Введение 3
Глава I. Становление и развитие системы качества образования и модульно-рейтинговой системы 7
1.1 Качество подготовки специалистов как педагогическая проблема 7
1.2 Модульно-рейтинговая система: сущность, содержание и цели 25
Глава II. Модульно-рейтинговая система как эффективный фактор повышения качества образования 40
2.1 Российские и зарубежные методы оценки качества образования 40
2.2 Применение модульно-рейтинговой системы в российских университетах как эффективного средства качества образования 51
Заключение 72
Список литературы 76
На современном этапе развития общества одним из важных направлений стратегии государственной политики России является совершенствование системы образования, ориентированное на приведение образования в соответствие с достижениями научно-технического прогресса и возможностями ресурсного обеспечения. Повышение важности человеческого капитала в условиях экономического и научно-технического развития современной страны требует повышения качества образования.
Так, в Федеральной программе развития образования и Концепции модернизации образования России было указано, что развивающемуся обществу необходимы современно образованные, высоконравственные, инициативные личности, способные без посторонней помощи принимать серьезные решения в ситуации выбора, предсказывая вероятные последствия, готовы к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, логичностью действий, обладают высоко развитым чувством ответственности за судьбу своей страны.
Особую важность в совершенствовании системы высшего профессионального образования представляет процесс приведения образования в соответствие требованиям рынка труда в условиях высокой скорости развития и изменения системы последнего. В таких условиях выдерживать конкуренцию способен лишь такой специалист, который постоянно совершенствует свои профессиональные навыки и умения, а также расширяет сферу своей компетенции после получения диплома.
Основным аспектом образования, соответственно, является не только освоение знаний как таковых, но также и развитие познавательной активности, способности приобретать новые профессиональные компетенции и приспособлять к новым условиям уже имеющиеся.
Актуальность выбранной темы связана с тем, что повышение качества
подготовки специалистов является важнейшей проблемой ведущих стран мира в сфере высшего профессионального образования. Вследствие этого в учебный процесс внедряются новые методы и приемы, в частности, модульно-рейтинговая система обучения, позволяющая отслеживать сформированность действий, соответствующих программе изучаемого курса и уровень их усвоения.
Актуальность проблемы повышения качества образования обусловлена также социокультурными изменениями в нынешнем обществе, изменением государственной образовательной политики, направленной на достижение такого качественного уровня обучения и воспитания, который удовлетворял бы потребность различных слоев населения, позволил бы подняться на новый уровень развития культуры, экономики, качества жизни населения государства. Для решения этой проблемы требуется разработка основополагающих научных подходов, современных систем обучения, увеличивающих эффективность проводимой государством образовательной политики по повышению качества образования в соответствии с современными требованиями общества.
Целью исследования является научное обоснование модульно-рейтинговой системы оценки учебных достижений студентов как фактора повышения качества подготовки специалистов.
Объект исследования — образовательный процесс в вузе с точки зрения повышения качества обучения.
Предмет исследования - влияние модульно-рейтинговой системы оценки учебных достижений на повышение качества обучения в вузе.
Г ипотеза исследования состоит в предположении о том, что повышению качества обучения будет способствовать технология оценки учебных достижений студентов, разработанная на основе модульно-рейтинговой системы.
В соответствии с целью и гипотезой были поставлены следующие задачи:
1. Уточнить сущность понятий «качество образования», «качество подготовки специалистов» и «модульно-рейтинговая система».
2. Выявить особенности и проанализировать проблемы оценки качества подготовки специалистов.
3. Проанализировать по данным литературных источников теорию, организацию и методику модульно-рейтингового обучения.
4. Выявить влияние модульно-рейтинговой системы оценки учебных достижений на качество обучения студентов.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что
- углублены представления о сущности технологии оценки учебных достижений обучающихся на основе модульно-рейтинговой системы, представляющей собой взаимодействие всех участников учебного процесса, целью которого является повышение качества обучения;
- определены показатели результативности организации учебного процесса в высшем учебном заведении с применением модульно-рейтинговой системы;
- сделаны существенно важные выводы о влиянии технологии оценки учебных достижений студентов на основе модульно-рейтингового системы на качество обучения.
Практическая значимость результатов исследования заключается в том,
что
- обоснована и доказана целесообразность применения технологии оценки учебных достижений на основе модульно-рейтинговой системы в процессе обучения;
- выявлена необходимость и возможность систематического контроля для повышения качества обучения на основе указанной системы.
Методологическая основа исследования. Особое значение для исследования имели работы, посвященные проблеме обеспечения качества подготовки специалистов в системе высшего образования (Э. М. Коротков, Л. Н. Давыдова, Н.А.Селезнева, В.И. Байденко, В.П. Беспалько, В.В. Гузеев), а также работы, составляющие основу модульно-рейтингового обучения (М. А. Чошанов, П. А. Юцявичене, Т. И. Шамова, и Р. С. Бекирова).
Методы исследования. Для решения поставленных задач применялся комплекс теоретических и эмпирических методов исследования — анализ литературных источников и педагогической документации, метод системного анализа.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и снабжена списком используемой литературы. Первая глава посвящена теоретическому анализу педагогической литературы с целью расширения представления о модульнорейтинговой системе и определения алгоритма ее реализации в учебном процессе. Была рассмотрена также проблема качества образования и подготовки студентов. Вторая глава посвящена практическому применению модульно-рейтинговой системы и ее влиянию на качество подготовки специалистов.
Данная работа прошла апробацию на ежегодной научно-практической конференции студентов Казанского университета (14 апреля 2017 года) в секции «Современные образовательные технологии в средней и высшей школе».
В процессе исследования педагогической литературы было выявлено, что качество подготовки специалистов является ключевой характеристикой высшего образования, подразумевающей соответствие его результатов, процессов подготовки ожиданиям потребителей в лице работодателей, научного сообщества, а также государства в целом. Данное понятие охватывает всех виды деятельности образовательного учреждения и системы высшего образования, в частности, образовательные программы; учебный процесс; кадровые, финансовые и материально-технические ресурсы.
Оценка качества образования предполагает оценку уровня знаний, умений, навыков и компетенции с одной стороны и оценку качества образовательной деятельности с другой.
К целям оценки качества образования относятся следующие:
- определение уровня учебных достижений;
- выявление сильных и слабых сторон в знаниях и навыках, которыми владеют обучающиеся;
- определение проблем с учебными достижениями у тех или иных групп студентов;
- мониторинг образовательных достижений обучающихся.
Оценка студента является одним из наиболее важных компонентов системы оценки качества образования, она предоставляет возможность высшему учебному заведению оперативно получать информацию об эффективности образовательно-воспитательного процесса. Ее результаты значительно воздействуют на мотивацию к получению знаний и дальнейшую работу выпускника. Одним из средств оценки качества усвоения учебных дисциплин является модульно-рейтинговая система.
Модульно-рейтинговая система — это система контроля, при которой учету, проверке и оценке подвергаются все виды учебной деятельности,
выполняемые студентами в ходе усвоения дисциплины; главная функция которой заключается в повышении качества подготовки специалистов, а основной задачей является обеспечение объективности, точности и информативности оценки результатов обучения. В противоположность традиционному методу модульно-рейтинговая система оценки знаний подразумевает сложение оценок обучающегося по дисциплине в течение определенного промежутка времени.
Применение рейтинговой системы оценки знаний в высшей школе вызвано развитием сотрудничества между Россией и зарубежными странами. Анализ зарубежной практики применения рейтинговой модели оценки доказывает ее эффективность как способа активизации учебной работы студентов, повышения их мотивации к непрерывному самоконтролю и планированию своей успеваемости, укреплению дисциплины и личной ответственности за результаты учебной работы. В настоящее время в университетах России широко распространены кумулятивные показатели оценки результатов обучения, которые являются основой модульнорейтинговой системы оценки успеваемости обучающихся.
Задачами модульно-рейтинговой системы оценки успеваемости являются следующие:
- повышение уровня мотивации студентов в учебной и научной деятельности;
- организация системы комплексного мониторинга эффективности образовательной программы;
- формирование индивидуальных образовательных программ.
Суть рейтинговой системы оценки успеваемости состоит в формировании обучающегося как субъекта учебной деятельности, другими словами, обучающийся доходит до такой степени развития, при которой он может самостоятельно определить цель работы, спланировать и откорректировать при необходимости свои действия согласно поставленным целям. Вследствие этого в условиях данной системы оценки между преподавателем и студентом возникает субъект-субъектная связь.
Модульно-рейтинговая система, несомненно, активизирует работу преподавателя. Преподаватель должен теперь до начала семестра тщательно продумать не только содержание курса, но и целый комплекс предлагаемых обучающемуся заданий.
Стоит отметить, что главное место в модульно-рейтинговой системе оценки занимает контроль, предполагающий сквозную аттестацию студента по всем дисциплинам в соответствии с учебным планом по всем видам занятий с присвоением ему рейтинговой оценки, зависящей от уровня подготовленности.
Преимущество применения модульно-рейтинговой системы заключается в обеспечении ее информационной открытости и прозрачности, что предоставляет возможность обучающимся сопоставлять свои достижения с достижениями своих однокурсников, придавая им дополнительную мотивацию. Вместе с тем модульно-рейтинговая система оценки знаний позволяет студентам следить за своим рейтингом во время обучения, который представляет собой интегральную оценку результатов всех видов учебной деятельности в учебном заведении, рассчитанных образовательной программой.
Вместе с тем следует подчеркнуть, что развитие учебного процесса и совершенствование технологий обучения определяют необходимость поиска и применения новых подходов к системе оценивания знаний студентов. В современных условиях развития образования, а именно, ее демократизации, где одним из принципов подразумевает самоорганизацию учебной деятельности обучающегося, студент является активным участником образовательного процесса, умеющего самостоятельно осуществлять контроль уровня своих достижений.
Таким образом, в ходе исследования выявлено положительное влияние модульно-рейтинговой системы оценки учебных достижений студентов на качество подготовки специалистов, что выражается в увеличении коэффициента усвоения, уровня познавательного интереса, осознанием студентами объективной значимости изучаемого.
Можно заключить, модульно-рейтинговая система оценки достижений студентов является перспективным направлением в развитии средств дидактической диагностики. Правильное планирование и применение модульно-рейтинговой системы оценки знаний студентов в высшем учебном заведении позволяет развить положительное отношение к обучению, достичь взаимодействия всех участников образовательного процесса, что содействует повышению качества подготовки специалистов.
1. Аристов О. В. Управление качеством [Текст]: Учебник / О.В. Аристов. - М.: ИНФРА-М, 2008. - 240 с.
2. Астахова, Е. В. Активизация самостоятельной учебной работы студентов технического университета в модульно-рейтинговом обучении. [Текст]: дис.... канд. пед. наук: 13. 00. 08 Кемерово, 2005. - 191 с.
3. Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы [Текст] ! В.И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский Новый Университет, 2002, - 128 с.
4. Байденко В.И. Компетенции: к освоению компетентностного подхода. [Текст] / В.И. Байденко. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
5. Берму с А.Г. Управление качеством профессионально-педагогического образования [Текст] / Дисс.... д-ра пед. наук. - Ростов-н/Дону, 2003. - 430 с.
6. Болотов В.А. Системы оценки качества образования [Текст]: Учебное пособие / В.А. Болотов, Н.Ф. Ефремова. - М.: Университетская книга; Логос, 2007. - 192 с.
7. Бордовский ГЛ. Управление качеством образовательного процесса. Монография [Текст] / Г.А. Бордовский, А.А. Нестеров, С.Ю. Трапицын. - СПб., изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. - 360 с.
8. Буланова-Топоркова М.В. Педагогика и психология высшей школы: учебное пособие. -- Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. - 544 с.
9. Воронин ЮЛ. Современные средства оценивания результатов обучения [Текст] / Ю.А. Воронин, Л.А. Трубина, Е.В. Васильева, О.В. Козлова. - Воронеж: ВГПУ 2004. - 97 с.
10. Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века / Б.Л. Вульфсон, З.А. Малькова // М. : УРАО, 1999. - 208 с.
11. Гиль Л.Б. Качество образования как педагогическая проблема [Текст] / Л.Б. Гиль // Современные проблемы науки и образования. - №3. - 2006. - С. 85.
12. Голуб, А. Н. Индивидуализация профессионального обучения студентов средствами модульной технологии [Текст]: дис.... канд. пед. наук: 13. 00. 08 Магнитогорск, 2005. - 171 с.
13. Граничина О.А. Контроль качества образовательного процесса в контексте управления вузом [Текст] / Автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. -СПб., 2009.-40с.
14. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М., 1996.
15. Давыдова Л.Н. Педагогическое диагностирование как компонент управления качеством образования [Текст] / Дисс. ... д-ра. пед. наук. - Астрахань, 2005. - 343 с.
16. Жидкова, Е. В. Диагностика учебных достижений в условиях кредитно-рейтинговой системы обучения студентов технического вуза [Текст]: дис.... канд. пед. наук: 13. 00. 08 Томск, 2006. - 171 с.
17. Загвязинский В.И. Педагогика [Текст] / В.И. Загвязинский, И.Н. Емельянова. - М.: Академия, 2011. - 352 с.
18. Закон РФ «О высшем и послевузовском образовании» - [Электронная публикация]. - Режим доступа - http://www.consultant.ru/popular/education/
19. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия. [Текст] / И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
20. Келс Г. Р. Процесс самооценки: руководство по самооценке для высшего образования / Пер. с англ. в сокр. О. Бухиной. - М., 1999. - 152 с.
21. Клычева Е. В., Меркулова О. П. Обеспечение качества образовательного процесса (уровень факультета): науч.-метод. материалы. Волгоград: Перемена, 2000. 28 с
22. Коджаспирова Г.М. Педагогика [Текст] / Г.М. Коджаспирова. - М.: КноРус, 2010. - 752 с.
23. Коростылев А.А. Система повышения качества аналитической составляющей профессиональной деятельности руководителей образовательных учреждений [Текст] / Автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. - Тольятти, 2009. - 36 с.
24. Коротков Э.М. Управление качеством образования: учебное пособие для вузов [Текст] / Э.М, Коротков. - 2-е изд. - М.: Академический Проспект, 2007. - 320 с.
25. Концепция общероссийской системы оценки качества образования -
[Электронная публикация]. - Режим доступа -
http: //wvvwl .ege. edu.ru/component/option ,com_docman/task,doc_downlo
ad/gid,442/
26. Крахмалев А.П. Качество образования как актуальная проблема управления: Учеб. -метод, пособие в помощь педагогам и руководителям учреждений образования [Текст] / А.П. Крахмалев. - Омск: Омский гос. пед. унт, 2001. - 23 с.
27. Крюкова Е.А. Личностно-развивающие образовательные технологии: природа, проектирование, реализация. Монография [Текст] / Е.А. Крюкова. - Волгоград: Перемена, 1999. - 196 с.
28. Крюкова Е.А. Введение в социально-педагогическое проектирование [Текст] / Е.А. Крюкова. - Волгоград: Перемена, 1998. - 106 с.
29. Кязанович, В. Г., Кошелева, В. Л., Савельева, Г. П., Самощенко, Л. С. Анализ представленности компетенций в действующих государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования [Текст] //Материалы XV Всероссийской научно-методической конференции «Актуальные проблемы качества образования и пути их решения в контексте европейских и мировых тенденций». - М., Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов. 2005. - 38 с.
30. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. /Книга для учителя. Мурманск, 1997.
31. Лихачев Б.Т. Основные категории педагогики [Текст]/ Б.Т. Лихачев // Педагогика, 1999. - №1. - С. 10-19.
32. Макяакова Е.В. Историко-педагогические подходы к оценке эффективности образовательных процессов в университетах Западной Европы [Текст] / Автореф. дисс.... д-ра пед. наук. - М., 2009. - 51 с.
33. Мещерякова М. А. Управление качеством профессиональной подготовки специалистов в системе высшего медицинского образования [Текст] / Дисс. ... д-ра пед. наук. - М., 2006. - 297 с.
34. Монахов В.М. Введение в теорию педагогических технологий: монография [Текст] / В.М. Монахов. - Волгоград: Перемена, 2006. - 319 с.
35. Мотова Г.Н. Экспертиза качества образования: европейский подход
[Текст] / Г.Н. Мотова, В.Г. Наводнов. - Йошкар-Ола: Учебно
консультационный центр, 2008. - 106 с.
36. Национальная доктрина образования в Российской Федерации [Текст] // Учительская газета. - №12. - 2000. - С. 2
37. Пермяков О.Е. Развитие систем оценки качества подготовки специалистов [Текст] / Автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. - СПб., 2009. -49 с.
38. Пучков Н.П. Формирование системы обеспечения качества подготовки специалиста в условиях технического вуза [Текст] / Дисс. ... д-ра пед. наук. - Тамбов, 2004. - 355 с.
39. Селезнева Н.А. Качество высшего образования как объект системного
исследования. Лекция-доклад [Текст] / Н.А. Селезнева. - М.:
Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001.-79 с.
40. Сергеев Н.К. Непрерывное педагогическое образование: концепция и технологии учебно-научно-педагогических комплексов (Вопросы теории). Монография [Текст] / Н.К. Сергеев. - СПб.-Волгоград: Перемена, 1997. - 98 с.
41. Словарь-справочник «Внутришкольное управление» [Текст] / Под ред. А.И. Моисеева. - М.: Просвещение, 1998. - 118 с.
42. Тарасова К.В. Системы управления качеством образования в Испании и России: сравнительный анализ [Текст] / Автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2009. - 24 с.
43. Татур Ю.Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста [Текст] / Ю.Г. Татур // Высшее образование сегодня, 2004. - № 3. - С. 20-26.
44. Третьяков П.И. Управление качеством образования - основное направление в развитии системы: супщость, подходы, проблемы [Текст] / П.И. Третьяков, Т.И. Шамова // Завуч, 2002. - №7. - С. 67-72.
45. Третьякова Т. В. Анализ подходов к оценке качества образования за рубежом // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. 2009. №2.
46. Храмочкина, О. А. Технология модульно-рейтингового контроля качества подготовки студентов по иностранному языку: На материале неязыковых вузов [Текст]: дис.... канд. пед. наук: 13. 00. 08 Белгород, 2005. - 188 с.
47. Чошанов М. A. Гибкая технология проблемно-модульного обучения: Методическое пособие. -- М.: Народное образование, 1996. - 160 с, ил.- (Библиотечка журнала "Народное образование"№2,1996)
48. Шадриков В.Д. В фокусе. Качество образования: панорама взглядов (Краткая публикация) [Текст] / В.Д. Шадриков // Качество образования. - 2009. - №1-2. - С. 4-5.
49. Шамова Т.И. Модульное обучение, сущность, технология // Биология в школе. - 1994. - №5.
50. Юцявичене П.А. Методы модульного обучения. Вильнюс, Минвуз Литовской ССР, 1988. -- 280 с.
51. Яковлев Е.В. Теория и практика внутривузовского управления качеством [Текст] / Дисс. ... д-ра пед. наук. - Челябинск, 2000. - 418