Ведение
ГЛАВА 1. Теоретические основы миграционной политики Российской Федерации и Республики Казахстан.
1. Особенности режимов поддержки и барьеров внешней миграции между Российской Федерацией и Республикой Казахстан на современном этапе.
2. Структура миграционных потоков между странами по существующим статистическим данным.
2.1. Анализ миграционных процессов по и национальному происхождению.
2.2. Русская и казахская диаспоры на территории суверенных государств: территория расселения и сферы занятости.
3. Основные последствия и факторы миграционных процессов Российской Федерации и Республики Казахстан на современном этапе.
ГЛАВА 2. Эмпирический раздел исследовательской работы.
1. Программа социологического исследования.
2. Исследовательская работа: проведение исследования на тему «Сравнительный анализ Федерального Закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006 N 109-ФЗ (с действующей редакцией) и Закона Республики Казахстан от 22 июля 2011 года № 477-IV «О миграции населения» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 06.04.2016 г.)».
Заключение
Приложения
Приложение А. Протокол невключенного наблюдения «Модель Европейского Союза 2017» Приложение В. Протокол международного круглого стола «Студенческий социальный диалог: Россия и Европа».
Актуальность темы исследования обуславливается рядом причин глобального характера, связанных с особенностями современной миграционной политики и выступает важнейшим показателем не только социальной структуры государств, но и демонстрирует формирование единого экономического пространства. Миграция становится всё более значимым для общества явлением, связанным со множеством социально-экономических, политических, этнических, демографических и других факторов.
Масштабы межгосударственной миграции РФ и РК стали более заметны после распада СССР. Смена политических режимов, характера экономической деятельности и социальных условий жизни, масштабные внутренние и межгосударственные конфликты создали новую картину движения населения в данных странах. Изменились качественные характеристики миграционных процессов, их динамика и объем. Новые поставленные курсы в государственной миграционной политике, создание Евразийского экономического союза, нынешнее социально-экономическое и демографическое положение РФ и РК привели к новому витку как во внешней, так и межстрановой миграции.
Адекватно оценить количество мигрантов на территории Российской Федерации сложно, однако на сайте Федеральной службы миграционной статистики имеются данные. Так в 2015 году, на территорию России въехало 17,1 млн. иностранных граждан. За аналогичный период 2014 года - 17,2 млн., за аналогичный период 2013 года - 17,3 млн. мигрантов. Каждый год на территорию России въезжает по 17 млн. человек.
Разумеется, многие из них выезжают, снова въезжают. Точная их численность никому не известна, однако то, что она составляет десятки миллионов - сомнений не вызывает. Тем не менее, на учет в миграционной службе ежегодно становится не более 50% въехавших иностранных граждан. Так, в 2015 году на миграционный учет встало 7,8 млн. граждан, а за 2014 год 8,3 млн. граждан. Где находятся остальные иностранные граждане, покидают ли они страну или остаются в России, статистика ФМС не уточняет.
Эксперты утверждают, что с введением минимальных регистрационных требований для мигрантов: патент, медицинское освидетельствование, знание языка и истории, значительное число мигрантов вновь стали уходить в тень.
В потоке трудовых мигрантов в Россию преобладают граждане Азербайджана, Армении, Узбекистана, Украины, Казахстана. Так по данным службы ФМС на июль 2015 года на территории РФ находилось 4393773 выходца из Центральной и Средней Азии.
Если говорить о Казахстане, то страна в центральноазиатском регионе является единственным центром притяжения для трудовых мигрантов, причем уровень миграции остается устойчиво высоким. Из дальнего зарубежья (в основном из Китая и Турции) работники прибывают по квотам на привлечение иностранной рабочей силы от крупных компаний на стройки, нефтегазовые и горнорудные месторождения. Численность данной категории трудовых мигрантов фиксируется относительно точно.
Тогда как трудовая миграция из стран ближнего зарубежья (в основном из Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана) большей частью стихийная. Мигранты прибывают в одиночку или небольшими группами в 3-5 человек на работу в домохозяйства, для ремонта квартир, домов и т.д. Численность этой категории гастарбайтеров, по определению не может быть учтена в полном объеме.
Из стран Центральной Азии в потоке трудовых мигрантов преобладают граждане Узбекистана, Кыргызстана, Таджикистана. Эти показатели базируются на косвенных данных, в частности, опираются на итоги оперативно-профилактических мероприятий МВД «Мигрант» и «Правопорядок», проводимых 1-2 раза в год. Потребности казахстанской экономики сегодня обусловливают привлечение иностранной рабочей силы, объем которой регламентируется через систему ежегодного квотирования.
Фактором, вызывающим тревогу, является то, что масштабы нелегальной (или недокументированной) трудовой миграции по экспертным оценкам в разы выше, чем объем легальной или документированной. Так, официально в Казахстане в 2014 году трудились 25 000 иностранных работников. Тогда как, по оценкам экспертов, численность трудовых мигрантов в РК в 2015 году составила порядка 1 миллиона человек.
Изменились и причины современных миграций между Россией и Казахстаном. Всё больше на первое место выходят факторы экономические, среди которых можно отметить лучший уровень жизни в Российской Федерации, желание создать лучшие перспективы, больший шанс на трудоустройство, сохранение пенсионной системы. Однако, придерживаясь политики привлечения иностранных квалифицированных специалистов Казахстан смотрится не менее перспективным в плане увеличения доходов.
В миграционных потоках стали преобладать кратковременные и приграничные поездки. Большая доля приграничны поездок связана, прежде всего, с протяжённостью границы между странами. Она составляет более 7500 километров и является самой длинной границей между странами СНГ.
Таким образом, актуальность работы обусловлена необходимостью выявления основных особенностей и последствий межстрановой миграции, факторов обуславливающие миграционные потоки между Россией и Казахстаном, дополнив статистикой трудовых мигрантов, пребывающих на территории двух стран, статистикой присутствия межэтнических диаспор (русских и казахов), а также провести сравнительный анализ миграционного законодательства в области миграции между странами. Всё это позволит сделать выводы по миграционной политике России и Казахстана, и дать рекомендации по урегулированию миграции для законодательных органов.
Объект исследования: миграционная политика Российской Федерации и Республики Казахстан.
Предмет исследования: особенности миграционной политики Российской Федерации и Республики Казахстан.
Цель и задачи исследования: изучение миграционной политики Российской Федерации и Республики Казахстан, разработка рекомендаций по совершенствованию системы регулирования миграции для законодательных органов.
Задачи исследования:
1) Выявить режимы поддержки и барьеры внешней миграции между Российской Федерацией и Республикой Казахстан на современном этапе.
2) Оценить численность трудовых мигрантов в Российской Федерации и Республике Казахстан на основе существующих статистических данных, оценить численность русской диаспоры на территории Казахстана и казахской диаспоры на территории России: описать регионы расселения и отрасль их занятости.
3) Выявить особенности и последствия миграционных процессов в Российской Федерации и Республики Казахстан, и факторы обуславливающие миграционные процессы в данных странах.
4) Провести сравнительный анализ существующего законодательства в области миграции Российской Федерации и Республики Казахстан и дать рекомендации.
Теоретико-методологической базой исследования миграционной политики Российской Федерации и Республики Казахстан явились труды отечественных и зарубежных исследователей миграционной политики, этнической миграции, интеграции и адаптации мигрантов. Среди авторов данных работ следует отметить: Алексеенко А.Н., Божанова Г.В., Вишневского А., Нурмагамбетова А., Ивахнюк И.В., Садовскую Е.Ю., Курганскую В.Д., Сунгурова А.Ю., Хлыстову А.А., Чечеву О.В., Волох В.А., Витковскую Г., Вешкурову А.Б., Мкртчян Н., Зайончковскую Ж, Азанова Б.К., Аблажей Н.Н., Андрееву Н.А., Красиенко В.Е., Герасимову В.В., Кузнецова Н.Г., Алдашеву А.Б., Манину Л.В., Бобыева В.В, Абатурову Л.Г., Осину А.И., Дятлова В.И., Садыкова Т.С., Сибагатуллиной Э.Т.
Источниками информации служили данные национальных статистических служб Российской Федерации (Федеральная служба Государственной статистики РФ), данные ФМС РФ (Федеральной миграционной службы РФ) и Республики Казахстан (Агентство национальной статистики РК), данные МВЭ РК (Министерства внешней экономики РК), данные МТСЗН РК (Министерства труда и социальной защиты населения), данные текущего учета миграции населения между странами, статистика этнического расселения казахской диаспоры в Российской Федерации и европейской диаспоры в Казахстане, материалы переписей населения: всероссийской 2010 г. и казахстанской 2009 г, материалы Федеральной миграционной службы Российской Федерации, данные Министерства труда и социальной защиты населения Республики Казахстан, данные Министерства Юстиций Республики Казахстан.
Настоящее исследование основано из нескольких методов. Первый метод - статистический, который опирался на сравнительный анализ существующих данных российской и казахстанской статистики по миграции населения. Метод позволил выявить численность мигрантов на территории России и Казахстана, статистику этнического расселения русской диаспоры в Казахстане и казахской диаспоры в России. Второй метод - аналитический, анализ научной литературы позволил выявить особенности миграционной политики двух стран, барьеры и недостатки внешней миграционной политики двух государств и основные причины миграции в целом. Сравнительный анализ миграционного законодательства в области миграции Российской Федерации и Республики Казахстан с отсылкой на другие законы и нормативно-правовые акты, указы позволил выявить сходства и различия между Российской Федерацией и Республикой Казахстан.
База исследования: исследование проводилось на кафедре «Теории и практики социальной работы» Санкт-Петербургского государственного университета в период с 11 февраля по 17 апреля 2017 года.
Материалами исследования послужили:
1) Существующие труды и исследования в области миграционной политики Российской Федерации и Республики Казахстан.
2) Статистические данные служб по миграции населения в Российской Федерации и Республике Казахстан.
3) Статистические данные переписи населения Российской Федерации 2010 и перепись населения Республики Казахстан 2009
4) Результаты сравнительного анализа законов о миграции Российской Федерации и Республики Казахстан, и других нормативно-правовые акты, указы.
Научная новизна исследования:
1) Предложена авторская трактовка основных особенностей и последствий современных миграционных процессов в Российской Федерации и Республики Казахстан.
2) Выявлены режимы поддержки и барьеры внешней миграции Российской Федерации и Республики Казахстан.
3) Выявлена оценка численности мигрантов, находящихся на территории Российской Федерации и Республики Казахстан по существующим статистическим данным.
4) Выявлена оценка численности русской диаспоры на территории Казахстана и казахской диаспоры на территории России, описаны регионы расселения и отрасль их занятости.
5) Выявлены факторы обуславливающие миграционные процессы в Российской Федерации и Республики Казахстан.
6) Проведен сравнительный анализ существующего законодательства в области миграции Российской Федерации и Республики Казахстан и даны рекомендации.
Гипотезы исследования:
1) Миграционные потоки из Российской Федерации в Республику Казахстан носят социально-экономический характер. Основным мотивом въезда россиян на территорию Республики Казахстан является получение материальных доходов и благ за счет своего образовательного уровня.
2) Миграционные потоки из Республики Казахстан в Российскую Федерацию носят социально-экономический и этнический характер. Граждане Казахстана, въезжающие на территорию Российской Федерации мотивированны изменением своего социально-экономического статуса. А ведущим мотивом является смена гражданства.
Описание структуры работы: работа состоит из введения, двух глав, содержащих 4 параграфа, заключения, списка литературы и двух приложений. Объем выпускной квалификационной работы - 220 стр., машинописного текста, без списка литературы и приложения - 200 стр.
В данном исследовании приведен сравнительный анализ Федерального Закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006 N 109-ФЗ (с действующей редакцией) и Закон Республики Казахстан от 22 июля 2011 года № 477-IV «О миграции населения» (с изменениями и дополнениями по состоянию на 06.04.2016 г.).
Проанализированы два более аналогичных друг другу Закона, отражающих такое понятие как «миграция», с отсылкой на иные законы и подзаконные нормативно-правовые акты в Российской Федерации и Республике Казахстан аналогичные законам проведенного сравнительного анализа.
Отсылкой для сравнительного анализа Федерального Закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» от 18.07.2006 N 109-ФЗ и Закона Республики Казахстан от 22 июля 2011 года № 477-IV «О миграции населения» послужили:
1. Закон Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 (с изменениями и дополнениями).
2. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5485-1 «О государственной тайне».
3. Закон Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. От 09.03.2016) «О занятости населения в Российской Федерации».
4. Закон Республики Казахстан от 6 апреля 2016 года № 482-V «О занятости населения».
5. Кодекс «Об административных правонарушениях» от 5 июля 2014 года № 235-V (с изменениями и дополнениями по состоянию на 10.02.2017 г.).
6. Приказ Минтруда от 20.12.2013 N 768N «Об утверждении перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которых квоты на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации не распространяются».
7. Приказ Министра внутренних дел от 27 января 2016 года. Об утверждении Правил регистрации паспортов иммигрантов, предоставления принимающими лицами информации о пребывающих у них иммигрантах, изготовления и выдачи миграционных карточек, передвижения иммигрантов, въезда иммигрантов в отдельные местности (территории), закрытые для посещения иностранцами, а также транзитного проезда иностранцев и лиц без гражданства по территории Республики Казахстан в соответствии с Законом от 22 июля 2011 года «О миграции населения».
8. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015).
9. Стратегия социально-экономического развития страны "Казахстан - 2030" в соответствии с Посланием Президента Республики Казахстан Назарбаева Н.А. народу Казахстана от 1 марта 2006 года.
10. Указ Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. N 928 «Вопросы Федеральной миграционной службы».
11. Указ Президента Российской Федерации от 14.09.2012 N 1289 (ред. от 14.06.2013) «О реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».
12. Указ Президента Российской Федерации от 17 декабря 1997 N 1300 «Об утверждении Концепции национальной безопасности Российской Федерации».
13. Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 «О беженцах» (с изменениями и дополнениями).
14. Федеральный закон от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».
15. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ.
Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» от 15.08.1996 N 114-ФЗ (с действующей редакцией 2016 г.).
16. Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».
Опыт политического развития России и Казахстана представляется весьма показательным. Российская и казахстанская политические системы, несомненно, имеют немало сходных черт и различий.
В ходе проведенного сравнительного анализа двух аналогичных законов можно предположить, что Казахстан придерживается иммиграционной модели политики, делающий акцент на репатриации населения, в частности этнических-казахов, так называемая политика «титульного этноса». Также Казахстан ставит акцент на привлечение иностранной рабочей силы, попытку продвижения Концепции миграционной политики Казахстана. Продвижение роста урбанизации и закупорка так называемых бедных и малоразвитых районов приезжими репатриантами. Казахстан придерживается открытой политики, направленной на улучшение качества жизни в социальной, экономической и культурной сферах.
В свою очередь, можно предположить, что Российская Федерация придерживается более правовой модели политики, делающей попытку акцента на документации и ужесточенном пребывании иностранных граждан на территории Российской Федерации. Наличие множества подзаконных актов, говорит о том, что в России крепкая правовая методологическая база в сфере миграции. Политика России также, как и политика Казахстана придерживается курса добровольного переселения и возвращения соотечественников на Родину с предоставлением обширного пакета квот и пособий. Привлечение иностранной рабочей силы, попытка равномерного развития всех регионов страны, а также развитие экономического и социального секторов с помощью Концепции миграционной политики.
Правовые гарантии не станут реальным механизмом защиты прав мигрантов в сфере труда до тех пор, пока труд и правовое положение иностранцев и апатридов не будут урегулированы в национальных законодательствах Российской Федерации и Республики Казахстан. Это связано, в первую очередь, с тем, что данные лица фактически являются трудовыми мигрантами в силу самого факта осуществления трудовой деятельности на территории этих стран. Все гарантии и нормы, защищающие права иностранных работников, въехавших в страны на основании квоты или трудового договора, не защищают трудовых прав сотен тысяч людей, трудящихся на сельскохозяйственных работах, в сфере услуг, в строительной сфере, в качестве домашних работников без соответствующего разрешения. Более того, неурегулированные трудовые мигранты, фактически являющиеся работниками работодателей - физических и юридических лиц, осуществляют свою трудовую деятельность без заключения трудовых договоров. Происходит это вследствие отсутствия правовых механизмов легализации трудовых отношений между работодателями и работниками-мигрантами. Данная ситуация на рынках труда сложилась не столько вследствие желания скрыть свои доходы, сколько из-за отсутствия правовых механизмов регулирования и легализации отношений в сфере труда.
Законы Российской Федерации «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» и Республики Казахстан «О миграции населения» направленные на изменения общественных отношений в сфере управления процессами трудовой миграции, являются гендерно-безразличными. Эти законы не направлены на регулирование отношений в сфере предоставления государственных гарантий и поддержки населению на различных этапах миграционного цикла, соответственно не учитывают гендерно-дифференцированного воздействия программ помощи и защиты трудящегося населения на различных этапах миграционного цикла. Некоторые мигранты возвращаются в свою страну происхождения, иногда пробыв за ее пределами очень длительное время или по своей воле, или принужденными к этому. Даже если они являются гражданами своих стран и пользуются определенными правами, возвращаясь, они часто сталкиваются с проблемами реинтеграции, которые частично напоминают проблемы мигрантов, приехавших в зарубежную страну.