Введение 3
Глава 1. Адаптация подростков 6
1.1. Школьная адаптация и состояние здоровья школьников 6
1.2. Темперамент и его конституционные свойства 10
1.3. Основные характеристики типов темперамента 13
1.4. Психофизиологические особенности подросткового возраста 15
1.5. Физиологические особенности подростков 19
Глава 2. Материалы и методы исследования 22
Глава 3. Результаты и их обсуждение 26
3.1. Результаты по методике определения темперамента и индивидуальных
свойств человека 26
3.2. Функциональная асимметрия полушарий 31
3.3. Ведущие каналы восприятия сенсорной информации 32
3.4. Результаты оценки состояния сердечно-сосудистой системы 33
3.5. Результаты оценки состояния мышечного аппарата 35
Заключение 37
Выводы 38
Список использованной литературы
Проблема адаптации растущей личности подросткового возраста к школьному обучению, как и в целом к разнообразным факторам среды обитания, является актуальной.
Знание её особенностей имеет педагогическую и медико-социальную значимость, особенно для организации учебно-воспитательного процесса подростков на фоне интенсивного роста и развития в период в полового созревания. Адаптация к школе - длительный процесс, имеющий и физиологические, и психологические аспекты. Наиболее остро она протекает в подростковом возрасте, в период становления социальных перемен и интенсификации информационных потоков.
Психофизиологическая адаптация позволяет школьникам реализовать актуальные потребности и значимые цели. Однако недооценка названных психологических особенностей в процессе обучения снижает потенциальные возможности учащихся, поскольку игнорирование индивидуальных различий обучающихся не только затрудняет учебно-воспитательный процесс, но и порождает формализм в усвоении знаний.
В настоящее время современная школа с её инновационными процессами является причиной возникновения у современных подростков стрессов, вызванных высокими учебными нагрузками, к которым школьники психически и физически не всегда готовы. Изучение уровня адаптации школьников к школьному обучению с учетом их функционального состояния является значимой и тем самым определяет актуальность проведения нашего исследования.
Цель исследования: изучение особенностей адаптации 14-15-летних подростков к учебному процессу с учетом их вегетативного статуса и темперамента.
Для достижения цели были использованы следующие задачи:
1. Определить уровень физического развития и соматического здоровья как показателей школьной адаптации у подростков.
2. Определить у подростков индивидуальные
психофизиологические свойства темперамента, связанные с учебной деятельностью.
3. Изучить особенности проявления функциональной асимметрии полушарий мозга с учетом по показатели ведущих каналов восприятия информации, доминирования полушарий мозга, определяющих учебную деятельность.
4. Определить у подростков вегетативный статус в период обучении по системным показателям гемодинамики.
Объект исследования: подростки 14-15 лет школы МБОУ «СОШ № 49 г. Белгорода».
Предмет исследования: умственная работоспособность и факторы её определяющие - функциональная асимметрия мозга; тип восприятия информации; тип ВНД и психофизиологические характеристики темперамента.
В исследовании использованы следующие методы:
1. Психофизиологическая методика «Горизонтальная восьмерка» для выявления основного типа восприятия информации и функциональной асимметрии полушарий мозга.
2. Психофизиологическая методика определения индивидуальных свойств темперамента, связанных с учебной деятельностью.
3. Методы оценки адаптации и здоровья организма по показателям динамометрии, характеризующим силу развития мышечного аппарата.
4. Унифицированные методики оценки функционального состояния сердечно сосудистой системы (пальпаторный метод оценки пульса и артериального давления по методу Короткова) и вегетативного статуса организма.
Теоретико-методической основой дипломной работы являются научные исследования по изучению физиологических механизмов процессов роста и развития, поддержания гомеостаза и обеспечения адаптации растущего организма на основе вегетативной регуляции и координации функций анимальных систем организма, ее возрастно-половых особенностей.
Практическая направленность: полученные результаты и выводы ВКР переданы в администрацию МБОУ «СОШ № 49 г. Белгорода» для ознакомления с ними методистов и классных руководителей для целенаправленной организации учебно-воспитательного процесса с учетом индивидуальных особенностей функциональных асимметрий мозга, вегетативного статуса и адаптивно-функциональных возможностей организма каждого подростка. Полагаем, что эти знания позволят адекватно корректировать работу, как педагогов, так и каждого ученика по пути повышения эффективности учебного процесса.
В ходе преддипломной практики была проведена экспериментальная часть ВКР, в ходе которой были отработаны практические умения и навыки, необходимые педагогам для правильного построения траектории обучения и формирования взаимоотношений со школьниками.
Экспериментально полученные в процессе психофизиологического исследования данные позволили выявить и проанализировать особенности адаптации подростков к текущей учебной деятельности. Рассмотрены связанных с процессом обучения школьников, с учетом особенностей их темперамента, функциональной асимметрии структур головного мозга и восприятия учебной информации. Это позволило закрепить ранее приобретенные теоретические знания и практические умения по организации и проведению экспериментального исследования, выявления, описания и интерпретации полученных данных, представления их графическом виде и в таблицах с учетом статистической обработки, оформления выводов.
В результате были сформированы выводы по основе оценки проявления свойств темперамента и функциональной асимметрии и восприятия информации, проанализированные с учетом пола подростков.