Введение 3
1. Теоретические и методические основы информационных ресурсов
управления в организации 6
1.1 Сущность, понятие и виды управленческой информации и
информационных ресурсов 6
1.2 Информационные потребности организации 13
1.3 Методы управления информационными ресурсами 19
2. Исследование деятельности ПАО «Нижнекамскнефтехим» 28
2.1 Анализ основных показателей деятельности ПАО
«Нижнекамскнефтехим» 28
2.2 Анализ системы управления ПАО «Нижнекамскнефтехим» 36
2.3 Анализ управления информационными ресурсами ПАО
«Нижнекамскнефтехим» 39
3. Предложения по совершенствованию управления информационными ресурсами ПАО «Нижнекамскнефтехим» 47
3.1 Рекомендации по совершенствованию управления информационными
ресурсами ПАО «Нижнекамскнефтехим» 47
3.2 Предлагаемый проект по совершенствованию управления
информационными ресурсами ПАО «Нижнекамскнефтехим» 56
3.3 Оценка эффективности предлагаемого проекта по совершенствованию управления информационными ресурсами ПАО «Нижнекамскнефтехим»....61
Заключение 68
Список использованных источников 71
Приложение
Актуальность темы исследования. В современных условиях мирового социально-экономического развития, особенно важной областью стало информационное обеспечение процесса управления, которое состоит в сборе и переработке информации, необходимой для принятия обоснованных управленческих решений.
Перед управляющим органом обычно ставятся задачи получения информации, ее переработки, а также генерирования и передачи новой производной информации в виде управляющих воздействий. Такие воздействия осуществляются в оперативных и стратегических аспектах и основываются на ранее полученных данных, от достоверности и полноты которых во многом зависит успешное решение многих задач управления.
Любые принимаемые решения требуют обработки больших массивов информации; компетентность руководителя зависит не столько от прошлого опыта, сколько от владения достаточным количеством информации о быстро меняющейся ситуации и умения ею воспользоваться.
Информационное обеспечение управления - это связь информации с системами управления предприятием и управленческим процессом в целом. Оно может рассматриваться не только в целом, охватывая все функции управления, но и по отдельным функциональным управленческим работам, например прогнозированию и планированию, учету и анализу. Это дает возможность выделить специфические аспекты, присущие информационному обеспечению функционального управления, раскрыв в то же самое время его общие свойства, что позволяет направить исследования вглубь.
Незаменимость компьютерной технологии в том, что она дает возможность оптимизировать и рационализировать управленческую функцию за счет применения новых средств сбора, передачи и преобразования информации.
Целью исследования является совершенствование информационных ресурсов в управлении.
Исходя из поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:
1) изучить теоретические и методические основы информационных ресурсов управления в организации;
2) исследовать деятельность ПАО «Нижнекамскнефтехим»;
3) выделить предложения по совершенствованию управления
информационными ресурсами ПАО «Нижнекамскнефтехим».
Объект исследования - ПАО «Нижнекамскнефтехим».
Предмет исследования - информационные технологии и программные продукты, применяемые для снабжения и дальнейшей реализации продукции.
Информационная база исследования. В настоящее время российский рынок в достаточной мере заполнен литературой по выбранной тематике, имеющей теоретический и рекомендательный характер. Методологические основы формирования политики информационного обеспечения нашли отражение в работах Титаренко Г.А., Гедримовича Г.В., Година В.В., Корнеева И.К., Клепцова М.Я., Шокина Ю.И., Федотова А.М.и ряда других авторов.
Основные теоретические аспекты этой проблемы исследованы в монографиях Анисимова С.А., Петрова А.В., Берга А.И., Черняка Ю.И., Василенко Л.А.
Гипотеза исследования: целью разработки официальной политики предприятия в области информационной автоматизации является определение правильного (с точки зрения организации) способа использования вычислительных и коммуникационных ресурсов, а также разработка процедур, предотвращающих или реагирующих на нарушения режима автоматизации.
Степень и уровень разработанности проблемы. Разработанность темы в управленческой литературе достаточно велика и с каждым годом ей начинает уделяться все большее внимание. Среди авторов, рассматривающих автоматизацию делопроизводства, можно отметить следующих: Ю.Н. Борисов, Н.И. Волощин, В.Г. Гуляев, А.П. Дурович, Е.Н. Ильина, В.А. Квартальное, В.С. Янкевич.
Методика исследования. Автоматизация информации при ее обработке в автоматизированных системах: автономно работающих компьютерах и локальных сетях.
Методы исследования. В работе были использованы следующие методы исследования: методы познания; общенаучные методы (анализ
публикационного массива по теме), а также такой документоведческий метод как анализ документации предприятия.
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется тем, что данная работа является обобщающим исследованием по ПАО «Нижнекамскнефтехим», посвященным заявленной теме. В результате исследования был разработан алгоритм по анализу и обобщению системы документационного обеспечения управленческой деятельности и намечены пути его совершенствования.
Рассмотрев теоретические основы деятельности организации на основе современных информационных технологий, мы пришли к выводу, что современные эффективные методы управления бизнесом требуют сбора и анализа информации всех фактах хозяйственной деятельности предприятия и изменениях внешней среды, так или иначе влияющих на организацию и ведение бизнеса.
Только при наличии полной, достоверной, своевременной и объективной информации можно говорить о возможности принятия обоснованных решений по управлению производственно-хозяйственной и финансовой деятельностью предприятия и при установлении договорных и инвестиционных отношений с партнерами. При значительных объемах управленческой информации, циркулирующей в любом хозяйствующем субъекте, достичь этого можно лишь используя преимущества автоматизированных информационных технологий, основанных на применении компьютеров и средств телекоммуникаций. Вследствие этого на предприятиях повсеместно создаются автоматизированные информационные системы (АИС).
В системах управления современными предприятиями
автоматизированные процедуры информационного процесса интегрированы с функциями управления. Наряду со своими основными функциями, их непосредственно выполняет управленческий персонал. Поэтому современные экономисты и менеджеры должны обладать не только профессиональными знаниями, непосредственно относящимися к их специальности, но и владеть современными методами обработки данных на компьютерах.
Постоянно растущая конкуренция вынуждает руководителей компаний искать новые методы управления, направленные на сохранение и расширение своего присутствия на рынке, повышения рентабельности своей деятельности, внедрять новые методы управления производством и маркетингом. Особую роль в этом играют информационные технологии, которые должны обеспечивать поддержку всех прогрессивных нововведений менеджмента. Более того, зачастую новые подходы к управлению предприятиями изначально ориентируются на возможности современных информационных технологий и практически неосуществимы без использования компьютерных систем. В этих условиях АИС становятся действенными инструментами управления предприятиями, неотъемлемой частью инфраструктуры бизнеса и о них можно говорить, как об информационных системах управления предприятиями (ИСУП).
Проанализировав деятельность организации в сфере внедрения информационных технологий в ПАО «Нижнекамскнефтехим», можно сделать заключение о том, что в целом в ПАО «Нижнекамскнефтехим» информационные технологии используются не автоматизировано. В торговых залах, компьютеры используются только как почтовая программа, и текстовый редактор. Ежедневные и ежемесячные отчеты о продажах, составляются в ручную при помощи текстового редактора Microsoft Word, и отправляются почтовой программой The Bat.
Неавтоматизированное использование существенно увеличивает рабочее время персонала. Менеджерам не хватает времени на консультацию и оформление продажи. Частичная автоматизация отдельных рабочих мест или функций способна решить лишь очередную «горящую» проблему. Однако при этом возникают и отрицательные эффекты: не снижаются, а порой даже увеличиваются трудоемкость и затраты на содержание персонала; не устраняется несогласованность работы подразделений.
Предложив мероприятия по внедрению автоматизированного документационного обеспечения управления ПАО «Нижнекамскнефтехим» и проведя анализ экономической эффективности разработанных мероприятий, делаем заключение о том, что на ПАО «Нижнекамскнефтехим» постоянно с документами работает 30 сотрудников, средняя зарплата сотрудника 500$, количество рабочих дней - 21. Тогда средняя стоимость одной минуты рабочего времени такого сотрудника составляет 0,05$, соответственно средняя стоимость одной минуты рабочего времени всех таких сотрудников составляет 1,5$.
В этом случае прямой эффект от внедрения системы «DocVision» проявляется в следующих составляющих:
- экономия времени на поиске нужных документов, т.е. сокращение сроков поиска;
- ускорение всех бизнес-процессов за счет их автоматизации, формализации и контроля исполнительской дисциплины, т.е. повышение производительности труда;
- экономия за счет повторного использования существующих документов;
- экономия на канцелярских принадлежностях (писчей бумаге, ручках, ксероксе, печати и т.д.).
В процессе выполнения работы были решены следующие задачи:
- проведён обзор литературных источников по теме автоматизация управления персоналом, что позволило разработать содержательную компоненту автоматизированной системы «БОСС-Кадровик»;
- рассмотрены теоретические и практические аспекты конструирования автоматизированных систем. Результатом данного этапа исследования является создание модели автоматизированной системы управления персоналом;
- разработана автоматизированная система управления персоналом «БОСС-Кадровик».
- осуществлена апробация и внедрение АС на предприятии ПАО «Нижнекамскнефтехим»
- разработанная автоматизированная система «Отдела кадров» позволяет существенно повысить качество и производительность работы отдела кадров.
1. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изменениями и дополнениями)
2. Аширов, Д.А. Информационные технологии: учебник пособие / Д.А. Аширов. - М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2011. - 135 с.
3. Автоматизированные информационные системы, базы и банки данных. Вводный курс: Учебное пособие, М.: Гелиос АРВ, 2012. - 368 с.
4. Алистер Коберн, Современные методы описания функциональных требований к системам, М.: издательство «Лори», 2012. - 263 с.
5. Антонец, В.Л., Нечаева Н.В. Инновационный бизнес.
Формирование моделей коммерциализации перспективных разработок. - М.: Дело, Академия народного хозяйства, 2014. - 320 с.
6. Банасюкевич В.Д. Экспертиза ценности документов / В.Д. Банасюкевич // Секретарское дело. - 2013. - №3. - С. 19-23.
7. Башкатова, Ю.И. Контроллинг: Учебно-метод. компл. - М.: ЕАОИ,
2011. - 108 с.
8. Б.Н. Гайфуллин, И.А. Обухов, Автоматизированные системы управления предприятиями стандарта ERP/MRPII. Производственное издание. М. «Богородский печатник», 2012, - 104 с.
9. Бек К, Экстремальное программирование, СПб.: Питер, 2012. - 224 с.
10. Беккер, Й., Вилкова Л. Менеджмент процессов. - М.: Эксмо, 2011. - 384 с.
11. Брауде Э, Технологии разработки программного обеспечения СПб: Питер, 2013. - 655 с.
12. Бычков, А.В. Информационные технологии: учеб. пособие / А.В. Бычков. - Пенза: изд-во Пенз. гос. ун-та, 2011. - 200 с.
13. Воронина, Э.М. Менеджмент предприятия и организации: Учебно-
практ. пособие. - М.: МЭСИ, 2015 - 256 с.
14. Воробьев, Л.А. Основы управления информационные технологиим: учеб. пособие / Л.А. Воробьев. - Мн.: Финансы. Учет. Аудит, 2011. - 200 с.
15. Егоршин, А.П. Информационные технологии: учебник / А.П. Егоршин. - Изд. 2-е. - Н. Новгород: НИМБ, 2012. - 624 с.
16. Жданова, Т.С. Шпаргалка по управлению персоналом: ответы на экзаменационные билеты / Т.С. Жданова. - М.: Аллель - 2011. - 64 с.
17. Горфейн Г.М., Архивоведение : уч. пособие / Г.М. Горфейн. - СПб: Питер, 2011. - 430 с.
18. Информационные технологии (Организация и технологии
документационного обеспечения управления) : учебник/Под ред.
Т.В.Кузнецовой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 294 с.
19. Информационные технологии: Справочное пособие. 4-е изд., доп. - Омск: Фирма «ЛЕО», 2011. - 56 с.
20. Документальные памятники: выявление, учёт, использование / Под ред. Шмидта С.О. - М.: Высшая школа, 2011. - 428 с.
21. Документы и информационные технологии: Справочное пособие / Т.В. Кузнецова, М.Т. Лихачев, А.Л. Райхцаум; Сост.: М.Т. Лихачев. - М.: Экономика, 2011. - 271 с.
22. Дунаева Т.Г. Современное архивоведение: грани взаимодействия различных концепций / Т.Г. Дунаева // Архивоведение в современном мире: Сб. ст. - Казань: Татарское книжное изд-во, 2012. - С. 131-133.
23. Зайцев, Г.Г. Информационные технологии: учеб. пособие / Г.Г Зайцев. - СПб.: Северо-Запад, 2013. - 345 с.
24. Ивановская, Л.В., Свистунова, В.М. Обеспечение системы управления персоналом на предприятии: учеб. пособие / Л.В. Ивановская, В.М. Свистунова. - М.: ГАУ, 2013. - 350 с.
25. Ильин, Е.М. Мотивация и мотивы / Е. М. Ильин. - СПб.: Питер,
2011. - 512 с.
26. Кибанов, А.Я., Захаров, Д.К. Формирование системы управления
персонала на предприятии: учебник / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров. М.: Дело,
2012. - 380 с.
27. Кибанов, А.Я. Информационные технологии: энциклопедический словарь / под ред. А.Я. Кибанова. - М.: ИНФРА-М, 2012. - 481 с.
28. Кострова, А.В. Методы и модели информационного менеджмента: Учебное пособие // А.В. Кострова. - М.: Финансы и статистика, 2011. - 336 с.
29. Кочаргина, А.С., Клочкова, М.С. Информационные технологии: учеб. пособие / А.С. Кочаргина, М.С. Клочкова. - М.: Экзамен, 2013. - 180 с.
30. Кочеткова, А.И. Основы управления персоналом: учеб. пособие / А.И. Кочеткова. - М.: Пресс, 2011. - 380 с.
31. Лицарева, Е.Ю. Информационные технологии: учеб. пособие / Е.Ю. Лицарева. - Томск: Томский госуд. ун-т, 2012. - 230 с.
32. Маглинец, Ю.А. Анализ требований к автоматизированным информационным системам. - М.: Интернет-университет информационных технологий - ИНТУИТ.ру, 2013. - 200 с.
33. Макаренко, Н.Л., Косаренко, Н.Н. Информационные технологии
организации: учеб. пособие / Н.Л. Макаренко, Н.Н. Косаренко. - М.:
Академический Проект-Трикста, 2011. - 464 с.
34. Монден, Я. Методы эффективного управления: учебник / Я. Монден. - М.: Экономика, 2012. - 345 с.
35. Одегов, Ю.Г. Информационные технологии: учебник / Ю.Г. Одегов. - М.: Экзамен, 2012. - 300 с.
36. Отчетные данные ПАО «Нижнекамскнефтехим» за 2012-2014 гг.
37. Официальный сайт ПАО «Нижнекамскнефтехим»:
http s: //www.nknh.ru.
38. Попов, В.Л. Управление инновационными проектами: Учебное пособие // В.Л. Попов. - М.: Инфра-М, 2010. - 336 с.
39. Самыгин, С.И. Информационные технологии: учеб. пособие / С.И. Самыгин. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 410 с.
40. Самошенко В.Н. История архивного дела в дореволюционной
России. Учебное пособие / В.Н. Самошенко. - М.: Наука, 2012. - 327 с.
41. Сокова А.Н. Рекомендации по использованию Государственного стандарта ГОСТ Р ИСО 15489-1-2011 «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Управление документами. Общие требования» в российском делопроизводстве / А.Н. Сокова //Информационные технологии. - 2011. - № 2. - С. 23-28.
42. Спивак В.А. Информационные технологии / В.А. Спивак. - СПб.: Питер, 2013. - 346 с.
43. Стенюков М.В. Документы. Информационные технологии: Практическое пособие по документационному обеспечению деятельности предприятия. - М.: Книга сервис, 2013. - 160 с.
44. Информационные технологии: учебник / под. общ. ред. А.И.
Тинчурина. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: РАГС, 2011. - 608 с.
45. Информационные технологии в условиях социальной рыночной
экономики: учебник / под ред. Р. Марра, Г.Шмидта. - М.: Дело, 2012. - 390 с.
46. Информационные технологии организации: учебник / под ред. А.Я. Кибанова. - Изд. 3-е, доп. и перераб. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 638 с.
47. Информационные технологии: учеб. пособие / под ред. О.И. Марченко. - М.: ЮНИТИ, 2012. - 425 с.
48. Федотова, Н.В., Минченкова О.Ю. Информационные технологии организации: учеб. пособие / Н.В. Федотова, О.Ю. Минченкова. - 2-е изд., перераб. - М.: КНОРУС, 2011. - 416 с.
49. Шекшня, С.В. Информационные технологии современной организации / С.В. Шекшня. М.: Интел-Синтез, 2012. - 340 с.
50. Шуремов, Е.Л., Чистов Д.В., Лямова Г.В. Информационные системы управления предприятиями, М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 2011. - 144 с.