Публицистика М. О. Меньшикова: многообразие взглядов и их влияние на современность
|
Введение 3
Глава 1. М. О. Меньшиков как яркий публицист своего времени и заметный представитель консервативного направления в печати
§ 1. Журналистика России начала XX века. Консервативная пресса 7
§ 2. Биография М. О. Меньшикова и его мировоззрение в их влиянии на творческую деятельность 26
Глава 2. Взгляды М. О. Меньшикова и актуальная публицистическая практика
§ 1. Творческое и идейное наследие М. О. Меньшикова 32
§ 2. Современные российские публицисты-консерваторы и связь их творчества с М. О. Меньшиковым
Заключение
Список использованных источников и литературы
Глава 1. М. О. Меньшиков как яркий публицист своего времени и заметный представитель консервативного направления в печати
§ 1. Журналистика России начала XX века. Консервативная пресса 7
§ 2. Биография М. О. Меньшикова и его мировоззрение в их влиянии на творческую деятельность 26
Глава 2. Взгляды М. О. Меньшикова и актуальная публицистическая практика
§ 1. Творческое и идейное наследие М. О. Меньшикова 32
§ 2. Современные российские публицисты-консерваторы и связь их творчества с М. О. Меньшиковым
Заключение
Список использованных источников и литературы
Начало ХХ и XXI веков в России — период развития и роста. Безусловно, внешне, рост начала нынешнего века существенно отличается от роста начала века предыдущего, однако, внутренние процессы и их причины во многом схожи. Тогда и сейчас происходят изменения в структуре общества, наблюдается становление капиталистического способа производства. Изменения происходят и в культурной сфере, развивается искусство и литература. Безусловно, нельзя поставить знак равенства между Серебряным веком и теми процессами в искусстве, которые происходят с начала 90-х годов ХХ века, однако, тогда и сейчас появляется нечто новое, чего не было до этого, и проявления этого видны во многих областях. Это же относится и к журналистике — в обоих случаях мы наблюдаем изменения рынка прессы, переход на новые принципы работы: от «партийной» прессы толстых журналов к информационной газетной прессе; от однопартийной государственной прессы к частной независимой, развивается политическая публицистика. И наконец, что на наш взгляд важно, при всей разности исторической и социально-политической ситуаций в России, при всей разности состояния журналистики, неизменными остаются темы, и те проблемы, к которым обращаются публицисты в своих работах — это и внутриполитические, и социальные, и экономические вопросы, это во многом схожие вопросы культуры, образования, это схожие трактовки отношений с Западными странами в форме «Запад против России» и т. д.
Актуальность исследования объясняется тем, что, несмотря на значительный интерес к консервативной печати России предреволюционного периода и на активное обращение к деятельности представителей русского консерватизма начала XX века, отдельные персоналии и их творчество до сих пор либо мало изучены, либо при их изучении наблюдается некоторая предвзятость оценок и узость подходов. Подобная ситуация сложилась и с М. О. Меньшиковым - одним из самых известных журналистов консервативного направления начала XX века. Изучение творческой биографии так авторов, как Меньшиков, дает возможность более глубокого осмысления современных процессов в журналистике, схожих с процессами прошлого.
Новизна исследования состоит в том, что в данной работе предпринята попытка рассмотреть творческую деятельность Меньшикова без привязки к устоявшимся ранее в его отношении определениям («идеолог русского национализма», «монархист», «государственник»), и изучить творчество Меньшикова в контексте его публицистического профессионализма и проследить связь между его творчеством и творчеством современных авторов.
Отдельной работы, посвященной выбранной нами тематике, обнаружить не удалось: жизнь и творчество Меньшикова в целом после распада Советского Союза исследуются многими авторами. Работы, полностью или частично посвященные М.О. Меньшикову, встречаются у таких исследователей, как Г. В. Жирков, С. М. Санькова, П. И. Шлемин, И. А. Дедков, В. А. Юдин, А. И. Рейтблат, Ю. И. Сохряков и других. Однако в них не затрагивается связь творчества Меншикова с современными публицистами, что мы, в свою очередь, попытались отразить в нашей работе.
Объектом нашего исследования выступает история журналистики начала ХХ века и особенно - консервативная публицистика 1900-1910 гг., а также ее текущее состояние публицистической мысли.
Предмет исследования - публицистические выступления М. О Меньшикова за указанный период и соотнесение их с сегодняшним днем.
Целью работы является изучение творческого наследия М. О. Меньшикова как публициста и журналиста, а также выявление точек соприкосновения его идей и авторской манеры с современностью.
Задачи исследования:
• Описать терминологический аппарат;
• Представить обзор рынка прессы первого десятилетия ХХ века;
• Рассмотреть взгляды и направления, существовавшие в то время в периодической печати;
• Уделить особое внимание течению консервативной мысли, видным деятелем которой был М. О. Меньшиков;
• Обратиться к основным вехам биографии М. О. Меньшикова, проследить его творческое становление, трансформацию мировоззрения, а также публицистические установки;
• Проанализировать публицистические выступления М. О. Меньшикова за указанный период;
• Изучить связь творчества современных авторов с идеями и опытом М. О. Меньшикова (на примере Е. Холмогорова и других авторов).
Хронологические рамки исследования составляет период с 1900 по 1910 год: творчески наиболее активное десятилетие в жизни М. О Меньшикова, включающее в себя годы Революции 1905-1907 года, а также предреволюционные и послереволюционные годы, что позволяет проследить изменения творческой мысли публициста.
При разработке темы и выполнении исследования были применены следующие методы: сравнительно-исторический, проблемно-хронологический, типологический.
Теоретическую базу работы составили труды следующих авторов: Г.В. Жиркова, С.М. Саньковой, Р. Пайпса, А.Ю. Минакова, В.Я. Гросула, С.Я. Махониной, М. Ю. Чернавского, Л. Гринфельд, П.И. Шлемина, А. Тесли и других.
Эмпирическую базу исследования составляют сборники публицистики М. О. Меньшикова «Выше свободы», «Из писем к ближним», «Письма к русской нации».
Практическая и теоретическая значимость работы заключается в актуализации для современной прессы публицистического опыта и журналистского мастерства М. О. Меньшикова, выявление особенностей его творческой работы, которые могут пригодиться и сегодня, а также соотнесение позиций и стиля выражения этого видного автора своего времени с текущим состоянием публицистической мысли.
Исходя из целей и задач, работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Актуальность исследования объясняется тем, что, несмотря на значительный интерес к консервативной печати России предреволюционного периода и на активное обращение к деятельности представителей русского консерватизма начала XX века, отдельные персоналии и их творчество до сих пор либо мало изучены, либо при их изучении наблюдается некоторая предвзятость оценок и узость подходов. Подобная ситуация сложилась и с М. О. Меньшиковым - одним из самых известных журналистов консервативного направления начала XX века. Изучение творческой биографии так авторов, как Меньшиков, дает возможность более глубокого осмысления современных процессов в журналистике, схожих с процессами прошлого.
Новизна исследования состоит в том, что в данной работе предпринята попытка рассмотреть творческую деятельность Меньшикова без привязки к устоявшимся ранее в его отношении определениям («идеолог русского национализма», «монархист», «государственник»), и изучить творчество Меньшикова в контексте его публицистического профессионализма и проследить связь между его творчеством и творчеством современных авторов.
Отдельной работы, посвященной выбранной нами тематике, обнаружить не удалось: жизнь и творчество Меньшикова в целом после распада Советского Союза исследуются многими авторами. Работы, полностью или частично посвященные М.О. Меньшикову, встречаются у таких исследователей, как Г. В. Жирков, С. М. Санькова, П. И. Шлемин, И. А. Дедков, В. А. Юдин, А. И. Рейтблат, Ю. И. Сохряков и других. Однако в них не затрагивается связь творчества Меншикова с современными публицистами, что мы, в свою очередь, попытались отразить в нашей работе.
Объектом нашего исследования выступает история журналистики начала ХХ века и особенно - консервативная публицистика 1900-1910 гг., а также ее текущее состояние публицистической мысли.
Предмет исследования - публицистические выступления М. О Меньшикова за указанный период и соотнесение их с сегодняшним днем.
Целью работы является изучение творческого наследия М. О. Меньшикова как публициста и журналиста, а также выявление точек соприкосновения его идей и авторской манеры с современностью.
Задачи исследования:
• Описать терминологический аппарат;
• Представить обзор рынка прессы первого десятилетия ХХ века;
• Рассмотреть взгляды и направления, существовавшие в то время в периодической печати;
• Уделить особое внимание течению консервативной мысли, видным деятелем которой был М. О. Меньшиков;
• Обратиться к основным вехам биографии М. О. Меньшикова, проследить его творческое становление, трансформацию мировоззрения, а также публицистические установки;
• Проанализировать публицистические выступления М. О. Меньшикова за указанный период;
• Изучить связь творчества современных авторов с идеями и опытом М. О. Меньшикова (на примере Е. Холмогорова и других авторов).
Хронологические рамки исследования составляет период с 1900 по 1910 год: творчески наиболее активное десятилетие в жизни М. О Меньшикова, включающее в себя годы Революции 1905-1907 года, а также предреволюционные и послереволюционные годы, что позволяет проследить изменения творческой мысли публициста.
При разработке темы и выполнении исследования были применены следующие методы: сравнительно-исторический, проблемно-хронологический, типологический.
Теоретическую базу работы составили труды следующих авторов: Г.В. Жиркова, С.М. Саньковой, Р. Пайпса, А.Ю. Минакова, В.Я. Гросула, С.Я. Махониной, М. Ю. Чернавского, Л. Гринфельд, П.И. Шлемина, А. Тесли и других.
Эмпирическую базу исследования составляют сборники публицистики М. О. Меньшикова «Выше свободы», «Из писем к ближним», «Письма к русской нации».
Практическая и теоретическая значимость работы заключается в актуализации для современной прессы публицистического опыта и журналистского мастерства М. О. Меньшикова, выявление особенностей его творческой работы, которые могут пригодиться и сегодня, а также соотнесение позиций и стиля выражения этого видного автора своего времени с текущим состоянием публицистической мысли.
Исходя из целей и задач, работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
Подводя итог нашего исследования, стоит сказать, что задачи, которые были поставлены во введении, можно считать выполненными: мы рассмотрели рынок прессы России начала ХХ века, применяя различные типологии (по политической ориентации и по типу собственности), собранные и обобщенные нами. Мы также рассмотрели определения понятия консерватизм, выделив особенности консервативного мировоззрения, которые необходимы для нашего исследования. Во второй части нашей работы мы с разных сторон (по содержанию, по форме, по используемым приемам) проанализировали публицистические материалы М. О. Меньшикова в период с 1900 по 1910 гг., опубликованные в трех сборниках работ используя при анализе современные стандарты оценки журналистской деятельности. Также мы проследили связь идей Меньшикова с творческой деятельностью двух современных публицистов консервативного направления: Егора Холмогорова и Эдуарда Лимонова и выяснили, что и явным путем — через обращения к публикациям Меньшикова, и неявными путями (внешним воздействием на человека) — повторяемостью истории, нерешенностью проблем, через народный менталитет и т. д. идеи и мнения, которые высказывал публицист «Нового времени» около века назад, до сих пор воздействуют на современных читателей и публицистов, заставляя вновь задуматься над старыми темами.
Проанализировав творческое наследие М. О. Меньшикова первого десятилетия ХХ века, мы обнаружили подтверждения как положительных, так и отрицательных оценок творчества автора: в работах публициста можно обнаружить как искренний патриотизм, так и искреннюю самокритику, порой переходящую в презрение, можно рассмотреть, как искреннее желание разобраться в ситуации, изучить происходящее, так и уверенность в правильности своей позиций, доходящей до менторства и т.д. Мы видим все черты неоднозначной, творческой личности, находящейся в непрерывном изучении окружающей действительности. Изменчивость мнений, отмеченная и современниками, и исследователями является, на наш взгляд, «допустимыми колебаниями» в рамках одной (консервативной) парадигмы. В нашем исследовании мы не обнаружили диаметрально противоположных мнений по одному вопросу, присутствует лишь некоторая вариативность трактовок, связанная, на наш взгляд, в большинстве случаев с разными углами, под которыми автор смотрит на проблему.
Творчеству современных авторов, таких как Егор Холмогоров и Эдуард Лимонов, рассмотренных нами в заключительном параграфе, так же присущи многие особенности, которые мы описали выше применительно к Меньшикову.
Мы считаем, что работы, подобные нашей, должны быть полезны как для изучения истории, так и для анализа современных событий: как с помощью опыта предшествующих поколений можно составлять прогнозы и анализы современных процессов и течений, так и с помощь анализа творчества современных авторов можно раскрыть новые аспекты жизни и творчества деятелей прошлого.
Проанализировав творческое наследие М. О. Меньшикова первого десятилетия ХХ века, мы обнаружили подтверждения как положительных, так и отрицательных оценок творчества автора: в работах публициста можно обнаружить как искренний патриотизм, так и искреннюю самокритику, порой переходящую в презрение, можно рассмотреть, как искреннее желание разобраться в ситуации, изучить происходящее, так и уверенность в правильности своей позиций, доходящей до менторства и т.д. Мы видим все черты неоднозначной, творческой личности, находящейся в непрерывном изучении окружающей действительности. Изменчивость мнений, отмеченная и современниками, и исследователями является, на наш взгляд, «допустимыми колебаниями» в рамках одной (консервативной) парадигмы. В нашем исследовании мы не обнаружили диаметрально противоположных мнений по одному вопросу, присутствует лишь некоторая вариативность трактовок, связанная, на наш взгляд, в большинстве случаев с разными углами, под которыми автор смотрит на проблему.
Творчеству современных авторов, таких как Егор Холмогоров и Эдуард Лимонов, рассмотренных нами в заключительном параграфе, так же присущи многие особенности, которые мы описали выше применительно к Меньшикову.
Мы считаем, что работы, подобные нашей, должны быть полезны как для изучения истории, так и для анализа современных событий: как с помощью опыта предшествующих поколений можно составлять прогнозы и анализы современных процессов и течений, так и с помощь анализа творчества современных авторов можно раскрыть новые аспекты жизни и творчества деятелей прошлого.
Подобные работы
- ФИЛОСОФСКО-АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ПЕДАГОГИКИ ХIХ – НАЧАЛА ХХ ВВ.
Диссертация , религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004



