ДИАЛОГ РОССИИ И ЕС В КОНТЕКСТЕ РЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
|
Введение
ГЛАВА 1. Правовой аспект трансграничных связей приграничных регионов
1.1. Российская нормативно-правовая база приграничного сотрудничества
регионов 15
1.2. Нормативно-правовая база приграничного сотрудничества европейских
регионов 20
ГЛАВА 2. Практика реализации совместных региональных проектов Россией и Европейским союзом
2.1. Двустороннее трансграничное сотрудничество Санкт-Петербурга и Ленинградской
области с регионами Финляндии и Эстонии 27
2.2. Участие Санкт-Петербурга и Ленинградской области в программах приграничного
сотрудничества 38
ГЛАВА 3. Региональный компонент в рамках деятельности «Северного
измерения» 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 58
ГЛАВА 1. Правовой аспект трансграничных связей приграничных регионов
1.1. Российская нормативно-правовая база приграничного сотрудничества
регионов 15
1.2. Нормативно-правовая база приграничного сотрудничества европейских
регионов 20
ГЛАВА 2. Практика реализации совместных региональных проектов Россией и Европейским союзом
2.1. Двустороннее трансграничное сотрудничество Санкт-Петербурга и Ленинградской
области с регионами Финляндии и Эстонии 27
2.2. Участие Санкт-Петербурга и Ленинградской области в программах приграничного
сотрудничества 38
ГЛАВА 3. Региональный компонент в рамках деятельности «Северного
измерения» 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 53
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 58
Северо-Западный федеральный округ Российской Федерации в силу своего географического положения является уникальной площадкой для практики трансграничных региональных контактов с сопредельными европейскими территориями.
В этом контексте ключевыми субъектами их реализации выступают Санкт-Петербург и Ленинградская область. Осуществление политического, экономического и культурного диалога с регионами Севера Европы отвечает не только потребностям развития приграничных территорий, но и является неотъемлемой составляющей функции по обеспечению внешнеэкономических связей России с Европейским Союзом, обозначенной в Стратегии Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года.
Внешние связи регионов значительно расширяют возможности регионов, позволяют им эффективней решать стоящие перед ними экономические и социальные проблемы. Трансграничные контакты регионов служат дополнительными каналами сотрудничества с соседними странами, посредством которых можно решить задачи, не нашедшие решения на межгосударственном уровне. В свою очередь регионы получают возможность эффективно развивать экономические, культурные и гуманитарные связи, решать многие проблемы, непосредственно затрагивающие интересы людей по обе стороны государственной границы.
В условиях меняющейся геополитической ситуации, международной экономической и политической нестабильности особую актуальность приобретает качественное наполнение существующего регионального сотрудничества. Не менее актуальным является реальная оценка влияния существующих форм межрегионального взаимодействия как на позиционирование Северо-Западного федерального округа в Североевропейском регионе, так и в целом на влияние политического климата между
Россией и ЕС на приграничное сотрудничество.
Объектом исследования квалификационной работы выступает трансграничного регионального сотрудничества на северо-западе России и в северных регионах Европы.
Предметом исследования является трансграничное региональное сотрудничество Санкт-Петербурга и Ленинградской области с сопредельными европейскими территориями.
Цель работы заключается в выявлении ключевых аспектов и характеристик современного состояния трансграничного сотрудничества Санкт-Петербурга и Ленинградской области в контексте российско-европейского диалога.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
• проанализировать нормативно-правовую базу приграничного и трансграничного сотрудничества в России и Европе;
• дать оценку двусторонним контактам и международной проектной деятельности Санкт-Петербурга и Ленинградской области с сопредельными регионами Финляндии и Эстонии;
• определить основные успехи и проблемы практической деятельности «Северного измерения».
Для целей данного исследования был выбран временной отрезок с 2007 г., который условно можно поделить на два периода. Так, первый период 2007-2013 гг. совпадает с действием программы Европейской Политики Соседства (ранее - Европейского инструмента соседства и партнерства) и служит отправной точкой для анализа показателей характера взаимодействия приграничных регионов. Анализ контактов в последующие годы, а также доступной информация по программам, стартовавшим с 2014 г. дает возможность выявить степень влияния внешних факторов на региональное развитие рассматриваемой территории. Выявление предпосылок и общих тенденций взаимодействия сторон требует обращения к более ранним периодам сотрудничества, тогда как построение гипотез относительно дальнейшего развития требует анализа современного состояния взаимоотношений.
Значимость регионального сотрудничества Северо-Запада России с европейскими государствами в области экономики, экологии, образования, культуры и т. д. находит отражение в трудах специалистов по этим проблемам. Ряд исследователей акцентирует внимание на проблематике развития российских приграничных территорий под влиянием интеграционных процессов. Однако необходимо отметить, что исследователи, как правило, фиксируют внимание на каком-то определённом аспекте сотрудничества или на общих теоретико-методологических подходах к приграничному региональному сотрудничеству. Специальных работ, в которых анализируется корреляция региональной компоненты в контексте существующего политического дискурсу между Россией и ЕС нет. Также крайне ограничено количество публикаций, охватывающих приоритетные направления трансграничного взаимодействия Санкт-Петербурга и Ленинградской области с европейскими регионами.
В силу вышесказанного уникальность для данной работы представляет монография Н. Ю. Маркушиной и Н.К. Харлампьевой,1 в которой авторами дается анализ потенциала субъектов Северо-Западного федерального округа для участия в различных формах сотрудничества, в частности в совместной инициативе России и ЕС «Северное измерение». Кроме того, особое внимание авторы уделяют роли и месту Санкт-Петербурга во внешних связях с прибалтийскими, скандинавскими и арктическими государствами.
Субъектам Северо-Западного федерального округа посвящена работа В. П. Гутника и А.П. Клемешева, в которой главный акцент сделан на экономической стороне регионального взаимодействия, а также монография М. В. Ноженко, Е. В. Белокуровой, в которой освещается проблема становления региональных политических сообществ. Речь непосредственно о внешних связях Санкт-Петербурга идет в статьях К. К. Худолей и Д. А. Ланко, Н. Ю. Маркушиной.
Научному осмыслению проблем внешнеэкономических связей регионов России посвящена монография А.Г. Гранберга. В данной работе рассмотрены вопросы моделирования экономик регионов, государственного регулирования регионального развития и межрегионального экономического сотрудничества.
Анализ сущности трансграничного сотрудничества, в том числе в формате «треугольников роста» и движении «городов-близнецов», проведен в работах как зарубежных авторов, так и таких российских исследователей как С.Л. Романова, В. Колидовски, Т. В. Зоновой, И.М. Граника, А. С. Гражданкина и др. В вышеперечисленных трудах нашли отражение последние тенденции, состояние и перспективы трансграничного взаимодействия.
Не без внимания со стороны исследователей осталась деятельность «Северного измерения» и место данной политики в системе внешних связей субъектов Северо-Западного федерального округа РФ. В большинстве работ на данную тематику основной акцент делается не на реальных достижениях, а больше на эволюции данной политики и несоответствии ее потенциала ожиданиям.
Вышеперечисленными авторами в той или иной степени отражены последние тенденции, состояние и перспективы трансграничного взаимодействия. Хотя вопрос реализации Санкт-Петербургом и Ленинградской областью приграничных контактов с европейскими сопредельными территориями и оценки влияния внешних факторов на формы трансграничного сотрудничества остается обойденным вниманием.
Экономический аспект также преобладает в статьях таких авторов как А.В. Вовенда и В.А. Плотников, В.Н. Кошелев, Н.М. Межевич, С.Л. Ткаченко, Ю.Н. Баженов и О.В. Подшувейт. Если в вышеперечисленных работах региональные структуры рассматриваются в контексте экономической устойчивости и социально-экономического развития, то И.В. Карпенко трансграничное сотрудничество исследует в рамках государственной политики, в качестве инструмента внешнеполитической деятельности государства.
Правовой аспект трансграничного сотрудничества регионов, играющий важную роль в обеспечении взаимодействия российских регионов с партнерами из сопредельных государств, рассматривается в работах следующих российских авторов - И.Р. Насырова, Т. Титовой, В. В. Климанова, Л.Б. Вардомского, Л.Н. Снежановой, Н. Ю. Бородавкиной.
Теоретическая часть трансграничного сотрудничества нашла отражение также в трудах российских авторов, а именно в монографии Л.Б. Вардомского и С.В. Голунова, В.А. Дергачева и С.И. Дмитриевой. Так, первая монография посвящена анализу проблем приграничной безопасности через призму теорий международных отношений. В работах В.А. Дергачева речь идет о целостных территориальных общностях, обладающих схожими социокультурными чертами на макрорегиональном, страноведческом и субрегиональном уровнях. Особое внимание уделяется процессам региональной трансформации на европейском континенте. Работа С.И. Дмитриевой посвящена созданию и функционированию границ, различным аспектам трансграничного взаимодействия, особенностей российского приграничья и существования трансграничных регионов.
Среди работ общего характера особое место занимает монография Г.О. Ярового и Е.В. Белокуровой, которая содержит полное описание политических институтов Европейского Союза, региональной политики ЕС, роли регионов и трансграничного сотрудничества в ЕС.
Роль и место России во внешнеполитической стратегии Европейского Союза и его стран членов до и после Украинского конфликта проанализирована в монографии под редакцией Н. А. Арбатовой. В данном труде особое внимание уделено факторам, оказавшим существенное влияние на эволюцию отношений РФ и Евросоюза в последние десятилетия, в том числе специфике двусторонних отношений Северных стран с Россией.
Полезной в плане изучения внешних связей регионов Российской Федерации является монография В.Л. Толстых, в которой автор раскрывает потенциальные возможности международного участия регионов РФ в заключении договоров, соглашений, в деятельности международных организаций, открытий представительств за рубежом.
Стоит отметить также работу коллектива авторов, в которой отражен ряд тенденций развития Северо-Западного федерального округа с точки зрения трансграничного сотрудничества, а также проблем, возникающих у приграничных территорий.
Кроме того, к базовым работам, в которых заложен понятийный аппарат, рассматриваются общие понятия и особенности современной системы международных отношений, региональные проблемы необходимо отнести учебные издания И.Н. Барыгина, И.Р. Насырова, А.В. Торкунова и П.А. Цыганкова.
Обзор степени научной разработанности вопроса позволяет сделать следующие выводы. Несмотря на наличие большого количества работ по различным аспектам международного сотрудничества регионов, они носят, в основном, теоретический характер, исследуя общеполитический контекст и возникающие зависимости без привязки к Северо-Западному федеральному округу, либо исследуют конкретные примеры и отдельные составляющие международного сотрудничества регионов.
В работах российских и зарубежных авторов находят отражение общие тенденции деятельности в рамках регионального диалога России и ЕС, вопросы правового обеспечения деятельности приграничных регионов, общая проблематика трансграничного сотрудничества. Большое внимание уделяется формированию Балтийского региона как такового с участием российского Северо-Запада, месту в нем Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Однако малоизученным остается вопрос участия субъектов Северо-Западного федерального округа в текущих форматах взаимодействиях в условиях конфронтационного характера отношений по линии Россия - ЕС, особенно это касается Санкт-Петербурга и Ленинградской области, так как основной массив работ в этом направлении сосредоточен на Республике Карелия или Калининградской области.
Источниковую базу данной квалификационной работы составили международно-правовые документы, регламентирующие приграничное и трансграничное сотрудничество, российское законодательство, регламентирующее внешнеэкономические связи субъектов РФ, включая государственную концепцию, программные документы ЕС, а также отчеты о реализации проектов по программам в рамках Европейского Политики Соседства и Партнерств «Северного измерения».
В частности, в работе анализируются положения Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей и Дополнительные Протоколы к ней (№1, №2, №3 ) - основные документы, в которых представлены принципы межрегионального сотрудничества в Европе. Кроме того, важным источником служит Регламент ЕС №1082/2006 о Европейских объединениях по территориальному сотрудничеству, который предусматривается возможность создания структур приграничного, межгосударственного и/или межрегионального сотрудничества, именуемых «европейскими объединениями территориального сотрудничества» (ЕОТС).
Официальные документы Российской Федерации представлены законами РФ и подзаконными нормативно-правовыми актами.
Из законов РФ были использованы Конституция РФ от 12 декабря 1993 г., Федеральный Закон от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ», Федеральный Закон от 24 июня 1999 г. № 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ», Федеральный Закон от 15 июля 1995 г. №101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», Федеральный Закон от 13 октября 1995 г. №157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». А также Федеральные Законы о ратификации Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве и дополнительных протоколов к ней, обозначающие поддержание и следование положениям, установленным Мадридской конвенцией и протоколами, со стороны России.
В данной работе также были использованы следующие подзаконные нормативно-правовые акты: Указ Президента РФ от 13 мая 2000г. №849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральных округах», Указ Президента Российской Федерации от 12.03.1996 г. № 375 «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации», Концепция приграничного сотрудничества Российской Федерации, Постановление Правительства России о порядке осуществления регионами связей с органами государственной власти иностранных государств, регистрации соглашений регионов об осуществлении международных и внешнеэкономических связей.
Основой для анализа двусторонних контактов и международной проектной деятельности Санкт-Петербурга и Ленинградской области послужили отчеты о ходе международного сотрудничества, а также документы программ в рамках Европейской Политики Соседства (ранее - Европейского Инструмента Сотрудничества и Партнерства) «Юго-Восточная Финляндия - Россия» на 2007-2013 гг., «Эстония-Латвия-Россия» на 2007-2013 гг., «Юго-Восточная Финляндия - Россия» на 2014-2020 гг., «Эстония - Россия» на 2014-2020 гг., и Партнерств «Северного Измерения».
Другим важным видом источников являются интернет ресурсы, в том числе, официальные сайты Администрации Санкт-Петербурга и Ленинградской области, где размещена подробная информация о регионе и архив информационных сообщений. Дополнительная информация о деятельности данных субъектов размещена на сайтах комитетов и официальных порталах муниципалитетов Ленинградской области.
Так, в данной работе была использована информация, размещенная на сайтах Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга и Комитета по внешним связям Ленинградской области, а также Комитет по социальной защите населения Ленинградской области; Официальные порталы муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области, муниципального образования города Светогорск, муниципального образования Кингисеппского муниципального района.
Главными информационными сайтами, новостные сообщения которых использовались в работе, являются Российская Газета и Балтийское информационное агентство, Новостное агентство Sputnik Эстония, Информационное агентство Regnum и другие.
В определении роли российских регионов во внешнеполитической деятельности страны и задач федеральной власти по регулированию и поддержке региональных международных и внешнеэкономических связей большое значение имеют публикации и разъяснения представителей МИД России, размещенные на официальном сайте организации.
Исследование основывается на междисциплинарном подходе с применением общенаучных, социологических, исторических и компаративных методов. Так, при анализе нормативно-правовой базы приграничного сотрудничества используется метод качественного анализа документов. По средствам компаративного метода проводится сопоставление российского и зарубежного нормотворческого опыта, а также исследование полномочий регионов в осуществлении трансграничных связей. Метод кейсов (case study) был взят за основу при выявлении форм участия Санкт-Петербурга и Ленинградской области в трансграничном сотрудничестве с регионами Финляндии и Эстонии.
Научная новизна работы заключается в том, что в процессе анализа трансграничного регионального сотрудничества определен вектор дальнейшего развития российской и европейской нормативно-правовой базы в области приграничного регионального сотрудничества, выявлены приоритетные направления двусторонних контактов Санкт-Петербурга и Ленинградской области с соседними регионами, а также дана оценка международной проектной деятельности в рамках программ Европейской Политики Соседства и проектов Партнерств «Северного измерения» в контексте диалога России и Европейского Союза.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы. В первой главе анализируется правовой аспект трансграничного сотрудничества. Во второй и третьей главах дана оценка практической деятельности Санкт-Петербурга и Ленинградской области по установлению межрегиональных контактов с соседними государствами-членами ЕС, участию субъектов в проектной деятельности и определяются успехи и проблемы данных форматов сотрудничества.
В этом контексте ключевыми субъектами их реализации выступают Санкт-Петербург и Ленинградская область. Осуществление политического, экономического и культурного диалога с регионами Севера Европы отвечает не только потребностям развития приграничных территорий, но и является неотъемлемой составляющей функции по обеспечению внешнеэкономических связей России с Европейским Союзом, обозначенной в Стратегии Северо-Западного федерального округа на период до 2020 года.
Внешние связи регионов значительно расширяют возможности регионов, позволяют им эффективней решать стоящие перед ними экономические и социальные проблемы. Трансграничные контакты регионов служат дополнительными каналами сотрудничества с соседними странами, посредством которых можно решить задачи, не нашедшие решения на межгосударственном уровне. В свою очередь регионы получают возможность эффективно развивать экономические, культурные и гуманитарные связи, решать многие проблемы, непосредственно затрагивающие интересы людей по обе стороны государственной границы.
В условиях меняющейся геополитической ситуации, международной экономической и политической нестабильности особую актуальность приобретает качественное наполнение существующего регионального сотрудничества. Не менее актуальным является реальная оценка влияния существующих форм межрегионального взаимодействия как на позиционирование Северо-Западного федерального округа в Североевропейском регионе, так и в целом на влияние политического климата между
Россией и ЕС на приграничное сотрудничество.
Объектом исследования квалификационной работы выступает трансграничного регионального сотрудничества на северо-западе России и в северных регионах Европы.
Предметом исследования является трансграничное региональное сотрудничество Санкт-Петербурга и Ленинградской области с сопредельными европейскими территориями.
Цель работы заключается в выявлении ключевых аспектов и характеристик современного состояния трансграничного сотрудничества Санкт-Петербурга и Ленинградской области в контексте российско-европейского диалога.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
• проанализировать нормативно-правовую базу приграничного и трансграничного сотрудничества в России и Европе;
• дать оценку двусторонним контактам и международной проектной деятельности Санкт-Петербурга и Ленинградской области с сопредельными регионами Финляндии и Эстонии;
• определить основные успехи и проблемы практической деятельности «Северного измерения».
Для целей данного исследования был выбран временной отрезок с 2007 г., который условно можно поделить на два периода. Так, первый период 2007-2013 гг. совпадает с действием программы Европейской Политики Соседства (ранее - Европейского инструмента соседства и партнерства) и служит отправной точкой для анализа показателей характера взаимодействия приграничных регионов. Анализ контактов в последующие годы, а также доступной информация по программам, стартовавшим с 2014 г. дает возможность выявить степень влияния внешних факторов на региональное развитие рассматриваемой территории. Выявление предпосылок и общих тенденций взаимодействия сторон требует обращения к более ранним периодам сотрудничества, тогда как построение гипотез относительно дальнейшего развития требует анализа современного состояния взаимоотношений.
Значимость регионального сотрудничества Северо-Запада России с европейскими государствами в области экономики, экологии, образования, культуры и т. д. находит отражение в трудах специалистов по этим проблемам. Ряд исследователей акцентирует внимание на проблематике развития российских приграничных территорий под влиянием интеграционных процессов. Однако необходимо отметить, что исследователи, как правило, фиксируют внимание на каком-то определённом аспекте сотрудничества или на общих теоретико-методологических подходах к приграничному региональному сотрудничеству. Специальных работ, в которых анализируется корреляция региональной компоненты в контексте существующего политического дискурсу между Россией и ЕС нет. Также крайне ограничено количество публикаций, охватывающих приоритетные направления трансграничного взаимодействия Санкт-Петербурга и Ленинградской области с европейскими регионами.
В силу вышесказанного уникальность для данной работы представляет монография Н. Ю. Маркушиной и Н.К. Харлампьевой,1 в которой авторами дается анализ потенциала субъектов Северо-Западного федерального округа для участия в различных формах сотрудничества, в частности в совместной инициативе России и ЕС «Северное измерение». Кроме того, особое внимание авторы уделяют роли и месту Санкт-Петербурга во внешних связях с прибалтийскими, скандинавскими и арктическими государствами.
Субъектам Северо-Западного федерального округа посвящена работа В. П. Гутника и А.П. Клемешева, в которой главный акцент сделан на экономической стороне регионального взаимодействия, а также монография М. В. Ноженко, Е. В. Белокуровой, в которой освещается проблема становления региональных политических сообществ. Речь непосредственно о внешних связях Санкт-Петербурга идет в статьях К. К. Худолей и Д. А. Ланко, Н. Ю. Маркушиной.
Научному осмыслению проблем внешнеэкономических связей регионов России посвящена монография А.Г. Гранберга. В данной работе рассмотрены вопросы моделирования экономик регионов, государственного регулирования регионального развития и межрегионального экономического сотрудничества.
Анализ сущности трансграничного сотрудничества, в том числе в формате «треугольников роста» и движении «городов-близнецов», проведен в работах как зарубежных авторов, так и таких российских исследователей как С.Л. Романова, В. Колидовски, Т. В. Зоновой, И.М. Граника, А. С. Гражданкина и др. В вышеперечисленных трудах нашли отражение последние тенденции, состояние и перспективы трансграничного взаимодействия.
Не без внимания со стороны исследователей осталась деятельность «Северного измерения» и место данной политики в системе внешних связей субъектов Северо-Западного федерального округа РФ. В большинстве работ на данную тематику основной акцент делается не на реальных достижениях, а больше на эволюции данной политики и несоответствии ее потенциала ожиданиям.
Вышеперечисленными авторами в той или иной степени отражены последние тенденции, состояние и перспективы трансграничного взаимодействия. Хотя вопрос реализации Санкт-Петербургом и Ленинградской областью приграничных контактов с европейскими сопредельными территориями и оценки влияния внешних факторов на формы трансграничного сотрудничества остается обойденным вниманием.
Экономический аспект также преобладает в статьях таких авторов как А.В. Вовенда и В.А. Плотников, В.Н. Кошелев, Н.М. Межевич, С.Л. Ткаченко, Ю.Н. Баженов и О.В. Подшувейт. Если в вышеперечисленных работах региональные структуры рассматриваются в контексте экономической устойчивости и социально-экономического развития, то И.В. Карпенко трансграничное сотрудничество исследует в рамках государственной политики, в качестве инструмента внешнеполитической деятельности государства.
Правовой аспект трансграничного сотрудничества регионов, играющий важную роль в обеспечении взаимодействия российских регионов с партнерами из сопредельных государств, рассматривается в работах следующих российских авторов - И.Р. Насырова, Т. Титовой, В. В. Климанова, Л.Б. Вардомского, Л.Н. Снежановой, Н. Ю. Бородавкиной.
Теоретическая часть трансграничного сотрудничества нашла отражение также в трудах российских авторов, а именно в монографии Л.Б. Вардомского и С.В. Голунова, В.А. Дергачева и С.И. Дмитриевой. Так, первая монография посвящена анализу проблем приграничной безопасности через призму теорий международных отношений. В работах В.А. Дергачева речь идет о целостных территориальных общностях, обладающих схожими социокультурными чертами на макрорегиональном, страноведческом и субрегиональном уровнях. Особое внимание уделяется процессам региональной трансформации на европейском континенте. Работа С.И. Дмитриевой посвящена созданию и функционированию границ, различным аспектам трансграничного взаимодействия, особенностей российского приграничья и существования трансграничных регионов.
Среди работ общего характера особое место занимает монография Г.О. Ярового и Е.В. Белокуровой, которая содержит полное описание политических институтов Европейского Союза, региональной политики ЕС, роли регионов и трансграничного сотрудничества в ЕС.
Роль и место России во внешнеполитической стратегии Европейского Союза и его стран членов до и после Украинского конфликта проанализирована в монографии под редакцией Н. А. Арбатовой. В данном труде особое внимание уделено факторам, оказавшим существенное влияние на эволюцию отношений РФ и Евросоюза в последние десятилетия, в том числе специфике двусторонних отношений Северных стран с Россией.
Полезной в плане изучения внешних связей регионов Российской Федерации является монография В.Л. Толстых, в которой автор раскрывает потенциальные возможности международного участия регионов РФ в заключении договоров, соглашений, в деятельности международных организаций, открытий представительств за рубежом.
Стоит отметить также работу коллектива авторов, в которой отражен ряд тенденций развития Северо-Западного федерального округа с точки зрения трансграничного сотрудничества, а также проблем, возникающих у приграничных территорий.
Кроме того, к базовым работам, в которых заложен понятийный аппарат, рассматриваются общие понятия и особенности современной системы международных отношений, региональные проблемы необходимо отнести учебные издания И.Н. Барыгина, И.Р. Насырова, А.В. Торкунова и П.А. Цыганкова.
Обзор степени научной разработанности вопроса позволяет сделать следующие выводы. Несмотря на наличие большого количества работ по различным аспектам международного сотрудничества регионов, они носят, в основном, теоретический характер, исследуя общеполитический контекст и возникающие зависимости без привязки к Северо-Западному федеральному округу, либо исследуют конкретные примеры и отдельные составляющие международного сотрудничества регионов.
В работах российских и зарубежных авторов находят отражение общие тенденции деятельности в рамках регионального диалога России и ЕС, вопросы правового обеспечения деятельности приграничных регионов, общая проблематика трансграничного сотрудничества. Большое внимание уделяется формированию Балтийского региона как такового с участием российского Северо-Запада, месту в нем Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Однако малоизученным остается вопрос участия субъектов Северо-Западного федерального округа в текущих форматах взаимодействиях в условиях конфронтационного характера отношений по линии Россия - ЕС, особенно это касается Санкт-Петербурга и Ленинградской области, так как основной массив работ в этом направлении сосредоточен на Республике Карелия или Калининградской области.
Источниковую базу данной квалификационной работы составили международно-правовые документы, регламентирующие приграничное и трансграничное сотрудничество, российское законодательство, регламентирующее внешнеэкономические связи субъектов РФ, включая государственную концепцию, программные документы ЕС, а также отчеты о реализации проектов по программам в рамках Европейского Политики Соседства и Партнерств «Северного измерения».
В частности, в работе анализируются положения Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей и Дополнительные Протоколы к ней (№1, №2, №3 ) - основные документы, в которых представлены принципы межрегионального сотрудничества в Европе. Кроме того, важным источником служит Регламент ЕС №1082/2006 о Европейских объединениях по территориальному сотрудничеству, который предусматривается возможность создания структур приграничного, межгосударственного и/или межрегионального сотрудничества, именуемых «европейскими объединениями территориального сотрудничества» (ЕОТС).
Официальные документы Российской Федерации представлены законами РФ и подзаконными нормативно-правовыми актами.
Из законов РФ были использованы Конституция РФ от 12 декабря 1993 г., Федеральный Закон от 4 января 1999 г. № 4-ФЗ «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ», Федеральный Закон от 24 июня 1999 г. № 119-ФЗ «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ», Федеральный Закон от 15 июля 1995 г. №101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», Федеральный Закон от 13 октября 1995 г. №157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности», Федеральный закон от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». А также Федеральные Законы о ратификации Европейской рамочной конвенции о приграничном сотрудничестве и дополнительных протоколов к ней, обозначающие поддержание и следование положениям, установленным Мадридской конвенцией и протоколами, со стороны России.
В данной работе также были использованы следующие подзаконные нормативно-правовые акты: Указ Президента РФ от 13 мая 2000г. №849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральных округах», Указ Президента Российской Федерации от 12.03.1996 г. № 375 «О координирующей роли Министерства иностранных дел Российской Федерации в проведении единой внешнеполитической линии Российской Федерации», Концепция приграничного сотрудничества Российской Федерации, Постановление Правительства России о порядке осуществления регионами связей с органами государственной власти иностранных государств, регистрации соглашений регионов об осуществлении международных и внешнеэкономических связей.
Основой для анализа двусторонних контактов и международной проектной деятельности Санкт-Петербурга и Ленинградской области послужили отчеты о ходе международного сотрудничества, а также документы программ в рамках Европейской Политики Соседства (ранее - Европейского Инструмента Сотрудничества и Партнерства) «Юго-Восточная Финляндия - Россия» на 2007-2013 гг., «Эстония-Латвия-Россия» на 2007-2013 гг., «Юго-Восточная Финляндия - Россия» на 2014-2020 гг., «Эстония - Россия» на 2014-2020 гг., и Партнерств «Северного Измерения».
Другим важным видом источников являются интернет ресурсы, в том числе, официальные сайты Администрации Санкт-Петербурга и Ленинградской области, где размещена подробная информация о регионе и архив информационных сообщений. Дополнительная информация о деятельности данных субъектов размещена на сайтах комитетов и официальных порталах муниципалитетов Ленинградской области.
Так, в данной работе была использована информация, размещенная на сайтах Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга и Комитета по внешним связям Ленинградской области, а также Комитет по социальной защите населения Ленинградской области; Официальные порталы муниципального образования «Выборгский район» Ленинградской области, муниципального образования города Светогорск, муниципального образования Кингисеппского муниципального района.
Главными информационными сайтами, новостные сообщения которых использовались в работе, являются Российская Газета и Балтийское информационное агентство, Новостное агентство Sputnik Эстония, Информационное агентство Regnum и другие.
В определении роли российских регионов во внешнеполитической деятельности страны и задач федеральной власти по регулированию и поддержке региональных международных и внешнеэкономических связей большое значение имеют публикации и разъяснения представителей МИД России, размещенные на официальном сайте организации.
Исследование основывается на междисциплинарном подходе с применением общенаучных, социологических, исторических и компаративных методов. Так, при анализе нормативно-правовой базы приграничного сотрудничества используется метод качественного анализа документов. По средствам компаративного метода проводится сопоставление российского и зарубежного нормотворческого опыта, а также исследование полномочий регионов в осуществлении трансграничных связей. Метод кейсов (case study) был взят за основу при выявлении форм участия Санкт-Петербурга и Ленинградской области в трансграничном сотрудничестве с регионами Финляндии и Эстонии.
Научная новизна работы заключается в том, что в процессе анализа трансграничного регионального сотрудничества определен вектор дальнейшего развития российской и европейской нормативно-правовой базы в области приграничного регионального сотрудничества, выявлены приоритетные направления двусторонних контактов Санкт-Петербурга и Ленинградской области с соседними регионами, а также дана оценка международной проектной деятельности в рамках программ Европейской Политики Соседства и проектов Партнерств «Северного измерения» в контексте диалога России и Европейского Союза.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы. В первой главе анализируется правовой аспект трансграничного сотрудничества. Во второй и третьей главах дана оценка практической деятельности Санкт-Петербурга и Ленинградской области по установлению межрегиональных контактов с соседними государствами-членами ЕС, участию субъектов в проектной деятельности и определяются успехи и проблемы данных форматов сотрудничества.
Представленная работа посвящена анализу регионального взаимодействия в формате двухстороннего и программного сотрудничества российских и европейских сопредельных территорий. Практика реализации трансграничных контактов рассмотрена на примере приграничных субъектов Северо-Западного федерального округа, в частности Санкт-Петербурга и Ленинградской области, и сопредельных регионов Финляндии и Эстонии.
Существует множество подходов к сущности трансграничного сотрудничества. В свою очередь, Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей дает следующее определение трансграничному сотрудничеству. Так, данным взаимодействием является «любая совместная акция по укреплению и поощрению добрососедских отношений между территориально-административными единицами или властями в рамках юрисдикции двух и более участников». Именно это определение взято за основу при рассмотрении вопросов, связанных с трансграничным сотрудничеством.
Анализ практики реализации внешних связей с европейскими регионами приобретает особенную актуальность при изучении международного взаимодействия субъектов Северо-Западного федерального округа. Так, данная территория занимает уникальное геополитическое положение, обладает значительным потенциалом для установления внешних связей с приграничными европейскими государствами, и выполняет особую роль в развитии региональных интеграционных процессов между Россией и ЕС. Составляющие его субъекты федерации, в частности Санкт-Петербург и Ленинградская область, со своей стороны участвуют в трансграничном сотрудничестве.
Принимая во внимание интеграционный потенциал Северо-Запада России, важным представляется правовое обеспечение региональной кооперации, которое должно являться основой для налаживания взаимовыгодных контактов. На данный момент существует очевидная слабость в развитии российского законодательства в сфере регулирования внешних связей регионов, и отсутствие законов, регламентирующих создание и функционирование форм организации трансграничной кооперации. В силу вышесказанного РФ идет по пути постепенной унификации существующего законодательства, разработанного Советом Европы и ЕС.
Текущее состояние нормативно-правовой базы, касающееся основ правового режима международных связей и внешнеэкономических отношений субъектов РФ, позволяет прийти к выводу о том, что хотя произошедшая концентрация властных полномочий в руках федерального центра, перераспределение полномочий между уровнями и ветвями власти, а также возросшее административное регулирование международной деятельности регионов прямо не ограничивает трансграничные контакты российских регионов, но нужно отметить, что это непосредственно сказывается на сотрудничестве, в том числе, создает дополнительные препятствия на пути реализации совместных приграничных инициатив.
Отдельно стоит отметить, что в российском законодательстве также не предусмотрены какие-либо преференции для трансграничных регионов, а действие федеральных законов, существенных для трансграничного сотрудничества, распространяется на все субъекты РФ в равной степени. Таким образом, перспективы развития трансграничного сотрудничества с участием российских регионов во многом зависят от позиции органов государственной власти в вопросах, связанных с перераспределением полномочий центрального, регионального и местного уровней и выработкой и проведением обоснованной региональной политики, отвечающей современным тенденциям регионального развития.
Комплексный анализ региональных процессов на указанной территории позволяет говорить о том, что они представляют собой многомерное явление, которое не поддается строгому объяснению и не может развивать изолированно от отношений, которые складываются между Россией и ЕС на мировой арене. Учет российских реалий дает основание говорить о том, что взаимодействие региональных акторов в одной сфере может не иметь последствий в другой, даже смежной, сфере, если не будет подкреплено политическими мероприятиями и институциональными основаниями для ее дальнейшего продвижения.
Касаемо практической стороны сотрудничества России и Европейского Союза на региональном уровне, то необходимо констатировать тот факт, что на современном этапе невозможно представить дальнейшее развитие международной региональной активности субъектов Северо-Западного федерального округа, в частности Санкт-Петербурга и Ленинградской области, без ориентации на сотрудничество с европейскими государствами, в данном случае с Финляндией и Эстонией.
Анализ трансграничных контактов субъектов Российской Федерации и европейских регионов на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области с приграничными регионами Финляндии и Эстонии позволил выделить основные механизмы реализации контактов, которые представлены, с одной стороны, двусторонним социально-экономическим сотрудничеством, с другой - проектной деятельностью.
Так, было установлено, что особым прагматизмом отличается российско-финский региональный диалог, для которого характерна нацеленность на выстраивание долгосрочного сотрудничества, решение практических, функциональных проблем. В свою очередь проектная деятельность сфокусирована, главным образом, на реализации программ Европейской политики соседства и деятельности Партнерств «Северного измерения». Проведенный анализ показал, что нельзя пренебрегать добавочной стоимостью региональной компоненты во взаимоотношениях Россия - ЕС в условиях политической неопределенности.
Проводя компаративный анализ регионального сотрудничества субъектов Северо-Западного федерального округа с эстонскими и финляндскими сопредельными территориями было установлено, что львиная доля проектов, реализуемых на приграничной российско-эстонской территории, осуществляется за счет европейской финансовой поддержки, а именно в рамках программы «Эстония - Латвия - Россия» на период 2007-2013 гг. и «Эстония - Россия» на период 2014-2020 гг., и имеет широкую направленность. Тогда как двусторонние региональные контакты не отличаются особой интенсивностью, совместная работа ведется лишь в сфере туризма и культурного сотрудничества.
Все это позволяет говорить о существовании мощного двигателя в виде внешнего финансирования для осуществления трансграничного взаимодействия между Санкт- Петербургом, Ленинградской областью и приграничными регионами Эстонии. То есть в данном случае программы ЕПС берут на себя далеко не добавочную функцию, а играют основную роль в обеспечении и продвижении совместных трансграничных проектов, восполняет собой отсутствие местной инициативы. Нынешняя политическая ситуация не позволяет готовить о том, что отношения с ЕС в целом и по линии взаимодействия российско-эстонских регионов в частности пойдут по восходящей линии.
Совершенно иная ситуация прослеживается во взаимодействии с регионами Финляндии. Так, трансграничное сотрудничество с сопредельными финскими территориями является прагматичным и результативным, строится на двусторонних и частных контактах, побратимских связях городов, проектах программ ЕПС, также имеются совместные органы координации сотрудничества. На основе этого можно сделать заключение о реальной заинтересованности сторон, которая к тому же подкреплена
экономической выгодой от сотрудничества, в продолжении двустороннего взаимодействия.
Подводя итог вышесказанному, стоит резюмировать, что Североевропейские страны, в частности Финляндия и Эстония, в контексте негативных событий последних лет, в целом придерживаются линии Европейского союза в отношениях с Россией. Однако, региональный срез производит впечатление о двойственности их подхода и стремлении придерживаться лояльного отношения во взаимодействиях на двусторонней основе.
Хотелось бы подчеркнуть, что сотрудничество на региональном уровне может быть вписано в преобладающий ныне негативный политический дискурс только при условии максимального удаления от политической риторики. В этом отношении смещение акцента с межправительственного уровня сотрудничества на межрегиональный представляется наиболее целесообразным для создания прочной базы для регионального сотрудничества России и ЕС. Участие субъектов Северо-Западного федерального округа в региональных инициативах, таких как программы ЕПС 2014-2020 гг., проекты Партнерств «Северного Измерения» являются положительными примерами такого деполитизированного взаимовыгодного сотрудничества с партнерами из стран ЕС.
Дальнейшее развитие российско-европейского регионального сотрудничества, расширение проектных портфелей программ ЕПС, активизация практической деятельности в рамках «Северного измерения», укрепление экономических, экологических, культурных и иных связей является важным источником обеспечения экономического роста приграничных регионов Северо-Западного федерального округа. Разработка новых и совершенствование текущих механизмов взаимодействия сторон видится актуальной темой для дальнейших исследований.
Резюмируя вышесказанное, стоит акцентировать внимание на том, что развитие трансграничного сотрудничества, укрепление экономических, экологических, культурных и иных связей приграничными регионами Северо-Западного федерального округа является актуальной темой для дальнейших исследований. Задача эффективного использования потенциала соседства стоит как перед Россией в целом, так и перед ее субъектами, в частности.
Для успешной реализации данной задачи Российской Федерации не достаточно участвовать в программах ЕПС и проектах Партнерств «Северного измерения», инициированных ЕС. Необходимо формирование целенаправленной стратегии трансграничного сотрудничества, а также развитие федерального законодательства.
Теоретически слабое обоснование современных форм взаимодействия регионов на российско-европейской границе создает необходимость в разработке теории трансграничной регионализации, ориентированной на модернизацию региональной политики и практическое использование наиболее перспективных форм сотрудничества.
Существует множество подходов к сущности трансграничного сотрудничества. В свою очередь, Европейская рамочная конвенция о приграничном сотрудничестве территориальных сообществ и властей дает следующее определение трансграничному сотрудничеству. Так, данным взаимодействием является «любая совместная акция по укреплению и поощрению добрососедских отношений между территориально-административными единицами или властями в рамках юрисдикции двух и более участников». Именно это определение взято за основу при рассмотрении вопросов, связанных с трансграничным сотрудничеством.
Анализ практики реализации внешних связей с европейскими регионами приобретает особенную актуальность при изучении международного взаимодействия субъектов Северо-Западного федерального округа. Так, данная территория занимает уникальное геополитическое положение, обладает значительным потенциалом для установления внешних связей с приграничными европейскими государствами, и выполняет особую роль в развитии региональных интеграционных процессов между Россией и ЕС. Составляющие его субъекты федерации, в частности Санкт-Петербург и Ленинградская область, со своей стороны участвуют в трансграничном сотрудничестве.
Принимая во внимание интеграционный потенциал Северо-Запада России, важным представляется правовое обеспечение региональной кооперации, которое должно являться основой для налаживания взаимовыгодных контактов. На данный момент существует очевидная слабость в развитии российского законодательства в сфере регулирования внешних связей регионов, и отсутствие законов, регламентирующих создание и функционирование форм организации трансграничной кооперации. В силу вышесказанного РФ идет по пути постепенной унификации существующего законодательства, разработанного Советом Европы и ЕС.
Текущее состояние нормативно-правовой базы, касающееся основ правового режима международных связей и внешнеэкономических отношений субъектов РФ, позволяет прийти к выводу о том, что хотя произошедшая концентрация властных полномочий в руках федерального центра, перераспределение полномочий между уровнями и ветвями власти, а также возросшее административное регулирование международной деятельности регионов прямо не ограничивает трансграничные контакты российских регионов, но нужно отметить, что это непосредственно сказывается на сотрудничестве, в том числе, создает дополнительные препятствия на пути реализации совместных приграничных инициатив.
Отдельно стоит отметить, что в российском законодательстве также не предусмотрены какие-либо преференции для трансграничных регионов, а действие федеральных законов, существенных для трансграничного сотрудничества, распространяется на все субъекты РФ в равной степени. Таким образом, перспективы развития трансграничного сотрудничества с участием российских регионов во многом зависят от позиции органов государственной власти в вопросах, связанных с перераспределением полномочий центрального, регионального и местного уровней и выработкой и проведением обоснованной региональной политики, отвечающей современным тенденциям регионального развития.
Комплексный анализ региональных процессов на указанной территории позволяет говорить о том, что они представляют собой многомерное явление, которое не поддается строгому объяснению и не может развивать изолированно от отношений, которые складываются между Россией и ЕС на мировой арене. Учет российских реалий дает основание говорить о том, что взаимодействие региональных акторов в одной сфере может не иметь последствий в другой, даже смежной, сфере, если не будет подкреплено политическими мероприятиями и институциональными основаниями для ее дальнейшего продвижения.
Касаемо практической стороны сотрудничества России и Европейского Союза на региональном уровне, то необходимо констатировать тот факт, что на современном этапе невозможно представить дальнейшее развитие международной региональной активности субъектов Северо-Западного федерального округа, в частности Санкт-Петербурга и Ленинградской области, без ориентации на сотрудничество с европейскими государствами, в данном случае с Финляндией и Эстонией.
Анализ трансграничных контактов субъектов Российской Федерации и европейских регионов на примере Санкт-Петербурга и Ленинградской области с приграничными регионами Финляндии и Эстонии позволил выделить основные механизмы реализации контактов, которые представлены, с одной стороны, двусторонним социально-экономическим сотрудничеством, с другой - проектной деятельностью.
Так, было установлено, что особым прагматизмом отличается российско-финский региональный диалог, для которого характерна нацеленность на выстраивание долгосрочного сотрудничества, решение практических, функциональных проблем. В свою очередь проектная деятельность сфокусирована, главным образом, на реализации программ Европейской политики соседства и деятельности Партнерств «Северного измерения». Проведенный анализ показал, что нельзя пренебрегать добавочной стоимостью региональной компоненты во взаимоотношениях Россия - ЕС в условиях политической неопределенности.
Проводя компаративный анализ регионального сотрудничества субъектов Северо-Западного федерального округа с эстонскими и финляндскими сопредельными территориями было установлено, что львиная доля проектов, реализуемых на приграничной российско-эстонской территории, осуществляется за счет европейской финансовой поддержки, а именно в рамках программы «Эстония - Латвия - Россия» на период 2007-2013 гг. и «Эстония - Россия» на период 2014-2020 гг., и имеет широкую направленность. Тогда как двусторонние региональные контакты не отличаются особой интенсивностью, совместная работа ведется лишь в сфере туризма и культурного сотрудничества.
Все это позволяет говорить о существовании мощного двигателя в виде внешнего финансирования для осуществления трансграничного взаимодействия между Санкт- Петербургом, Ленинградской областью и приграничными регионами Эстонии. То есть в данном случае программы ЕПС берут на себя далеко не добавочную функцию, а играют основную роль в обеспечении и продвижении совместных трансграничных проектов, восполняет собой отсутствие местной инициативы. Нынешняя политическая ситуация не позволяет готовить о том, что отношения с ЕС в целом и по линии взаимодействия российско-эстонских регионов в частности пойдут по восходящей линии.
Совершенно иная ситуация прослеживается во взаимодействии с регионами Финляндии. Так, трансграничное сотрудничество с сопредельными финскими территориями является прагматичным и результативным, строится на двусторонних и частных контактах, побратимских связях городов, проектах программ ЕПС, также имеются совместные органы координации сотрудничества. На основе этого можно сделать заключение о реальной заинтересованности сторон, которая к тому же подкреплена
экономической выгодой от сотрудничества, в продолжении двустороннего взаимодействия.
Подводя итог вышесказанному, стоит резюмировать, что Североевропейские страны, в частности Финляндия и Эстония, в контексте негативных событий последних лет, в целом придерживаются линии Европейского союза в отношениях с Россией. Однако, региональный срез производит впечатление о двойственности их подхода и стремлении придерживаться лояльного отношения во взаимодействиях на двусторонней основе.
Хотелось бы подчеркнуть, что сотрудничество на региональном уровне может быть вписано в преобладающий ныне негативный политический дискурс только при условии максимального удаления от политической риторики. В этом отношении смещение акцента с межправительственного уровня сотрудничества на межрегиональный представляется наиболее целесообразным для создания прочной базы для регионального сотрудничества России и ЕС. Участие субъектов Северо-Западного федерального округа в региональных инициативах, таких как программы ЕПС 2014-2020 гг., проекты Партнерств «Северного Измерения» являются положительными примерами такого деполитизированного взаимовыгодного сотрудничества с партнерами из стран ЕС.
Дальнейшее развитие российско-европейского регионального сотрудничества, расширение проектных портфелей программ ЕПС, активизация практической деятельности в рамках «Северного измерения», укрепление экономических, экологических, культурных и иных связей является важным источником обеспечения экономического роста приграничных регионов Северо-Западного федерального округа. Разработка новых и совершенствование текущих механизмов взаимодействия сторон видится актуальной темой для дальнейших исследований.
Резюмируя вышесказанное, стоит акцентировать внимание на том, что развитие трансграничного сотрудничества, укрепление экономических, экологических, культурных и иных связей приграничными регионами Северо-Западного федерального округа является актуальной темой для дальнейших исследований. Задача эффективного использования потенциала соседства стоит как перед Россией в целом, так и перед ее субъектами, в частности.
Для успешной реализации данной задачи Российской Федерации не достаточно участвовать в программах ЕПС и проектах Партнерств «Северного измерения», инициированных ЕС. Необходимо формирование целенаправленной стратегии трансграничного сотрудничества, а также развитие федерального законодательства.
Теоретически слабое обоснование современных форм взаимодействия регионов на российско-европейской границе создает необходимость в разработке теории трансграничной регионализации, ориентированной на модернизацию региональной политики и практическое использование наиболее перспективных форм сотрудничества.
Подобные работы
- ДИАЛОГ РОССИИ И ЕС В КОНТЕКСТЕ РЕГИОНАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4280 р. Год сдачи: 2018 - Отношения России, Украины и Евросоюза в рамках евроинтеграции
Магистерская диссертация, прочее. Язык работы: Русский. Цена: 4000 р. Год сдачи: 2018 - ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ДИПЛОМАТИЯ ЕС КАК ФАКТОР
МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В КОН.ХХ - НАЧ. XXI
ВВ.: РОССИЙСКИЙ ВЕКТОР
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2017 - Состояние и перспективы энергетического сотрудничества РФ, ФРГ и Европейского союза в контексте реализации проекта «Северный поток – 2»
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4830 р. Год сдачи: 2020 - Региональное сотрудничество России и Германии на примере Томской области (2014-2022 гг.)
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2025 - Внешнеполитическая стратегия России в контексте европейской интеграции
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4760 р. Год сдачи: 2016 - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
ВЫНУЖДЕННОЙ МИГРАЦИИ В РОССИИ И ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2018 - Сотрудничество России и стран ЕС в сфере энергетики и политики обеспечения энергетической безопасности на современном этапе
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЙ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА К КРИЗИСНЫМ ПЕРИОДАМ
Магистерская диссертация, политология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017



