ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРАЦИОННЫХ
ПРОЦЕССОВ 6
1.1. Понятие и сущность интеграции 6
1.2. Модели современных интеграционных процессов 13
1.3. Предпосылки интеграции на постсоветском пространстве 21
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ 29
2.1. Современные тенденции развития интеграционных процессов на
постсоветском пространстве 29
2.2. Анализ результатов развития интеграции на постсоветском
пространстве 36
2.3. Проблемы развития интеграционных процессов 45
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ 52
3.1. Основные направления развития интеграционных процессов на
постсоветском пространстве 52
3.2. Влияние интеграционных процессов на экономику Республики
Татарстан 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРАЦИОННЫХ
ПРОЦЕССОВ 6
1.1. Понятие и сущность интеграции 6
1.2. Модели современных интеграционных процессов 13
1.3. Предпосылки интеграции на постсоветском пространстве 21
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ 29
2.1. Современные тенденции развития интеграционных процессов на
постсоветском пространстве 29
2.2. Анализ результатов развития интеграции на постсоветском
пространстве 36
2.3. Проблемы развития интеграционных процессов 45
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ 52
3.1. Основные направления развития интеграционных процессов на
постсоветском пространстве 52
3.2. Влияние интеграционных процессов на экономику Республики
Татарстан 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
В современных экономических условиях, характеризующихся резким сокращением объемов производства, сужением платежеспособного спроса, упрощением его структуры, а также обострением конкурентной борьбы, как между внутренними производителями, так и отечественных производителей с иностранными, снижение рисков, объединение сил, средств и возможностей субъектов экономики становится необходимостью.
Для многих стран мира динамичное развитие внешнеэкономических связей стало катализатором внутреннего экономического роста. Это проявляется в прямой зависимости темпов развития отдельной национальной экономики, уровня и качества жизни населения от степени вовлеченности в процессы глобализации и интеграции. Из этого вытекает важный практический вывод: от интеграции выигрывает все население, поэтому правительства должно стимулировать и ускорять эти процессы в своей стране.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы определяется тем, что в современных условиях практически ни одна страна мира не может эффективно развиваться, не взаимодействуя с другими государствами. Страны объединяются исходя из своих политических, экономических, геополитических или геоэкономических интересов. Для реализации этих интересов создаются различные интеграционные группировки. В мире насчитывается более 50 многосторонних экономических интеграционных объединений.
На современном этапе развития экономики происходит углубление и усложнение международных экономических отношений под влиянием динамичных процессов глобализации. В связи с этим крайне актуальной является тема интеграции и интеграционных процессов. Экономические субъекты участвуют в интеграционных процессах, когда они не имеют возможности за счет внутренних резервов повысить свою конкурентоспособность и конкурентоспособность своей продукции и стремятся использовать и формировать преимущества во внешней среде. Это очень характерно для современной картины в мировой экономике, в том числе и в России, что объясняет широкое распространение интеграционных образований различных форм и типов практически во всех экономических секторах.
Развитие современной российской экономики характеризуется ростом активности интеграционных процессов. В условиях возрастающего конкурентного давления и динамично меняющейся среды использование различных форм интеграции позволяет российским предприятиям обеспечивать рост конкурентоспособности на длительную перспективу. Стратегический характер интеграции определяет существенное и долговременное изменение экономического потенциала, что выдвигает особые требования к экономической оценке интеграционного процесса.
Цель выпускной квалификационной работы - проанализировать развитие интеграционных процессов на постсоветском пространстве и определить перспективы их развития.
Поставленная в работе цель определила следующие задачи исследования:
- изучить понятие и сущность интеграции;
- рассмотреть модели современных интеграционных процессов;
- определить предпосылки интеграционных процессов на постсоветском пространстве;
- обозначить современные тенденции развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве;
- провести анализ результатов развития интеграции на постсоветском пространстве;
- выявить основные направления развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве;
- определить влияние интеграционных процессов на экономику Республики Татарстан.
Предмет исследования - интеграционные процессы. Объектом выступает постсоветское пространство.
Теоретической основой исследования послужили работы таких авторов как Т.А. Агапова, Н.И. Базылев, А.П. Баринов, В.В. Боброва, А.С. Булатов, Т.Н. Гоголева, Л.И. Даниленко, О.В. Корниенко, В.М. Кудров, Н.П. Фигурнова, Р.И. Хасбулатов, Ю.А. Цербанин, В.А. Яллай и других, а также материалы периодической печати и интернет - источники.
Работа включает 76 страниц,11 таблиц,14 рисунков, список литературы включает 60 источников.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников.
В первой главе рассматриваются теоретико-методологические основы интеграционных процессов.
Во второй главе выпускной квалификационной работы анализируется особенности интеграционных процессов на постсоветском пространстве.
В третьей главе определяются перспективы развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве.
Для многих стран мира динамичное развитие внешнеэкономических связей стало катализатором внутреннего экономического роста. Это проявляется в прямой зависимости темпов развития отдельной национальной экономики, уровня и качества жизни населения от степени вовлеченности в процессы глобализации и интеграции. Из этого вытекает важный практический вывод: от интеграции выигрывает все население, поэтому правительства должно стимулировать и ускорять эти процессы в своей стране.
Актуальность темы выпускной квалификационной работы определяется тем, что в современных условиях практически ни одна страна мира не может эффективно развиваться, не взаимодействуя с другими государствами. Страны объединяются исходя из своих политических, экономических, геополитических или геоэкономических интересов. Для реализации этих интересов создаются различные интеграционные группировки. В мире насчитывается более 50 многосторонних экономических интеграционных объединений.
На современном этапе развития экономики происходит углубление и усложнение международных экономических отношений под влиянием динамичных процессов глобализации. В связи с этим крайне актуальной является тема интеграции и интеграционных процессов. Экономические субъекты участвуют в интеграционных процессах, когда они не имеют возможности за счет внутренних резервов повысить свою конкурентоспособность и конкурентоспособность своей продукции и стремятся использовать и формировать преимущества во внешней среде. Это очень характерно для современной картины в мировой экономике, в том числе и в России, что объясняет широкое распространение интеграционных образований различных форм и типов практически во всех экономических секторах.
Развитие современной российской экономики характеризуется ростом активности интеграционных процессов. В условиях возрастающего конкурентного давления и динамично меняющейся среды использование различных форм интеграции позволяет российским предприятиям обеспечивать рост конкурентоспособности на длительную перспективу. Стратегический характер интеграции определяет существенное и долговременное изменение экономического потенциала, что выдвигает особые требования к экономической оценке интеграционного процесса.
Цель выпускной квалификационной работы - проанализировать развитие интеграционных процессов на постсоветском пространстве и определить перспективы их развития.
Поставленная в работе цель определила следующие задачи исследования:
- изучить понятие и сущность интеграции;
- рассмотреть модели современных интеграционных процессов;
- определить предпосылки интеграционных процессов на постсоветском пространстве;
- обозначить современные тенденции развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве;
- провести анализ результатов развития интеграции на постсоветском пространстве;
- выявить основные направления развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве;
- определить влияние интеграционных процессов на экономику Республики Татарстан.
Предмет исследования - интеграционные процессы. Объектом выступает постсоветское пространство.
Теоретической основой исследования послужили работы таких авторов как Т.А. Агапова, Н.И. Базылев, А.П. Баринов, В.В. Боброва, А.С. Булатов, Т.Н. Гоголева, Л.И. Даниленко, О.В. Корниенко, В.М. Кудров, Н.П. Фигурнова, Р.И. Хасбулатов, Ю.А. Цербанин, В.А. Яллай и других, а также материалы периодической печати и интернет - источники.
Работа включает 76 страниц,11 таблиц,14 рисунков, список литературы включает 60 источников.
Структура выпускной квалификационной работы включает в себя введение, три главы, заключение, список использованных источников.
В первой главе рассматриваются теоретико-методологические основы интеграционных процессов.
Во второй главе выпускной квалификационной работы анализируется особенности интеграционных процессов на постсоветском пространстве.
В третьей главе определяются перспективы развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве.
Одной из важнейших закономерностей развития международных экономических связей в современных условиях является усиление интеграционных процессов в различных регионах мира. Основные внешнеполитические задачи большинства государств сосредоточены в том географическом регионе, где они расположены. Поэтому отношения с соседними странами всегда имеют приоритетное, ключевое значение. Для России ими являются государства постсоветского пространства, которые были, остаются и будут на обозримую историческую перспективу зоной ее жизненно важных интересов.
Важным внешнеполитическим приоритетом России является развитие региональной и субрегиональной интеграции на постсоветском пространстве, развитие отношений двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами-участниками СНГ.
Принимая во внимание достижения интеграции в Западной Европе во второй половине ХХ — начале ХХХ веков, на постсоветском пространстве среди логичных сценариев развития международных отношений следует назвать, прежде всего, интеграционный, т. е. строительство действительно общего экономического пространства с республиками бывшего СССР, более или менее готовыми к этому.
Положительным итогом более чем двадцатилетнего процесса интеграции является то, что, несмотря на «вялость» протекания процесса интеграции, удалось сохранить отдельные связи между уже самостоятельными государствами. Объемы этого взаимодействия претерпели катастрофическое снижение, но не распались окончательно, как это произошло с республиками Прибалтики, Грузией, Украиной, т.е. со странами, которые устремили свои политические интересы в сторону участия в процессах европейской интеграции в рамках Евросоюза, а не в процессах евразийской интеграции.
Наиболее перспективным проектом оказалось Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), договор о создании которого в 2000 г. в Астане подписали президенты Беларуси, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. Потом временно к ним присоединился Узбекистан (2006-2008). Вместо и на базе ЕврАзЭс 29 мая 2014 года Россия, Беларусь и Казахстан подписали договор о создании Евразийского экономического союза, который вступил в силу с 1 января 2015 года и к которому выразили желание присоединиться в 2015 году Армения, Киргизия, а впоследствии, возможно, и Таджикистан. Российская Федерация, Беларусь и Казахстан пошли дальше по пути интеграции, создав таможенный союз, начавший реально функционировать с июля 2011 года, когда на границах трех стран был отменён таможенный контроль, который перенесли на внешний контур границ таможенного союза.
Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана объединяет пространство, на котором проживают почти 170 млн. человек и с совокупным ВВП трех стран примерно в 2 трлн. долл. Если сравнить торгово¬экономические отношения внутри стран, они стали активнее развиваться с 2011 года, поскольку создание таможенного союза способствовало снятию бюрократических барьеров и ограничений, но в то же время об устойчивой стабильности в росте товарооборота пока говорить не приходится, что усугубляется низкой конкурентоспособностью товаров, отсутствием унифицированных правил работы на рынке, недостаточной свободой перемещения товаров, услуг и капитала.
Конечно, на пути к эффективному функционированию Евразийского экономического союза еще предстоит решить множество проблем и вопросов, однако вектор движения - по пути экономической интеграции, к росту благосостояния людей. Идея евразийской интеграции (реинтеграции на постсоветском пространстве) поддерживается жителями многих бывших союзных республик.
Развитие интеграционных процессов на постсоветском пространстве не может не оказывать влияния и на отдельные регионы России, в том числе и Республику Татарстан. Регион является активных участником мирового рынка, в Республике налажено сотрудничество со всеми странами постсоветского пространства.
В 2015 году по итогам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в российских регионах Республика Татарстан вошла в пятерку субъектов Российской Федерации, обеспечивших наиболее благоприятные инвестиционные условия для бизнеса. Активная инвестиционная политика обеспечивает высокий уровень объема инвестиций в основной капитал. От инфраструктуры решающим образом зависит повышение глобальной конкурентоспособности Татарстана и развитие полюса роста «Волга - Кама».
Таким образом, финансово-экономические и политические ресурсы России и Республики Татарстан, в частности, достаточные для форсирования интеграции на постсоветском пространстве, объективные потребности государств региона, осознавшие низкую конкурентоспособность своих экономических и политических систем, а также стратегическая обстановка в данных регионах, характеризующаяся снизившимся после мирового финансового кризиса уровнем активности внерегиональных факторов, в целом благоприятствуют дальнейшему формированию ЕЭП, вступлению в него новых членов и преобразованию в Евразийский экономический союз.
Важным внешнеполитическим приоритетом России является развитие региональной и субрегиональной интеграции на постсоветском пространстве, развитие отношений двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами-участниками СНГ.
Принимая во внимание достижения интеграции в Западной Европе во второй половине ХХ — начале ХХХ веков, на постсоветском пространстве среди логичных сценариев развития международных отношений следует назвать, прежде всего, интеграционный, т. е. строительство действительно общего экономического пространства с республиками бывшего СССР, более или менее готовыми к этому.
Положительным итогом более чем двадцатилетнего процесса интеграции является то, что, несмотря на «вялость» протекания процесса интеграции, удалось сохранить отдельные связи между уже самостоятельными государствами. Объемы этого взаимодействия претерпели катастрофическое снижение, но не распались окончательно, как это произошло с республиками Прибалтики, Грузией, Украиной, т.е. со странами, которые устремили свои политические интересы в сторону участия в процессах европейской интеграции в рамках Евросоюза, а не в процессах евразийской интеграции.
Наиболее перспективным проектом оказалось Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), договор о создании которого в 2000 г. в Астане подписали президенты Беларуси, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана. Потом временно к ним присоединился Узбекистан (2006-2008). Вместо и на базе ЕврАзЭс 29 мая 2014 года Россия, Беларусь и Казахстан подписали договор о создании Евразийского экономического союза, который вступил в силу с 1 января 2015 года и к которому выразили желание присоединиться в 2015 году Армения, Киргизия, а впоследствии, возможно, и Таджикистан. Российская Федерация, Беларусь и Казахстан пошли дальше по пути интеграции, создав таможенный союз, начавший реально функционировать с июля 2011 года, когда на границах трех стран был отменён таможенный контроль, который перенесли на внешний контур границ таможенного союза.
Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана объединяет пространство, на котором проживают почти 170 млн. человек и с совокупным ВВП трех стран примерно в 2 трлн. долл. Если сравнить торгово¬экономические отношения внутри стран, они стали активнее развиваться с 2011 года, поскольку создание таможенного союза способствовало снятию бюрократических барьеров и ограничений, но в то же время об устойчивой стабильности в росте товарооборота пока говорить не приходится, что усугубляется низкой конкурентоспособностью товаров, отсутствием унифицированных правил работы на рынке, недостаточной свободой перемещения товаров, услуг и капитала.
Конечно, на пути к эффективному функционированию Евразийского экономического союза еще предстоит решить множество проблем и вопросов, однако вектор движения - по пути экономической интеграции, к росту благосостояния людей. Идея евразийской интеграции (реинтеграции на постсоветском пространстве) поддерживается жителями многих бывших союзных республик.
Развитие интеграционных процессов на постсоветском пространстве не может не оказывать влияния и на отдельные регионы России, в том числе и Республику Татарстан. Регион является активных участником мирового рынка, в Республике налажено сотрудничество со всеми странами постсоветского пространства.
В 2015 году по итогам Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в российских регионах Республика Татарстан вошла в пятерку субъектов Российской Федерации, обеспечивших наиболее благоприятные инвестиционные условия для бизнеса. Активная инвестиционная политика обеспечивает высокий уровень объема инвестиций в основной капитал. От инфраструктуры решающим образом зависит повышение глобальной конкурентоспособности Татарстана и развитие полюса роста «Волга - Кама».
Таким образом, финансово-экономические и политические ресурсы России и Республики Татарстан, в частности, достаточные для форсирования интеграции на постсоветском пространстве, объективные потребности государств региона, осознавшие низкую конкурентоспособность своих экономических и политических систем, а также стратегическая обстановка в данных регионах, характеризующаяся снизившимся после мирового финансового кризиса уровнем активности внерегиональных факторов, в целом благоприятствуют дальнейшему формированию ЕЭП, вступлению в него новых членов и преобразованию в Евразийский экономический союз.
Подобные работы
- Экономическая интеграция на постсоветском пространстве
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2024 - Республика Беларусь в интеграционных процессах на постсоветском пространстве
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2018 - Интеграционные процессы на постсоветском пространстве
Дипломные работы, ВКР, политология. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2017 - Особенности развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве
Дипломные работы, ВКР, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2017 - УЧАСТИЕ РЕСПУБЛИКИ АРМЕНИЯ В ИНТЕГРАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ НА
ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ В ГОДЫ ПРЕЗИДЕНТСТВА С. А. САРГСЯНА
THE PARTICIPATION OF ARMENIA IN THE POST-SOVIET INTEGRATION UNDER THE
PRESIDENCY OF SERZH SARGSYAN
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4950 р. Год сдачи: 2016 - Экономическое сотрудничество в рамках ШОС: основные направления и перспективы развития
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5000 р. Год сдачи: 2024 - ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИЧЕСКИХ РЕЖИМОВ КАК ФАКТОР РЕГИОНАЛЬНОЙ ИНТЕГРАЦИИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ FEATURES OF POLITICAL REGIMES AS A FACTOR OF REGIONAL INTEGRATION ON THE POST-SOVIET SPACE
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017 - Особенности внешней политики России на постсоветском пространстве
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2021 - МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ ПАРЛАМЕНТСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В ИНТЕГРАЦИОННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2017



