Ведение 3
Глава 1. Криминологические аспекты незаконного оборота наркотических и психотропных веществ в России и Греции 6
§1.1. Состояние и динамика развития незаконного оборота наркотических средств
и психотропных веществ в России и Греции -
§1.2. Причины возникновения и распространения незаконного оборота наркотических средств России и Греции 9
Глава 2. Ответственность за незаконный оборот наркотиков в соответствии с законодательством Российской Федерации 14
§2.1. Объект и предмет преступлений, предусмотренных ст. ст. 228-233 УК РФ.... - §2.2 Анализ ст. ст. 228-228.1 УК РФ, ст. ст. 228.3-228.4 УК РФ и ст. 231 УК РФ..17
§2.3. Анализ ст. 228.2 УК РФ 28
§2.4. Анализ ст. 229 УК РФ 30
§2.5. Анализ ст. 229.1 УК РФ 34
§2.6. Анализ ст. 230 УК РФ 36
§2.7. Анализ ст. 232 УК РФ 38
§2.8. Анализ ст. 233 УК РФ 40
Глава 3. Ответственность за незаконный оборот наркотиков в соответствии с законодательством Греции 42
§3.1. Объект и предмет преступлений, предусмотренных Законом 4139/2013 «О
наркотических веществах и других положениях» -
§3.2. Анализ ст. 20 Закона 4139/2013 44
§3.3. Анализ ст. 21 Закона 4139/2013 48
§3.4. Анализ ст. 22 Закона 4139/2013 49
§3.5. Анализ ст. 23 Закона 4139/2013 57
§3.6. Анализ ст. 29 Закона 4139/2013 61
§3.7. Анализ ст. 30 Закона 4139/2013 63
§3.8. Анализ ст. 24-25 Закона 4139/2013 66
Заключение 69
Список использованных источников и литературы 77
Приложение 1 86
Приложение 2 100
Приложение 3
Сведения о потреблении наркотиков доходят до нас уже из глубокой древности. В Греции и на Кипре наркотики были известны уже за 2000 лет до нашей эры. Из древнегреческой мифологии известно, что из засушенного млечного сока, неспелых семенных коробочек мака греки производили опиум и принимали его во время празднеств в честь бога сновидений Морфея. Греческое имя Нарцисс восходит к греческому слову наркозис - смерть, а в переводе с греческого слова наркотик означает «приводящий в оцепенение, одурманивающий». В родстве с другими греческими словами, такие как некрос т.е. мертвый, труп, наркозис тоже означает смерть.
Трудно определить именно когда и при каких условиях произошло первое знакомство человека с психоактивными химическими веществами. Наркотики употребляли люди разных культур, в разных целях: во время религиозных обрядов, для восстановления сил, для изменения сознания, для снятия боли и неприятных ощущений.
Однако, если раньше наркотические средства принимались в основном в медицинских целях, то на сегодняшний день распространение и их потребление носит другой характер. В последние десятилетия, по всему миру все больше и больше растет число людей, употребляющих наркотические средства без назначения врача.
Бурный рост незаконного оборота наркотиков связан, прежде всего, с процессами глобализации, происходящими в начале XXI в. и охватывающими различные сферы (финансы, производство, военные структуры, интеграцию, электронную торговлю, информатику и компьютеризацию). Безусловно, происходящие в мире изменения носят в целом позитивный характер, характеризуют новый виток развития человеческого общества. Однако глобализация имеет и теневую сторону. Ей сопутствует заметная активизация незаконных видов деятельности, таких, как организованная преступность, международный терроризм, наркобизнес.
Начиная с 1990-х г.г. развернулся нарастающий процесс транснационализации наркобизнеса, который получил широкое распространение по всему миру и в отдельных регионах. Именно в этот период он захватывает все новые страны и регионы мира, наращивая производство наркотиков и организуя его сбыт, приносящий колоссальные прибыли. В числе первых объектов глобальной экспансии стала новая Россия и независимые государства, возникшие на постсоветском пространстве. Огромное пространство открылось для наркоторговцев, что позволило им крупномасштабно расширить производство, транзит и сбыт наркотических средств. В то же время существенную роль в массовом распространении наркотиков играет и Греция, которая продолжает оставаться основной транзитной страной при незаконной перевозке наркотиков из Афганистана и Ирана в страны западной Европы.
Конечно положительные изменения в международной обстановке в 1960-80х годах, укрепление системы ООН позволили достичь существенного прогресса в области совместной борьбы против незаконного оборота наркотических средств. В этот период были заложены основы международной системы контроля над наркотиками: заключены многосторонние конвенции, созданы организации по международному сотрудничеству и органы по контролю и содействию реализации указанных соглашений, разработаны основы международной стратегии борьбы с незаконным оборотом наркотиков.
Транснациональный характер преступного наркобизнеса подталкивает мировое сообщество регламентировать противодействие незаконному обороту наркотиков на национальном, а также и на межгосударственном уровне. Соответственно принципами разрешения вопросов, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, созданными на уровне ООН, должны руководствоваться в национальной политике все государства-участники ООН, в число которых входят и Российская Федерация, и Греция.
В российской научной литературе большинство работ касается анализа антинаркотического законодательства РФ и других государств-участников содружества независимых государств. В то же время, хотя и встречается небольшое количество исследований международного в т. ч. и европейского права, посвященных преступлениям, связанным с незаконным оборотом наркотиков, подробно сравнительного анализа греческого и российского законодательства в области незаконного оборота и распространения наркотических средств не существует. Тем более, когда речь идет и об одном из наиболее суровых законодательств стран Европы (именно греческое), принадлежащих к так называемой «группе жесткого контроля» (приложение 3).
Незаконный оборот наркотиков рассматривается сегодня как одна из угроз национальной безопасности, в связи с этим, данная проблема представляет интерес для многих правоохранительных органов России и Греции в одинаковой степени. Создание адекватного правового механизма борьбы с незаконным оборотом наркотических средств необходимо оценивать как важнейший элемент государственной политики любого государства-участника в международной борьбе с незаконным оборотом наркотических средств. Конечно, абсолютно идеальное антинаркотическое законодательство пока не существует ни в одном государстве мира. Однако всегда есть возможности улучшения. И один из наиболее эффективных способов улучшения законодательства - это изучение зарубежного законодательства. Не только исследование, но и сравнительный анализ зарубежного законодательства позволяет лучше понять положительные аспекты, а также недостатки и пробелы отечественного законодательства. Затем наиболее удачные нормы зарубежного законодательства могут быть заимствованы законодателем и правоприменителем. Кроме того, изучение опыта зарубежной антинаркотической политики, в т. ч. и антинаркотического законодательства способствует не только соответствию международно-правовым стандартам, но и достижению международного сотрудничества при борьбе с одной из наиболее пернициозных социальных болезней, неразрывно сопряжённых с преступностью, причем преступностью транснациональной.
Для достижения указанной цели, в данной работы мы обратились к научной литературе и источникам российского и греческого права, для того, чтобы провести анализ законодательства и определить какие правовые последствия наступают при совершении деяний, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
В рамках анализа российского и греческого законодательства в сфере незаконного оборота наркотиков были рассмотрены различные аспекты уголовно-правового регулирования, элементы и признаки составов соответствующих преступлений, практика применения закона, а также используемые российским и греческим законодателями специальные термины.
1. Предмет анализируемых преступлений в российском законодательстве описывается терминами «наркотические средства», «психотропные вещества», а также «прекурсоры», которые подразделяются на соответствующие Списки, в то время как в греческом законодательстве используется обобщенный термин «наркотики», к которым относятся все вещества, включенные в соответствующие Таблицы, в том числе и прекурсоры.
Однако во многих статей УК РФ в качестве предмета выступают «аналоги наркотических средств и психотропных веществ», понятие которых не является вполне конкретным. В частности, как правило, для определения аналогов судьи и правоохранительные органы руководствуются субъективными оценками экспертов, что нередко вызывает определенные сложности в судебной практике. В связи с этим, для внесения ясности в определения данного термина было предложено ввести чёткие критерии соответствия любого из этих веществ наркотическому средству или психотропному веществу, а также законодательно установить соответствующий механизм признания вещества аналогом.
2. Греческое законодательство подразделяет лица, совершившие преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, на три группы: а) наркоторговцы - крупные наркодилеры (ст. 20, ст.ст. 22-23 Закона 4139/2013); б) мелкие распространители (ст. 21 Закона 4139/2013); в) наркозависимые (ст. 29-30 Закона 4193/2013). Греческий законодатель придает обороту наркотиков широкое значение и перечисляет все соответствующие действия в одной статье. Для него, например, хранение, производство, экспорт или импорт наркотиков обладают одинаковой общественной опасностью, и относит их к категории тяжких преступлений. Таким образом, законодатель, четко обозначив некоторые из действий, связанных с незаконным оборотом наркотиков, перечень оставил открытым, чтобы не давал возможность уйти от ответственности. Слово «особенно» в ст. 20 Закона 4139/2013 показывает, что любое деяние, если оно направлено на осуществление незаконного оборота наркотиков, подпадает под этой статью. Однако при условиях, указанных в ст. 21 Закона 4139/2013 законодатель уменьшает общественную опасность таких же действий, изменяя их категорию и соответственно относя их к преступлениям средней тяжести. Аналогично он повышает общественную опасность таких же действий, если они совершены при обстоятельствах, соответственно указанных в ст.ст. 22 и 23 Закона 4139/2013.
Российский же законодатель идет по другому пути и подразделяет действия в зависимости от цели их совершения, а также выделяет некоторые действия в отдельных статьях с учетом их повышенной (ст. 229.1 УК РФ) или уменьшенной общественной опасности (ст. 231 УК РФ). Логика понятна и вполне обоснована. Непонятно только одно, почему российский законодатель, кроме, конечно, самого по себе сбыта наркотиков, учитывает цель сбыта только в действиях по производству и пересылке. Спрашивается, в некоторых случаях, не могут ли быть совершены с целью сбыта, например, изготовление, перевозка или приобретение наркотиков? Все указанные действия охватываются сбытом, последний в принципе немыслим без них. Поэтому нам представляется целесообразными придание цели сбыта соответствующим действиям и их установление также в ст. 228.1 УК РФ.
3. Положительно следует относиться к трехступенчатой системе дифференциации уголовной ответственности за анализируемые преступления, на основе которой построено в целом российское антинаркотическое законодательство. Такой подход устанавливает вполне объективные критерии, по которым лицо привлекается к уголовной ответственности и подлежит соответствующему наказанию. В греческом же законодательстве наркотики делятся на «мягкие» и «тяжелые», а при квалификации особенно преступлений, предусмотренных ст.ст. 21 и 29 кроме количества в целом принимаются во внимание и иные оценочные признаки. Таким образом, и в связи с отсутствием законодательного закрепления конкретных размеров наркотиков, нередко судьи сталкиваются с определенными проблемами установить в каком именно случае то или иное количество наркотиков предназначено для личного потребления или в каком случае оно является предметом «мелкого распространения» или даже предметом «угощения». Наоборот оценочные критерия дают широкий простор для судейского усмотрения, в результате которого нередко выносятся приговоры, явно не соответствующие характеру и тяжести совершенного преступления. Такие проблемы, как было проанализировано, особенно отмечаются и при квалификации действий по п. «а» ч. 2 ст. 23 Закона 4139/2013, которая зависит от суммы «ожидаемой прибыли». В связи с этим представляется целесообразным, на примере российского законодательства, наряду с иными критериями установление и в греческом законодательстве конкретных размеров наркотиков.
4. В целом проявляется намерение греческого законодателя смягчить антинаркотическое законодательство: во всех статях он снизил низший предел санкций. В то же время, пожизненное тюремное заключение предусматривается в двух случаев в качестве единственного вида наказания, когда лицо: а) профессионально финансирует совершение любого действия по незаконному обороту наркотиков или когда лицо само профессионально занимается незаконным оборотом наркотиков и его ожидаемая прибыль от такой деятельности составляет более 75 000 евро (п. «а» ч. 2 ст. 23 Закона 4139/2013) или б) использует оружие во время совершения преступления, связанное с незаконным оборотом наркотиков или с целью своего побега (п. «б» ч. 2 ст. 23 Закона 4139/2013). Кроме того, наказание до пожизненного тюремного заключения предусматривается и за: а) совершение действий, связанных с наркотиками, которые могут причинить тяжкий вред здоровью и они либо причинили тяжкий вред здоровью или повлекли смерть третьего лица либо причинили тяжкий вред здоровью широкому кругу лиц (п. «а» ч. 1 ст. 23 Закона 4139/2013), б) вовлечение совершеннолетним лицом несовершеннолетнего в потребление наркотиков или его использование при совершении наркопреступления (п. «б» ч. 1 ст. 23 Закона 4139/2013).
Российский законодатель наоборот ужесточает уголовную ответственность за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков. Недавними изменениями увеличился перечень рассматриваемых преступлений, а также размеры наказаний за их совершение. Кроме того, Федеральным Законом № 18-ФЗ введен новый размер наркотических средств - значительный размер и соответственно увеличилось значение «крупного» и «особо крупного» размера наркотиков.
Кроме того, одной из существенных новелл УК РФ в сфере незаконного оборота наркотиков было введение в 2012 г. Федеральным Законом № 18-ФЗ повышенной ответственности за сбыт наркотиков в образовательных учреждениях, а также в помещениях, используемых в сфере досуга. Подобное положение предусмотрено и в греческом законодательстве, уже старым Законом 3459/2006 как основной состав преступления. В новом же Законом 4139/2013, греческий законодатель выделил такое положение в качестве квалифицированного вида преступления, снижая в то же время санкции за основной состав преступления. Здесь на примере греческого законодательства, предлагается установление в отдельной статьи или в ст. 228.1 УК РФ в качестве квалифицирующих признаков: а) использование лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, несовершеннолетнего при совершении преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков; б) совершение действий, связанных с незаконным оборотом наркотиков с применением оружия; в) осуществление профессиональной деятельности по незаконному обороту наркотиков.
Далее, как и в греческом законе, в УК РФ предусмотрено два основания для назначения пожизненного лишения свободы. Первое это часть 4 ст. 229.1 УК РФ — контрабанда наркотических средств в составе организованной преступной группы, в особо крупном размере, с применением насилия к таможеннику. И второе это часть 5 статьи 228.1 УК РФ — производство, сбыт и пересылка наркотических средств в особо крупном размере.
5. Весьма существенна разница в санкциях между двумя законодательствами. Обратим внимание в некоторые из них. Например, низший предел наказания (8 лет тюремного заключения), предусмотренный греческим законом за основной состав преступления (ст. 20 Закона 4139/2013) составляет верхний предел наказания, предусмотренный ч. 1 ст. 228.1 УК РФ. Соответственно культивирование наркосодержащих растений, не предназначенное для личного потребления, по ст. 20 Закона 4139/2013 наказывается 8 годами тюремного заключения, в то время как по ст. 231 УК РФ аналогичные действия в крупном размере наказываются 2 годами лишения свободы. Здесь подчеркнем ещё: культивирование и потребление растений рода Cannabis по ст. 29 Закона 4139/2013 - уголовное преступление, наказуемое лишением свободы на срок до 5 месяцев. Аналогично культивирование наркосадержащих растений в размере, не превышающем пределы крупного размера по ст. 10.5.1. КоАПа - административное правонарушение, влекущее за собой наложение административного штрафа. Действия же по сбыту наркотиков в следственном изоляторе, исправительном учреждении и т.п. влечет за собой, в соответствии с п. «а» ч. 2 ст. 228.1 УК РФ, лишение свободы на срок от 5 до 12 лет, в то время как в соответствии с п. «а» ч. 2 ст. 22 Закона 4139/2013 за аналогичные действия предусмотрено тюремное заключение, минимальный предел которого составляет 10 лет.
6. В то же время, существенная разница между двумя законодательствами заключается в дифференциации ответственности наркозависимых лиц, совершивших преступления, связанного с незаконным оборотом наркотиков. Ст. 30 греческого закона в отношении таких лиц, устанавливает уменьшенную ответственность при совершении любого наркопреступления кроме самых тяжких, предусмотренных ст. 23 Закона 4139/2013. Аналогичный подход не усматривается в российском законодательстве и, по нашему мнению, считалось бы уместным отражение и в российском законодательстве дифференцированной ответственности в отношении лиц, страдающих наркотической зависимостью и совершивших наркопреступления, за исключением самых тяжких преступлений, предусмотренных п. «в» ч. 4, ч. 5 ст. 228.1 УК РФ, а также ч. 4 ст. 229.1 УК РФ.
7. Теперь, что касается собственно потребления наркотиков, Греция относится к европейским странам с наиболее суровым антинаркотическим законодательством. Оно неоднократно подверглось критике со стороны большинства ученных и правоприменителей, выступающих за более гуманное антинаркотическое законодательство, которое противодействовало бы незаконному обороту наркотиков, не «уничтожая» наркозависимых, как это делалось и особенно в соответствии со старым Законом 3459/2006. И, несмотря на дифференциацию правового отношения к наркозависимым лицам, которые признаются больными, а не преступниками, в отличие от России, в Греции потребление наркотиков осталось уголовно наказуемым. Смягчение отмечается лишь в отношения санкций: Теперь потребление наркотиков влечет за собой лишение свободы до 5 месяцев, в отличие от старого закона, который за потребление наркотиков предусматривал лишение свободы до 1 года.
По сравнению с греческим, российское законодательство является менее суровым и более лояльным в отношении действий по незаконному обороту наркотиков, в том числе и потребления наркотиков. Однако исходя из введения значительного размера и установления уголовной ответственности за приобретения наркотиков в таком размере, делается вывод, что и российский законодатель теперь идет по пути криминализации потребления наркотиков. Как правило, для того, чтобы лицо употребляло наркотики, каким-то образом сначала приобретает наркотики и в некоторых случаев в значительном, даже и в крупном размере. Конечно, согласно ст. 6.8 КоАП РФ, формально, само по себе потребление наркотиков является административным правонарушением. Но, тем не менее, нам остается лишь отметить, что правовая репрессия направлена теперь и на ту категорию наркоманов-потребителей, которая отличается самостоятельностью в перевозке, хранении, изготовлении или переработке наркотиков, но вообще не связана с дальнейшим распространением этих наркотиков. По такому пути идет и практика. Отметим: в соответствии с п. 7 Пленума ВС РФ ОТ 15.06.2004 № 14 незаконное, уголовно-наказуемое хранение наркотиков, следует понимать действия лица, связанные с их незаконным владением, в том числе для личного потребления (содержание при себе, в помещении, тайнике и других местах).
Без сомнений, такая ситуация является выгодной только для полиции. В большинстве случаев для полиции более важна статистика, количество раскрытых преступлений. От этого зависит повышение на звание, репутация самого отдела. Регулярное задержание потребителей, имеющие при себе одну-две сигареты, формально приводит к увеличению раскрытых наркопреступлений. Рост раскрываемости соответственно означает и положительную оценку деятельности правоохранительных органов. Однако в действительности получается совсем другая картинка. Ярким примером служит греческая практика: большинство попадавших в греческие тюрьмы - так называемые «легкие жертвы», наркоманы, задержанные с небольшим количеством наркотиков, в большинстве случаев с «розовой» дозой, в то же время, как крупные «драгдилеры» свободно продолжают свою деятельность. Об этом свидетельствуют и статистические данные, рассмотренные в первой главе данной работы. Несмотря на суровость греческого законодательства, уровень преступности в сфере незаконного оборота наркотиков постоянно растет.
Ни российское, ни греческое, ни любое антинаркотическое законодательство не нуждается в карательных мерах в отношении потребления наркотиков. Если наркоманы не боятся даже умереть от наркотиков, то они соответственно и не боятся уголовного преследования. По нашему мнению, само по себе потребление наркотиков нельзя относить к преступным действиям постольку, поскольку лицо, употребляющее наркотики ни на кого не посягает, а лишь носит вред самому себе. Конечно, устанавливая уголовную ответственность за потребление наркотиков, греческий законодатель стремится к борьбе с незаконным оборотом наркотиков и к профилактике наркомании. Однако, все статистические данные, рассмотренные нами в первой главе данной работы, показывают, что установление уголовной ответственности за потребление наркотиков как мера противодействия наркомании оказалось неудачным: число наркоманов никак не снизилось. Кроме того, по нашему мнению, в рамках декриминализации потребления наркотиков деятельность правоохранительных органов была бы направлена на борьбу с наркобизнесом и организованной наркопреступности. Наркоманов нужно лечить, а не карать. На этом фоне мы ещё хотели поддерживать мнение тех, кто выступает за применение заместительной терапии и в России и предложить введения подобных программ в местах лишения свободы:
• наркоман больше не нуждается в поиске наркотиков;
• больше не вынужден нарушать закон, похищать или совершать иные
правонарушения с целью обеспечения необходимой дозы;
• пропадает риск заразиться ВИЧ или иными заболеваниями в связи с
использованием общей иглы;
• но самое важное - отказ в заместительной терапии и применение иных способов лечения наркоманам представляется весьма мучительным и в связи с этим, как правило, они совсем отказываются в лечении от наркомании.
Конечно, эффективное противодействие незаконному обороту наркотиков требует принятие комплексных мер. Первый аспект этих мер - правовой, заключающийся в совершенствовании национального антинаркотического законодательство. Второй - политический, связанный с укреплением мирового сотрудничество и с объединением мировых действий на борьбе с транснациональным наркобизнесом. Третий, же и очень важный аспект - социальный, заключающийся в информировании об отвратительных последствиях потребления наркотиков, в воспитании подрастающего поколения, а также в укреплении института семьи.