Введение 4
Глава 1 Психолого-педагогические основы развития универсальных учебных действий 7
1.1 Роль универсальных учебных действий в современной системе
обучения 7
1.2 Классификация универсальных учебных действий 13
1.3 Проблема формирования УУД средствами математики 17
Выводы к главе 1 19
Глава 2 Формирование универсальных учебных действий при изучении математики в основной школе 21
2.1 Методическая система формирования универсальных учебных
действий при обучении математике 21
2.2 Связь универсальных и математических учебных действий 25
2.3 Формы и средства формирования УУД средствами математики 39
2.4 Технологическая карта, как средство формирования
проектировочных умений 46
Выводы к главе 2 62
Заключение 65
Список использованной литературы
В наши дни общество требует от человека способности постоянно учиться и развиваться в соответствии с потребностями и изменениями самого общества. Современный человек должен быть готов к самостоятельной деятельности и оперативному принятию решений. Условия нашего времени требуют не накопления багажа знаний, а способности самостоятельно находить необходимую информацию, умение осмыслить ее и применять в конкретных ситуациях для достижения желаемого результата. В связи с этим приоритетным является умение школьников самостоятельно усваивать новые знания, умения и компетенции в процессе обучения.
Если в старой концепции образовательных стандартов акцент делался на минимум содержания, то в новых упор сделан на диаду: предметное содержание (фундаментальные основы наук) и деятельностную компоненту (универсальные учебные действия).
Сегодня, в условиях перехода к новым образовательным стандартам общего образования, многие учителя задаются вопросами о сущности и отличительных особенностях стандарта второго поколения, о типах и видах универсальных учебных действий, о способах формирования их средствами предмета на своих уроках, наконец, о способах контроля и мониторинга универсальных учебных действий (УУД). Учитель хочет точно знать, что следует делать на каждом уроке математики, чтобы формировать различные типы универсальных учебных действий.
Многие психологи указывают на центральную роль универсальных учебных действий в становлении личности ребенка и в его социализации (Л.И. Божович, Л.С. Выготский). Развитие универсальных учебных действий - одна из актуальных проблем психологической науки, связана с тем, что учение является основным условием развития ребенка и формирования его как личности.
Важная роль при формировании универсальных учебных действий принадлежит математике. Поэтому большие возможности в этом плане принадлежат освоению универсальных учебных действий в образовательном процессе вместе с использованием математических учебных действий при изучении предмета математики.
Тема выпускной квалификационной работы - «Методика формирования универсальных учебных действий на уроках математики в основной школе». Актуальность проблемы определяется в связи с переходом на новые образовательные стандарты в основной и полной школе. В настоящее время в методической литературе этой проблеме уделяется больше внимания.
Некоторыми аспектами проблемы формирования УУД при обучении математике в основной школе занимались А.Г. Асмолов, Л.И. Боженкова, И.Г. Липатникова, Е.С. Квитко и др.
Объект исследования - процесс формирования универсальных учебных действий на уроках математики в основной школе.
Предмет исследования - система обучения математике, направленная на формирование универсальных учебных действий на уроках математики.
Цель исследования - описание методической системы формирования универсальных учебных действий на уроках математики в основной школе.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- проанализировать психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования УУД;
- провести классификацию универсальных учебных действий;
- установить соотношение методики формирования математических знаний, умений, навыков и методики формирования математических учебных действий;
- установить связь между универсальными и математическими учебными действиями в процессе изучения математики в школе.
- описать технологию формирования УУД.
Гипотеза исследования - изучение математики в школе будет эффективным при соответствующем сочетании универсальных учебных и математических учебных действий.
Для решения задач использовались следующие методы исследования:
- изучение психологической, методической, математической литературы по данной проблеме;
- анализ содержания современных образовательных стандартов, программ и учебников по математике.
Теоретическая значимость: выявлены принципы организации обучения математике в школе, ориентированного на формирование УУД и определены возможности их сочетания с математическими учебными действиями.
Практическая значимость исследования: определены взаимосвязи изучения курса математики в школе с различными видами УУД.
Структура работы определяется последовательностью решения задач исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.
Важная роль при формировании универсальных учебных действий принадлежит математике. Поэтому большие возможности в этом плане принадлежат освоению универсальных учебных действий в образовательном процессе вместе с использованием математических учебных действий при изучении предмета математики.
При обучении математике у школьников развиваются математическая интуиция; процессы логического мышления; возможность владения символическим математическим языком; комбинаторный стиль мышления; пространственное мышление; алгоритмическое мышление; техническое мышление; общие математические способности учеников.
В ходе выполнения работы мы выполнили следующие задачи:
- проанализировали психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме формирования УУД;
- провели классификацию универсальных учебных действий;
- установили соотношение методики формирования математических знаний, умений, навыков и методики формирования математических учебных действий;
- установили связь между универсальными и математическими учебными действиями в процессе изучения математики в школе.
- описали технологию формирования УУД.
При решении задач мы использовали следующие методы исследования:
- изучение психологической, методической, математической литературы по данной проблеме;
- анализ содержания современных образовательных стандартов, программ и учебников по математике.
Апробация результатов исследования выполнялась в форме докладов на студенческой научной конференции Елабужского института КФУ в 2016 году и в виде предварительной защиты на кафедре математического анализа, алгебры и геометрии ЕИ КФУ. По результатам конференции работа была отмечена дипломом первой степени.
Мы подтвердили гипотезу, что формирование универсальных учебных действий успешно реализуется в процессе обучения математике в школе. Математические учебные действия должны рассматриваться педагогом как основание для формирования универсальных учебных действий.
1. Байдак В.А. Теория и методика обучения математике: наука, учебная дисциплина. Монография. - 2-е изд, стереотип. - М.: ФЛИНТА, 2011. - 264 с.
2. Битянова М.Р. Мониторинг универсальных учебных действий: шаг в будущее педагогической профессии. Новые понятия - новые задачи // Информационный бюллетень. - №5. - 2011. - С. 28-35.
3. Боженкова Л.И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении геометрии. - 3-е изд. - М.: БИНОМ, 2015. - 208 с.
4. В новое тысячелетие. Всемирный доклад ЮНЕСКО
www.unesco. org/new/en/unesco/
5. Гельфман Э.Г. Уроки математики в 5 классе Книга для учителя. - M.: Просвещение, 2006. - 192 с.
6. Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода. - М.: Просвещение, 2003. - 224 с.
7. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2010. - 152 с.
8. Квитко Е.С. Умножение обыкновенных дробей: рабочая тетрадь по математике для 5-6 класса. - М.: Аттика-центр, 2012. - 64 с.
9. Коджаспирова Г.М. Педагогика: учебник // Г.М. Коджаспирова. - М.: КНОРУС, 2010. - 744 с.
10. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008. - 40 с.
11. Левитас Г.Г. Методика преподавания математики в основной школе: учебное пособие. - Астрахань: Издательский дом «Астраханский университет», 2009. - 179 с.
12. Липатникова И.Г. Рефлексивный подход к обучению математике учащихся начальной и основной школы в контексте развивающего обучения: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.02. - Екатеринбург, 2005 - 395 с.
13. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / сост. Е.С. Савинов. - М.: Просвещение, 2011. - 342 с.
14. Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы.
- М.: Просвещение, 2011. - 64 с. - (Стандарты второго поколения).
15. Проектная деятельность в основной и старшей школе / Под ред. А.Б. Воронцова. - М.: Просвещение, 2008. - 192 с.
16. Типовые задачи для диагностики сформированности личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий приводятся в книге: Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г Асмолов., Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2008. - 151 с.
17. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011. - 48с. - (Стандарты второго поколения).
18. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. Система заданий: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 159 с.
19. Формирование универсальных учебных действий в предшкольном образовании: Учебное пособие / Под общей редакцией Р.Р. Магомедова. - Ставрополь: Изд-во СГПИ, 2012. - 128 с.
20. Формирование универсальных учебных действий в основной школе. Система заданий / Под ред. А.Г. Асмолова, О.А. Карабановой. - М.: Просвещение, 2010. - 160 с.
21. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - 4-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 59 с. - (Стандарты второго поколения).
22. Шаехова Р.К. Предшкольное образование: актуальность, проблемы, стратегия развития // Начальная школа плюс до и после. - 2006. - №7. - С. 54-57.
23. Шевцова М.А. Формирование познавательного интереса младших школьников в процессе обучения на основе использования личностно- развивающих ситуаций. - Воронеж, 2004 - 205 с.
24. Шмакова Е. Личностные результаты освоения ООП. - Математика. - 2015. - №5-6. - С. 24-33.