Управление конфликтами в педагогическом коллективе (на примере Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение «Лениногорский политехнический колледж»)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1 Сущность управления конфликтами: виды и типы конфликтов 6
1.2 Основные элементы системы управления конфликтами в организации 17
1.3 Формы и методы управления конфликтами в педагогическом коллективе27
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В
ГАПОУ «ЛЕНИНОГОРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» 33
2Л. Организационно-экономическая характеристика ГАПОУ «Лениногорский политехнический колледж» 33
2.2. Анализ и оценка управления конфликтами в ГАПОУ «Лениногорский
политехнический колледж» 39
2.3. Проблемы в управлении конфликтами ГАПОУ «Лениногорский
политехнический колледж» 53
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В
ГАПОУ «ЛЕНИНОГОРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» 58
3.1. Рекомендации по совершенствованию управления конфликтами в
ГАПОУ «Лениногорский политехнический колледж» 58
3.2. Мероприятия по совершенствованию управления конфликтами в ГАПОУ «Лениногорский политехнический колледж» и их социальная значимость 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ 82
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В ОРГАНИЗАЦИИ 6
1.1 Сущность управления конфликтами: виды и типы конфликтов 6
1.2 Основные элементы системы управления конфликтами в организации 17
1.3 Формы и методы управления конфликтами в педагогическом коллективе27
2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В
ГАПОУ «ЛЕНИНОГОРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» 33
2Л. Организационно-экономическая характеристика ГАПОУ «Лениногорский политехнический колледж» 33
2.2. Анализ и оценка управления конфликтами в ГАПОУ «Лениногорский
политехнический колледж» 39
2.3. Проблемы в управлении конфликтами ГАПОУ «Лениногорский
политехнический колледж» 53
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ В
ГАПОУ «ЛЕНИНОГОРСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ» 58
3.1. Рекомендации по совершенствованию управления конфликтами в
ГАПОУ «Лениногорский политехнический колледж» 58
3.2. Мероприятия по совершенствованию управления конфликтами в ГАПОУ «Лениногорский политехнический колледж» и их социальная значимость 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 73
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 77
ПРИЛОЖЕНИЯ 82
В ранних трудах по управлению, как правило, подчеркивается важность гармоничного функционирования организации. По мнению многих авторов, если найти правильную формулу, то организация будет действовать как хорошо смазанный механизм. Конфликты, возникающие внутри организации, рассматривались как весьма негативные явления.
У каждого человека своё собственное восприятие мира, своя жизненная позиция, свои ценности и нравы - все это оказывает влияние на его поведение в той или иной ситуации. В связи с чем, люди не всегда могут найти общий язык между собой, что приводит к возникновению спорных ситуаций между ними. Если в результате создавшейся ситуации появляется угроза и помеха хотя бы для одного участника конфликта, и она препятствует ему в достижении поставленной цели, то возникает конфликт. Зачастую причинами конфликтных ситуаций служат объективные противоречия, однако бывает достаточно и малейшей ошибки: неправильно подобранные слова или действия, которые задели собеседника, незначительные ошибки по невнимательности - и может разгореться конфликт.
Проблема управления конфликтами, теоретический анализ сущности сложившейся конфликтной ситуации, поиск способов и методов её устранения, а также созданные на их основе практические рекомендации по работе с конфликтами, играют немаловажную роль для администрации любого образовательного учреждения. От уровня конфликтной среды и от специфики разногласий, которые существуют организации, зависит продуктивность трудовой деятельности ее сотрудников.
Конфликты свойственны всем областям жизнедеятельности человека. Они являются неотъемлемой частью человеческих отношений, и, поэтому, существуют столько, сколько существует человек. Современная наука рассматривает конфликты как неизбежное явление общественной жизни, вытекающее из свойств человеческой природы.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что конфликты в организации зачастую являются фактором, затормаживающим деятельность
организации, а в некоторых случаях и вовсе останавливающим ее. Это отрицательно сказывается на функционировании организации, снижает ее финансовые показатели.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ конфликтогенной среды в педагогическом коллективе ГАПОУ «Лениногорский политехнический колледж», а также разработка рекомендаций по
совершенствованию управления конфликтами в данном образовательном учреждении.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы управления конфликтами в организации.
2. Провести анализ и оценку управления конфликтами ГАПОУ «Лениногорский политехнический колледж».
3. Предложить пути совершенствования управления конфликтами в ГАПОУ «Лениногорский политехнический колледж».
Объектом исследования является ГАПОУ «Лениногорский политехнический колледж».
Предметом исследования выступает управление конфликтами в ГАПОУ «Лениногорский политехнический колледж».
Практическая значимость работы: данный материал может быть
использован в практике руководителей образовательных учреждений.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы методы анализа и синтеза, наблюдения, сравнения, опроса в виде анкетирования и интервью, а также анализ документов.
Информационной базой работы послужили труды ученых, которые рассматривают проблемы управления конфликтами в организации: Базурин И., Донцов А.И., Здравомыслов А.Г., Козырев Г.И., Лисепкий К.С.. Особую помощь сыграли труды Кибанова А .Я. и Кабушкина Н.И., которые помогли определить виды конфликта, что легло в основу анализа. Автор использовал нормативные документы, регулирующие деятельность ГАПОУ «Лениногорский
политехнический колледж», а также отчеты организации о финансовой деятельности фирмы.
Материалы данной выпускной квалификационной работы были апробированы в научном интернет- журнале «NovaUm» в 2017 году.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первом главе выпускной квалификационной работы рассматриваются определения конфликта и управления конфликтами. С помощью теоретических трудов многих ученых автор выделил виды конфликтов и стили управления конфликтами.
Во второй главе автором была проанализирована и оценена система управления конфликтами ГАПОУ «Лениногорский политехнический колледж», выделены проблемы в системе управления конфликтами организации.
В третьей главе автором предложены пути совершенствования управления конфликтами Г АПОУ «Лениногорский политехнический колледж», который включает следующие направления: создание комиссии по решению трудовых споров, оформление памятки об этических нормах общения между работниками ГАПОУ «Лениногорский политехнический колледж», разработка должностных инструкций работников ГАПОУ «Лениногорский политехнический колледж»,
проведение тренингов и семинаров.
У каждого человека своё собственное восприятие мира, своя жизненная позиция, свои ценности и нравы - все это оказывает влияние на его поведение в той или иной ситуации. В связи с чем, люди не всегда могут найти общий язык между собой, что приводит к возникновению спорных ситуаций между ними. Если в результате создавшейся ситуации появляется угроза и помеха хотя бы для одного участника конфликта, и она препятствует ему в достижении поставленной цели, то возникает конфликт. Зачастую причинами конфликтных ситуаций служат объективные противоречия, однако бывает достаточно и малейшей ошибки: неправильно подобранные слова или действия, которые задели собеседника, незначительные ошибки по невнимательности - и может разгореться конфликт.
Проблема управления конфликтами, теоретический анализ сущности сложившейся конфликтной ситуации, поиск способов и методов её устранения, а также созданные на их основе практические рекомендации по работе с конфликтами, играют немаловажную роль для администрации любого образовательного учреждения. От уровня конфликтной среды и от специфики разногласий, которые существуют организации, зависит продуктивность трудовой деятельности ее сотрудников.
Конфликты свойственны всем областям жизнедеятельности человека. Они являются неотъемлемой частью человеческих отношений, и, поэтому, существуют столько, сколько существует человек. Современная наука рассматривает конфликты как неизбежное явление общественной жизни, вытекающее из свойств человеческой природы.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что конфликты в организации зачастую являются фактором, затормаживающим деятельность
организации, а в некоторых случаях и вовсе останавливающим ее. Это отрицательно сказывается на функционировании организации, снижает ее финансовые показатели.
Целью выпускной квалификационной работы является анализ конфликтогенной среды в педагогическом коллективе ГАПОУ «Лениногорский политехнический колледж», а также разработка рекомендаций по
совершенствованию управления конфликтами в данном образовательном учреждении.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить теоретические основы управления конфликтами в организации.
2. Провести анализ и оценку управления конфликтами ГАПОУ «Лениногорский политехнический колледж».
3. Предложить пути совершенствования управления конфликтами в ГАПОУ «Лениногорский политехнический колледж».
Объектом исследования является ГАПОУ «Лениногорский политехнический колледж».
Предметом исследования выступает управление конфликтами в ГАПОУ «Лениногорский политехнический колледж».
Практическая значимость работы: данный материал может быть
использован в практике руководителей образовательных учреждений.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы методы анализа и синтеза, наблюдения, сравнения, опроса в виде анкетирования и интервью, а также анализ документов.
Информационной базой работы послужили труды ученых, которые рассматривают проблемы управления конфликтами в организации: Базурин И., Донцов А.И., Здравомыслов А.Г., Козырев Г.И., Лисепкий К.С.. Особую помощь сыграли труды Кибанова А .Я. и Кабушкина Н.И., которые помогли определить виды конфликта, что легло в основу анализа. Автор использовал нормативные документы, регулирующие деятельность ГАПОУ «Лениногорский
политехнический колледж», а также отчеты организации о финансовой деятельности фирмы.
Материалы данной выпускной квалификационной работы были апробированы в научном интернет- журнале «NovaUm» в 2017 году.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первом главе выпускной квалификационной работы рассматриваются определения конфликта и управления конфликтами. С помощью теоретических трудов многих ученых автор выделил виды конфликтов и стили управления конфликтами.
Во второй главе автором была проанализирована и оценена система управления конфликтами ГАПОУ «Лениногорский политехнический колледж», выделены проблемы в системе управления конфликтами организации.
В третьей главе автором предложены пути совершенствования управления конфликтами Г АПОУ «Лениногорский политехнический колледж», который включает следующие направления: создание комиссии по решению трудовых споров, оформление памятки об этических нормах общения между работниками ГАПОУ «Лениногорский политехнический колледж», разработка должностных инструкций работников ГАПОУ «Лениногорский политехнический колледж»,
проведение тренингов и семинаров.
Конфликты сопровождают человека во всех сферах его жизнедеятельности. Социальная природа человека подразумевает его постоянное общение с другими людьми. А как известно, в общественных отношениях возникает множество причин для появления конфликтов. Поэтому, каким бы ни был продуманным с точки зрения эффективности процесс управления конфликтами в организации, все равно существует вероятность их появления. Ведь процесс совместной деятельности может принимать непредсказуемый характер, и предусмотреть все возможные причины возникновения конфликтов невозможно.
В настоящее существует множество факторов, которые могут оказывать негативное воздействие на психофизическое состояние людей, что в свою очередь ведет к росту появления конфликтных ситуаций. В связи с этим наличие определенных знаний, умений и навыков по разрешению конфликтов становиться просто необходим.К тому же в последние стало очевидным, что каждый, кто хочет «удержаться» на своём рабочем месте должен и в теории и на практике знать, как разрешить конфликт.
В ходе работы была детально проанализирована система управления конфликтами ГПАОУ «Лениногорский политехнический колледж»и выявлены проблемы, связанные с высоким уровнем конфликтности в организации.
Результатом работы является разработанный пакет документов по совершенствованию системы управления конфликтами в ГПАОУ «Лениногорский политехнический колледж».
Таким образом, были решены все поставленные задачи, а, следовательно, достигнута цель работы в полном объеме. По результатам работы можно сделать следующие выводы:
1. Конфликт - это борьба интересов отдельных персоналий, различных групп в нем, столкновение разнонаправленных теорий и подходов. Организационные конфликты привлекают пристальное внимание, как исследователей, так и практиков, которые рассматривают их в качестве одного из факторов, способных повлиять на эффективность деятельности организации. Было установлено, что 20% своего времени работники тех или иных организаций тратят на урегулирование конфликтов самого различного характера.
2. С точки зрения участников организационного конфликта различают:
- межличностный конфликт вовлекает двух и более индивидов, воспринимающих себя как находящихся в оппозиции друг к другу в отношении целей, ценностей или поведения,
- внутригрупповой конфликт связан со столкновением между частями и всеми членами группы, влияющим на результаты работы группы или организации в целом,
- межгрупповой конфликт - столкновение двух и более групп в организации.
- внутриличностный конфликт.
3. Управление конфликтами - это целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта.
4. Целями управления конфликтами являются: формирование
благоприятного психологического климата в организации, сокращение текучести персонала, постоянное функционирование организации, развитие позитивного отношения к работе и удовлетворенность своей работой.
5. В межличностном методе существует пять способов разрешения конфликта: уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс и решение проблем.
6. Способы управления конфликтами: организационный - обеспечение сбалансированности в распределении функций; экономический - применение экономических регуляторов в отношении к проводимым экономическим реформам; правовой- создание и поддержка правовой системы для обеспечения упрощенных, в то же время эффективных экономических связей и способов деятельности; этнокультурный - согласование различных социокультурных систем в рамках единой экономической культуры с учетом этноисторических факторов; психологический - применение психологических технологий; политический - применение идеологических парадигм, поддерживаемых властными структурами; силовой - эффективное применение силовых методов воздействия на конфликтогены.
7. ГПАОУ «Лениногорский политехнический колледж» было основано 2 октября 1953 г. Основной целью деятельности колледжа является осуществление образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования.
8. Организационная структура Колледжа относится к линейно - фукциональным структурам. Возглавляет сегодня ГАПОУ «Лениногорский политехнический колледж» директор Кашапов Р.Ф. Он организует всю работу учебного заведения и несет полную ответственность за его хозяйственное и финансовое состояние, организует правильное и целенаправленное использование имеющихся средств, налаживает и поддерживает контакты между всеми структурами и филиалами для нормальной жизнедеятельности организации и его коллектива в целом.
9. По результатам анализа управления конфликтами в ГПАОУ «Лениногорский политехнический колледж»автор выявил основные проблемы в данной системе. По мнению автора, решение этих проблем поможет фирме повысить эффективность своей деятельности:
- неэффективная работа руководителя как субъекта управления конфликтами;
- отсутствие в организационной структуре ГПАОУ «Лениногорский политехнический колледж»человека или органа, который бы занимался вопросами управления конфликтами;
- отсутствие нормативных документов, регулирующих способы разрешения конфликтов;
-практическое отсутствие таких методов предупреждения конфликтов как правовой, экономический и организационный;
- внутренняя неудовлетворённость работника, чувство, что с ним поступают несправедливо;
- отсутствие психологической работы с персоналом (тренингов, семинаров).
10. В целях повышения эффективности деятельности предприятия, предлагается ряд предложений:
- создание комиссии по решению трудовых споров;
- оформление памятки об этических нормах общения между работниками ГПАОУ «Лениногорский политехнический колледж»;
- оформление должностных инструкций работников ГПАОУ «Лениногорский политехнический колледж»;
- проведение тренингов и семинаров.
Автор считает, что при реализации данных предложений по совершенствованию управления конфликтами ГПАОУ «Лениногорский политехнический колледж»будет достигнут следующий эффект:
- снизится уровень конфликтности работников в организации;
- повысится роль руководителя в разрешении конфликтов;
- увеличится эффективность деятельности организации в целом.
В настоящее существует множество факторов, которые могут оказывать негативное воздействие на психофизическое состояние людей, что в свою очередь ведет к росту появления конфликтных ситуаций. В связи с этим наличие определенных знаний, умений и навыков по разрешению конфликтов становиться просто необходим.К тому же в последние стало очевидным, что каждый, кто хочет «удержаться» на своём рабочем месте должен и в теории и на практике знать, как разрешить конфликт.
В ходе работы была детально проанализирована система управления конфликтами ГПАОУ «Лениногорский политехнический колледж»и выявлены проблемы, связанные с высоким уровнем конфликтности в организации.
Результатом работы является разработанный пакет документов по совершенствованию системы управления конфликтами в ГПАОУ «Лениногорский политехнический колледж».
Таким образом, были решены все поставленные задачи, а, следовательно, достигнута цель работы в полном объеме. По результатам работы можно сделать следующие выводы:
1. Конфликт - это борьба интересов отдельных персоналий, различных групп в нем, столкновение разнонаправленных теорий и подходов. Организационные конфликты привлекают пристальное внимание, как исследователей, так и практиков, которые рассматривают их в качестве одного из факторов, способных повлиять на эффективность деятельности организации. Было установлено, что 20% своего времени работники тех или иных организаций тратят на урегулирование конфликтов самого различного характера.
2. С точки зрения участников организационного конфликта различают:
- межличностный конфликт вовлекает двух и более индивидов, воспринимающих себя как находящихся в оппозиции друг к другу в отношении целей, ценностей или поведения,
- внутригрупповой конфликт связан со столкновением между частями и всеми членами группы, влияющим на результаты работы группы или организации в целом,
- межгрупповой конфликт - столкновение двух и более групп в организации.
- внутриличностный конфликт.
3. Управление конфликтами - это целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта.
4. Целями управления конфликтами являются: формирование
благоприятного психологического климата в организации, сокращение текучести персонала, постоянное функционирование организации, развитие позитивного отношения к работе и удовлетворенность своей работой.
5. В межличностном методе существует пять способов разрешения конфликта: уклонение, сглаживание, принуждение, компромисс и решение проблем.
6. Способы управления конфликтами: организационный - обеспечение сбалансированности в распределении функций; экономический - применение экономических регуляторов в отношении к проводимым экономическим реформам; правовой- создание и поддержка правовой системы для обеспечения упрощенных, в то же время эффективных экономических связей и способов деятельности; этнокультурный - согласование различных социокультурных систем в рамках единой экономической культуры с учетом этноисторических факторов; психологический - применение психологических технологий; политический - применение идеологических парадигм, поддерживаемых властными структурами; силовой - эффективное применение силовых методов воздействия на конфликтогены.
7. ГПАОУ «Лениногорский политехнический колледж» было основано 2 октября 1953 г. Основной целью деятельности колледжа является осуществление образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования.
8. Организационная структура Колледжа относится к линейно - фукциональным структурам. Возглавляет сегодня ГАПОУ «Лениногорский политехнический колледж» директор Кашапов Р.Ф. Он организует всю работу учебного заведения и несет полную ответственность за его хозяйственное и финансовое состояние, организует правильное и целенаправленное использование имеющихся средств, налаживает и поддерживает контакты между всеми структурами и филиалами для нормальной жизнедеятельности организации и его коллектива в целом.
9. По результатам анализа управления конфликтами в ГПАОУ «Лениногорский политехнический колледж»автор выявил основные проблемы в данной системе. По мнению автора, решение этих проблем поможет фирме повысить эффективность своей деятельности:
- неэффективная работа руководителя как субъекта управления конфликтами;
- отсутствие в организационной структуре ГПАОУ «Лениногорский политехнический колледж»человека или органа, который бы занимался вопросами управления конфликтами;
- отсутствие нормативных документов, регулирующих способы разрешения конфликтов;
-практическое отсутствие таких методов предупреждения конфликтов как правовой, экономический и организационный;
- внутренняя неудовлетворённость работника, чувство, что с ним поступают несправедливо;
- отсутствие психологической работы с персоналом (тренингов, семинаров).
10. В целях повышения эффективности деятельности предприятия, предлагается ряд предложений:
- создание комиссии по решению трудовых споров;
- оформление памятки об этических нормах общения между работниками ГПАОУ «Лениногорский политехнический колледж»;
- оформление должностных инструкций работников ГПАОУ «Лениногорский политехнический колледж»;
- проведение тренингов и семинаров.
Автор считает, что при реализации данных предложений по совершенствованию управления конфликтами ГПАОУ «Лениногорский политехнический колледж»будет достигнут следующий эффект:
- снизится уровень конфликтности работников в организации;
- повысится роль руководителя в разрешении конфликтов;
- увеличится эффективность деятельности организации в целом.



