Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ И КОММУНИКАТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Работа №60351

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

педагогика

Объем работы94
Год сдачи2016
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
347
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Научно-теоретические основы формирования личностных и коммуникативных универсальных учебных действий учащихся начальной школы 8
1.1. Понятие «универсальные учебные действия» в современной педагогике . 8
1.2. Виды универсальных учебных действий 11
1.3. Возрастные особенности формирования личностных и коммуникативных
универсальных учебных действий учащихся начальной школы 15
Выводы по 1 главе 26
Глава 2. Методические основы формирования личностных и коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения 29
2.1. Методическая работа по формированию основных характеристик
личностного развития учащихся начальной школы на уроках литературного чтения 29
2.2. Методические приемы по формированию коммуникативных
универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения 33
2.3.Экспериментальная работа по формированию личностных и коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения в современной начальной школе 45
Выводы по II главе 60
Заключение 64
Список использованных источников 70
Приложение


В современном обществе возросла роль таких качеств личности, как способность быстро ориентироваться в меняющемся мире, осваивать новые профессии и области знаний, умение находить общий язык с людьми. Современная школа должна готовить своих учеников к реалиям жизни. Поэтому на сегодняшний день приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формировать у учащихся умения учиться.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий. Термин «универсальные учебные действия» ученые определяют, как умение учиться, т. е. «способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта» [55, с. 14]. В психологическом значении термин «универсальные учебные действия» трактуется как совокупность навыков учебной работы и способов действия учащегося с помощью, которых ученик готов самостоятельно организовать процесс по усвоению новых знаний и умений.
Школа должна формировать универсальные учебные действия для применения знаний, умений и навыков в любой жизненной ситуации, обеспечить возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения. При этом именно личностные универсальные учебные действия позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач, связывая их с жизненными целями и ситуациями.
В современной науке выделяют три вида личностных действий: самоопределение - сформированность внутренней позиции школьника - принятие и освоение новой социальной роли ученика; становление основ российской гражданской личности, чувство гордости за свою родину и народ, развитие самоуважения и адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть сильные и слабые стороны своей личности; смыслообразование - поиск и установление личностного смысла учения на основе системы учебно-познавательных и социальных мотивов; понимания границ того, "что я знаю", "что я не знаю" и стремление к преодолению этого разрыва; нравственно - этическая ориентация - знание и выполнение основных моральных норм на основе понимания их социальной необходимости, развитие этических чувств - стыда, вины, совести.
Развитие коммуникативных умений происходит на уроках в начальной школе посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль обучающегося. В ситуациях коллективного взаимодействия, которые сопутствуют решению проблемных и творческих задач, формируется способность оценивать правильность выбора вербальных и невербальных средств, соблюдать правила речевого этикета и устного общения.
Литературное чтение - базовая учебная дисциплина в начальной школе, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Приоритетной целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетенции младшего школьника, осознания себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования.
Актуальность настоящего исследования определяется
необходимостью формирования личностных и коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения, так как они позволят повысить мотивацию младших школьников, изменить эффективность образовательного процесса, заложить фундамент развития компетентной личности. Формирование личностных универсальных учебных действий способствует развитию смыслообразования через прослеживание «судьбы героя» (Гальперин, 2005) и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов, происходит самоопределение и самопознание на основе сравнения «я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации. Сформированные личностные универсальные учебные действия (УУД) способствуют морально-этической ориентации и нравственной оценке через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей, формирование нравственной позиции учащихся на основе опыта эмпатии и сопереживания. Коммуникативные универсальные учебные действия в курсе литературного чтения обеспечивают развитие основных видов речевой деятельности (слушания, чтения, говорения и письменной речи).
Проблема исследования: каков процесс формирования личностных и коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения
Цель исследования: на основе психолого-педагогического и
теоретико-методологического анализа научной литературы разработать методическую систему формирования личностных и коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения.
Объект исследования: процесс формирования личностных и
коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения.
Предмет исследования: формирование личностных и
коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения.
В ходе исследования была выдвинута следующая гипотеза: методика формирования личностных и коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения будет эффективной, если:
- учитывать психолого-педагогические особенности младших школьников;
- использовать разные образовательные технологии: проектную деятельность, творческие задания, исследовательская деятельность, ИКТ - технологии;
- использовать разнообразные формы работы с текстом (интерпретация текста; высказывания своего отношения к прочитанному с аргументацией; анализ характеров и поступков героев и т.д.).
В соответствии с целью исследования и его гипотезой были сформулированы задачи исследования:
1. На основе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме определить степень изученности данной темы;
2. Теоретически обосновать основы формирования личностных и коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения.
3. Разработать методическую систему формирования личностных и коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения.
^Экспериментально проверить эффективность разработанной методической системы формирования личностных и коммуникативных универсальных учебных действий на уроках литературного чтения.
В ходе решения поставленных задач и проверки гипотезы, были использованы следующие методы исследования:
- теоретические: научно-теоретический анализ, обобщение, сравнение и синтез педагогической, психологической, методической литературы по исследуемой проблеме;
- эмпирические: опытно-экспериментальная работа, опрос,
анкетирование, наблюдение, беседа, использование тестов для оценки эффективности разработанной нами методической системы; методы статистической обработки результатов исследования.
Экспериментальная база исследования: МБОУ «Гимназия №21» Приволжского района города Казани.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
- теоретически разработана и методически обоснована проблема формирования личностных и коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного;
- выделены психолого-педагогические аспекты формирования универсальных учебных действий на уроках литературного чтения;
- разработана методическая система формирования личностных и коммуникативных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках литературного.
Практическая значимость исследования заключается в разработке методической системы формирования личностных и коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения. Результаты данного исследования могут быть использованы учителями начальных классов общеобразовательных школ, студентами педагогических университетов, колледжей и педагогических ВУЗов.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Метод учебных проектов позволяет внести в современную технологию обучения два существенных дополнения - изменение в функции знаний и способов организации процесса их усвоения.
Выделяются несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:
а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);
б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);
в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной
информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);
д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);
е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «Чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность - время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Реализация проекта младших школьников «Книга сказок» способствует:
- расширению возможностей для творческого развития младших школьников, реализации их интересов;
- более глубокому усвоению учащимися начальных классов учебного материала о народных сказках, их специфике и поэтике;
- формированию и развитию исследовательских навыков младших школьников;
- обогащению словаря и развитию речи учащихся начальных классов;
- воспитанию нравственных ценностей младших школьников.
Составленный нами конспект интегрированного урока литературного чтения и технологии «Книга сказок» во 2 классе позволяет сформировать у младших школьников углубленное смысловое восприятие народной сказки; развивать мышление, память, речь и творческое воображение; воспитывать потребность в чтении книг, любовь к устному народному творчеству, к чтению сказок, также способствует развитию творческих способностей.



1. Алексеева Л.Л., Анащенкова С.В. и др. Планируемые результаты начального
общего образования. (Стандарты второго поколения) - М.:
Просвещение,2010.
2. Аникин В.П. Русское устное народное творчество.: Учеб.для вузов. - 3-е изд.
стер. - М.: Высшая школа, 2009.
3. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать
универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. Пособие для учителя. (Стандарты второго поколения) / Под. ред. Асмолова А.Г.. - М.: Просвещение, 2010.
4. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Поурочные планы, 2 класс. В.: Учитель, 2009.
5. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Литературное чтение: Маленькая дверь в большой
мир, 2 класс. М.: БАЛАСС, 2009.
6. Бухаркина М.Ю. Разработка учебного проекта. — М., 2003.
7. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной
деятельности. М., 2002.
8. Воронцов А.Б., Егоркина С.В. и др. Проектные задачи в начальной школе.
(Стандарты второго поколения). - М. Просвещение, 2010.
9. Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом.
// Образование в современной школе. 2000. №4.
10. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. - 2005. - №9.
11. Камалова Л.А.Изучение русских и татарских народных сказок в школах Республики Татарстан в контексте диалога культур. - Казань: РИЦ «Школа», 2006 - С.148.
12. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист.- №1.-2004.
13. Пропп В. Я. Морфология сказки. - 2-е изд. - М., 1969.
14. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М., 2005.
15. Словарь иностранных слов. 17-е изд., испр. - М.: Рус. яз., 1988.
16. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение. 2010.
17. Формирование ключевых компетентностей учащихся в начальной школе: учебно-методическое пособие для учителя / под общей редакцией Калининой Н.В. - Ульяновск: УИПКПРО, 2009.
18. Kilpatrick W.H. Foundation of Method: Informal Talks on Teaching / New York: Macmillan & Co., 1928.
19. Цукерман Г.А. Две фазы младшего школьного возраста.- М., 2000.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ