Введение 3
Глава 1. Теоретические основы работы с синонимами в школе 6
1.1 Синонимы как средство развития речи 6
1.2 Синонимы как средство выявления авторской позиции 24
1.3 Стилистический эксперимент на уроках литературного чтения 29
Выводы по главе 1 36
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа с синонимами на уроках литературного чтения 38
2.1 Развитие речи при помощи синонимов на уроках литературного чтения 38
2.2 Приемы выявления авторской позиции при помощи синонимов 45
2.3 Использование стилистического эксперимента в начальной школе 52
Выводы по главе 2 61
Заключение 63
Список использованной литературы 65
Приложение
Актуальность исследования. Современная школа значительно изменилась за последние десятилетия и стремительно продолжает меняться. Начальная школа - важнейший этап в процессе общего образования школьника. Ответственность учителя начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения ФГОС НОО она существенно возросла. За четыре года младшему школьнику надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться, стать «профессиональным учеником».
Речь - один из видов коммуникативной деятельности человека - использование средств языка для общения с другими членами коллектива, овладение которой необходимо для дальнейшего развития человека.
Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).
Научить детей правильной и красивой речи, как устной, так и письменной, - сложная задача, требующая комплексного подхода.
Уровень развития речи значительного числа младших школьников едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы детей уровень развития речи явно недостаточен. Образная, яркая, логично построенная речь - основной показатель интеллектуального уровня ребенка, поэтому работа над развитием речи младших школьников является важным и необходимым условием для успешного развития и обучения учащихся.
Развитие речи - это двигатель интеллектуального развития человека - это, во-первых; во-вторых, развитие речи есть развитие мышления; в- третьих, от того, насколько человек владеет речью, зависит его карьера, способность к самовыражению, успехи в личной жизни; в-четвертых, в настоящее время, время передовых технологий, отмечается низкий уровень культуры речи. Поэтому задача современной школы - формирование умений и навыков связного изложения мыслей - актуальна во все времена.
Лексическое богатство языка в значительной степени обеспечивается его синонимикой. Понятия о предметах, действиях, признаках имеют множество вариантов, оттенков. Чем больше в словаре синонимов, их обозначающих, тем богаче, выразительнее возможности как языка в целом, так и каждого его носителя.
М.Р. Львов уделяет большое внимание работе с лексико-семантическими группами слов. Тогда как теоретических сведений о синонимах в начальных классах не дается, проводится практическая работа с синонимами, в процессе которой у учащихся формируется понятие о синонимах.
Урок литературного чтения - особый урок, важный для развития личности читателя, помогающий сориентироваться детям в огромном количестве книг, произведений, авторских имен. Естественно, каждый урок должен быть интересным, логичным, познавательным, деятельностным [50].
Однако исследований, отражающих работу с синонимами на уроках литературного чтения, недостаточно.
Цель нашей работы - исследование приемов работы с синонимами на уроках литературного чтения.
Объект исследования - уроки литературного чтения в начальной школе.
Предмет исследования - приемы работы с синонимами на уроках литературного чтения.
Задачи исследования:
- проанализировать работу с синонимами в начальной школе;
- определить направления работы с синонимами на уроках литературного чтения;
- разработать приемы работы с синонимами на уроках литературного чтения.
Гипотеза: использование работы с синонимами на уроках
литературного чтения способно повысить познавательный интерес младших школьников и их читательские умения.
Теоретико-методологическую основу исследования составили труды ученых, в которых рассматриваются:
- основы психолого-педагогической теории познания и деятельности: П.Я. Гальперин, В.В. Гузеев, В.В. Давыдов, А.Н. Леонтьев, А.М. Новиков, С.Л. Рубинштейн, Н.Ф. Талызина, И.С. Якиманская и др.;
- психолого-педагогические аспекты процесса решения задач, вопросы применения учебных задач в обучении (Г.А. Балл, П.Я. Гальперин, Л.Л. Гурова, В.В. Давыдов, З.И. Калмыкова, Ю.М. Колягин, В.А. Крутецкий, И.Я. Лернер, А.М. Матюшкин, Л.М. Фридман, Д.Б. Эльконин и др.).
Практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что предложены различные виды работы с синонимами на уроках литературного чтения, которые могут быть использованы учителями начальной школы.
Анализ методической, психологической, педагогической литературы, по теме исследования показал, что работа с синонимами актуальна в начальной школе. Именно в этот период дети начинают овладевать нормами устного и письменного литературного языка, учатся использовать языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.
От того, как поставлено обучение русской словесности в школе, используются ли там новые образовательные технологии либо все идет по старинке, во многом зависят и общая грамотность учеников, и их дальнейшие успехи. Задача учителя каждым уроком доказывать школьникам важность правильного словоупотребления и искусства речи. Для очень многих в современном обществе овладение грамотной и красивой речью — необходимое условие их профессионального роста, успеха в жизни.
Литературное чтение — один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Обучение литературному чтению по программе «Перспектива» ведется в соответствии с ФГОС. Содержание предмета предоставляет значительные возможности для развития умений работать в паре или в группе.
Работа с синонимами — важная область словарной работы. Лексическое богатство языка в значительной степени обеспечивается его синонимикой. Понятия о предметах, о действиях, о признаках имеют множество вариантов, оттенков. Чем больше в словаре синонимов, их обозначающих, тем богаче выразительные возможности как языка в целом, так и каждого его носителя. Русский язык очень богат синонимами.
В ходе исследования была показана организация работы с синонимами при развитии речи и при выявлении авторской позиции на уроках литературного чтения в начальной школе.
Проведенное исследование и сделанные выводы подтверждают гипотезу: работа с синонимами на уроках литературного чтения развивает у учащихся речь, мышление, чувство слова, их читательские умения, а главное, успешно мотивирует их к чтению и осмыслению художественной литературы.
1. Алексеева М.Ю., Матвеева Е.И. Измерители качества обучения по литературному чтению, 3 класс /М.Ю. Алексеева, Е.И. Матвеева. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2013. - 96 с.
2. Альбеткова Р.И. От слова к словесности. - М.: Дрофа, 2012. - 314 с.
3. Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе / А.Г. Асмолов. - М: Просвещение, 2014.
4. Бершадский М.Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2013. - 256 с.
5. Бершанская О.Н., Дегтерева Г.Д. «Моя шкатулка». Справочник по
литературному чтению. - Киров: ООО «Кировская областная
типография», 2010.
6. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс / М.В. Бойкина, Л.А. Виноградская. - М.: Просвещение, 2012. - 96 с.
7. Галактионова Т.Г. Учим успешному чтению / Т.Г. Галактионова, Е.И. Казакова, М.И. Гринева. - М.: Просвещение, 2011.
8. Ганиев Ж.В. Современный русский язык: фонетика, графика,
орфография, орфоэпия: учебное пособие. М.: Изд-во ФЛИНТА, 2012.
9. Горина Л.В. Интеллектуально-речевое развитие младших школьников на уроках литературного чтения. - М.: Инта - Знание, 2012. - 76 с.
10. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения / В.В. Гузеев. - М.: Народное образование, 2011. - 128 с.
11. Давыдов В.В. Концепция гуманизации российского начального
образования / Сб. «Начальное образование в России». - М.:
Просвещение, 2014. - 98 с.
12. Давыдова О. Самостоятельный анализ художественных произведений в
начальной школе. [Электронный ресурс] URL:
http://nsc.1september.ru/article.php? ID=200302207.
13. Евтушёк Т.Е. Методические рекомендации для учителей начальных классов / Автореф... канд. пед. наук, Т.Е. Евтушёк. - М., 2013. - 178 с.
14. Елькина О.Ю. Формирование продуктивного опыта младших школьников / О.Ю. Елькина. - Педагогика. - 2014. - № 7.
15. Еремина С. Е. Особенности работы с текстом на уроках литературы в рамках технологии продуктивного чтения [Электронный ресурс] URL: http: //ershov.clan.su/load/0-0-0- 428-20.
16. Ефимов В.Ф. Компетентность как новое качество личности школьника / В.Ф. Ефимов //Начальная школа. - 2012. - № 2.
17. Ефросинина Л.А. Литературное чтение в 4 классе: Методическое пособие. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 272 с.
18. Ефросинина Л.А. Литературное чтение: Учебная хрестоматия. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 34 0с.
19. Жесткова Е.А. Мир детства в творческом сознании и художественной практике В.И. Даля // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - Тамбов: Грамота. - 2014. - №4.
20. Зимняя И.А. Педагогическая психология: учебник для вузов / И.А. Зимняя. - М.: Логос, 2011. - 384 с.
21. Ильин Г.Л. Как обеспечить качество обучения в информационном обществе / Г.Л. Ильин // Народное образование. - 2011. - № 5.
22. Кабардин О.Ф. Личностно-ориентированный подход как средство реализации целей развивающего образования / О. Ф. Кабардин // Журнал научно-педагогической информации. - 2013. - № 8.
23. Коти Т.Ю. Литературное чтение. Творческая тетрадь. 3 класс / Т.Ю. Коти. - М.: Просвещение, 2011. - 64 с.
24. Коханова В.А., Жигалова М.П., Колышева Е.Ю., Михайлова Н.С. Технологии и методики обучения литературе: учебное пособие / Под ред. В.А. Кохановой. - М.: Наука, 2011. - 248 с.
25. Крылова О.Н. Чтение. Работа с текстом: 4 класс / О.Н. Крылова. - М.: Изд-во «Экзамен», 2012. - 109 с.
26. Кузьмина И.А. Особенности работы с текстом в начальной школе на
уроках чтения // Муниципальное образование: инновации и
эксперимент. - №4. - 2014
27. Кушнер Ю.З. Методология и методы педагогического исследования: учебно-методическое пособие / Ю.З. Кушнер. - Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2011. - 66 с.
28. Лихачева Т. Ю. Этапы работы с текстом и формирование различных технологий извлечения информации из текста // Эксперимент и инновации в школе. - 2011. - № 4. - С.68-71.
29. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути её развития: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2015. - 197 с.
30. Малаховская О.В. Литературное чтение. 1-4 класс: Тетрадь для самостоятельной работы. — М.: Академкнига, 2013.
31. Малинин В.А., Повшедная Ф.В. Образовательный холдинг «Школа - вуз»: пути интеграции // Инициативы XXI века. - 2012. - № 3.
32. Маранцман Е.К. Психологические особенности обучения младших
школьников художественному восприятию текста / Герценовские чтения. Начальное образование. Том 2. Выпуск 1. Инновации в начальном образовании: проблемы, поиски, решения. - СПб.:
Издательство ВВМ, 2011. - С. 80-85.
33. Обласова Т. В. Специфика учебных текстов для развития текстовой деятельности школьников в процессе изучения предметов гуманитарного цикла // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2013. - № 4.
34. Осмоловская И.М., Петрова Л.Н. Формирование универсальных учебных действий у учащихся начальных классов / И.М. Осмоловская, Л.Н. Петрова // Начальная школа. - 2012.- № 10. - С.13-17.
35. Планируемые результаты начального общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б.Логиновой. - М.: Просвещение, 2011. - 120 с.
36. Политова Н.Н. Развитие речи учащихся начальных классов. - М.: Просвещение, 2015. - 186 с.
37. Примерная основная образовательная программа образовательного
учреждения. Основная школа. / Сост. Е.С. Савинов. — М.:
Просвещение, 2011. — 342 с.
38. Стилистический эксперимент А.М. Пешковского и Л.В. Щербы на
уроках развития речи [Электронный ресурс] URL:
http://festival.1september.ru/articles/522000/.
39. Столыпина Н.В., Тарабуева М.В. Формирование читательских умений через анализ литературного произведения [Электронный ресурс] / Н.В. Столыпина, М.В. Тарабуева // Начальная школа плюс: до и после. -2011. - № 1.
40. Теоретические основы и методика филологического образования младших школьников: учебное пособие / УГПУ; Н.В. Багичева, М.Л. Кусова, Е.И. Плотникова, С.В. Плотникова, В.А. Шуритенкова. - М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. - 272 с.
41. Урок литературного чтения в 4-м классе по образовательной модели «Гармония». Тема: Сергей Есенин, «С добрым утром» [Электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/604548/.
42. Урок чтения в 4-м классе по программе «Школа-2100» [Электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/582700/.
43. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011г. / Министерство образования и науки РФ. — М.: Просвещение, 2011. — 33с.
44. Филиппова Л.В. Словарная работа как средство формирования коммуникативных умений младших школьников // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - № 11. - 2014.
45. Фокина Т.Л. Развитие речи на уроках в начальной школе // Молодой ученый. — 2014. — №18.
46. Хуторской А.В. Общепредметное содержание образовательных стандартов / Материалы проекта «Стандарт общего образования». - М., 2012.
47. Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов / А.В. Хуторской. - СПб: Питер, 2014. - 544 с.
48. Цукерман Г.А. Виды общения в обучении / Г.А. Цукерман / Томск, 2013. - 310 с.
49. Шихова О.В. Педагогика и методика начального образования / О.В. Шихова. - Вологда: Русь, 2003. - 460 с.
50. Шубина Т. И. Деятельностный метод в школе [Электронный ресурс] URL: http://festival.1september.ru/articles/527236/.