Введение 3
Глава 1. Феномен картины мира в философской антропологии ...8
1.1 Генезис понятия «картина мира» 8
1.2 Типологические особенности картины мира 17
Глава 2. Антропологические и парадигмальные характеристики картины мира в современной философии человека 26
2.1 Человек как непреодолимый элемент в рамках формирования картины мира 26
2.2 Новые стратегии человеческой деятельности: Запад-Восток 37
Заключение 51
Список литературы
Формирование картины мира - это одна из особенностей человека как субъекта понимания и познания мира. Представления об окружающем мире являются специфическими для каждой конкретной эпохи, в том числе и для современной. При этом на образ мира влияют как научные, так и ненаучные представления, что запечатлевается в понятиях, обыденных представлениях, общественном и индивидуальном сознании. В свою очередь повседневные представления зачастую становятся предметом различных научных исследований.
Рассмотрение феномена картины мира в современной философии человека позволяет дать философский анализ значимости роли науки как одной из сфер культуры, а также ее включенности в решение имеющихся глобальных проблем современного общества, которые, в свою очередь, значительно повлияли на мироотношение, мировоззрение человека.
Степень разработанности проблемы.
Феномен картины мира появляется вместе с самим человекам и, по сути, совпадает с антропогенезом. Однако данный феномен, обозначаемый термином картина мира, оказывается предметом философского осмысления в сравнительно недавнее время. Данное понятие все еще претерпевает некоторые изменения, поскольку продолжается процесс построения его определения, его смыслового наполнения, обсуждается необходимость разграничения понятия картина мира и других, близких по значению феноменов, а также вы предпринимаются попытки определения свойств и различных форм картины мира.
Если обратиться к этимологии данного термина, то мы обнаружим достаточно простое на первый взгляд объяснение: европейские языки отсылают нас к латинскому термину «imago», который содержит в себе несколько семантических вариантов толкования данного термина: это, во - первых, изображение, во-вторых, образ, в-третьих, представление, в- четвертых, отражение, в-пятых, отображение, в-шестых, метафорическое отображение. Как раз наличие множества значений приводит к различным, часто противоположным трактовкам исследуемого понятия в западной философской традиции. Тем не менее, абстрагируясь от некоторой сложности определения данного понятия, мы можем выделить некоторые его особенности.
А.Н. Уайтхед закрепляет за картиной мира «видимость вечного объекта», которая раскрывает «все модальности человеческого вхождения в действительное явление». А. Койре считает, что картина мира содержит в себе мысль «на уровне здравого смысла», она характеризует окружающий мир «приблизительно» и устроена по «человеческой мере». В «картине мира» У В. Гейзенберга содержится «непосредственное представление о мире». Дж. Фрэзер характеризует картину мира как «накопленного запаса наблюдений», К.Г. Юнг понимает картину мира как «наблюдаемую вещь. При этом, как считает Ж. Дюмезиль, в силу своего соответствия некоторым сторонам реальности, картина мира является «гарантом порядка» в мире . Похожую трактовку мы находим у Ш. Серрюса, который приписывает картине мира функцию «воспроизведения мирового порядка в естественном языке» . Понимание картины мира как «картины интеллектуальных движений» мы находим у Ж.-П. Вернана, а интерпретацию картины мира как «продукта операции логически обработанного ума» у Ж. Деррида. А.Спэйер акцентирует внимание на «интеллектуально-символическом» аспекте картины мира. М. Вебер определяет картину мира как «объективно значимую истину», являющуюся «моделью объяснения мира» и продуктом «практического рассуждения».
Г. Герц использовал термин картина мира в рамках физической картины мира, понимая под ней «совокупность внутренних образов внешних предметов, из которых логическим путем можно получать сведения относительно поведения этих предметов». У М. Планка мы находим разграничение картины мира на практическую и научную. Под первой он понимает «целостное представление человека об окружающем мире, которое вырабатывается им постепенно на основании своих переживаний», под второй - «модель реального мира в абсолютном смысле, независимого от отдельных личностей и всего человеческого мышления». А.Эйнштейн считает картину мира как «необходимый моментом жизнедеятельности человека». В рамках исследования философии науки нам наиболее близка позиция Т. Куна, который вводит в науку термин «парадигма» как «систему допущений, принятых научным сообществом». Б. Рассел под картиной мира мира понимал «исходный глобальный образ мира, лежащий в основе мировидения человека, репрезентирующего сущностные свойства мира в понимании ее носителей и являющегося результатом всей духовной активности человека» .
Понятие картина мира часто соотносится с проблемой мировоззрения. Большой вклад в разработку мировоззренческих вопросов внесен в рамках русского космизма - Н.А. Умов, Н.Г. Холодный, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, Н.Ф. Федоров, а также в рамках восточной философской традиции - в буддизме и даосизме
В рамках современной научной картины мира существенный вклад внесен И.Р. Пригожиным, И. Стенгерсом, Г. Хакеном, разрабатывающими проблемы самоорганизации в природе и обществе .
Объектом исследования выступает феномен картины мира в современной философской антропологии.
Предметом исследования выступают антропологические и парадигмальные особенности картины мира.
Цели исследования: выявление антропологических и парадигмальных характеристик картины мира современной эпохи.
Реализация указанной цели обусловила постановку и решение следующих задач:
- выявление генезиса феномена «картина мира»,
- анализ типологических особенностей картины мира,
- выявление антропологических факторов в формировании картины мира,
- анализ новых мировоззренческих стратегий человеческой деятельности в рамках диалога культур Запада и Востока.
Теоретико-методологическим основанием исследования выступают: междисциплинарный подход, поскольку феномен картины мира затрагивает разные области культуры, а также науки как сферы духовной культуры; сравнительно-типологический подход использовался при анализе различных типов картины мира; системный подход применялся для раскрытия особенностей генезиса понятия картина мира, с учетом взаимосвязи различных ее типов; плюралистический подход положен в основу рассмотрения научного и ненаучного мировоззрения; антропологический подход применялся при выявлении антропологических характеристик в содержании понятия картина мира; анализ, синтез, систематизация и обобщение используются при анализе соответствующей литературы по истории философии, науки и т.д.; различные работы по культурологи, гносеологии, методологии науки и синергетике и применяются для выявления особенностей современной научной картины мира.
Данная работа обладает определенной научной новизной: показана взаимосвязь феномена картины мира и мировоззрения человека; обоснована необходимость формирования единой общезначимой картины мира в культуре современного общества; выявлено антропологическое влияние природы человека на базовые характеристики картины мира, на смысловое наполнение самого термина; проанализированы современные мировоззренческие подходы в рамках научной картины мира, а также показана взаимосвязь современной научной картины мира и традиционных восточных учений (даосизм, конфуцианство, буддизм).
Научно-практическая значимость работы. Положения, содержащиеся в диссертации, сформулированные выводы и практические рекомендации могут быть использованы при дальнейших исследованиях в философии, философской антропологии, культурологии, концепциям современного естествознания, а также при разработке спецкурсов по современным основаниям научной деятельности.
Апробация результатов исследования. При подготовке основных положений и выводов диссертационного исследования были использованы материалы выступлений на научных конференций различного уровня, а также публикации в научных журналах и сборниках.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, включающего 131 наименование. Содержание диссертационной работы изложено на 66 страницах.
Картина мира это смысловой образ мира, возникающий в результате работы всех духовных сторон личности, она появляется во время контактов человека с окружающей его реальностью. Эти контакты являются очень разнообразными, это и контакты на бытовом уровне, на предметно - преобразующем уровне, когда происходит трансформация окружающей реальности, а также постижение мира в каких-либо экзистенциальных ситуациях.
Картина мира принадлежит к классу идеального, поскольку является субъективным образом объективного мира, но при этом она должна быть опредмечена при помощи различных символических и знаковых структур. И потому она имеет двоякое существование: во-первых, необъективированное, как полуосознаваемый компонент сознания человека и его деятельности, во- вторых, объективированное, как различные предметные образования во всех сферах жизни человека: языке, мимике, жестах, морали, искусстве, мифологии, быту, философии и т.д.
Как феномен нашего сознания, картина мира существует в зачастую полуосознаваемом, недооформленном, неотрефлексированном виде. Ее объективация возможна в различных философских эссе и трактатах, во введениях к той или иной науке, научной и художественной литературе, когда автор пытается рефлексировать над картиной мира человека и его мировоззрением. В необъективированном состоянии она может существовать только в рамках систематической рефлексии.
Базисом для функционирования той или иной картины мира является способ жизнедеятельности человека и первоначальные знания об окружающей реальности, которые выполняют опосредующую функцию. Поэтому человек в ходе своей жизнедеятельности имеет дело не с самой картиной мира, а с определенными знаниями, являющимися следствием выбора конкретной картины мира.
В формировании целостного представления о мире могут участвовать различные сферы культуры, как научные - собственно сама наука, так и ненаучные - мифология, религия, философия, искусство.
Любая форма картины мира при этом всегда влечет за собой внедрение в свою структуру определенных теоретических конструкций, понятийного аппарата, а также предполагает свободное оперирование подобными построениями. И здесь оказывается важными не сами научные знания, а скорее некоторая комбинация мировоззренческих установок, опыта, необходимых для преобразования как представлений об окружающем мире, так и самого этого мира.
Объективное становление определенной картины мира напрямую связано с социальными предпосылками. Наличие различных типов картин мира - мифологической, религиозно, научной - говорит не только о разнообразии данного феномена, наличия различных форм познания мира, но также показывает разнообразие обуславливающих это факторов.
Интенсивность интереса к мироустройству, законам мира, а также к формам его реального изменения или интерпретации зачастую зависит от включенности того или иного человека в активную жизнедеятельность. Мотив к постижению мироустройства напрямую определяет содержание тех или иных компонентов, вызывающих интерес, а также влияет на реальное или возможное осуществление гносеологического процесса. Когда человек осознает свои возможности в рамках, как познания мира, так и изменения каких-либо его сторон, то активность его интереса относительно картины мира значительно усиливается.
Новое является не просто логической трансформацией опыта, а результатом функционирования многих уровней организации человека: его физиологии, психологии, сознания, самосознания. В рамках выполнения мировоззренческой функции картина мира направляет человека в первоначальном определении проблемы, предварительном ее решении, поскольку является своеобразной парадигмальной матрицей. Сама постановка проблемы и характер ее решения напрямую зависят от характера конкретного знания. Причем они коренным образом будут отличаться у людей с разным мировоззрением (например, человек с религиозным мировоззрением и человек с научным мировоззрением).
Отправным пунктом понимания сущности картины мира, ее характерных особенностей является то, что картина мира - это субъективный образ объективного мира. Поскольку мир является бесконечным образованием, а человек и его познавательные возможности ограничены и конечны во времени, то любая создаваемая картина мира как ядро человеческого мировоззрения будет непременно содержать в себе особенности человека, его специфичность, субъективность.
А как ядро мировоззрения, картина мира обладает космологической ориентированностью, поскольку стремится дать глобальное представление об окружающей реальности, при этом сохраняя свою антропоморфичность.
Одним из важнейших свойств картины мира является ее обязательная достоверность для носителя картины мира. Картина мира при этом видится не как образ мира, рассматривается не как конкретно-историческое образование, а как некий двойник реальности, образ которой в картине мира выступает самой реальностью. Носитель картины мира предполагает, что реальность такова, каким он ее видит в рамках данной картины мира.
Картина мира в рамках выявленных диалектических связок представляет собой сплав стабильности и изменчивости. Здесь скрывается основное противоречие, связанное с формированием картины мира. Для регулирования жизни и деятельности людей картина мира должна совмещать в себе стабильность и изменчивость. Стабильность необходима картине мира для реализации функции регулятора жизнедеятельности человека. Но при этом, картина мира как образ реальности постоянно меняется, уточняется, конкретизируется по мере накопления знаний, опыта, как отдельным человеком, так и обществом в целом. Картина мира не остается постоянной даже в пределах жизни одного человека.
Картина мира выступает диалектическим единством объективного и субъективного начал в мировоззрении человека, своеобразным соединением своей духовной практики с культурно-исторической деятельностью всего общества. Поскольку картина мира формируется в ходе активности человеческого сознания, поэтому она является его продуктом.
Картина мира - это всегда соединение двух диалектических противоположностей: конечного и бесконечного. Человек, как и его жизненный опыт, конечны и ограничены, а реальность, образ которой пытается сформировать индивид, является бесконечной. Картина мира, описывая бесконечный мир, соединяет в себе эти две характеристики. По мере развития человека, науки, практики, образ мира становится несколько отчетливее, хотя человек никогда не сможет создать полный образ абсолютно всей реальности.
Мы видим, что при создании картины мира всегда проявляется антропоцентризм, природа человека, а любая оценка обладает определенной субъективностью, которая вытекает из интересов, потребностей и положения познающего субъекта. Картина мира при этом являет собой синтез объективности и субъективности. Не следует также забывать, что в процессе познавательное деятельности субъект познания вносит определенные изменения в познаваемый объект, и их невозможно устранить (принцип неопределенности и относительности в рамках квантовой картины мира), что следует учитывать при формировании картины мира. Данные установки, в конечном счете, приводят к убеждению, что картина мира должна включать познающего человека как некий непреодолимый элемент познания.
Современная научная картина мира развивается и функционирует в непростое историческое время. Она тесно вплетена в поиск новых стратегий жизни всего человечества, поиск новых путей развития цивилизации. Необходимость такого поиска возникла в связи с кризисными явлениями и глобальными проблемами, с которыми столкнулось общество в конце XX - начале XXI вв.. Осмысление подобной ситуации предполагает новую оценку развития европейской цивилизации, ценности которой в отношении к человеку, природе, познавательному процессу и т.д., казавшиеся неизменным условием прогресса общества и улучшения жизни и не менявшиеся более четырех веков, сегодня ставятся под сомнение.
Культура техногенного общества базировалась на определенной научной рациональности, в рамках которой функционировала и развивалась научная картина мира, являющаяся особой теоретической формой представления знания и обеспечивающая науке мировоззренческий статус. Наука в западном обществе ассоциировалась с технологиями преобразования природы. Научная картина мира, в свою очередь, ориентировала людей в их деятельности, направленной на понимание и преобразование действительности.
В новой ситуации формируется иное рассмотрение природы, в которой человек реализует свою познавательную и преобразующую деятельность. Она понимается как целостная живая система, а не как простое механическое соединение изолированных частей. Изменение природы возможно только в определенных пределах, выход за которые вызывает необратимые последствия.
В предшествующий исторический период развития науки такое отношение человека к природе показалось бы своеобразным возвратом в прошлое, к мифологическому сознанию. Однако после того как в научную картину мира вошли представления о живой природе как сложной экосистеме, после принятия идей Вернадского о биосфере, как целостной системе, которая взаимодействует с неорганической природой, сформировалось новое представление об окружающей природе как целостном организме. Экология занимает важное место при рассмотрении тех процессов, с которыми человек непосредственно взаимодействует в своей деятельности. При этом, экологическое знание становится важной частью представлений современной научной картины мира, являясь связующим звеном между человеком и природой. И экология как наука становится значимой в условиях решения глобальных экологических проблем, а потому включается в мировоззренческие основания новой науки. При этом новые экологические принципы начинают влиять на мировоззренческие основания культуры в целом, а также на изменение аксиологии мышления.
Подобные идеи соотносятся как с современной научной картиной мира, так и с другими областями культуры, ускоряя разработку новых смыслов, ценностных ориентиров, новых стратегий человеческой деятельности, которые, в свою очередь, все в большей степени ложатся в основу философии науки.
Новое отношение человека к природе, базирующееся на новой этике, предполагает ответственность человека перед природой, а не господство над ней. Такой подход ведет к формированию нового типа рациональности, как диалога человека и мира.
При подобном подходе в рамках онтологии космос мыслится целостным, органично включающим человека, различные же объекты окружающего мира наделяются свойствами развития, человекосоразмерности, кооперации, самоорганизации. Субъект и объект познания перестают ставиться в оппозицию, а рассматриваются как независимые развивающиеся системы. При таком понимании новая научная рациональность наполняется новыми смыслами: открытостью, толерантностью, рефлексией, ценностно-смысловой нагруженностью.
Обращают на себя внимание новые свойства современной научной картины мира, воплощающей в себе новую открытую рациональность, соотносящуюся с философскими идеями различным культурных традиций, и прежде всего восточных, в которых мир понимался как единый организм, все части которого находятся в так называемом резонансе друг с другом. Данная онтология предполагает гармоничное сосуществование человека и природы, их единство.
В этих идеях есть глубокий философский смысл, связанный с необходимостью нравственного регулирования процесса познания, социальной и технологической деятельности. И в этом они напрямую соотносятся с идеями, разработанными в рамках современной научной парадигмы, направленных на поиск новых ориентиров развития общества. Современная научная картина мира включена в формирование нового типа научной рациональности, базирующегося на диалоге культур, толерантном отношении к различным подходам, что является необходимым для преодоления последствий современных глобальных кризисов.
1. Авксентьев, В.А. Роль национально-культурной картины мира в мировоззрении современного человека / В.А.Авксентьев // Лингводидактические и семантические проблемы изучения национально-культурной ценностной картины мира. - Ставрополь, 2002.
2. Азроянц, Э.А. Новая мировоззренческая парадигма: ориентиры будущего / Э.А.Азроянц // Современная картина мира. Формирование новой парадигмы. - М, 2001.
3. Аксюмов, Б.В. Кризис традиционных форм духовной культуры в современной цивилизации / Б.В.Аксюмов // дис. канд. филос. наук. - Ставрополь, 2002.
4. Андрюхина, Л.М. Стиль мышления и картина мира в научном познании / Л.М. Андрюхина // дисс. канд. филос. наук. - Свердловск, 1978.
5. Антропный принцип в структуре научной картины мира. - Л., 1989.
6. Арнаутова, Ю.Е. Болезнь в картине мира средневековой народной культуры: (Германия VI-XIII в.в.) / Ю.Е. Арнаутова // дисс. канд. ист. наук. - М., 1993.
7. Астрономия и современная картина мира. - М., 1996.
8. Атфилд, Р. Этика экологической ответственности / Р. Атфилд // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М., 1990.
9. Ахундов, М.Д. Эволюция и смена научных картин / М.Д.Ахундов // Философия естествознания, социальное развитие. - М., 1989.
10. Баев, К.Л. Создатели новой астрономии. Коперник. Бруно. Кеплер. Галилей / К.Л. Баев. - М., 1955.
11. Баксанский, О.Е. Современный когнитивный подход к категории «образ мира» / О.Е. Баксанский, Е.Н.Кучер // Вопросы философии. М., 2002. - № 8.
12. Бичев, Г.Н. Теория единства строения мира / Г.Н.Бичев. - М., 2001.
13. Борсяков, Ю.И. Проблемы человека в научной картине мира (в свете антропного принципа) / Ю.И. Борсяков. - М., 1993.
14. Васильев, С.А. Философский анализ гипотезы лингвистической относительности / С.А. Васильев. - Киев, 1994.
15. Вебер, М. Избранное. Образ общества / М. Вебер. - М., 1994.
16. Вейль, Г. Пространство. Время. Материя: лекции по общей теории относительности / Г. Вейль. - М., 1991.
17. Вернадский, В.И. Биохимические очерки [Текст] / В.И. Вернадский. - М., 1940.
18. Вернан, Ж.-П. Происхождение древнегреческой мысли / Ж.-П.
Вернан. - М., 1988.
19. Владимиров, Ю.С. Соотношение фундаментальной физики, философии и религии / Ю.С.Владимиров // Взаимосвязь физической и религиозной картины мира. - Кострома, 2002. - Вып. 1.
20. Восток-Запад // Исследования. Переводы. Публикации. - М., 1982.
21. Гайденко, П.П. Исторические типы научной рациональности / П.П. Гайденко. - М., 1995. - Т.2.
22. Галилей, Г. Пробирных дел мастер / Г. Галилей. - М.: Наука, 1987.
23. Гачев, Г.Д. Наука и национальные культуры: (Гуманитарные комментарии к естествознанию) / Г.Д. Гачев. - Ростов-на-Дону, 1992.
24. Гачев, Г.Д. Национальные образы мира. Космо-психо-логос [Текст] / Г.Д.Гачев. - М., 1995.
25. Гейзенберг, В. Физика и философия. Часть и целое / В.Гейзенберг. - М., 1990.
26. Герц, Г. Принципы механики, изложенные в новой связи / Г.Герц // Жизнь науки: антология вступлений к классике естествознания. - М., 1973.
27. Герц, Г. Три картины мира / Г. Герц // Новые вехи в философии. - СПб., 1914. - №11.
28. Гессе, Г. Игра в бисер / Г. Гессе. - М., 2015.
29. Го, Юй. Речи царств [Текст] / Юй Го. - М., 1967.
30. Гореликов, Л.А. Принцип системности в основаниях научной картины мира / Л.А.Гореликов. - Кривой Рог, 1989.
31. Горин, Ю.В. Естествознание от ... И.Ньютона до И.Пригожина / Ю.В. Горин, Б.Л.Свистунов, М.Б.Семенов. - Пенза, 2001.
32. Гребеньков, Г.В. О мировоззренческой природе ценностного аспекта философии / Г.В. Гребеньков. - Донецк, 1991.
33. Григорьева, Т.П. Японская литература ХХ века / Т.П.Григорьева. - М., 1983.
34. Григорьева, Т.П. Японская художественная традиция / Т.П.Григорьева. - М., 1979.
35. Гумбольдт, В. Избранные труды по языкознанию / В.Гумбольдт. - М., 1957.
36. Гуревич, П.С. Философская антропология / П.С.Гуревич. - М., 1997.
37. Гуссерль, Э. Введение / Э. Гуссерль // Логические исследования. - М., 1997. - №9.
38. Гуссерль, Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии [Текст] / Э. Гуссерль. - М., 1999. - Т.1.
39. Данилов, Н.А. Место и роль ценностных ориентаций в системе мировоззрения / Н.А. Данилов // дисс. канд. филос. наук. - М., 1990.
40. Деррида, Ж. О грамматологии [Текст] / Ж. Деррида. - М., 2000.
41. Диалектика природы и естествознания // Материалестическая диалектика в пяти томах. - М., 1983. - Т.3.
42. Дилигенский, Г.Г. «Конец истории» или смена цивилизаций? / Г.Г. Дилигенский // Вопросы философии. - М., 1991. - № 3.
43. Древнекитайская философия [Текст]. - М., 1972. - Т.1.
44. Дышлевый, П.С. Естественно-научная картина мира как форма синтеза знания / П.С. Дышлевый // Синтез современного научного знания. - М., 1973.
45. Дышлевый, П.С. Материалистическая философия и развитие естествознания / П.С. Дышлевый. - Киев, 1977.
46. Дышлевый, П.С. Научная картина мира и мир культуры / П.С.Дышлевый, Л.В.Яценко // Научная картина мира: логико-гносеологический аспект. - Киев, 1983.
47. Едильбаева, С.Ж. О соотношении научного мировоззрения с философией, научной картиной мира, идеологией / С.Ж.Едильбаева. - Алма-Ата, 1985.
48. Ерохин, А.М. Социально-антропологические параметры философской картины мира / А.М.Ерохин // Философия культуры, науки и языка. - Ставрополь, 2003.
49. Зонов, В.Г. Знания и убеждения в структуре мировоззрения личности / В.Г. Зонов // Природа мировоззрения и практические аспекты его формирования. - Томск, 1990.
50. Иванов, В.В., Топоров В.Н. Славянские языковые моделирующие семиотические системы: (древний период) / В.В. Иванов, В.Н.Топоров. - М., 1995.
51. Игнатов, А.И. Мировидение, картина мира и мировоззрение / А.И. Игнатов. - М., 1971.
52. Казютинский, В.В. Антропный принцип в неклассической и постнеклассичекой науке / В.В.Казютинский // Проблемы методологии постнеклассической науки. - М., 1992.
53. Капра, Ф. Смена парадигм и сдвиг в шкале ценностей / Ф.Капра // Один мир для всех. - М., 1990.
54. Кара-Мурза, С.Г. Наука и кризис цивилизации / С.Г. Кара-Мурза // Вопросы философии. - М., 1990. - №9.
55. Касьян, А.А. Математическое знание как мировоззренческое явление / А.А. Касьян // дисс. д-ра филос. наук. - М., 1991.
56. Кащук, А.С. Фрагменты новой картины мира / А.С.Кащук. - Воронеж, 1999.
57. Койре, А. От замкнутого мира к бесконечной вселенной [Текст] / А.Койре. - М., 2001.
58. Костенич, В.А. Научная картина мира как компонент оснований науки / В.А. Костенич // дисс. канд. филос. наук. - Минск, 1985.
59. Котенев, А.А. Миросознание / А.А.Котенев, А.Е.Лукьянов. - М., 2002.
60. Кузнецова, Л.Ф. Картина мира и ее функции в научном познании / Л.Ф.Кузнецова. - Минск, 1984.
61. Кузнецова, Л.Ф. Научная картина мира / Л.Ф.Кузнецова // дис.докт.филос.наук. - Минск, 1993.
62. Кузнецова, Н.И. Наука в ее истории / Н.И. Кузнецова. - М., 1982.
63. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун. - М., 1977.
64. Курдюмов, С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем / С.П. Курдюмов. - М.,1990.
65. Кухтина, Л.Ф. Проблема определения научной картины мира как общенаучного понятия / Л.Ф. Кухтина. - М., 1989.
66. Ларьков, А.П. Генезис и социальная природа эстетических переживаний / А.П. Ларьков. - Тернополь, 1990.
67. Ласло, Э. Новое понимание эволюции. Вступление в глобальную эру / Э. Ласло // Один мир для всех. - М., 1990.
68. Леопольд, О. Календарь песчаного графства [Текст] / О. Леопольд. - М., 1983.
69. Максапетян, А.Г. Языки описания и модели мира (постановка вопроса) / А.Г.Максапетян // Вопросы философии. - М., 2003. - № 2.
70. Макушинский, А. Современный «образ мира»: действительность / А. Макушинский // Вопросы философии. - М., 2002. - № 6.
71. Мейси, Д. Единая экология [Текст] / Д. Мейси // Один мир для всех. - М., 1990.
72. Микешина, Л.А. Научная картина мира как мировоззренческая форма
знания / Л.А.Микешина // Научная картина мира: логико¬
гносеологический аспект. - Киев, 1983.
73. Михайловский, В.Н. Диалектика формирования современной научной картины мира и мировоззрения / В.Н. Михайловский, Г.Н. Хон. - Л.,
1989.
74. Михайловский, В.Н. Мировоззрение и современная научная картина мира / В.Н. Михайловский, Ю.И. Светов. - Л., 1986.
75. Можейко, М.А. Социокультурные основания генезиса первых натурфилософских картин мира: (на материале античной философии) / М.А. Можейко // дисс. канд. филос. наук. - Минск, 1983.
76. Моисеев, Н.Н. Универсум. Информация. Общество / Н.Н.Моисеев. - М., 2001.
77. Нидам, Дж. Общество и наука на Востоке и на Западе [Текст] / Дж. Нидам // Наука о науке. - М., 1966.
78. Нидам, Дж. Предвестники современной науки [Текст] / Дж. Нидам // Курьер Юнеско. - М., 1988. - №11.
79. От эпических теокосмогоний до возникновения атомистики [Текст] / Фрагменты ранних греческих философов. - М., 1989. - Ч.1.
80. Петров, А.В. Информационная картина мира: философско-
методологический и теоретический анализ / А.В.Петров // дис. канд. филос. наук. - М., 2002.
81. Планк, М. Единство физической картины мира [Текст] / М.Планк. - М.,
1966.
82. Платонов, Г.В. Картина мира, мировоззрение, идеология / Г.В.Платонов. - М., 1972.
83. Пригожин, И. Порядок из хаоса: новый диалог человека с природой [Текст] / И. Пригожин, И. Стенгерс. - М., 1986.
84. Пустовойтов, В.И. Логико-гносеологический анализ картины мира как формы систематизации естественно научного знания / В.И.Пустовойтов // дисс. канд. филос. наук. - Киев, 1981.
85. Рассел, Б. Человеческое познание: его сферы и границы / Б.Рассел. - М., 1997.
86. Рахманова, И.В. Мировоззренческие установки личности / И.В.Рахманова. - Барнаул, 1991.
87. Розинберг, О.О. Труды по буддизму [Текст] / О.О. Розинберг. - М., 1991.
88. Сандлер, Дж. Пациент и психоаналитик. Основы психоаналитического процесса [Текст] / Дж. Сандлер, К. Дэр, А. Холдер. - Воронеж, 1993.
89. Серебренников, Б.А. О материалистическом подходе к явлениям языка / Б.А. Серебренников. - М., 1993.
90. Синянский, Д.А. картина мира и кризис современной цивилизации / Д.А.Синянский // дис. канд. филос. наук. - Ростов-на-Дону, 2002.
91. Спиридонова, Е.П. Феномен смысла в формировании картины мира / Е.П.Спиридонова // дис. канд. филос. наук. - Саратов, 2002.
92. Спиркин А.Г. Мировоззрение, его структура, жизненный смысл и пути формирования. В сб.: Молодежь, ее интересы, стремления и идеалы.- М.:Молодая гвардия, 1969.
93. Степин, В.С. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации / В.С. Степин, Л.Ф. Кузнецова. - М., 1994.
94. Степин, В.С. Перспективы цивилизации: от культа силы к диалогу и согласию / В.С. Степин // Этическая мысль. - М., 1992.
95. Степин, В.С. Философская антропология и философия науки / В.С. Степин. - М., 1992.
96. Уайт, Л. Исторические корни нашего экологического кризиса / Л. Уайт // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М., 1990.
97. Уайтхед, А.Н. Избранные работы по философии / А.Н. Уайтхед. - М.,
1990. Т.1., Т.3.
98. Фейерабенд, П.К. Избранные труды по методологии науки [Текст] / П.К. Фейерабенд. - М., 1986.
99. Физический энциклопедический словарь [Текст]. - М., 1984.
100. Филолай. О природе [Текст] / Филолай. - М., 1988.
101. Философия возрождения и Нового времени [Текст] / Антология мировой философии в 4-х томах. - М., 1969. - Т.1. - Ч.2.
102. Философия древности и средневековья [Текст] / Антология мировой философии в 4-х томах. - М., 1969. - Т.1. - Ч.1.
103. Философский энциклопедический словарь [Текст]. - М., 1983.
104. Философский энциклопедический словарь [Текст]. - М., 2003.
105. Фрезер, Дж. Фольклор в Ветхом завете [Текст] / Дж. Фрезер. - М., 1990.
106. Хабермас, Ю. Демократия. Разум. Нравственность [Текст] / Ю. Хабермас - М., 1992.
107. Хабермас, Ю. Философский дискурс о модерне [Текст] / Ю. Хабермас. - М., 2003.
108. Хакен, Г. Синергетика. Иерархия неустойчивостей в самоорганизующихся системах и устройствах [Текст] / Г. Хакен. - М., 1985.
109. Циолковский, К.Э. Космическая философия [Текст] / К.Э. Циолковский. - М., 2001.
110. Чанышев, А.Н. Начало философии [Текст] / А.Н. Чанышев. - М., 1982.
111. Чухина, Л.А. Человек и его ценностный мир в религиозной философии / Л.А. Чухина. - Рига,1991.
112. Швейцер, А. Благоговение перед жизнью / А. Швейцер. - М., 1992.
113. Швейцер, А. Благоговение перед жизнью как основа этического миро- и жизнеутверждения / А. Швейцер // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. - М., 1990.
114. Швырев, В.С. Научное познание как деятельность / В.С.Швырев. - М., 1994.
115. Швырев, В.С. Рациональность как ценность культуры / В.С.Швырев // Вопросы философии. - 1992. №6.
116. Шипунов, Ф.Я. Биосферная этика / Ф.Я. Шипунов // Экологическая альтернатива. - М., 1990.
117. Эйнштейн, А. Собрание научных трудов в 4 Т. / А. Эйнштейн. - М.,
1967. - Т.4.
118. Юнг, К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного / К.Г.Юнг // Архетип и символ. - М., 1991.
119. Юнг, К.Г. Подход к бессознательному / К.Г. Юнг // Архетип и символ. - М., 1991.
120. Ясперс Карл. Философия. Книга первая. Философское ориентирование в мире/ К. Ясперс//пер. А. К. Судакова. — М.: «Канон+» РООИ - «Реабилитация», 2012. — 384 с.;
121. Derrida, J. La carte postale (de Socrate a Freude et au-dela) / J. Derrida. - Paris, 1980.
122. Dictionnaire etymologique .- Paris, 1964.
123. Dumezil, G. Le probleme des centaures. Etude de mythologie comparee indo-europeenne / G. Dumezil. - Paris, 1952.
124. Laszlo, E. Introduction to system Philosophy / E. Laszlo, Oxford, 1972.
125. Petit Larousse .- Paris, 1966.
126. Prigogine, I. La nouvelle alliance: Metamorphose de la science / I.Prigogine,
I. Stengers. - Paris, 1981.
127. Ribot, Th. L’evolution des idees generales / Th. Ribot. - Paris, 1988.
128. Ribot, Th. La logique des sentiments / Th. Ribot. - Paris., 1920.
129. Serrus, Ch. La langue, le sens, la pensee / Ch. Serrus. - Paris, 1941.
130. Spaier, A. La pensee concrete. Essai sur le symbolisme intellectuel / A. Spaier. - Paris, 1988.
131. Vernant, J. -P. L’individu, la morte, l’amour. Soi-meme et l’autre en Grece Ancienne / J. -P. Vernant. - Paris, 1989.