Введение 3
1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ 6
1.1. Понятие, виды и оценка дебиторской задолженности 6
1.2. Бухгалтерские счета, используемые для учета дебиторской задолженности и их характеристика 15
1.3. Дебиторская задолженность в международных стандартах финансовой
отчетности 22
2. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ И ПУТИ
ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ 29
2.1. Организация бухгалтерского учета в организации 29
2.2. Способы погашения дебиторской задолженности в организации и их
отражение в учете 40
2.3. Отражение дебиторской задолженности в бухгалтерской отчетности ... 46
3. КОНТРОЛЬ И АНАЛИЗ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТИ В
ОРГАНИЗАЦИИ 53
3.1. Анализ динамики и структуры дебиторской задолженности 53
3.2. Анализ влияния дебиторской задолженности на финансовое состояние организации 59
3.3. Направление повышения эффективности управления дебиторской задолженности 64
Заключение 73
Список использованной литературы 80
В современных условиях развитие российской экономики, ее интеграция в мировое экономическое сообщество, самостоятельность организаций различных организационно-правовых форм собственности в реализации финансовой политики, поставили на первый план проблему обеспечения устойчивости и стабильности экономического развития. Г арантом устойчивого роста и финансовой стабильности хозяйствующего субъекта в рыночных условиях является налаженная система расчетов.
Предприятий, работающих со своими покупателями и заказчиками исключительно по предварительной оплате, в России сегодня меньшинство, и потому вопрос управления дебиторской задолженностью по-прежнему актуален. Показатель дебиторской задолженности очень важен, так как состояние расчетов с дебиторами влияет на денежные потоки, на экономику хозяйствующего субъекта в целом.
Если денежные средства от дебиторов не поступят своевременно, организация не сможем своевременно рассчитаться с поставщиками, выполнить налоговые обязательства, работа компании серьезно затормозится. Задержка денежных поступлений от дебиторов заставляет привлекать кредитные ресурсы, а кредиторская задолженность ухудшает структуру баланса, проценты по кредитам уменьшают прибыль.
Крупный бизнес осуществляет расчеты одновременно с сотнями дебиторов. Поэтому контролировать динамику расчетов с контрагентами и планировать ее совсем не просто. Однако это необходимо - ведь от точности прогнозов дебиторской задолженности зависит, будут ли у компании необходимые денежные средства, как для решения текущих задач, так и для осуществления важных стратегических планов. Информация, необходимая для управления данным активом готовиться в рамках бухгалтерского учета (как финансового, так и управленческого), поэтому выходная информация должна быть точной, в достаточной степени детализирована и пригодна для анализа и выводов, не требуя дополнительных затрат времени и труда.
Информационное обеспечение управления дебиторской задолженности подразумевает собой документированные знания о состоянии задолженности дебиторов и произошедших в нем изменениях, что и обеспечивается системой бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет в свою очередь неразрывно связан с процедурой внутреннего контроля состояния расчетов с дебиторами и комплексным анализом структуры и динамики дебиторской задолженности, с оценкой эффективности кредитной политики предприятия. Необходимость совершенствования теоретических и организационных положений бухгалтерского учета и анализа дебиторской задолженности обусловлена и процессом реформирования отечественного бухгалтерского учета и поэтапного перехода на международные стандарты финансовой отчетности.
Цель бакалаврской работы - исследование бухгалтерского учета и проведение анализа дебиторской задолженности организации, разработка рекомендаций по их совершенствованию. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие, виды и оценку дебиторской задолженности;
- изучить бухгалтерские счета, используемые для учета дебиторской задолженности и дать их характеристику;
- отразить способы погашения дебиторской задолженности в организации, и их отражение в учете;
- рассмотреть отражение дебиторской задолженности в бухгалтерской отчетности;
- провести анализ динамики и структуры дебиторской задолженности;
- определить направление повышения эффективности управления дебиторской задолженностью.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является общество с ограниченной ответственностью «Сервис Транс-Авто». Предметом бакалаврской работы является бухгалтерский учет, контроль и анализ дебиторской задолженности в организации.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы
методы бухгалтерского учета, а именно: денежная оценка, бухгалтерские счета, двойная запись, документирование, бухгалтерская отчетность. При проведении анализа использованы: метод сравнения; вертикальный и горизонтальный анализ; факторный анализ; ретроспективный анализ, анализ с помощью финансовых коэффициентов.
Бакалаврская работа состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка использованной литературы и приложений. В первой главе рассматривается экономическое содержание дебиторской задолженности, дается понятие дебиторской задолженности, раскрываются виды дебиторской задолженности, приводится сравнительная характеристика дебиторской задолженности в российской и международной практике бухгалтерского учета.
Во второй главе работы отражена организация бухгалтерского учета дебиторской задолженности, рассмотрены способы погашения дебиторской задолженности и отражение ее в бухгалтерской отчетности, а также предложены основные пути совершенствования бухгалтерского учета дебиторской задолженности анализируемой организации. В третьей главе рассмотрены вопросы проведения анализа дебиторской задолженности, проанализирована динамика и структура дебиторской задолженности, отражено влияние дебиторской задолженности на финансовое состояние организации, разработаны рекомендации по повышению эффективности управления дебиторской задолженностью в анализируемой организации.
Методологической и теоретической основой при написании работы послужила нормативно-правовая документация по вопросам учета дебиторской задолженности. В ходе написания работы была использована учебные пособия бухгалтерскому учету, анализу таких авторов, как: Вахрушина М.А.,
Гиляровская Л.Т., Ивашкевич В.Б., Кондраков Н.П., Паламарчук А.С., Палий В.Ф., Савицкая Г.В., а также статьи периодической печати. Также была использована справочно-правовая система Консультант Плюс. При написании выпускной квалификационной работы использовались данные бухгалтерского учета и отчетности ООО «Сервис Транс-Авто».
Дебиторская задолженность представляет собой совокупность долгов, которые причитаются организации от контрагентов-дебиторов в результате финансово-хозяйственных отношений с ними. Основной хозяйственной операцией, в результате которой возникает дебиторская задолженность, является продажа товаров (работ, услуг) на условиях отсрочки платежа.
К образованию дебиторской задолженности влечет наличие договорных отношений между контрагентами, когда момент перехода права собственности на товары (работы, услуги) и их оплата не совпадают по времени. Средства, составляющие дебиторскую задолженность организации, отвлекаются из участия в хозяйственном обороте, что не является плюсом для финансового состояния организации. Рост дебиторской задолженности может привести к финансовому краху хозяйствующего субъекта, поэтому бухгалтерская служба организации должна организовать надлежащий контроль над состоянием дебиторской задолженности, что позволит обеспечить своевременное взыскание средств, составляющих дебиторскую задолженность.
Самыми крупными дебиторами ООО «Сервис Транс-Авто» являются: ООО ПО «Начало», ОАО «Автокомплект», ЗАО «Группа компаний ВАЗинтерСервисСнаб», ООО «УЙС-МОТОР», ОАО «Автоцентр», ООО «Транзит-А», ООО «Авто плюс», ООО «Ось-К», ООО «Новгородский Автоагрегатный завод».
Для учета дебиторской задолженности действующим планом счетов ООО «Сервис Транс-Авто» предусматриваются счета: 60 “Расчеты с поставщиками и подрядчиками" (если организацией выдан аванс в счет поставки); 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками" (в случае поставки товаров, работ, услуг в счет последующей оплаты); 68 "Расчеты по налогам и сборам" (в случае переплаты в бюджет); 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению" (в случае переплаты при расчетах по социальному страхованию, пенсионному обеспечению, обязательному медицинскому страхованию работников организации); 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" (при удержании с работника определенных сумм в пользу организации); 71 "Расчеты с подотчетными лицами" (в случае невозврата подотчетным лицом выданных ему денежных средств); 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям" (при наличии задолженности работников по предоставленным займам, возмещению материального ущерба и т. п.); 75 "Расчеты с учредителями" (при наличии задолженности учредителей по вкладам в уставный, складочный капитал); 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" (в случае наличия задолженностей по возмещению ущерба по страховому случаю; расчетов по претензиям в пользу организации; расчетов по причитающимся дивидендам и др.).
Общий объем дебиторской задолженности возрастает в 2015 году по сравнению с 2014 году. В 2015 году сумма дебиторской задолженности составила 16520 тыс. рублей, что на 6717 тысяч рублей (рост на 68,52%) больше, чем в 2014 году, но меньше чем в 2013 году на 36%. В 2014 году по сравнению с 2013 годом краткосрочная задолженность уменьшилась на 15697 тысяч рублей или на 62%. Долгосрочная дебиторская задолженность за 20132015 гг. не присутствует.
Анализ показателей платежеспособности (ликвидности) и финансовой устойчивости ООО «Сервис Транс-Авто» показал, что в 2015 году в ООО «Сервис Транс-Авто» в структуре текущих активов средства, сформированные за счет собственного капитала увеличились по сравнению с 2013 годом на 17538 тысяч рублей. В результате коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами ООО «Сервис Транс-Авто» увеличился с -0,46 в 2013 году до 0,2 в 2015 году. Таким образом, на каждый рубль оборотных активов ООО «Сервис Транс-Авто» приходится 20 копеек капитала сформированного за счет собственных источников, что свидетельствует об увеличении обеспеченности ООО «Сервис Транс-Авто» собственными средствами.
В 2014 году оборачиваемость дебиторской задолженности составила 2,65 оборотов/год, что на 0,7 оборотов/год меньше, чем в 2013 году (3,35 оборотов/год). В 2015 году данный показатель снизился еще на 2,13 пункта и составил 4,78 оборота/год. Если рассмотреть данный коэффициент в днях, то оборачиваемость в 2014 году составила 137 дней, что на 29 дней больше, чем в 2013 году. В 2015 году данный показатель изменился значительно и составил 76 дней. Данное обстоятельство свидетельствует об увеличении оборотов и одновременно снижении количества дней оплаты означает увеличение образования и поступления задолженности ООО «Сервис Транс-Авто» за исследуемый период. Это говорит об интенсивности погашения дебиторской задолженности. Происходит снижение выручки ООО «Сервис Транс-Авто» на 14% (с 72796 тысяч рублей в 2013 году до 62856 тысяч рублей в 2015 году) и суммы дебиторской задолженности на треть (с 25500 тысяч рублей в 2013 году до 16520 тысяч рублей в 2015 году).
В общем объеме оборотных активов в 2013 году дебиторская задолженность занимала 81%, в 2014 году - 57% и в 2015 году - 70%.
В целях совершенствования бухгалтерского учета дебиторской задолженности в организации ООО «Сервис Транс-Авто» предлагается:
- создать в бухгалтерии регистр учета сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности, формируемый на дату проведения инвентаризации задолженности;
- разработка и внедрение в бухгалтерии гибкой системы скидок, для повышения эффективности управления дебиторской задолженностью в организации ООО «Сервис Транс-Авто»;
- введение субсчета третьего порядка (62.01.1; 62.02.1 и так далее, в хронологическом порядке по каждому предъявленному покупателем или заказчиком счету, а при расчетах в порядке плановых платежей - по каждому покупателю и заказчику в ведомости № 16). При этом построение детального аналитического учета обеспечит возможность получения необходимых данных по: покупателям и заказчикам по расчетным документам, срок оплаты которых не наступил; покупателям и заказчикам по не оплаченным в срок расчетным документам; авансам полученным; векселям, срок поступления денежных средств по которым не наступил; векселям, дисконтированным (учтенным) в
банках; векселям, по которым денежные средства не поступили в срок.
В целях повышения эффективности управления дебиторской задолженности на ООО «Сервис Транс-Авто» необходимо:
- постоянно контролировать состояние расчетов с покупателями, особенно по отсроченным задолженностям;
- разработать определенные условия кредитования дебиторов, среди которых могут быть: скидки покупателям в случае уплаты полученного товара в течение 10 дней с момента получения товара; оплата покупателем полной стоимости товара, в случае если он приобретает товары с 11-га по 30-й день кредитного периода; оплата покупателем штрафа в случае неуплаты за товар в течение месяца и так далее;
- ориентироваться на большое число покупателей, чтобы уменьшить риск неуплату одним или несколькими покупателями;
- отслеживать соотношение дебиторской и кредиторской задолженности;
- осуществлять регулярный анализ финансовой отчетности клиентов в сопоставлении с данными предыдущих лет;
- формировать своеобразное досье на покупателей, как существующих, так и на потенциальных;
- разрабатывать эффективную дифференцированную политику работы с покупателями. Так, например, всех покупателей можно условно разбить на группы в зависимости от их надежности, финансового состояния и других показателей, важных с точки зрения возможности своевременного расчета за приобретаемую продукцию. Для каждой группы покупателей можно разработать собственную программу предоставления скидок и отсрочек за продукцию;
- проводить в ООО «Сервис Транс-Авто» политику привлечения добросовестных клиентов, предлагая им новые подходы в обслуживании. Например, предоставление скидок за своевременную оплату продукции, досрочную оплату продукции, доставку по месту требования и т.д.;
- проводить мероприятия, в том числе с привлечением органов власти по взысканию просроченной дебиторской задолженности.
В целях повышения эффективности контроля за состоянием дебиторской задолженности ООО «Сервис Транс-Авто» необходимо:
- проводить регулярный мониторинг и контролировать дебиторскую задолженность ООО «Сервис Транс-Авто», отслеживания при этом соотношение дебиторской и кредиторской задолженности;
- контролировать состояние расчетов по просроченным задолженностям;
- по возможности ориентироваться на увеличение количества заказчиков с целью уменьшения риска неуплаты монопольным заказчиком.
В целях повышения эффективности контроля и анализа дебиторской задолженности целесообразно внедрить систему «1:С Бухгалтерия 8.3» что позволит бухгалтеру представлять четкую картину состояния расчетом с разными дебиторами, своевременно выявлять просроченную задолженность и принимать меры по ее устранению.
В целях повышения эффективности деятельности рассматриваемого ООО «Сервис Транс-Авто» возможна разработка специальной кредитной политики для своих покупателей. Так, на основе сведения, собранных предприятием об имеющихся и потенциальных покупателях, касающихся их финансового состояния, а также возможности своевременной уплаты за поставленную продукцию, надежности покупателей, их возможно разбить на три группы:
- надежные покупатели. Покупатели, чья финансовая история не вызывает сомнения, крупные потребители, имеющие положительную репутацию, своевременно оплачивающие поставляемую им продукцию.
Для таких покупателей может быть предложена кредитная программа «Элит+», предусматривающая предоставление скидок покупателям при покупке большого объема товаров, за своевременную и (или) досрочную уплату продукции, скидок за предварительную оплату продукции с предоставлением рассрочки на определенный период времени для оплаты оставшегося объема товаров.
- обычные покупатели. Потребители, приобретающие товар небольшими партиями, как правило, своевременно оплачивающие поставленную продукцию. Для таких потребителей возможно предложение кредитной программы «Стандарт», предусматривающей предоставление стандартных скидок за своевременную или предварительную оплату продукции;
- группа риска. Это покупатели, в отношении которых есть определенные сомнения в их возможности своевременно оплатить поставленную продукцию, либо новые покупатели, в отношении которых отсутствует какая-либо информация об их финансовом положении. Для таких потребителей можно предложить кредитную программу «Бизнес», предусматривающую введение штрафных санкций за несвоевременную оплату продукции. Ведь, от того, каким образом будет построена кредитная политика и финансирование оборотных средств, может зависеть все финансовое состояние фирмы, ее стабильность, прибыльность и рентабельность.
В определенных ситуациях для управления дебиторской задолженностью рассматриваемому предприятию можно воспользоваться услугами
факторинговой компании. При факторинге предприятие уступает свои требования к покупателям, а банк обязуется кредитовать предприятие. Основным преимуществом этого инструмента является быстрое получение денежных средств (что очень важно для поддержания определенного уровня ликвидности предприятия) и перенесение части затрат по управлению долгом на контрагента. Однако этот инструмент управления дебиторской задолженностью имеет высокую стоимость и влечет за собой ухудшение финансовых отношений с дебитором. С целью максимизации притока денежных средств, предприятию следует использовать разнообразные модели договоров с гибкими условиями формы оплаты и ценообразования. Возможны различные варианты: от предоплаты или частичной предоплаты до передачи на реализацию и банковской гарантии.
Таким образом, в целях повышения эффективности управления дебиторской задолженности ООО «Сервис Транс-Авто» необходимо: постоянно контролировать состояние расчетов с покупателями, особенно по отсроченным задолженностям; разработать определенные условия кредитования дебиторов; ориентироваться на большое число покупателей, чтобы уменьшить риск неуплату одним или несколькими покупателями; отслеживать соотношение дебиторской и кредиторской задолженности; осуществлять регулярный анализ финансовой отчетности клиентов в сопоставлении с данными предыдущих лет; формировать своеобразное досье на покупателей, как существующих, так и на потенциальных; разрабатывать эффективную дифференцированную политику работы с покупателями. В целях повышения эффективности деятельности рассматриваемого предприятия - ООО «Сервис Транс-Авто» - возможна разработка специальной кредитной политики для своих покупателей.
Для повышения эффективности контроля и анализа дебиторской задолженности целесообразно внедрить систему «1:С Бухгалтерия 8.3» что позволит бухгалтеру представлять четкую картину состояния расчетом с разными дебиторами, своевременно выявлять просроченную задолженность и принимать меры по ее устранению.