Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ТЕМА ДЕТСТВА В ПРОЗЕ А. И. КУПРИНА

Работа №60711

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

филология

Объем работы88
Год сдачи2017
Стоимость4895 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
913
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Образы детей в прозе А. И. Куприна 23
1.1. Образы детей в рассказе «Чудесный доктор» 23
1.2. Образы детей в рассказе «Детский сад» 28
1.3. Образы детей в рассказе «Тапер» 32
1.4. Образы детей в рассказе «Белый пудель» 39
1.5. Образы детей в рассказе «Слон» 45
Глава 2. Особенности темы детства в прозе А. И. Куприна 51
2.1. Дети окружаются любовью 51
2.2. Положительная и отрицательная стороны в развитии детей 63
2.3. Столкновение между двумя мирами: миром детей и миром
взрослых 71
Заключение 79
Список использованной и цитируемой литературы

Александр Иванович Куприн (1870-1938) - писатель, продолживший в русской литературе начала XX века традиции реализма. Как известно, он считается мастером точного, богатого и гармоничного литературного языка. Основные темы его творчества - вечные. Это поиски настоящей любви, вопросы жизни и смерти, человеческого земного счастья. Герои А. И. Куприна в большинстве - люди смелые, идущие на риск, и, как правило, не всегда понятые окружающими. Они сильны своей внутренней правдой. Особое место в творчестве А. И. Куприна занимает тема детства и «детскости». Для писателя дети являются носителями той чистоты и доверия, которые многими взрослыми уже утрачены. Как правило, это дети из бедной семьи, обиженные или несчастные. Но при этом верящие в чудо и добро. В данной работе мы рассмотрим тему детства, которая отразилась в таких произведениях писателя разных периодов его творчества как «Чудесный доктор» (1897), «Детский сад» (1897), «Тапер» (1900), «Белый пудель» (1903), «Слон» (1907), где эта тема проявляется наиболее ярко.
Сначала обратимся к биографии писателя, эпизоды которой оказываются важными для раскрытия особенностей его творчества.
Александр Иванович Куприн родился 26 августа 1870 года в городе Наровчате Пензенской губернии. Отец его, Иван Иванович Куприн, был маленьким чиновником. Он был не чужд искусству - неплохо играл на скрипке, рисовал масляные картины. Мать будущего писателя, Любовь Алексеевна Куприна, происходила из рода татарских князей Куланчаковых
или Кулунчаковых, и хотя была дворянка, но княжеского титула не имела. В глазах А. И. Куприна мать была женщиной замечательной. Когда его отец умер от холеры, вдовая мать через год переехала в Москву с двумя дочерьми и сыном. В Москве писатель провел свое детство и отрочество. Из-за трудности жизни мать отдала семилетнего Александра в Разумовский пансион, который оставил у будущего писателя тяжелую память. В 1880 году А. И. Куприн поступил во вторую Московскую военную гимназию. Пребывание здесь оказало сильное влияние на развитие характера писателя. В 1888-1890 годах А. И. Куприн продолжил военное образование в Александровском юнкерском училище. Жизни «военной юности» в пансионе, в кадетском корпусе, в юнкерском училище посвящены его произведения «На переломе (Кадеты)» (1900) и «Юнкера» (1928-1932).
Литературный путь А. И. Куприна начался с написания стихотворений, но они не были опубликованы. В 1889 году его первое произведение - рассказ «Последний дебют»1был опубликован. С 1890 года писатель служил в армии Российской империи: был подпоручиком в пехотном полку. Четырехгодичная офицерская жизнь дала ему богатый материал для будущих произведений: «Дознание» (1894), «Лунной ночью» (1893), «Впотьмах» (1893), а также наиболее сильная повесть «Поединок» (1905). В 1894 году поручик А. И. Куприн вышел в отставку и переехал в Киев, где он работал репортером в газетах «Киевское слово» и «Киевлянин». Он любил эту работу, которая стала достойной школой для него как мастера короткого рассказа и очерка.
Киевская жизнь отразилась в его творчестве. В 1896 году вышла в свет книга А. И. Куприна «Киевские типы» . В этой книге был помещен ряд его газетных фельетонов и выведены образы киевлян из разных сословий. В 1897 году он выпускает сборник «Миниатюры». А. И. Куприн в качестве репортера писал эти очерки с натуры, они представляли итог определенного наблюдения и обобщения конкретного материала. И хотя писатель немного зарабатывал на жизнь этими очерками, он работал с удовольствием. В этот период А. И. Куприн становится мастером очерка и короткого рассказа, вырабатывает свой авторский стиль.
Позже А. И. Куприн много ездит по России и пробует себя в разных профессиях. Во время этих скитаний он знакомится с людьми из разных социальных слоев, разных профессий, разных национальностей, разного происхождения и получает разнообразные впечатления, которые стали важным материалом для его творчества. В 1901 году А. И. Куприн приехал в Петербург, чтобы полностью сосредоточиться на литературном творчестве. В Петербурге он знакомится с писателями литературного кружка «Среда», который с 1890-х до 1922 организован писателем Н. Д. Телешовым. В 1902 году А. И. Куприн сблизился с М. Горьким и вошел в круг писателей литературного объединения и издательства «Знание», во главе которого стоял М. Горький. Куприн сближается с такими писателями «знаньевцеми» как И. А. Бунин, Л. Н. Андреев и другие. В 1903 году в издательстве «Знание» вышел в свет первый том рассказов А. И. Куприна. В период 1903-1905 годов А. И. Куприн пишет самое крупное свое произведение - повесть «Поединок», которая была опубликована в 1905 году и получила большой общественный резонанс. В ней А. И. Куприн показал мещанский быт, мелочность интересов и моральный упадок русского офицерства, проигравшего войну с Японией 1904-1905 годов, всю жестокость и тупость военного уклада русской царской армии. Не только герои повести А. И. Куприна, но и сам писатель словно бросал вызов государственному порядку, вызывал его на поединок. Русско-японская война 1904-1905 годов обнажила все острые проблемы русской армии 1900-х годов: проблема ограниченности, непонимания между офицерами и солдатами, бессмысленность военной муштры, бюрократию военных чиновников. А. И. Куприн пишет о жизни солдатов, об их страхе и унижении. Это вызвало резкое осуждение повести писателя в некоторых военных кругах. Цензура сначала не выпускала повесть «Поединок» в печать. Главный герой повести Ромашов увидел резкое противоречие между официально прославляемой российской армией с ее культом порядка и той беспорядочной, грубой, жестокой армейской жизнью в провинциальном городке, куда он попал. И его вера в справедливость и правду проходит тяжелое испытание. В конце повести Ромашов гибнет. У А. И. Куприна он наделен наивным, почти детским восприятием окружающего мира. В этом его сходство с другими героями произведений А. И. Куприна - детьми.
А. И. Куприн всегда пытается указать на высокие духовные и нравственные ценности, увидеть лучшее, даже в самом, казалось бы, «потерянном» для общества человеке. Классическая для русской литературы тема маленького человека, то есть, человека, загнанного обществом в тесные социальные рамки и оттого несчастного, обретает у А. И. Куприна особый смысл. Чисты душой только дети. 1900-ые годы XX века - это расцвет творчества для А. И. Куприна. Он становится известным широкой публике в это время. В петербургских журналах появились его рассказы: «Болото» (1902), «Конокрады» (1903), «Белый пудель» (1903).
Политическая ситуация в России начала XX века не могла не отразиться в творчестве писателя. Глубоко переживая события, связанные с первой русской революцией 1905 года и последовавшими за ней годами реакции, разгулом черносотенства, он публикует очерк «События в Севастополе» (1905), рассказы «Штабс-капитан Рыбников» (1906), «Река жизни» (1906), «Гамбринус» (1907) - один из самых ярких рассказов о социальной несправедливости, о попрании человеческого достоинства одесского скрипача еврея Сашки. В эти же годы появляется цикл очерков «Листригоны» (1907-1911) о причерноморских рыбаках-греках, знаменитый рассказ о всепобеждающей любви «Гранатовый браслет» (1911) и другие.
Не приняв революцию 1917 года, А. И. Куприн эмигрировал во Францию. Во время эмиграции писатель продолжал заниматься литературным трудом, но страдал тоской по родине и через 17 лет он вернулся в Россию. В это время писатель был уже серьезно болен. Произведение «Москва родная» (1937) было его последним опубликованым очерком. 25 августа 1938 года Александр Иванович Куприн скончался от тяжелой болезни.
В литературоведческой науке о А. И. Куприне написано не очень много. Перечислим основные известные советские исследования о биографии и творчестве писателя. Первой из них была книга П. Н. Беркова «А. И. Куприн. Критико-биографический очерк» . По словам автора, А. И. Куприн был «писателем без выдумки», во многих его произведениях можно найти не только место действия, но и фамилии героев, которые действительно существуют. П. Н. Берков писал: «А. И. Куприн на многие годы сохранит значение как писатель, способствовавший росту критического реализма, бодрости и жизнеутверждающего начала в годы реакции, как писатель, развивавший гуманные, прогрессивные традиции великой русской литературы, как один из выдающихся мастеров великого русского слова». Далее выходят в свет книги В. Н. Афанасьева «А. И. Куприн. Критико-биографический очерк», А. А. Волкова «Творчества А. И. Куприна», Ф. И. Кулешова «Творческий путь А. И. Куприна 1883-1907» и «Творческий путь А. И. Куприна 1907-1938», О. Н. Михайлова «Жизнь Куприна. Настоящий художник - громадный талант» и другие.
Это работы, в которых главным образом анализируется биография писателя, объясняющая основные этапы творчества А. И. Куприна. Собственно литературоведческому анализу сочинений писателя уделяется меньше внимания. Назовем те исследования, в которых поднимаются эти вопросы. Так, Л. А. Колобаева в книге «Концепция личности в русской литературе рубежа XIX-XX веков» изучает преобразование темы «маленького человека» в творчестве А. И. Куприна и проблему индивидуализма и человеческой солидарности. Она утверждает, что идея «маленького человека» претерпевает изменение: «герой этого типа, человек самых бесправных низов общества, в сознании писателя перестает быть только объектом социального угнетения, вызывающим сентиментальное сочувствие художника, но на глазах вырастает, встает вровень с героем автобиографическим, а то нравственно и превосходит его, пробуждает надежды на духовно самостоятельную и активную личность, интригует воображение писателя и испытывается им «на прочность». Того, кого еще вчера называли «маленьким человеком», частицей «толпы», Куприн жаждет видеть «сильной личностью», испытателем судьбы, и таким, пусть только отчасти, пусть в каких-то полуэкзотических областях жизни, он и рисует своего героя» . О человеческой солидарности Л. А. Колобаева пишет: «Куприн ищет и утверждает новые, социальные опоры личности - человеческую солидарность, «спайку» в широком, массовом потоке жизни, в низовых, демократических слоях русского общества».
Затем выходит книга Л. А. Смирновой «Русская литература конца XIX - начала XX веков». В ней автор утверждает, что глаза А. И. Куприна видели не только реалии, но и сущность человеческого бытия. Он исследователь глубин человеческой души. Автор рассматривает такие произведения А. И. Куприна, как произведения, посвященные армейской теме: «Дознание» (1894), «Ночлег» (1895), «Прапорщик армейский» (1897), «Поход» (1901); произведения, посвященные теме жизни и смерти: «Воробей» (1895), «Игрушка» (1895), «Мясо» (1895), «Ужас» (1896); произведения о теме земного бытия: «Аль-Иасса» (1894), «Столетник» (1895), «Жизнь» (1895), «Собачье счастье» (1896); произведения, посвященные теме гибели любви и красоты: «К славе» (1894), «Святая любовь» (1895), «Погибшая сила» (1900) и другие.
Л. Л. Никольская в своей статье «Тема «маленького человека» в рассказах Горького «Дед Архип и Ленька» и Куприна «Белый пудель»» анализирует разницу темы маленького человека у двух писателей: М. Горького и А. И. Куприна. Автор в этой статье пыталась «проследить различия в самом характере критицизма писателей, различия, которые выделяют зараждавшееся искусство социалистического реализма из общего потока реалистической литературы конца XIX- начала хх века».
Теме детей и детства посвящены две статьи: ««Век ребенка» в творчестве Куприна» А. И. Перелешиной и «Тема детства в малой прозе А. И. Куприна: аспекты психологизма» Т. П. Шалацкой.
А. И. Перелешина подчеркивает, что А. И. Куприна интересует проблемы воспитания детей: «писатель настойчиво подчеркивает, что народная среда, пусть сурово, но воспитывает в детях мужественные, решительные характеры, способные не только устоять перед болотом житейской пошлости, развращающей реакции, но и вступить в борьбу за свое человеческое достоинство. Такими героями оказываются и маленький шахтер из рассказа «В недрах земли», и деревенский мальчик в «Конокрадах», и Сережа из повести «Белый пудель»». Здесь автор считает, что «Белый пудель» - повесть, а с нашей точки зрения, «Белый пудель» - рассказ. Автор также указывает, что А. И. Куприн уделяет внимание жизни буржуазной семьи: «неизменно показывая, как внутренняя мелочность, мещанская узость интересов, равнодушие и недоверие к детям ломают душу ребенка, превращая его в нравственного урода». Эти вопросы поднимают при анализе произведений А. И. Куприна «Бонза» (1896) и «Бедный принц» (1909).
Т. П. Шалацкая рассматривает рассказы писателя «Чудесный доктор» (1897), «В недрах земли» (1899), «Тапер» (1900), «Белый пудель» (1903) и «Изумруд» (1907) с точки зрения психологизма.
В последние десятилетия в России творчеству А. И. Куприна был посвящен ряд диссертаций , которые отражали разные аспекты прозы писателя: ее жанровое своеобразие, элементы фольклоризма, вопросы поэтики, проблему автора и героя, особенности публицистики и другие.
В Китае несколько исследований посвящено творчеству, методам повествования и характерам героев А. И. Куприна. Интересующей нас теме детей и детства посвящена статья Ся Ицюнь «О детях в творчестве А. И. Куприна» . В статье утверждается, что особенности повествования о детях в творчестве А. И. Куприна заключается в том, что, во-первых, дети играют важную роль в этике семьи. Дети в качестве одного из членов семьи заставляют других членов семьи, особенно родителей, заботиться о семье, о браке, о нравственности и т.д. Во-вторых, в произведениях А. И. Куприна образы детей совсем разные, писатель пишет не только о жизни бедных детей, но и о жизни богатых. В творчестве писателя дети наивные, чистые и доброжелательные. В-третьих, А. И. Куприн обращает внимание на развитие детей. На пути становления ребенка к взрослому состоянию автор видит две стороны: позитивную и негативную. В этой статье автор исследует такие произведение Куприна о детях, как «Чудесный доктор» (1897), «Барбос и Жулька» (1897), «Детский сад» (1897), «Тапер» (1900), «Конокрады» (1903), «Белый пудель» (1903), «Слон» (1907), «Бедный принц» (1909), «Сашка и Яшка» (1917) и другие. Несколько работ исследовательницы также посвящено теме детей в русской классике XIXвека, а именно, в произведениях Л. Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» (1852, 1854, 1857), Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы» (1880), А. П. Чехова «Спать хочется» (1888) и другие.
Однако тема детства в творчестве А. И. Куприна до сих пор не стала предметом более глубокого исследования. Тесно связанная с образом ребенка, эта тема является одной из важных, преобладающих тем мировой художественной литературы. В разные эпохи разными писателями она понималась и трактовалась по-разному. В зависимости от эпохи, от литературного направления, от философской мысли того или иного времени, понимание детства и отношение писателя к созданию образа ребенка меняются. «Художественное изображение образа ребенка на определенном историческом этапе позволяет увидеть детство как культурно-историческую реалию, в равной степени как обусловленную контекстом истории, так и определяющую этот контекст».
Если обратиться к эпохе русского средневековья, то дети появляются в разных литературных текстах, в частности, в летописи. Как правило, это малолетние князья. Но ведут они себя совсем по-взрослому, древнерусских книжников не интересует их статус ребенка, а только сам факт их возраста. К тому же, жизнь человека в Средние Века была намного короче жизни современного человека, и лет в 7-8 князя уже сажали на коня, он мог вместе со старшими князьями участвовать в небольших воинских походах, о чем, например, упоминает в своем «Поучении» князь Владимир Мономах в начале XII века. А лет в 14-15 князь мог уже жениться. В другом жанре древнерусской литературы, в агиографии, появляются дети - будущие святые, которые ведут себя в соответствии с этикетом житийного поведения. Они всегда скромные, их мысли устремлены к Богу, они не играют в шумные игры со своими сверстниками, часто помогают в церкви, читают Священное Писание, и с малого возраста или даже уже с рождения «Бога возлюбили». В русской православной культуре подчеркивается детская святость: таковы основатель Киево-Печерского монастыря святой Феодосий Печерский в его «Житии», написанном Нестором, юный князь Феодор Новгородский, преподобный Сергий Радонежский, монахи (Иоасаф), юродивые Христа ради: Иаков Боровический, Иоанн Устюжский и другие. Для книжников Древней Руси эти дети представлены как страстотерпцы и мученики. Они не развиваются, с рождения и до кончины они наделены ореолом святости.
В эпоху Просвещения русские писатели обращают внимание не столько на образ ребенка, сколько на его воспитание, воспитание его души. «Русская литература XVIIIвека в целом не ставит детство в качестве предмета художественного изображения. Ребенок осознается ею как пассивный объект внешнего воспитательного воздействия, а его субъективное, волевое начало здесь просто отсутствует. Собственная жизнь человека начинается за чертой его детства, и он не признается ответственным за свои детские годы как субъект творческих контактов с миром» . В это время все большее значение имеет в литературе тема детства как время воспитания. В конце XVIII и начале XIX века детство героя становилось предметом самостоятельного изображения только в прозе Н. М. Карамзина, например, в его повести «Рыцарь нашего времени» (1802-1803), которая посвящена жизни одиннадцатилетнего мальчика Леона и формированию его характера.
В русской литературе XIXвека тема детства связана с представлением об идиллической и идеальной жизни, которая носит такие черты как хороший, безопасный дом, много любящих родственников, и самое главное, заботливые родители. Такой подход к описанию детства можем видеть в наиболее известной трилогии Л. Н. Толстого «Детство. Отрочество. Юность» (1852, 1854, 1857) своеобразный «роман воспитания», роман становления души Николеньки Иртеньева. В романе «Братья Карамазовы» (1880) Ф. М. Достоевского в главе «Мальчики» писатель затрагивает не столько тему взросления человека, сколько ставит философские проблемы. Рассказ А. П. Чехова «Спать хочется» (1888) в определенной мере является продолжением темы «маленького человека», как и в его же рассказе о Ваньке Жукове, который пишет письмо о своей тяжелой жизни в городе «на деревню дедушке». Во второй половине и конце 19 - начала 20 века тема детства снова поднимается в произведениях А. И. Куприна, Л. Н. Андреева и др. В это время писатели пишут о детях-сиротах, бедняках и маленьких тружениках с целью привлечения внимания читателя к тяжелому общественному положению детей, страдающих и погибающих физически и духовно в эксплуатации буржуазно-капиталистического века. А. И. Куприн не был в стороне от этих проблем. В его творчестве мы видим столкновение двух миров - мира взрослых и мира детей. В рассказе «Белый пудель» (1903) действие разворачивается в Крыму. Щедрая и красочная природа этого уголка земли, где все располагает к отдыху, наслаждению южным солнцем и морем, является контрастом к событиям, которые происходят с героями рассказа. Конкретный сюжет этого рассказа мы рассмотрим в первой главе. После того, как белого пуделя Арто украл дворник барышни дачи «Дружба», мальчик Сережа хочет обращаться к судье, чтобы спасти Арто, но дедушка Лодыжкин боится идти к судье, потому что он живет по чужому паспорту. Дедушка не хотел спасти собаку, уговаривал Сережу, что у них будет новая. Но мальчик не слушал дедушку, потому что собака Арто была его большим приятелем. Он сам бежал на дачу и спас Арто. В мире детей мы находим настоящую любовь и к природе, и к человеку. Куприн описывает многих детей из низших слоев общества. Это четверо детей в семье Мерцаловых в рассказе «Чудесный доктор» (1897), больная девочка Сашка в рассказе «Детский сад» (1897), юный Юрий Азагаров в рассказе «Тапер» (1900) и другие. Эти маленькие герои в произведениях А. И. Куприна показывают нам все хорошие качества человека: честность, доброту, заботу о людях и животных, бескорыстие. А. И. Куприн создает психологический портрет детей, он не только показывает нам их внешний мир, но и мир внутренний. Он создает разные образы ребенка, у которых разное социальное происхождение. Вот перед читателем дети из богатых семей: Трилли в рассказе «Белый пудель» (1903), Надя в рассказе «Слон» (1907), сестры Рудневых в рассказе «Тапер» (1900). Между сестрами есть разница, старшая не умеет проявить сочувствие к бедному юному музыканту, а младшая Тина сразу разглядела в Юрии богатого духовно человека. Дети из бедных семей в рассказах А. И. Куприна - это братья и сестры Мерцаловых в рассказе «Чудесный доктор» (1897), Сашка в рассказе «Детский сад» (1897), Василь в рассказе «Конокрады» (1903). В произведениях А. И. Куприна мы можем видеть любовь взрослых к детям. Родители Нади в «Слоне» (1907), супруги Мерцаловых в рассказе «Чудесный доктор» (1897), отец Сашки Илья Самойлович Бурмин в рассказе «Детский сад» (1897). Такая любовь помогает им преодолеть все трудности жизни. А. И. Куприн также сосредоточил внимание на социальной проблеме: столкновении мира богатых и мира бедных. Александр Иванович Куприн был писателем оптимистического склада характера. Финал его творчества всегда хороший. И он связан с умением писателя разглядеть в человеке способность к доброму поступку, к совершению того, что воспринимается как чудо, иногда похожее на религиозное. Именно оно помогает решить проблемы.
Итак, актуальность магистерской диссертации обусловлена необходимостью изучения развития темы детей и их воспитания в русской литературе XIX - начала XX века в контексте темы «маленького человека». Творчество А. И. Куприна раскрывает ее в аспектах, которые не всегда затрагивались другими писателями - его современниками.
Объектом исследования нашей работы является тема детства в прозе А. И. Куприна начала XX века.
Предмет исследования - образы детей в некоторых рассказах А. И. Куприна и особенности их изображения писателем.
Материалом для исследования выбраны рассказы «Чудесный доктор» (1897), «Детский сад» (1897), «Тапер» (1900), «Белый пудель» (1903), «Слон» (1907).
Цель настоящей работы заключается в анализе повествования А. И. Куприна о детях, в выявлении основных принципов его писательского мастерства. В связи с этим Задачи нашего исследования состояли:
1. в анализе детских образов в рассказах А. И. Куприна «Чудесный доктор» (1897), «Детский сад» (1897), «Тапер» (1900), «Белый пудель» (1903), «Слон» (1907);
2. в описании особенностей разработки писателем темы детства.
Следуя этим задачам мы применяли методы мотивного и композиционного анализа рассказов А. И. Куприна.
Научная новизна нашей магистерской работы состоит в том, что в ней впервые предпринимается попытка анализа конкретных образов детей у А. И. Куприна, а также выявляются особенности творческой манеры писателя при их описании, в отличие от решения этой темы другими русскими писателями второй половины XIX и начала XX веков (А. П. Чехов, Л. Н. Андреев и др.).
Мы исходим из того положения, что А. И. Куприн был писателем оптимистического склада характера. Он верил в надежду, любовь и чудо в жизни, поэтому дети в конце концов в его рассказах счастливы, несмотря на, казалось бы, непреодолимые трудности.
С точки зрения А. И. Куприна, человек может сам спасти себя, а не Бог или святые, если его душа открыта к добру. Такая точка зрения отличается от взгляда на проблему детства у Л. Н. Андреева, рассказы которого тоже связаны с этой темой («Ангелочек», «Петька на даче»). Дети, описанные им, остаются такими же несчастными, какими были при самом первом знакомстве с ними читателей. Никакого чуда не происходит. А если оно и случается, то суровая жизнь показывает его непрочность.
Структура работы. Диссертация состоит из Введения, двух глав, Заключения и Списка использованной и цитируемой литературы.
Во Введении определяется актуальность работы, цель, задачи, объект и предмет исследования, материалы для работы, метод и научная новизна, описывается биография А. И. Куприна, делается обзор научных работ, посвященных жизни и творчеству А. И. Куприна, обзор развития темы детства в русской литературе.
В первой главе мы рассматриваем особенности образов детей в рассказах А. И. Куприна. Это сестры и братья в семье Мерцаловых в рассказе «Чудесный доктор» (1897), семилетняя больная девочка Саша в рассказе «Детский сад» (1897), сестры Рудневых и четырнадцатилетний мальчик Юрий Азагаров в рассказе «Тапер» (1900), двенадцатилетний бродячий мальчик-акробат Сергей и избалованный мальчик Трилли в рассказе «Белый пудель» (1903), шестилетняя девочка Надя, которая больна равнодушием к жизни в рассказе «Слон» (1907). И приходим к выводу, что образы детей в описании писателя разные, одни принадлежат к разным социальным слоям общества, многие из них бедные, но чистые, смелые и послушные, а другие богатые, но эгоистичные, капризные и равнодушные к другим людям.
Вторая глава посвящена особенностям темы детства у А. И. Куприна. В его рассказах дети, как правило, окружены любовью как родителей, так и обычных людей. Любовь окружающих не только может помочь детям стать хорошими добрыми людьми, но и преодолеть все трудности в жизни. В рассказах писателя мы можем видеть положительную и отрицательную стороны в воспитании детей. Появление в рассказах А. И. Куприна чуда, при помощи которого маленькие больные или несчастные дети становятся счастливыми, является положительной стороной развития детей в рассказах А. И. Куприна. Чудо, совершаемое не Высшей божественной силой, а реальными людьми, буквально исцеляет их. Но рядом с этим писатель видит и другую сторону в детском воспитании, когда родительская любовь наносит вред ребенку. В рассказе «Белый пудель» пес Арто - главный персонаж, так как именно отношением к нему измеряется чувство любви и дружбы бедного мальчика Сережи и богатого избалованного мальчика Трилли. Известно, что А. И. Куприн очень любил животных, воспринимал их как своих друзей и ставил в один рад с людьми. В этом рассказе возникает не только социальная тема, но и тема человека, ребенка, как части природного мира. Отрицательная же сторона в развитии детей отразилась в их уродливом воспитании. Об этом пишет Куприн на примере капризного Трилли, превратившего собственную мать в свою рабыню, или на примере Лидии из рассказа «Тапер», презрительно относящейся к бедному мальчику-музыканту. А. И. Куприн также показывает столкновение между двумя мирами: миром детей и миром взрослых. В его рассказах дети чутки ко всему хорошему и легко принимают его, а некоторые взрослые, напротив, равнодушны к добру, в их сердцах даже часто появляется сомнение в искренности и честности других. У детей и взрослых разное отношение к миру и к жизни, поэтому они часто не понимают друг друга. С точки зрения А. И. Куприна, мир детей чистый, простой, неожиданный и яркий, и его надо бережно охранять. Когда дети и взрослые не понимают друг друга, только любовь помогает преодолеть это непонимание.
В Заключении приводятся основные выводы нашего исследования.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Александр Иванович Куприн - классик русской литературы, чье творчество близко реалистическому направлению второй половины XIX и начала XX века. В своем творчестве он исследует человека, его характер в разных жизненных обстоятельствах. Сам писатель прошел большую школу жизни, перепробовав разные профессии, побывав в разных краях и городах дореволюционной России. Все, что он видел и слышал от простых людей - черноморских рыбаков, полесских крестьян, одесских газетчиков и торговцев и многих других, оставляло глубокий след в его впечатлительной душе и вырабатывало писательскую зоркость. Главные темы творчества А. И. Куприна - любовь, жизнь и смерть, несправедливость и свобода, величие человеческой личности. Как писателя А. И. Куприна можно назвать оптимистом, потому что он верил в чудо, особенно в чудо любви, которая может преобразить человека. В поисках настоящей любви писатель обращает внимание на тему детства и «детскости». В его рассказах дети наивные и доброжелательные, у детей та чистота и доверие, которые многими взрослыми уже утрачены. «Детская» тема не нова в русской литературе XIX - начала XX вв. Ванька Жуков у А. П. Чехова, Петька из рассказа «Петька на даче», Сашка из «Ангелочка» Леонида Андреева - наиболее известные герои-дети, которые включены этими писателями в тему «маленького человека», причем маленького не только по возрасту, но и по своему социальному статусу. Можно назвать и предшествующих литературных персонажей-детей, таких как Неточка Незванова или Нелли у Ф. М.
Достоевского. Таким образом А. И. Куприн следовал в данном случае определенной традиции русской реалистической прозы. Как же он разрабатывает эту тему, что вносит в нее нового? Эти вопросы мы рассмотрели на примере рассказов «Чудесный доктор» (1897), «Детский сад» (1897), «Тапер» (1900), «Белый пудель» (1903), «Слон» (1907).
Рассказы «Чудесный доктор» и «Тапер» можно отнести к типу «святочных» или «рождественских», так как события в них происходят в канун праздника Рождества Христова, когда все, а особенно дети, ожидают чуда. Праздник Рождества обращен прежде всего к детям, ведь в эту ночь рождается божественный младенец, для детей обычно в домах устраивалась елка, дарились подарки. Дети, изображенные в рассказах Куприна, тоже словно бы рождаются заново - путем исцеления от болезни, как в «Чудесном докторе» или, как в «Тапере», при помощи развития музыкального таланта Юры, благодаря великому композитору Антону Рубинштейну. И доктор, и композитор выступают в роли спасителей, подобно Иисусу Христу, приходящему в мир, чтобы спасти род человеческий от первородного греха, хотя впрямую А. И. Куприн об этом не пишет. В результате в его рассказах дети получают желаемое, они счастливы, чего совсем нет в упомянутых рассказах А. П. Чехова и повестях Ф. М. Достоевского. Их герои-дети остаются униженными и оскорбленными. В этом отличие развития детской темы от ее развития у А. И. Куприна. В рассказе «Тапер» бедному талантливому мальчику Юрию Азагарову на празднике Рождества выпала неожиданный шанс играть на рояле в богатом доме Рудневых, где его случайно услышал великий музыкант Антон Григорьевич Рубинштейн и заинтересовался игрой Юрия Азагарова. В результате он помог мальчику стать также известным музыкантом.
Хотя рассказы «Белый пудель» и «Слон» не относятся к «рождественским» рассказам, но в них тоже хороший финал. В рассказе «Белый пудель» мальчик Сергей, выступающий с фокусами вместе с дедушкой, бродячим артистом, сам пошел на дачу «Дружба» и спас любимого пуделя Арто. В рассказе «Слон» отец девочки Нади совершил чудо: привел живого слона, которого захотела увидеть его больная «равнодушием к жизни» дочь Надя, и та поправилась.
Финал рассказа «Детский сад» не такой оптимистичный. С одной стороны, он заканчивается печально, потому что девочка Саша, которая больна из-за недостаточного солнечного света и свежего воздуха, не могла часто гулять в саду и видеть свежую зелень, наслаждаться природой и в конце концов умерла. Но с другой стороны, финал этого рассказа оставляет в читателе надежду (обратим внимание на имя девочки - Надя, Надежда), потому что после смерти Саши ее отец устраивает сад для других детей, которые будут жить.
В этих рассказах А. И. Куприн показывает нам любовь взрослых к детям, хотя они иногда не понимают друг друга, но в конце концов любовь побеждает. Это, по А. И. Куприну, и есть чудо любви. Сама любовь, если она искренняя и действенная, может совершать чудо. Писателя также интересует вопрос воспитания и развития детей. Он показывает не только детей добрых, но несчастных из-за бедности, но и детей злых, живущих в роскоши, в которых из-за неправильного воспитания родители, любящие детей эгоистической слепой любовью, их портят. Так, А. И. Куприн затрагивает тему социальной несправедливости, которую мы проанализировали на примерах рассказов «Чудесный доктор» (1897), «Детский сад» (1897), «Тапер» (1900) и «Белый пудель» (1903).
Образы детей в этих рассказах разные, но все они яркие и живые. Чтобы показать несправедливость и неравенство общества, Куприн описывает детей из разных сословий. Например, сестры Рудневых - Тина и Лидия («Тапер»), как и Надя («Слон») растут в богатых семьях, их родители могут устроить веселую елку с музыкой и танцами, или осуществить несбыточное желание - привести к заболевшей дочери живого слона из зверинца. А девочка Саша («Детский сад»), мальчик Юрий Азагаров («Тапер») и мальчик Сергей («Белый пудель») бедны, и могут надеяться в жизни только на самих себя или на чудо. А. И. Куприн показывает нравственную чистоту и доброжелательность этих детей и черствость, капризы и эгоизм ребенка, который из-за чрезмерной материнской опеки становится злым. Таков Трилли из рассказа «Белый пудель», который привык получать все, что он захочет. С точки зрения А. И. Куприна, дети чутки ко всему хорошему и легко принимают человеческую доброту, а некоторые взрослые, напротив, равнодушны ко всему хорошему, в их сердцах даже часто появляется сомнение. Дети и взрослые не всегда понимают друг друга. По утверждению А. И. Куприна, мир детей чистый, простой, неожиданный и яркий, и следует охранять его от зла в обществе. Если же дети и взрослые не понимают друг друга, преодолеть непонимание, как считает А. И. Куприн, помогает великое чувство - любовь. Только она, а также сострадание и милосердие, помогают совершиться чуду, которое, как показывает в своих «детских» рассказах писатель, может сотворить не Бог, не святые, а обычный человек, если его душа открыта к добру. Такой вывод можно сделать, исследовав особенности раскрытия темы детей и детства в произведениях А. И. Куприна.



1. Куприн А. И. Сильнее смерти: Повести и рассказы о любви. СПб. 1993.
2. КупринА. И. Чудесный доктор. Рассказы. СПб., 2013.
3. КупринаК А. Мой отец. М., 1971.
Научная и критическая литература
4. Арзамасцева И. Н. «Век ребенка» в русской литературе 1900-1930 годов. М., 2003.
5. Арзамасцева И. Н. Художественная концепция детства в русской литературе 1900-1930-х годов: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 2006.
6. Афанасьев В. Н. Александр Иванович Куприн.
Критико-биографический очерк. М., 1960.
7. Бабичева Ю. В. Александр Куприн // История русской литературы. Литература конца XIX - начала XX века (1881-1917): В 4 т. Т. 4. Л., 1983. С. 373-394.
8. БатюшковК Н. А. И. Куприн. Вологда, 1968.
9. БондареваН. С,ДворниковаЕ. И., МорозоваА. В. идр. Мир детства в фольклоре, древнерусской литературе в произведениях русских писателей. Учеб. пос. Ставрополь, 2012.
10. Берков П. Н. Александр Иванович Куприн.
Критико-биографический очерк. М.; Л., 1956.
11. ВержбицкийН. К. Встречи с А. И. Куприным. Пенза, 1961.
12. Волков А. А. Творчество А. И. Куприна. М., 1962.
13. Душечкина Е. В. Русская елка: История, мифология, литература. СПб., 2002.
14. Душечкина Е. В. Русский святочный рассказ. Становление жанра. СПб., 1995.
15. ЕмецД А. Произведения для детей и о детях в творчестве русских писателей второй половины XIX века: К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, А. И. Куприн. МГУ, 2001.
16. Иконникова Я. В. «Свое» и «чужое» в прозе А. И. Куприна: Проблематика и поэтика: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Тамбов, 2013.
17. Каштанова И. А. Л. Н. Толстой и А. И. Куприн. Тула, 1981.
18. Киселев Б. М. Рассказы о Куприне. М.,1964.
19. Колобаева Л. А. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX-XX веков. М., 1990.
20. Крутиков Л. В. А. И. Куприн. Л., 1971.
21. Куприна-Иорданская М. К Годы молодости. М., 1966.
22. Кулешов Ф. И. Творческий путь А. И. Куприна 1883-1907. Минск, 1983.
23. Кулешов Ф. И. Творческий путь А. И. Куприна 1907-1938. Минск, 1987.
24. Михайлов О. Н Жизнь Куприна. Настоящий художник - громадный талант. М., 2001.
25. Никольская Л. Л. Тема «маленького человека» в рассказах Горького «Дед Архип и Ленька» и Куприна «Белый пудель» // Вопросы теории литературы и художественного мастерства. Вып. 97. Самарканд, 1959. С. 127-141.
26. Никулин Л. В. Чехов. Бунин. Куприн. Лит. портреты. М., 1960.
27. Перелешина А. И. «Век ребенка» в творчестве Куприна // Вопросы русской литературы. Вып.1. Львов, 1966. С. 40-45.
28. Пчелкина Т. Р. Автор и герой в художественном мире А. И. Куприна: Типология и структура: автореф. дис. ... канд. филол. наук. Магнитогорск, 2006.
29. Смирнова Л. А. Русская литература конца XIX - начала XX веков. М.,2001.
30. Цветков А. А. Ключи к тайнам Куприна. Пенза, 2013.
31. Шалацкая Т. П. Тема детства в малой прозе А. И. Куприна: аспекты психологизма // Вестник Омского государственного университета. Гуманитарные исследования. 2015. № 2 (6). С. 46-47.
32. Гао Цзяньхуа. Купулинь сяошо яньцзю (Исследование о творчестве А. И. Куприна): дис. ... канд. филол. наук. ЖЖ^. ^^^ФШ^%. Дунбэй шифань дасюэ (Северо-восточный педагогический университет).
. 2009.
33. Гао Цзяньхуа. Купулинь эго шици сяошо дэ сюйши шикун тэсин цзи луньли цзячжи (Русская литература периода А. И. Куприна: особенности пространства и времени и нравственные ценности, описанные в произведениях А. И. Куприна). ЖЖ Д.
ДД Д5ЖДШ // Вайго вэньсюе яньцзю (Научное исследование о зарубежной литературе). ^ФЙЗ^^ЭДД. 2016. № 2.
34. Ли Чжэ. Купулинь сяошо дэ сюйши ишу яньцзю (Научное исследование, посвященное методам повествования в творчестве А. И. Куприна): дис. ... маг. филол. наук. Ж-Д. Ж # # Д Ш Ё!Ш Д Ж^Д. Бэйцзин шифань дасюэ (Пекинский педагогический университет). ДД]ДД ЖД. 2008.
35. СюйМинюй. Купулинь чжундуаньпянь сяошочжун дэ жэньу сингэ лэйсин цзици суцзао шоуфа (Разновидности характеров героев и медоты повествования в повестях и рассказах А. И. Куприна): дис. ... маг. филол. наук.
Д. #ДД^ДгД Д Й^ДДрД^ЖЖЖДЖзНЖтЖ Хэйлунцзян дасюэ (Хэйлунцзян университет). Д. 2013.
36. Ся Ицюнь. Лунь купулинь сяошочжун дэ эртун сюйши (О детях в творчестве А. И. Куприна). МЙЖ т£^#^ДШДЁ1ДШ//Хусян луньтань (Хусян форум). 'ЖЖДЖ. 2015. № 165.
37. Ся Ицюнь. Шицзю шицзи элосы гудянь вэньсюе чжун дэ эртун шусе (Повествование о детях в русской классической литературе XIX века) МЙНД ДДД1ВШ^ЖДДЖДДЙ^Д i Ж Ж // Шэхуэй кэсюэцзя (Ученые общества). ДДД1-Д Ж. 2008. № 138.
38. Ся Ицюнь. Шицзю шицзи эго гудянь сяошо чжун дэ эртун синсян
яньцзюь (Научное исследование, посвященное образу ребенка в русской классической литературе XIX века): дис. ... канд. филол. наук. Ж Д
ЮЕШЙЖДДШ^ДШЖ Ж W Д . Сычуань дасюэ (Сычуаньский университет). И)1|;^^.2009.
39. Ся Ицюнь. Шицзю шицзи эго сяошо эртун сюйши чжун дэ шидянь вэньти яньцзю (Исследование тематики сочинений по теме «дети» в русской художественной литературе XIX века). МЙЖ + ЛЙ й
Ф “Ш ” Й Ж W // Шэхуэй кэсюэцзя (Ученые общества). Ц Е^-4 ЕЖ. 2009. № 143.
Справочная литература
40. Быстров В. Н. Куприн Александр Иванович // Русские писатели XX века. Биобиблиографический словарь в двух частях. Часть 1. А - Л. Под. Ред. Н. Н. Скатова. М., 1998. С. 715-719.
41. Кондаков Б. В. Куприн Александр Иванович // Русские писатели XX века. Биографический словарь / Главный ред. и. сост. П. А. Николаев. М., 2000. С. 393-395.
42. Питляр И. А. Куприн Александр Иванович // Русские писатели. 1800-1917. Биографический словарь. К - М / Главный ред. П. А. Николаев. М., 1994. С. 230-236.
43. Федякин С. Р. Куприн Александр Иванович // Литературная энциклопедия Русского Зарубежья 1918-1940. Всемирная литература и русское зарубежье. М., 2006. С. 222-225.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ