллеи” показывают и раскрывают извечное, необоримое и зачастую трагическое чувство во всей его психологической сложности».
После того, как распался Советский Союз, исследование творчества Бунина перешло на новый этап. Ученые-литературоведы обратили на «Темные аллеи» более пристальное внимание, стали изучать сборник с разных сторон: было написано немало ценных монографий, в большинстве из которых говорится о жизни и творчестве писателя. Так, например, Ю. В. Мальцев в своей работе описал внутреннюю жизнь Бунина, его душевные переживания. Также появилось значительное количество диссертационных исследований, посвященных творчеству писателя. Одни авторы, такие как Н. П. Евстафьева, М. С. Штерн, И. В. Щербицкая, изучали жанровые, композиционные и стилистические особенности рассказов данного цикла, их поэтику, а также выраженную в них авторскую позицию . Другие же исследователи сосредоточились на изучении языковой специфики цикла.
С точки зрения Д. В. Мышаловой, в цикле «Темные аллеи» большинство рассказов построено по одной сюжетной схеме: «встреча героев (мужчины и женщины), их постепенное сближение, собственно физическая близость, результат». Исследовательница отметила, что «встречаются просто Он и Она — по сути, вне времени, вне пространства; вне национальных, социальных различий, вне различий в культуре, образовании, возрасте; вне различий взглядов на жизнь ... вне всего, что было “до” и будет “после”...». И. П. Карпов пришел к аналогичному выводу в своей работе. По его мнению, в «Темных аллеях» два персонажа — «Он и Она, мужчина и женщина». Героини в этих рассказах лишь вариации одного типа женского образа. Заинтересовавшись портретными описаниями мужчин и женщин в «Темных аллеях», исследователь выделил несколько типов женщин: «тип женщины-простолюдинки, крестьянки, крепостной, проститутки», «восточной женщины», и тип русской женщины с восточными чертами. Он также утверждал, что цикл «Темные аллеи» нельзя назвать «энциклопедией любви», поскольку «энциклопедия подразумевает полный, разносторонний охват жизненного явления», а в этом цикле любовь не становится основой для совместного существования мужчины и женщины, которое продолжается в семье.
Новейшие научные работы показывают, что для рассказов сборника «Темные аллеи» характерны устойчивые типы сюжетов. Так, в монографии А. О. Большева «Морфология любовной истории» было сделано предположение, что «...инвариантный характер приобретает в “Темных аллеях” ситуация скорого и внезапного разрыва любовных отношений». Однако в рамках главы монографии А. О. Большев вынужден был ограничиться анализом небольшого количества текстов. Специальное изучение типов любовных историй в сборнике «Темные аллеи» до сих пор не проводилось.
Исследователи «Темных аллей» чаще всего ограничивались констатацией факта бесконечного разнообразия содержащихся в произведении любовных сюжетов или, наоборот, чрезмерно упрощали любовные истории, не делая попытки систематизировать их. Думается, что задача, связанная с типологизацией бунинских любовных историй, составивших книгу «Темные аллеи», является на сегодняшний день весьма актуальной.
Решение такой непростой задачи, как систематика любовных историй «Темных аллей», прежде всего ставит нас перед необходимостью разобраться в самой природе этой бунинской книги. На всем протяжении своей долгой писательской жизни Бунин проявлял большой интерес к любовной проблематике, и в этом смысле «Темные аллеи» можно признать своеобразной квинтэссенцией творчества писателя и подведением соответствующих итогов. Характеризуя бунинские тексты, посвященные любовной теме, необходимо в первую очередь отметить, что они часто носят ярко выраженный исповедально-автобиографический характер. Любовные коллизии, фигурирующие в «Митиной любви» или «Жизни Арсеньева», конечно же, являются вымышленными, фикциональными, но едва ли не любой эпизод обнаруживает связь с биографическим текстом Бунина.
Итак, цель данного диссертационного исследования состоит в попытке выстраивания систематики любовных историй, содержащихся в «Темных аллеях», на основе анализа художественного мира книги, понимаемого как совокупность пронизывающих рассказы инвариантных мотивов, которые позволяют выявить общие черты смыслового и сюжетно-ситуативного планов. Таким образом возникает возможность разделить рассказы, составляющие книгу «Темные аллеи», на несколько категорий, в основе каждой из которой лежит некая инвариантная ситуация, обнаруживающая связь с биографическим текстом Бунина — прежде же всего, с двумя драматическими любовными эпизодами в жизни писателя. Разумеется, подобного рода систематика носит заведомо экспериментальный и условный характер. Для достижения этой цели используются сравнительно-исторический, структурно-семантический и психобиографический методы.
Материалом диссертационного исследования послужил текст книги «Темные аллеи», которая была издана в 1966 году (издательство «Художественная литература») и включает в себя 37 рассказов. В качестве дополнительного материала были использованы дневники, записи, и письма самого писателя и близких ему людей. Вместе с тем нам представляется необходимым и закономерным обращение к ряду более ранних произведений Бунина.
Предметом исследования является функция персонажей в сюжете и специфика любовных историй в «Темных аллея».
Диссертационное исследование состоит, помимо введения и заключения, из двух глав. Первая глава посвящена по преимуществу анализу любовных историй, в которых героя и героиню разлучают внешние обстоятельства, а во второй рассматриваются рассказы, где все завершается смертью одного из персонажей.
Во введении изложены цель и задачи работы, обоснована актуальность работы и ее научная новизна, определены предмет и методы исследования, проведен анализ дневниковых записей периода создания сборника «Темные аллеи», а также сделан обзор научной литературы, в которой исследуется этот цикл рассказов.
Повторимся: намеченная нами систематика любовных историй, составляющих книгу «Темные аллеи», носит сугубо экспериментальный характер. Мы прекрасно сознаем все дефекты этой классификации, обусловленные нашей исследовательской неопытностью.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной диссертационной работе была предпринята попытка систематизировать рассказы из сборника «Темные аллеи»: тексты были разделены на группы по любовным ситуациям и типам любви и проанализированы. В рассказах каждой из групп прослеживается связь с биографией Бунина, прежде всего с двумя драматичными любовными эпизодами в жизни писателя. Рассматривая каждую группу в отдельности, мы пришли к следующим выводам.
Как подчеркивалось во введении, в «Темных аллеях» представлено множество различных видов любовного влечения. Однако следует признать, что в фокусе авторского внимания все же оказывается изображение любви-эроса, которая порой приобретает форму мании . Ключевую же роль играет в «Темных аллеях» ситуация внезапного крушения всех любовных надежд и рокового разрыва. Порой внешние детали и обстоятельства, фигурирующие в различных бунинских сюжетах, способны заслонить от читателя их (сюжетов) типологическое родство. Так, например, при всей кажущейся несхожести рассказов «Руся», «Ворон», «Антигона», речь в них идет, в сущности, об одной и той же ситуации воспоминания о первой любви, оборвавшейся в момент кульминации, вследствие некоей внешней преграды — интриг или злой воли родственников. К этой категории можно причислить и некоторые другие рассказы — например, «Таня», где героя и героиню разлучает разразившаяся в России революционная катастрофа.
Впрочем, «Таню» с не меньшими основаниями можно поместить и в ряд новелл, объединенных ситуацией любви-мезальянса (или «любви-жалости»): красивый, благополучный и уверенный в себе герой вступает в связь с женщиной, которая находится гораздо ниже его по социальному и материальному положению. Таких историй в «Темных аллеях» достаточно много: помимо вышеупомянутой «Тани», назовем также «Темные аллеи», «Степу», «Визитные карточки», «“Мадрид”», «“Дубки”». Но, к примеру, и в рассказе «Натали» обнаруживается отчасти аналогичная ситуация, связанная с крестьянской сиротой Гашей, которая страстно влюблена в героя.
В этих рассказах любви героев либо препятствует злая воля родственников, либо мешает сословное или материальное неравенство. На первый взгляд кажется, что именно эти обстоятельства приводят к разрыву любовных отношений, однако проведенный нами анализ позволяет сделать вывод, что истинной причиной расставания становится уменьшение любовного влечения героев друг к другу, а все внешние преграды служат для них лишь поводом закончить роман, пока им не наскучила любовная игра.
В целом ряде рассказов фигурирует смерть, становящаяся страшным финалом, окончательной и непреодолимой преградой, навсегда разлучающей героя и героиню. Однако тщательный анализ этих историй убеждает в том, что подобного рода внешне-ситуативное сходство лишь явственнее оттеняет существенные и глубокие несовпадения, на основе которых данные тексты приходится отнести к трем различным категориям. Дело не в ситуативном внешнем сходстве, а в поисках глубинных семантических величин, составляющих основание поэтического мира книги. Так, во-первых, следует выделить новеллы, где герой-мужчина или героиня бурно и бескомпромиссно реагирует на измену бывшей любовницы или любимого мужчины, убивая себя или ее: «Кавказ», «Пароход “Саратов”», «Зойка и Валерия», «Генрих» и «Галя Ганская» (во многом сходная коллизия обнаруживается также и в рассказе «“Дубки”», который мы ранее отнесли к категории произведений о любви-мезальянсе). Во-вторых, обозначим ряд историй, где смерть обрушивается на индивида, который действительно любит и любим, выступая таким образом как неумолимый разрушитель человеческого счастья: «В Париже», «Холодная осень», «Натали». Наконец, в рассказах «Генрих» и «Галя Ганская» смерть хотя и губит возлюбленную героя, однако в тот момент, когда чувства мужчины уже начинают ослабевать, а следовательно, разрушителем любви не является. Похожую ситуацию мы встречаем и в рассказе «Чистый понедельник», в котором поводом для расставания влюбленных выступают религиозные запреты: здесь уход героини в монастырь (ее «смерть» для героя) становится своевременным для сохранения любви; если бы этого не случилось, герой, скорее всего, вскоре потерял бы интерес к своей возлюбленной, как и в полуавтобиографическом романе «Жизнь Арсеньева», где незадолго до смерти героини от горячки герой охладевает к ней.
В этих рассказах любовь весьма трагична, так как она неизбежно связана со смертью. По мнению Бунина, любовь прекрасна, однако она часто приносит невыносимую боль. При этом в некоторых рассказах одни герои (маниакальные влюбленные) склонны терзаться любовью, смерть для них — это избавление от страданий, другие (герои, склонные к гедонизму) наслаждаются любовной игрой, а для третьих смерть становится настоящей угрозой их счастью.
Таким образом, хотя на первый взгляд может показаться, что любовные коллизии в «Темных аллеях» многообразны, мы обнаруживаем разные вариации одних и тех же сюжетных схем и образов героев. Бунин, порой осознанно, а порой интуитивно, описывает свои собственные воспоминания и, перерабатывая их, создает ряды произведений, между которыми явно прослеживаются сюжетные параллели.



1. Бунин И. А. Лишь слову жизнь дана... М.: Советская Россия, 1990.
2. Бунин И. А. «Не до любви теперь людям» // Дружба Народов. 2005, № 1. С. 200-220.
3. Бунин И. А. Окаянные дни: Неизвестный Бунин. М.: Мол. гвардия, 1991.
4. Бунин И. А. Воспоминания. М.: Захаров, 2003.
5. Бунин И. А. Из писем к Тэффи // И. А. Бунин: pro et contra: личность и творчество Ивана Бунина в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей: антология. СПб.: Изд-во Русского христианского гуманитарного ин-та, 2001. С. 73-76.
6. Бунин И. А. Публицистика 1918-1953 годов. М.: Наследие, 1998.
7. Бунин И. А. Собр. соч.: В 6 т. М.: Художественная литература, 1987-1988.
8. Бунин И. А. Собр. соч.: В 9 т. М.: Художественная литература, 1965-1967.
9. Бунин И. А., Бунина В. Н. Устами Буниных: В 2 т. Франкфурт-на-Майне, М.: Посев, 2005.
10. Бунин И. А., Кузнецова Г. Н. Бунин и Кузнецова: Искусство невозможного: дневники, письма. М.: Грифон, 2006.
Научная и критическая литература
11. Адамович Г. В. Еще о Бунине // Адамович Г. В. Одиночество и свобода. СПб.: Алетейя, 2002. С. 106-124.
12. Акимов Р. В. Книга любви «Темные аллеи» как итоговое произведение И. А. Бунина (Проблемы жанра, стиля, поэтики): автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2003.
13. Анисимов К. В. Книга И. А. Бунина «Воспоминания» как цикл: опыт реконструкции автобиографического сюжета // Критика и семиотика. Вып. 15,2011. С. 143-163.
14. Афанасьев В. Н. И. А. Бунин. Очерк творчество. М.: Просвещение, 1966.
15. Бабореко А. К. Бунин: Жизнеописание. М.: Мол. гвардия, 2004.
16. Бабореко А. К. И. А. Бунин. Материалы для биографии с 1870 по 1917. М.: Художественная литература, 1967.
17. Бабореко А. К. Тип и прототипы (Неизвестные материалы о И. А. Бунине) // Вопросы литературы. 1960. № 6. С. 254-255.
18. Бакунцев А. В. И. А. Бунин в Прибалтике: Литературное турне 1938 года. М.: Дом русского зарубежья им. А. Солженицына, 2012.
19. Бакунцев А. В. «Окаянные дни»: особенности работы И. А. Бунина с фактическим материалом // Вестник Московского университета. Серия 10. Журналистика. 2013. № 4. C. 22-36.
20. Бахрах А. В. Бунин в халате. М.: Согласие, 2000.
21. Бахрах А. В. Бунин в халате: по памяти, по записям. М.: Вагриус,
2006.
22. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Греческий роман // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М.: Художественная литература, 1975. С. 234-261.
23. Бентли Э. Мелодрама // Бентли Э. Жизнь драмы. М.: Айрис-пресс, 2004. С. 225-250.
24. Благасова Г. М. «Чудный мир любви и красоты»: у истоков жизненного и творческого пути // Благасова Г. М. Иван Бунин: жизнь, творчество, проблемы метода и поэтики: Учеб пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 032900 Рус. яз. и лит. 2-е изд., перераб. и доп. М.; Белгород: Белгородский гос. университет, 2001. С. 20-35.
25. Благасова Г. М. О смерти и вечности в произведениях И. А. Бунина // Проблематика смерти в естественных и гуманитарных науках: Статьи и тезисы докладов научной конференции. Белгород: Изд-во Белгор. гос. ун-та, 2000. С. 10-12.
26. Благасова Г. М., Курбатова Ю. В. Концепция любви в творчестве И. А. Бунина эмигрантского периода (на основе книги «Темные аллеи») // Творчество И. А. Бунина XIX-XX веков. Выпуск 3. Белгород: Издание Белгородского университета, 2004. С. 15-19.
27. Большев А. О. Литературная формула любви // Нева. 2013. № 4. С. 158-170.
28. Большев А. О. Морфология любовной истории. СПб.: Филологический факультет СПбГУ, 2013.
29. Бройтман С. Н., Магомедова Д. М. Иван Бунин // Русская литература рубежа веков (1890-е - начало 1920-х годов): В 2 кн. Кн. 1. М.: Наследие, 2000. С. 540-585.
30. Вихрян О. Е. Художественное слово И. А. Бунина // Русская речь. 1987. №4. С. 104-107.
31. Водолагин А. В. Наваждение первой любви // Литературная газета. 2013. № 50 (6443). 18 дек. С. 4.
32. Волков А. А. Проза Ивана Бунина. М.: Московский рабочий, 1969.
33. Выготский Л. С. «Легкое дыхание» // Выготский Л. С. Психология искусства. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. С. 186-207.
34. Гармаш Е. В. О двух реминисценциях в рассказе И. Бунина «Чистый понедельник» // Филологические исследования. Выпуск 6. Донецк: ООО «Юго-Восток, Лтд», 2004. С. 3-9.
35. Глинина О. Г. «Темные аллеи» И. А. Бунина как художественное единство: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Волгоград, 1999.
36. Гордович К. Д. Автобиографическая проза // История отечественной литературы XX века: учебно-метод. пособие для студентов гуманитарных факультетов вузов и учащихся гимназий с углубленным изучением литературы. СПб: Петербургский институт печати, 2005. С. 300-308.
37. Гречнев В. Я. Цикл рассказов И. Бунина «Темные аллеи»: (психол. заметки) // Русская литература. 1996. № 3. С. 226-235.
38. Грудцина Е. Л. Поэтика И. А. Бунина «Темные аллеи»: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Казань, 1999.
39. Долгополов Л. К. Судьба Бунина: Рассказ «Чистый понедельник» в системе творчества Бунина эмигрантского периода // Долгополов Л. К. На рубеже веков: О рус. лит. конца XIX - нач. XX в. Л: Сов. Писатель, 1985. С. 319-344.
40. Евстафьева Н. П. Своеобразие жанровых форм в книге И. А. Бунина «Темные аллеи»: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Харьков, 1990.
41. Евстафьева Н. П. Новелла и рассказ — ведущие жанровые формы в книге И. А. Бунина «Темные аллеи» // Вопросы русской литературы. 1986. №1 (47). С. 94-100.
42. Евстафьева Н. П., Ломакович С. В. Человек и история в новелле И. А. Бунина «Чистый понедельник» (к 80-летию присуждения Нобелевской премии) // Русская филология. 2013. № 3-4. С. 32-34.
43. Ефремов В. А. Ассоциативные аспекты ритма лирической прозы (на материале цикла И. А. Бунина «Темные аллеи») // Научный диалог. 2012. № 8. С. 88-105.
44. Захарова В. Т. «Темные аллеи»: поэтика импрессионистического психологизма // Захарова В. Т. Проза Ив. Бунина: аспекты поэтики. Н. Новгород: НГПУ, 2013. С. 92-96.
45. И. А. Бунин: Новые материалы. Вып. I / сост. и ред. О. Коростелев и Р. Дэвис. М.: Русский путь, 2004.
46. И. А. Бунин: Новые материалы. Вып. II / сост. и ред. О. Коростелев и Р. Дэвис. М.: Русский путь, 2010.
47. Казьмина М. А. Типология женских образов в прозе И. А. Бунина // Царственная свобода. О творчестве И. А. Бунина: межвузовский сборник научных трудов: к 125-летию со дня рождения писателя. Воронеж: Квадрат,
1995. С. 155-167.
48. Карпов И. П. Иван Бунин // Карпов И. П. Авторское сознание в русской литературе XX века (И. Бунин, М. Булгаков, С. Есенин, В. Маяковский): учеб. пособие для учителей-словесников, учащихся старших классов, студентов-филологов. Йошкар-Ола: [б. и.], 1994. С. 11-41.
49. Карпов И. П. Проблемы типологии авторства в русской прозе конца XIX - начала ХХ века: И. Бунин, Л. Андреев, А. Ремизов: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1998.
50. Карпов И. П. Проза Ивана Бунина: книга для студентов, преподавателей, аспирантов, учителей. М.: Флинта; Наука, 1999.
51. Карпов И. П. Религиозность в условиях страстного сознания (И. Бунин. «Жизнь Арсеньева. Юность») // Проблемы исторической поэтики. 1994. №3. С. 341-347.
52. «.Когда переписываются близкие люди»: Письма И. А. Бунина, В. Н. Буниной, Л. Ф. Зурова к Г. Н. Кузнецовой и М. А. Степун. 1934-1961 (И. А. Бунин: Новые материалы. Вып. III) / сост. и ред. Е. Р. Пономарев и Р. Дэвис. М.: Русский путь, 2014.
53. Кочетова В. П. Неистовый Бунин // Бунин И. А. Окаянные дни. М.: Советский писатель, 1990. С. 3-9.
54. Кретов А. А. Морфологический анализ сборника рассказов И. А. Бунина «Темные аллеи» // Царственная свобода. О творчестве И. А. Бунина: межвузовский сборник научных трудов: к 125-летию со дня рождения писателя. Воронеж: Квадрат, 1995. С. 131-147.
55. Круглова А. А. «Темные аллеи» И. Бунина в контексте его творчества эмигрантского периода: феноменология жанра и стиля: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Кострома, 2009.
56. Круглова А. А. «Темные аллеи» И. Бунина: Поэтика заглавия // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. 2008. № 1.Т. 14. С. 116-118.
57. Крутикова Л. В. Иван Бунин // История русской литературы: В 4 т. Т. 4. Л.: Наука, 1983. С. 635-666.
58. Кузнецова Г. Н. Грасский дневник. Рассказы. Оливковый сад. М.: Моск. рабочий, 1995.
59. Лавров В. В. Холодная осень. Иван Бунин в эмиграции 1920-1953 гг. М.: Мол. гвардия, 1989.
60. Лавров В. В. «Черная тетрадь»: И. А. Бунин о русском языке, литературе и о себе по воспоминаниям его секретаря А. В. Бахраха. Новые материалы//Литературная учеба. 1989. №3. С. 173-183.
61. Лекманов О. А. «Чистый понедельник» Три подступа к интерпретации // Новый мир. 2012. № 6. С. 154-159.
62. Ли С. Ч. Бунинский Эрос в «Темных аллеях» И. А. Бунина // Наука и школа. 2014. № 2. С. 87-90.
63. Линков В. Я. Мир и человек в творчестве Л. Толстого и И. Бунина. М.: Изд-во МГУ, 1989.
64. Лихачев Д. С. «Темные аллеи» // Звезда. 1981. № 3. С. 182-184.
65. Лозюк Н. Ю. Композиционный ритм в новеллах И. А. Бунина («Темные аллеи»): автореф. дис. ... канд. филол. наук. Новосибирск, 2009.
66. Лозюк Н. Ю. Композиционный ритм в новелле И. Бунина «Генрих» // Вестник ВГУ. Серия Филология. Журналистика. 2008. № 2. С. 63-68.
67. Лощинская Н. В. Бунин в английских и американских исследованиях конца 60 — начала 70-х годов // Русская литература. 1974. № 3. С. 242-253.
68. Магомедова Д. М. Строгий артистический талант // Бунин И. А. Проза. М.: Слово, 2000. С. 5-18.
69. Мальцев Ю. В. Иван Бунин. 1870-1953. Франкфурт-на-Майне, М.: Посев, 1994.
70. Маркович В. М. Автор и герой в романах Лермонтова и Пастернака: «Герой нашего времени» — «Доктор Живаго» // Автор и текст: сборник статей. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1996. С. 150-178.
71. Маркович Я. С. Истоки: (Бунин: Классическая школа) // Литературная учеба. 1983. № 3. С. 180-190.
72. Мельник М. М. Сколько героинь в цикле И. Бунина «Темные аллеи» // Критика и семиотика. 2013. Вып. 2(19). С. 149-174.
73. Мещерякова О. А. Авторская концептосфера и ее репрезентация средствами свето- и цветообозначения в цикле рассказов И. А. Бунина «Темные аллеи»: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Орел, 2002.
74. Михайлов О. Н. И. А. Бунин. Жизнь и творчество. Тула: Приокское книжное изд-во, 1987.
75. Михайлов О. Н. Иван Алексеевич Бунин: 1870-1953 // Михайлов О. Н. Литература русского Зарубежья, 1920-1940. М.: Наследие; Наука, 1993. С. 81-143.
76. Михайлов О. Н. Иван Царевич // Бунин И. А. Темные аллеи. М.: Мол. гвардия, 2002. С. 3-12.
77. Михайлов О. Н. О Бунине // Бунин И. А. Избранные сочинения. М.: Художественная литература, 1984. С. 5-12.
78. Михайлов О. Н. Строгий талант. М.: Современник, 1976.
79. Михеичева Е. А. Письма как комментарий к роману И. Бунина «Жизнь Арсеньева» // Метафизика И. А. Бунина: межвузовский сборник научных трудов, посвященный творчеству И. А. Бунина. Воронеж: Воронежская обл. тип. - изд-во им. Е. А. Болховитинова, 2008. С. 236-250.
80. Муромцева-Бунина В. Н. Жизнь Бунина. Беседы с памятью. М.: Советский писатель, 1989.
81. Мышалова Д. В. Реалист ли Бунин? О поэтике цикла «Темные аллеи»//Грани. 1994. № 171. С. 124-130.
82. Одоевцева И. В. На берегах Сены. М.: Художественная литература, 1989.
83. Платон. Пир // Платон. Собр. соч.: В 4 т. Т. 2. М.: Мысль, 1993. С. 81-134.
84. Пономарев Е. Р. Беспардонное буниноведение (Рец. на кн.: Бунин и Кузнецова: Искусство невозможного: Дневники, письма. М., 2006) // Новое литературное обозрение. 2007. № 86. С. 425-426.
85. Пономарев Е. Р. Неопубликованный рассказ И. А. Бунина // Новое литературное обозрение. 2015. № 134. С. 7-11.
86. Пономарев Е. Р. Парадигмы эмигрантского быта. Круг общения семьи Буниных и повседневная культура эмиграции // Вестник СПбГУ. История. 2016. Вып. 1. С. 52-63.
87. Пономарев Е. Р. Русский фон «Темных аллей» И. А. Бунина // Вестник СПбГУКИ. 2005. № 1 (3). С. 78-85.
88. Пономарев Е. Р., Аболина М. М. Рассказ И. А. Бунина «Речной трактир»: материалы для научного комментария // Вестник СПбГУКИ. 2014. №2(19). С. 144-148.
89. Прегель С. Ю. Из воспоминаний о Бунине // Литературное наследство. Иван Бунин. Т. 84. в 2 кн. Кн. 2. Ред. В. Р. Щербина, В. Г. Базанов, Д. Д. Благой, А. Н. Дубовиков, И. С. Зильберштейн, С. А. Макашин, К. Д. Муратова и др . М.: Наука, 1973. С. 352-357.
90. Русский Эрос или философия любви в России / гл. сост. В. П. Шестаков. М.: Прогресс, 1991.
91. Рябова С. Г. Архетипические структуры в художественном мире Бунина // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. 2009. № 3. С. 75-79.
92. Саакянц А. А. И. А. Бунин и его проза // И. А. Бунин. Повести и рассказы. М.: Правда, 1982. С. 3-20.
93. Саакянц А. А. Проза позднего Бунина // И. А. Бунин. Собр. соч.: В 6 т. Т 5. М.: Художественная литература, 1988. С. 571-593.
94. Сливицкая О. В. Космос и душа человека: (О психологизме позднего Бунина) // Царственная свобода. О творчестве И. А. Бунина: межвузовский сборник научных трудов: к 125-летию со дня рождения писателя. Воронеж: Квадрат, 1995. С. 5-34.
95. Сливицкая О. В. Основы эстетики Бунина // И. А. Бунин: pro et contra: личность и творчество Ивана Бунина в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей: антология. СПб.: Изд-во Русского христианского гуманитарного ин-та, 2001. С. 456-478.
96. Сливицкая О. В. Повышенное чувство жизни: мир Ивана Бунина.
М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2004.
97. Сливицкая О. В. Сюжетное и описательное в новеллистике И. А. Бунина//Русская литература. 1999. № 1. С. 89-110.
98. Смирнов Н. П. Талант, трагедия, награда // Наш современник. 1970. № 10. С. 114-118.
99. Смирнова А. И. И. А. Бунин // Литература русского зарубежья («первая волна» эмиграции: 1920-1940 годы): Учебное пособие: В 2 ч. Ч. 1. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2003. С. 36-55.
100. Смирнова Л. А. Иван Алексеевич Бунин: Жизнь и творчество. М.: Просвещение, 1991.
101. Солоухина О. В. О нравственно-философских взглядах Бунина // Русская литература. 1984. № 4. С. 47-59.
102. Степун Ф. А. Иван Бунин // Степун Ф. А. Встречи. М.: Аграф, 1998.
С. 90-103.
103. Сухих И. Н. Русская любовь в темных аллеях (1937-1945. «Темные аллеи» И. Бунина) // Русский канон: Книги XX века. М.: Время, 2013. С. 482-505.
104. Тропп В. Я. Морфология волшебной сказки. М.: Лабиринт, 2007.
105. Федякин С. Р. Слово Бунина // Бунин И. А. Избранные сочинения. М.: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2003. С. 5-18.
106. Фрейд З. Художник и фантазирование. М.: Республика, 1995.
107. Хованская З. И. Принципы анализа художественной речи и литературного произведения. Саратов: Изд-во Саратовского университета, 1975.
108. Шраер М. Д. Бунин и Набоков. История соперничества. М.: Альпина Нон-фикшн, 2015.
109. Штерн. М. С. Проза И. А. Бунина 1930-1940-х годов: жанровая система и родовая специфика: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Екатеринбург, 1997.
110. Штерн. М. С. Рассказ И. Бунина «Темных аллеи» (опыт системного анализа) // Проблемы взаимодействия метода, стиля и жанра в советской литературе: сб. науч. тр. Свердловск: Свердловский гос. педагогический ин-т, 1990. С. 23-30.
111. Щербицкая И. В. Стилистические особенности цикла И. А. Бунина «Темные аллеи»: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Махачкала, 2008.
112. Croise J. Ivan Bunin 1870-1953 // The Russian Review. 1954. Vol. 13. No. 2. P. 146-151.
113. Hendrick C. A., Hendrick S. S. A theory and method of love // Journal of Personality and Social Psychology. 1986. Vol. 50. No. 2. P. 392-402.
114. Lee J. A. Love-styles // The Psychology of love. New Haven, London: Yale University Press, 1988. P. 38-67.
115. Lee J. A. Colours of love: an exploration of the ways of loving. Toronto: New Press, 1973.
116. Marullo T. G. Self as author: The life of Arsen’ev // If You See the Buddha: Studies in the Fiction of Ivan Bunin (Studies in Russian Literature and Theory). Evanston, IL: Northwestern University Press, 1998. P. 155-188.
117. Richards D. J. Bunin's Conception of the Meaning of Life // The Slavonic and East European Review. Vol. 50. No. 119 (Apr., 1972). P. 153-172.
118. Struve G. P. The Art of Ivan Bunin // The Slavonic and East European Review. Vol. 11. No. 32 (Jan., 1933). P. 423-436.
119. The New Psychology of Love / edited by Sternberg R. J., Sternberg K. New Haven, London: Yale University Press, 2008.
120. Woodward J. B. Eros and Nirvana in the Art of Bunin // The Modern Language Review. 1970. Vol. 65. No. 3. P. 576-586.
121. Е Хун. Пунин чуанцзо яньцзю. (Исследование творчества Бунина). ПфИ. ’ЖЙФЖ5Я^. Пекин: Изд-во Пекинского ун-та, 2014.
122. Фэн Юйлюй. Куаюе юй хуэйгуй: лунь ифань-пунин (Трансцендентность и возвращение: об Иване Бунине). )ДЖЖ ^^Й 0 Й- ^^Д”ЖЙ. Шанхай: Шанхайское издательство иностранных языков, 1998.
123. Цю Юйнхуа. Пунин (Бунин). Е^ДЦ. ЖД. Чэнду: Сычуаньское народное издательство, 2003.
Справочная литература
124. Большой психологический словарь / гл. ред. Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. М.: Олма-Пресс, 2003.
125. Большой энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Большая российская энциклопедия; СПб.: Норинт, 2000.
126. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. М.: Русский язык, 1998.
127. Литературная энциклопедия терминов и понятий / гл. ред. и сост. А. Н. Николюкин. М.: Интелвак, 2001.
128. Литературное зарубежье России: энциклопедический справочник / под общ. ред. Е. П. Челышева, А. Я. Дегтярева. М.: Парад, 2006.
129. Незабытые могилы. Российское зарубежье: Некрологи 1917-2001: В 6 т. / сост. В. Н. Чуваков; под ред. Е. В. Макаревич. М.: Российская гос. Библиотека, 1999-2007.
130. Новая философская энциклопедия: В 4 т. / ред. совет: В. С. Степин, А. А. Гусейнов, Г. Ю. Семигин , А. П. Огурцов и др. М.: Мысль, 2010.
131. Новейший философский словарь / гл. Ред. и сост. А. А. Грицанов. Минск: Скакун, 1998.
132. Российское зарубежье во Франции 1919-2000: Биографический справочник: В 3 т. / под общ. ред. Л. Мнухина, М. Авриль, В. Лосской. М.: Наука, 2008-2010.
133. Русские писатели: биобиблиографический словарь: В 2 ч. / под ред. П. А. Николаева. М.: Просвещение, 1990.
134. Славянская мифология: энциклопедический словарь / гл. ред. С. М. Толстая, Т. А. Агапкина, О. В. Белова, Л. Н. Виноградова, В. Я. Петрухин. 2-е изд., испр. и доп. М.: Международные отношения, 2002.
135. Человек: философско-энциклопедический словарь / под общ. ред.
И. Т. Фролова. М.: Наука, 2000.
136. Этика: Энциклопедический словарь / под общ. ред Р. Г. Апресяна, А. А. Гусейнова. М.: Гардарики, 2001.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ