ВВЕДЕНИЕ 3
1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 6
1.1 Особенности научно -исследовательской работы школьников 6
1.2 Морфофизиологические особенности гемоцитов рыб 13
1.3 Метод атомно-силовой микроскопии 20
2 МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
Актуальность исследования обусловлена приоритетами современной государственной образовательной политики и неготовностью школы к решению этих проблем инновационными методами. Школа озадачена поиском путей эффективного формирования и развития универсальных учебных действий, в том числе и через организацию исследовательской деятельности учащихся. Потребность в научно -теоретическом обосновании модели организации исследовательской деятельности учащихся в современной школе, выявление педагогических условий ее реализации обусловили актуальность темы исследования.
Социально-экономические изменения, происходящие в обществе, требуют от современных специалистов принятия самостоятельных, быстрых и творческих решений [24]. Постоянный большой приток информации приводит к тому, что учащиеся не сосредотачиваются на усвоении необходимых знаний и с трудом отслеживают научные достижения и не всегда осознают их смысл [29]. Изменения в современной образовательной политике государства, обозначенные в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартах второго поколения кардинально изменили требования и цели образовательной деятельности. Современный выпускник - это развитая, творческая личность, способная видеть проблему, находить адекватные, нестандартные пути ее решения. Достижение этой цели возможно лишь при условии осуществления учащимися исследовательской деятельности [23].
Такие изменения в образовании требуют развития новых образовательных технологий в противовес широко распространенным в современной образовательной системе репродуктивным методам, основанным на простом воспроизведении готовой информации [37]. Новые образовательные программы требуют от педагога нового типа профессиональное мышление, новые формы преподавания, а также современные методы организации учебной деятельности на разных ступенях обучения [10].
В последнее время появилась необходимость у педагогов все больше внимания уделять исследовательской деятельности учащихся в школе. Учителями создается разнообразная система исследовательской
деятельности школьников, которая, в свою очередь, объединяет самые разнообразные формы ее организации от общешкольных конкурсов и олимпиад до конференций и научных обществ [27]. Для развития исследовательской деятельности необходимо создавать специальные условия, которые позволяют максимально учитывать способности и потребности учащихся и содействует формированию их исследовательской культуры, что ведет к повышению качества образования [37].
В современной школе значимость исследовательской деятельности возрастает. Практика проведения учебных исследований со школьниками может рассматриваться как особое направление внеклассной или внешкольной работы, тесно связанное с основным учебным процессом [36]. На сегодняшний день проектная и исследовательская деятельность занимает важное место в учебном процессе, так как способствует формированию свободной личности, способной самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, обдумывать и принимать решения, четко планировать действия и многое другое [35]. Педагоги, шагая в ногу с современными реалиями, внедряют в свою практику методы проектов и занимаются исследованиями [44]. На данном этапе состояние образования в России все острее обозначается проблема применения знаний. Учащиеся, заканчивающие школы обладают различными знаниями, при этом не умеют их применять на практике. Отсюда все большее значение приобретает направление, предусматривающее участие школьников в научно - исследовательской и научно -практической деятельности [32]. Именно это направление и формирует у учащихся умение и навыки практического применения теоретических знаний, что способствует развитию мышления, логики, а также учит ставить цели, задачи и способы их достижения.
Объект исследования - научно-исследовательская работа школьников по биологии.
Предмет исследования - организация научно -исследовательской работы школьников по биологии на примере темы: «Морфофизиологические особенности гемоцитов Cyprinus carpio».
Цель работы - изучить особенности организации научно-исследовательской работы школьников по биологии на примере темы: «Морфофизиологические особенности гемоцитов Cyprinus carpio».
Задачи исследования:
1. Определить этапы организации научно -исследовательской работы школьников по биологии.
2. Изучить гематологические показатели у рыб.
3. Оценить морфологические особенности клеток крови у представителей надкласса Рыбы.
Основная часть квалификационной работы состоит из трех разделов. В первом разделе рассматриваются теоретические основы научно - исследовательской работы школьников. Во втором разделе описание методов исследования. В третьем разделе обсуждаются результаты, полученные в ходе исследования. В заключении подведены итоги проделанной работы.
1. Абдурахманов, Г.М. Основы зоологии и зоогеографии / Д.А. Криволуцкий, Е. Г. Мяло, Г. Н. Огуреева. - М.: Академия, 2003. - 480 с.
2. Агаджанян, Н.А. Основы физиологии человека: 2-е издание, исправленное / Н.А. Агаджанян. - М.: РУДН, 2001. - 408 с.
3. Аминева, В.А. Физиология рыб / В.А. Аминева , А.А. Яржомбек. - М.: Академия, 1984. - 256 с.
4. Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности / В.И. Андреев. - Казань: изд-во КГУ, 1988. - 238 с.
5. Анисимова, И.М. Ихтиология / И.М. Анисимова, В.В. Лавровский. - М.: Высшая школа, 1983. - 255с.
6. Вейсблут, М. Физика гемоглобина. Структура и связь / М. Вейсблут. - Москва: Моск. Кн. Изд-во, 1969. - 76 с.
7. Верголяс, М.Р. Использование формулы крови рыб в биотестировании / М.Р. Верголяс. - М., 2008. - Часть 2. - 363с.
8. Верзилин, Н.М. Общая методика преподавания биологии / Н.М. Верзилин. - М.: Просвещение, 1983. - 384с.
9. Веснина, Н.В. Физико-химические особенности мембран эритроцитов у жителей Среднего Приобья / Н.В. Веснина, Л.М. Леонова,
Э.А. Кашуба, Л.Ф. Чернецова. - Урал, 2008. - №1. - 74 с.
10. Выготский, Л.С. Педагогическая психология / Л.С. Выгодский. - М.: Педагогика - Пресс, 2003. - 536 с.
11. Гафитулин, М.С. Проект "Исследователь". Методика организации
исследовательской деятельности учащихся / М.С. Гафитулин. - М.:
Педагогическая техника, 2005. - 26 с.
12. Головина, H.A. Методы гематологических исследований в ихтиопатологической практике / Н.А. Головина // Рыбохозяйственное использование внутренних водоемов. - 1979. - № 4. - 8-18 с.
13. Головина, Н.А. Морфофункциональная характеристика крови рыб - объектов аквакультуры: автореферат диссертации на соискание ученой 100 степени доктора биологических наук. 03.00.01 / Н.А. Головина. - М., 1996. - 53 с.
14. Грабовская, Е.Ю. Хрестоматия (часть 2): методические
рекомендации, предназначенные для студентов по специальности «физическая реабилитация» / Е.Ю Грабовская. - Симферополь, 2008. - 242 с.
15. Житенева, Л.Д. Основы ихтиогематологии (в сравнительном аспекте) / Л.Д. Житенева, Э.В. Макаров, О.А. Рудницкая . - Ростов н/Д.: Эверест, 2004. - 312 с.
16. Загвязинский, В.И. Теория обучения современная интерпретация /
В.И. Загвязинский. - М., 2011. - 186 с.
17. Зарубин, В.Г. Современная школа / В.Г. Зарубин, Ю.В. Новиков. - М.: Астрель, 2015. - 262 с.
18. Зверев, И.Д. Общая методика преподавания биологии в школе / И.Д. Зверев. - М.: Просвещение, 1985. - 191 с.
19. Зимняя, И.А. Ключевые компетентности как результативно - целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов,
2004. - 42 с.
20. Иванов, А.А. Физиология рыб / А.А. Иванов. - М.: Мир, 2003. - 284 с.
21. Ильмаст, Н.В. Введение в ихтиологию. Учебное пособие / Н.В.
Ильмаст. - Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2005. - 148 с.
22. Карташев, Н.Н. Практикум по зоологии позвоночных / Н.Н. Карташев, В.Е. Соколов, И.А. Шилов. - М., 2004. - 284 с.
23. Коленченко, Е.М. Организация учебно -исследовательской
деятельности школьников // http://festival. 1september.ru/articles/569355/
24. Леонтович, А.В. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник / А.В. Леонтович. - М.: Народное образование, 2001. - 34 с.
25. Липунова, Е.А.. Физиология крови: моногр. исслед. / Е.А. Липунова, М.Ю. Скоркина. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. - 324 с.
26. Мазяркина, Т.В Исследовательская деятельность школьников / Т.В. Мазяркина. - М.: Современные наукоемкие технологии, 2011. - 122 с.
27. Манаков, Н.А. Ваша первая научная работа / Н.А. Манаков. - Оренбург: ОЦДНТТ, 2006. - 33 с.
28. Менчинская, Н.А. Психологические вопросы развивающего обучения и новые программы / Н.А. Менчинская. - М.: Педагогика, 1968. - 114с.
29. Обухов, А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры / А.С. Обухов. - М.: Народное образование, 2001. - 61 с.
30. Обухов, А.С. Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник / А.С. Обухов. - М., 2001. - 65 с.
31. Остроумова, И.Н. Особенности биохимического состава и
размеров науплиусов артемии как стартового корма для личинок рыб / И.Н. Остроумова. - М.: Рыбоводство и рыб. хоз -во, 2014. - № 6. - 55-61 с.
32. Разагатова, Н.А. Вовлечение младших школьников в учебно - исследовательскую деятельность / Н.А. Разагатова, С.Е. Джаджа. - Самара: Научный центр РАН, 2006. - № 3. - 223-230 с.
33. Роджерс, К. Свобода учиться / К. Роджерс, Дж. Фрейберг. - М., 2002. - 124 с.
34. Румянцева, Н.Ю. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников / Н.Ю.Румянцева. - М.: Просвещение,
2001. - 34 с.
35. Румянцева, Н.Ю. Потенциальная готовность учителя к организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников / Н.Ю. Румянцева. - М.: Просвещение, 2000. - 234 с.
36. Русских, Г.А. Развитие учебно -исследовательской деятельности учащихся / Г.А. Русских. - М.: Дополнительное образование, 2001. - № 7-8. - 54 с.
37. Рябочкина, П.А. Особенности организации проэктной деятельности школьников / П.А. Рябочкина. - М., 2002 - 38 с.
38. Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению / А.И. Савенков. - М.: Просвещение. - 2006. - 434 с.
39. Семенова, Н.А. Исследовательская деятельность учащихся / Н.А. Семенова. - М.: Начальная школа, 2006. - №2. - 45-49 с.
40. Семенова, Н.А. Организация исследовательской деятельности в начальной школе / Н.А.Семенова. - Томск: Издательство ТГПУ, 2002. - 40 с.
41. Степанова, М.В. Учебно - исследовательская деятельность школьников в профильном обучении / М.В. Степанова. - Санкт-Петербург: изд. «Каро», 2005. - 27 с.
42. Терентьева, Э.И. Атлас ультраструктуры клеток кроветворной ткани/ Э.И. Терентьева, З.Г. Шимканова. - М.: Медицина, 1972. -134 с.
43. Хвостова, С. М. Кроветворение в мезонефросе у хрящевых рыб: научное издание / С. М. Хвостова, М. П. Грушко. - М.: Морфология, 2012. - 165 с.
44. Якимов, Н.А. Проектно-исследовательская деятельность младших школьников / Н.А.Якимов// Исследовательская работа школьников. - 2003. - №1. - 48-51с.