ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Моделирование физических процессов как общенаучный метод познания
1.1. Применение метода моделирования в физике 5
1.2. Метод моделирования в преподавании физики средней образовательной
школы 9
1.3. Классификации моделей и их значение в обучении физике 13
ГЛАВА 2. Модели физических процессов и моделирование как метод познания в физике
2.1. Сущность понятий "объект", "модель", "моделирование" 16
2.2. История развития понятий модель и моделирование 19
2.3. Значение моделирования в физике 20
2.4. Этапы процесса моделирования 22
2.5. Материальные модели и модельный эксперимент 23
ГЛАВА 3. Использование виртуальных компьютерных моделей в обучении физике в общеобразовательной школе
3.1. Разработка виртуальных моделей для повышения наглядности при
изучение разделов школьного курса физики (Фигуры Лиссажу, Движения волны, Биения и Броуновское движение) 27
3.2. Проектирование уроков физики с использованием моделирования
физических процессов 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЯ
В настоящее время главное направление модернизации Российского образования - обеспечить его новое качество. Это можно сделать, в том числе и совершенствуя методическую систему обучения включением актуального содержания и использованием современных средств обучения.
Я считаю, что рассматриваемая проблема актуальна, т.к. моделирование как объект изучения остается одним из наиболее сложных аспектов, как для обучаемых, так и для учителей, и любое развитие методической мысли в этом направлении будет иметь ценность.
Порою бывает неудобным и невозможным рассмотрение реального объекта, процесса или явления, ведь они бывают иногда многогранны и сложны. Тогда лучшим способом их изучения и становится построение модели, отображающей лишь какую-то грань реальности, потому более простой. И многовековой опыт развития науки доказал на практике плодотворность такого подхода.
Модели играют чрезвычайно важную роль в проектировании и создании различных технических устройств, машин и механизмов, зданий, электрических цепей и т.д. Без предварительного создания чертежей невозможно изготовить даже простую деталь, не говоря уже о сложном механизме.
Актуальность проблемы и её значимость обусловили выбор темы исследования: «Метод моделирования в школьном курсе физики».
Цель работы - разработка виртуальных демонстраций для повышения наглядности при изучении тем: «Электромагнитные колебания»,
«Механические колебания» и «Броуновское движение».
Задачи:
1. Изучить учебно-методическую литературу по разработке
демонстрационных виртуальных физических опытов
2. Выяснить области применения метода моделирования в преподавании физики;
3. Создать демонстрационные модели:
1) Электромагнитные колебания,
2) Механические колебания;
3) Броуновское движение.
Практическая значимость:
- виртуальные демонстрационные физические опыты могут быть использованы при изучении тем колебания и волны, молекулярно- кинетическая теория газов.
Структура дипломной работы: дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.
С помощью моделирования учащийся способен не только видеть результат, но и оценить, насколько каждый из вводимых параметров влияет на результат. Это помогает школьнику (или студенту) лучше понять смоделированный процесс и проанализировать процесс моделирования физических процессов. Разработаны технологические карты занятий на темы «Электромагнитные колебания», «Механические колебания», «Строение вещества. Молекулы и атомы»