Введение 3
Глава 1. Адаптация подростков 6
1.1. Школьная адаптация и состояние здоровья школьников 6
1.2. Темперамент и его конституционные свойства 10
1.3. Основные характеристики типов темперамента 13
1.4. Психофизиологические особенности подросткового возраста 15
1.5. Физиологические особенности подростков 19
Глава 2. Материалы и методы исследования 22
Глава 3. Результаты и их обсуждение 26
3.1. Результаты по методике определения темперамента и индивидуальных
свойств человека 26
3.2. Функциональная асимметрия полушарий 31
3.3. Ведущие каналы восприятия сенсорной информации 32
3.4. Результаты оценки состояния сердечно-сосудистой системы 33
3.5. Результаты оценки состояния мышечного аппарата 35
Заключение 37
Выводы 38
Список использованной литературы
Проблема адаптации растущей личности подросткового возраста к школьному обучению, как и в целом к разнообразным факторам среды обитания, является актуальной.
Знание её особенностей имеет педагогическую и медико-социальную значимость, особенно для организации учебно-воспитательного процесса подростков на фоне интенсивного роста и развития в период в полового созревания. Адаптация к школе - длительный процесс, имеющий и физиологические, и психологические аспекты. Наиболее остро она протекает в подростковом возрасте, в период становления социальных перемен и интенсификации информационных потоков.
Психофизиологическая адаптация позволяет школьникам реализовать актуальные потребности и значимые цели. Однако недооценка названных психологических особенностей в процессе обучения снижает потенциальные возможности учащихся, поскольку игнорирование индивидуальных различий обучающихся не только затрудняет учебно-воспитательный процесс, но и порождает формализм в усвоении знаний.
В настоящее время современная школа с её инновационными процессами является причиной возникновения у современных подростков стрессов, вызванных высокими учебными нагрузками, к которым школьники психически и физически не всегда готовы. Изучение уровня адаптации школьников к школьному обучению с учетом их функционального состояния является значимой и тем самым определяет актуальность проведения нашего исследования.
Цель исследования: изучение особенностей адаптации 14-15-летних подростков к учебному процессу с учетом их вегетативного статуса и темперамента.
Для достижения цели были использованы следующие задачи:
1. Определить уровень физического развития и соматического здоровья как показателей школьной адаптации у подростков.
2. Определить у подростков индивидуальные
психофизиологические свойства темперамента, связанные с учебной деятельностью.
3. Изучить особенности проявления функциональной асимметрии полушарий мозга с учетом по показатели ведущих каналов восприятия информации, доминирования полушарий мозга, определяющих учебную деятельность.
4. Определить у подростков вегетативный статус в период обучении по системным показателям гемодинамики.
Объект исследования: подростки 14-15 лет школы МБОУ «СОШ № 49 г. Белгорода».
Предмет исследования: умственная работоспособность и факторы её определяющие - функциональная асимметрия мозга; тип восприятия информации; тип ВНД и психофизиологические характеристики темперамента.
В исследовании использованы следующие методы:
1. Психофизиологическая методика «Горизонтальная восьмерка» для выявления основного типа восприятия информации и функциональной асимметрии полушарий мозга.
2. Психофизиологическая методика определения индивидуальных свойств темперамента, связанных с учебной деятельностью.
3. Методы оценки адаптации и здоровья организма по показателям динамометрии, характеризующим силу развития мышечного аппарата.
4. Унифицированные методики оценки функционального состояния сердечно сосудистой системы (пальпаторный метод оценки пульса и артериального давления по методу Короткова) и вегетативного статуса организма.
Теоретико-методической основой дипломной работы являются научные исследования по изучению физиологических механизмов процессов роста и развития, поддержания гомеостаза и обеспечения адаптации растущего организма на основе вегетативной регуляции и координации функций анимальных систем организма, ее возрастно-половых особенностей.
Практическая направленность: полученные результаты и выводы ВКР переданы в администрацию МБОУ «СОШ № 49 г. Белгорода» для ознакомления с ними методистов и классных руководителей для целенаправленной организации учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей функциональных асимметрий мозга, вегетативного статуса и адаптивно-функциональных возможностей организма каждого подростка. Полагаем, что эти знания позволят адекватно корректировать работу, как педагогов, так и каждого ученика по пути повышения эффективности учебного процесса.
В ходе преддипломной практики была проведена экспериментальная часть ВКР, в ходе которой были отработаны практические умения и навыки, необходимые педагогам для правильного построения траектории обучения и формирования взаимоотношений со школьниками.
Экспериментально полученные в процессе психофизиологического исследования данные позволили выявить и проанализировать особенности адаптации подростков к текущей учебной деятельности. Рассмотрены связанных с процессом обучения школьников, с учетом особенностей их темперамента, функциональной асимметрии структур головного мозга и восприятия учебной информации. Это позволило закрепить ранее приобретенные теоретические знания и практические умения по организации и проведению экспериментального исследования, выявления, описания и интерпретации полученных данных, представления их графическом виде и в таблицах с учетом статистической обработки, оформления выводов.
В результате были сформированы выводы по основе оценки проявления свойств темперамента и функциональной асимметрии и восприятия информации, проанализированные с учетом пола подростков.
1. Абаскалова, Н. П. Теория и практика формирования ЗОЖ учащихся и студентов в системе «Школа-ВУЗ» [Текст] / Н. П. Абаскалова. - Барнаул, 2000. - 48 с.
2. Абросимова, М. Ю. Здоровье молодежи [Текст] / М. Ю. Абросимова и др. - Казань : «Медицина», 2009. - 198 с.
3. Акофф, Р. целеустремленных системах [Текст] / Р. Акофф, Ф. О. Эмери; пер. с англ. под. ред. И. А. Ушакова. - М. : Советское Радио,1974. - 272 с.
4. Алейникова, Т. В. Возрастная психофизиология [Текст] / Т. В. Алейникова. - Ростов-на-Дону, 2002. - 146 с.
5. Ананьева, Н. А. Состояние здоровья и адаптивные возможности школьников [Текст] / Н. А. Ананьева. - М. : 1991. - 214 с.
6. Арзикулов, А. Ш. Сравнительно-возрастные особенности клинических и патогенетических аспектов школьной дезадаптации [Текст] / А. Ш. Арзикулов, М. А. Умарова - Москва, 2012. - 210 с.
7. Баевский, Р. М. Оценка и классификация уровней здоровья с точки зрения адаптации [Текст] / Р. М. Баевский. - М. : 1989. - С. 73-78
8. Баранов, А. А. Оценка состояния здоровья детей. Новые подходы и к профилактической и оздоровительной работе в образовательных учреждениях [Текст] / А. А. Баранов, В. Н. Кучма, Л. М. Сухарева. - М. : ГЭОТАРО Медиа, 2000. - 437 с.
9. Баранов, А. А. Проблемы роста и развития здорового ребенка [Текст] / А. А. Баевский. - М. : 1999. - с.5
10. Безруких, М. М. Возрастная физиология: физиология развития ребенка [Текст] / М. М. Безруких, В. Д. Сонькин, Д. А. Фарбер - М.: Академия, 2003. - 416 с.
11. Бекоева, Т. А. Факторы, влияющие на адаптацию к школе [Текст] / Т. А. Бекоева, Ж. М. Дзиваева. - Владикавказ, 2016. - 115 с.
12. Болтянский, В. Г. К проблеме дифференциации школьного математического образования [Текст] / В. Г. Болтянский, Г. Д. Глейзер - М. : Академия, 1998. - 112 с.
13. Бордовский, В. А. Инновационные процессы в современной системе высшего педагогического образования [Текст] / В. А. Бордовский. - СПБ. : Изд-во РГПУ, 1999. - 190 с.
14. Брагина, Н.Н. Функциональная асимметрия человека [Текст] / Н. Н. Брагина, Т. А. Доброхотова - М. : 1988. - 240 с.
15. Вацуро, Э. Г. Учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности. Пособие для преподавателей биологии средних школ [Текст] / Э. Г. Вацуро - М. : Учпедгиз, 1955. - 157 с.
16. Волкова, Л. Ю. Физическое развитие школьников Москвы современное состояние и методы оценки [Текст] / Л. Ю. Волкова, М. В. Копытько, И. Я. Конь - М. : 2004. - С. 42-46.
17. Данилова, Н. Н. Психофизиология [Текст] / Н. Н. Данилова. - М., 2000. - 89 с.
18. Ирхин, В. Н. Формирование культуры здоровья школьников на уроках [Текст] / В. Н. Ирхин. - Белгород : Политера, 2008. - 203 с.
19. Караулова, Л. К. Физиология [Текст] / Л. К. Караулова. - М. : Академия, 2009. - 245 с.
20. Карасёва, Т. В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий [Текст] / Т. В. Карасёва. - М., 2004. - 215 с.
21. Коновалова, Е. Л Возрастная анатомия, физиология и гигиена [Текст] / Е. Л. Коновалова. - Троицк, 2009. - С.46-49
22. Ковриго, Н. М. Формирование потребности в здоровье и здоровом образе жизни - важная педагогическая задача [Текст] / Н. М. Ковриго. - М. : Академия, 2004. - 78 с.
23. Конопкин, О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. Изд.2 [Текст] / О. А. Конопкин. - Москва, 2016. - 320 с.
24. Куинджи, Н. Н. Современная технология обучения школьников и её влияние на здоровье [Текст] / Н. Н. Куинджи, М. И. Степанова. - М. : 2000. - С. 45-48
25. Кулабухов, Д. А. Возрастная анатомия, физиология и основы медицинских знаний [Текст] / Д. А. Кулабухов. - Белгород : НИУ БелГУ, 2011.
- 112 с.
26. Лейтес, Н. С. Умственные способности и возраст [Текст] / Н. С. Лейтес. - М., 1971. - 146 с.
27. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст]. - СПб. : Питер, 2008. -583 с.
28. Мурский, Л. И. Физиологические особенности обучения и воспитания [Текст] / Л. И. Мурский. - Владимир, 1997. - 213 с.
29. Назарова, Е. Н. Здоровый образ жизни и его составляющее [Текст] / Е. Н. Назарова, Ю. Д. Жилов. - М.: Академия, 2007. - 231 с.
30. Обринесова, Н. И. Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков [Текст] / Н. И Обринесова, А.С. Петрухин - М. : Академия, 2000.- 376 с.
31. Обухова, Л. Ф. Возрастная психология [Текст] / Л. Ф. Обухова. - М., 1999. - 289 с.
32. Псеунок, А.А. Возрастная анатомия и физиология [Текст] / А. А. Псеунок - Майкоп : Изд-во АГУ, 2008. - 268 с.
33. Русалова, В. М. Психология и психофизиология индивидуальных различий: некоторые итоги и ближайшие задачи системных исследований [Текст] / В. М. Русалова. - М.: Академия, 1991. - 54с.
34. Сапин, М. Р. Анатомия и физкультура детей и подростков [Текст] / М. Р. Сапин, З. Г. Брыскина - М. : Академия, 2000. - 456 с.
35. Сахаров, Д. А. Медиаторы Общая физиология нервной системы [Текст] / Д. А. Сахаров. - Л. : Наука, 1979. - 167 с.
36. Сиротюк, А. Л. Психофизиологическоеосновы обучения школьников: Учебное пособие [Текст] / А. Л. Сиротюк - М. : ТЦ Сфера, 2007. - 224 с.
37. Смирнов, Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы [Текст] / Н. К. Смирнов. - М. : Аркти, 2003. - 86 с.
38. Спрингер, С. Левый мозг, правый мозг [Текст] / С. Спрингер, Г. Дейч - М. : Мир, 1983. - 256 с.
39. Старцева, В. В. Основы медицинских знаний [Текст] /
В. В. Старцева. - Белгород : БелГУ, 2010 - 134 с.
40. Старцева, В. В. Гигиенические аспекты здоровьесберегающего образовательного процесса в школе [Текст] / В. В. Старцева. - Белгород : Бел- ГУ, 2010. - 216 с.
41. Тихомирова, А. Ф. Здоровый учитель - здоровые дети [Текст] / Л. Ф. Тихомирова. - Народное образование, 2003. - 94 с.
42. Тихомирова, Л. Ф. Теоретико-методические основы здоровьесберегающей педагогики [Текст] / Л. Ф. Тихомирова. - Ярославль, изд-во ЯГПУ, 2004. - 116 с.
43. Урманцев, Ю. А. О природе правого и левого (основы теории дисс- факторов) [Текст] / Ю. А. Урманцев - М., 1978. - С. 180-195.
44. Фокин, В. Ф. Школьная успеваемость и психофизиологические характеристики подросткового темперамента [Текст] / В. Ф. Фокин. - М., 2000. - С. 153-164.
45. Филипов, П. И. Гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни [Текст] / П. И. Филипов, В. П. Филипова. - М. : ГОУ ВУНМД МЗ РФ, 2003. - 288 с.
46. Хрипнова, А. Г. Гигиена и здоровье школьников [Текст] /
А. Г. Хрипнова, Д. В. Колесов. - М. : Просвещение, 1997. - 189 с.
47. Чайченко, Г. М. Физиология высшей нервной деятельности [Текст] / Г. М. Чайченко, П. Д. Харченко. - Киев, 1991. - 289 с.
48. Якимович, В. С. Взаимосвязь показателей здоровья и физической подготовленности подростков с избыточной массой тела [Текст] / В. С. Якимович С. В. Мусина. - М. : 2013. - 245 с.