Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


АКТУАЛИЗАЦИЯ ФИЛОСОФСКИХ ИДЕЙ Г. В. ЛЕЙБНИЦА В РУССКОЙ И СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЙ ФИЛОСОФИИ

Работа №60627

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

философия

Объем работы62
Год сдачи2017
Стоимость4380 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
132
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
I. ЗНАЧЕНИЕ ЛЕЙБНИЦА В СОВРЕМЕННОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ФИЛОСОФСКОЙ ТРАДИЦИИ
1.1 Общая характеристика Лейбница в работах В. И. Герье и Д. Т Мерца 6
1.2. Основные идеи Лейбница в современной западной философии 14
1.3. Интерпретация Ж. Делезом основных аспектов философии
Лейбница. «Теодицея» в трактовке К. Фишера 18
II. ЗАРОЖДЕНИЕ НЕОЛЕЙБНИЦИАНСТВА В РОССИИ
2.1. Основные идеи русского неолейбницианства 35
2.2. А. А. Козлов и С. А. Аскольдов 38
2.3. Л. М. Лопатин и лейбницианство в Московском университете 44
2.4. Н. О. Лосский 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА 58


Актуальность данного исследования заключается в том, что фигура Лейбница является одной из ключевых в развитии философии. Многие его идеи стали развиваться в самостоятельные системы уже в концепциях других мыслителей. Для нас является важным определить мотивы, на основе которых представители современной западной и русской философской традиции обращались к идеям Лейбница. Готфрид Вильгельм Лейбниц еще в эпоху Просвещения отличался своей многогранностью в разных аспектах науки и культуры, но благодаря тому, что философия ценит каждый вклад своего представителя, взгляды немецкого философа и сейчас не потеряли свою актуальность. Он был великим мыслителем, затрагивал, казалось бы, неразрешимые вопросы в области метафизики, занимался политикой, математикой, физикой, логикой, языковедением. Поэтому все его теории отличались многосторонностью. Он старался найти подход к проблеме, используя при этом все свои знания из разных областей. И стоит отметить, что такой метод стал новым принципом в философии. Человек, который не отличался категоричностью взглядов, смог оправдать наличие противоречий в логике, примирить разум и веру в философии, наконец, разрешить конфликт политических деятелей своего времени. Эти и многие другие факты из биографии стали причинами его подробнейшего изучения.
Кроме того, стоит отметить, что с 19 века начинается активное изучение Лейбница в нашей стране. Его последователей в России стали называть «неолейбницианцами». Представители данной школы исследовали наследие немецкого классика и подвергали собственной интерпретации его основные идеи. Существенным для них стало новое понимание «субстанции»; идея персонализации личности; а также то, что он в своих работах смог объяснить существование добра и зла на земле и то, что он определил место человека в мире и объяснил законы и принципы как средства для достижения высшей цели.
Так же стоит отдать должное продолжателям идей Лейбница, которые проделали огромный труд и смогли по достоинству оценить его вклад в мировую историю. Ведь благодаря их книгам и переводам многие другие философские традиции, смогли заново для себя открыть великого немецкого мыслителя и продолжают исследовать и развивать его идеи.
Степень разработанности. Первым классическим историко-философским исследованием философии Лейбница стал третий том «Истории новой философии» Куно Фишера, увидевший свет в середине 19 века. Многие известные представители современной зарубежной философии обращались к наследию Лейбница, чаще всего апеллируя к «Теодицее» и «Монадологии». Создатель феноменологии Э. Гуссерль даже причислял себя к числу его последователей. Ж. Делез в работе «Складка. Лейбниц и барокко» характеризует Лейбница как новатора и связывает с ним собственную философскую позицию.
Кроме этого подробную характеристику роли Лейбница в истории западной философии можно найти уже у отечественных исследователей И. С. Нарского и В. И. Герье. Они не только изложили его биографию, но и дали оценку времени, в которое он жил, осветили основные аспекты философии и показали его огромный вклад в культуру. В России же свои труды ему посвящали и упоминали в работах его отдельные идеи А. А. Козлов, С. А. Аскольдов, Н. О. Лосский, Л. М. Лопатин и т.д.
Объектом данной работы является философское наследие Г. В. Лейбница, главным образом его работы по метафизике.
Предмет исследования - эволюция идей Лейбница в отечественной и современной зарубежной философии.
Теоретико - методологической основой исследования послужили, прежде всего, работы Г. В. Лейбница, К. Фишера, Ж. Делеза, В. И. Герье, А. А. Козлова, Н. О. Лосского, И. С. Нарского и др. При написании выпускной квалификационной работы были использованы метод сравнения, с помощью которого были выявлены схожесть и различие мнений и интерпретаций наследия Лейбница. Кроме этого при изучении первоисточников и критической литературы были применены методы формализации, синтеза, анализа, абстрагизма и аналогии. А при изложении взглядов авторов, используемых нами книг, с последующим комментарием, были применены методы от абстрактного к конкретному, историзма, психологического анализа процесса и продуктов деятельности, а также биографический метод.
Дипломная работа состоит из введения, двух разделов, заключения и списка литературы, включающего 54 источников.
Целью данной работы является изучение работ представителей современной зарубежной и русской философии, для последующего анализа и выведения эволюции взглядов Лейбница сквозь призму разных культур в конкретном этапе развития философии.
Для достижения цели был поставлен ряд задач:
1. Дать общую характеристику творчества Лейбница по работам В. И. Герье и Д. Т. Мерца;
2. Проследить эволюцию основных идей Лейбница в современной западной и русской традициях;
3. Выявить особенности интерпретации взглядов Лейбница Ж. Делезом, К. Фишером, А. А. Козловым, С. А. Аскольдовым, Л. М. Лопатиным и Н. О. Лосским.
Научно - практическая значимость. Результаты провиденной научно - исследовательской работы имеют обширную историко - философскую базу, поэтому могут быть использованы при написании и изучении различных работ в области гуманитарных наук. А достоверность и использование в ВКР первоисточников позволяют ее применять в процессе учебно - образовательной деятельности.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В ходе работы нами была изучена личность Лейбница, его биография и обстановка, царившая в его эпоху. Нами была найдена информация из трудов отечественных историков, что позволило понять моменты из жизни немецкого мыслителя с комментариями компетентных лиц. Это позволило нам углубиться в его время, определить мотивы его творчества и понять с чего начинались его философские искания. Благодаря одноименной книге Герье и статье Мерца, мы смогли взглянуть на Лейбница не только как на выдающегося философа, но и как на замечательного человека, с динамичным течением жизни и постоянным саморазвитием. К тому же определили его роль в истории мировой политики, науки и культуры.
Далее в различных изданиях отечественной литературы разыскались статьи, в которых описывалась философия Лейбница с точки зрения влияния на него предшествующих традиций. Мы выяснили, что большую роль в его судьбе сыграли схоластическая школа, картезианские идеи и протестантская церковь. Но подробно изучив каждый из этих аспектов, Лейбниц пошел дальше и создал свою уникальную философскую систему и окончательно отошел от прежних идей. Эти и другие факты повлияли на выбор данного ученого для подробного разбора уже представителями современной зарубежной философии. И в данном моменте мы рассмотрели основные идеи, которые привлекли особое внимание современников.
Выбрали самых значительных мыслителей, на наш взгляд, из западной философской традиции. Мы сначала рассмотрели труд Ж. Делеза «Складка. Лейбниц и барокко», который определил особенность взглядов Лейбница. И подробно описали их в интерпретации французского мыслителя. Выяснили, что он подразумевает под «складками», и какие общие моменты он находит между Величайшим немецким философом и барочной культурой.
Далее, мы взяли за основу работу К. Фишера «История новой философии: Лейбниц». Здесь, мы увидели западную трактовку биографии Лейбница и убедились, что Фишером был проделан огромный труд, в котором он старался освятить все моменты философии немецкого мыслителя. Кроме этого он с интересом интерпретирует «Теодицею». Представляет нашему вниманию всех сторонников и противников данной концепции. Задает вопросы и по мере изучения лейбницевского труда, сам же отвечает на них.
Кроме этого, сравнив эти две трактовки, мы делаем вывод, что и Делез и Фишер считают создателя «Монадологии» своевременным ученым, который дал своей эпохе нужную философию. Что он разрешает проблемы и общества и государства, и науки.
Таким образом, мы видим в Лейбнице замечательного мыслителя, знания которого касались различных сфер, будь то математика, физика, логика, философия или изобретения. В этом заключается его уникальный подход. То есть он к любой проблеме подходил, выражая свою многосторонность.
Подводя итог, стоит отметить, что, выполнив все задачи и цель нашего исследования, мы не только определили роль Лейбница в современной зарубежной философии, но и оценили его вклад во всеобщую историю мировой культуры. Благодаря тому, что Лейбниц занимался результатами исследований предыдущих эпох, мы так же охватили знания философии античной, средних веков и нового времени. Проследили противостояние школ и традиций.
Кроме этого, определив его значительный вклад в развитие науки, культуры и философии, мы пытались понять по каким причинам взгляды наших отечественных философов были обращены к Лейбницу.
Здесь было определено, что ключевым моментом в зарождении лейбницианства в России, сыграли социально-политические условия. Так как интеллигенция тяготела к западу и западным идеям. Работы Лейбница не стали исключением. Тем более, что его философия представляла собой альтернативный взгляд на мысли немецких классиков, которые встречали несогласие со стороны своих последователей в нашей стране.
Разобрав работы Козлова, Аскольдова, Лопатина и Лосского, можно сделать вывод о том, что все они принадлежали одной школе и активно развивали идеи Лейбница, интерпретируя его взгляды и привнося новые идея. Так, например, в Монадологию Лейбница они обогатили социально-политическим смыслом. Концепцию плюрализма личности в своих произведениях использовали многие писатели XIX века.
Таким образом, Лейбниц оказал большое влияние на философию, литературу и науку XIX века, которые в дальнейшем послужили прототипом для многих открытий и новых идей. Так же можно отметить, что данное влияние не было односторонним, так как течение неолейбницианцев в России так же смогли искусно интерпретировать и дополнить философию немецкого философа. Они модернизировали уже устоявшиеся взгляды на понятия и концепции и что немало важно создали новое течение в истории русской философии.
Исходя из этого, сделали вывод, что фигура Готфрида Вильгельма Лейбница сохраняла свою актуальность, проходя через многие стадии развития истории философии и даже этот факт не смог окончательно изучить все его наследие. Поэтому стоит приложить еще массу усилий, обратиться к первоисточникам и продолжить исследования в этой сфере.



1. Беляев, В. А. Лейбниц и Спиноза / В. А. Беляев. - СПб.: Наука, 2007.
- 352 с.
2. Блинников, Л. В. Великие философы: Учебный словарь - справочник. 2-е изд., перераб. и доп. / Л. В. Блинников. - М.: Логос, 1999. - 432 с.
3. Вавилов, И. Исаак Ньютон. Математические начала натуральной философии / И. Вавилов. - М.: Логос, 1936. - С. 45-65.
4. Гайденко, П. П. Эволюция понятия науки [формирование научных программ нового времени XVII - XVIII вв.] / П. П. Гайденко. - М.: Наука, 1987. - 560 с.
5. Гартман, Н. История Новоевропейской философии / Н. Гартман. - М.: Проспект, 2002. - 366 с.
6. Герье, В. И. Лейбниц и его век / В. И. Герье. - СПб.: Наука, 2008. - 807 с.
7. Делез, Ж. Складка. Лейбниц и барокко / общая редакция и послесл. В. А. Подороги. Пер. с франц. Б. М. Скуратова. - М.: Логос, 1997. - 264 с.
8. Делез, Ж. Лекции о Лейбнице / Пер. с франц. Б. Скуратов. - М.: Ад. Маргинем Пресс, 2015. - 376 с.
9. Демина, А. А. Религиозная составляющая мировоззрения русских неолейбницианцев / А. А. Демина. - М.: Религиовед, 2010. - С. 19
10. Евлампиев, И. И. Лейбниц и персоналистская традиция русской философии / И. И. Евлампиев. - Философский век: Альманах. 1996. №1. - 103
- 123 с.
11. Жучков, В. А. Немецкая философия эпохи раннего Просвещения / В. А. Жучков. - М.: Мысль, 1989. - 254с.
12. Зеньковский, В. В. История русской философии: учебник для гуманитарных вузов / В. В. Зеньковский. - Париж.: Раритет, 1948. - 615 с.
13. Зорина, Е. В. История философии / Е. В. Зорина. - М.: Росмэн, 2005.
- 337с.
14. Кембаев, Ж. М. «Египетский план» Готфрида Вильгельма Лейбница как один из этапов развития политических и правовых теорий объединения европейских государств. История государства и права / Ж. М. Кембаев. - 2010. № 2. C. 42-45.
15. Козлов, А. А. Бог и мировое зло / А. А. Козлов. - Свое слово. - М.:1888. №5. С. 23 - 24.
16. Козлов, А. А. Очерк жизни и философии Лейбница по сочинению Мерца / А. А. Козлов. - Вопросы философии и психологии. 1890. №3. 36 - 64 с.
17. Краткая история философии / Под общ. ред. В. Г. Голобокова. - М .: Олимп; Издательство АСТ, 1997.
18. Кузнецов, В. Н. Западноевропейская философия XVIII в. / В. Н. Кузнецов, А. В. Грязнов, Б. В. Мейеровский. - М.: Феникс, 1986. - 342с.
19. Лазарев, В. В. Становление философского сознания Нового времени / В. В. Лазарев. - М.: Высшая школа, 1987. - 244с.
20. Лейбниц, Г. В. Опыты теодицеи о благости Божией, свободе человека и начале зла: Пер. с франц. И лат. (Под ред., со вступ. ст. и примеч. В. В. Соколова.) Изд. 2-е. - М.: Книжный дом «ЛИБРКОМ», 2011. - 560 с.
21. Лейбниц, Г. В. Сочинения в 4 т. Пер. с франц. Т. 4 / Редкол.: Б. Э. Быховский, Г. Г. Майоров, И.С. Нарский и др. - М.: Мысль, 1989. - 554 с.
22. Лейбниц, Г. В. Сочинения в четырех томах: Пер. с франц. Т. 3 / Редкол.: Г. Г. Майоров, А. Л. Субботин, Я. М. Боровский и др. - М. Мысль, 1984. - 734 с.
23. Лейбниц, Г. В. Сочинения в 4-х т. Т. 2 / Ред., И. С. Нарский. - М.: Мысль, 1983. - 686 с.
24. Лейбниц, Г. В. Сочинения в четырех томах: Т.1 / Ред., В.В. Соколов, Я. М. Боровский и др. - М.: Мысль, 1982. - 636 с.
25. Лейбниц, Г. В. Письма и эссе о китайской философии и двоичной системе исчисления / Пер. В. М. Яковлева. - М.: ИФ РАН, 2005. - 404 с.
26. Лейбниц, Г. В. Исповедь философа / Пер. И. И. Ягодинский. - Казань .: Миллят, 1915. - С. 25
27. Лопатин Л. М. Понятие о душе по данным внутреннего опыта/ Л. М. Лопатин. - Вопросы философии и психологии. - М .: 1896. №32. С. 265.
28. Лопатин, Л. По поводу нового труда С. А. Алексеева (Аскольдова) / Л. Лопатин. - Мысль и Действительность. -М.: 1914. - Год XXV, кн. 125 (V). - 519-531 с.
29. Лосский Н.О. Ценность и бытие/ Н. О. Лосский - Путь. - М.: Мысль, 1931. - 74 с.
30. Лосский, Н. О. Конкретный и отвлеченный идеал - реализм/ Н. О. Лосский. - М .: Мысль, 1922. - 120 с.
31. Лопатин, Л. М. Теоретические основы сознательной нравственной жизни / Л. М. Лопатин - Вопросы философии и психологии. 1896. №5. С. 243.
32. Лосский, Н. О. Творение мира Богом / Н. О. Лосский Путь. 1937. №
54. С. 130 - 137.
33. Майоров, Г. Г. Теоретические основания философии Г.В. Лейбница: учебное пособие / Г. Г. Майоров. - 2 - е издание испр. и доп. - М.: КДУ, 2007. - 312 с.
34. Майоров, Г. Г. Теоретическая философия Готфрида В. Лейбница / Г. Г. Майоров. - М.: изд-во МГУ, 1972. - 264 с.
35. Мартин Лютер. О рабстве воли / Философские произведения. - М.: Мысль, 1986. С. 432.
36. Мотрошилова, Н. В. История философии: Запад - Россия - Восток / Н. В. Мотрошилова. - М.: Олимп, 1996. - 456с.
37. Нарский, И. С. Готфрид Лейбниц / И. С. Нарский. - М.: Мысль, 1972. - 239 с.
38. Невлева, И. М. История русской философии: учебное пособие/ И. М. Невлева.- 10-е изд. - М.: Консум, 2003. - 408 с.
39. Панов, В. Ф. Математика древняя и юная / В. Ф. Панов. - М.: издат. МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2004. - М., 2004. - 654 с.
40. Пекарский, П. П. История Императорской Академии наук в Петербурге: 2 т. - СПб.: издат. Императорской Академии наук, 1870. - 239 с.
41. Петрушенко, Л. А. Философия Лейбница на фоне эпохи / Л.А. Петрушенко. - М.: Альфа - М, 2009. - 512 с.
42. Половинкин, С. М. Иерархический персонализм Н. О. Лосского. Вестник ПСТГУ. Серия 1: Богословие. Философия / С. М. Половинкин. М.: 2006. - 124 с.
43. Серебреников, В. С. Лейбниц и его учение о душе человека / В. С. Серебреников. - СПб.: С. Х., 1908. - 366 с.
44. Соколов, В. В. Философский синтез Готфрида Лейбница // Лейбниц Г. В. Соч. Т.1.,М., 1982. С. 31 - 43.Соловьев Н. «Теодицея» Лейбница, рассматриваемая в связи с его метафизическим учением. - Харьков.: Логос, 1904 - С. 31 - 43.
45. Спиркин, А. Г. Философия: учебник для вузов / А. Г. Спиркин. - 2 - е изд. перераб. и доп.- М.: Гардарики, 2004. - 120 с.
46. Сретенский, Н. Н. Лейбниц и Декарт. Критика Лейбницем общих начал философии Декарта: Очерк по истории философии / Н. Н. Сретенский, Е. Малышкина, Д. Кузницына. - СПб.: Наука, 2007. - 183 с.
47. Сретенский, Н. Н. Лейбниц и Декарт. Критика Лейбницем общих начал философии Декарта: Очерк по истории философии. / Послесл. Е. Малышкина, Д. Куницына. - СПб.: Наука, 2007.-183 с.
48. Стрелецкий, Я. И. История философии: курс лекций / Я. И. Стрелецкий - Краснодар.: Краснодарский юридический институт, 2001. - 419 с.
49. Субботин, А. Л. Логические труды Лейбница / А. Л. Субботин. - М.: Логос, 1984. - 43 с.
50. Фейербах, Л. А. История философии. Собрание произведений в трех томах / Пер. М. М. Григоряна. - М.: Мысль, 1974. - С. 264 - 289.
51. Фишер, К. История новой философии: Готфрид Вильгельм Лейбниц: Его жизнь, сочинения и учение -М.: АСТ: Транзит - книга, 2005. - 734 с.
52. Философский век. Альманах. «Г. В. Лейбниц и Россия». Материалы Международной конференции. Санкт - Петербург, 26 - 27 июня 1996 г. / Отв. редакторы Т. В. Артемьева, М. И. Микешин. - СПб: СПб НЦ, 1996. - 223 с.
53. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. - М.: Мысль, 1990. - С. 43 - 48.
54. Яковенко, Б. В. История русской философии/ Б. В. Яковенко. М.: Республика, 2003. - 432 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ