ФЕНОМЕН ОТЧУЖДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Раздел 1. ОТЧУЖДЕНИЕ КАК ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА - ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ 7
1.1. Оформление проблематики отчуждения в западноевропейской идейной и
культурной традиции 7
1.2. Философская и культурологическая методология исследования отчуждения
в современной западноевропейской мысли 12
Раздел 2. ФОРМЫ ОТЧУЖДЕНИЯ 18
2.1. Скрытые формы проявления отчуждения (скука и отвращение) 18
2.2. Явные формы проявления отчуждения (бегство и акедия) 26
Раздел 3. ПРОБЛЕМАТИКА ОТЧУЖДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ НАУКЕ 34
3.1. Эмпирические исследования и интерпретация феномена отчуждения в
современном западноевропейском обществе 34
3.2. Теоретические прогнозы: перспективы преодоления отчуждения 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ
Раздел 1. ОТЧУЖДЕНИЕ КАК ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА - ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ 7
1.1. Оформление проблематики отчуждения в западноевропейской идейной и
культурной традиции 7
1.2. Философская и культурологическая методология исследования отчуждения
в современной западноевропейской мысли 12
Раздел 2. ФОРМЫ ОТЧУЖДЕНИЯ 18
2.1. Скрытые формы проявления отчуждения (скука и отвращение) 18
2.2. Явные формы проявления отчуждения (бегство и акедия) 26
Раздел 3. ПРОБЛЕМАТИКА ОТЧУЖДЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ НАУКЕ 34
3.1. Эмпирические исследования и интерпретация феномена отчуждения в
современном западноевропейском обществе 34
3.2. Теоретические прогнозы: перспективы преодоления отчуждения 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ
Отчуждение как сложное социокультурное явление лишь относительно недавно стало привлекать к себе пристальное внимание ученых, наметивших различные направления этой научной проблемы. Понятие отчуждения используется в юриспруденции, социологии, психологии, философии, подчеркивая общий пункт нарушения целостности, естественной связности социального организма, личной или общественной идентичности. Вместе с тем, это понятие обозначает специфический процесс преобразования отдельных качеств человека или социума, их объективацию, когда объективированные свойства, результаты деятельности, общественные отношения превращаются в самостоятельные, противостоящие человеку и обществу силы. Классическая немецкая философия рассмотрела общетеоретический аспект отчуждения, подкрепив примерами анализа формализма римского права, а также языка как действительности отчуждения духа. Дальнейшие исследования обратились к социокультурному и финансово-экономическому измерению отчуждения, выявив спектр соответствующих проблем религии и экономики. Данное направление оказалось чрезвычайно продуктивным в современных условиях усиливающейся интеграции социокультурной сферы с экономикой, правом, политикой, особенно заметной в современном западном обществе.
Актуальность представленной выпускной квалификационной работы определяется избранной проблемно-тематической областью и акцентами ее рассмотрения. Дипломное исследование посвящено анализу феномена отчуждения, который конкретизируется в широком контексте антропологической проблематики, характерной для современных западноевропейских культурно-философских течений: феноменологии,
вариантов экзистенциализма, герменевтики, постструктурализма, постмодернизма и т. п. Возникающие новые формы и способы проявления отчуждения связаны с процессами глубинных трансформаций западного общества, что требует как переосмысления самого отчуждения, так и возможных предложений по его преодолению.
В современном глобализирующемся социуме усиливается и расширяется феноменология отчуждения: обнаруживаются его необычные формы, связанные с различными социально-психологическими девиациями, с неспособностью или невозможностью человека реализовать свои творческие способности, с усложнением комплекса различных общественных влияний, подавляющих личность и т. д. Необходимо особо отметить последствия вступления человечества в современную информационную цивилизацию, где возникают новые сферы деятельности, в которых целостное существование человека и сохранение его идентичности становятся все более проблематичными. Новая информационная реальность инициирует необратимые изменения: отчуждение не только сопровождает общество и отдельных его представителей, но и обретает специфические черты, усугубляя свое воздействие. Социальная и межличностная коммуникация во многом оказывается опосредованной техническими средствами, что способствует обострению отчуждения - и в субъективно-психологическом, и в объективном социокультурном плане. С одной стороны, эта опосредованность способствует упрощению коммуникации, с другой - подобное упрощение оказывается неспособным обеспечить чувство социальной сплоченности. В современном обществе человеческие связи легко образуются и так же легко прерываются; а это, в свою очередь, приводит к утрате социокультурной стабильности.
Новизна выпускной квалификационной работы состоит в теоретическом освоении и введении в российское научное пространство концептуальных исследований по проблематике отчуждения, предложенных скандинавскими учеными Л. Свендсен и К. Юханнисон. Практически-прикладной аспект новизны дипломной работы состоит в апробации специального теста, разработанного профессорами Калифорнийского университета (Лос-Анджелес, США) Д. Расселом и М. Фергюссоном, по выявлению степени отчужденности современных западных европейцев (проведен опрос, результаты представлены в таблицах и проанализированы).
Степень разработанности проблемы. В раннем зарубежном философско-культурологическом дискурсе проблема отчуждения представлена исследованиями крупнейших мыслителей эпохи Просвещения (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Вольтер, Т. Джефферсон и др.) и произведениями представителей романтизма (Ф. Шиллер, Фр. Шлегель, Новалис и др.). Как уже отмечалось, классическая немецкая философия и ее идейные оппоненты (И.Г. Фихте, Ф. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель, Л. Фейербах, К. Маркс, С. Кьеркегор) в течение Х1Х века подробно анализировали общетеоретический, социально-экономический, историко-культурный аспекты отчуждения. В современной западноевропейской культурологической и философской мысли проблему отчуждения исследовали: Г. Лукач, Т. Адорно, Г. Маркузе, К. Ясперс, М. Хайдеггер, А. Камю, Ж.-П. Сартр, Ж. Маритен, П. Тиллих, Ж. Бодрийяр и др. Все они изучали тему отчуждения с различных сторон и в разных аспектах; однако их подходы и трактовки вопросов далеко не во всем соотносятся с направлением нашего исследования. В рассматриваемом нами аспекте проблематики работают отмеченные выше ученые Л. Свендсен и К. Юханнисон, обратившиеся к вопросам взаимосвязи отчуждения с другими социокультурными аспектами, включая также гендерные исследования.
Объектом исследования является современный западно-европейский социокультурный контекст, артикулирующий проблематику отчуждения.
Предметом исследования выступает феномен отчуждения как экзистенциально-антропологического измерения современного западно-европейского общества.
Цель исследования заключается в том, чтобы систематически раскрыть основополагающие характеристики феномена отчуждения в современном западноевропейском обществе.
Задачи, определяемые для достижения данной цели:
1. Исследовать оформление проблемы отчуждения в западноевропейской культурной и идейной традиции как следствия секуляризации общества;
2. Раскрыть особенности трактовки отчуждения в современной западноевропейской культурологической и философской мысли;
3. Проанализировать феномен отчуждения человека в обществе, используя предложенные скандинавскими исследователями (Л.Свендсен и К. Юханнисон) концепты бинарных форм скуки и отвращения, бегства и акедии, а также их взаимосвязи.
4. Провести среди жителей европейских стран (Франция, Германия, Австрия, Венгрия, Италия, Дания, Финляндия, Чехия, Польша, Швеция) в возрасте от 20 до 35 лет опрос по тесту Д. Рассела и М. Фергюссона на выявление степени отчужденности.
5. Выявить возможные способы преодоления отчуждения.
Для решения поставленных задач в дипломной работе применялись общенаучные методы: анализ, синтез, сопоставление, сравнение, обобщение, позволившие систематизировать материал. Использовались также: исторический подход в сочетании с генетическим методом, с помощью которого рассматривалась логика становления понятия «отчуждение» — от вводимого термина до философско-антропологической категории. С помощью кросс-культурного метода был проведен статистический анализ отчужденности среди западных европейцев.
Практическая значимость данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в научно-методической, социологической, психологической практике, в учебном процессе при подготовке лекционных курсов по культурологическим дисциплинам.
Структура дипломной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования; она состоит из введения, основной части, представленной тремя главами, заключения, списка использованной литературы в количестве 64 источника и приложений.
Актуальность представленной выпускной квалификационной работы определяется избранной проблемно-тематической областью и акцентами ее рассмотрения. Дипломное исследование посвящено анализу феномена отчуждения, который конкретизируется в широком контексте антропологической проблематики, характерной для современных западноевропейских культурно-философских течений: феноменологии,
вариантов экзистенциализма, герменевтики, постструктурализма, постмодернизма и т. п. Возникающие новые формы и способы проявления отчуждения связаны с процессами глубинных трансформаций западного общества, что требует как переосмысления самого отчуждения, так и возможных предложений по его преодолению.
В современном глобализирующемся социуме усиливается и расширяется феноменология отчуждения: обнаруживаются его необычные формы, связанные с различными социально-психологическими девиациями, с неспособностью или невозможностью человека реализовать свои творческие способности, с усложнением комплекса различных общественных влияний, подавляющих личность и т. д. Необходимо особо отметить последствия вступления человечества в современную информационную цивилизацию, где возникают новые сферы деятельности, в которых целостное существование человека и сохранение его идентичности становятся все более проблематичными. Новая информационная реальность инициирует необратимые изменения: отчуждение не только сопровождает общество и отдельных его представителей, но и обретает специфические черты, усугубляя свое воздействие. Социальная и межличностная коммуникация во многом оказывается опосредованной техническими средствами, что способствует обострению отчуждения - и в субъективно-психологическом, и в объективном социокультурном плане. С одной стороны, эта опосредованность способствует упрощению коммуникации, с другой - подобное упрощение оказывается неспособным обеспечить чувство социальной сплоченности. В современном обществе человеческие связи легко образуются и так же легко прерываются; а это, в свою очередь, приводит к утрате социокультурной стабильности.
Новизна выпускной квалификационной работы состоит в теоретическом освоении и введении в российское научное пространство концептуальных исследований по проблематике отчуждения, предложенных скандинавскими учеными Л. Свендсен и К. Юханнисон. Практически-прикладной аспект новизны дипломной работы состоит в апробации специального теста, разработанного профессорами Калифорнийского университета (Лос-Анджелес, США) Д. Расселом и М. Фергюссоном, по выявлению степени отчужденности современных западных европейцев (проведен опрос, результаты представлены в таблицах и проанализированы).
Степень разработанности проблемы. В раннем зарубежном философско-культурологическом дискурсе проблема отчуждения представлена исследованиями крупнейших мыслителей эпохи Просвещения (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, Вольтер, Т. Джефферсон и др.) и произведениями представителей романтизма (Ф. Шиллер, Фр. Шлегель, Новалис и др.). Как уже отмечалось, классическая немецкая философия и ее идейные оппоненты (И.Г. Фихте, Ф. Шеллинг, Г.В.Ф. Гегель, Л. Фейербах, К. Маркс, С. Кьеркегор) в течение Х1Х века подробно анализировали общетеоретический, социально-экономический, историко-культурный аспекты отчуждения. В современной западноевропейской культурологической и философской мысли проблему отчуждения исследовали: Г. Лукач, Т. Адорно, Г. Маркузе, К. Ясперс, М. Хайдеггер, А. Камю, Ж.-П. Сартр, Ж. Маритен, П. Тиллих, Ж. Бодрийяр и др. Все они изучали тему отчуждения с различных сторон и в разных аспектах; однако их подходы и трактовки вопросов далеко не во всем соотносятся с направлением нашего исследования. В рассматриваемом нами аспекте проблематики работают отмеченные выше ученые Л. Свендсен и К. Юханнисон, обратившиеся к вопросам взаимосвязи отчуждения с другими социокультурными аспектами, включая также гендерные исследования.
Объектом исследования является современный западно-европейский социокультурный контекст, артикулирующий проблематику отчуждения.
Предметом исследования выступает феномен отчуждения как экзистенциально-антропологического измерения современного западно-европейского общества.
Цель исследования заключается в том, чтобы систематически раскрыть основополагающие характеристики феномена отчуждения в современном западноевропейском обществе.
Задачи, определяемые для достижения данной цели:
1. Исследовать оформление проблемы отчуждения в западноевропейской культурной и идейной традиции как следствия секуляризации общества;
2. Раскрыть особенности трактовки отчуждения в современной западноевропейской культурологической и философской мысли;
3. Проанализировать феномен отчуждения человека в обществе, используя предложенные скандинавскими исследователями (Л.Свендсен и К. Юханнисон) концепты бинарных форм скуки и отвращения, бегства и акедии, а также их взаимосвязи.
4. Провести среди жителей европейских стран (Франция, Германия, Австрия, Венгрия, Италия, Дания, Финляндия, Чехия, Польша, Швеция) в возрасте от 20 до 35 лет опрос по тесту Д. Рассела и М. Фергюссона на выявление степени отчужденности.
5. Выявить возможные способы преодоления отчуждения.
Для решения поставленных задач в дипломной работе применялись общенаучные методы: анализ, синтез, сопоставление, сравнение, обобщение, позволившие систематизировать материал. Использовались также: исторический подход в сочетании с генетическим методом, с помощью которого рассматривалась логика становления понятия «отчуждение» — от вводимого термина до философско-антропологической категории. С помощью кросс-культурного метода был проведен статистический анализ отчужденности среди западных европейцев.
Практическая значимость данной выпускной квалификационной работы заключается в том, что полученные результаты исследования могут быть использованы в научно-методической, социологической, психологической практике, в учебном процессе при подготовке лекционных курсов по культурологическим дисциплинам.
Структура дипломной работы обусловлена предметом, целью и задачами исследования; она состоит из введения, основной части, представленной тремя главами, заключения, списка использованной литературы в количестве 64 источника и приложений.
В дипломной работе были раскрыты и систематически проанализированы основные характеристики феномена отчуждения в современном западноевропейском обществе; тем самым достигнута поставленная цель исследования. Было изучено формирование проблемы отчуждения в контексте общего процесса социальной секуляризации западноевропейской культурной и идейной истории; в связи с этим рассмотрена специфика трактовок отчуждения в современной западноевропейской культурологической и философской мысли. Подробно и предметно исследован феномен отчуждения человека с использованием предложенных скандинавскими исследователями концептов бинарных форм отчуждения (скрытых и явных). В качестве практической апробации проведено тестирование на выявление степени отчужденности среди жителей европейских стран в возрасте от 20 до 35 лет, представленное таблицами в тексте дипломной работы и оригиналом англоязычной анкеты- опросника в Приложении. Как результирующий момент исследования выявлены и рассмотрены возможные способы преодоления отчуждения.
Показано, что отчуждение выступило следствием специфических процессов, определяющих состояние современной социальной реальности. На его сохранение и развитие влияет ряд факторов: кардинальное изменение картины мира, трансформация идентичности человека под влиянием информатизации, обусловленной увеличением новых средств информации и коммуникации, хаотизация социального пространства, дефицит межчеловеческих связей и их стабильности. Все эти явления приводят к изменениям внутреннего мира человека, для которого одиночество, усиливающее внутреннюю разорванность, оказывается постоянным спутником.
Современная реальность демонстрирует своеобразную амбивалентность коммуникативных отношений и связей: с одной стороны, человек находится в пространстве постоянных, неизбежных, необходимых, множественных социальных контактов. С другой стороны, такая включенность совсем не гарантирует стабильности, долговременности отношений, сопричастности общему делу или социальной группе. Подобное противоречие приводит человека к ощущению тотального одиночества, хотя, зачастую, он сам подвергает себя отчуждению.
Отчуждение является неизбежным аспектом существования человека. Мыслители различных эпох задумывались над проблемой одиночества и отчужденности, но артикулированным предметом рефлексии феномен отчуждения выступил в XIX-XX вв. В этот период проблематика отчуждения концептуально оформилась, была переосмыслена относительно предшествующих традиционных трактовок, приобрела специфические черты.
Известно, что интерпретации любой экзистенциально-антропологической проблемы определялись особенностями конкретной эпохи, а интерес к такого рода проблемам, включая отчуждение, особенно возрастал в кризисные, переломные исторические моменты.
В Новое время секуляризация мировоззрения привела к событиям, которые, как отмечают ряд философов, привели к возникновению отчаяния и отчуждения в XX веке. Кроме того, история XIX-XX веков свидетельствует о все возрастающем социальном отчуждении и кризисе антропологизма. Это нашло отражение в общественном сознании. Возникла философская антропология, экзистенциализм с идеей обреченности человека на одиночество. Продолжающийся в наши дни антропологический кризис - это ситуация духовного отчуждения, в котором оказалась культура и общественное сознание.
Как экзистенциально-антропологический феномен, отчуждение применительно к человеку проявляется в различных вариациях одной и той же темы, которые можно определить как заброшенность или отрешенность.
По мнению исследователей, отчужденность почти всегда свидетельствует о конфликте между человеком и окружающим миром. Так антропологи и философы в XX веке описывали восприятие окружающей действительности современников как чуждое, враждебное. Г лавная причина этому - рутинизация жизни, экзистенциальная скука, появившаяся с возникновением массовой
культуры. Таким образом, по мнению исследователей, одна из важных причин отчуждения в XX веке заключается в осознаваемой монотонности жизни.
Сущность другой причины возникновения феномена отчуждения следует рассматривать через оппозицию «отвращение - скука». Разница между двумя составляющими отчуждения, скукой и отвращением, состоит в способе восприятия. Отвращение имеет конкретную причину и объект, скука является неопределенным, смутным, не имеющим объекта чувством. Скука бессмысленна, отвращение понуждает к активному действию, сопротивлению. Скука предполагает апатичное отношение к любым составляющим жизни. Отвращение всегда инициирует действие, особого рода бегство человека от враждебного ему мира, бегство, которое может происходить как в душе, так и в реальной жизни.
Феномен отчуждения также можно рассматривать через оппозицию «бегство - акедия», которую помимо Л. Свендсен и К. Юханиссон исследуют Р. Лагерборг и Ж. Старобинский, связывая ее со скукой и отвращением. Они объясняют различие между бегством и акедией различием типов деятельности (пассивная или активная). Бегство представляет собой попытку избавиться от скуки или надоевшей обстановки, оно наполнено экзистенциальным смыслом, символизирующим отчуждение, освобождение, преодоление пустоты. Напротив, ощущение пустоты характерно для акедии. К ее признакам относятся отвращение к окружающему миру, пассивность, подавленность, которые, с одной стороны, порождают скуку, а с другой стороны, вызывают желание бежать.
Отчуждение обычно возникает в случае разрыва между сущностью и существованием, неудовлетворенностью сложившимися обстоятельствами и многочисленными несоответствиями между ожидаемым и реальным. Человек теряется в мире, утрачивает связь с природными и общественными элементами, с основами, создающими возможность для нормального существования.
Человек оказался заброшенным в чуждом ему мире. Он испытывает глубокое ощущение бездомности, заставляющее задаваться вопросами о причинах отчуждения и способах их преодоления. Отчуждение - социальная проблема, требующая разрешения. В настоящих условиях человек испытывает и осознает одиночество как следствие не соизмеримости внутреннего Я и Я для Другого.
Отчуждение не преодолевается только наукой, оно преодолевается только тогда, когда будет экзистенциально пережито и осознано в сердце каждого мыслящего человека. Без разрешения проблем, связанных с отчуждением человека от самого себя и общества, просто невозможно наладить диалог различных культур и показать пути решения межличностных конфликтов.
Показано, что отчуждение выступило следствием специфических процессов, определяющих состояние современной социальной реальности. На его сохранение и развитие влияет ряд факторов: кардинальное изменение картины мира, трансформация идентичности человека под влиянием информатизации, обусловленной увеличением новых средств информации и коммуникации, хаотизация социального пространства, дефицит межчеловеческих связей и их стабильности. Все эти явления приводят к изменениям внутреннего мира человека, для которого одиночество, усиливающее внутреннюю разорванность, оказывается постоянным спутником.
Современная реальность демонстрирует своеобразную амбивалентность коммуникативных отношений и связей: с одной стороны, человек находится в пространстве постоянных, неизбежных, необходимых, множественных социальных контактов. С другой стороны, такая включенность совсем не гарантирует стабильности, долговременности отношений, сопричастности общему делу или социальной группе. Подобное противоречие приводит человека к ощущению тотального одиночества, хотя, зачастую, он сам подвергает себя отчуждению.
Отчуждение является неизбежным аспектом существования человека. Мыслители различных эпох задумывались над проблемой одиночества и отчужденности, но артикулированным предметом рефлексии феномен отчуждения выступил в XIX-XX вв. В этот период проблематика отчуждения концептуально оформилась, была переосмыслена относительно предшествующих традиционных трактовок, приобрела специфические черты.
Известно, что интерпретации любой экзистенциально-антропологической проблемы определялись особенностями конкретной эпохи, а интерес к такого рода проблемам, включая отчуждение, особенно возрастал в кризисные, переломные исторические моменты.
В Новое время секуляризация мировоззрения привела к событиям, которые, как отмечают ряд философов, привели к возникновению отчаяния и отчуждения в XX веке. Кроме того, история XIX-XX веков свидетельствует о все возрастающем социальном отчуждении и кризисе антропологизма. Это нашло отражение в общественном сознании. Возникла философская антропология, экзистенциализм с идеей обреченности человека на одиночество. Продолжающийся в наши дни антропологический кризис - это ситуация духовного отчуждения, в котором оказалась культура и общественное сознание.
Как экзистенциально-антропологический феномен, отчуждение применительно к человеку проявляется в различных вариациях одной и той же темы, которые можно определить как заброшенность или отрешенность.
По мнению исследователей, отчужденность почти всегда свидетельствует о конфликте между человеком и окружающим миром. Так антропологи и философы в XX веке описывали восприятие окружающей действительности современников как чуждое, враждебное. Г лавная причина этому - рутинизация жизни, экзистенциальная скука, появившаяся с возникновением массовой
культуры. Таким образом, по мнению исследователей, одна из важных причин отчуждения в XX веке заключается в осознаваемой монотонности жизни.
Сущность другой причины возникновения феномена отчуждения следует рассматривать через оппозицию «отвращение - скука». Разница между двумя составляющими отчуждения, скукой и отвращением, состоит в способе восприятия. Отвращение имеет конкретную причину и объект, скука является неопределенным, смутным, не имеющим объекта чувством. Скука бессмысленна, отвращение понуждает к активному действию, сопротивлению. Скука предполагает апатичное отношение к любым составляющим жизни. Отвращение всегда инициирует действие, особого рода бегство человека от враждебного ему мира, бегство, которое может происходить как в душе, так и в реальной жизни.
Феномен отчуждения также можно рассматривать через оппозицию «бегство - акедия», которую помимо Л. Свендсен и К. Юханиссон исследуют Р. Лагерборг и Ж. Старобинский, связывая ее со скукой и отвращением. Они объясняют различие между бегством и акедией различием типов деятельности (пассивная или активная). Бегство представляет собой попытку избавиться от скуки или надоевшей обстановки, оно наполнено экзистенциальным смыслом, символизирующим отчуждение, освобождение, преодоление пустоты. Напротив, ощущение пустоты характерно для акедии. К ее признакам относятся отвращение к окружающему миру, пассивность, подавленность, которые, с одной стороны, порождают скуку, а с другой стороны, вызывают желание бежать.
Отчуждение обычно возникает в случае разрыва между сущностью и существованием, неудовлетворенностью сложившимися обстоятельствами и многочисленными несоответствиями между ожидаемым и реальным. Человек теряется в мире, утрачивает связь с природными и общественными элементами, с основами, создающими возможность для нормального существования.
Человек оказался заброшенным в чуждом ему мире. Он испытывает глубокое ощущение бездомности, заставляющее задаваться вопросами о причинах отчуждения и способах их преодоления. Отчуждение - социальная проблема, требующая разрешения. В настоящих условиях человек испытывает и осознает одиночество как следствие не соизмеримости внутреннего Я и Я для Другого.
Отчуждение не преодолевается только наукой, оно преодолевается только тогда, когда будет экзистенциально пережито и осознано в сердце каждого мыслящего человека. Без разрешения проблем, связанных с отчуждением человека от самого себя и общества, просто невозможно наладить диалог различных культур и показать пути решения межличностных конфликтов.
Подобные работы
- ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СФЕР ПРИВАТНОГО И ПУБЛИЧНОГО В
ПРОСТРАНСТВЕ ГОРОДСКОЙ КУЛЬТУРЫ
(НА ПРИМЕРЕ Г. БЕЛГОРОДА)
Бакалаврская работа, культурология. Язык работы: Русский. Цена: 3900 р. Год сдачи: 2017 - ГЛОБАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРЫ И СПЕЦИФИКА ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В РОССИИ (09.00.13)
Диссертации (РГБ), философия. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2007 - АНТРОПОЛОГИЯ СОВЕТСКОСТИ: ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ (09.00.13 )
Диссертации (РГБ), философия. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2004 - Проблема субъекта в современной французской философии
Дипломные работы, ВКР, философия. Язык работы: Русский. Цена: 4335 р. Год сдачи: 2018 - Концепция детства и юности в автобиографической прозе Н.Г. Гарина-Михайловского
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4235 р. Год сдачи: 2024 - ХУДОЖЕСТВЕННАЯ СТРУКТУРА ПРОСТРАНСТВА
В РОМАНЕ А.Ф. ВЕЛЬТМАНА «СЕРДЦЕ И ДУМКА»
Дипломные работы, ВКР, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - Литературное творчество Вуди Аллена
Дипломные работы, ВКР, искусство, культура, литература. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - ТРАНСФОРМАЦИЯ КОНЦЕПТА «СЕМЬЯ» В КУЛЬТУРЕ РОССИИ
Диссертации (РГБ), философия. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - Особенности распространения медиаконтента в социальных сетях СМК региона
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2020



