ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ВЫБОРОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
|
Введение 3
Глава 1. Место и роль информирования в структуре информационного обеспечения выборов в России 13
1.1. Конституционно-правовое регулирование
информирования граждан в избирательном процессе России 13
1.2. Информирование граждан - гарантия реализации
избирательных прав граждан в России 23
Глава 2. Предвыборная агитация в России: понятие,
содержание, проблемы реализации 30
2.1. Понятие и конституционно-правовое регулирование
предвыборной агитации в Российской Федерации 30
2.2. Правовые ограничения предвыборной агитации в России 39
2.3. Критерии разграничения информирования и
предвыборной агитации 48
Глава 3. Проблемы совершенствования избирательного законодательства в сфере информационного обеспечения выборов в России 55
3.1. Правовое регулирование механизма осуществления политической рекламы 55
3.2 Место и роль средств массовой информации в информационном обеспечении выборов 61
Заключение 69
Список использованной литературы и источников 72
Приложение проект Федерального закона «О политической рекламе»
Глава 1. Место и роль информирования в структуре информационного обеспечения выборов в России 13
1.1. Конституционно-правовое регулирование
информирования граждан в избирательном процессе России 13
1.2. Информирование граждан - гарантия реализации
избирательных прав граждан в России 23
Глава 2. Предвыборная агитация в России: понятие,
содержание, проблемы реализации 30
2.1. Понятие и конституционно-правовое регулирование
предвыборной агитации в Российской Федерации 30
2.2. Правовые ограничения предвыборной агитации в России 39
2.3. Критерии разграничения информирования и
предвыборной агитации 48
Глава 3. Проблемы совершенствования избирательного законодательства в сфере информационного обеспечения выборов в России 55
3.1. Правовое регулирование механизма осуществления политической рекламы 55
3.2 Место и роль средств массовой информации в информационном обеспечении выборов 61
Заключение 69
Список использованной литературы и источников 72
Приложение проект Федерального закона «О политической рекламе»
Выборы - это основная часть избирательного процесса, занимающая центральное место в общественной жизни. «В выборах воплощается высшая властеобразующая воля народа, от них дается главный импульс формированию всей исполнительной и судебной власти на федеральном уровне».
Член Центральной избирательной комиссии России Борис Сафарович Эбзеев утверждает: «Там, где нет выборов, господствует тирания. Законная власть - всегда временна, она периодически легитимируется волей народа, выраженной на всеобщих равных прямых выборах при тайном голосовании. В связи с этим демократию в современном мире часто отождествляют с выборностью и сменяемостью главы государства и по меньшей мере одной из палат парламента. Именно в процессе выборов происходит передача народом права на осуществление власти органами государственной и муниципальной власти и выборным должностным лицам».
Согласно Основному закону нашей страны, свободные выборы органов государственной власти и местного самоуправления представляют собой форму участия граждан в управлении делами государства. Для обеспечения народного волеизъявления необходимы нормативные способы защиты формирования мнений избирателей для того, чтобы воля отдельных лиц, финансовых, политических и иных структур не ущемляли свободу этого процесса.
Среди множества проблем в сфере проведения выборов вопрос правового регулирования информационного обеспечения является одним из наиболее острых. Актуальность темы диссертации обусловлена еще и тем, что уровень развития правового регулирования проведения выборов характеризует состояние демократического развития государства. В наши дни информация и оказываемое с ее помощью воздействие имеют огромное значение, особенно в период подготовки и проведения избирательной кампании. Значимость информационного обеспечения выборов подчеркивается развитием правового регулирования данного института в избирательном законодательстве. Актуальность темы подчеркивается и применением новых способов информирования при проведении общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений а Конституцию Российской Федерации, которое состоится 1 июля 2020 года.
«Электоральная демократия в России базируется на обширном, тщательно продуманном законодательстве о выборах. В соответствии с Конституцией России принят Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67 - ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», который закрепляет основные гарантии реализации гражданами конституционного права на участие в выборах. Данный федеральный закон имеет прямое действие и применяется на всей территории России. Его часто называют конституцией свободных выборов».
Согласно ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» информационное обеспечение выборов составляет гарантию избирательных прав граждан (Глава VII), а свободное волеизъявление избирателей обусловлено качеством информационного обеспечения выборов (ст. 44). Кроме того, актуальность темы обусловлена и постоянными изменениями в современном избирательном законодательстве, затрагивающими: применение новых информационных технологий на выборах; использование новых форм агитации; права граждан на информацию о выборах; противоречиями в правоприменительной практике в связи с привлечением кандидатов к конституционно - правовой ответственности.
Проблемам избирательного права и процесса посвящены работы С. А. Авакьяна, В. П. Горбунова, М.В. Гришиной, С. Е. Заславского, З. М. Зотовой, A. В. Иванченко, А. И. Кима, Г. Е. Андреевой, С. А. Белова, В.Т. Кабышева, B.C. Нерсесянц, А.В. Малько, Г.В. Мальцева, Л. А. Нудненко, А. Е. Постникова, И. А. Старостиной, Б. А. Страшуна, А. А. Фомина, О. И. Чепунова, С. М. Шапиева, Б. С. Эбзеева, C. В. Юсова, С. В. Большакова, И. Б. Борисова, Ю. А. Веденеева, А. А. Вешнякова и других.
Степень научной разработанности темы.
Непосредственно на вопросы информационного обеспечения обращали свое внимание А.Г. Алгеева, Ю. С. Белоус, Р. И. Биктагиров, Т. В. Нечипоренко, З. Х. Собалирова, В. В. Шуленин, В. П. Журавлёв, В. Д. Мостовщикова, Русецкий А.Е.
Следует отметить, что вышеназванные ученые рассматривали лишь отдельные элементы информационного обеспечения выборов в России, например такие, как правовое регулирование предвыборной агитации и ее финансирования, проблемы информирования, организационно - правовые основы информационного обеспечения выборов и другие. В связи с динамичными изменениями общественных отношений в избирательных кампаниях и совершенствованием электорального законодательства, считаем необходимым провести комплексное исследование информационного обеспечения выборов в России.
Целью диссертационной работы является комплексное исследование правового регулирования информационного обеспечения выборов в Российской Федерации; анализ практики проведения избирательных кампаний в России и правовых решений Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам информационного обеспечения выборов; формулирование предложений по совершенствованию российского избирательного законодательства.
Постановка указанной цели определила необходимость решения следующих задач исследования:
1. Исследование гарантий прав граждан на получение и распространение информации о выборах.
2. Раскрытие значения информирования о выборах, как неотъемлемого элемента реализации избирательных прав граждан.
3. Раскрытие дефиниции «предвыборная агитация».
4. Определение значения предвыборной агитации для реализации избирательных прав граждан.
5. Анализ института предварительного голосования в России.
6. Исследование новых способов проведения предвыборной агитации в России.
7. Раскрытие понятие «агитация в сети Интернет».
8. Определение механизма осуществления политической рекламы.
9. Раскрытие правового статуса средств массовой информации в избирательном процессе.
10. Выявление и анализ теоретических и практических проблем, возникающих при проведении избирательных кампаний в России.
11. Формулирование предложений по совершенствованию избирательного законодательства.
Объектом диссертационного исследования выступает совокупность общественных отношений, возникающих в процессе нормативного закрепления и практики реализации структурных компонентов информационного обеспечения выборов в России.
Предметом диссертационного исследования является конституционно - правовое регулирование механизма информационного обеспечения выборов в России.
Методологической основой диссертационного исследования являются общие и специальные методы научного познания.
В числе общих использованы анализ, синтез, диалектический метод познания, позволяющий исследовать анализируемые отношения во взаимосвязи и развитии, системный метод, позволяющий определить место информационного обеспечения выборов в избирательном процессе России.
Специальную часть методологии составили метод сравнительного правоведения, дающий возможность изучить существующие и выявить новые проблемы или положительные моменты, как в российском, так и международном законодательстве, метод прогнозирования, позволяющий предположить тенденции изменения общественных отношений в связи с реформированием законодательства.
Нормативную основой диссертационного исследования являются Конституция РФ, международные правовые акты, федеральные конституционные законы, федеральные законы, подзаконные акты, нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации, регламентирующие вопросы информационного обеспечения выборов.
Эмпирическую базу диссертационного исследования составили определения и постановления Конституционного Суда РФ, постановления и инструкции Центральной избирательной комиссии России, постановления судов общей юрисдикции, результаты социологических опросов.
Научная новизна диссертационного исследования определяется содержанием в работе новых предложений, определений и рекомендаций. В диссертации раскрываются понятия «информирования», «предвыборной агитации», «политической рекламы», «предварительного голосования».
Обосновывается необходимость законодательного закрепления «агитации в сети Интернет» и изменений в отношении правового положения представителей средств массовой информации в период проведения избирательных кампаний. Предлагается принятие отдельного закона «О политической рекламе».
Проведенное исследование позволило сформулировать и обосновать следующие основные положения и выводы, выносимые на защиту:
1. Автором разработано определение политической рекламы - как распространение информации о
кандидатах в депутаты, избирательных объединениях субъектами политической деятельности любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, с целью формирования общественного мнения в пользу избирательных объединений, кандидатов в депутаты.
2. Автором предлагается законодательное закрепление информирования - как деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, комиссий, организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, редакций сетевых изданий, физических и юридических лиц по распространению объективной, достоверной, не нарушающей равенство кандидатов, избирательных объединений, не содержащей признаков предвыборной агитации информации, осуществляемая в установленные законом сроки и порядке.
3. Предлагается проект Федерального закона «О Политической рекламе». Целью указанного проекта федерального закона является эффективное урегулирование общественных отношений, связанных с производством, распространением, использованием политической рекламы, а также пресечение фактов ненадлежащей политической рекламы.
4. Обосновывается законодательное закрепление предварительного голосования, как усиленного процесса обмена информацией между избирателями и потенциальными кандидатами. Первичное голосование выступает эффективным средством информирования избирателей, позволяющим сделать осознанный выбор при голосовании, в связи с чем необходимо обязательное закрепление праймериз и принятие отдельного федерального закона, регулирующего его проведение.
Теоретическая значимость работы обусловлена актуальностью рассмотренных проблем и заключается в обосновании положений, которые не нашли отражения в нормативно - правовых актах и науке. Выводы, содержащиеся в работе, могут быть использованы в качестве теоретико-методологической основы для дальнейших исследований в рассматриваемой области. Высказанные на этой основе предложения могут быть приняты во внимание органами государственной власти для дальнейшего совершенствования порядка проведения выборов и их информационного обеспечения.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования сформулированных в работе выводов и рекомендаций при совершенствовании действующего избирательного законодательства. Помимо этого, выводы, предложения и рекомендации, сформулированные в настоящей диссертации, будут способствовать дальнейшему развитию судебной практики по делам, связанным с защитой избирательных прав, могут быть использованы в учебной и научно-практической деятельности, в частности при подготовке учебно-методических материалов, при проведении занятий по курсу «Конституционное право Российской Федерации», применяться при преподавании спецкурса «Избирательное право и процесс в Российской Федерации». Полученные материалы позволят усовершенствовать процедуру информационного обеспечения выборов, позволят урегулировать деятельность, связанную с производством, распространением и использованием политической рекламы, так как на сегодняшний день она все еще находится вне сферы правового регулирования.
Апробация результатов. Диссертация подготовлена и обсуждена на кафедре конституционного права ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия». Основные теоретические положения и выводы диссертационного исследования отражены в научных публикациях, а также освещены на конференциях и конкурсах: I научно - образовательном конкурсе среди молодых юристов «Лидеры Права 2018»; I Региональной научно-практической конференции «Институт избирательного права в России: проблемы и перспективы развития» (г. Саратов, 2018 г.), Международной научно - практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых «Актуальные проблемы реформирования современного законодательства» (г. Саратов, 2018 г.); в Международной (весенней) научно - практической конференции «Конституция РФ: ценности и проблемы реализации в отраслевом законодательстве», посвященной 25 - летию Конституции РФ (г. Саратов, 2018 г.); Всероссийском конкурсе письменных работ студентов и магистрантов к 25 - летию Конституции РФ (г. Саратов, 2018 г.), научно-практической конференции «Избирательная система Российской Федерации: современные тенденции и перспективы развития» (г. Севастополь, 2018 г.); Международной научно - практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов «Конституция Российской Федерации - правовая основа российского общества и государства» (г. Саратов, 2018 г.); V Международной научно-практической конференции «Гражданин. Выборы. Власть», посвященной 25-летию Конституции Российской Федерации (г. Пятигорск, 2018 г.); Общероссийском форуме электорально активной молодежи «ПолеМика» (г. Челябинск, 2018 г.); XII Международной научно - практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов «Проблемы совершенствования законодательства и прокурорской деятельности» (г.Саратов, 2018 г.): Общероссийском форуме молодежных избирательных комиссий России «Молодежь. Выборы. Власть» (г. Москва, 2018 г.); конкурсе на лучшую научно - исследовательскую работу по актуальным вопросам реализации конституционных положений, в том числе законодательстве Саратовской области, посвященного 25 - летию Конституции Российской Федерации в номинации «Лучшая работа студента образовательной организации высшего образования», Международной научной студенческой конференции «Современные правовые проблемы: взгляд студентов», посвященной 25 - летию Конституции РФ и 70 - летию Всеобщей декларации прав человека (г.Саратов 2018), IV Международном научно - практическом форуме магистрантов, аспирантов и молодых ученых «Современная юридическая наука и практика: актуальные проблемы» (г. Саратов, 2019), Всероссийской научно - практической видеоконференции Института законотворчества «Институт избирательного права в России: проблемы и перспективы развития» (г. Саратов, 2019), Международной научно - практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых «Юридическая наука и правоприменение: взгляд молодых ученых», проводимой в рамках IV Международного фестиваля Саратовской юридической науки (г.Саратов, 2019), Международной студенческой научной конференции «Права, общество, государство: проблемы теории и истории», организованной Российским университетом дружбы народов, где заняла первое место (г. Москва, 2019), Международной научно - практической конференции «Гражданин. Выборы. Власть. Избирательная система современной России: проблемы и перспективы» (г. Саратов, 2019), IV Международных законотворческих чтений «Комфортная правовая среда в современной России: проблемы и перспективы формирования» (г. Саратов, 2019), V Международном научно - практическом форуме магистрантов, аспирантов и молодых ученых «Современная юридическая наука и практика: актуальные проблемы» (г. Саратов, 2020).
Кроме того, результаты диссертационного исследования отражены в 13 опубликованных статьях.
Структура диссертации обусловлена предметом, целями и задачами исследования. Диссертация и состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения, списка используемой литературы и источников и приложения.
Член Центральной избирательной комиссии России Борис Сафарович Эбзеев утверждает: «Там, где нет выборов, господствует тирания. Законная власть - всегда временна, она периодически легитимируется волей народа, выраженной на всеобщих равных прямых выборах при тайном голосовании. В связи с этим демократию в современном мире часто отождествляют с выборностью и сменяемостью главы государства и по меньшей мере одной из палат парламента. Именно в процессе выборов происходит передача народом права на осуществление власти органами государственной и муниципальной власти и выборным должностным лицам».
Согласно Основному закону нашей страны, свободные выборы органов государственной власти и местного самоуправления представляют собой форму участия граждан в управлении делами государства. Для обеспечения народного волеизъявления необходимы нормативные способы защиты формирования мнений избирателей для того, чтобы воля отдельных лиц, финансовых, политических и иных структур не ущемляли свободу этого процесса.
Среди множества проблем в сфере проведения выборов вопрос правового регулирования информационного обеспечения является одним из наиболее острых. Актуальность темы диссертации обусловлена еще и тем, что уровень развития правового регулирования проведения выборов характеризует состояние демократического развития государства. В наши дни информация и оказываемое с ее помощью воздействие имеют огромное значение, особенно в период подготовки и проведения избирательной кампании. Значимость информационного обеспечения выборов подчеркивается развитием правового регулирования данного института в избирательном законодательстве. Актуальность темы подчеркивается и применением новых способов информирования при проведении общероссийского голосования по вопросу одобрения изменений а Конституцию Российской Федерации, которое состоится 1 июля 2020 года.
«Электоральная демократия в России базируется на обширном, тщательно продуманном законодательстве о выборах. В соответствии с Конституцией России принят Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67 - ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», который закрепляет основные гарантии реализации гражданами конституционного права на участие в выборах. Данный федеральный закон имеет прямое действие и применяется на всей территории России. Его часто называют конституцией свободных выборов».
Согласно ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» информационное обеспечение выборов составляет гарантию избирательных прав граждан (Глава VII), а свободное волеизъявление избирателей обусловлено качеством информационного обеспечения выборов (ст. 44). Кроме того, актуальность темы обусловлена и постоянными изменениями в современном избирательном законодательстве, затрагивающими: применение новых информационных технологий на выборах; использование новых форм агитации; права граждан на информацию о выборах; противоречиями в правоприменительной практике в связи с привлечением кандидатов к конституционно - правовой ответственности.
Проблемам избирательного права и процесса посвящены работы С. А. Авакьяна, В. П. Горбунова, М.В. Гришиной, С. Е. Заславского, З. М. Зотовой, A. В. Иванченко, А. И. Кима, Г. Е. Андреевой, С. А. Белова, В.Т. Кабышева, B.C. Нерсесянц, А.В. Малько, Г.В. Мальцева, Л. А. Нудненко, А. Е. Постникова, И. А. Старостиной, Б. А. Страшуна, А. А. Фомина, О. И. Чепунова, С. М. Шапиева, Б. С. Эбзеева, C. В. Юсова, С. В. Большакова, И. Б. Борисова, Ю. А. Веденеева, А. А. Вешнякова и других.
Степень научной разработанности темы.
Непосредственно на вопросы информационного обеспечения обращали свое внимание А.Г. Алгеева, Ю. С. Белоус, Р. И. Биктагиров, Т. В. Нечипоренко, З. Х. Собалирова, В. В. Шуленин, В. П. Журавлёв, В. Д. Мостовщикова, Русецкий А.Е.
Следует отметить, что вышеназванные ученые рассматривали лишь отдельные элементы информационного обеспечения выборов в России, например такие, как правовое регулирование предвыборной агитации и ее финансирования, проблемы информирования, организационно - правовые основы информационного обеспечения выборов и другие. В связи с динамичными изменениями общественных отношений в избирательных кампаниях и совершенствованием электорального законодательства, считаем необходимым провести комплексное исследование информационного обеспечения выборов в России.
Целью диссертационной работы является комплексное исследование правового регулирования информационного обеспечения выборов в Российской Федерации; анализ практики проведения избирательных кампаний в России и правовых решений Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам информационного обеспечения выборов; формулирование предложений по совершенствованию российского избирательного законодательства.
Постановка указанной цели определила необходимость решения следующих задач исследования:
1. Исследование гарантий прав граждан на получение и распространение информации о выборах.
2. Раскрытие значения информирования о выборах, как неотъемлемого элемента реализации избирательных прав граждан.
3. Раскрытие дефиниции «предвыборная агитация».
4. Определение значения предвыборной агитации для реализации избирательных прав граждан.
5. Анализ института предварительного голосования в России.
6. Исследование новых способов проведения предвыборной агитации в России.
7. Раскрытие понятие «агитация в сети Интернет».
8. Определение механизма осуществления политической рекламы.
9. Раскрытие правового статуса средств массовой информации в избирательном процессе.
10. Выявление и анализ теоретических и практических проблем, возникающих при проведении избирательных кампаний в России.
11. Формулирование предложений по совершенствованию избирательного законодательства.
Объектом диссертационного исследования выступает совокупность общественных отношений, возникающих в процессе нормативного закрепления и практики реализации структурных компонентов информационного обеспечения выборов в России.
Предметом диссертационного исследования является конституционно - правовое регулирование механизма информационного обеспечения выборов в России.
Методологической основой диссертационного исследования являются общие и специальные методы научного познания.
В числе общих использованы анализ, синтез, диалектический метод познания, позволяющий исследовать анализируемые отношения во взаимосвязи и развитии, системный метод, позволяющий определить место информационного обеспечения выборов в избирательном процессе России.
Специальную часть методологии составили метод сравнительного правоведения, дающий возможность изучить существующие и выявить новые проблемы или положительные моменты, как в российском, так и международном законодательстве, метод прогнозирования, позволяющий предположить тенденции изменения общественных отношений в связи с реформированием законодательства.
Нормативную основой диссертационного исследования являются Конституция РФ, международные правовые акты, федеральные конституционные законы, федеральные законы, подзаконные акты, нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации, регламентирующие вопросы информационного обеспечения выборов.
Эмпирическую базу диссертационного исследования составили определения и постановления Конституционного Суда РФ, постановления и инструкции Центральной избирательной комиссии России, постановления судов общей юрисдикции, результаты социологических опросов.
Научная новизна диссертационного исследования определяется содержанием в работе новых предложений, определений и рекомендаций. В диссертации раскрываются понятия «информирования», «предвыборной агитации», «политической рекламы», «предварительного голосования».
Обосновывается необходимость законодательного закрепления «агитации в сети Интернет» и изменений в отношении правового положения представителей средств массовой информации в период проведения избирательных кампаний. Предлагается принятие отдельного закона «О политической рекламе».
Проведенное исследование позволило сформулировать и обосновать следующие основные положения и выводы, выносимые на защиту:
1. Автором разработано определение политической рекламы - как распространение информации о
кандидатах в депутаты, избирательных объединениях субъектами политической деятельности любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, с целью формирования общественного мнения в пользу избирательных объединений, кандидатов в депутаты.
2. Автором предлагается законодательное закрепление информирования - как деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, комиссий, организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, редакций сетевых изданий, физических и юридических лиц по распространению объективной, достоверной, не нарушающей равенство кандидатов, избирательных объединений, не содержащей признаков предвыборной агитации информации, осуществляемая в установленные законом сроки и порядке.
3. Предлагается проект Федерального закона «О Политической рекламе». Целью указанного проекта федерального закона является эффективное урегулирование общественных отношений, связанных с производством, распространением, использованием политической рекламы, а также пресечение фактов ненадлежащей политической рекламы.
4. Обосновывается законодательное закрепление предварительного голосования, как усиленного процесса обмена информацией между избирателями и потенциальными кандидатами. Первичное голосование выступает эффективным средством информирования избирателей, позволяющим сделать осознанный выбор при голосовании, в связи с чем необходимо обязательное закрепление праймериз и принятие отдельного федерального закона, регулирующего его проведение.
Теоретическая значимость работы обусловлена актуальностью рассмотренных проблем и заключается в обосновании положений, которые не нашли отражения в нормативно - правовых актах и науке. Выводы, содержащиеся в работе, могут быть использованы в качестве теоретико-методологической основы для дальнейших исследований в рассматриваемой области. Высказанные на этой основе предложения могут быть приняты во внимание органами государственной власти для дальнейшего совершенствования порядка проведения выборов и их информационного обеспечения.
Практическая значимость работы определяется возможностью использования сформулированных в работе выводов и рекомендаций при совершенствовании действующего избирательного законодательства. Помимо этого, выводы, предложения и рекомендации, сформулированные в настоящей диссертации, будут способствовать дальнейшему развитию судебной практики по делам, связанным с защитой избирательных прав, могут быть использованы в учебной и научно-практической деятельности, в частности при подготовке учебно-методических материалов, при проведении занятий по курсу «Конституционное право Российской Федерации», применяться при преподавании спецкурса «Избирательное право и процесс в Российской Федерации». Полученные материалы позволят усовершенствовать процедуру информационного обеспечения выборов, позволят урегулировать деятельность, связанную с производством, распространением и использованием политической рекламы, так как на сегодняшний день она все еще находится вне сферы правового регулирования.
Апробация результатов. Диссертация подготовлена и обсуждена на кафедре конституционного права ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия». Основные теоретические положения и выводы диссертационного исследования отражены в научных публикациях, а также освещены на конференциях и конкурсах: I научно - образовательном конкурсе среди молодых юристов «Лидеры Права 2018»; I Региональной научно-практической конференции «Институт избирательного права в России: проблемы и перспективы развития» (г. Саратов, 2018 г.), Международной научно - практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых «Актуальные проблемы реформирования современного законодательства» (г. Саратов, 2018 г.); в Международной (весенней) научно - практической конференции «Конституция РФ: ценности и проблемы реализации в отраслевом законодательстве», посвященной 25 - летию Конституции РФ (г. Саратов, 2018 г.); Всероссийском конкурсе письменных работ студентов и магистрантов к 25 - летию Конституции РФ (г. Саратов, 2018 г.), научно-практической конференции «Избирательная система Российской Федерации: современные тенденции и перспективы развития» (г. Севастополь, 2018 г.); Международной научно - практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов «Конституция Российской Федерации - правовая основа российского общества и государства» (г. Саратов, 2018 г.); V Международной научно-практической конференции «Гражданин. Выборы. Власть», посвященной 25-летию Конституции Российской Федерации (г. Пятигорск, 2018 г.); Общероссийском форуме электорально активной молодежи «ПолеМика» (г. Челябинск, 2018 г.); XII Международной научно - практической конференции студентов, магистрантов и аспирантов «Проблемы совершенствования законодательства и прокурорской деятельности» (г.Саратов, 2018 г.): Общероссийском форуме молодежных избирательных комиссий России «Молодежь. Выборы. Власть» (г. Москва, 2018 г.); конкурсе на лучшую научно - исследовательскую работу по актуальным вопросам реализации конституционных положений, в том числе законодательстве Саратовской области, посвященного 25 - летию Конституции Российской Федерации в номинации «Лучшая работа студента образовательной организации высшего образования», Международной научной студенческой конференции «Современные правовые проблемы: взгляд студентов», посвященной 25 - летию Конституции РФ и 70 - летию Всеобщей декларации прав человека (г.Саратов 2018), IV Международном научно - практическом форуме магистрантов, аспирантов и молодых ученых «Современная юридическая наука и практика: актуальные проблемы» (г. Саратов, 2019), Всероссийской научно - практической видеоконференции Института законотворчества «Институт избирательного права в России: проблемы и перспективы развития» (г. Саратов, 2019), Международной научно - практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых «Юридическая наука и правоприменение: взгляд молодых ученых», проводимой в рамках IV Международного фестиваля Саратовской юридической науки (г.Саратов, 2019), Международной студенческой научной конференции «Права, общество, государство: проблемы теории и истории», организованной Российским университетом дружбы народов, где заняла первое место (г. Москва, 2019), Международной научно - практической конференции «Гражданин. Выборы. Власть. Избирательная система современной России: проблемы и перспективы» (г. Саратов, 2019), IV Международных законотворческих чтений «Комфортная правовая среда в современной России: проблемы и перспективы формирования» (г. Саратов, 2019), V Международном научно - практическом форуме магистрантов, аспирантов и молодых ученых «Современная юридическая наука и практика: актуальные проблемы» (г. Саратов, 2020).
Кроме того, результаты диссертационного исследования отражены в 13 опубликованных статьях.
Структура диссертации обусловлена предметом, целями и задачами исследования. Диссертация и состоит из введения, трех глав, включающих семь параграфов, заключения, списка используемой литературы и источников и приложения.
Информационное обеспечение выборов одна из важнейших стадий избирательного процесса России. Информирование и предвыборная агитация выступают гарантиями реализации избирательных прав граждан в РФ. В системе правовых гарантий избирательных прав граждан информационное обеспечение относится к основным, поскольку имеет закрепление в Законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан в Российской Федерации. Согласно ФЗ № 67 право на информацию о выборах реализуется на всех стадиях избирательного процесса. Положения данного закона создают концепцию демократических выборов на основе открытости и гласности, в виду чего очень важно детальное правовое регулирование информационно обеспечения выборов в России.
В ходе диссертационного исследования были выявлены пробелы в законодательном регулировании информирования и предвыборной агитации.
Исследование порядка проведения предвыборной агитации выявило проблемы, связанные с отсутствием правовой дефиниции «предвыборная агитация», законодательный дисбаланс с определением начала агитационной деятельности. В целях совершенствования избирательного законодательства в отношении предвыборной агитации предлагаем нормы Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» привести к единой позиции и указать, что начало агитационного периода для политических партий определяется моментом представления в соответствующую избирательную комиссию пакета необходимых документов о выдвижении кандидатов/списка кандидатов. Кроме того в целях более полной реализации прав граждан на осуществление предвыборной агитации полагаем необходимым закрепление в действующем избирательном законодательстве новых методов проведения предвыборной агитации для граждан Российской Федерации, например, при помощи сети Интернет и сетей телефонной электросвязи.
Анализ института информирования граждан также показал отсутствие его законодательного определения, что в свою очередь усложняет отграничение информирования и предвыборной агитации. Для повышения уровня правовых гарантий реализации избирательных прав считаем необходимым закрепление дефиниции «информирование» в действующем избирательном законодательстве. Кроме того, для более четкого понимания различий между стадиями информационно обеспечения выборов предлагаем утвердить критерии разграничения информирования и предвыборной агитации. В целях более полного обеспечения избирательных гарантий вне периода выборов считаем необходимым введения обязательной процедуры предварительных выборов. В связи с чем, предлагаем разработать и принять отдельный федеральный закон «О предварительном голосовании в Российской Федерации».
В целях уяснения разницы между политической рекламой и предвыборной агитацией, а также для эффективного урегулирования общественных отношений, связанных с производством, распространением и использованием политической рекламы предлагаем сформулировать понятие политической рекламы, разработать и принять закон «О политической рекламе», что также будет способствовать устранению нарушений в период проведения предвыборной агитации.
Для того чтобы информационное обеспечение выборов выполняло функцию гарантии избирательных прав граждан необходимо более точно определить правовое положение средств массовой информации в период проведения выборов, а именно внести изменения в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и расширить перечень документов, которые необходимо предоставлять журналистам при получении аккредитации для освещения избирательной кампании. Считаем необходимым предусмотреть в действующем избирательном законодательстве вариант, при котором журналист, постоянно изменяющий свое место работы, сможет полноценно осуществлять свою деятельность в период проведения выборов.
Постоянно развивающиеся и меняющиеся общественные вносят свои коррективы в законодательство. Избирательное право и процесс непременно относятся к числу отраслей права, наиболее часто подверженным изменениям. Полное соблюдение прав и законных интересов граждан возможно тогда, когда закон и практика едины. Считаем, что сформулированные в работе предложения по совершенствованию действующего избирательного законодательства будут способствовать повышению уровня гарантий избирательных прав граждан в Российской Федерации.
В ходе диссертационного исследования были выявлены пробелы в законодательном регулировании информирования и предвыборной агитации.
Исследование порядка проведения предвыборной агитации выявило проблемы, связанные с отсутствием правовой дефиниции «предвыборная агитация», законодательный дисбаланс с определением начала агитационной деятельности. В целях совершенствования избирательного законодательства в отношении предвыборной агитации предлагаем нормы Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» привести к единой позиции и указать, что начало агитационного периода для политических партий определяется моментом представления в соответствующую избирательную комиссию пакета необходимых документов о выдвижении кандидатов/списка кандидатов. Кроме того в целях более полной реализации прав граждан на осуществление предвыборной агитации полагаем необходимым закрепление в действующем избирательном законодательстве новых методов проведения предвыборной агитации для граждан Российской Федерации, например, при помощи сети Интернет и сетей телефонной электросвязи.
Анализ института информирования граждан также показал отсутствие его законодательного определения, что в свою очередь усложняет отграничение информирования и предвыборной агитации. Для повышения уровня правовых гарантий реализации избирательных прав считаем необходимым закрепление дефиниции «информирование» в действующем избирательном законодательстве. Кроме того, для более четкого понимания различий между стадиями информационно обеспечения выборов предлагаем утвердить критерии разграничения информирования и предвыборной агитации. В целях более полного обеспечения избирательных гарантий вне периода выборов считаем необходимым введения обязательной процедуры предварительных выборов. В связи с чем, предлагаем разработать и принять отдельный федеральный закон «О предварительном голосовании в Российской Федерации».
В целях уяснения разницы между политической рекламой и предвыборной агитацией, а также для эффективного урегулирования общественных отношений, связанных с производством, распространением и использованием политической рекламы предлагаем сформулировать понятие политической рекламы, разработать и принять закон «О политической рекламе», что также будет способствовать устранению нарушений в период проведения предвыборной агитации.
Для того чтобы информационное обеспечение выборов выполняло функцию гарантии избирательных прав граждан необходимо более точно определить правовое положение средств массовой информации в период проведения выборов, а именно внести изменения в ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и расширить перечень документов, которые необходимо предоставлять журналистам при получении аккредитации для освещения избирательной кампании. Считаем необходимым предусмотреть в действующем избирательном законодательстве вариант, при котором журналист, постоянно изменяющий свое место работы, сможет полноценно осуществлять свою деятельность в период проведения выборов.
Постоянно развивающиеся и меняющиеся общественные вносят свои коррективы в законодательство. Избирательное право и процесс непременно относятся к числу отраслей права, наиболее часто подверженным изменениям. Полное соблюдение прав и законных интересов граждан возможно тогда, когда закон и практика едины. Считаем, что сформулированные в работе предложения по совершенствованию действующего избирательного законодательства будут способствовать повышению уровня гарантий избирательных прав граждан в Российской Федерации.
Подобные работы
- СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫМИ ТЕХНОЛОГИЯМИ НА ПРИМЕРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
Магистерская диссертация, региональная экономика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2018 - Информационное обеспечение выборов в субъекте Российской Федерации (на примере Санкт-Петербурга)
Дипломные работы, ВКР, реклама & PR. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2017 - Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства по законодательству Российской Федерации
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 850 р. Год сдачи: 2024 - Предвыборная агитация как стадия избирательного процесса
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6100 р. Год сдачи: 2017 - ПРАВОВОЙ СТАТУС ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ АДМИНИСТРАТИВНОЙ РЕФОРМЫ
Диссертации (РГБ), политология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Гражданско-правовое регулирование рекламной деятельности по законодательству Российской Федерации
Бакалаврская работа, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2021 - PR – технологии в межгосударственной политике развития Арктической зоны Российской Федерации»
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4910 р. Год сдачи: 2019 - Организация и проведение выборов Президента Российской Федерации
Бакалаврская работа, муниципальное управление. Язык работы: Русский. Цена: 4240 р. Год сдачи: 2018 - Институт Президента в Российской Федерации
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2021



