КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СЛОВАРЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВС ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
РАЗВИТИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7
1.1. Имя прилагательное как единица лексического запаса 7
1.2. Особенности развития словаря детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи 21
1.3. Анализ методических работ по развитию словаря прилагательных у
детей с общим недоразвитием речи 28
ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (НА ПРИМЕРЕ КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ) 34
2.1. Изучение по выявлению уровня развития качественных
прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 34
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных 36
2.3. Методические рекомендации по развитию имен прилагательных у
детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
РАЗВИТИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7
1.1. Имя прилагательное как единица лексического запаса 7
1.2. Особенности развития словаря детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи 21
1.3. Анализ методических работ по развитию словаря прилагательных у
детей с общим недоразвитием речи 28
ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (НА ПРИМЕРЕ КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ) 34
2.1. Изучение по выявлению уровня развития качественных
прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 34
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных 36
2.3. Методические рекомендации по развитию имен прилагательных у
детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54
Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют
На современном этапе экологические, социальные, экономические условия жизни привели к увеличению числа детей с отклонениями в речевом развитии. В настоящее время дошкольники с общим недоразвитием речи образуют наиболее многочисленную группу детей, имеющих нарушения в развитии. При этом количество воспитанников дошкольных образовательных учреждений, имеющих данную речевую патологию, растет с каждым годом.
Общее недоразвитие речи включает в себя различные расстройства речи, при которых нарушено развитие всех без исключения частей вербальной системы фонетики (звуковой стороны) и лексики, грамматики (смысловой стороны). Общее недоразвитие речи обычно наблюдается при детской речевой патологии (сложных формах): афазии (всегда), алалии, а также дизартрии (иногда), ринолалии.
Созданием методик для детей с ОНР и изучением лексических особенностей в коррекционной работе занимались наши отечественные ученые (Р.И. Лалаева,Е.А. Белошеина, Л.Н. Ефименкова, О.Е. Громова,Е.М. Мастюкова, И.М. Жукова,Филичева, Г.В. Новоторцева, Т.Б. и др.).
У детей с общим недоразвитием речи этап приобретения лексического строя языка существенно нарушен. Запас словарных слов таких детей, весьма ограничен, им трудно подобрать глаголы и прилагательные к заданному слову, произвести классификацию слов по общему признаку, употребляют другие родственные слова (кувшин - графин, чашка - стакан и т.д.), осуществляют замену слова на действие (спать - кровать) и т.д. Без профессиональной работы логопеда дети не смогут овладеть данной стороной речи на необходимом уровне. Профессионально выстроенная коррекционная работа и диагностика в этом направлении позволит своевременно выявить и устранить нарушения такого рода.
В структуре общего недоразвития речи у детей отмечаются существенные проблемы в овладении словарем в том числе и в обстоятельствах направленного педагогического процесса при сознательно организованном обучении. В следствии этого они имеют необходимость в дополнительной стимуляции действующего словаря.
В онтогенезе формирование имени прилагательного происходит позже других. И выражает оно не только лишь особенности различной сложности, но и отношения. В следствии этого у детей с нарушениями речи применение данной части речи провоцирует максимальные затруднения. Однако не у всех процесс овладения словаря происходит одинаково. В ряде случаев он может исказиться, и тогда у детей отмечаются различные отклонения в речи, нарушающие нормальный ход ее развития.
Проблема исследования - совершенствование логопедической работы по формированию словаря качественных прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования - определить направления и содержание логопедической работы по развитию словаря качественных прилагательных и разработать методические рекомендации по развитию словаря качественных имен прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования - развитие словаря качественных прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - система коррекционно-педагогической работы по развитию словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования - успешность коррекционно-педагогической работы по развитию словаря качественных прилагательных у детей с общим недоразвитием речи будет протекать быстрее, в случае если будут исполнены следующие условия:
- учитывание особенностей нарушения речи при общем недоразвитии речи
- поэтапность проведения занятий по развитию словаря качественных прилагательных
- систематическое использование дидактических игр и упражнений в коррекционно-педагогической работе.
На основе цели, гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:
1. На основе изучения и анализа специальной литературы теоретически обосновать необходимость совершенствования по проблеме исследования;
2. Выявить особенности словаря качественны прилагательных на основе качественного и количественного анализа полученных экспериментальных данных;
3. Определить направления коррекционно-педагогической работы по совершенствованию словаря качественных прилагательных для старших дошкольников с общим недоразвитием речи и сформулировать рекомендации по их реализации в условиях логопедической группы.
Для решения поставленных задач были использованы следующие Методы исследования: теоретические: изучение литературы по проблеме;
эмпирические: анализ продуктов деятельности детей; метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
Теоретико-методологической основой - явились концепции общей и специальной психологии, специальной педагогики, лингвистики и психолингвистики о единстве мышления и речи, о соотношении языка и речи ( Выготский Л.С., Ефремова Т. Ф., Ожегов С. И., и др. ), о закономерностях речевого развития ребенка в онтогенезе (Бутон Ш. Гвоздев А. Н., Громова О.Е., Рождественский .Н. С., и др.), об особенностях речевого развития детей с общим недоразвитием речи (Бабина Г.В., Волкова Г.А., Волосовец Т.В., Деревянко Н.П., Ефименкова Л.Н., Жукова Н.С., Дзюба О.В. и др.)
База проведения исследования: МБДОУ детский сад №15 «Дружная семейка». В исследование приняли участие дети с группы «компенсирующей направленности, с тяжелыми нарушениями речи».
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Общее недоразвитие речи включает в себя различные расстройства речи, при которых нарушено развитие всех без исключения частей вербальной системы фонетики (звуковой стороны) и лексики, грамматики (смысловой стороны). Общее недоразвитие речи обычно наблюдается при детской речевой патологии (сложных формах): афазии (всегда), алалии, а также дизартрии (иногда), ринолалии.
Созданием методик для детей с ОНР и изучением лексических особенностей в коррекционной работе занимались наши отечественные ученые (Р.И. Лалаева,Е.А. Белошеина, Л.Н. Ефименкова, О.Е. Громова,Е.М. Мастюкова, И.М. Жукова,Филичева, Г.В. Новоторцева, Т.Б. и др.).
У детей с общим недоразвитием речи этап приобретения лексического строя языка существенно нарушен. Запас словарных слов таких детей, весьма ограничен, им трудно подобрать глаголы и прилагательные к заданному слову, произвести классификацию слов по общему признаку, употребляют другие родственные слова (кувшин - графин, чашка - стакан и т.д.), осуществляют замену слова на действие (спать - кровать) и т.д. Без профессиональной работы логопеда дети не смогут овладеть данной стороной речи на необходимом уровне. Профессионально выстроенная коррекционная работа и диагностика в этом направлении позволит своевременно выявить и устранить нарушения такого рода.
В структуре общего недоразвития речи у детей отмечаются существенные проблемы в овладении словарем в том числе и в обстоятельствах направленного педагогического процесса при сознательно организованном обучении. В следствии этого они имеют необходимость в дополнительной стимуляции действующего словаря.
В онтогенезе формирование имени прилагательного происходит позже других. И выражает оно не только лишь особенности различной сложности, но и отношения. В следствии этого у детей с нарушениями речи применение данной части речи провоцирует максимальные затруднения. Однако не у всех процесс овладения словаря происходит одинаково. В ряде случаев он может исказиться, и тогда у детей отмечаются различные отклонения в речи, нарушающие нормальный ход ее развития.
Проблема исследования - совершенствование логопедической работы по формированию словаря качественных прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования - определить направления и содержание логопедической работы по развитию словаря качественных прилагательных и разработать методические рекомендации по развитию словаря качественных имен прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования - развитие словаря качественных прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - система коррекционно-педагогической работы по развитию словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования - успешность коррекционно-педагогической работы по развитию словаря качественных прилагательных у детей с общим недоразвитием речи будет протекать быстрее, в случае если будут исполнены следующие условия:
- учитывание особенностей нарушения речи при общем недоразвитии речи
- поэтапность проведения занятий по развитию словаря качественных прилагательных
- систематическое использование дидактических игр и упражнений в коррекционно-педагогической работе.
На основе цели, гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:
1. На основе изучения и анализа специальной литературы теоретически обосновать необходимость совершенствования по проблеме исследования;
2. Выявить особенности словаря качественны прилагательных на основе качественного и количественного анализа полученных экспериментальных данных;
3. Определить направления коррекционно-педагогической работы по совершенствованию словаря качественных прилагательных для старших дошкольников с общим недоразвитием речи и сформулировать рекомендации по их реализации в условиях логопедической группы.
Для решения поставленных задач были использованы следующие Методы исследования: теоретические: изучение литературы по проблеме;
эмпирические: анализ продуктов деятельности детей; метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
Теоретико-методологической основой - явились концепции общей и специальной психологии, специальной педагогики, лингвистики и психолингвистики о единстве мышления и речи, о соотношении языка и речи ( Выготский Л.С., Ефремова Т. Ф., Ожегов С. И., и др. ), о закономерностях речевого развития ребенка в онтогенезе (Бутон Ш. Гвоздев А. Н., Громова О.Е., Рождественский .Н. С., и др.), об особенностях речевого развития детей с общим недоразвитием речи (Бабина Г.В., Волкова Г.А., Волосовец Т.В., Деревянко Н.П., Ефименкова Л.Н., Жукова Н.С., Дзюба О.В. и др.)
База проведения исследования: МБДОУ детский сад №15 «Дружная семейка». В исследование приняли участие дети с группы «компенсирующей направленности, с тяжелыми нарушениями речи».
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.
Завершая наше исследование развития словаря качественных прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи можно сделать следующие выводы.
Общее недоразвитие речи включает в себя различные расстройства речи, при которых нарушено развитие всех без исключения частей вербальной системы фонетики (звуковой стороны) и лексики, грамматики (смысловой стороны). Общее недоразвитие речи обычно наблюдается при детской речевой патологии (сложных формах): афазии (всегда), алалии, а также дизартрии (иногда), ринолалии.
В настоящее время проблема развития словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи очень актуальна. Плохая речевая работа проявляет отрицательное воздействие на все области личности ребенка: усложняется формирование его познавательной работы, уменьшается эффективность запоминания, срывается логичная память. Анализ литературных данных показал нам потребность раскрытия степени освоения словарем качественных прилагательных ребятами с нарушениями речи.
В исследовании приняли участия дети с МБДОУ детского сада №15 «Дружная семейка». Г. Белгорода. 12 детей с группы «компенсирующей направленности, с тяжелыми нарушениями речи» с общим недоразвитием речи, 3 уровня речевого развития.
Целью наше эксперимента было выявить уровень развития активного словаря качественных прилагательных у детей с общим недоразвитием речи.
Исследование итогов изучения позволило совершить последующие выводы:
1. Ребята с общим недоразвитием речи принимают за четко установленное время минимальный объем материала, в отличие от естественно формирующихся ровесников. У них замечается незначительный уровень интереса и крайняя неусидчивость. Это говорит о этом, что из-за нейропсихологических специфик у ребят с общим недоразвитием речи в дошкольный этап не накапливается необходимого речевого навыка.
2. У предоставленной группы ребят появляются затруднения, в том числе и при форме объекта, а также при нахождении цвета, и описания какой предмет на вкус, на ощупь. Также при обследовании качественных прилагательных, было много замен, что говорит о том, что эти ребята никак не выделяют значительных особенностей, никак не дифференцируют свойства предметов.
После проведения констатирующего эксперимента, нами были разработаны методические рекомендации для совершенствования словаря качественных прилагательных у детей с общим недоразвитием речи.
Цель нашего исследования достигнута. Также подтвердились и были выполнены задачи.
Общее недоразвитие речи включает в себя различные расстройства речи, при которых нарушено развитие всех без исключения частей вербальной системы фонетики (звуковой стороны) и лексики, грамматики (смысловой стороны). Общее недоразвитие речи обычно наблюдается при детской речевой патологии (сложных формах): афазии (всегда), алалии, а также дизартрии (иногда), ринолалии.
В настоящее время проблема развития словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи очень актуальна. Плохая речевая работа проявляет отрицательное воздействие на все области личности ребенка: усложняется формирование его познавательной работы, уменьшается эффективность запоминания, срывается логичная память. Анализ литературных данных показал нам потребность раскрытия степени освоения словарем качественных прилагательных ребятами с нарушениями речи.
В исследовании приняли участия дети с МБДОУ детского сада №15 «Дружная семейка». Г. Белгорода. 12 детей с группы «компенсирующей направленности, с тяжелыми нарушениями речи» с общим недоразвитием речи, 3 уровня речевого развития.
Целью наше эксперимента было выявить уровень развития активного словаря качественных прилагательных у детей с общим недоразвитием речи.
Исследование итогов изучения позволило совершить последующие выводы:
1. Ребята с общим недоразвитием речи принимают за четко установленное время минимальный объем материала, в отличие от естественно формирующихся ровесников. У них замечается незначительный уровень интереса и крайняя неусидчивость. Это говорит о этом, что из-за нейропсихологических специфик у ребят с общим недоразвитием речи в дошкольный этап не накапливается необходимого речевого навыка.
2. У предоставленной группы ребят появляются затруднения, в том числе и при форме объекта, а также при нахождении цвета, и описания какой предмет на вкус, на ощупь. Также при обследовании качественных прилагательных, было много замен, что говорит о том, что эти ребята никак не выделяют значительных особенностей, никак не дифференцируют свойства предметов.
После проведения констатирующего эксперимента, нами были разработаны методические рекомендации для совершенствования словаря качественных прилагательных у детей с общим недоразвитием речи.
Цель нашего исследования достигнута. Также подтвердились и были выполнены задачи.



