Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования рефлексивных умений
у младших школьников на уроках технологии 7
1.1. Сущность рефлексивных умений 7
1.2. Особенности формирования рефлексивных умений у младших
школьников 15
1.3. Педагогические условия формирования рефлексивных умений
у младших школьников на уроках технологии 22
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию рефлексивных
умений у младших школьников на уроках технологии 30
2.1. Опыт педагогов-практиков по формированию рефлексивных
умений у младших школьников на уроках технологии 30
2.2. Диагностика уровня сформированности рефлексивных умений
у младших школьников 37
2.3. Проектирование экспериментальной работы по формированию
рефлексивных умений у младших школьников на уроках технологии 44
Заключение 53
Библиографический список 55
Приложение
Обновление содержания образования - одна из главных задач современного общего образования в России. Наряду с сообщением ученикам предметных знаний ставится вопрос о формировании универсальных способов мышления и деятельности учащихся, что позволило бы выпускникам школ быть успешными в самоопределении, легче находить себя в профессиональной сфере и целенаправленно строить жизненные планы.
Особое внимание необходимо уделять формированию у учащихся рефлексивных умений. В процессе обучения весьма важно не столько научиться получать и усваивать готовые знания, сколько самому находить пути решения проблемных задач. В учебном процессе должны предусматриваться место, время и специально организованные процедуры по формированию таких умений. Сейчас главной задачей учащегося является усвоение нового предметного материала, нет задачи на саморазвитие (Хуторской, 2017). К своим навыкам ребенок обращается стихийно, чаще всего в проблемных ситуациях, а оказавшись один на один с проблемой, не всегда решает ее продуктивно. Он один часто не видит всех своих ресурсов, а порой «приписывает» себе то, чего на самом деле нет. Рефлексия для ученика не является средством освоения содержания образования в настоящее время, потому что не дана ему как инструмент.
Ребенок нуждается в рефлексивных умениях не только для успешного учения. Практически в любой жизненной ситуации успешность нашего действования во многом (если не в основном) связана с умением понимать ситуацию взаимодействия и себя в ней. Этим умением обусловливаются как эффективность профессиональной деятельности человека, так и его личные взаимоотношения. Поэтому уровень развития рефлексивных умений существенно определяет качество нашей повседневной, личной жизни.
Через рефлексию происходит осознание приобретаемого умения. Она выступает связующим звеном между концептуальным знанием и личным опытом человека. Рефлексия позволяет размышлять над ходом и результатом собственной деятельности, что и делает возможным освоение новых знаний и умений.
В основе формирования рефлексивных умений лежат следующие теоретические и методологические разработки отечественных авторов:
- субъектно-деятельностный подход к процессу становления субъекта в учебной деятельности (А.В. Брушлинский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ю.В. Сенько, В.И. Слободчиков);
- теория учебной деятельности (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин);
- культурно-историческая теория происхождения психики, теория интериоризации и перехода совместных действий во внутренний план, коллективно распределенная деятельность (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Рубцов, Е.С. Федосеева, Г.А. Цукерман);
- системно-деятельностная методология и исследования по проблемам рефлексии (Н.Г. Алексеев, С.В. Кондратьева, И.Н. Семенов, Т.Ф. Ушева, Г.П. Щедровицкий).
При соответствующем содержательном и методическом наполнении предмет технология может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальной школе. Технология создает благоприятные условия для формирования важнейших составляющих учебной деятельности - планирование, преобразование, оценки продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации.
Анализ педагогической литературы показал, что вопрос формирования рефлексивных умений у младших школьников на уроках технологии недостаточно изучен. Возникает противоречие между необходимостью формирования рефлексивных умений школьников и недостаточной разработанностью методических рекомендаций для учителя.
На основании вышеизложенного была сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия эффективного формирования рефлексивных умений у младших школьников на уроках технологии. Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: процесс формирования рефлексивных умений у младших школьников.
Предмет: педагогические условия формирования рефлексивных умений у младших школьников на уроках технологии.
Гипотеза: формирование рефлексивных умений у младших школьников на уроках технологии будет эффективным, если:
- используются различные методы и приемы рефлексии с учетом изучаемого на уроке материала;
- учащиеся включаются в рефлексивный процесс на различных этапах урока.
Задачи исследования:
1. Изучить сущность рефлексивных умений и особенности их формирования.
2. Выявить педагогические условия формирования рефлексивных умений у младших школьников на уроках технологии.
3. Провести диагностику уровня сформированности рефлексивных умений у младших школьников.
4. Спроектировать работу по формированию рефлексивных умений у младших школьников на уроках технологии.
Методы исследования:
1) теоретические: изучение педагогической, психологической и
методической литературы;
2) эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент,
анкетирование;
3) методы математической обработки данных.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №20» г. Белгорода, 3 «А» класс.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе выступлений на научно-методической конференции по итогам НИРС в рамках Научной сессии НИУ «БелГУ» - 2018 на заседании секции «Вопросы обучения и воспитания младших школьников в преподавании предметных дисциплин» (17 апреля 2018 г., Белгород) с докладом по теме исследования; в публикациях статей в сборниках научных трудов по материалам Российской конференции «Традиции и инновации в начальном образовании» (12 апреля 2018 г., Елец) и Российской студенческой научной конференции «Ребенок в языковом и образовательном пространстве» (26-27 апреля 2018, г. Елец).
Структура выпускной квалификационной работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя: введение, две главы, заключение, библиографический список и приложение.
Во введении отражена актуальность выбранной темы исследования, научный аппарат исследования, задачи, методы, а также база исследования.
В первой главе рассматриваются рефлексивные умения, особенности формирования рефлексивных умений у младших школьников и характеризуются педагогические условия формирования рефлексивных умений у младших школьников на уроках технологии.
Во второй главе представлен опыт педагогов-практиков по формированию рефлексивных умений, диагностика уровня сформированности рефлексивных умений у младших школьников, а также проектирование экспериментальной работы по формированию рефлексивных умений у младших школьников на уроках технологии.
В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу.
Библиографический список состоит из 53 источников.
Приложение включает в себя диагностический инструментарий, конспекты уроков технологии.
В последние годы проблема формирования рефлексивных умений становиться предметом психологических и педагогических исследований. По нашему мнению, это обусловлено тем, что уровень развития рефлексивных умений существенно определяет качество нашей повседневной, личной жизни. Рефлексивные умения необходимы не только для успешного учения, но и для эффективности профессиональной деятельности человека и его личных взаимоотношений. Между тем, исследование показывает, что именно рефлексивные умения обычно оказываются наиболее слабо сформированным у учащихся.
В ходе исследования были решены следующие теоретические и практические задачи: изучена сущность рефлексии и рефлексивных умений как компонента учебной деятельности и выявлены возрастные особенности формирования рефлексивных умений у младших школьников; рассмотрены педагогические условия формирования рефлексивных умений младших школьников на уроках технологии; проведена диагностика уровня сформированности рефлексивных умений у младших школьников экспериментального класса; спроектирована экспериментальная работа по формированию рефлексивных умений у младших школьников на уроках технологии.
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы позволили сделать вывод, что развитие рефлексивных умений является важным компонентом учебной деятельности ученика.
В отечественной педагогике недостаточно полно исследованы проблемы формирования рефлексивных умений у школьников как целостного явления, как сложной системы со всеми входящими в нее компонентами; вопросы осуществления рефлексивных умений на всех этапах учебной деятельности; представления системы педагогических условий эффективного формирования рефлексивных умений и методики их реализации.
В ходе проведения констатирующего этапа экспериментальной работы был выявлен недостаточно высокий уровень сформированности рефлексивных умений у младших школьников. В ходе формирующего этапа нами апробировались педагогические условия, способствующие формированию рефлексивных умений у младших школьников на уроках технологии.
Таким образом, можно сделать вывод, что задачи исследования решены, цель достигнута. Гипотеза о том, что формирование рефлексивных умений у младших школьников на уроках технологии будет проходить более успешно, если: используются различные методы и приемы рефлексии с учетом изучаемого на уроке материала; учащиеся включаются в рефлексивный процесс на различных этапах урока подтвердилась.
Наше исследование не претендует на окончательное решение проблемы формирования рефлексивных умений у младших школьников на уроках технологии и может быть продолжено в дальнейшем.
1. Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление / Н.Г. Алексеев // Развитие личности. - 2002. - №2. - С.90.
2. Алексеенко Е.В. Урок технологии в начальной школе и методические комментарии к нему / Е.В. Алексеенко // Начальная школа. - 2015. - №12. - С.61-67.
3. Антонов Ю.И. Формирование управленческих умений у будущих офицеров тылового обеспечения / Ю.И. Антонов. - Саратов: Издательский центр «Наука», 2013. - 126 с.
4. Бондаренко Л.В. Формирование рефлексивных умений у учащихся: методические рекомендации / Л.В. Бондаренко, Т.Ф. Ушева. - Красноярск: КК ИПК РО, 2011. - 80 с.
5. Бурмистрова Л.В. Формирование рефлексии младшего школьника в условиях учебного сотрудничества // Мультиурок [Офиц. сайт]. URL: https://multiurok.ru/gimnasiumlv/files (дата обращения: 02.04.2018).
6. Бурова Л.И. Развитие личности младшего школьника в процессе формирования естественнонаучной картины мира / Л.И. Бурова. - Череповец: Изд-во Череповец. гос. пед. ин-та, 2013. - 123 с.
7. Витушкина Э.В. Роль учителя в формировании самооценки у младшего школьника / Э.В. Витушкина // Начальная школа. - 2014. - №4. - С. 31-37.
8. Выготский Л.С. Психология развития человека / Л.С. Выготский. - М.: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2005. - 1136 с.
9. Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения: сб. статей / В.В. Давыдов. - Томск: Пеленг, 1995. - 142 с.
10. Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении / В.В. Давыдов. - Томск: Речь, 1996. - 457с.
11. Зак А.З. Развитие теоретического мышления у младших школьников / А.З. Зак. - М.: Педагогика, 1984. - 428 с.
12. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / под ред. А.Г. Асмолова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2011. - 152 с.
13. Карпов А.В. Психология рефлексивных механизмов деятельности / А.В. Карпов. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2004. - 424 с.
14. Кириллова О.Э. Формирование рефлексивных умений учащихся
начальной школы // Социальная сеть работников образования [Офиц. сайт]. URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/ (дата
обращения: 15.04.2018).
15. Кокарева З.А. Диагностика сформированности действий целеполагания / З.А. Кокарева // Начальная школа. - 2014. - №2. - С. 21-24.
16. Конышева Н.М. Оценка учебных достижений учащихся по технологии как элемент оценки качества общего образования / Н.М. Конышева // Начальная школа. - 2009. - №10. - С. 54-57.
17. Конышева Н.М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе: учеб. пособие для студентов пед. вузов и колледжей / Н.М. Конышева. - Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007. - 296 с.
18. Красовский Ю.Д. Организационное поведение / Ю.Д. Красовский. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 488 c.
19. Кулюткин Ю.Н. Рефлексивная регуляция мыслительных действий / Ю.Н. Кулюткин // Психологические исследования интеллектуальной деятельности. - М.: Изд-во Моск. Ун-та, 1979. - С. 22-28.
20. Лебединцев В.Б. Об учете специфических особенностей организационных форм обучения при проведении коллективных учебных занятий / В.Б. Лебединцев // Коллективный способ обучения. - 2000. - № 5. - С. 20-23.
21. Лекторский В.А. Диалектика рефлективного и нерефлективного в познании / В.А. Лекторский // Проблемы рефлексии в научном познании: Межвузовский сб. / Отв. ред. В.Н. Борисов. - Куйбышев: Изд-во КГУ, 1983. - С. 5-7.
22. Логвина Н.Н. Рефлексия как один из важных этапов современного урока // Социальная сеть работников образования [Офиц. Сайт]. URL: https://nsportal.ru/logvina (дата обращения: 10.03.2018).
23. Локк Дж. Сочинения: В 3 т. Т. 2 / Под ред. И.С. Нарского. - М.: Мысль, 1985. - 560 с.
24. Лутцева Е.А. Технология. 3 класс: учебник для общеобразоват. учреждений / Е.А. Лутцева - 4-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 160 с.
25. Лутцева Е.А. Технология: 3 класс: органайзер для учителя: сценарии уроков / А.Е. Лутцева. - 3-е изд., дораб. - М.: Вентана-Граф, 2017. - 192 с.
26. Лутцева Е.А. Технология: программа; 1-4 классы / Е.А. Лутцева. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 80 с.
27. Мамонова Е.Б. Изучение особенностей развития личностной саморегуляции младших школьников / Е.Б. Мамонова // Начальная школа. - 2011. - №1. - С. 34-42.
28. Меркулова У.В. Условия формирования рефлексивных умений //
Педпортал [Офиц. сайт]. URL: https://pedportal.net/starshie-
klassy/raznoe/705959 (дата обращения 20.03.2018).
29. Мкртачян М.А. Разновозрастный учебный коллектив: учительскоученическое самоуправление / М.А. Мкртачян // Народное образование. - 2009. - №2. - С. 69-73.
30. Моисеева Г.Ю. Портфолио ученика - способ оценивания личностных результатов обучения / Г.Ю. Моисеева // Начальная школа. - 2013. - №6. - С. 53-55.
31. Обухов А.С. Рефлексия в проектной и исследовательской деятельности / А.С. Обухов // Исследовательская работа школьников. - 2005. - №3. - С. 18-38.
32. Подласый И.П. Педагогика: учебник для студентов /
И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 576 с.
33. Пидкасистый П.И. Педагогика как наука. Глава 1. // Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Педагогическое общество России, 1998. - С. 3-31.
34. Пономарев Я.А. Методологическое введение в психологи / Я.А. Пономарев. - М.: Наука, 1983. - 205 с.
35. Психология и педагогика : учебник для бакалавров / под общ. ред. В.А. Сластенина, В.П. Каширина. - М.: Издательство Юрайт, 2013. - 609 с.
36. Дубровина И.В. Психология: Учебник для студ. сред. пед. учеб. заведе-ний /И.В. Дубровина, Е.Е. Данилова, A.M. Прихожан; Под ред. И.В.Дубровиной. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 464 с.
37. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 1998. - 705 с.
38. Рябкова Е.В. Формирование самооценки учащихся / Е.В. Рябкова // Начальная школа. - 2012. - №7. - С. 18-21.
39. Семенов И.Н Рефлексивная психология и педагогика творческого мышления / И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов. - Запорожье: ЗГУ, 1992. - 381 с.
40. Семенов И.Н. Проблема предмета и метода психологического изучения рефлексии / И.Н. Семенов // Исследование проблем психологии творчества. -М.: Издательский центр «Академия», 1983. - С. 154-182.
41. Семенов И.Н. Тенденции развития психологии мышления, рефлексии и познавательной активности / И.Н. Семенов. - Воронеж: МПСИ, 2000. - 458 с.
42. Слободчиков В.И. Становление рефлексивного сознания в раннем онтогенезе / В.И. Слободчиков // Проблемы рефлексии. Новосибирск: Наука, 1990. - С. 59-63.
43. Сюсюкина И.Е. Формирование оценочной деятельности учащихся в условиях внедрения ФГОС / И.Е. Сюсюкина // Начальная школа. - 2013. - №8. - С. 14-17.
44. Ушева Т.Ф. Диагностика уровня сформированности рефлексивных умений у младших школьников / Т.Ф. Ушева. - Волгоград: Учитель, 2015. - 41 с.
45. Ушева Т.Ф. Формирование рефлексивных умений учащихся начальной школы / Т.Ф. Ушева // Начальная школа. - 2011. - №11. - С. 23-34.
46. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - 6-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2018. - 53 с.
47. Хуторской А.В. Дидактика. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2017. - 720 с.
48. Цукерман Г.А. Условия развития рефлексии у шестилеток / Г.А. Цукерман // Вопросы психологии. - 1999. - № 2. - C. 19-22.
49. Шорина А.В Роль рефлексивных умений в принятии организационных решений / А.В. Шорина // Молодой ученый. - 2014. - №8. - С 93-96.
50. Щедровицкий Г.П. Избранные труды / Г.П. Щедровицкий. - М.: Шк. Культ. Полит., 1998. - 800 с.
51. Эльконин Д.Б. Избранные педагогические труды / Д.Б. Эльконин. - М.: Педагогика, 2009. - 560с.
52. Эльконин Д.Б. Педагогика развития: проблема образовательных эффектов / Д.Б. Эльконин. - Красноярск: Издательский центр «Академия», 2000. - 342 с.
53. Якунин В.А. Педагогическая психология: учеб. пособие /
В.А. Якунин. - СПб: Изд-во «Полиус», 1998. - 639 с.