Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

Работа №60640

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы86
Год сдачи2018
Стоимость4265 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
699
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования гражданской идентичности у младших школьников в процессе внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир» 8
1.1. Сущность и содержание гражданской идентичности личности 8
1.2. Возрастные особенности формирования гражданской
идентичности у младших школьников 14
1.3. Внеурочная деятельность по предмету «Окружающий мир»
как средство формирования гражданской идентичности у младших школьников 20
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию гражданской идентичности у младших школьников в процессе внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир» 29
2.1. Диагностика уровня сформированности гражданской
идентичности у младших школьников 29
2.2. Содержание экспериментальной работы по формированию
гражданской идентичности у младших школьников в процессе внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир» 38
2.3. Динамика уровня сформированности гражданской
идентичности у младших школьников в ходе экспериментальной работы 46
Заключение 53
Библиографический список 57
Приложения 62

В современном обществе наблюдается потеря преемственности между поколениями, материальные ценности начинают преобладать над духовными, утрачиваются нравственные ценностные ориентиры. Поэтому крайне остро в XXI веке стоит проблема формирования гражданской идентичности подрастающего поколения. В связи с этим появилась необходимость решения данной проблемы на государственном уровне, начиная с дошкольного возраста, с целью укрепления государства и объединения общества.
Гражданская идентичность - это свободное отождествление человека с народом (российской нацией), включённость человека в культурную, общественную жизнь страны, ощущение причастности к будущему, настоящему и прошлому российской нации, осознание себя россиянином. Формирование гражданской идентичности - это многогранный процесс, охватывающий комплекс задач, стоящих перед учителем: воспитание любви и привязанности к семье, родному дому, школе, улице, городу; формирование бережного отношения к родной природе и всему живому, к земле; привитие ребенку чувства гордости за свою Родину; воспитание любви и уважения к людям труда, защитникам Отечества; развитие у детей интереса к явлениям общественной жизни, традициям, обычаям (Кабаранова, 2011, 34-37).
Особо оно актуально в младшем школьном возрасте. Младший школьник еще многого не знает, не умеет, его социально-нравственный опыт недостаточен, но у него есть такие характеристики, которые убеждают, что можно и нужно заниматься гражданским воспитанием уже в этом возрастном периоде. У ребенка в младшем школьном возрасте происходит активное освоение окружающего мира, формируются особенности поведения и закладываются предпосылки для развития патриотических чувств, несформированность которых в дальнейшем может привести к деградации личности, потере исторических ценностей, возникновению межнациональных конфликтов. В младшем школьном возрасте осуществляется активный процесс накопления знаний о взаимоотношениях между людьми, жизни общества, о свободе выбора того или иного способа поведения. Это время, когда чувства определяют поступки, выражают отношения к окружающему миру, преобладают над всеми сторонами жизни ребенка, выступают в качестве мотивов поведения (Землянская, 2015, 176).
Анализ исследований таких авторов, как К.А. Абросимова,2014;А.Г. Асмолов, 2007; Т.В.Водолажская, 2010; П.В. Григорьев, 2010;Н.Л. Иванова, 2008; Г.А. Караханова, 2013; С.Р. Посмирная, 2011 позволил определить, что формирование гражданской идентичности в младшем школьном возрасте предполагает формирование следующих структурных компонентов: когнитивного (познавательного), деятельностного (поведенческого) и ценностно-ориентировочного (аксиологического).
Задачи формирования гражданской идентичности решаются как за счет учебных предметов, так и во внеурочной деятельности (включая внешкольную деятельность). Соответственно, обе этих сферы деятельности должны планироваться в комплексе. Необходима планомерная работа по гражданско-патриотическому воспитанию младших школьников. Наиболее оптимальным является реализация и создание программ внеурочной деятельности, которые бы позволяли решать в единстве задачи нравственного воспитания учащихся и формирования гражданской идентичности. В системе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) формирование гражданской идентичности в процессе внеурочной деятельности происходит через приобщение школьника к духовному наследию страны: усвоение традиционных, демократических и гуманистических ценностей многонационального российского общества должны стать личными убеждениями школьника (Шакурова, 2014, 83).
Формирование гражданской идентичности у младших школьников в процессе внеурочной деятельности и разработка специальных программ, которые реализуются в рамках направленной деятельности педагога является актуальным на современном этапе развития общества.
На основании выше изложенного темой исследования является «Формирование гражданской идентичности у младших школьников в процессе внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир».
Проблема исследования: каковы эффективные педагогические условия формирования гражданской идентичности у младших школьников в процессе внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир».
Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: процесс формирования гражданской идентичности у младших школьников.
Предмет исследования: педагогические условия формирования гражданской идентичности у младших школьников средствами внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир».
Гипотеза: формирование гражданской идентичности у младших школьников в процессе внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир» будет эффективно, если:
- педагогом будут использоваться различные формы занятий (игры, проекты, работа в команде и т.д.), направленные на ознакомление с государственной символикой (герб, флаг, гимн), государственными праздниками, культурой и традициями родного народа;
- через знакомство с явлениями общественной жизни будет формироваться представление о своей национальной принадлежности, о принятии роли гражданина своей страны, система общекультурных ценностей (совесть, ответственность, долг и т.д.).
Задачи:
1. Изучить теоретические основы гражданской идентичности у младших школьников, ее сущность и значение.
2. Выявить возрастные особенности формирования гражданской идентичности у младших школьников.
3. Проанализировать возможности внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир» в формировании гражданской идентичности у младших школьников.
4. Выявить уровень сформированности гражданской идентичности у младших школьников.
5. Организовать экспериментальную работу по формированию гражданской идентичности у младших школьников в процессе внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир».
6. Оценить результативность экспериментальной работы.
Для решения поставленных задач использованы следующие методы педагогического исследования:
- теоретические: изучение и анализ литературных источников по теме исследования;
- эмпирические: наблюдение, анкетирование, мониторинг процесса формирования гражданской идентичности, проведение мероприятий с учащимися;
- диагностические методики: Т.А. Попова «Государственные символы Российской Федерации, Н.П. Капустина «Методика оценки и самооценки уровня сформированности гражданской идентичности», Л.В. Байбородова «Незаконченный тезис»; их количественная и качественная обработка методом математической статистики.
База исследования: МБОУ «СОШ №13» г. Белгорода, 3 «Б» класс.
Структура выпускной квалификационной работы: введение, две главы, заключение, библиографический список и приложения. Содержание работы изложено на 61 странице.
Во введении обосновывается актуальность исследования, определены проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи и методы исследования.
В первой главе «Теоретические основы формирования гражданской идентичности у младших школьников в процессе внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир» рассматриваются: гражданская идентичности у младших школьников, ее сущность и значение; возрастные особенности формирования гражданской идентичности у младших школьников; возможности внеурочной деятельности «Окружающий мир».
Во второй главе «Экспериментальная работа по формированию гражданской идентичности у младших школьников в процессе внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир» приведены содержание и результаты экспериментальной работы по формированию гражданской идентичности у младших школьников в процессе внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир».
В заключении подтверждается актуальность темы исследования, проводится краткое обобщение по степени разработанности и перспективе изучения проблемы, формулируются выводы по экспериментальной работе.
В приложении содержатся материалы экспериментальной работы.
Библиографический список включает 50 источников

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Гражданскую идентичность можно определить как осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющее для индивида значимый смысл; признак гражданской общности, характеризующее ее как коллективного субъекта. Гражданская идентичность выступает в форме осознания личностью принадлежности к сообществу граждан того или иного государства, имеющим для него значимый смысл.
Формирование гражданской идентичности - это систематическая и целенаправленная деятельность органов государственной власти и организаций по формированию у граждан патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности выполнения гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Родины.
Младший школьный возраст один из важнейших периодов жизни человека. На этом этапе развития ученики накапливают знания об окружающем мире. Этот возраст наиболее подходит для формирования гражданской идентичности, воспитания качеств личности и общечеловеческих ценностей.
Формирование гражданской идентичности не может ограничиваться рамками учебных предметов. Значительно больший потенциал в этом плане имеет внеурочная деятельность. Под внеурочной деятельностью в рамках ФГОС НОО понимаются различные виды деятельности обучающихся, осуществляемые в формах, отличных от урочной системы обучения, и решающие задачи воспитания и социализации обучающихся. Образовательным учреждением могут быть организованы различные виды внеурочной деятельности, которые будут наиболее эффективно способствовать формированию гражданской идентичности.
Внеурочная деятельность помогает:
- научить себя учиться, что способствует саморазвитию;
- утвердить себя в своих глазах и в глазах других людей, что способствует самоутверждению;
- найти себя, что будет способствовать самоопределению;
- реализовать себя, что способствует самореализации;
- научиться управлять собой, что способствует саморегуляции и самовоспитанию.
Успех внеурочной работы зависит не только от активных учащихся, но и от педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную направленность - одно из основных условий успешной организации и развития внеурочной работы по окружающему миру.
Изучение психолого-педагогической и методической литературы было направлено на работы авторов, проводимых исследования на тему формирования гражданского идентичности. Были изучены основные понятия и особенности гражданской идентичности младших школьников, а также влияние внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир» на формирование гражданской идентичности младших школьников. Таким образом, решились следующие задачи:
- изучена сущность гражданской идентичности;
- выявлены возрастные особенности формирования гражданской идентичности у младших школьников;
- проанализированы возможности внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир» в формировании гражданской идентичности младших школьников.
Это дало теоретическую основу для организации экспериментальной работы по формированию гражданской идентичности у младших школьников во внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир». Она проводилась в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
В ходе констатирующего этапа экспериментальной работы был выявлен уровень сформированности гражданской идентичности у младших школьников.
Для выявления уровня сформированности гражданской идентичности были использованы методики авторов Т.А. Поповой, Н.П. Капустиной и Л.В. Байбородовой. Первичная диагностика исходного уровня сформированности гражданской идентичности показала, что высокий и средний уровень имели одинаковое количество учащихся - по 24%. Большая же часть класса, а это 52%, имело низкий уровень.
Целью формирующего этапа экспериментальной работы было разработать и апробировать педагогические условия, способствующие формированию гражданской идентичности у младших школьников во внеурочной деятельности по предмету «Окружающий мир». Всего было разработано и проведено в рамках экспериментальной работы 4 внеурочных мероприятия, направленные на формирование гражданской идентичности у младших школьников.
В ходе их проведения были проверены заявленные в гипотезе педагогические условия: использование различных форм занятий, направленных на ознакомление с государственной символикой (герб, флаг, гимн), государственными праздниками, культурой и традициями родного народа; необходимо создавать благоприятные условия для формирования представлений о своей национальной принадлежности и о родном языке, система общекультурных ценностей (совесть, ответственность и т.д.), формирования бережного отношения к окружающей среде и ведения здорового образа жизни.
На контрольном этапе была выявлена динамика уровня сформированности гражданской идентичности у младших школьников. Результаты изучения данной динамики показали, что высокий уровень имело 38% учащихся, что на 14% больше, в сравнении с результатами констатирующего этапа; 42% имело средний уровень, на 18% больше результатов констатирующего этапа; 20% учащихся имело низкий уровень сформированности изучаемого критерия, что 22% меньше, в сравнении с результатами констатирующего этапа.
Экспериментальная работа показала, что профилактика вредных привычек у младших школьников эффективна, если:
1) использовать на внеурочной деятельности различных форм занятий, направленных на ознакомление с государственной символикой (герб, флаг, гимн), государственными праздниками, культурой и традициями родного народа;
2) создавать в процессе внеурочных занятий благоприятных условий для формирования представлений о своей национальной принадлежности, о принятии роли гражданина своей страны, система общекультурных ценностей (совесть, ответственность, долг и т.д.).
Проанализировав результаты экспериментальной работы, можно сделать вывод об эффективности проведённой работы. Из этого следует, что в ходе исследования были решены все поставленные задачи и подтверждена гипотеза данного исследования.



1. Абросимова К.А. Анализ сущности понятия «Гражданская идентичность». Сборники конференций НИЦ Социофера / К.А. Абросимова, 2014. - №5. - С. 42-45.
2. Авдулова Т.П. Возрастная психология: Учебное пособие/ Т.Д. Марцинковская, Т.П. Авдулова под ред. Т.Д. Марцинковская. - М.: ИЦ Академия, 2011. - 336 с.
3. Аникеев А.С. Гражданское образование: формирование активной жизненной позиции гражданина. Сборник статей для методистов и преподавателей общественных дисциплин / А.С. Аникеев - М.: «Веди- принт», 2001. - С. 7.
4. Асмолов А.Г. Учебно-методические материалы для педагогов по формированию гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнерства семьи и школы. М.: ФИРО, 2012. - [Офиц. сайт]. URL:http://www.firo.ru/UMK-for-teachers.doc(дата обращений 25.02.2018).
5. Асмолов А.С. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. От действия к мысли. Система заданий / А.С. Асмолов, Г.Д. Бурневская, И.М. Володарская. - М.: «Просвещение», 2007. - 158 с.
6. Бабанский Ю. К. Педагогика: курс лекций / Ю. К. Бабанский. М.: «Просвещение», 1988. - 213 с.
7. Байбородова Л.В. Воспитание гражданской идентичности младших школьников: учебно-методическое пособие. / Л.В. Байбородова, А.В. Репина. - Ярославль: «Канцлер», 2013. - С. 266-272; С. 273-276.
8. Булатова З.А. Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной педагогики / З.А. Булатова // Начальная школа, 2008. - № 7. - С 19.
9. Веденяпина В.А. Воспитание у младших школьников любви к Родине, отчему дому, семье, родителям / В.А. Веденяпина, В.В. Горшкова // Начальная школа, 2011. - №2. - С. 55-59.
10. Винникова С. А. Воспитание гражданской идентичности у младших школьников / С. А. Винникова // Воспитание школьников, 2008. - № 5. - С. 14-15.
11. Водолажская Т.В. Идентичность гражданская / Т.В Водолажская // Образовательная политика, 2010. - № 5-6. - С. 140-142.
12. Голованова Н.Ф. Социализация младшего школьника как педагогическая проблема / Н.Ф. Голованова. - СПб: Специальная литература, 2007. - 98 с.
13. Горбунов В. С. Воспитание гражданина -патриота: системный подход / В. С. Горбунов // Воспитание школьников, 2010. - №1. - С. 10- 20.
14. Григорьев Д. В. Организация внеучебной деятельности школьников: методический конструктор / Д.В. Григорьев, П. В.Степанов. - М.: «Просвещение», 2010. - 14 с.
15. Григорьев Д. В. Формирование гражданской идентичности современногошкольника // Интернет-конференция «Перспектива гражданско-патриотического воспитания в системе образования», 2012. - [Офиц. сайт]. URL:http:// proektpatriot2.jimdo.com(дата обращений 06.03.2018).
16. Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России //. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А.Тишков. - М.: «Просвещение»,2010. - 435 с.
17. Деменева Н.Н. Формирование основ гражданской идентичности младших школьников во внеурочной деятельности / Н.Н. Деменева // Вестник Мининского университета, 2014. - №4. - С.6.
18. Ещёркина О.А. Формирование гражданственности младших школьников: методическое пособие / О.А. Ещёркина. - Волгоград: Учитель, 2007. - 125с.
19. Зайцева К.П. Формирование коммуникативных способностей младших школьников в учебно-воспитательной деятельности / К.П. Зайцева. // Начальная школа плюс До и После, 2011. - № 4. - С. 78-82.
20. Заостровных М.В. Воспитание гражданственности у детей младшего школьного возраста (из опыта работы классного руководителя). / М.В. Заостровных. // Журнал "Эйдос", 2012. - №1. - С.14-18.
21. Землянская Е.Н. Теория и методика воспитания младших школьников / Е.Н. Землянская. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 507 с.
22. Земш М.Б. Формирование гражданского самочувствия младших школьников в условиях демократизации педагогического общения / М.Б. Земш. // Начальная школа, 2014. - № 1. - С. 39.
23. Иванова Н. Л. Изменения этнической и гражданской идентичности в новых общественных условиях / Н.Л. Иванова, Г.Б. Мазилова. - М.: «Просвещение» - 2008. - № 2. - С. 83-93.
24. Карабанова О.А. Как рождается гражданская идентичность в мире образования: от феноменологии к технологии: монография в 2 ч. / О.А. Карабанова, А.Г. Асмолов, Т.Д. Марциновская. - М.: Просвещение, 2011. - Ч.1 - 112 с.
25. Караханова Г.А. Проблемы формирования основ гражданской идентичности у младших школьников / Г.А. Караханова. // Известия Чеченского государственного педагогического института, 2013. - № 1 (7). - С. 22-25.
26. Кожанов И.В. Научно-теоретические подходы и принципы формирования гражданской идентичности личности / И.В. Кожанов, Т.Н. Петрова. // Вестник Чувашского государственного педагогического университета имени И.Я. Яковлева., 2013. - № 1 (77). - Ч. 1. - С. 83-89.
27. Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младшего школьника / Л.В. Кузнецова. - М.: Просвещение, 2006. - 224 с.
28. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: учебное пособие / И.Ю. Кулагина. - М.: Изд-во РАО, 2015. - 176 с.
29. Лагодина Е.Н. Проблемы нравственного воспитания детей в России / Е.Н. Лагодина. - М.: Просвещение, 2006. - С. 87.
30. Матвеева Л.И. Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения / Л. И. Матвеева. - Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1989. - 167 с.
31. Миронов К.Г. Категории «духовность» и «нравственность» в концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / К.Г. Миронов, В.Ф. Ефимов.// Начальная школа, 2014. - № 8.- С. 30.
32. Никитина Н.Н. Основы профессионально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / Н.Н. Никитина, О.М. Железнякова, М.А.Петухов. - М.: Мастерство, 2002. - 288 с.
33. Оруджалиева Е.Е. Технология формирования основ российской гражданской идентичности у младших школьников / Е.Е. Оруджалиева, А.А. Паханова. // Мир науки, культуры, образования, 2015. - № 3 (52). - С. 151¬154.
34. Посмитная С.Р. Гражданское образование школьников. Условия личностного развития ребенка / С.Р. Посмитная. - М.: Просвещение, 2011. - 172 с.
35. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности / А.З. Рахимов. // Классный руководитель, 2001. - № 6. - С.11.
36. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / C.JI. Рубинштейн, - СПб.: Питер Ком, 1999. - 720 с.
37. Русакова Т.Г. Становление духовного опыта личности в младшем школьном возрасте / Т.Г. Русакова. // Педагогика, 2009. - №2. - С. 74-80.
38. Самиева Б.П. Духовно-нравственное воспитание младших школьников / Б. П. Самиева, А.Н. Сбитнева. // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология, 2013. - № 4. - С.37-40.
39. Солодкова А.Ф. Воспитание коллективизма у младших школьников / А.Ф. Солодкова. - Мн.: Нар. асвета, 2010. - 127 с.
40. Степанова Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Е.Н. Степанова. - М.: ТЦ «Сфера», 2001. - С. 28-32.
41. Титов В.А. Педагогика начальной школы. Конспект лекций / В.А. Титов. - М.: Приор, 2005. - 224 с.
42. Толкачева Т.М. Гражданская идентичность младших школьников в учебном процессе. Методические указания / Т.М. Толкачева. - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2003. - 14 с.
43. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / К. Д. Ушинский. // Избранные труды. В 4 книгах. Книга 3. - М.: АПН, 2004. - 560 с.
44. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2018. - 53 с.
45. Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. - 4е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2002. - 520 с.
46. Чекина Е.В. Теория нравственного воспитания: история развития и современное состояние / Е.В.Чекина. - Гродно: ГрГУ, 2011. - 119 с.
47. Шакурова В. М. Российская гражданская идентичность как личностный результат образования / В. М. Шакурова. // Классный руководитель, 2014. -№1. - С. 44- 57.
48. Шакурова В.М. Формирование российской гражданской идентичности: проблема педагога / В.М. Шакуров.а // Педагогика, 2014. - №3. - С. 83-90.
49. Шикова Р.Ю. Гражданская общероссийская идентичность (социологический аспект) // Вестник Адыгейского государственного университета. [Офиц. сайт]. URL:http://cyberleninka.ru/grazhd-id(дата обращения 06.03.2018).
50. Яшина Н.Ю. Гражданская идентичность в начальной школе как педагогическое условие формирования нравственных представлений у младших школьников / Н.Ю.Яшина. - Нижний Новгород, 2002. - 22 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ