Введение 2
Глава I. Мюнхен - столица искусств и ремесел 5
1.1. Настроение юности в южной Германии - югендстиль, новый стиль жизни.5
1.2. Август Энделл 9
1.3. Герман Обрист 12
1.4 Франц фон Штук
1.5. Мюнхенский Монпарнас - течение декадентства и символизма 18
1.7. Объединенные мастерские искусств и ремесел и мюнхенские дизайнеры..22
Глава II. Революция искусства в Дармштадте 28
1.1. Искусство для всех и «элитарное искусство» 28
1.2. Покровительство искусствам 30
1.3. Великий князь Эрнст Людвиг Гессенский - государственный деятель и
покровитель искусств 31
1.4. Дармштадская колония художников 33
1.5. Дом как культовое строение - Петер Беренс и Йозеф Мария Ольбрих 35
1.6. Художники колонии 39
1.7. Выставки колонии в Дармштадте 42
Заключение 46
Список использованной литературы 48
Стиль модерн, возникший в переломное время на рубеже веков, ознаменовал собой завершение целой эпохи в культурной жизни Европы и, в то же время, рождение новой художественной парадигмы, целого мира, отраженного в искусстве и проникшего во все уровни культурной реальности, определившего культурное развитие последней декады 19-го столетия и и первых лет 20-го века до начала Первой мировой войны. «Прекрасная эпоха», время благоденствия и процветания, царившая в Европе с начала 1870 до первых тревожных звуков Первой мировой войны, обрела свое эстетическое выражение в формах, воплощенных художниками нового, современного искусства - модерна, космополитичного и универсального стиля, охватившего все страны Европы и все области художественного творчества. В каждой стране, объятой веянием нового времени, модерн получил свои отличительные черты и свое особенное название - ар нуво во Франции, стиль тиффани в Сша, стиль либерти в Италии, модерн в Англии, модернизмо - в Испании. Модерн в Австрии получил название «сецессион» (Sezession - «отделение», разрыв с традиционным искусством), немецкий модерн - югенстиль (Jugendstil - «молодой стиль»). Таким образом, уже варианты названий художественного направления дают нам представление об основных темах и мотивах, определяющих модерн, - новизна, юность, разрыв с традицией, свобода.
Выбор периода и предмета работы обусловлен спецификой рассматриваемого исторического периода в культурном развитии европейских стран и Германии в частности. Пограничное время 19-20 веков отразило наиболее важные и существенные особенности трансформации и перелома культурной парадигмы, осуществило переход от историзма и классической эпохи к свободному, почти революционному модерну, отрекшемуся от следования традиционным канонам в искусстве и литературе, оформившему новый облик культурной реальности и создавшему принципиально новый стиль жизни.
Степень освещенности рассматриваемой темы в русскоязычной литературе представлена сравнительно небольшим количеством работ, рассказывающих об общей специфике стиля модерн в европейских странах, и не дающих полноценного представления о развитии стиля в отдельных странах, в том числе в рассматриваемом регионе. Подавляющее большинство источников по исследованию искусства модерна в обозначенных аспектах представлено на немецком и английском языках, что представляет значительную трудность в формировании полноценного и всестороннего знания по выбранной для изучения теме. Недостаточность освещенности предлагаемой темы в русскоязычных исследованиях и формирует актуальность предлагаемой к рассмотрению работы.
Объектом исследования является художественный стиль модерн в его немецком варианте, предмет исследования обращен к особенностям его развития и влияния на культуру обозначенного периода, раскрывающимся в художественном наследии групп и ассоциаций художников югендстиля, так и в творчестве отдельных его представителей.
Целью работы является раскрытие образа Германии периода развития и расцвета художественного стиля модерн, выявление основных достижений и особенностей влияния искусства модерна на мир культуры немецких городов, в которых стиль как художественное и культурное явление получил наибольшее развитие - Мюнхена и Дармштадта.
Для достижения поставленных целей исследования необходимо решить следующие задачи:
1. Выявить центры-метрополии немецкого модерна, выяснить, как распространение нового стиля в искусстве повлияло на развитие культуры в исследуемых регионах.
2. Дать историко-культурный анализ обозначенного периода в его соотнесенности с исследуемым стилем.
3. Обозначить ключевые понятия, события и фигуры немецкого модерна, проанализировать наследие стиля и его влияние на последующие периоды в развитии искусства и культуры Германии.
4. Описать идейную основу, философское обоснование стиля, показать развитие мысли, отражающей жизнь в зеркале модерна, на примере писателей, художников, критиков искусства модерна.
В работе использованы следующие методы исследования: системный, структурно-функциональный, синхронический, диахронический, исторический, биографический, сравнительно-аналитический.
Структура работы опирается на предмет, цель и задачи исследования. Работа включает в себя введение, две главы и заключение.
Во введении раскрывается актуальность работы, дается описание объекта, предмета, цели, задач и методов исследования. Первая глава раскрывает историко-культурную специфику развития южно-немецкой ветви модерна на примере Мюнхена, рассказывает о проявлениях стиля на фактической основе важнейших исторических вех, событий и персоналий, внесших значительный вклад в искусство и культуру обозначенной эпохи. Вторая глава суммирует специфику проявления, развития и распространения югендстиля в землях Гессена - в ней также дается попытка раскрытия своеобразия стиля на примере Дармштадта и его культурного влияния в опоре на исторический материал. В заключении приводятся выводы по основным частям работы.
Модерн стал определяющим направлением не только в сфере художественной жизни, он стал магистральным стилем европейской культуры на рубеже столетий, стилем целой эпохи европейской истории, отразившим желание перемен и освобождения от гнета догматизма во всех сферах жизни, зародившееся, прежде всего, в области искусства и философской мысли.
Югендстиль в Германии стал отражением протеста против бескомпромиссного милитаризма политики кайзера Вильгельма и буржуазного капитализма, получивших расцвет после утверждения Германской империи в 1871 году. В сфере искусств этот протест обрел форму возражения против насаждаемого официальной идеологией историзма, приняв отчетливо сепаратистский, порывающий с классической традицией характер (можно отметить, что слово «Сецессион», выбранное в качестве названия некоторых региональных течений модерна, также ставило целью показать характер «отпадения», «отделения» от общепринятых художественных канонов и установок).
В соответствии с политической и социальной структурой, господствовавшей в Германии на рубеже веков, югендстиль развивался не в централизованной манере в столице Германской Империи, но в значительном количестве различных центров, прежде всего в Мюнхене, Дармштадте, Дрездене, Берлине, Веймаре, Лейпциге, Хагене и Ворпсведе. В каждом случае он принимал различные формы и уровни значимости, однако основные идеи концепции нового искусства оставались неизменными вне зависимости от территориальных различий.
Эпоха модерна дала импульс широкому распространению художественного ремесла и декоративного прикладного искусства, стремясь воплотить в жизнь концепцию объединения искусств, идеального произведения искусства, концепцию, в которой определяющей идеей было создание форм художественного синтеза, которые могли бы воплотить представление об идеальной гармонии, органичной целостности и единстве всех элементов художественной композиции.
Художественное ремесло становилось не только функциональным объектом повседневного использования, оно становилось искусством. Неотложное желание перемен и инноваций привело впоследствии не просто к утверждению изысканной декоративной художественности в качестве ведущего направления в сфере искусства, но выполнило также еще одну важную функцию - оно осуществило преодоление проблем, вызванных появлением промышленной продукции и современного стиля жизни. Концепция «искусства для всех» теперь приобрела практическое и функциональное измерение.
Разрыв с традицией и интенсивный поиск новых форм художественной выразительности, взявший за основу использование плавной декоративной линии и гармоничных образов природного мира, соединение красоты и функциональности художественных творений, стали отличительными знаками нового направления в искусстве, оказавшего значительное влияние на развитие культуры пограничного времени смены столетий и ознаменовавшего и вступление европейской культуры в новый мир - мир будущего.
1. Леньо Ж.М. Стиль модерн: искусство и великие цивилизации. Москва, Арт- Родник, 2010.
2. Пастон Э.В. Стиль жизни - стиль искусства: Россия, Англия, Германия, Швеция, Финляндия. Москва, Государственная Третьяковская галерея, 2000.
3. Шапалов В. Н. Искусство модерна в странах Европы и США. Тюмень, РИЦ ТГИК, 2015.
4. Ahlers-Hestermann F. Stilwende - Aufbruch der Jugend um 1900. Berlin, Verlag Gebr. Mann, 1941.
5. Bierbaum O. J. Stuck. Bielefeld und Leipzig, Verlag von Velhagen und Klafing, 1901.
6. Curjel H. Henry van de Velde. Zum neuen Stil. Munchen, Piper Verlag, 1955.
7. Dyroff H.-D. Art nouveau/ Jugendstil architecture in Europe. German comission for UNESCO. Bonn, 1988.
8. EndellA.. Vom Sehen. Basel, Birkhauser Verlag, 1995.
9. Endell A. Um die Schonheit: eine Paraphrase uber die Munchener Kunstausstellungen 1896. Munchen, Verlag von Emil Franke, 1896.
10. Franz E. Freiheit der Linie. Von Obrist und dem Jugendstil zu Marc, Klee und Kirchner. Ausstellungskatalog Westfalisches Landesmuseum. Bonen, Kettler Verlag, 2007.
11. Fohl T. Peter Behrens. Vom Jugendstil zum Industriedesign. Weimar,Weimarer Verlagsgesellschaft, 2013.
12. HalbeM. Jahrhundertwende. Salzburg, Das Bergland-Buch Verlag, 1945.
13. Hamann R., Hermand J. Stilkunst um 1900, Band 4 der Reihe Epochen deutscher Kultur von 1870 bis zur Gegenwart. Munchen, Fischer Taschenbuch Verlag, 1977
14. Hartung A., Spindler E., Mohring B. Berliner Architekturwelt. Berlin, Ernst Wasmuth Verlag, 1902.
16. Hebrig B., Schroder D. Die Darmstadter Mathildenhohe. Architektur im Aufbruch zur Moderne. Darmstadt, Magistrat der Stadt Darmstadt, 1998.
17. Hermand J. Jugendstil. Darmstadt, WBG, 1992.
18. Herz R., Bruns B. (Hrsg.). Hof-Atelier Elvira 1887-1928. Astheten, Emanzen, Aristokraten. Ausstellungskatalog Fotomuseum im Munchner Stadtmuseum 1985.
19. Hevesi L. Acht Jahre Sezession (Marz 1897-Juni 1905) - Kritik, Polemik, Chronik. Wien, Verlagsbuchhandlung Carl Konegen, 1906.
20. Horst L. Franz von Stuck und seine Schuler - Gemalde und Zeichnungen. Munchen, Dr. C. Wolf und Sohn Verlag, 1989.
21. Klee F. Tagebucher von Paul Klee 1898-1918. Koln, DuMont Verlag, 1957.
22. Koch A. Deutsche Kunst und Dekoration, Band 5. Verlaganstalt Alexander Koch, Darmstadt, 1899
23. Kolbe J. Heller Zauber - Thomas Mann in Munchen 1894-1933. Munchen, Wolf Jobst Siedler Verlag, 1987.
24. KnodtM. Ernst Ludwig: Grossherzog von Hessen und bei Rhein. Sein Leben und seine Zeit. Darmstadt, Schlapp Verlag, 1997.
25. Krimmel B. Joseph Maria Olbrich 1867-1908. Ausstellungskatalog. Darmstadt, 1983.
34. Nerdinger W. Richard Riemerschmid. Vom Jugendstil zum Werkbund. Werke und Dokumente. Munchen, Prestel Verlag, 1982.
35. Olbrich, J. M. Die Ausstellung der Kunstler-Kolonie Darmstadt 1901. Darmstadt, Kunstler-Kolonie, 1901.
36. Olbrich J. M. Ideen von Olbrich. Leipzig, Verlag von Baumgartners Buchhandlung, 1904.
37. Posener J. Peter Behrens - Vorlesungen zur Geschichte der Neuen Architektur. Aachen, Redaktion Arch+, 1981.
38. Rinker D. Der Munchner Jugendstilkunstler Hermann Obrist (1862-1927). Munchen, tuduv-Verl.-Ges., 2001.
39. Rosenhagen H. Munchens Niedergang als Kunststadt. Munchen, Verlagsanstalt F. Bruckmann A.-G., 1902.
40. Sailer A. Franz von Stuck - ein Lebensmarchen. Munchen, Bruckmann, 1969.
41. Sternberger D. Uber den Jugendstil und andere Essays. Hamburg, Claassen Verlag, 1956.
42. Wichmann S. Hermann Obrist - Wegbereiter der Moderne. Ausstellungskatalog. Munchen, Stuck-Jugendstil-Verein, 1968.
43. Kunst und Kunstler Zeitschrift, Band 1, 1902-1903. Berlin, Bruno Cassirer Verlag, 1903.
44. Pan Zeitschrift, Heft 1. Berlin, Fontane Verlag, 1896.