Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ СЛОВАРЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВС ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ

Работа №60646

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы56
Год сдачи2016
Стоимость4275 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
399
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
РАЗВИТИЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7
1.1. Имя прилагательное как единица лексического запаса 7
1.2. Особенности развития словаря детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи 21
1.3. Анализ методических работ по развитию словаря прилагательных у
детей с общим недоразвитием речи 28
ГЛАВА II ОРГАНИЗАЦИЯ КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (НА ПРИМЕРЕ КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ) 34
2.1. Изучение по выявлению уровня развития качественных
прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи 34
2.2. Анализ и интерпретация полученных данных 36
2.3. Методические рекомендации по развитию имен прилагательных у
детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 52
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 54

Приложения должны быть в работе, но в настоящий момент отсутствуют


На современном этапе экологические, социальные, экономические условия жизни привели к увеличению числа детей с отклонениями в речевом развитии. В настоящее время дошкольники с общим недоразвитием речи образуют наиболее многочисленную группу детей, имеющих нарушения в развитии. При этом количество воспитанников дошкольных образовательных учреждений, имеющих данную речевую патологию, растет с каждым годом.
Общее недоразвитие речи включает в себя различные расстройства речи, при которых нарушено развитие всех без исключения частей вербальной системы фонетики (звуковой стороны) и лексики, грамматики (смысловой стороны). Общее недоразвитие речи обычно наблюдается при детской речевой патологии (сложных формах): афазии (всегда), алалии, а также дизартрии (иногда), ринолалии.
Созданием методик для детей с ОНР и изучением лексических особенностей в коррекционной работе занимались наши отечественные ученые (Р.И. Лалаева,Е.А. Белошеина, Л.Н. Ефименкова, О.Е. Громова,Е.М. Мастюкова, И.М. Жукова,Филичева, Г.В. Новоторцева, Т.Б. и др.).
У детей с общим недоразвитием речи этап приобретения лексического строя языка существенно нарушен. Запас словарных слов таких детей, весьма ограничен, им трудно подобрать глаголы и прилагательные к заданному слову, произвести классификацию слов по общему признаку, употребляют другие родственные слова (кувшин - графин, чашка - стакан и т.д.), осуществляют замену слова на действие (спать - кровать) и т.д. Без профессиональной работы логопеда дети не смогут овладеть данной стороной речи на необходимом уровне. Профессионально выстроенная коррекционная работа и диагностика в этом направлении позволит своевременно выявить и устранить нарушения такого рода.
В структуре общего недоразвития речи у детей отмечаются существенные проблемы в овладении словарем в том числе и в обстоятельствах направленного педагогического процесса при сознательно организованном обучении. В следствии этого они имеют необходимость в дополнительной стимуляции действующего словаря.
В онтогенезе формирование имени прилагательного происходит позже других. И выражает оно не только лишь особенности различной сложности, но и отношения. В следствии этого у детей с нарушениями речи применение данной части речи провоцирует максимальные затруднения. Однако не у всех процесс овладения словаря происходит одинаково. В ряде случаев он может исказиться, и тогда у детей отмечаются различные отклонения в речи, нарушающие нормальный ход ее развития.
Проблема исследования - совершенствование логопедической работы по формированию словаря качественных прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования - определить направления и содержание логопедической работы по развитию словаря качественных прилагательных и разработать методические рекомендации по развитию словаря качественных имен прилагательных у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.
Объект исследования - развитие словаря качественных прилагательных у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Предмет исследования - система коррекционно-педагогической работы по развитию словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Гипотеза исследования - успешность коррекционно-педагогической работы по развитию словаря качественных прилагательных у детей с общим недоразвитием речи будет протекать быстрее, в случае если будут исполнены следующие условия:
- учитывание особенностей нарушения речи при общем недоразвитии речи
- поэтапность проведения занятий по развитию словаря качественных прилагательных
- систематическое использование дидактических игр и упражнений в коррекционно-педагогической работе.
На основе цели, гипотезы исследования были поставлены следующие задачи:
1. На основе изучения и анализа специальной литературы теоретически обосновать необходимость совершенствования по проблеме исследования;
2. Выявить особенности словаря качественны прилагательных на основе качественного и количественного анализа полученных экспериментальных данных;
3. Определить направления коррекционно-педагогической работы по совершенствованию словаря качественных прилагательных для старших дошкольников с общим недоразвитием речи и сформулировать рекомендации по их реализации в условиях логопедической группы.
Для решения поставленных задач были использованы следующие Методы исследования: теоретические: изучение литературы по проблеме;
эмпирические: анализ продуктов деятельности детей; метод количественного и качественного анализа результатов исследования.
Теоретико-методологической основой - явились концепции общей и специальной психологии, специальной педагогики, лингвистики и психолингвистики о единстве мышления и речи, о соотношении языка и речи ( Выготский Л.С., Ефремова Т. Ф., Ожегов С. И., и др. ), о закономерностях речевого развития ребенка в онтогенезе (Бутон Ш. Гвоздев А. Н., Громова О.Е., Рождественский .Н. С., и др.), об особенностях речевого развития детей с общим недоразвитием речи (Бабина Г.В., Волкова Г.А., Волосовец Т.В., Деревянко Н.П., Ефименкова Л.Н., Жукова Н.С., Дзюба О.В. и др.)
База проведения исследования: МБДОУ детский сад №15 «Дружная семейка». В исследование приняли участие дети с группы «компенсирующей направленности, с тяжелыми нарушениями речи».
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Завершая наше исследование развития словаря качественных прилагательных у дошкольников с общим недоразвитием речи можно сделать следующие выводы.
Общее недоразвитие речи включает в себя различные расстройства речи, при которых нарушено развитие всех без исключения частей вербальной системы фонетики (звуковой стороны) и лексики, грамматики (смысловой стороны). Общее недоразвитие речи обычно наблюдается при детской речевой патологии (сложных формах): афазии (всегда), алалии, а также дизартрии (иногда), ринолалии.
В настоящее время проблема развития словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи очень актуальна. Плохая речевая работа проявляет отрицательное воздействие на все области личности ребенка: усложняется формирование его познавательной работы, уменьшается эффективность запоминания, срывается логичная память. Анализ литературных данных показал нам потребность раскрытия степени освоения словарем качественных прилагательных ребятами с нарушениями речи.
В исследовании приняли участия дети с МБДОУ детского сада №15 «Дружная семейка». Г. Белгорода. 12 детей с группы «компенсирующей направленности, с тяжелыми нарушениями речи» с общим недоразвитием речи, 3 уровня речевого развития.
Целью наше эксперимента было выявить уровень развития активного словаря качественных прилагательных у детей с общим недоразвитием речи.
Исследование итогов изучения позволило совершить последующие выводы:
1. Ребята с общим недоразвитием речи принимают за четко установленное время минимальный объем материала, в отличие от естественно формирующихся ровесников. У них замечается незначительный уровень интереса и крайняя неусидчивость. Это говорит о этом, что из-за нейропсихологических специфик у ребят с общим недоразвитием речи в дошкольный этап не накапливается необходимого речевого навыка.
2. У предоставленной группы ребят появляются затруднения, в том числе и при форме объекта, а также при нахождении цвета, и описания какой предмет на вкус, на ощупь. Также при обследовании качественных прилагательных, было много замен, что говорит о том, что эти ребята никак не выделяют значительных особенностей, никак не дифференцируют свойства предметов.
После проведения констатирующего эксперимента, нами были разработаны методические рекомендации для совершенствования словаря качественных прилагательных у детей с общим недоразвитием речи.
Цель нашего исследования достигнута. Также подтвердились и были выполнены задачи.



1. Бабина, Г.В. ,Силантьева С.Н. Модель формирования структурно-семантического анализа предложений у старших дошкольников с общим недоразвитием речи // Школьный логопед. 2012. № 4-5. С. 66-70.
2. Белошеина, Е.А. Занятия с детьми, имеющими отклонения в развитии (ЗПР, ОНР, ЛГНР) // Ребенок в детском саду. - 2008. - №1. - С. 20-25.
3. Бородич, А.М. Методика развития речи детей: Учеб. пособие для студентов пед.ин-тов по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / А. М. Бородич. - 2-е изд. - М : Просвещение, 2005 - 255 с.
4. Бутон, Ш. Развитие речи // Психолингвистика. М.: Прогресс, 2007. - С.З07-324.
5. Вершинина, О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня// Логопед, 2004 - № 1. - с.34-40
6. Виноградов, В.В. Русский язык (Грамматическое учение о слове) : Учебное пособие для вузов / В. В. Виноградов / под ред. Г. А. Золотова. - 3-е изд., испр. - М.: Высш.шк. - 2002. - 640 с.
7. Волкова, Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. - С.- П.: "Детство - Пресс", 2008. - 144 с.
8. Волосовец, Т.В. Преодоление ОНР дошкольников. - М., 2007. - 224 с.
9. Выготский, Л.С. Развитие устной речи. // Детская речь. - М., 2006. Ч. 1.
10. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - СПб. : Детство-Пресс, 2007.
11. Громова, О.Е. Формирование начального детского лексикона. М., 2009. 160 с.
12. Деревянко, Н.П., Лапп Е.А. Формирование словарного запаса у дошкольников с общим недоразвитием речи// Практическая психология и логопедия №4, 2006. С. 22-25.
13. Дзюба, О.В. Развитие коммуникативной компетентности дошкольников с общим недоразвитием речи / О. В. Дзюба //Актуальные проблемы профессионально-педагогического образования: межвузовский сб. научн. трудов / под ред. Е.А. Левановой. - Выпуск 23. - Калининград: Изд-во КГУ, 2009. - С. 56-60.
14. Ефименкова, Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Л. Н. Ефименкова - М.: Просвещение, 2006. - 112 с.
15. Ефремова, Т.Ф Новый словарь русского языка. Толково¬
словообразовательный / Т.Ф. Ефремова. - М.: Русский язык, 2000.
16. Жукова, Н.С. Логопедия: преодоление общего недоразвития речи у дошкольников: кн. для логопеда / Н. С. Жукова, Е. М. Мастюкова, Т. Б. Филичева. - Екатеринбург: ЛИТУР, 2006. - 320 с.
17. Иншакова, О. Б. Издательство: Владос Серия: Коррекционная педагогика 2008. - 280 с.
17. Канакина, В.П. Русский язык. Программа и планирование учебного курса. 1-4 классы. Под ред. Н. С. Самохваловой. - М:. Изд-во Просвещение, 2009. - 111 с.
18. Леонтьев, А.А. Психолингвистические единицы и порождение
речевого высказывания. - М.: Стереотип, 2014. - 312с
19. Лалаева, Р.И. , Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. СПб., 2001. 222 с.
20. Логопедия: учебник для студ. дефектол. фак. пед. высш. учеб. заведений. / Под ред. Л. С. Волковой. — 5-е изд. перераб. и доп. — М.: «ВЛАДОС», 2008. — 528 с.
21. Мецлер, Т.В. Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи. Речевые игры и упражнения // Логопед, 2008-№4. - с.42-53
22. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: ИТИ Технологии. - 2008.
23. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ / Под общ. ред. д.п.н., проф. Г. В. Чиркиной. - 2-е изд., испр. - М.: АРКТИ, 2003.
24. Расторгуева, Н.И. Использование пиктограмм для развития навыков словообразования у детей с общим недоразвитием речи// Логопед, 2008 - №2. - с 50-53
25. Речевое развитие младших школьников: Сб. статей // под ред. Н. С. Рождественского. - М.: Просвещение - 2007. - С. 222.
26. Ушакова, Т.Н. Принципы развития ранней детской речи // Дефектология. - 2004. - №5. С.7-14.
27. Филичева, Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева. - М. , 2001.
28. Халилова, Л.Б. Психолингвистические механизмы декодирования речи. Норма и речевая патология. M., 2013. 152 с.
29. Цейтлин, С.Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи / С.Н. Цейтлин. - М.: Знак, 2009.
30. Шахматов, А. А. Синтаксис русского языка / А. А. Шахматов. - Л. , 2000, вып. 1, 312 - 313 с.
31. Шашкина, Г.Р., Зернова Л.П., Зимина И.А. Логопедическая работа с дошкольниками. - М., 2007.
32. Щерба, Л.В. Опыт общей теории лексикографии // Языковая система и речевая деятельность / под ред. Л. Р. Зиндера, М. И. Матусевич. - Л.: Наука, 2004.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ