Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТИВНЫХ КУРСОВ ПО БИОЛОГИИ В ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

Работа №60705

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

биология

Объем работы78
Год сдачи2017
Стоимость4840 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
426
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ЭЛЕКТИВНЫЕ КУРСЫ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ 8
1.1. История развития элективных курсов в российском образовании 8
1.2. Классификация элективных курсов 9
1.3. Элективные курсы естественнонаучного профиля 11
1.4. Особенности разработки элективных курсов 13
ГЛАВА 2. ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «АДАПТАЦИЯ НА РАЗНЫХ УРОВНЯХ ОРГАНИЗАЦИИ БИОСИСТЕМ» ДЛЯ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 15
2.1. Пояснительная записка 15
2.2. Учебно-тематический план уроков элективного курса 18
2.3. Содержание элективного курса 19
2.4. Требования к уровню подготовки учащихся 21
ГЛАВА 3. ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗРАБОТАННОГО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА 23
ГЛАВА 4. МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ НЕКОТОРЫХ УРОКОВ ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
ЛИТЕРАТУРА 70
ПРИЛОЖЕНИЕ

Модернизация все системы современного образования открыла новый вид дифференциации обучения - элективные курсы, являющиеся обязательными по выбору учащихся [12]. Важная цель элективных курсов заключается в ориентации обучающихся на индивидуализацию обучения, на подготовку к осознанному и ответственному выбору области будущей профессиональной деятельности, т.к. ведущей задачей школьного образования становится социальная зрелость выпускников школ, как важнейший параметр развития личности и сохранения индивидуальности [9].
Одним из важнейших моментов определения учащимися себя в мире - профессиональное самоопределение, которое играет важную роль в становлении личности. По ряду авторов [19] становление самосознания старших подростков происходит в процессе деятельности и общения с окружающими. Общаясь с людьми и действуя практически, подростки получают информацию о себе как субъекте деятельности и общения. Именно в 9-ом классе (предпрофильном) возникает пространство для самоопределения учащихся и выбора ими будущей профессии или профиля дальнейшего обучения. Учебная деятельность в этом возрасте приобретает избирательный характер: старшеклассник направляет свои усилия в основном на те виды учебной деятельности, которые в дальнейшем будут связаны с его профессией. Поэтому проведение элективных курсов так важно в школах, они позволяют, помогают, подготавливают учащимся определиться с выбором области будущей профессиональной деятельности [12].
В настоящее время элективные курсы становятся обязательными для посещения по выбору учащихся; они входят в состав базисного плана средних общеобразовательных школ, в вариативную часть учебного плана школы. Элективные курсы реализуются за счет школьного компонента учебного плана. В общеобразовательных школах они проводятся по разным предметам уже с 5-го класса, большее количество часов отводиться для учащихся 9-х- 11 -х классов [19].
При составлении рабочих программ элективных курсов, ряд авторов считает, что особое внимание необходимо уделять повторению и закреплению наиболее значимых и наиболее слабо усваиваемых школьниками знаний из основной школы, изучаемых на заключительном этапе биологического образования [19]. А у каждого ученического коллектива слабо усваиваемые разделы индивидуальны, поэтому, при составлении программы по элективным курсам необходимо ориентироваться учителю биологии также на «пробелы» в знаниях его выпускников [12].
Актуальность работы: проблемы в подготовке учащихся к сдаче экзамена в форме ГИА, поступающих в учебные заведения, связанные с биологией, весьма актуальна для всех общеобразовательных учреждений. Выпускникам необходимо повторить и систематизировать материал по биологии за весь школьный курс. В рамках уроков - это сложно. Поэтому у многих учителей биологии возникает вопрос - «В какой форме организовать и провести подготовку выпускников к сдаче ГИА?» Одним из вариантов служит - проведение элективного курса по биологии, включающего основные сведения по ботанике, зоологии, анатомии и физиологии человека, общей биологии. Изучение и повторение материала по биологии дает выпускникам возможность лучше познать фундаментальные биологические понятия, отражающие строение и функционирование биологических систем на всех уровнях организации жизни. Разработанный элективный курс «Адаптация на разных уровнях организации биосистем» содержит эти сведения. Особенностями программы курса является тесная связь его содержания с уроками общей биологии. Подмор материала для занятий осуществлялся на основе компе- тентностно-ориентированных заданий, направленных на развитие трех уровней обученности: репродуктивного, интерпретирующего и творческого.
Цель работы: аргументировать необходимость внедрения в образовательный процесс школы элективных курсов как средство предпрофильной подготовки учащихся старших классов.
Задачи работы:
1. Изучить методику составления элективных курсов для учащихся старших классов среднеобразовательных школ;
2. Выяснить, каковы основные условия реализации элективного курса в средней общеобразовательной школе;
3. Раскрыть сущность, цель и задачи разработанного элективного курса для старшеклассников;
4. Разработать и апробировать учебную программу элективного курса «Адаптация на разных уровнях организации биосистем» для организации предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов СОШ.
Объект исследования - элективные курсы, как форма организации предпрофильной подготовки учащихся СОШ.
Предмет исследования - разработка и использование элективного курса по биологии «Адаптация на разных уровнях организации биосистем» в предпрофильной подготовке учащихся 9-х классов МБОУ «Верхнеигринской» СОШ Граховского района Удмуртской Республики.
Методы исследования:
Экспериментальные исследования проводились на базе МБОУ «Верхнеигринской» СОШ Граховского района Удмурстской Республики. В качестве экспериментального класса был выбран 9-й класс, в качестве контрольного 9-й класс МБОУ «Маривозжайской» СОШ (этого же района), в котором элективный курс не проводился.
При проведении исследовательской работы использовались следующие методы:
1. Теоретические: анализ и изучение литературных источников, проектирование, прогнозирование результатов;
2. Эмпирические: тестирование, наблюдения, эксперимент, беседа;
3. Математические: методы проверки результатов исследования;
4. Рефлексивные: самоанализ, самооценка.
Исследовательская работа проводилась по следующим направлениям: опрос, проверка уровня знаний учащихся по приспособленности организмов к различным условиям окружающей среды, разработка и апробация элективного курса и повторная проверка уровня знаний учащихся. Для выявления эффективности разработанного и проведенного нами курса было проведено тестирование экспериментального и контрольного классов специально разработанной комплексной работой, включающей 5 заданий.
Объем и структура работы: работа состоит из введения, 4-х глав, заключения, списка литературы и приложения. Основная часть изложена на 66 страницах машинописного текста, включает таблицы и рисунки. Список литературы состоит из 38 наименований, из которых 13 электронных ресурса. Приложение оформлено на электронном носителе, включает методические разработки уроков элективного курса и презентации к урокам.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Эффективность предложенного элективного курса «Адаптация на разных уровнях организации биосистем» оценивалась в ходе экспериментальной работы, которая была проведена в 9-ом классе в количестве 12-ти учащихся на базе «Верхнеигринской» средней общеобразовательной школы Граховско- го района Удмуртской Республики. В качестве контрольной группы был взят параллельный класс «Маривозжайской» СОШ этого же района.
В экспериментальной группе уровень усвоения научного содержания экологических знаний в области адаптации на разных уровнях организации биосистем по результатам формирующего эксперимента имел достаточно высокие показатели. По параметру «полнота и глубина знаний» количество полных правильных ответов, данных учащимися, составило 83,3% (возросло в 2,5 раза); неполных правильных - 8,3% (уменьшилось в 3 раза); неправильных - 8,3% (уменьшилось в 5 раз). В целом практически все учащиеся справились с заданием. По параметру «обобщенность» в области адаптации на разных уровнях организации биосистем, учащиеся продемонстрировали умение конкретизировать, систематизировать и обобщать экологические знания в области адаптации на разных уровнях организации биосистем, количество полных правильных ответов, данных учащимися, составило 83,3% (показатель возрос в 3,3 раза); неполных правильных ответов осталось 8,3% (уменьшилось в 3 раза); неправильных уменьшилось до 8,3% (в 5 раз) - что свидетельствует о высоком уровне обобщенности усвоения содержания экологических знаний.
Анализ «осознанности» учащихся (75,0%) показал умение оперировать усвоенными экологическими знаниями, применяя их в конкретных условиях (показатель возрос в 4,5 раза); 75,0% учащихся продемонстрировали умение применять экологические знания в новых ситуациях, обосновывая свою точку зрения при раскрытии и значимости, и роли адаптации в жизни планеты (показатель возрос в 9 раз).
Сравнение уровней усвоения знаний учащихся в контрольных и экспериментальных группах показал, что в экспериментальной группе возросли показатели интерпретирующего (на 1,3 раза) и творческого (в 3 раза) уровней усвоения.
По результатам эксперимента отмечено существенное изменение динамики позиционного самоопределения учащихся с позиции наблюдателя (58,3% - показатель возрос в 1,4 раза) - «Я воспринимаю разнообразный и прекрасный мир живой природы», исследователя (75,0% - показатель возрос в 1,8 раз) - «Я познаю мир живой природы и осмысливаю значимость разнообразных форм приспособленности организмов к условиям окружающей среды в процессе естественного отбора на фоне борьбы за существование», к позиции созидателя (83,3% - показатель возрос в 2 раза) - «Я готов решать проблемы охраны природы, нести ответственность за сохранение биоразнообразия»
Расчетным путем установлено, что коэффициент успешности внедрения элективного курса «Адаптация на разных уровнях организации биосистем» в систему школьного образования составил 1,74, что свидетельствует о его эффективности.
Проведенное нами теоретическое и экспериментальное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Введение элективных курсов в общеобразовательный процесс является актуальным, что определяется заинтересованностью современного выпускника в получении практико-ориентированных знаний, необходимых ему для самореализации в условиях постоянного выбора.
2. Введение данного курса повысило результаты успеваемости учеников.
3. Разработанный элективный курс создаст условия для развития творческих способностей, умения работать в группе, выступать и отстаивать свою точку зрения; научит школьников определять факторы среды, которые влияют на различные адаптивные признаки организма, и обосновывать последствия этого воздействия.
4. Практические занятия курса будут способствовать формированию познавательного интереса школьников к биологии, помогут определиться с выбором профессии, связанной с какой-либо отраслью биологической науки (медицина, фармакология, экология, зоология и др.).
5. Предлагаемый курс по выбору поможет учащимся в подготовке к государственной итоговой аттестации по биологии, т.к. позволяет повторить и закрепить наиболее значимые темы из основной общеобразовательной программы, изучаемые на заключительном этапе общего биологического образования, научит четко и кратко, в письменной форме излагать свои мысли (при выполнении заданий со свободным развёрнутым ответом).
Таким образом, интерпретация результатов эксперимента позволяет сделать вывод об эффективности и действенности разработанного элективного курса «Адаптация на разных уровнях организации биосистем».
Данная работа может быть рекомендована для практического использования учителям биологии. Этот материал может использоваться как на уроках, так и на элективных занятиях.



1. Акилова К.В. Позвоночные животные, изучение их в школе: птицы. Кн.для учителя. - М.: Просвещение, 1983. - 160 с.
2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 2006.- 192 с.
3. Биология и современность / А.В. Яблоков, Н.Ф. Реймерс, В.Д. Ильичев [и др.] / под ред. А.В. Яблокова. - М.: Просвещение, 1990. - 208 с.
4. Вагнер В.А. Психология животных. - М.: Типо-литогр. т-во И.Н. Куш- нерев и Ко, 1902. - 211 с.
5. Волошина И.В. Научная конференция учащихся // Традиции и новации
образовательной системы: Материалы международных педагогических чтений. Чебоксары, 14 июня 2011 г. - Чебоксары: Учебно
методический центр, 2011. - С. 195.
6. Всесвятский Б. В. Проблемы дидактики биологии. - М: Просвещение, 1969. - 240 с.
7. Гармаш И.И. Тайны бионики. - Киев: Рад. Шк., 1985. - 177 с.
8. Дорохина Л.Н., Нехлюдова А.С. Руководство к лабораторным занятиям по ботанике с основами экологии: учеб. пособие для студентов пед. и- тов по спец. №2121 «Педагогика и методика нач. обучения». - М.: Просвещение, 1980. - 143 с.
9. Каспржак А.Г. Проблема выбора: элективные курсы в школе. - М.: Новая школа, 2004. - 160 с.
10. Кашлев С.С., Глазачев С. Н. Педагогическая диагностика экологической культуры учащихся. - М.: Горизонт,2000. - 94 с.
11. Комиссаров Б.Д. Методологические проблемы школьного образования. - М.: Просвещение, 1991. - 160 с.
12. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М.: АПК и ПРО, 2002. - 24 с.
13. Ладыгина-Котс Н.Н. Предпосылки человеческого мышления. - М.: Изд «Наука», 1965. - 80с.
14. Лернер И.Я. Качества знаний учащихся. Какими они должны быть?- М.: Знание,2004. - 48с.
15. Орлов Б. Н. и др. Ядовитые животные и растения СССР: Справочное- пособие для студентов вузов по спец. «Биология» // - М.: Высш. шк., 1990. - 272 с.
16.Орлов Б.Н., Гелишвили Д.Б. Зоотоксинология (ядовитые животные и их яды): учеб.пособие для студентов вузов по спец. «Биология». - М.: Высш. шк., 1985. - 280 с.
17. Особенности преподавания учебного предмета «Биология» в 2014/2015 учебном году: методические рекомендации / сост. И.Р. Павлова. - Казань: ИРО РТ, 2014. - 59 с.
18. Пакулова В.М. Работа с терминами на уроках биологии: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1990.-96 с.
19. Петунин О.В. Элективные курсы их место и роль в биологическом образовании //Биология в школе. - 2004.№7.- С.17-19.
20. Трайтак Д.И. Как сделать интересной внеклассную работу по биологии: Пособие для учителей.-2-е изд. - М.: Просвещение, 1979. - 144с.
21. Феодосиевич Ц.Н, . Иванович Г.И. Бионика в школе. - Киев: Рад.шк. 1990. - 112с.
22. Фриш К., Халифман И. А. Из жизни пчел.- М.: Мир, 1980. - 215 с.;
23. Яворук О.А. Интегрированные естественнонаучные курсы в школе / Педагогика. - 1995. № 6. - С. 113-114.
24. Яковлев В.А., Спирин Л.Ф. Активные формы и методы обучения биологии: Внеклас. работа по биологии в сел. шк.: кн. для учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1992. - 160с.
25. Ясвин В. А. Психология отношения к природе. - М.: Смысл, 2000. - 456 с.
26. Веретельник Л.В. Практическое пчеловодство. - Санкт-Петербург,
2007 [Электронный ресурс]. URL:
http: //www.pchelovodstvo .ru/article.php?MenuID=3 &SubMenuID=24 (дата обращения: 18.03.2017).
27. Ветеринарная служба Владимирской области [Электронный ресурс].
URL: https://vetvo.ru/oboyanie-u-sobak.html (дата обращения:
18.03.2017) .
28. Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии
сиситемы народного образования в СССР от 24.12.1958г. [Электронный ресурс]. URL:
http: //base.consultant.ru/cons/cgi/online.c gi?req=card;page=inf1 (дата обращения: 25.12.2015).
29. Зооинженерный факультет МСХА [Электронный ресурс]. URL: http://www.activestudv.info/adaptaciva-zhivotnvx-k-uslovivam-zhizni-pri- nizkix-i-vysokix-temperaturax-sredv/ (дата обращения: 24.02.2017).
30. История развития факультативных и элективных курсов [Электронный
ресурс]. URL: http://aplik.ru/shkolniku/8-klass/istoriia-razvitiia-
elektivnvkh-kursov/ (дата обращения: 25.12.2015).
31. Козлова Т.А. Рабочая программа факультативных занятий по биологии в 10 классе «Избранные вопросы биологии» [Электронный ресурс]. URL: http://www.1september.ru/ (дата обращения: 12.03.2017).
32. Мудрецов И.В. План-конспект урока-лекции с презентацией на тему:
«БИОНИКА» [Электронный ресурс]. URL:
http://nsportal.ru/sites/default/files/2012/06/13/konspekt uroka-
lekcii bionika.docx (дата обращения: 19.03.2017).
33. Постановление ЦК КПСС и СМ СССР от 10 ноября 1966г. №874 «О
мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы» [Электронный ресурс]. URL: http://russia.bestpravo.ru/fed1991/data04/tex16817.htm (дата обращения:
25.12.2015) .
34. Температурная адаптация кожных рецепторов [Электронный ресурс].
URL: http://zodorov.ru/prakticheskava-rabota-1-vozniknovenie-
vozbujdeniva-i-ego-prove.html?page=2# (дата обращения: 25. О2. 2017).
35. Томилин А. Г. В мире китов и дельфинов - М.: Знание, 1974. - 342с.
[Электронный ресурс]. URL:
http://sivatherium.narod.ru/library/Tomilin/gl 07.htm (дата обращения:
19.03.2017) .
36.Черныш О.Г. Экология: в 2 ч. Ч. 1. Экология человека: метод.указания к выполнению практических работ - Владивосток: Дальневост. феде- рал.ун-т, 2015. С. 30. [Электронный ресурс]. URL:
http://dvfu.ru/web/nou/metodiceskie-rekomendaci (дата обращения:
12.01.2017) .
37. Яды_животных - Википедия [Электронный ресурс]. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 21.03.2017).
38. Якунчев М. А., Конакова В. В., Чаиркин А. С. Элективные курсы по предметам естественнонаучного цикла (биология, химия). Сборник программ элективных курсов для профильного обучения биологии и химии учащихся старших классов общеобразовательных учреждений [электронный ресурс]. URL: http://pandia.ru/text/77/335/64424.php (дата обращения: 25.12.2015).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ