ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Полиатлон как вид спорта 6
1.2. История развития полиатлона 14
1.3. Особенности подготовки спортсменов в современном полиатлоне.... 18
ГЛАВА 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ 21
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ 23
3.1. Особенности тренировочной программы по полиатлону 23
3.2. Анализ показателей физической подготовленности школьников 13-14 лет, занимающихся зимним полиатлоном в годичном цикле подготовки 34
ВЫВОДЫ 37
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
Актуальность. Одной из актуальных проблем в системе физического воспитания школьников является повышение общего уровня физической подготовленности, формирование здорового образа жизни, овладение необходимым в жизни двигательным навыком.
Если рассматривать динамику физического состояния школьников последнего времени, то она выглядит не наилучшим образом. Растет количество школьников, отнесенных по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Ухудшение здоровья молодежи сказывается на заметном снижении уровня физической подготовки призывников в армию. По некоторым данным, за последние годы количество призывников, негодных по состоянию здоровья, увеличилось почти в три раза. Больше половины призывников не могут выполнить минимальные нормативы физической подготовленности по силе, скорости, выносливости.
Кардинально изменить существующее положение может только привлечение школьников к внеурочным занятиям физической культурой и спор-ом, особенно многоборными видами спорта, которые обеспечивают комплексную физическую подготовку и формирование прикладных навыков, необходимых в повседневной жизни (Уваров В.А., 2003).
В последнее десятилетие сформировалась тенденция изменения векторов взаимодействия физического воспитания, массового спорта, спорта высших достижений. Профессор В. К. Бальсевич высказал идею о привлечении средств спорта к процессу обязательного физического воспитания, назвав его «спортизацией» ( Бальсевич В.К., 2003).
Внедрение и развитие полиатлона в общеобразовательных школах поможет в решении данных проблем. Проводя соревнования по типовому положению по различным видам полиатлона на уровне класса, школы, города, можно повысить число спортсменов-разрядников, произвести отбор в
спортивные секции, повысить интерес к занятиям физической культурой и спортом среди учащихся.
Результативность во многом зависит от организации тренировочного процесса, в котором довольно сложно совместить и правильно распределить оптимальную нагрузку на организм. Сегодня не разработана единая система подготовки полиатлониетов, отсутствует комплекс соревновательных упражнений, посредством которого спортсмен имеет возможность постоянно и всесторонне совершенствовать уровень своей подготовки, избегая при этом опасного увлечения одним видом многоборья (Мишагин В.Н., 2017). Таким образом, исследования в области спортивной подготовки полиатлониетов представляются актуальными.
Объект исследования. Тренировочный процесс школьников 13-14 лет, занимающихся зимним полиатлоном.
Предмет исследования. Динамика показателей физической подготовленности школьников 13-14 лет, занимающихся зимним полиатлоном.
Цель: Оценить эффективность тренировочной программы, школьников 13-14 лет, занимающихся зимним полиатлоном.
Задачи:
1. Проанализировать по данным научно-методической литературы особенности спортивной подготовки в полиатлоне.
2. Определить эффективность тренировочной программы школьников 1314 лет, занимающихся зимним полиатлоном по результатам оценки динамики показателей физической подготовленности.
3. Разработать практические рекомендации.
Гипотеза исследования. Предполагается, что тренировочная программа, применяемая в тренировочном процессе школьников 13-14 лет, занимающихся зимним полиатлоном является эффективной для повышения физической подготовленности.
Элементы новизны исследования. В результате исследования получены новые данные ор тренировочном процессе школьников 13-14 лет, занимающихся зимним полиатлоном и контроле их подготовленности в годичном цикле подготовки.
Практическая значимость. Результаты исследования можно использовать для повышения эффективности тренировочного процесса полиатлонистов.
Методы исследования: Анализ литературных источников по теме исследования, методы тестирования физической подготовленности, методы математической статистики.
1. По данным научно-методической литературы полиатлон начинает занимать прочное место среди других видов спорта. Результативность в нем во многом зависит от организации тренировочного процесса, в котором довольно сложно совместить и правильно распределить оптимальную нагрузку на организм. Сегодня не разработана единая система подготовки полиатлониетов, отсутствует комплекс соревновательных упражнений, посредством которого спортсмен имеет возможность постоянно и всесторонне совершенствовать уровень своей подготовки, избегая при этом опасного увлечения одним видом многоборья.
3. На основании анализа данных динамики показателей подготовленности юношей и девушек 13-14 лет, занимающихся зимним полиатлоном в годичном цикле, можно сделать заключение об эффективности применяемой программы тренировок в школьной секции:
• Так у юношей прирост в тестах составил: «Подтягивание на высокой перекладине» - на 39,4, «Лыжи, (свободный стиль) - 3 км - на 3,5, «Лыжи, (свободный стиль) - 5 км» - на 3,5, «Лыжи, (свободный стиль) - 10 км» - на 5,1 %. В стрелковой подготовке прирост составил в тестах: «Стрельба из пневматической винтовки: 10 м, 5 выстрелов» - 15,3 и «Стрельба из пневматической винтовки: 10 м, 10 выстрелов» - 8,3 %. Разница между результатами в начале и конце тренировочного цикла статистически достоверна (p<0,05).
• У девушек прирост в тестах составил: «Сгибание разгибание рук в упоре лежа» - на 37,9, «Лыжи, (свободный стиль) - 3 км - на 3,5, «Лыжи, (свободный стиль) - 5 км» - на 5,3, «В стрелковой подготовке прирост составил в тестах: «Стрельба из пневматической винтовки: 10 м, 5 выстрелов» - 15,3 и «Стрельба из пневматической винтовки: 10 м, 10 выстрелов» - 14,2 %. Разница между результатами в начале и конце тренировочного цикла статистически достоверна (p<0,05).