ФОРМИРОВАНИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
|
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования рефлексивных умений
у младших школьников на уроках технологии 7
1.1. Сущность рефлексивных умений 7
1.2. Особенности формирования рефлексивных умений у младших
школьников 15
1.3. Педагогические условия формирования рефлексивных умений
у младших школьников на уроках технологии 22
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию рефлексивных
умений у младших школьников на уроках технологии 30
2.1. Опыт педагогов-практиков по формированию рефлексивных
умений у младших школьников на уроках технологии 30
2.2. Диагностика уровня сформированности рефлексивных умений
у младших школьников 37
2.3. Проектирование экспериментальной работы по формированию
рефлексивных умений у младших школьников на уроках технологии 44
Заключение 53
Библиографический список 55
Приложение
Глава 1. Теоретические основы формирования рефлексивных умений
у младших школьников на уроках технологии 7
1.1. Сущность рефлексивных умений 7
1.2. Особенности формирования рефлексивных умений у младших
школьников 15
1.3. Педагогические условия формирования рефлексивных умений
у младших школьников на уроках технологии 22
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию рефлексивных
умений у младших школьников на уроках технологии 30
2.1. Опыт педагогов-практиков по формированию рефлексивных
умений у младших школьников на уроках технологии 30
2.2. Диагностика уровня сформированности рефлексивных умений
у младших школьников 37
2.3. Проектирование экспериментальной работы по формированию
рефлексивных умений у младших школьников на уроках технологии 44
Заключение 53
Библиографический список 55
Приложение
Обновление содержания образования - одна из главных задач современного общего образования в России. Наряду с сообщением ученикам предметных знаний ставится вопрос о формировании универсальных способов мышления и деятельности учащихся, что позволило бы выпускникам школ быть успешными в самоопределении, легче находить себя в профессиональной сфере и целенаправленно строить жизненные планы.
Особое внимание необходимо уделять формированию у учащихся рефлексивных умений. В процессе обучения весьма важно не столько научиться получать и усваивать готовые знания, сколько самому находить пути решения проблемных задач. В учебном процессе должны предусматриваться место, время и специально организованные процедуры по формированию таких умений. Сейчас главной задачей учащегося является усвоение нового предметного материала, нет задачи на саморазвитие (Хуторской, 2017). К своим навыкам ребенок обращается стихийно, чаще всего в проблемных ситуациях, а оказавшись один на один с проблемой, не всегда решает ее продуктивно. Он один часто не видит всех своих ресурсов, а порой «приписывает» себе то, чего на самом деле нет. Рефлексия для ученика не является средством освоения содержания образования в настоящее время, потому что не дана ему как инструмент.
Ребенок нуждается в рефлексивных умениях не только для успешного учения. Практически в любой жизненной ситуации успешность нашего действования во многом (если не в основном) связана с умением понимать ситуацию взаимодействия и себя в ней. Этим умением обусловливаются как эффективность профессиональной деятельности человека, так и его личные взаимоотношения. Поэтому уровень развития рефлексивных умений существенно определяет качество нашей повседневной, личной жизни.
Через рефлексию происходит осознание приобретаемого умения. Она выступает связующим звеном между концептуальным знанием и личным опытом человека. Рефлексия позволяет размышлять над ходом и результатом собственной деятельности, что и делает возможным освоение новых знаний и умений.
В основе формирования рефлексивных умений лежат следующие теоретические и методологические разработки отечественных авторов:
- субъектно-деятельностный подход к процессу становления субъекта в учебной деятельности (А.В. Брушлинский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ю.В. Сенько, В.И. Слободчиков);
- теория учебной деятельности (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин);
- культурно-историческая теория происхождения психики, теория интериоризации и перехода совместных действий во внутренний план, коллективно распределенная деятельность (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Рубцов, Е.С. Федосеева, Г.А. Цукерман);
- системно-деятельностная методология и исследования по проблемам рефлексии (Н.Г. Алексеев, С.В. Кондратьева, И.Н. Семенов, Т.Ф. Ушева, Г.П. Щедровицкий).
При соответствующем содержательном и методическом наполнении предмет технология может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальной школе. Технология создает благоприятные условия для формирования важнейших составляющих учебной деятельности - планирование, преобразование, оценки продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации.
Анализ педагогической литературы показал, что вопрос формирования рефлексивных умений у младших школьников на уроках технологии недостаточно изучен. Возникает противоречие между необходимостью формирования рефлексивных умений школьников и недостаточной разработанностью методических рекомендаций для учителя.
На основании вышеизложенного была сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия эффективного формирования рефлексивных умений у младших школьников на уроках технологии. Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: процесс формирования рефлексивных умений у младших школьников.
Предмет: педагогические условия формирования рефлексивных умений у младших школьников на уроках технологии.
Гипотеза: формирование рефлексивных умений у младших школьников на уроках технологии будет эффективным, если:
- используются различные методы и приемы рефлексии с учетом изучаемого на уроке материала;
- учащиеся включаются в рефлексивный процесс на различных этапах урока.
Задачи исследования:
1. Изучить сущность рефлексивных умений и особенности их формирования.
2. Выявить педагогические условия формирования рефлексивных умений у младших школьников на уроках технологии.
3. Провести диагностику уровня сформированности рефлексивных умений у младших школьников.
4. Спроектировать работу по формированию рефлексивных умений у младших школьников на уроках технологии.
Методы исследования:
1) теоретические: изучение педагогической, психологической и
методической литературы;
2) эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент,
анкетирование;
3) методы математической обработки данных.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №20» г. Белгорода, 3 «А» класс.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе выступлений на научно-методической конференции по итогам НИРС в рамках Научной сессии НИУ «БелГУ» - 2018 на заседании секции «Вопросы обучения и воспитания младших школьников в преподавании предметных дисциплин» (17 апреля 2018 г., Белгород) с докладом по теме исследования; в публикациях статей в сборниках научных трудов по материалам Российской конференции «Традиции и инновации в начальном образовании» (12 апреля 2018 г., Елец) и Российской студенческой научной конференции «Ребенок в языковом и образовательном пространстве» (26-27 апреля 2018, г. Елец).
Структура выпускной квалификационной работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя: введение, две главы, заключение, библиографический список и приложение.
Во введении отражена актуальность выбранной темы исследования, научный аппарат исследования, задачи, методы, а также база исследования.
В первой главе рассматриваются рефлексивные умения, особенности формирования рефлексивных умений у младших школьников и характеризуются педагогические условия формирования рефлексивных умений у младших школьников на уроках технологии.
Во второй главе представлен опыт педагогов-практиков по формированию рефлексивных умений, диагностика уровня сформированности рефлексивных умений у младших школьников, а также проектирование экспериментальной работы по формированию рефлексивных умений у младших школьников на уроках технологии.
В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу.
Библиографический список состоит из 53 источников.
Приложение включает в себя диагностический инструментарий, конспекты уроков технологии.
Особое внимание необходимо уделять формированию у учащихся рефлексивных умений. В процессе обучения весьма важно не столько научиться получать и усваивать готовые знания, сколько самому находить пути решения проблемных задач. В учебном процессе должны предусматриваться место, время и специально организованные процедуры по формированию таких умений. Сейчас главной задачей учащегося является усвоение нового предметного материала, нет задачи на саморазвитие (Хуторской, 2017). К своим навыкам ребенок обращается стихийно, чаще всего в проблемных ситуациях, а оказавшись один на один с проблемой, не всегда решает ее продуктивно. Он один часто не видит всех своих ресурсов, а порой «приписывает» себе то, чего на самом деле нет. Рефлексия для ученика не является средством освоения содержания образования в настоящее время, потому что не дана ему как инструмент.
Ребенок нуждается в рефлексивных умениях не только для успешного учения. Практически в любой жизненной ситуации успешность нашего действования во многом (если не в основном) связана с умением понимать ситуацию взаимодействия и себя в ней. Этим умением обусловливаются как эффективность профессиональной деятельности человека, так и его личные взаимоотношения. Поэтому уровень развития рефлексивных умений существенно определяет качество нашей повседневной, личной жизни.
Через рефлексию происходит осознание приобретаемого умения. Она выступает связующим звеном между концептуальным знанием и личным опытом человека. Рефлексия позволяет размышлять над ходом и результатом собственной деятельности, что и делает возможным освоение новых знаний и умений.
В основе формирования рефлексивных умений лежат следующие теоретические и методологические разработки отечественных авторов:
- субъектно-деятельностный подход к процессу становления субъекта в учебной деятельности (А.В. Брушлинский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, Ю.В. Сенько, В.И. Слободчиков);
- теория учебной деятельности (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин);
- культурно-историческая теория происхождения психики, теория интериоризации и перехода совместных действий во внутренний план, коллективно распределенная деятельность (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Рубцов, Е.С. Федосеева, Г.А. Цукерман);
- системно-деятельностная методология и исследования по проблемам рефлексии (Н.Г. Алексеев, С.В. Кондратьева, И.Н. Семенов, Т.Ф. Ушева, Г.П. Щедровицкий).
При соответствующем содержательном и методическом наполнении предмет технология может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в начальной школе. Технология создает благоприятные условия для формирования важнейших составляющих учебной деятельности - планирование, преобразование, оценки продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации.
Анализ педагогической литературы показал, что вопрос формирования рефлексивных умений у младших школьников на уроках технологии недостаточно изучен. Возникает противоречие между необходимостью формирования рефлексивных умений школьников и недостаточной разработанностью методических рекомендаций для учителя.
На основании вышеизложенного была сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия эффективного формирования рефлексивных умений у младших школьников на уроках технологии. Решение данной проблемы является целью нашего исследования.
Объект исследования: процесс формирования рефлексивных умений у младших школьников.
Предмет: педагогические условия формирования рефлексивных умений у младших школьников на уроках технологии.
Гипотеза: формирование рефлексивных умений у младших школьников на уроках технологии будет эффективным, если:
- используются различные методы и приемы рефлексии с учетом изучаемого на уроке материала;
- учащиеся включаются в рефлексивный процесс на различных этапах урока.
Задачи исследования:
1. Изучить сущность рефлексивных умений и особенности их формирования.
2. Выявить педагогические условия формирования рефлексивных умений у младших школьников на уроках технологии.
3. Провести диагностику уровня сформированности рефлексивных умений у младших школьников.
4. Спроектировать работу по формированию рефлексивных умений у младших школьников на уроках технологии.
Методы исследования:
1) теоретические: изучение педагогической, психологической и
методической литературы;
2) эмпирические: наблюдение, педагогический эксперимент,
анкетирование;
3) методы математической обработки данных.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №20» г. Белгорода, 3 «А» класс.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе выступлений на научно-методической конференции по итогам НИРС в рамках Научной сессии НИУ «БелГУ» - 2018 на заседании секции «Вопросы обучения и воспитания младших школьников в преподавании предметных дисциплин» (17 апреля 2018 г., Белгород) с докладом по теме исследования; в публикациях статей в сборниках научных трудов по материалам Российской конференции «Традиции и инновации в начальном образовании» (12 апреля 2018 г., Елец) и Российской студенческой научной конференции «Ребенок в языковом и образовательном пространстве» (26-27 апреля 2018, г. Елец).
Структура выпускной квалификационной работы определялась логикой исследования и поставленными задачами. Она включает в себя: введение, две главы, заключение, библиографический список и приложение.
Во введении отражена актуальность выбранной темы исследования, научный аппарат исследования, задачи, методы, а также база исследования.
В первой главе рассматриваются рефлексивные умения, особенности формирования рефлексивных умений у младших школьников и характеризуются педагогические условия формирования рефлексивных умений у младших школьников на уроках технологии.
Во второй главе представлен опыт педагогов-практиков по формированию рефлексивных умений, диагностика уровня сформированности рефлексивных умений у младших школьников, а также проектирование экспериментальной работы по формированию рефлексивных умений у младших школьников на уроках технологии.
В заключении обобщены результаты исследования, изложены его основные выводы, подтверждающие гипотезу.
Библиографический список состоит из 53 источников.
Приложение включает в себя диагностический инструментарий, конспекты уроков технологии.
В последние годы проблема формирования рефлексивных умений становиться предметом психологических и педагогических исследований. По нашему мнению, это обусловлено тем, что уровень развития рефлексивных умений существенно определяет качество нашей повседневной, личной жизни. Рефлексивные умения необходимы не только для успешного учения, но и для эффективности профессиональной деятельности человека и его личных взаимоотношений. Между тем, исследование показывает, что именно рефлексивные умения обычно оказываются наиболее слабо сформированным у учащихся.
В ходе исследования были решены следующие теоретические и практические задачи: изучена сущность рефлексии и рефлексивных умений как компонента учебной деятельности и выявлены возрастные особенности формирования рефлексивных умений у младших школьников; рассмотрены педагогические условия формирования рефлексивных умений младших школьников на уроках технологии; проведена диагностика уровня сформированности рефлексивных умений у младших школьников экспериментального класса; спроектирована экспериментальная работа по формированию рефлексивных умений у младших школьников на уроках технологии.
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы позволили сделать вывод, что развитие рефлексивных умений является важным компонентом учебной деятельности ученика.
В отечественной педагогике недостаточно полно исследованы проблемы формирования рефлексивных умений у школьников как целостного явления, как сложной системы со всеми входящими в нее компонентами; вопросы осуществления рефлексивных умений на всех этапах учебной деятельности; представления системы педагогических условий эффективного формирования рефлексивных умений и методики их реализации.
В ходе проведения констатирующего этапа экспериментальной работы был выявлен недостаточно высокий уровень сформированности рефлексивных умений у младших школьников. В ходе формирующего этапа нами апробировались педагогические условия, способствующие формированию рефлексивных умений у младших школьников на уроках технологии.
Таким образом, можно сделать вывод, что задачи исследования решены, цель достигнута. Гипотеза о том, что формирование рефлексивных умений у младших школьников на уроках технологии будет проходить более успешно, если: используются различные методы и приемы рефлексии с учетом изучаемого на уроке материала; учащиеся включаются в рефлексивный процесс на различных этапах урока подтвердилась.
Наше исследование не претендует на окончательное решение проблемы формирования рефлексивных умений у младших школьников на уроках технологии и может быть продолжено в дальнейшем.
В ходе исследования были решены следующие теоретические и практические задачи: изучена сущность рефлексии и рефлексивных умений как компонента учебной деятельности и выявлены возрастные особенности формирования рефлексивных умений у младших школьников; рассмотрены педагогические условия формирования рефлексивных умений младших школьников на уроках технологии; проведена диагностика уровня сформированности рефлексивных умений у младших школьников экспериментального класса; спроектирована экспериментальная работа по формированию рефлексивных умений у младших школьников на уроках технологии.
Изучение и анализ психолого-педагогической литературы позволили сделать вывод, что развитие рефлексивных умений является важным компонентом учебной деятельности ученика.
В отечественной педагогике недостаточно полно исследованы проблемы формирования рефлексивных умений у школьников как целостного явления, как сложной системы со всеми входящими в нее компонентами; вопросы осуществления рефлексивных умений на всех этапах учебной деятельности; представления системы педагогических условий эффективного формирования рефлексивных умений и методики их реализации.
В ходе проведения констатирующего этапа экспериментальной работы был выявлен недостаточно высокий уровень сформированности рефлексивных умений у младших школьников. В ходе формирующего этапа нами апробировались педагогические условия, способствующие формированию рефлексивных умений у младших школьников на уроках технологии.
Таким образом, можно сделать вывод, что задачи исследования решены, цель достигнута. Гипотеза о том, что формирование рефлексивных умений у младших школьников на уроках технологии будет проходить более успешно, если: используются различные методы и приемы рефлексии с учетом изучаемого на уроке материала; учащиеся включаются в рефлексивный процесс на различных этапах урока подтвердилась.
Наше исследование не претендует на окончательное решение проблемы формирования рефлексивных умений у младших школьников на уроках технологии и может быть продолжено в дальнейшем.
Подобные работы
- РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОРФОГРАФИЧЕСКИХ ПРАВИЛ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2018 - Формирование ИКТ-компетентности младших школьников на уроках технологии
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4100 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЛАГОЛОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
ПРИ ИЗУЧЕНИИ ГЛАГОЛОВ
Дипломные работы, ВКР, русский язык. Язык работы: Русский. Цена: 4930 р. Год сдачи: 2017 - Развитие рефлексивных умений младших школьников на уроках окружающего мира
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2022 - ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА САМОКОНТРОЛЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - РАЗВИТИЕ РЕФЛЕКСИВНЫХ УМЕНИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017



