ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты исследования жизненного цикла товара 6
1.1 Обоснование целесообразности применения модели жизненных циклов
как инструмента управления изменениями на предприятиях 6
1.2 Основные направления решения проблемы применения модели
жизненных циклов 17
2. Применение теории жизненного цикла товара на примере магазина
«Евромода» 24
2.1 Краткая характеристика организации 24
2.2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности 28
2.3 Анализ объекта 31
3. Пути совершенствования эффективности деятельности магазина
«Евромода» 38
3.1 Предлагаемые мероприятия
3.2. Расчёт экономической эффективности предложенных мероприятий 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 52
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность исследования. На сегодняшний день в условиях усиливающейся динамичности внешней среды, интеграции рынков сбыта, сокращения жизненного цикла продукта, развития технологий и средств коммуникации главным фактором успешного развития предприятия становится своевременная и адекватная реакция на изменения, происходящие в его окружении. Исследование современного состояния производства показало, что большинство предприятий испытывают затруднения при принятии решений о целесообразности продолжения производства конкретного товара, сроках освоения новых продуктов и технологий. Главным ориентиром при обосновании выбора направления развития производства по-прежнему являются технические возможности предприятия, а не изменения рыночной конъюнктуры. В данных условиях возникает необходимость разработки инструментов менеджмента, позволяющих обеспечить своевременную и адекватную реакцию предприятия на изменения внешней среды. Существующие инструменты стратегического планирования применяются несогласованно и, как правило, ориентированы на качественные показатели. Различные виды финансового анализа позволяют исследовать лишь фактические результаты деятельности предприятия, а не причины их достижения.
Одним из известных инструментов, используемых для описания процесса развития любой экономической системы, является модель жизненных циклов. Управление развитием предприятия на основе модели жизненных циклов дает возможность вырабатывать направление необходимых преобразований и последовательно и целенаправленно проводить изменения. В настоящее время в экономических науках описание жизненных циклов носит преимущественно качественный характер, в практической деятельности применение модели довольно ограничено из -за недостаточной проработки отдельных методологических моментов.
Необходимость дальнейшей разработки теоретических и методических основ модели жизненных циклов для повышения ее практической ценности как инструмента управления развитием предприятия обусловили выбор темы, постановку цели и задач исследования.
Основной целью работы является разработка методологических аспектов и инструментария управления процессом развития предприятий в современных условиях хозяйствования на основе модели жизненных циклов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-обосновать целесообразность применения модели жизненных циклов как инструмента управления изменениями на промышленных предприятиях;
-сформулировать основные направления решения проблемы практического применения модели жизненных циклов.
-дать краткую характеристику организации;
-проанализировать финансово-хозяйственную деятельность предприятия;
-провести анализ объекта.
Предметом исследования является совокупность теоретических, методологических и практических вопросов развития предприятий в современных условиях, динамика процессов изменений, диагностика и управление ими.
Теоретическую и методологическую базу исследования составляют основные экономические законы, современные теории управления и организационного развития, труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные вопросам развития предприятий на основе модели жизненных циклов.
Одна из наиболее значимых проблем, с которой сталкиваются промышленные предприятия - это способность быстро и с минимально необходимыми затратами реагировать на изменения внешней среды. В данных условиях возникает необходимость разработки инструментов менеджмента, позволяющих обеспечить своевременную и адекватную реакцию предприятия на изменения внешней среды.
Модель жизненных циклов является одним из инструментов менеджмента, наиболее объективно отражающим процесс развития
предприятия. Однако в практической деятельности применение модели довольно ограничено из-за недостаточной проработки отдельных методологических моментов.
При разработке стратегии развития предприятия недостаточно учитывать особенности какого-либо одного вида жизненного цикла. Необходимо учитывать взаимовлияние различных видов жизненных циклов на различных уровнях управления предприятием.
Сочетание жизненных циклов спроса, технологии и товара наиболее объективно отражают изменения на различных уровнях управления промышленным предприятием.
Существуют следующие ситуации взаимодействия различных видов жизненных циклов: ситуация гармоничного рынка; ситуация нарушения гармоничности рынка в сфере сбыта; ситуация нарушения гармоничности рынка в сфере производства; ситуация нарушения гармоничности рынка в сфере производства и в сфере сбыта; ситуация нарушения гармоничности рынка в сфере сбыта при отсутствии спроса; ситуация нарушения гармоничности рынка в сфере производства и сбыта при отсутствии спроса.
Каждая ситуация требует применения различной стратегии развития.
Многообразие видов жизненных циклов с одной стороны, и идентичность проблем практического применения с другой, обуславливает необходимость введения нормативной категории модели - «жизненный цикл элементарной товарной единицы». Разработанный метод определения этапов жизненного цикла «элементарной товарной единицы» на основе критерия прибыльности товара позволяет решить проблемы практического применения модели жизненных циклов при управлении развитием предприятия.
Разработанный механизм управления развитием предприятия на основе модели жизненных циклов позволяет своевременно принимать управленческие решения по развитию предприятия с учетом изменений внешней среды.
Во второй главе нами проанализировано применение теории жизненного цикла товара на примере магазина «Евромода». Логистический подход к управлению закупочными, сбытовыми операциями, обеспечивающий скоординированное пространственно-временное и количественное регулирование материальных, финансовых и информационных потоков имеет целью минимизацию всех видов затрат на продвижение товаров. При этом, логистическая задача снижения временных, материальных, финансовых и прочих затрат в ООО «Евромода» должна решаться при обязательном соблюдении требований к качеству реализуемых товаров.
Во второй главе нами приведены пути совершенствования эффективности деятельности магазина «Евромода». Так мы выяснили, что возможности оптимизации условия предприятия за счет более рациональных результатов порядка операций эффективны, но в течение долгого времени исчерпаемы. В случае оптимизации финансового состояния организации необходимо стремиться, прежде всего, к обеспечению прибыльности операций. Совершенствование процесса управления поставками поможет: снизить конечную стоимость одежды; сократить максимальный срок поставки; получить дополнительную прибыль.
В третьей главе нами разработаны пути совершенствования эффективности деятельности магазина «Евромода».
Нами предложены главные действия для увеличения прибыльности магазина «Евромода»: оптимизировать коммерческую деятельность предприятия; рационально распоряжаться прибылью предприятия; вводить премиальную систему мотивации продавцов по результатам продаж; разработать систему скидок на продажи одежды; повышать цены на одежду; оптимизировать затраты; обратить внимание на увеличение скорости движения оборотных активов, достигнуть эффективного продвижения одежды от производителя потребителю; оптимизировать процесс оказания услуг.
Нами также предложены мероприятия для улучшения показателей работы логистической системы ООО «Евромода»: система стимулирования сотрудников отдела логистики и внедрение системы оценки критериев оценки надежности поставщиков. К основным задачам оптимального управления регламентации работы с поставщиками можно отнести: анализ надежности и минимизацию числа поставщиков, и выбор на этой основе наиболее выгодных из них для заключения договоров на постоянной основе
Изучение информации о предложениях поставщиков позволяет предположить, что магазину «Евромода» необходимо включить в ассортимент такой тип товарной группы, как кожаные принадлежности. Эти товары пользуются спросом. Изделия из кожи довольно широко распространены, однако рынок не насыщается ими, и его довольно низкая цена позволяет минимизировать риски трудностей сбыта.
1. Анисимова В.И. Экономика предприятия: основы теории и практики. - М.:Кнорус, 2014. - 348 с.
2. Амосова Т.П. Управление предприятием. - М.: ИНФРА-М, 2014.
3. Баранова А. Д. Формула успеха. - М.: Международные отношения,
2013. - 342 с.
4. Бабичева К. Д. Модель жизненного цикла как инструмент управления развитием предприятия // Современное управление. 2011. № 11, С.121-124.
5. Управление Экономика предприятия / Под ред. Васильева Г.В. - М.: Экономика, 2011. - 523 с.
6. Виртц Б. В. Влияние информационных технологий на развитие фирм» / Б. В Виртц // Проблемы теории и практики управления.- 2011.- №5.- С.115
7. Гумба Х.М. Выбор методов управления конкурентоспособностью товаров / Х.М. Гумба // Экономика.-2014.-№6.-стр.35-42.
8. Гумба Х.М. Экономика организаций: учебное пособие. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2013 - 139с.
9. Демидов В.Е. Повышение эффективности управления на
предприятиях // Новые технологии. 2014. №4. С.9.
10. Есикина Е.Л. Проблемы менеджмента и организационное
развитие/ Е.Л. Пшенова // Новые технологии. 2011. № 5/6.
11. Жукова Е.Л. Анализ взаимосвязи жизненных циклов // Перспектива развития: история, PR, менеджмент, образование в высшей школе, социология, экономика, философия: труды МГУ, Москва, 2014. С.26-33.
12.Зулькарнаев И.У., Ильясова Л.Р. Система обеспечения
конкурентоспособности предприятия / И.У. Зулькарнаев // Маркетинг в России и за рубежом.-2011.-№4.-с.15-24.
13. Зиновьев П.С. К вопросу об эффективности методов управления// Региональные проблемы экономики переходного периода: тезисы докладов междунар. научно-практич. конф.// МГУ, Москва,. 2014. С. 58 - 59.
14. Иванова Е.Л. Эффективность работы маркетинговых служб // Менеджер ХХ1 века: тезисы докладов Всеросс. научно-практич. конф./ МГУ, Москва, 2011. С. 64-65.
15. Измайлова Е.Л. О проблемах эффективности управленческих информационных систем // Экономическая безопасность - региональные проблемы: тезисы докладов Всеросс. научно-практич.конф./, МГУ, Москва,
2014. С. 103-104.
16. Каплан Р., Нортон Д. Организация, ориентированная на стратегию. - М.: Олимп Бизнес, 2014г.
17. Калиина Е.Л. К вопросу о применении модели жизненного цикла в стратегическом планировании // Экономическая безопасность - региональные проблемы: тезисы докладов 1У Всеросс.научно-практич. конф. / МГУ, Москва, 2014..
18. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности: учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2014. - 432 с
19. Ломоносова Е.Л. Жизненный цикл товара//. Веретенова // Проблемы развития предприятий: теория и практика: материалы IV Междунар. научно-практич.конф./Самара, 2014. - 342 с.
20. Михайлова Е.Л. Устойчивость как критерий развития организации: учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2014 . - 432 с
21. Незнахина, Е.Л. Модель жизненного цикла как инструмент управления инновациями /Е.Л. Незнахина, Е.Е. Иванова // Проблемы управления: тезисы докладов XIII Всеросс.студ. семинара/ ГАУ. - Москва. 2011 вып. 1.С.23.
22. Осипова Е. Д. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. А.Н.Романова. - М.: Олимп, ЮНИТИ, 2011.
23. Панин Г.Н. Оценка конкурентоспособности предприятий индустрии
красоты / Г.Н. Панин // Экономика строительства.-2014.-№7.-с.31-34.
24. Ризванова В. А. Экономика предприятия в отраслях и сферах деятельности / Под ред. В.А. Ризвановой. - М.: Экономика предприятия, 2014.
25. Ходыкин А.П., Ляшко А.А., Волошко Н.И., Снитко А.П. Товароведение непродовольственных товаров: Учебник. — 2-е изд., испр. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К0», 2007. — 544 с.
26. Хатыпова, А.П. Направления сокращения общих затрат на повышение качества обслуживания в деятельности розничных торговых предприятий [Текст] / Д.В. Ралык // Материалы 5-й Междунар. науч.-практ. конф., 24-25 мая 2012 г. Ч.3. / Под ред. А.П. Жилина- Казань: Изд-во КГУ,
2012. - С. 35-40.
27. Хузина О.В. Сервисное обслуживание потребителей предприятия оптовой торговли //Управление производством, №1, 2011
28. Шаповалова, А.П. Оценка уровня сервиса в розничной торговле [Текст] / Д.В. Шаповалова // Материалы 4-й междунар. науч.-практ. конф. 25-26 ноября 2012 г. Ч.2. / Под ред. А.П. Шаповалова. - Казань: Изд-во КГУ,
2013. -С.320
29. Щуляк Д. Ценообразование. - М.: ЮНИТИ, 2002.-543 с.
30. Щекин Г.В. Практическая психология менеджмента. К., 1994 г.
31. Щур Д.Л., Труханович Л.В. Основы торговли. Розничная торговля: Настольная книга руководителя, главного бухгалтера и юриста. - 2-е изд., доп. - М.: Дело и Сервис, 2013.-529 с.
32. Юнусова, А.В. Специфические особенности логистического обслуживания в розничной торговле [Текст] / А.В. Юнусова // Изд-во КГУ,
2012. - №4. - С. 82 - 86.
33. Юлаева А.Ю. Технология обслуживания: теория и практика. - М.: АКАЛИС, 2011
34. Ярмолова, Д.В. Сервисные потоки в микрологистической системе розничного торгового предприятия [Текст] / Д.В. Ралык // Проблемы качества экономического роста: Материалы междунар. науч. конгресса. 27-28 мая 2012 года. Ч. 2. Стратегии развития систем управления товароведением /Отв. ред. А.П. Жабин, Г.Р. Хасаев. - Казань: Изд-во КГУ,
2013. - С. 482-486
35. Яншина Л.В., Синяева И.М. Организация оптовой и розничной торговли. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.
36. Янин В. Экономика предприятия: учебное пособие. - М.:
Финансы и статистика, 2011. - 412 с.