Введение 3
Глава I. Состояние вопроса по данным литературы 6
1.1. Анатомо-физиологические особенности организма
школьников 16-17 лет 6
1.2. Теоретические подходы к развитию силовых качеств 9
1.3. Общая характеристика средств силовой подготовки в
атлетической гимнастике 19
Глава II. Методы и организация исследования 26
2.1. Методы исследования 26
2.2. Организация исследования 29
Глава III. Опытно-1-ая работа по
воспитанию силовых способностей у старшеклассников в течение учебного года 31
3.1. Характеристика 1 -ой методики 31
3.2. Анализ эффективности 1-ой методики 34
Выводы 41
Практические рекомендации 42
Список использованной литературы
Одна из целенаправленных задач, которые решаются в сфере физического воспитания учащейся молодежи, связана с обеспечением оптимального развития качеств присущих человеку. Физическими качествами человека принято называть отдельные двигательные возможности, такие как сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость.
Значительное место в системе физического воспитания детей, подростков и юношей должно быть отведено воспитанию мышечной силы - способности преодолевать сопротивление или противодействовать ему путем мышечного напряжения. В подростковом возрасте создаются морфологические и функциональные предпосылки для овладения практически любым видом движений.
В исследовании М.И. Полякова дается анализ проявления различных двигательных качеств и доказано что физическое качество «сила» является основополагающим звеном для развития других качеств. Таким образом, проблема повышения физической подготовленности школьников ставит перед учителем развитие силы учащихся. Значимость развития силы связана с тем обстоятельством, что недостаточная силовая подготовленность человека затрудняет выполнение им определенных двигательных действий «игровых, беговых и т.д.». Как свидетельствует анализ научной литературы и практической деятельности общеобразовательных школ силовой подготовке уделяется не достаточное внимание.
Особенно остро встает вопрос силовой подготовки школьников. Среди ряда причин авторы выделяют следующие: слабые знания и недооценка занимающимися эффективности методов развития силы; неумение преодолевать психологические барьеры, неуверенность в своих силах (стеснительность из-за слабой физической подготовленности, индивидуальных особенностей - избыточный вес, высокий рост и др.); отсутствие вариативных нагрузок, разнообразия стандартных и нестандартных приспособлений и современных методик, используемых для развития силовых качеств. Вследствие этого, у учителей физической культуры возникают серьезные проблемы при подготовке юношей к выполнению школьной программы.
В ряде научных исследований (Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, Ю.В. Верхошанский, В.И. Лях), самыми благоприятными периодами развития силы у мальчиков и юношей считается возраст до 17 лет. Доля мышечной массы к общей массе тела к 17 годам увеличивается на 45%. Причем, под влиянием физических упражнений мышечная масса способна возрастать. Все сказанное выше определило выбор возрастного периода нашего исследования - юношей 16-17 лет.
Анализ литературы по вопросам силовой подготовки юношей 16 -17 лет, позволил выявить противоречие между необходимостью силовой подготовки юношей 16-17 лет в условиях общеобразовательной школы и недостаточной разработанностью методик развития физических качеств старшеклассников в образовательном процессе школы. В этой связи, актуальной представляется проблема, заключающаяся в выявлении методики силовой подготовки юношей 16-17 лет средствами атлетической гимнастики в условиях образовательного процесса на секционных занятиях в школе. Актуальность исследования заключается в решении данной проблемы.
Цель исследования - сравнить методики силовой подготовки старшеклассников средствами атлетической гимнастики на секционных занятиях.
Объект исследования - тренировочный процесс, направленный на развитие физических качеств старшеклассников на секционных занятиях.
Предмет исследования - методики силовой подготовки юношей 16-17 лет средствами атлетической гимнастики на секционных занятиях.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
1. Изучить по данным литературных источников состояние проблемы воспитания силовых способностей у школьников старших классов.
2. Сравнить методики силовой подготовки юношей на секционных занятиях средствами атлетической гимнастики и выявить их эффективность.
3. Разработать практические рекомендации по силовой подготовке старшеклассников средствами атлетической гимнастики.
Для решения задач применялись следующие методы: теоретический анализ и обобщение литературных источников и документальных материалов; педагогическое наблюдение; опрос (беседа); тестирование; тестирование психического состояния; педагогический эксперимент.
Фактический материал, полученный в ходе исследования, был обработан с помощью методов математической статистики.
Рабочая гипотеза. Предполагалось, что методики силовой подготовки старшеклассников средствами атлетической гимнастики на секционных занятиях, позволят:
- повысить уровень силовой подготовленности старшеклассников;
- повысить интерес старшеклассников к секционным занятиям.
Новизна исследования заключается в получении новых данных о методике силовой подготовки старшеклассников средствами атлетической гимнастики на секционных занятиях.
Практическая значимость определяется представленными рекомендациями по особенностям методики силовой подготовки юношей 16-17 лет в условиях образовательного процесса на секционных занятиях.
1. Анализ литературных источников и документальных материалов по проблеме воспитания силовых способностей у старшеклассников выявил недостатки существующих методик, имеющих узкую направленность и требующих дальнейшего совершенствования.
2. В результате проведения педагогического наблюдения нами выявлено, что методика воспитания силовых способностей у старшеклассников, применяемая в 1-ой группе включала комплексы физических упражнений с различными видами сопротивлений, применяемых в атлетической гимнастике. Методика силовой подготовки во 2-ой группе была основана на применении упражнений с собственным весом тела.
3. Эффективность методики воспитания силовых способностей у старшеклассников, применяемой в 1 -ой группе выявлена в более достоверном увеличении показателей тестов силовой направленности у занимающихся данной группы и повышении у них интереса к секционным занятиям.
1. Алабин В.Г., Алабин А.В., Бизин В.П. Многолетняя тренировка юных спортсменов. Учебное пособие.-Харьков: Основа, 1993 - 243 с.
2. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании (пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физической культуры). М.: Физкультура и спорт, 1978. - 223 с., ил.
3. Барышева Н.В., Минияров В.М., Неклюдова М.Г. Основы физической культуры школьника. - Самара, 1994. - 128 с. Учебное пособие для учителей физической культуры.
4. Бельский И.В. Системы эффективной тренировки: Армрестлинг. М., 2002.-352 с.
5. Вейдер Д. Система строительства тела. - М.: Физкультура и спорт, 1992. - 112 с.
6. Верхошанский Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте. - М.: ФиС, 1980. - С. 174 - 236.
7. Вишневский В.А. Здоровьесбережение в школе (педагогические стратегии и технологии).- М., 2002.- 270 с.
8. Волчецкий Э.И. Развивая силу //Физическая культура в школе. - 2000. - №2. - С.46.
9. Зарубежные научные исследования: обзор и рефераты работ по теории и методике силовой подготовки. - М.: ЦООНТИ, 1988. - С. 67.
10.Зациорский Ю.В. Физические качества спортсмена. - М.: ФиС, 1970. - С. 8 - 103.
11. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физической подготовки (методические основы развития физических качеств) / Под общ. ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос, 1994. - 368 с.
12. Казарян Ф.Г. Воспитание силовых и скоростных способностей //Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: Учеб. - М.: ФиС, 1991. - 543 с.
13. Кладов Е.В. Игры на рукоходе: для развития силы у школьников //Физическая культура в школе. - 1998. - №3. - С.30.
14. Колтановский А.П., Абушевич В.В. Сила и здоровье. Методические рекомендации. Орел: Издательство центрального совета ВФСО «Динамо» при участии кооператива «Спортметодинформация», 1989 - 147 с.
15. Крупник Е.Я. и др. Игровые упражнения для развития силы //Физическая культура в школе. - 1998. - №2-3. - С.64.
16. Лях В.И. Двигательные способности //Физическая культура в школе. -
1996. - №2. - С.2.
17. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учебник для институтов физ.культуры. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с., ил.
18. Межуев В.Б. Скоростно-силовая подготовка на уроках и дома //Физическая культура в школе. - 2001. - №4. - С.13.
19. Методика физического воспитания учащихся IV-XI классов: пос. для учителя / Под ред. В.И. Ляха. - М., 1997, - 288 с.
20. Мирончук Б.А. Развивая силу и другие необходимые качества //Физическая культура в школе. - 1997. - №2. - С.34.
21. Настольная книга учителя физической культуры / Под ред. Л.Б.Кофмана. М., 1998.
22.Озолин Н.Г. Натольная книга тренера: Наука побеждать/ М.: ООО «Изд-во Астрель», 2002.- 864 с.
23.Поляков М.И. О развитии физических качеств //Физическая культура в школе. - 2002. - №1. - С.18.
24. Практикум по общей, 1-ойи прикладной психологии: Учеб. Пособие. 2е изд., доп. И перераб. /В.Д. Балин, В.К. Гайда, В.К. Гербачевский и др. Под общей ред. А.А. Крылова, С.А. Маничева.- СПб.: Питер, 2003.560с.: ил.
25. Регулян В.Ф. Сталь сильнее сильного. - Екатеринбург, ЧПП Уральский рабочий, 1993.- 608 с.
26. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология спорта: Учебное пособие / СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта - СПб., 1999.-231с.
27. Спортивная физиология: учебник для ин-тов физической культуры / Под ред. Я.М. Коца. - М.: Физкультура и спорт, 1986 - 240 с., ил.
28. Теория и методика физического воспитания / Под ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. - М.: ФиС, 1986.- 304 с.
29. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под. ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2003. - 464 с.
30. Уроки физической культуры в IV-VI классах / Под ред. Г.П. Богданова. - М.: Просвещение, 1994. - 208 с.
31. Физиология мышечной деятельности: Учебник для ин -тов
физической культуры / Под ред. Я.М. Коца. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 347 с., ил.
32. Филин В.П. Скоростно-силовая подготовка юных спортсменов. - М.: Физкультура и спорт, 1968. - 247 с.
33. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. - М.: Физкультура и спорт, 1991 - 224 с., ил.
34. Хартман Ю., Тюннеманн Х. Современная силовая тренировка. - Берлин: Штортферлаг, 1988. - 335 с.
35. Хетфилд Ф. Всестороннее руководство по развитию сил, Новый Орлеан, 1983. Красноярск, 1992, - 288 с.
36. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 480 с.
37. Чурилин Н.А. Культуризм для всех. М.: МТ полисвет, 1991. - 141 с.
38. Шубов В.Н. Красота силы. - М. Советский спорт, 1990. - 64 с.