Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Взаимосвязь особенностей стилей семейного воспитания и индивидуально-психологических особенностей подростков

Работа №60355

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

психология

Объем работы72
Год сдачи2017
Стоимость4830 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
299
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 5
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы особенностей семейного воспитания как фактора формирования личностных свойств ребенка 8
1.1. Семья как персональная микросреда развития ребенка 8
1.2. Теоретический обзор феномена «нарциссизм» в исследованиях
зарубежных и отечественных психологов 17
1.3. Влияние семейного воспитания на формирование нарциссических черт
личности ребенка 28
Глава 2. Экспериментальное исследование взаимосвязи особенностей стилей семейного воспитания и индивидуально-психологических особенностей подростков 36
2.1. Организация исследования 36
2.2. Экспериментальное исследование особенностей стилей семейного
воспитания 38
2.3. Экспериментальное исследование особенностей нарциссических черт
личности подростков 41
2.4. Изучение взаимосвязи особенностей стилей семейного воспитания и
индивидуально-психологических особенностей подростков 44
Выводы 51
Заключение 53
Список использованной литературы 55
Приложения


Актуальность проблемы исследования. В традиционном обществе большой акцент делался на прочных связях внутри семьи, на взаимном участии в жизни друг друга. Связи носили "клановый" характер и распространялись на более широкий круг родственников, знакомых. Схемы поведения родителей передавались детям, что обеспечивало успешность их адаптации в течение длительного времени. В современном обществе эти особенности взаимоотношений утрачены. Семейные связи стали более слабыми, это находит отражение в значительном уменьшении времени, проводимого в семье, большом количестве неполных семей, в частой смене брачных партнеров.
Современное общество характеризуется значительно большим количеством изменений в различных областях жизни. Это требует развития других адаптационных навыков, не нужных в традиционном обществе. Ситуация отражается на детях, которые не получают прежнего внимания. Современные родители уделяют детям меньше времени, чем это было 50 лет назад.
В сегодняшней семье ребенок не получает, начиная с очень раннего периода своего развития, адекватной эмоциональной поддержки и достаточного количества положительных эмоциональных реакций. Он нуждается в позитивном эмоциональном контакте с людьми, и, прежде всего, с теми, кто находится в его микросоциуме. Даже при наличии положительного отношения к ребенку, заботы об удовлетворении его биологических и физиологических потребностях, эмоциональный компонент взаимоотношений выпадает. Положительный эмоциональный контакт ограничивается несознательно в силу того, что родители загружены работой, и другими заботами и проблемами. Они выделяют какое-то время для контакта с ребенком, но оно не соответствует его биологическим потребностям. Происходит задержка развития, которая касается
формирования идентичности, что способствует развитию личностных расстройств, в особенности нарциссического личностного расстройства. В связи с этим изучение влияния семейных отношений на формирование нарциссизма ребенка является актуальной задачей, как для возрастной психологии, психологии семейных отношений, так и для педагогической психологии.
Цель исследования заключается в том, чтобы изучить взаимосвязь особенностей стилей семейного воспитания и индивидуально-психологических особенностей подростков.
Объектом данного исследования являются стили семейного воспитания.
Предмет исследования: взаимосвязь особенностей стилей семейного воспитания и индивидуально-психологических особенностей подростков.
В качестве гипотезы в исследовании выступает предположение о том, что специфика стиля семейного воспитания обуславливает формирование индивидуально-психологических особенностей подростка: при гиперопеке также как и при гипоопеке (поощрении раннего чувства автономности, самостоятельности, неудовлетворении матерью инфантильных нужд), у ребенка формируются нарциссические черты личности.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть специфику семьи как персональной микросреды развития подростка.
2. Провести теоретический анализ понятия «нарциссизм».
3. Экспериментально исследовать взаимосвязь между отношением родителей к подростку и формированием его индивидуально-психологических особенностей.
Методы и методики исследования: в работе использовались «Методика исследования родительских установок и реакций PARI» (Е.С. Шеффер, Р.К. Белл, адаптация Нещерет Т.В.), опросник «Нарциссические черты личности» (Шамшикова О.А., Клепикова Н.М.). Результаты исследования были подвергнуты обработке методами математической статистики - вычисление мер центральной тенденции, корреляционный анализ.
Выборка исследования: в эксперименте участвовали 50 подростков, учащихся средних общеобразовательных школ г. Казани в возрасте 14-15 лет, а также их родители.
Практическая значимость работы состоит в том, что материалы исследования, полученные результаты и выводы могут способствовать эффективности исследования проблем детско-родительских отношений в современной семье. Полученные выводы и обобщения могут использоваться также в ходе дальнейшего изучения развития современной психологии семьи.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данная работа была посвящена исследованию взаимосвязи особенностей стилей семейного воспитания и индивидуально -
психологических особенностей детей подросткового возраста.
Работа состояла из двух частей: теоретической и экспериментальной.
В теоретической части была проанализирована литература по проблеме воспитания ребенка в семье, рассмотрена специфика семьи как персональной микросреды развития ребенка, проведен теоретический анализ понятия «нарциссизм», изучена проблема влияния семейного воспитания на формирование нарциссизма у детей.
В ходе эмпирического исследования были получены следующие результаты.
Родители подростков в большей степени ориентированы на оптимальный эмоциональный контакт с ребенком. Они предоставляют ему возможность высказаться, ребенок в семье имеет право на собственную точку зрения, свои взгляды и мнения, он принимает участие в решении важных семейных вопросов. В своей системе воспитания родители придерживаются ориентации на партнерские, уравненные отношения с ребенком. Они уважают желания, мнения и индивидуальность своего ребенка. Однако в то же время для родителей подростков характерно подавление воли ребенка. Они осуществляют полный контроль его действий, формируют у ребенка такую модель поведения, при которой он не сможет самостоятельно принимать важные для него решения. Также у родителей детей подросткового возраста отмечается тенденция подавления детской сексуальности. Это выражается в том, что половое воспитание детей изобилует множеством запретов, табу и стыда. Детей заставляют стыдиться своих сексуальных признаков. В целом, родители детей-подростков в своей системе воспитания ориентированы на оптимальный эмоциональный контакт с ребенком и излишнюю концентрацию на ребенке.
Подростки в свою очередь продемонстрировали явную склонность испытывать грандиозное чувство своей значимости, т.е. они преувеличивают собственные способности и достижения и ожидают оценки себя окружающими как особо одаренной личности, невзирая на то, что достижения объективно не столь значительны. Также дети подросткового возраста характеризуются высоким ожиданием особого отношения к себе. Это отражается в субъективной уверенности в заслуженности особого обращения. Нереализованность ожиданий провоцирует раздражительность при столкновении с любыми, даже мелкими препятствиями. Для испытуемых подростков также характерна поглощенность фантазиями, в которых нет угроз для их собственного «Я» в виде негативных высказываний в их сторону или оказания внимания кому-либо еще кроме них. Содержание фантазий носит конкретный, приближенный к реальности характер. Фантазии направлены на конкретное исполнение желаний.
В ходе корреляционного анализа результатов исследования установлено, что системообразующими факторами в группе подростков является вера в собственную уникальность, потребность в постоянном внимании и восхищении, сверхзанятость чувством зависти и дерзкое, заносчивое поведение. Они формируются под воздействием таких особенностей семейного воспитания, как развитие активности ребенка, опасение обидеть, исключение внутрисемейных влияний, чрезмерная забота, вербализация, уравненные отношения, подавление детской сексуальности и стремление ускорить развитие ребенка.
Обобщая вышесказанное, делаем вывод, что нарциссические тенденции у детей формируются под воздействием как оптимального эмоционального контакта родителей с ребенком, так и излишней концентрации на нем.
Таким образом, наше предположение о том, что при излишней концентрации родителей на ребенке равно как при эмоциональной дистанции с ним, у ребенка формируется нарциссические черты личности, подтвердилось частично.



1. Абрахам К. Характер и развитие / Карл Абрахам. — Пер. с нем. под науч. ред. С.Ф. Сироткина.- Ижевск: ERGO, 2007.
2. Бардиан A.M. Воспитание детей в семье. - М.: Педагогика, 1972.
3. Бриттон Р. Нарциссизм и нарциссические расстройства// Журнал практической психологии и психоанализа. - 2008. - №4.
4. Винникотт Д. Игра и реальность.- М.: Институт Общегуманитарных исследований, 2002. - 288 с.
5. Винникотт Д. Искажение Эго в терминах Истинного и Ложного Я // Московский психотерапевтический журнал. - 2006. - № 1. - С. 5 - 19.
6. Винникотт Д. Способность к одиночеству // Журнал практической психологии и психоанализа. - № 4, 2002.
7. Балинт М. Базисный дефект: терапевтические аспекты регрессии. - М.: Когито-Центр, 2002. - 256 с.
8. Габбард Г. Психодинамическая психиатрия и клиническая практика. Пер. с англ. - М., "КогитоЦентр", 2002.
9. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М.: Просвещение, 1986.
10. Кернберг О. Отношения любви: норма и патология. - М.: Независимая фирма "Класс", 2000.
11. Кернберг О. Пограничные состояния и патологический нарциссизм. Пер с англ. - М.: Наука, 2001.
12. Кернберг О. Тяжелые личностные расстройства: стратегии
психотерапии/Пер. с англ. М.И. Завалова. - М.: Независимая фирма “Класс”, 2000. - 464 с.
13. Киммел Т. Воспитание с любовью и логикой / Т. Киммел, В. Клайн, Д. Фей; Пер. с англ. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1995. - 168с.
14. Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Личностные и диссоциативные расстройства: расширение границ диагностики и терапии: Монография. - Новосибирск: Издательство НГПУ, 2006. - 448 с.
15. Кохут Х. Анализ самости: систематический подход к лечению нарциссических нарушений личности / Пер. с англ. - М.: КогитоЦентр, 2003.
16. Кляйн М. Эдипов комплекс в свете ранних тревог. М.: НИПЦ "ERGO", 2011. - 321с.
17. Лэш К. Культура нарциссизма. М.: Логос, 1993.
18. Мак-Вильямс Н.Психоаналитическая диагностика: понимание
структуры личности в клиническом процессе: пер.с англ./Н.Мак- Вильямс.- М.: Независимая фирма Класс, 2010.
19. Моллон Ф. Бессознательное. Проблемы психоанализа - М.: Проспект, 2002.
20. Райкрофт Ч. Критический словарь психоанализа. Пер. с англ. - СПб.: ВЕИП, 1995. - 288 с.
21. Райнпрехт Х. Воспитание без огорчений.- М.: Просвещение, 1996. - 270с.
22. Райх В. Характероанализ: Техника и основные положения для
обучающихся и практикующих аналитиков / Перевод; Общ. ред. и вступ. ст. А. В. Россохина. - M.: ТЕРРА - Книжный клуб; Республика,
1999.
23. Сатир В. Как строить себя и свою семью / Пер. с англ. - М.: Педагогика- пресс, 1992. - 190 с.
24. Смирнова Е.О. Проблемы общения ребенка и взрослого в работах Л.С. Выготского и М.И. Лисиной // Вопросы психологии, 1996. № 6.
25. Стерн Д. Дневник младенца: Что видит, чувствует и переживает ваш малыш / Пер. с англ. - М.: Генезис, 2001.
26. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. - М.: Мысль, 1987.
27. Торохтий B.C. Психология социальной работы с семьей. - М.: Наука,
2000.
28. Фрейд 3. О нарциссизме. - М.: Высшая школа, 1996.
29. Холмс Дж. Проблемы психоанализа. Нарциссизм. - М.: Проспект, 2002.
30. Хямяляйнен Ю. Воспитание родителей. Концепции, направления и перспективы. - М.: Просвещение, 1993.
31. Шамшикова Е.О. Некоторые аспекты нарциссического характера:
потребность во власти и контроле // Социокультурные проблемы современной молодежи: материалы Международной научно¬
практической конференции. Часть I / Под науч. Ред. Н.Я. Большуновой, О.А. Шамшиковой. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2006. - С.301-312.
32. Шамшикова О.А. Новый тип современного человека: нарциссическая личность // Образ человека в картине мира. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции. Сборник научных докладов. - Новосибирск, 2003. - С.107-112
33. Шнейдер Л.Б. Семейная психология. - М.: Академпроект, 2005. - 700с.
34. Bruch, H. (1978) The Golden Cage: The Enigma of Anorexia Nervosa. Cambridge. Mass. Harvard University Press.
35. Lowen, A. (1985) Narcissism. Denial of the True Self. New York. Collier Books.
36. Stone, E. (1988) American Glossary. Washington American Psychiatric Press.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ